Валентин Серов
Главная > Переписка > Письма 1901 - 1903


Письма 1901 - 1903 годов

СЕРОВ — А. Т. БОТКИНОЙ

<5 января 1901 г. Петербург>

Многоуважаемая Александра Павловна,

выставка почти устроена 1 и не угодно ли Вам будет произвести предварительный осмотр ее совместно с супругом Вашим. Между 2 и 3 ч. встретите и меня. Сегодня в пятницу.

Ваш В.Серов

ГТГ.
____________

1 На эту выставку “Мира искусства” Серов дал картины “Выезд цесаревны Елизаветы Петровны и Петра II на охоту”, “На речке” и портреты царя в тужурке, девочек Боткиных, С. М. Боткиной.

 

СЕРОВ — А. Е. ЛЬВОВУ

<Телеграмма>

7 февраля 1901 г. Петербург

На Совете быть не могу. Результат уведомьте: Фонтанка, 111

Серов

На телеграмме: Мск. Училище живописи
Мясницкая
князю Львову

ЦГАЛИ. Публикуется по тексту телеграммы. На телеграмме имеется пометка почтамта; Ответ уплачен.
_____________

1 Серов интересовался результатами выборов преподавателя жанрового класса, которые должны были состояться на заседании Совета преподавателей 8 января 1901 г.; см. следующее письмо .

 

А. Е. ЛЬВОВ — СЕРОВУ

<Телеграмма>

<8 января 1901 г. Москва>

Выборы преподавателя жанрового класса отложены.

Львов На телеграмме: Петербург, Фонтанка, одиннадцатый, Серову

ЦГАЛИ. Публикуется по черновому автографу телеграммы.

 

А. Е. ЛЬВОВ — СЕРОВУ

<Телеграмма>

<9—15 января 1901 г. Москва>

Совет назначен на восемнадцатое. Пожалуйста, сообщите Трубецкому 1. Львов

На телеграмме:
Петербург, Фонтанка, 11, Серову

ЦГАЛИ. Публикуется по черновому автографу.
___________

1 Павел (Паоло) Петрович Трубецкой (1867—1938) — скульптор; преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества в 1898—1905 гг. В 1898 г. Серов исполнил портрет и бюст Трубецкого. Известна также зарисовка Трубецкого, изображающая Серова.

 

СЕРОВ — К. А. СОМОВУ

<До 10 января 1901 г. Петербург>

Многоуважаемый Константин Андреевич!

Комнату, в которой Вы разместили Ваши произведения, решено уничтожить, но не пугайтесь Вам отведена стена (на кот<орой> висел Пурвит 1) и приблизительно в том же порядке. В случае, если размещением будете недовольны, можно, быть может, завтра утром кое-что переместить. В. Серов

Публикуется по автографу на визитной карточке Серова.

На карточке имеются набросок плана помещения и пометки Серова: уничтожено, Конф. зал, Ваше место, А. Бенуа, Браз.
______________

1 Вильгельм Пурвит (1871—1945) — живописец, академик с 1913 г.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<16 января 1901 г.> СПб Вторник

Илья Семенович,

собираюсь, т. е. еду в среду завтра в Москву на несколько дней, Александра Павло<вна Боткина> тоже на днях едет — нельзя ли будет нам собраться на этих днях 1. Между прочим, я окончательно пришел к заключению, что нам необходимо приобрести следующие вещи: 1) Рябушкина , 2) Врубеля (лошади) 2, 3) А. Бенуа “Зеленые ворота” 3 (вещь задержана <С. С.> Боткиным) и 4) Левитана “Ручей” (тоже задержана Боткиным) 4. Мы покупаем слишком боязливо, а твоего опасения приобретать Бенуа после его статьи не признаю. Считаю даже просто унизительным — ну, да еще при свиданьи переговорим.

Твой В. Серов

На конверте: Москва
ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову
Трубниковский, соб. дом
Почтовые штемпеля: С. Петербург, 17 янв. 1901;
Москва, 18.1.1901.

ГТГ.
______________

1 Совет галереи состоялся 20 января 1901 г.

2 Речь идет о картине Врубеля “К ночи” (1900), экспонировавшейся тогда на выставке “Мира искусства”; поступила в Третьяковскую галерею в 1907 г.

3 Так Серов назвал произведение А. Н. Бенуа “У Монплезира в Петергофе” (1900); приобретена Советом галереи 20 января 1901 г.

4 Картина Левитана “Ручей” была приобретена тогда Русским музеем.

 

СЕРОВ — В ОБЩИЙ СОВЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

<19 января 1901 г. Москва>

Милостивые государи! Так как на последних выборах преподавателя в высший художественный класс училища в Совете 18 января 1901 г. преподаватели архитектуры и научных предметов не были согласны с выбором кандидата, предложенного группой руководителей художественных классов,— не примкнули, как до сих пор обоюдно практиковалось (не знаю по уставу ли?) при избрании лиц по разным специальностям,— и тем выразили свое недоверие и неуважение к выбору группы художников, имеющих в данном случае первенствующее значение (не по уставу),— я не считаю для себя возможным участвовать на общих Советах и тем самым (по уставу, вероятно) исключаю себя из состава преподавателей школы.

В. Серов 19 янва<ря> 1901 г.

Р. S. В. И. Суриков был предложен первым на предварительном совещании, но вследствие его отказа (как и на предложение Академии) и только потому кандидатура его была снята.

ГТГ.

 

СЕРОВ — А. П. РЯБУШКИНУ

19 января <1901 г. Москва>

Многоуважаемый Андрей Петрович!

Очень было бы желательно иметь вещь Вашу, кот<орая> имеется на выставке “Мир искусства” — в галерее бр<атьев> Третьяковых, и по поручению членов Совета просил бы Вас очень уступить нам картину Вашу за тысячу (1000) руб. 1 Просил бы, если Вы решите в благоприятном для нас смысле, телеграфировать мне немедленно: Москва, Большой Знаменский переулок, дом Улановых.

Член Совета Третьяковской галереи В. Серов

ГРМ.
_____________

1 Речь идет о картине “Русские женщины XVII столетия в церкви” (1899).

 

Т. А. САФОНОВ 1— СЕРОВУ

<Около 20 января 1901 г. Киев>

Высокочтимый Валентин Александрович!

Обращаюсь к Вам с просьбой: я случайно приобрел небольшую картину Виктора Михайловича — подписанную: В. Васнецов 1889-го года — и на подрамнике сделана надпись: “Савка-охотник” (очевидно, рукой Виктора Михайловича). О художественных достоинствах этой работы скажу только, что все из видевших ее художников любовались. Не найдете ли Вы нужным приобрести ее для галереи Третьяковых, где она может иметь большое значение? Я могу привезти ее к Вам в первых числах февраля (2-го — 6-го). Могу ли я видеть Вас и где? Пожалуйста, сообщите мне, за что буду очень благодарен 2.

Ваш почитатель художник Т. Сафонов

Адрес: Киев, Пушкинская, № 36,
Тимофею Алексеевичу Сафонову.

ЦГАЛИ. На первой странице автографа надпись: Отвечено мною 22 янв<аря 1>901. И. Остроухов.
________________

1 Тимофей Алексеевич Сафонов (1873—?) — выпускник Академии художеств 1897 г., преподаватель рисования, член Общества преподавателей графических искусств в Москве .

2 Речь идет о картине В. М. Васнецова “Охотник”. Третьяковская галерея не приобрела ее.

 

СЕРОВ — В. Ф. НУВЕЛЮ 1

<Около 5 февраля 1901 г. Москва>

Милый Валичка,

вот прочти с Шурой <Бенуа> письмо мое и порешите что-нибудь. Кто сейчас замещает редактора? А за сим прошу тебя посоветуй, что мне делать по придворной части. Не знаешь ли, портрет Николая II отправлен в министерство и протер ли Л. Бакст ему глаза (т. е. не глаза, а вообще, что пожухло)? Хотелось бы мне что-нибудь по этому поводу спросить у Опритца 2 что ли, что мол, как вообще деньги мне за него заплатят или как? Ответь по-приятельски, что предпринять или обождать до моего приезда в Питер 10 февр<аля>, а то напиши мне как зовут Опритца и превосходительство ли он (когда насчет денег, то надо знать чин). Вообще, напишите мне что-нибудь. Сергей Павл<ович Дягилев> писать не любит, сколько мне известно. Как здоровье Дмитрия Владим<ировича Философова> и зачем Серг<ею> Пав<ловичу> нужно туда ехать?

Твой В. Серов

ЦГАЛИ.
_____________

1 Вальтер Федорович Нувель (1871—1949) — чиновник особых поручений канцелярии министерства императорского двора, “не гласный, но весьма важный и влиятельный участник “Мира искусства”.

2 Николай Ильич Опритц (?—1916) — тайный советник, служивший в канцелярии министерства двора, заведующий придворной цензурой.

 

Н. П. УЛЬЯНОВ, Г. А. МАГУЛА, К. Ф. ЮОН 1 И ДРУГИЕ — СЕРОВУ

<Телеграмма>

23 марта 1901 г. Москва

Собравшись вместе, мы, проникнутые к Вам глубоким уважением, единодушно шлем Вам свою благодарность за Ваше благотворное влияние, каким мы пользовались в течение уже нескольких лет 2.

Ульянов, Магула, Юон, Грабовский 3, Сапунов 4, Демьянов 5, Липкин 6, Некрасов 7, Пырин 8.

Адрес на телеграмме: Москва, Знаменский пер., д. Ульяновых В. А. Серову

ГТГ. Публикуется по тексту телеграммы.
___________

1 Константин Федорович Юон (1875—1958) — живописец, театральный художник, график, педагог. Действительный член Академии художеств, Народный художник СССР.

2 21 марта 1901 г. Совет преподавателей Училища на так называемом годичном экзамене присудил малые серебряные медали Липкину и Сапунову за их работы по рисованию и живописи и счел окончившими портретный класс Магулу, Ульянова и Грабовского.

3 Иван Михайлович Грабовский (1878—1929) — живописец и рисовальщик; занимался в Училище живописи в 1894—1901 гг.

4 Николай Николаевич Сапунов (1880—1911) —живописец, театральный художник.

5 Михаил Александрович Демьянов (1873—1913) — живописец; занимался в Училище с 1892 г., потом в Академии художеств в 1903—1910 гг.

6 Борис Николаевич Липкин (1874—1954) — живописец, занимался в Училище в 1892— 1901 гг., затем в Академии художеств до 1908 г.

7 Николай Федорович Некрасов (1874—?) — художник, занимался в Училище в 1894— 1907 гг., затем учитель рисования и черчения.

8 Михаил Семенович Пырин (1874—1943) — живописец и педагог, занимался в Училище в 1892-1900 гг.

 

СЕРОВ — Н. П. УЛЬЯНОВУ

<Телеграмма>

24 марта 1901 г. Москва

Тронут телеграммой и благодарю пославших ее.

Серов

На телеграмме: Мясницкая
Училище живописи, ваяния и зодчества Ульянову

ЦГАЛИ. Публикуется по тексту телеграммы.

 

СЕРОВ, С. В. ИВАНОВ, Н. А. КЛОДТ 1 И ДРУГИЕ — В. Е. ГИАЦИНТОВУ 2

<Конец апреля 1901 г. Москва>

Многоуважаемый Владимир Егорович!

Просим поставить на очередь в ближайшем Совете преподавателей вопрос о начальном классе 3.

В. Серов
С. Иванов
Н. Клодт
А. Васнецов 4
А. Архипов

ЦГАЛИ.
_______________

1 Николай Александрович Клодт фон Юргенсбург (1865—1918) — живописец, театральный художник и педагог.

2 Владимир Егорович Гиацинтов (1858—1933) —преподаватель истории и географии в Поливановской гимназии, с 1885 г. преподаватель истории искусств в Училище, а в 1896— 1918 гг. его инспектор, с 1900 г. профессор Московского университета по кафедре теории и истории искусств, автор драмы “Шварцвальдские разбойники”.

3 Начальный (подготовительный) класс в живописном отделении был учрежден 1 мая 1901 г. Осенью того же года был произведен первый набор в количестве 50 человек.

4 Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856—1933) — живописец, преподаватель Училища в 1901—1918 гг.

 

СЕРОВ — К. А. КОРОВИНУ

7 мая <1901 г. Петербург>

Ну что, Константин?

Оно, конечно, пари я проигрываю, но не совсем. Имею к вам получить 25 руб. серебром, да и сигары вещь вопросная, положим, мы уже их выкурили. Волконский 1 с Поленовым 2 уходят. Государь просил его остаться до заместителя. Так как же насчет школы? Вчера получил от жены телеграмму: Был Львов, выбрали Коровина и тебя, соединили портретный и жанровый”. Наша взяла. На днях буду в Москве, потолкуем. Вышел вчера номер <апрель, № 7> Собкинского журнала, в котором во весь лист помещен (твой) Русский кустарный отдел на Всемирной выставке в Париже 1900 г., проект арх<итектора>И. Е. Бондаренко 4 (с ориг<инального> рисунка автора). Что подчеркнуто, напечатано возле рисунка. Что сие значит?

Это уже не Шехтель, а да я просто не знаю, как это назвать? Очевидно, Собко делает это нарочно, но как Бондаренко может давать за своею подписью твой рисунок не знаю. Надо выяснить: где этот Бондаренко? Надо написать в газеты письма. Жаль, что всякий шум на руку Собке, его журналу (невозможно плохому). Ну, ну, хороши господа. Не знаю, кто лучше, Собко или Бондаренко. Оба лучше

Твой В. Серов

Говорят, ты был здесь в театре и раскланивался с З. В. Ратьковой-Рожновой. Это правда? Собственно, относительно Бондаренко опровержение должно было бы изойти от кустарного комитета. Жаль, московский двор сейчас здесь, а то тебе бы к ним.

____________

1 Сергей Михайлович Волконский, кн. (1860—1937) — директор императорских театров в 1899—1901 гг., автор ряда книг, брошюр и статей по вопросам искусства, особенно сценического.

2 Константин Дмитриевич Поленов (1848—1917) —помощник заведующего монтировочной части петербургской конторы императорских театров, младший брат В. Д. Поленова.

3 Илья Евграфович Бондаренко (1870—1947) — архитектор и художник, участвовал в оформлении русского кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

16 мая 1901 г. Петербург

Дорогой Илья Семенович!

Поручение, данное мне А. Н. Бенуа, выполнил я только наполовину. Вот в чем дело: необходимо узнать Щукин Петр Иванович в Москве ли и сколько пробудет в ней еще (музейный)? 1 Будь добр, узнай, пожалуйста, возможно скорее и дай ему знать об сем предмете.

Твой В. Серов

Москва
Илье Семеновичу Остроухову Трубниковский, соб. дом
Почтовые штемпеля: С. Петербург 18.V.1901 Москва 19.V.1901

ГТГ. Публикуется по автографу на печатном бланке журнала “Художественные сокровища России”.

На автографе имеется приписка: Дорогой Илья Семенович, прошу очень не отказать моей просьбе и, елико возможно, скорее ответить по адресу: Ораниенбаум, угол Ильковского проспекта и Швейцарской ул., дача Кудрявцева, А. Н. Бенуа. Остаюсь искренно преданный Вам и глубоко уважающий Вас Александр Бенуа.

________________

1 Петр Иванович Щукин (1853—1912) —известный коллекционер книг, литографий, гравюр, произведений старины; именитый московский купец. Собрание Щукина поступило в Исторический музей.

 

СЕРОВ — В. М. ГОЛИЦЫНУ

<Май 1901 г. Петербург>

Многоуважаемый князь Владимир Михайлович!

Редактор журнала “Художественные сокровища России”, мой близкий друг, желал бы, если это возможно, осмотреть Петровское 1 , чем весьма обяжете меня и Александра Николаевича Бенуа.

Готовый к услугам В. Серов

ГТГ.
_______________

1 Петровское — помещичья усадьба на западе от Москвы (Белорусская ж. д., Усовская ветка). Центром ее был старинный дом с колоннами, фронтоном и деревянным флигелем. Вокруг находились многочисленные постройки. Имелась каменная церковь XVIII в.

 

СЕРОВ — В. Н. ДУКШТУ

31 июля <1901 г. Териоки>

М<илостивый> г<осударь>!

В прошлом письме я позабыл дать свой адрес: Финляндская ж. д., ст. Териоки, дача бывшая Майоровых, В. А. Серову. Будьте любезны уведомить меня — взято ли моим дядей Л. И. Коль жалование мое и затем — к коему числу августа назначен сбор г. преподавателей искусства.

Готовый к ус<лугам> В. Серов

Прошу ответить возможно скоро, т. к., быть может, через неделю уеду.

 

В. Н. ДУКШТ — СЕРОВУ

<8 августа 1901 г. Москва>

Господину преподавателю В. А. Серову.

Вследствие письма от 31 июля с. г. канцелярия Училища имеет честь уведомить Вас, милостивый государь, что причитающееся Вам жалование выдано под расписку г. Л. И. Коль и что экзамены назначены с 20 августа. День же, в который должен быть Совет преподавателей, еще не назначен.

Делопроизводитель В. Дукшт

ЦГАЛИ. Публикуется по копии автографа. На копии имеются надписи: 8 августа, 2043.

 

СЕРОВ — А. Е. ЛЬВОВУ.

<9 октября 1901 г. Москва>

Многоуважаемый князь Алексей Евгеньевич, не найдете ли Вы возможным назначить Совет преподавателей не ранее 15 октября. Эти дни меня не будет в Москве. 15-го же начнется мое дежурство, и я буду здесь. Пропускать этот Совет не хотелось бы 1.

Готовый к услугам В. Серов

9 октября 1901 г.

ЦГАЛИ. На письме надпись: Иметь в виду. К. Львов
_______________

115 октября 1901 г. Совет преподавателей должен был избрать преподавателя рисования в общеобразовательное отделение Училища, но никакого решения принято не было.

 

СЕРОВ — Н. Ф. СОЛОВЬЕВУ 1

13 ноября <1901 г. Москва>

Многоуважаемый Николай Феопемтович!

Очень Вам благодарен за Ваше любезное письмо. К сожалению, матушка моя в настоящую минуту живет в деревне Симбирской губернии. Немедленно, переписав письмо Ваше, отослал ей его. Сегодня или завтра пошлю Нейману 2 клавираусцуг — пусть просмотрит, если он действительно так заинтересован оперой “Юдифь”. Мне тоже казалось, что эта опера могла бы идти и за границей.

Об условиях сейчас ничего не могу сказать — представляю это матушке, да это и не так важно. Относительно же партитуры могу сообщить следующее — это лето Валентина Семеновна <Серова> всецело посвятила делу печатания оперы “Юдифь” и жила в Лейпциге. Печатается опера на двух языках — немецком и французском <у Рёдера> — дело вообще идет уже к концу — об этом всем, думаю, что матушка напишет Вам или же самому Нейману — может быть, удастся и повидать Вас лично, т. к. в первых числах декабря <через месяц> она будет в Петербурге. Во всяком случае позвольте Вас поблагодарить за Ваше приятное сообщение.

Готовый к услугам В. Серов

ЦГАЛИ.
___________

1 Николай Феопемтович Соловьев (1846—1916) — композитор, критик и педагог. Профессор Петербургской консерватории.

2 Анджело Нейман (1838—1910) — австро-немецкий оперный артист (тенор), антрепренер и директор оперных театров, администратор передвижной вагнеровской труппы. С 1885 г. возглавлял немецкий оперный театр в Праге.


1 | 2345 | 6


Портрет С.П. Дягилева (В.А. Серов, 1904 г.)

Похищение Европы (Серов В.А.)

Семья Мамонтовых за обеденным столом (Серов В.А.)





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Валентин Серов. Сайт художника.