Письма 1911 года
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
<1884—1911 гг. Москва>
Дорогой Илья Семенович.
Спасибо за приглашение. Не могу быть — должен быть у Коровина в мастерской — обещано.
В. Серов
Завтра с удовольствием оба. Аполлинарию <Васнецову> поклон.
На конверте:
ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову от В. Серова.
ГТГ. Публикуется по автографу на визитной карточке Серова.
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
<1889-1911 гг. Москва>
Любезный Илья Семенович!
Будь любезен, переговори с г. Штонге об его деле, кот<орое> следует распространить — не направишь ли ты к Боткиным.
<В.Серов>
ГТГ. Публикуется по автографу на визитной карточке Серова.
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
<1889-1911 гг. Москва>
Любезный Илья Семенович!
Сегодня и в субботу буду дома от 1 часу до 4-х.
В. Серов
ГТГ. Публикуется по автографу на визитной карточке Серова. На ней имеется карандашная пометка Серова: Магазин Петра Боткина сыновей против Василия Блаженного Илье Семеновичу Остроухсву.
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
<1889-1911 гг. Москва>
Илья Семенович!
Заезжал к тебе, не застал — буду к вечеру перед театром.
В. Серов
ГТГ. Публикуется по автографу на визитной карточке Серова. На ней имеется карандашная пометка Серова: 26. И. С. Остроухову.
СЕРОВЫ — Н. П. ОСТРОУХОВОЙ
<1889—1911 гг. Москва>
Многоуважаемая Надежда Петровна!
Не отобедаете ли Вы с Ильей Семеновичем у нас сегодня в 6 ч?
Ольга и В. Серов<ы>
ГТГ.
СЕРОВ — А. П. БОТКИНОЙ
<1899-1911 гг. Москва>
Многоуважаемая Александра Павловна!
Обязательно буду завтра в 10 ч. утра в галерее. Очень рад, что Вы еще не уехали.
Ваш В. Серов
ГТГ. Публикуется по автографу.
СЕРОВ — А. П. БОТКИНОЙ
<1899-1911 гг. Москва>
Многоуважаемая Александра Павловна! Могу быть завтра и буду в 11 1/2 — на выставке передвижной.
Ваш В. Серов
ГТГ.
СЕРОВ — А. Б. ХЕССИНУ 1
<1901-1911 гг. Ино>
Многоуважаемый Александр Борисович!
Был я 23 в Питере и в 6 ч. вечера зашел к Вам узнать, где Вы и что Вы. От швейцара узнаю, что Вы отъехали в Финляндию — какая, думаю, досада, приедет Александр Б<орисович> к нам, а меня нет.
Приезжаю домой — нет, не приезжал. Вспоминаю потом, что у Вас есть давнишний знакомый в Куоккале, очевидно, Вы были там. Недели 1 1/2 — две еще придется мне пробыть тут, а затем в Москву. Быть может, еще соберетесь к нам.
В. Серов
Имею письмо от матушки — на этих днях будет в Москве.
ГММК.
_____________
1 Александр Борисович Хессин (1869—1955) — дирижер и педагог. В 1930-1940 гг. художественный и музыкальный руководитель оперных коллективов Московской государственной консерватории и Всероссийского театрального общества. Заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1900-х гг. Серов исполнил шарж на Хессина; ныне находится в ГММК.
СЕРОВ — НЕИЗВЕСТНОЙ
<1909-1911 гг.>
<…> Как ленивый эгоист я выбираю себе то, что мне легче, что более по руке. Скорее я бы мог написать вашего мужа... Решение мое бесповоротно.
Публикуется по: Эфрос. Из писем Серова.
СЕРОВ - И. Э. ГРАБАРЮ
<1911 г. Москва>
Игорь Эммануилович!
Посылаю Вам “А<лександра> III”, но отпечаток слишком тускл, пожалуй, вообще хорошо было бы, если бы не помещать1.
В. С.
На конверте:
Скатерный, д. Лукиной,
кв. д<октора> Трояновского
Игорю Эммануиловичу Грабарю.
ГТГ. Публикуется по автографу на почтовой открытке. На автографе имеется пометка Грабаря: 1910 г.?
_____________
1 В монографии воспроизведены два портрета Александра III: на фоне дворца в Фреденсборге и с рапортом в руках (с. 129 и 142). Какой портрет имел в виду Серов — неясно.
СЕРОВ — Н. Я. СИМОНОВИЧ-ЕФИМОВОЙ и И. С. ЕФИМОВУ
7 января <1>911 г. Домотканово
Ниночка! Иван Семенович!
Посылаем Вам образец удовольствий здешних мест.
Ваш В. С., а едет мой сын Саша.
Публикуется по: Симонович-Ефимова, с. 143.
СЕРОВ — Ф. И. ШАЛЯПИНУ
<Около 10 января 1911 г., Москва>
Что это за горе, что даже и ты кончаешь карачками. Постыдился бы1.
Публикуется по: Шаляпин, с. 297.
_____________________
1 6 января 1911 г. во время спектакля “Борис Годунов” в присутствии Николая II и членов царской семьи Шаляпин вместе с хором Мариинского театра исполнил гимн “Боже, царя храни”, стоя на коленях. Но это не было изъявлением верноподданнических чувств. Хористы желали всего лишь получить повышение жалования.
Шаляпин не был в курсе дела и, растерявшись невольно поступил, как певцы хора. В своих воспоминаниях Шаляпин писал: “Каково же было мое горестное и негодующее изумление, когда через короткое время я в Монте-Карло получил от моего друга, художника Серова, кучу газетных вырезок о моей “монархической демонстрации”! <…> “Я Серову написал, что напрасно он поверил вздорным сплетням, и пожурил его за записку” (Шаляпин, с. 297). Этот инцидент послужил толчком к прекращению пятнадцатилетней дружбы с Серовым.
СЕРОВ - А. Н. БЕНУА
<Телеграмма>
13 января 1911 г. <Москва>
Приехать не мог, жалею, буду скоро.
Серов
На телеграмме:
Срочная. СПб., Адмиралтейский канал, 32. Бенуа
Собрание Г. И. Чугунова, Ленинград. Публикуется по тексту телеграммы.
СЕРОВ — М. С. ЦЕТЛИН
22 января <1>911 г. Петербург
Многоуважаемая Мария Самойловна!
Рад был получить Ваше письмо — рад по следующим причинам:
1) что рама оказалась хороша,
2) сам портрет, оказывается, доставляет Вам удовольствие,
3) вот зеркало, вот уж не знаю — все-таки изволили заказать1. Теперь вот в чем дело.
Когда поедете в Рим — возьмите с собой и портрет Ваш. В Риме надо будет разыскать в русском павильоне на <Всемирной> выставке г-на Беренштама и ему под расписку портрет этот передать, причем заявите ему, Беренштаму, во что считаете нужным портрет застраховать (это не мешает) как на самой выставке, так и на обратный путь, указав, куда Вам его отослать по окончании выставки. Сам я приехал сюда оканчивать Орлову (пора, 3-я зима), затем еду в Москву ненадолго, а потом в начале марта (а, может быть, и в конце нашего февраля) в Рим. Попробую остановиться, где всегда (отличный отель): H?tel d'ltalie, рядом с palazzo Barberini,— рекомендую очень, место мне нравится.
Ну вот, таким образом, возможно, что и встретимся, а пока желаю Вам и Михаилу Осиповичу <Цетлину> всего хорошего. Был я у его родителей раз, были они у нас раз — вот и все пока.
До свидания.
В. Серов
Готовый как всегда к услугам
СПБ. Академия художеств кв<артира> професс<ора> В. В. Матэ
Частное собрание, США.
___________
1 М. С. Цетлин предназначала зеркало в подарок Серову; см. письмо Серова М. С. Цетлин от 19 февраля 1911 г.
СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ
<23 января 1911 г.> СПбург
Лёлюшка,
ну что Миша <Серов>1, что уши? Видел Валентину Семеновну <Серову> и Сашу <Серова>, приехали на торжество прибития доски2. Все эти торжества устроил и доску тоже граф Шереметев3. Разумеется, он очень чтит Серова, но и себя не забыл. На доске написано, что мол А. Н. Серов родился тогда-то, умер в этом доме тогда-то, а доску установило историческое музыкальное общество имени графа Шереметева, причем у Шереметева буквы величиной с Серова — премило. Днем была панихида, ну, это недурно, в храме Воскресенья (на месте, где был убит Александр II). Народу в церкви было много, хор тоже шереметьевский пел хорошо. Вечером был вечер, посвященный памяти Серова. Читалась статья Баскина4 и играли и пели куски опер, причем оркестром дирижировал сам граф (за деньги все можно). Ну, и дирижер, просто пожарный брандмайор — и охота Хессину подготовлять оркестр для графского дирижерства <...> Народу было много, но я никогда еще такой публики не видел, все, должно быть, были жены думских сторожей (это было в городской думе), ни одного знакомого лица. Были мы с Сашей. Вот и все торжество. Дал я Саше денег, и на другой день он уехал к себе. Завтра начинаю Орлову, видел ее сегодня — ничего, весела, довольна и то хорошо. Выставка “Мир искусства” так себе. Матэ здравствует. У Дягилева работы в самом разгаре. Видел Философова, он очень мил и приветлив, был сегодня у меня. Напиши, что у вас? До свиданья. Обнимаю. Твой В. С.
ГТГ.
______________
1 Михаил Валентинович Серов (1896—1938) — сын Серова.
2 21 января 1911 г. в день сорокалетия со дня смерти А. Н. Серова, на доме по Лиговской улице в Петербурге, где в последние годы жил композитор, была прибита мемориальная доска.
3 Александр Дмитриевич Шереметев, граф (1859—1931) — генерал-майор, начальник придворной певческой капеллы. В 1892 г. стал издавать журнал “Пожарный”. С 1895 г. создал симфонический оркестр (70 человек) и хор (40 человек) и начал давать бесплатные симфонические концерты. В 1910 г. А. Б. Хессиным и Шереметевым было образовано Музыкально-историческое общество имени графа А. Д. Шереметева. А. Б. Хессин стал художественным руководителем и главным дирижером общества, а Шереметев — председателем его правления.
4 Владимир Сергеевич Баскин (1855—1920) — музыкальный критик.
СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ
29 января <1911 г.> СПБ
Милая Лёлюшка,
устала бедная! Негодный Мишка <Серов> — ну, хорошо, что так обошлось. А все-таки ты мне пиши почаще, хотя бы по 2 строчки.
Работаю я тут порядочно, охотно и без тяжести. Кажется, оканчиваю Орлову. Она пока терпеливо сидит, хотя и обманщица — сидит все же каждый день. Портрет мне нравится. Кроме того, все эти дни бегал по музеям для занавеса к “Шехеразаде”1 и вчера показал эскиз комитету, т. е. Дягилеву, Бенуа, Баксту, Валичке <Нувелю>, Аргутинскому и т.д. Никто не ожидал увидеть то, что сделал. Вещь не эфектная и совсем не то, что писал в Москве,— но довольно сильно и благородно, и в ряду других ярких декораций и занавесей она будет действовать приятно — скорее похожа на фреску персидскую. Не знаю, кто и как ее будет писать. Думаю, не написать ли мне ее с Ефимовым в Париже2. Ну, да это видно будет, а пока нужно покончить с Орловой.
Каменскую еще не пишу, собираюсь зайти. Сегодня годовщина Сергея Сергеевича <Боткина>, через 1/2 часа еду туда, т.е. на кладбище. У Анюты еще не был3. Вообще, кроме Дягилевцев, ни у кого не был. Чувствую себя хорошо. Ну, до свиданья пока. 10 февраля обязательно буду в Москве. Целую тебя. Не утомляйся, пожалуйста. Всем нашим поклон.
Миша встал наконец? Наташеньку <Серову> целую. Был я здесь у Валентины Семеновны <Серовой>. Она очень мило устроилась у дочери Мальчевской, учительницы, за городом4. А все-таки слабенькая она. Поехала в театр — “Китеж” — устала, да, старость не радость, да еще после удара. Ну, до свиданья. Пиши. Твой В. С.
ГТГ.
________________
1 Во время Русского сезона в Париже в 1910 г. Дягилев показал балет “Шехеразада” на музыку симфонической поэмы Н. А. Римского-Корсакова. Танцы поставил М. М. Фокин. Эскизы декораций и костюмов выполнил Л. С. Бакст. В главных ролях выступали И. Рубинштейн и В. Нижинский. См. письмо Серова в редакцию газеты “Речь”.
2 Занавес писали Серов и И. С. Ефимов в течение мая — начала июня 1911 г. До 1929 г. занавес находился у Дягилева; с 1968 г.— в СССР.
3 Возможно, Анна Григорьевна Гиндус.
4 Мальчевская — одна из сподвижниц В. С. Серовой по работе в селе Судосеве Симбирской губернии.
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
30 января <1>911 г. СПБ
Дорогой Илья Семенович!
Что ты так сюда и не приехал? Жаль. Скажи, пожалуйста, кто этот сукин сын Протопопов? Этакий болван и нахал прислал мне еще телеграмму — чертова даль, а Кипренские его не Кипренские — просто ... собачье — хоть бы спросил раньше кого-нибудь — мерзавец1. Боюсь, что и с Перовым (на Торговой) то же будет. Выставка “Мир искусства” неважная. 2 вещи: портрет Добужинского раб<оты> Сомова, Рериха — лес со старичками можно было бы купить, да проданы. Недурен Добужинский, в мелких вещах и Анисфельд. В Москву выставка не едет. Буду просить поэтому тебя переговорить с Н. И. Гучковым (я ему писал), сказать ему, что портрета Голицына теперь не буду брать — извинюсь. Был вчера в Невской лавре — народу было маловато. Федор <Алексеев> отлично устроил могилу, основательно. Молились и пели за упокоение души Сергея Сергеевича <Боткина>, а покою он совсем и не хотел, пожить бы еще и с удовольствием пожить — вот что бы ему — да.
Да, да напиши мне сюда, что решено со Стеллецким, я его встречаю — надо бы купить, право2.
Твой В. С.
ГТГ.
____________
1 Серову как члену совета Третьяковской галереи было поручено осмотреть предложенный неким Протопоповым портрет, приписывавшийся кисти О. А. Кипренского.
2 См. письма Серова И. С. Остроухову от 4 февраля 1911 г. и от 9 февраля 1911 г.
СЕРОВ — В. В. МАТЭ
<1900 — январь 1911 гг. Москва>
Дорогой Василий Васильевич, с Новым годом Вас и семью Вашу поздравляю, а затем, прошу Вас, выдайте Илье Семеновичу Остроухову портрет Хомякова (который я гравировал)1. Он, кажется, находится на сохранении у Иды Романовны <Матэ> или же в Вашем шкапу. Илью Семеновича я прошу привезти его в Москву. Ваш В. Серов. Через месяц увидимся.
ГТГ.
________________
1 Этот офорт с изображением поэта Алексея Степановича Хомякова (1804—1860) выполнен по портрету кисти Э. А. Дмитриева-Мамонова.
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
1 февраля <1911 г>) С.-Петербург
Дорогой Илья Семенович!
Извини — кажется, выставка “Мир искусства” все-таки состоится, а поэтому Н. И. Гучкову ничего не говори еще1. По Вашему второму поручению, г-н попечитель, я был на Торговой, д. 25 (на счет Перова), но господина Колодезникова там не было и нет... Еще раз буду просить тебя решить и известить меня относительно Стеллецкого. В Питер не собираешься?
Будь здоров, до свидания. 10 февраля непременно буду на своем суде и скажу свое последнее слово2.
Твой В. Серов
На конверте:
Москва
ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову.
Трубниковский пер., соб. дом
Почтовые штемпеля: С.-Петербург 1.2.11.
Москва 2.2.11
ГТГ.
___________
1 Выставка “Мира искусства” тогда не состоялась в Москве.
2 См. письмо Серова В. П. Строеву от 14 декабря 1910 г. и др.
СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ
1 февр<аля 1911 г.> СПБ
Лёлюшка милая,
спасибо за письмо и за 22-хлетнее доброе сожительство. Олюшку <Серову> поздравляю1. Ты посылаешь меня по хозяйству в Финляндию, а знаешь ли, каковы здесь, между прочим, морозы? Каждый день по 20 градусов (а у вас как?) — ведь я сморожусь — и ты сама будешь жалеть.
10 февр<аля> буду на суде в Москве обязательно. Муромцева дадут ли, еще неизвестно2. Выставка, кажется, состоится в Москве. Мне говорят — Бенуа и гр<аф> Толстой, что я сделал Орлову шедевром, так называемым — серьезно. Пора кончать портрет, хотя Орлова теперь сидит даже охотно. Толстого мнение, что это лучшая моя работа и, шутя, просил в Музей; хочет он Рубинштейн, между прочим. От Цетлин получил письмо, она собирается в Москву и просит меня ехать с ней в Рим вместе, ибо она одна ехать боится — ей-богу... Пожалуйста, перешли вырезку “Рус<кое> слово” — ст<атью> Философова, что он там написал3.
Твой В. С.
Матэ — кланяется.
ГТГ.
_______________
1 Серов поздравлял дочь в связи с приближавшимся днем ее рождения 3 февраля.
2 Совет присяжных поверенных в Москве, являвшийся владельцем портрета С. А. Муромцева, отказал Серову в выдаче этого портрета на Всемирную выставку в Риме в 1911 г.
3 Речь идет о статье Д. В. Философова “Художественные дела”, напечатанной в газете “Русское слово” (1911, № 21, 27 января).
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
4 февраля <1>911 г. СПБ
Дорогой Илья Семенович,
не знаю, колеблюсь, нужно ли мне быть в суде — как бы хуже не было, а кроме того, ведь, в сущности, я и знать ничего не знаю — написал, что считал нужным написать, а там как угодно... На всякий случай передай Попову прилагаемую записку, мое, так сказать, последнее слово1. Стеллецкому написал. Жду его к себе. Ну что же, вот пока и все. Не знаешь ли, что у покойного <А. А.) Киселева — может что-либо найтись в галерею? Очень рад, что купили вы Сарьяна, его давно пора было уже2.
До свиданья. Твой В. С.
По порнографии меня оправдали — везет...3
На конверте:
Москва Заказное
ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову
Трубниковский пер., соб. дом
Почтовые штемпеля:
С.-Петербург 4.11. 1911
Москва 5.2. 11
ГТГ.
_______________
1 В этой записке, адресованной присяжному поверенному М. Н. Попову, Серов заявлял:
“Виновным себя не признаю, ибо оскорблять пристава у меня намерения не было. Ни от чего, мною написанного в письме, отказаться я не могу, т. к. не понимаю надобности вызова меня в участок. Ни желания, ни времени у меня на это нет — вот смысл моего письма. Считаю нелишним добавить еще следующее. Посылая дворника в участок за свидетельством на выезд за границу, я давал ему записку г-ну приставу, в которой просил выдать мне таковое свидетельство — писалось это ради того только, чтобы дворник чего-либо не напутал. Быть может, и тут г-н пристав находил что-либо оскорбительное, т. к. записка эта возвращалась дворником обратно, причем говорилось, что пристав требует меня в участок. Затем, как на небольшую иллюстрацию, скажу, пренебрежительного ко мне отношения со стороны участка, могу указать на один мелкий факт: г-н околоточный, являвшийся ко мне за подписью судебной повестки, дважды не застает меня дома не по моей вине. На третий раз он уже назначает мне быть дома в 2 часа. В назначенный день я, бросив свое дело, ждал г-на околоточного от 2-х до 3 1/2, но г-н околоточный не пришел. Уже после он мне объяснил, что был занят. Но почему полагают в 1-м участке Тверской части, что я не занятой человек,— не знаю. В. Серов” (ГТГ).
2 В 1911 г. Третьяковская галерея приобрела две картины М. С. Сарьяна — “Глициния” и “Улица в Константинополе”.
3 Имеется ввиду портрет Иды Рубинштейн, который вызвал негативную оценку разных представителей художественного мира. В адрес Серова было высказано немало несправедливых обвинений.
СЕРОВ — М. Н. ПОПОВУ 1
5 февраля 1911 г. С.-Петербург
Многоуважаемый Михаил Николаевич!
По совету некоторых друзей и опытных людей, я, быть может, на суд не поеду — говорят, может быть только хуже, а лучше — никогда... Вчера я послал Илье Семеновичу <Остроухову> письмо для передачи Вам — это, так сказать, мое последнее слово...2 Теперь считаю нелишним еще раз изложить Вам исторический ход событий. Вызвав меня в участок, г-н пристав заявил, что ему нужно было выяснить, где я был последнее время. Я ответил, что был за границей и потом в Финляндии, о чем свидетельствует штемпель в моей паспортной книжке, которая в руках г-на пристава. “А Вы знаете,— продолжает пристав,— что есть правило, за которым весьма строго следит градоначальник, по которому свидетельство на выезд за границу выдается лицам, проживавшим в данном участке не менее 3-х месяцев”.
Отвечаю, что этого не знал, “но думаю, если я хотя бы и вчера вернулся из Парижа, а сегодня получаю тревожную телеграмму о болезни сына, кот<орый> находится во Франции на излечении, то полагаю, свидетельство мне, вероятно, было бы выдано”. Подумав некоторое время, г-н пристав заявил: “Свидетельство мы Вам можем выдать”. И действительно, оно было мне выдано. Размышляя о том, для чего собственно был я вызван г-ном приставом в участок, я на другой день решил г-на пристава повидать, дабы выяснить этот вопрос, но не застал его в участке.
Г-н околоточный, встретивши меня там, дал мне весьма сбивчивые на этот счет объяснения, причем присовокупил: “Кому нужно помолиться, тот идет в храм божий, а кому нужно свидетельство, тот идет в участок”. Не удовольствовавшись подобными разъяснениями, я решил написать свое письмо г-ну приставу, не надеясь повидать его лично.
Ну, вот и все-с.
Желаю Вам всего хорошего.
Если меня не оправдают, то буду просить Вас направить дело в дальнейшую инстанцию3.
Готовый к услугам В. Серов
С.П. Бург, Академия художеств, кв<артира> профе<ссора> В. В. Матэ.
ГТГ.
__________________
1 Михаил Николаевич Попов (? — 1947) — присяжный поверенный, впоследствии эмигрант, один из руководителей Союза советских патриотов во Франции.
2 См. прим. 1 к письму Серова И. С. Остроухову от 4 февраля 1911 г.
3 Серов привлекался к ответственности за “оскорбление должностного лица в бумаге, поданной в присутственное место”. Адвокат М. Н. Попов во время судебного разбирательства 10 февраля 1911 г. доказывал, что полицейский участок не являлся таким местом. Суд согласился с ним и признал Серова виновным по 1 части 286 статьи Уложения о наказаниях, т. е. за оскорбление чиновника на словах и приговорил его к штрафу в пять рублей” (Голос Москвы, 1911, № 33, 11 февраля.).
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
<Телеграмма>
9 февраля 1911 г. Петербург
Стеллецкий уступает за 3500 рублей1. Адрес его: Лиговка 3, фон Анреп.
Серов
На телеграмме:
Москва
Трубниковский
Остроухову
ГТГ. Публикуется по тексту телеграммы.
______________
1 В 1911 г. совет Третьяковской галереи приобрел у Д. С. Стеллецкого сорок пять листов иллюстраций к поэме “Слово о полку Игореве” и эскиз занавеса к постановке сказки А. Н. Островского “Снегурочка”.
1 | 2 | 3 | 4
Портрет вел. кн. Павла Александровича (В.А. Серов, 1897 г.) | Схемы пространственного расположения фигур в портретах М.Я. Львовой и С.М. Боткиной | Портрет А.Я. Симонович (В.А. Серов, 1889 г.) |