Валентин Серов
Главная > Переписка > Письма 1899


Письма 1899 года

И. С. ОСТРОУХОВ — СЕРОВУ

2 января 1899 г. <г. Москва>

Дорогой Валентин Александрович,

сегодня в 8 3/4 у нас будут, говорят, очень интересные ряженые. Будь добр приехать к нам к 8 1/4 с Ольгой Федоровной. Очень обрадуете нас.

Твой И. Остроухов.

На конверте: Его высокоблагородию Валентину Александровичу Серову. Пречистенка, д. Борщова от И. Остроухова

ГТГ.

 

СЕРОВ — А. П. ЛАНГОВОМУ 1

10 января 1899 <г. Москва>

Многоуважаемый Алексей Петрович,

очень извиняюсь, что не смог вчера быть у Вас, но надеюсь в другой раз непременно побывать. Благодарю Вас за любезное приглашение и еще раз извиняюсь.

В. Серов.

На конверте: Здесь ЕВБ Алексею Петровичу Ланговому Мясницкая, д. Лангового

ГТГ.
_____________

1 Алексей Петрович Ланговой (1857—1939) — врач, доктор медицины, профессор Московского университета; коллекционер. В 1902 г. Серов исполнил его портрет.

 

В. М. ГОЛИЦЫН 1СЕРОВУ

16 января <1899 г. Москва>

Многоуважаемый Валентин Александрович,

в Третьяковскую галерею возвращены картины Ярошенко, бывшие в Петербурге, и из них одна — “Узник” — немного повреждена. Не будете ли так добры заехать в галерею посмотреть ее и затем дать мне совет, что и как сделать 2.

Простите, что беспокою. Искренно Вам преданный Владимир Голицын.

ГТГ. Написано на печатном бланке: Московский городской голова.
____________

1 Владимир Михайлович Голицын, кн. (1847—1932) — крупный чиновник, городской голова Москвы в 1897—1905 гг. и вследствие этого попечитель Третьяковской галереи в 1899— 1905 гг. В конце 1905 начале 1906 г. Серов исполнил портрет Голицына.

2 Речь идет о картине Н. А. Ярошенко “Заключенный” (1878), которая прибыла с посмертной выставки художника в Петербурге.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

Воскресенье <17 января 1899 г.> <Москва.>

Любезный друг Илья Семенович,

пересылаю тебе письмо ко мне кн. Голицына. Сегодня я был в галерее, серьезного повреждения не вижу. Карт<ина> “Узник” была сильно подмочена, хотя пишу тебе так же как и Голицыну, что в этих делах я плохо знаю — почему и обращаюсь к тебе (о чем сообщил Голицыну), так как ты имел дело со старыми картинами и реставраторами. Я же никогда. Кланяюсь тебе. Еду сегодня в Питер.

Твой В. Серов. Между прочим, не понимаю, почему Голицын обратился ко мне?

ГТГ.

 

Н. И. КУТЕПОВ 1СЕРОВУ

21 января <18>99 г. <Петербург>

Покорнейше прошу Валентина Александровича Серова просмотреть сию программу и, помимо мною изложенного <неразборчивые слова>, выбрать по своему усмотрению сюжет для картины 2

Полк<овник> Н. Кутепов.

ГТГ.
_________________

1 Николай Иванович Кутепов (1851—1908) — гвардии полковник, заведующий хозяйственной частью дворцовой службы в 1855—1902 гг.; затем заведующий хозяйством императорской охоты.

2 Серов принял предложение Кутепова. Им были исполнены “Выезд на охоту Петра II и цесаревны Елизаветы”, “Юный Петр I на псовой охоте” и “Выезд Екатерины II на охоту”.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<Телеграмма> 14 февраля 1899 г. Москва.

Никак не могу быть завтра. Приедем, как только будет возможно.

Серов

На телеграмме: Трубниковский пер., д. Остроухова, Илье Семеновичу Остроухову.

ГТГ.

 

СЕРОВ — В. М. ГОЛИЦЫНУ

<28 марта 1899 г. Москва>

Ваше сиятельство, князь Владимир Михайлович!

Очень сожалею не могу я быть на заседании в Думе завтра, т. к. должен сегодня ехать в Петербург. Если позволите, если это нужно, я изложу здесь вкратце свой взгляд на это дело.

1. Во-первых, город избирает попечителя из своей среды, т. е. из коренных граждан города Москвы он есть ответственное лицо за все, что касается галереи, и обязан бывать в галерее в определенное время (раз в неделю).
2. Непосредственно под его началом хранитель галереи (на жаловании, живущий при галерее и обязанный во время ее открытия быть при ней) 1.
3. Относительно расширения галереи то, мне кажется, воля покойного Павла Михайловича <Третьякова> была оставить его собрание целиком, ничего не прибавляя и не убавляя.

Но есть суммы, предназначенные городом на пополнение галереи не лучше ли, быть может, вновь приобретаемые произведения помещать в отдельном здании рядом. Относительно приобретения новых художественных произведений всего лучше было бы, разумеется, если бы попечитель был на высоте этой задачи и мог бы взять дело приобретения всецело на себя. В ином случае дело это может вести комиссия, состоящая из трех лиц, выбранных городом (на какой срок вообще не знаю), и попечителя и решать либо единогласно или же большинством трех голосов. Но тут вопрос, могут ли эти лица в полном составе быть на выставках в Петербурге.

Вот и все, что имею сказать в настоящую минуту по этому поводу.

Примите уверения в преданности и уважении. В. Серов.

ЦГАЛИ.
________

1 На должность хранителя галереи был приглашен художник Е. М. Хруслов, который и занимал эту должность до своей смерти в 1913 г.

 

СЕРОВ, К. А. КОРОВИН — В КОМИТЕТ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ ХУДОЖЕСТВ

<9 апреля 1899 г. Москва.>

В уплате ста пятидесяти рублей (150) ручаюсь 1.

Конст<антин > Коровин. Валентин Серов.

ЦГАЛИ.
______________

1 Обязательство К. Коровина и Серова написано на прошении пейзажиста Мануила Христофоровича Аладжалова (1862—1934) в комитет Московского общества любителей художеств.

 

СЕРОВ — К. М. БЫКОВСКОМУ

5 мая <18>99 г. <Москва>.

Многоуважаемый Константин Михайлович,

обращаюсь к Вам как председателю и прошу освободить меня от обязанностей по службе в комитете Общества любителей художеств1.

Глубокоуважающий Вас Валентин Серов.

ЦГАЛИ
___________

1 Члены комитета Московского общества любителей художеств, а Серов входил тогда в его состав, поочередно дежурили на вечерах Общества, обеспечивая порядок.

 

СЕРОВ — В. П. ЛОБОЙКОВУ

<Около 10 июля 1899 г. Петербург>.

Многоуважаемый Валериан Порфирьевич!

Для большей точности официального письма, которое Вы так любезно предложили для меня составить, пишу перечень того, что сообщил вчера Вам при свидании. Портрет императора Александра III пишется по заказу государя Николая II и будет отдан в дар датскому полку — какому, не знаю. Государь пожелал, чтобы фоном портрета служил какой-либо из дворцов Дании — Amalieusborg или Fredensborg. На этом основании прошу содействия посольства разрешить мне сделать нужные для сего наброски с этих дворцов.

Готовый к услугам
В. Серов.

ЦГИА.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

СПБург, 8 августа <1899 г.>

Любезный друг Илья Семенович,

прошу тебя, выручи меня перед Боткиным, мне крайне неловко 1 — но что мне делать, я застрял с портретом Александра III. Работаю каждый день и целый день. Я должен его сдать государю до его отъезда за границу, между 15—18 августа. Все-таки я должен же сделать это насколько я могу хорошо. Когда уезжают Боткины за границу, напиши мне. Вырази им мое, так сказать, извинение, но иначе поступить не могу и приехать в Москву, не сдав здесь портрета, не могу 2. А какие дела-то в Москве, а? Жаль мне по-своему и Савву Ив<ановича Мамонтова> и Елизавету Григорьевну <Мамонтову>, говорят, она может пострадать. Напиши мне, как там обстоит, сколько знаешь — положение их меня тревожит — все-таки более 20 лет Мамонтовский дом для меня кое-чем был.

Грустная история, но, быть может, все это и не так ужасно, как об этом говорят здесь? 3 Жалею, что не пришлось мне быть (все из-за этого портрета, ну и дался, вернее и не дался же он мне) на Совете галереи. Что там было? Рад за Александру Павловну <Боткину>, т. е. что она избрана, она наша ведь 4. Тут с журналом <“Мир искусства”> беда совсем. Савва Ив<анович> и за этот год не внес своих 7000 р.— и их не получить уж более. Хлопочем и думаем обратиться к вел<икой> кн<ягине> Елизавете Федор <овне> — быть может, тут что-нибудь и выйдет, хотя сомневаюсь 5.— Никто денег давать не желает6, а тут еще со всех сторон тузовые (? 1а Стасов) — крахи — страшно становится 7. Будь здоров. Надежде Петровне поклон. Сам я торчу в городе, семья в Териоках ничего себе здравствует и поправились все. Что Леонтьевны? Напиши-ка мне а? будь добр.

Твой В. Серов.

СПб. Литейный 45 Дягилеву мне.

На конверте:
Москва
ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову,
Контора чайной фирмы Петра Боткина Сей
Верхние торговые ряды против ц. Василия Блаженного.
Почтовые штемпеля: С. Петербург 9 авг. 1899;
Москва 10. VIII. 1899.

ГТГ.
___________

1 Речь идет о родственнике Остроухова Петре Дмитриевиче Боткине, которому Серов обещал исполнить портрет его жены.

2 Портрет Александра III был сдан вовремя. В канцелярии министерства императорского двора имеется документ от 19 августа 1899 г., в котором сообщается, что царь распорядился уплатить Серову три тысячи рублей за этот портрет.

3 В это время С. И. Мамонтову, а также другим директорам правления Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, которыми являлись его брат А. И. Мамонтов и сыновья Сергей и Всеволод, было предъявлено обвинение в растрате кассы этой дороги.

4 А. П. Боткина как представительница семьи П. М. Третьякова была введена в Совет галереи 27 июля 1899 г.

5 Елизавета Федоровна, вел. кн. (1847—1919) — жена московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.

6 Шесть месяцев журналу “Мир искусства” оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин. В начале 1900 г. Серову удалось выхлопотать у царя субсидию на три года.

7 “Тузовый” — одно из любимых прилагательных Стасова. В его речи оно означало крупный, колоссальный.

 

СЕРОВ — А. Н. БЕНУА 1

<Около 10 августа 1899 г. Петербург>

Дорогой друг, Александр Николаевич,

прости, видишь ли, я тебе, кажется, говорил — я отчаянно тороплюсь с портретом Ал<ександра> III — через неделю ровно его нужно отправить. Итак, я решил ехать, чтобы в городе успеть списать своих казаков, с которых сделал набросок, и, покудова их еще не забыл, покончить с ними. После 20 буду совсем свободен и буду у вас непременно — вместе осмотрим дворцы (для Елизаветы), если ты не прочь, а теперь еду — как бы не хотел поболтать с вами. Анне Карловне 2 поклон и благодарность. Пирог с рыбой (превосходнейший) чуть не весь приел. Альфреда Пав<ловича> 3 увижу вероятно в редакции.

До свидания В.Серов.

ГТГ.
_____________

1 Александр Николаевич Бенуа (1870—1960) — живописец, иллюстратор, художник театра, историк и критик искусства.

2 Анна Карловна Бенуа, урожденная Кинг (1869—1952) — художник, жена А. Н. Бенуа. В 1908 г. Серов исполнил ее портрет.

3 Альфред Павлович Нурок (1860—1919) — ревизор государственного контроля по департаменту армии и флота; один из основных членов редакции журнала “Мир искусства”, автор ряда острых статей и заметок (иной раз под псевдонимом Силэн) на злободневные темы культурной жизни. В 1899 г. Серов исполнил его литографированный портрет.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<Начало сентября 1899 г. Москва>

Любезный друг, Илья Семенович,

дело в том, что сей Шейман на сомнительном счету, т. е. он заподозрен в предъявлении чужого рисунка за свой на экзамене весной и для проверки решено было ему и еще другому юноше назначить осенью экзамен — не знать этого он не мог, хотя не знаю, был ли он формально об этом уведомлен (рисунок его был отобран особо, и результат экзамена последнего не мог быть ему неизвестен). Затем, по наукам он плох и по архитектуре не числится в проектном классе. Не знаю там видно будет — обещать тут ничего нельзя 1.

Твой В. Серов.

В Абрамцево не знаю удастся ли поехать, т. к. до 5 часов пишу Софью Мих<айловну Боткину>. Сегодня из-за школы пропадает день.

На конверте: ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову от Серова.

ГТГ.
_____________

1 Речь идет о Вячеславе Владиславовиче Шеймане (1873— ?) — ученике архитектурного отделения Училища живописи, ваяния и зодчества с 1892 г.

 

СЕРОВ, И. И. ЛЕВИТАН И ДРУГИЕ — А. Е. ЛЬВОВУ

3 ноября <18>99 г. Москва.

Ваше сиятельство!

Вот уже в продолжении двух месяцев помещения классов находятся в состоянии, лишающем преподавателей возможности правильно вести дело преподавания и предъявлять какие-либо требования к ученикам. Постоянный сильный угар, сырость, непрерывный стук, пыль и прочие неудобства существенно нарушают правильный ход занятий в Училище, вследствие чего мы вынуждены просить Ваше сиятельство передать нашу покорнейшую просьбу Совету <Художественного> общества о немедленном устранении этих крайне тяжелых и мешающих просветительному ходу занятий условий.

Преподаватели:

А. Архипов
В. Бакшеев
С. Волнухин
К. Горский 1
Н. А.Касаткин
А. Корин
И. Левитан
С. Милорадович
Л. Пастернак
А. Степанов
В. Серов

ЦГАЛИ.
___________

1 Константин Николаевич Горский (1854—1949) —живописец, преподаватель Училища живописи в 1891—1918 гг.

 

Д. В. ГРУШЕЦКИЙ — СЕРОВУ И ДРУГИМ.

<До 5 декабря 1899 г. Москва>.

Комитет Московского общества любителей художеств покорнейше просит гг. членов присуждающей комиссии по конкурсу выразить свое согласие на участие в заседаниях комиссии словом “буду”, расписавшись на препровождаемом листе.

Заседание комиссии в воскресенье 5 декабря в 1 час дня. 

Члены присуждающей комиссии:

Любители:

1. Баснин, Николай Васильевич
2. Боткин, Николай Иванович
3. Мосолов, Николай Семенович
4. Харитоненко, Павел Иванович
5. Щукин, Дмитрий Иванович

Художники:

1. Васнецов, Аполлинарий Михайлович
2. Касаткин, Николай Алексеевич
3. Остроухов, Илья Семенович
4. Серов, Валентин Александрович

Кандидаты:

Любители:

1. Всеволожский, Владимир Всеволодович
2. Корсаков, Петр Акинфиевич
3. Абрикосов, Николай Алексеевич
4. Шехтель, Франц Осипович

Художники:

1. Корин, Алексей Михайлович
2. Левитан, Исаак Ильич
3. Архипов, Абрам Ефимович
4. Бакшеев, Василий Николаевич

Буду Н. Баснин
Буду Н. Боткин 1
Буду Н. Мосолов
Быть не могу П. Харитоненко 2
За границей 3
Буду А. Васнецов
Буду Касаткин
Быть не могу И. Остроухов
Быть не могу В. Серов
Буду В. Всеволожский
Быть не могу П. Корсаков 4
Быть не могу. Н. Абрикосов
Буду Ф. Шехтель 5
Буду А. Корин
Не могу быть Левитан
Быть не могу А. Архипов
Буду В. Бакшеев

Секретарь общества Д. Грушецкий

ЦГАЛИ.

Письмо отправлено на бланке: Московское общество любителей художеств, состоящее под августейшим покровительством государыни императрицы Марии Федоровны.
____________

1 Николай Иванович Боткин (1856—1912) — живописец и коллекционер, председатель Московского общества любителей художеств в 1908—1912 гг.

2 Павел Иванович Харитоненко (1852—1914) — сахарозаводчик, почетный член Академии художеств; коллекционер, составивший значительное собрание картин и икон. В 1901 г. Серов исполнил его портрет.

3 Дмитрий Иванович Щукин (1855—1932) — коллекционер, брат П. И. и С. И. Щукиных.

4 Петр Акинфиевич Корсаков присяжный поверенный.

5 Франц (Федор) Осипович Шехтель (1860—1926) — архитектор.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<25 декабря 1899 г.> СПб.

Дорогой Илья Семенович,

что же ты надул, так сказать, и не приехал сюда в Питер тебя ждали и очень и я в особенности. Слушай я был у гр. <И. И.> Толстого и он решительно ничего не имеет против, чтобы некоторые картины, назначенные в Париж, были бы выставлены на Дягилевской выставке 1. Сергей Пав<лович> берется отправить их сейчас же с выставки на свой счет большой скоростью. Считаю, что эти две вещи: 1) Левитан, 2) Панно Васнецова и 3) пор<трет> Боткиной необходимы на этой выставке. Необходимо, чтоб сия выставка от журнала была бы и на этот раз на уровне прежних выставок Дягилева и необходимо ее поддержать 2.

Прошу тебя об этом очень. Опоздания не произойдет. Для каталога самих картин не нужно. Надеюсь, что Боткины ничего не будут иметь против выставления у Дягилева моего портрета. Говоришь, что Петр Дмитриевич <Боткин> сердится на Дягилева (как и ты) на задержание его картины Моро 3, но ведь для большей безопасности он решил привезти ее лично, что и было им исполнено. Совершенные пустяки по-моему. Итак, дорогой Илья Семенович, будь добр и сделай это для меня и для Дягилева, еще раз убедительно тебя прошу...

Твой В. Серов.

Застрял я тут с высочайшим заказом 4. Кланяюсь Надежде Петровне.

На конверте:
Москва ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову.
Почтовые штемпеля: С. Петербург 25 дек. 1899;
Москва 25. XII. 1899

ГТГ.
_______________

1 Имеются в виду Всемирная выставка в Париже 1900 г., одним из устроителей русского художественного отдела которой был Остроухов, и выставка журнала “Мир искусства”, состоявшаяся в Петербурге 28 января — 26 февраля 1900 г.

2 Устраивая в начале 1900 г. выставку “Мир искусства”, Дягилев возлагал на нее большие надежды, рассчитывая показать произведения исключительно русских мастеров.

3 Гюстав Моро (1826—1898) — французский живописец. В собрании П. Д. Боткина была картина “Источник”, экспонировавшаяся на Первой международной художественной выставке, организованной Дягилевым.

4 Имеется в виду портрет Александра III на маневрах.


Портрет С.П. Дягилева (В.А. Серов, 1904 г.)

Набережная Архангельска (1912 г.)

Портрет Ф.Ф. Юсупова. Фрагмент (В.А. Серов, 1903 г.)





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Валентин Серов. Сайт художника.