Письма 1893 года
СЕРОВ — Ф. А. КУМАНИНУ 1
<Январь 1893 г. Москва>
Многоуважаемый Федор Александрович!
Матушка моя, Валентина Семеновна, просила меня получить за статью 2. Как бы это сделать? Простите, что тревожу Вас рано, но в другое время я не могу.
В. Серов.
ГЦТМ.
______________
1 Федор Александрович Куманин (1855—1896) — переводчик, драматург, редактор. Издавал журналы “Артист”, “Театральная библиотека”, “Театрал”.
2 В декабре 1892 г. в № 25 журнала “Артист” появилась статья В. С. Серовой “Музыка в деревне”, а в январе 1893 г. в № 26 — статья “Опера-балет “Млада” г. Римского-Корсакова”.
Г. Г. ДАНИЛОВИЧ 1 — СЕРОВУ
<21 февраля 1893 г. Петербург>
Приезжай завтра, в понедельник, к 101/2 часам для сеанса у великой княгини Ольги Александровны 2.
Ген<ерал>-ад<ъютант> Данилович.
21 февраля 93 г.
ГТГ.
_______________
1 Григорий Григорьевич Данилович (1825—1906) — генерал-адъютант, генерал от инфантерии; воспитатель Николая II и других малолетних членов царской семьи.
2 Ольга Александровна, вел. кн. (1882—1928) — сестра Николая II. Упоминаемый в записке сеанс требовался Серову для исполнения этюда к портрету “Александра III с семьей”.
МОСКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ХУДОЖЕСТВ — П. М. ТРЕТЬЯКОВУ
<Середина апреля 1893 г. Москва>
Глубокоуважаемый Павел Михайлович!
Переживая событие перехода в собственность города Москвы пожертвованной Вами картинной галереи Вашей, Московское общество любителей художеств, давно уже с гордостью именующее Вас своим почетным членом, с особенным уважением останавливается на значении этого события. Руководимый горячей любовью к родному художеству, Вы большую часть жизни Вашей посвятили собиранию произведений русской живописи, вложили в это дело неутомимую энергию, чуткое художественное понимание, беспристрастную объективную оценку и, наконец, достойно увенчали этот многолетний свой труд беспримерным даром собранной Вами галереи городу Москве.
Неоценимо это благое дело Ваше как для родной Вам Москвы и для России, так и для всего образованного мира, перед которым, таким образом, впервые предстанет наше искусство в составе целой русской самостоятельной школы живописи. Эта заслуга Ваша не забудется ни в истории национального самосознания, ни во всемирной истории искусства. Не можем здесь не вспомнить с глубокой признательностью и заслугу Вашего покойного брата Сергея Михайловича, благодаря пожертвованию которого наряду с бесценным Вашим собранием Москва обладает ныне одной из лучших коллекций новейшей иностранной живописи 1.
Да процветает же эта городская Третьяковская галерея на благо современникам и потомству и да продлится Ваша плодотворная деятельность на славу родного искусства на многие многие годы.
Председатель Общества К. Быковский Член комитета И. Цветков
Василий Дмитриевич Поленов
Я. Гартунг 2
С.Голоушев 3
Н. Третьяков
Владимир Егорович Маковский
Секретарь В. Переплетчиков 4
Николай Федорович Крахт
Сергей Николаевич Голяшкин 5
Лев Михайлович Жемчужников 6
Савва Иванович Мамонтов
Николай Алексеевич Касаткин
Ворткес Яковлевич Суреньянц 7
Николай Васильевич Досекин 8
Иван Иванович Крымов
Валентин Александрович Серов
Дмитрий Всеволодович Грушецкий
Николай Иванович Мамонтов 9
Александр Иосифович Дациаро 10
Алексей Егорович Беляхт
Алексей Сергеевич Мазурин 11
Аполлинарий Михайлович Васнецов
Виктор Никитич Горбачев 12
Алексей Александрович Бахрушин 13
Екатерина Федоровна Юнге 14
Владимир Перов 15
Андрей Евдокимович Нос
Академик архитектуры А. Попов 16
Генрих Иванович Шнелль
Аршак Богданович Эджубов 17
Петр Акинфович Козенков
Александр Александрович Киселев 18
Григорий Алексеевич Рачинский
Владимир Константинович Тру-товский 19
Константин Аполлон Савицкий 20
Леонид Осипович Пастернак Федор
Александрович Куманин
Николай Неврев
Константин Павлович Левин
Петр Иванович Поляков
Сергей Бахрушин
Н. Третьяков
Николай Абрикосов 21
Адольф Ильич Левитан 22
Виктор Павлович Батурин 23
Сергей Козьмич Говоров 24
Дмитрий Эмильевич Мартен 25
Евгений Иванович Посполитски
Николай Александрович Шматков 26
Ольга Михайловна Соловьева
Устин Александр. Рымвид-Мицкевич
А. Тарасов 27
Н. Богатов 28
А. Новицкий 29
Е. Хруслов
Н. В. Баснин 30
А. Постников
Конрад Карлович Банза 31
Федор <неразб.>
Василий Горшанов
Николай Вишняков
Алексей Петрович Ланговой
Иван Семенович Малинин
З. Иванов 32
Сергей Иванович Васильев 33
М. Золотарев
Дмитрий Чичагов 34
Василий Мешков 35
Генрих Брокаты
А. Лукин 36
Вл. Барбе 37
Г. Вогау 38
Николай Петрович Рыбаков
Григорий Иванович Кашкин
Эд. Беренс 39
<неразб.>
Владимир <неразб.>
Владимир Шмаровин 40
Графаил <Левиссон>
Князь Александр Урусов 41
Шайкевич 42
Кн. София Голицына 43
С. Малютин
А. Сабаш<ников>
Мих. Яровой 44
П. Коровин 45
Н.Грандковский 46
Иван Богданов 47
Петр Преображенский 48
Константин Чичагов 49
Сергей Волнухин 50
Кн. И. Гугунава 51
Я.Турлыгин 52
А. Маковский 53
К.Тарбеев 54
В. Орлов
Н.Эллерт 55
С. Виноградов
ГТГ.
____________
1 Сергей Михайлович Третьяков (1834—1892) — именитый купец Москвы и ее городской голова в 1873—1881 гг., коллекционировал произведения западноевропейской живописи XIX в. Его собрание насчитывало 84 работы иностранных художников. В 1894—1895 гг. Серов по фотографии писал портрет С. М. Третьякова.
2 Яков Федорович Гартунг (1841—1901) — родственник Третьякова по браку с его сестрой Надеждой Михайловной.
3 Сергей Сергеевич Голоушев (1855—1920) — врач; более известен как живописец (некоторые его произведения приобрел П. М. Третьяков), критик и искусствовед (псевдонимы Сергей Глаголь, С. Сергеевич, De Sergy).
4 Василий Васильевич Переплетчиков (1863—1918) — живописец, участник выставок МОЛХ, “Мира искусства”, “36-ти” и “Союза русских художников”.
5 Сергей Николаевич Голяшкин (?—1903) — мелкий чиновник, коллекционер.
6 Лев Михайлович Жемчужников (1828—1912) — график и живописец, секретарь МОЛХ в 1875—1892 гг. и некоторое время инспектор Училища живописи, ваяния и зодчества. Автор книги “Мои воспоминания из прошлого” (последнее издание вышло в Ленинграде в 1971 г.), в которой рассказал о встречах с А. Е. Егоровым, К. П. Брюлловым, П. А. Федотовым, А. А. Агиным, А. Е. Бейдеманом, Т. Г. Шевченко и др. Братья Жемчужниковы принимали участие в создании произведений, выходивших под псевдонимом Козьма Прутков.
7 Ворткес (Вардгес) Яковлевич Суреньянц (Суреньян) (1860—1921) —живописец, график, театральный художник.
8 Николай Васильевич Досекин (1863—1935) — живописец, член ТПХВ в 1888—1900 гг., затем “Мира искусства”, “Союза русских художников”, приятель Серова.
9 Николай Иванович Мамонтов (?—1920-е гг.) — гласный Московской думы, брат С. И. Мамонтова.
10 Александр Иосифович Дациаро (1842—1907) — комиссионер, владелец магазинов в Петербурге и Москве по продаже художественных принадлежностей, картин и эстампов; полковник итальянской армии, принимавший участие в 1860-х гг. в освободительном движении в Италии.
11 Алексей Сергеевич Мазурин — коллекционер, Как и другие представители этой купеческой семьи.
12 Виктор Никитич Горбачев — врач, служил в Московской конторе императорских театров и в главном архиве министерства иностранных дел.
13 Алексей Александрович Бахрушин (1865—1929) — купец, основатель театрального музея в Москве (ныне Государственный центральный театральный музей его имени).
14 Екатерина Федоровна Юнге (1843—1913) — живописец; дочь Ф. П. Толстого, известного скульптора, медальера и художника; автор книги “Воспоминания. 1843—1860 гг.”
15 Владимир Васильевич Перов (1869—1898) — живописец, сын В. Г. Перова.
16 Александр Петрович Попов (1828—?) — архитектор, академик с 1870 г.
17 Аршак Богданович Эджубов — маклер московской биржи.
18 Александр Александрович Киселев (1838—1911) — живописец, член ТПХВ с 1876 г., академик с 1890 г., руководитель мастерской Высшего художественного училища (1897—1911).
19 Константин Александрович Трутовский (1826—1893) — живописец и график; академик с 1861 г., инспектор Училища живописи, ваяния и зодчества в 1870—1881 гг.
20 Константин Аполлонович Савицкий (1844—1905) — живописец, член ТПХВ с 1878 г., академик с 1897 г., преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества в 1894—1897 гг., затем директор Пензенского художественного училища.
21 Николай Алексеевич Абрикосов — один из владельцев конфетно-кондитерской фирмы.
22 Адольф Ильич Левитан (1859—1933) — живописец, брат И. И. Левитана.
23 Виктор Павлович Батурин (1863—1938) —живописец.
24 Сергей Козьмич Говоров — присяжный поверенный.
25 Дмитрий Эмильевич Мартен (1860—1918) — живописец.
26 Николай Александрович Шматков (1832—1901).
27 Алексей Никитич Тарасов — учитель рисования в средних учебных заведениях.
28 Николай Алексеевич Богатов (1854—1935) — график и живописец.
29 Алексей Петрович Новицкий (1862—?) — историк искусства, член совета Исторического музея в Москве, библиотекарь Училища живописи, ваяния и зодчества.
30 Николай Васильевич Баснин — присяжный поверенный, был известен как специалист по гравюроведению, почетный член Румянцевского музея.
31 Конрад Карлович Банза (?—1911) — коммерции советник, председатель страхового общества “Якорь”, член-любитель Московского архитектурного общества и член-учредитель комитета по устройству Музея изящных искусств.
32 Зиновий Иванович Иванов — архитектор, преподаватель строительного искусства и орнамента в Училище живописи, ваяния и зодчества в 1899—1908гг.
33 Сергей Иванович Васильев — живописец, преподаватель Строгановского училища.
34 Дмитрий Николаевич Чичагов (1837—1895) — архитектор.
35 Василий Никитич Мешков (1867—1946) —живописец, педагог.
36 Александр Петрович Лукин (?—1905) — журналист.
37 Владимир Яковлевич Барбе (?—1900).
38 Гуго Максимович Вогау — купец, член-любитель Московского архитектурного общества и член-учредитель Комитета по устройству Музея изящных искусств.
39 Эдуард (Дмитрий) Андреевич фон-Беренс (?—1916) — уполномоченный московской конторы “Российского страхового от огня общества”.
40 Владимир Георгиевич Шмаровин (1850—1924) — любитель искусства, один из организаторов художественного кружка “Среда”.
41 Александр Иванович Урусов, князь (1843—1900) — юрист, автор статей по искусству и литературе.
42 Самуил Соломонович Шайкевич (1842—1908) — присяжный поверенный, коллекционер.
43 Софья Николаевна Голицына, урожденная Делянова — любительница искусства, жена В. М. Голицына.
44 Михаил Михайлович Яровой (1864—1940) — живописец.
45 Петр Иванович Коровин (1857—?) — живописец.
46 Николай Карлович Грандковский (1864—1907) — живописец.
47 Иван Петрович Богданов (1855—1932) — живописец. После Октябрьской революции вел педагогическую работу.
48 Петр Васильевич Преображенский — преподаватель, член общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.
49 Константин Николаевич Чичагов (?—1903) — график.
50 Сергей Михайлович Волнухин (1859—1921) — скульптор, преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества (1894—1912).
51 Иван (Четан) Георгиевич Гугунава (1860—1919) — живописец.
52 Яков Прокопьевич Турлыгин (1858—1909) — живописец.
53 Александр Владимирович Маковский (1869—1924) — живописец, сын В. Е. Маковского.
54 Константин Ермилович Тарбеев (?—1894).
55 Николай Людвигович Эллерт (1845—1901) — живописец.
СЕРОВ — Т. Л. ТОЛСТОЙ 1
16 февраля <18>94 г. <Москва>
Уважаемая Татьяна Львовна!
Портрет получил в сохранности 2. Не отвечал до сих пор по той причине, что только вчера удалось его добыть со станции. Но я убит рамой — она более чем плоха. Досадно, что не пришлось сочинить ее сообща — представлять же раму на усмотрение и вкус рамовщика очень рискованно, почти всегда выходит плохо. Картину Ге видел. Рассказ и объяснения к ней Ге очень хороши, но сама картина — неужели она Вам нравится? 3
Готовый к услугам В. Серов
На конверте: Татьяне Львовне Толстой
Долго-Хамовнический пер., соб. дом от В. Серова
Почтовый штемпель: 18 фев<раля> 1894 г. Москва
Государственный музей Л. Н. Толстого, Москва.
_____________
1 Татьяна Львовна Толстая, в замужестве Сухотина (1864—1950) — старшая дочь Л. Н. Толстого.
2 Речь идет о портрете С. А. Толстой, который Серов экспонировал на XXII передвижной выставке в 1894 г.
3 Николай Николаевич Ге (1831—1894) — живописец, один из учредителей Товарищества передвижников.
В. В.СТАСОВ 1 — СЕРОВУ
С.-П<етер>-б<ургская> императ<орская> Публ<ичная> б<иблиотека>. 18 марта <18>94.
Валентин Александрович, я всегда считал себя счастливым тем, что мне выпало на долю (кажется, первому) обратить общее внимание на Ваш талант. Портрет Вашего покойного отца был написан, в отношении колорита, неважно, но свидетельствовал о каком-то совершенно особенном портретном даровании. С тех пор Вы только все шли вперед да вперед, и вперед, и я был глубоко обрадован, увидев на нынешней выставке передвижников портрет графини С. А. Толстой, который есть сущий chef d'oeuvre, хотя он все еще не без недостатков, но обещает еще и много развития впереди, и, мне кажется, если Вы только не убавите пара, Вы скоро станете совершенно наравне с самыми первыми нашими портретистами, а кто знает — может и перегоните их даже!
Честь Вам и слава, и дай Вам бог еще более сил и развития. Но все это я пишу и говорю Вам случайно— подвернулась оказия. Писать про передвижников я нынче не хочу, не могу и не стану; значит, вероятно, так бы и не узнали моего нынешнего мнения о Вас, да вот — случай вышел. А случай такой: 29-го марта мы празднуем 25 лет со дня кончины нашего крупного художника, Вячеслава Шварца 2. Я особенно хлопочу об этом, потому что считаю его крупною величиною Русского искусства. Его брат — помогает мне 3.
Но, кроме публичной панихиды и пр<очего>, я уговорил начальство лицея Александровского, где Шварц воспитывался, чтоб повесить портрет Шварца в большой Пушкинской зале Лицея (знаете, где помещены портреты, гипсовые статуи и бюсты Пушкина и целое собрание его автографов). Теперь мы ждем высочайшего разрешения и на Шварца (которого я, конечно, и не думаю сравнивать с Пушкиным). Но, покуда что дело идет, я обращаюсь к Вам с просьбой: дать Ваше согласие написать этот портрет (есть отличный фотографический портрет!) — конечно, не к 29 марту, но после: теперь же мне желательно было бы только получить, если можно, Ваше согласие, чтобы объявить его во время чествования этого дня.
Вот я и обращаюсь к Вам с просьбой поскорее написать мне, в императ<орскую> библиотеку:
1) Согласитесь ли Вы написать этот портрет, грудной, вершков в 12 или 14 вышиной;
2) Если согласитесь, то во сколько времени Вы бы его выполнили?
3) Сколько Вы за него назначили бы (гонорар для Вас берет на себя брат Шварца, человек достаточный, кажется) ?
Сверх того, у меня есть к Вам еще другой вопрос: не согласились ли бы Вы написать, для Публичной библиотеки, портрет нынешнего ее директора, А. Ф. Бычкова 4, который положено повесить в одной из зал? Этот портрет должен быть поколенный, как все предыдущие портреты наших директоров. Но только я опасаюсь, что это дело у нас не выгорит: может быть Ваш гонорар будет значителен, а в библиотечной складчине сбора, покуда, не очень много. Прощайте, покуда. Жду во всяком случае ответов.
Ваш В. Стасов.
ИРЛИ.
____________
1 Стасов Владимир Васильевич — выдающийся художественный критик (1824 —1906).
2 Вячеслав Григорьевич Шварц (1838—1869) — исторический живописец.
3 Евгений Григорьевич Шварц (1843—?) — камергер, действительный член Академии художеств с 1905 г., имел первоклассное собрание картин, гравюр и других предметов искусства, унаследованное им от известного мецената начала XIX в. А. Р. Томилова.
4 Афанасий Федорович Бычков (1818—1899) — библиограф, директор Публичной библиотеки (1882—1889), в которой Стасов возглавлял художественный отдел.
СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ
16 июня <1894 г. Борки>
Ну-с, Лёлюшка,
кончилась, наконец, эта история с Борками 1. Были цари, освятили церковь, были в павильоне, видели мою картину, пили чай, все как следует. Так как в павильоне встречало государя именитое дворянство и т. к. вся затея эта их, то я не решился, хотя граф 2 звал меня быть в то время, когда цари взойдут в павильон, а посему не видел первого их впечатления, что особенно и было интересно. Потом я был позван туда, первое, что мне государь заявил — было: “Но, кажется, она еще не совсем кончена”, на что я ответил — да, еще не совсем. Затем я не помню, что еще спросил государь — помню свой ответ,— что я взял раньше. Тут подошел граф представить меня — государь говорит, что уже давно меня знает и больше ничего. Государыня сидит за столом и пьет чай.
Рядом возле меня оказывается Ксения 3 и Михаил, я им слегка кланяюсь (потому что в сущности не знаю, нужно ли кланяться или нет). Она кланяется, с Михаилом поздоровались за руку, тут подошел Сергей Ал<ександрович> и тоже поздоровался за руку 4. Государыня меня так и не видела, потому что началось представление местных дворян и дворянок. Ну-с, так вот в сущности ничего любезного от государя я сам не слышал. Между прочим, я готов думать, что автор фразы о неконченности — Сергей Ал<ександрович>. Граф рассказывал, что когда государь вошел, сказал: “Михаил как живой”, затем: “А против перчатки протестую”. Графиня говорит, что государыня говорила Ксении, что papa (т. е. государь) очень хорош и ты (Ксения). Ксения же заявила, что эскиз с натуры лучше. Наследник 5 и Георгий не понравились. С чем я совершенно согласен.
Да, так повторяю, с мнениями их я совершенно согласен, но я ждал, что мне скажут что-нибудь этакое любезное, что мол хорошо, но жаль, что не кончено, а не просто не кончено (или это, быть может, подразумевалось). Граф поздравил с успехом, дворяне тоже. Да, я должен тебе сказать что дворянство вообще очень довольно и заявило свое удовольствие еще до прибытия государя. Военные чины и полиция — этого народу там перебывало тьма во время установки картины чрезвычайно довольно. Духовенство — ох, с духовенством вышло довольно занятно. За день до приезда в этот Спасов скит приехал из Харькова архиерей Амвросий 6 — я в фуражке и с папироской во рту пребываю в павильоне, стучатся, монах спрашивает, нельзя посмотреть картину преосвещенному — я открываю, говорю, что можно. Входит славный старик, худой, смотрит картину, затем оборачивается и говорит мне — это вы написали?
Я в шапке и с папироской говорю — да — он мне делает ручкой нечто вроде воздушного поцелуя и объявляет, что прелесть, а потом спрашивает, вы русский — я говорю — да. Все улыбаются и уходят, я раскланиваюсь. Оказывается, что я был крайне невежлив — не только что не подошел к руке архиерея, но курил и на голове фуражка. Да, познакомился с Победоносцевым, оказывается, он был с отцом в правоведеньи 7, картина ему нравится (за исключением Михаила). Министру Дурново тоже нравится 8. После отъезда в павильон пускали решительно всех. В одной стороне дворяне допивали чай и доедали клубнику, а с другой ломился простой народ и, подходя к картине, крестился... Одним словом, целый день было такое неприятное ощущение — беда, тут еще узнал, что Карно зарезан 9. Был там и Зичи 10 и Маковский. Картина им обоим нравится, так по крайней мере они заявляли и поздравляли.
Да, подведя итоги, пожалуй, все-таки можно сказать, что так называемый успех был. Только двух я заметил, которые ругались. Иконы Маковского многим не нравятся, оказывается 11. Граф говорит, что я его убил. Одно могу сказать, что картина мне изрядно надоела и эти Борки. И, к сожалению, теперь мне придется переписывать руку государя, кроме возни с постановкой в дворянском зале. Думаю, начать переговоры с здешним фотографом, кот<орый> стремится со мной познакомиться, чтобы снять картину12 . Завтра ее сюда перевезут и начнем уже устанавливать окончательно.
Относительно Аделаиды Семеновны <Симонович> говорил с графиней 13 и графом, она напишет попечителю письмо, с которым я явлюсь к нему, или, может быть, пошлет ему сама, а уж потом я зайду. Обещает, что он, вероятно, сделает все, что будет возможно. Ну, до свидания, Лёлюшка. Целую тебя и деток, здоровы ли все? Пора бы уж мне приехать. Руки у меня прошли совсем, не понимаю, что это значит 14.
В. Серов.
ГТГ.
____________
1 14 июня 1894 г. в Борках Харьковской губернии происходило освящение церкви и часовни, построенных в связи со спасением царской семьи во время происшедшей там железнодорожной катастрофы в 1888 г. Именно по этому случаю Серову был заказан групповой портрет “Александра III с семьей”, о котором и идет речь в письме.
2 Имеется в виду Василий Алексеевич Капнист, гр. (1838—1910) — гофмейстер, выпускник юридического факультета Московского университета, харьковский губернский предводитель дворянства с 1888 г., потомок известного поэта В. В. Капниста. Известны два портрета дочери Капниста — Варвары Васильевны, в замужестве Мусиной-Пушкиной. Серов исполнил их в 1895 и 1898 гг.
3 Ксения, вел. кн. (1875—1960) — старшая дочь Александра III.
4 Сергей Александрович, вел. кн. (1857—1905) — сын Александра II, московский генерал-губернатор с 1891 г., виновник Ходынского побоища, убит эсером И. П. Каляевым. Крайний реакционер, известный своим аморальным поведением
5 Речь идет о будущем императоре Николае II.
6 Амвросий, настоящее имя, отчество и фамилия Алексей Иосифович Ключарев (1821— 1901) — харьковский и ахтырский архиепископ с 1882 г., проповедник православной церкви, оставивший по себе известность “воинствующего публициста”.
7 Константин Петрович Победоносцев (1827—1907) — обер-прокурор синода (1880— 1905) — имел большое влияние на Александра III и Николая II, реакционный государственный деятель. В 1902 г. Серов исполнил его портрет.
8 Иван Николаевич Дурново (1830—1903) — министр внутренних дел (1889—1895), председатель Комитета министров (1895—1903).
9 Сади Карно (1837—1894) — президент Франции, был тяжело ранен итальянским анархистом и скончался 13/25 июня 1894 г.
10 Михаил Александрович Зичи (1829—1909) — живописец и график. Венгр по происхождению, он с 1847 г. жил в России, а с 1880 г. стал придворным художником.
11 В. Е. Маковский работал в 1892—1894 гг. для церкви и часовни в Борках.
12 По-видимому, Серов упоминает о харьковском фотографе Иваницком, участвовавшем в изготовлении альбомов фотографий подарков, предназначавшихся царской семье.
13 Имеется в виду Варвара Николаевна Капнист, урожденная кн. Репнина (1841—?). В 1895 г. Серов исполнил ее портрет.
14 На нервной почве у Серова временами появлялась экзема на руках и ногах.
В. В. СТАСОВ — СЕРОВУ
С.П.Б. Вторник 27 сент<ября 18>94.
Многоуважаемый Валентин Александрович!
Мне хотелось написать Вам сегодня потому, что Вы опять привели меня в великое восхищение. На днях я был у Н. С. Лескова, и он мне показал фотографию с его портрета, написанного Вами. Я был поражен — до того тут натуры и правды много — глаза просто смотрят, как живые 1. И я еще новый раз подумал, что Вам предстоит быть крупным русским портретистом, кто знает — может быть даже, однажды, первым из всех их. Поэтому-то я и выпросил тотчас же такую фотографию у Лескова, и она стоит у меня на письменном столе. Но мне все ужасно и до сих пор хочется добыть как-нибудь портрет Вашего отца, во весь рост, первую Вашу работу, кажется (разумеется, в виде фотографии желал бы я ее). Такой tour de force [подвиг (франц.)] — написать портрет человека, которого Вы видели только будучи 7-и лет, и написать до того верно и похоже (хотя еще плохими красками!), кто так начинал?
Нельзя ли мне добыть фотографию с него? Как я был бы рад. Но кроме всего этого, меня бог знает как порадовал рассказ Лескова о том, что Вы отказались идти в преподаватели новой Академии. Тут я был и поражен, и удивлен, и восхищен. Значит, еще не совсем пропала порода настоящих художников у нас, еще не совсем перепорчены все наши художники “подкупом” со стороны “новой Академии”, обещаниями квартир, мест, чинов, орденов, пенсий, заказов и проч. Остались еще такие, которые понимают, что такое свобода для художника, независимость от начальников, канцелярий, поощрений и наград, потребность не заниматься ни приказаниями, ни распеканиями, ни взысканиями, ни всем тем, чем будет заниматься “новый совет”, и притом с прибавкой интриг, ссор, кумовства и проч<его>. Все это уже, кажется, там и началось уже!
Хвала же Вам великая, честь и слава, Вам и всем юным товарищам Вашим, если таковые есть!!!
Ваш всегда В. Стасов.
ИРЛИ.
______________
1 До последних лет жизни Николай Семенович Лесков (1831—1895) противился желаниям художников написать его портрет. Портрет Лескова Серов исполнил по заказу П. М. Третьякова в начале 1894 г.
2 Упоминаемая Стасовым “новая Академия” — это реформированная в 1894 г. Академия художеств.
СЕРОВ — Я. Л. БАРСКОВУ 1
29 сентября <1894 г. Москва>
Многоуважаемый Яков Лазаревич, могу Вас попросить, если этим Вас не затрудню,— кавказские фотографии. Вы говорили, что у Вас их имеется много, так вот прислать бы их ко мне, весьма обяжете и облегчите задачу. То, что припоминаю из путешествия своего, мало пригодно, пожалуй,— пробовал...
До свиданья. В. Серов.
ГБЛ.
___________
1 Яков Лазаревич Барсков (1863—1937) — педагог, историк и редактор.
П. П. ЧИСТЯКОВ 1 — СЕРОВУ
<Конец сентября 1894 г. Петербург>
Дорогой и многоуважаемый Валентин Александрович!
Здесь теперь идут выборы в разные должности в Академию. Все говорят, что Вы молоды да надо Вам пожить в Москве и проч<ее>. Рафаэль, Пушкин и Моцарт померли 37 лет, а наделали много хорошего в жизни. У нас и их забраковали бы за молодостью лет. Хотя меня и не спрашивали новые члены Академии и даже не приглашают в свои заседания, но мне это нипочем. Я дорожу русским искусством и потому прошу Вас, многоуважаемый Валентин Александрович, напишите мне сейчас же: правда ли, что Вы Питера и Академии знать не хотите и не желаете знаться.
Душевно преданный Вам П. Чистяков.
Супруге Вашей мой низкий поклон.
С.-Петербург. Васильевский остров. Академия художеств. П. П. Чистякову.
ГТГ.
___________
1 Павел Петрович Чистяков (1832—1919) — учитель Серова.
СЕРОВ — П. П. ЧИСТЯКОВУ
Москва 1 октября <18>94 г.
Дорогой Павел Петрович,
только вчера получил письмо Ваше. Жалею очень, что, будучи на днях в Петербурге, не зашел к Вам, хотя я был там очень короткое время, торопился домой в Москву, возвращался из далекого путешествия на Север 1. Спрашиваете Вы меня, правда ли, что я Питера и Академии знать не желаю и даже знаться. Выражения немножко слишком резки. Правда, Петербург вообще мне чужд и не люблю его. Жить в нем опасаюсь из-за семьи, петербургская зима опасна жене моей. Академия по старой памяти навевает какой-то холод, быть может, все это пустые предрассудки. Разумеется, теперь все там иначе. Непонятно и обидно, что Вас минули — не пойму никак 2. Да, единственно Ваше мнение в Академии было для меня высоко и дорого.
Да, я Вам должен до конца ответить на Ваш вопрос. Дело в том, что преподавание вообще я не люблю — учеников и бездарных и талантливых всех не люблю — серьезно. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем — я отказался. Из Питера слышал, что меня будто бы баллотировали в Академию, да не выбаллотировали 3. Еще слышал, что Савинский выбран — вот это хорошо 4. Будьте здоровы, Павел Петрович, спасибо, что помните меня. Надеюсь. скоро быть опять в Петербурге зимой.
Жму Вашу руку. Кланяюсь семье Вашей.
В. Серов. Адрес: Москва, Старопименовский пер., д. кн. Кудашевой.
ГТГ.
______________
1 Двухмесячную поездку по Северу, маршрут которой пролегал через Вологду, по рекам Сухоне и Северной Двине, в Архангельск, Мурманск, Норд-Кап, Тронхейм, Стокгольм, Серов совершил совместно с К. Коровиным по инициативе С. И. Мамонтова.
2 Числясь профессором, П. П. Чистяков не был включен в штаты Академии художеств и на протяжении нескольких лет временно заведовал мозаическим отделением Академии.
3 Документальные материалы, связанные с выборами Серова в преподаватели Академии художеств, обнаружить не удалось.
4 Василий Евмениевич Савинский (1859—1937) — живописец и педагог, ученик Чистякова. Академик с 1906 г. Профессор, руководитель мастерской в Академии художеств в 1911— 1930 гг. В 1894 г. Савинский был утвержден адъюнкт-профессором Академии.
СЕРОВ — В. В. СТАСОВУ
5 октября <18>94 г. Москва.
Владимир Васильевич,
рад я очень, что работы мои Вам нравятся, посылаю, как Вы просили, фотографию с портрета отца. К сожалению, она довольно плоха, черна и пятниста, но она единственная, у меня другой нет, может быть, у гравера Матэ есть другая — года три назад он гравировал его и не дурно для издания критик отца, где он и помещен в первом томе.
Относительно этого портрета моего я желал бы переговорить с Вами, а именно: куда бы его водворить? Мне кажется, что быть ему у меня не место, так сказать, не у дел, в частной квартире. Как на самое подходящее, на мой взгляд, место могу указать на Мариинский театр, как центр деятельности отца. Проезжая теперь мимо театра, где шли перестройки, я опять вспомнил об этом. Собственно, следовало бы, может быть, его туда пожертвовать,— но жертвовать я, право, не могу, зарабатываю я немного. Если у Вас есть связи с этим миром (театральным), то я просил бы Вас при случае предложить эту идею; со своей стороны тысячи за l1/2 даже за тысячу я с удовольствием отдал бы его театру.
Не пойму я, почему Вы так клеймите новую Академию. Как-никак, все же она будет лучше, чем была за последнее время, это несомненно, а <не> итти туда тем, которые ратовали за ее изменения — более чем неловко. Если Вы сожалеете о Репине, то я уверен, что все, что он сможет сделать на ее улучшение, он сделает, а когда придет охота работать, он просто уйдет. Маковский останется верен себе, а другие — другие почти не художники: Брюллов 1, Лемох 2, Мясоедов, Куинджи 3. Вот молодые, правда, кто может обойтись без преподавания казенного или частного все равно, тем лучше, так я считаю и преподавания сам не люблю, но, может быть, я и не прав.
В сущности, все были в Академии, были в ней и светлые времена (Ге, Репин, Антокольский), может быть, будут и теперь, хотя, разумеется, сделать Репиным и Антокольским Академия никак не может, дело и не в том, а просто дать возможность учиться и мастерскую, где была бы возможность написать свободную программу, вернее, картину, это уже имеется, и если держаться мнения, что всякий крупный талант должен пробиться, то тут, пожалуй, будет ему легче. Я же не шел в Академию, да меня и не приглашали, т. е. выражал нежелание, потому что Петербурга не люблю и самое дело преподавания, на основании чего отказался учить и в московской школе.
В. Серов. Москва. Старопименовский пер., д. кн. Кудашевой.
ГПБ.
______________
1 Павел Александрович Брюллов (1840—1914) — живописец, член Товарищества передвижников с 1874 г., действительный член Академии художеств с 1893 г., хранитель Русского музея с 1897—1912 гг.
2 Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох (1841—1910) — живописец, один из учредителей ТПХВ, академик с 1875 г., действительный член Академии с 1893 г., хранитель художественного отдела Русского музея в 1897—1909 гг.
3 Архип Иванович Куинджи (1842—1910) — живописец, член Товарищества передвижников с 1875 г., действительный член Академии с 1893 г., руководитель пейзажной мастерской Академии в 1894-1897 гг.
В. В. СТАСОВ — СЕРОВУ
С.П.Б. императ. Публ. б-ка 14 окт<ября 18>94 г.
Многоуважаемый Валентин Александрович, премного благодарен Вам за фотографию с портрета Александра Николаевича, Вами написанного. Я новый раз на него полюбовался, подивился и повешу его у себя на стене, где собрано нечто вроде маленького русского музейчика,— все те вещи тут, которые я особенно люблю у новых русских художников. Мне очень понравилось Ваше предложение о водворении Вашего оригинала этого портрета — в фойе Мариинского театра, и рад похлопотать об исполнении этого предложения. Даже начал уже. Удастся или нет — того покуда не знаю, но, как только узнаю что-нибудь повернее, сообщу Вам. Затруднения же, покуда, следующие:
1) фойе Мариинского театра нынче громадно увеличили, в ширину и вышину, и так несообразительно, что ставить там художественные вещи — совсем не рука. Мне рассказывают, что, например, мраморный бюст Глинки (работы Чижова), в натуральную величину, теперь кажется там крошечным!! 1. Можно ли похвалить такие несообразные условия? 2) Мне говорят, что Валентина Семеновна <Серова> уже обращалась, несколько времени тому назад, в Дирекцию с предложением об этом же самом портрете 2, но не имела почему-то успеха, а так как (меня уверяют) ее многие там недолюбливают, то и образовался нежелательный прецедент, с которым бороться будет, пожалуй, несколько затруднительно. Впрочем — посмотрим, попытаемся. Если же, паче чаяния, нам удастся сладить с этим делом, то это было бы тем более хорошо, что, наверное, в фойе не остановятся на одном композиторском портрете, а пожелают поставить портреты и других музыкантов (Глинки, Даргом<ыжского> и т. д.), и, кто знает,— может быть, и они придутся на Вашу долю. Вы же, при Вашей способности отгадывать физиономии и позы не виденных Вами личностей — очень вероятно, сделали бы портреты превосходные!
Что касается передвижников, то Вы меня, кажется, вовсе не поняли и забыли несколько то, что я Вам лично сообщал из своих соображений. Я никогда ничего не имел, не имею и не буду иметь против улучшения и повыше и у нас художественного образования, и если хорошие художники будут хорошо воспитывать меньшую братию, начинающую братию, это будет всегда чудесно, превосходно, и я буду всегда этому только радоваться. Но я вовсе не о воспитании и не о педагогике говорил, а о чем-то совсем другом. Я говорил о том, что у нас 20 лет существовало Сообщество художников свободных, равных, ни от кого не зависимых, запятых только своим собственным и своим общим делом, и что это чудесное сообщество теперь разбито, сломлено, растоптано и брошено по клочкам в грязь; что прежние свободные художники пошли теперь в служебные, подневольные, чиновные и канцелярские художники, что вместо занятия своим делом они будут заниматься приказами, орденами, требованиями и взысканиями по всей России! И все это под предлогом—воспитания!! Какое уж тут “воспитание”? Для воспитания нужно было бы всего 5—6 преподавателей, и вот и все, но переманили в Академию штук 40 передвижников! Какое же это все притворство и фальшь!
Нет, все дело состояло только в том, чтоб уничтожить Общество “независимых” художников, и переделать их в “зависимых”. Вот о чем я только и говорил и на что горько жаловался.
Ваш В. Стасов.
ИРЛИ.
______________
1 Матвей Афанасьевич Чижов (1838—1916) — скульптор, действительный член Академии художеств в 1893 г. В фойе Мариинского театра с ноября 1892 г. временно располагался музей М. И. Глинки. В числе его экспонатов и был бюст композитора, исполненный Чижовым в 1879 г.
2 Портрет А. Н. Серова. Лишь после смерти В. А. Серова портрет был приобретен Русским музеем.
СЕРОВ — П. М. ТРЕТЬЯКОВУ
14 ноября <1894 г.> Москва
Многоуважаемый Павел Михайлович,
считаю долгом известить Вас о получении мною 150 <руб.> в счет уплаты за портрет 1. Затем, Павел Михайлович, прошу извинения в причиненных мною Вам хлопот и беспокойств. В свое оправдание могу сказать только одно: мне было слишком трудно притти к Вам и просить эти 150 <руб.> (другого исхода я не видел).
В таком тяжелом положении замечания Ваши: “Что так скоро?” и “Скорее бы кончили и все получите” — показались мне настолько обидными (ведь, если бы при принятии заказа я оговорился насчет уплаты по срокам,— я был бы прав). Слова эти меня так огорчили, что я, ни о чем хорошенько не рассуждая, просто ушел, никак не думая, чтоб уходом своим мог причинить Вам столько беспокойств.
Еще раз, Павел Михайлович, прошу извинения за это беспокойство.
В. Серов.
ГТГ.
________________
1 Речь идет о портрете С. М. Третьякова.
 Портрет А.Н. Турчанинова. Фрагмент (В.А. Серов, 1906 г.) |  Портрет М.К. Морозовой (В.А. Серов, 1910 г.) |  Портрет И.И. Левитана (В.А. Серов) |