Письма 1897 года
СЕРОВ — И. И. ТОЛСТОМУ
<Январь 1897 г. Москва>
Ваше сиятельство,
спешу ответом, кажется, я немного запаздываю. Благодарю за лестное приглашение участвовать на Венецианской, Мюнхенской и Копенгагенской выставках, но у меня нет свободных вещей, все большие портреты у заказчика. Относительно запроса по поводу коронационного альбома, могу ответить, что картина начата. В феврале буду в Петербурге и акварель привезу.
Готовый к услугам В. Серов.
ЦГИА.
СЕРОВ, Г. Г. МЯСОЕДОВ, И. П. БОГДАНОВ И ДРУГИЕ —ПЕТЕРБУРГСКИМ ЧЛЕНАМ ТПХВ.
Москва 1897 г. 1 февраля
Петербургским членам Т-ва передвижных художественных выставок.
До нас дошли слухи о недоразумениях, возникших в среде петербургских сочленов, грозящих перейти на наше празднование XXV-летия жизни Товарищества. Мы, нижеподписавшиеся, думаем, что общее согласие и дружеское отношение между членами нам дороже всего и что все, что может нарушить это согласие, должно быть устранено, во всяком случае. Посему мы находим возможным послать приглашение лишь тем лицам, относительно которых, по нашему обычаю, существует общее согласие, а именно: В. М. Васнецову, И. Е. Репину, М. П. Клодту и К. Е. Маковскому.
Г. Мясоедов
И. Богданов
Ап. Васнецов
В.Поленов
К. Савицкий
А. Архипов
Э. Шанкс 1
В. Бакшеев 2
И. Левитан
С. Милорадович 3
Н. Неврев 4
Н. Бодаревский 5
И. Остроухов В. Серов
Н. Касаткин
А. Корин
М. Нестеров
В. Суриков
А. Степанов
ИРЛИ.
___________
1 Эмилия Львовна Шанкс (1857 —?) — живописец, член Товарищества передвижников с 1894 г.
2 Василий Николаевич Бакшеев (1862—1958) — живописец, член Товарищества передвижников с 1896 г., преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества в 1897—1918 гг. Действительный член Академии художеств с 1947 г. Народный художник СССР. Автор книги “Воспоминания” (М., 1961).
3 Сергей Дмитриевич Милорадович (1851—1942) — живописец, член Товарищества передвижников с 1894 г., преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества. Академик с 1909 г.
4 Николай Васильевич Неврев (1830—1904) — живописец, член Товарищества передвижников с 1881 г.. Преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества в 1887—1894 гг.
5 Николай Корнильевич Бодаревский (1850—1921) — живописец, член Товарищества передвижников с 1884 г. Академик с 1908 г.
СЕРОВ — П. П. КОНЧАЛОВСКОМУ 1
13 февраля 1897 г. <Москва>
Простите, Петя, что немножко долго не писал Вам, но дело в том, что не любитель я писать да и не умею, одно могу сказать — рад за Вас, а если хотите, так и завидую, что же Вам еще? Талант есть, свежесть, бодрость, энергия. Одним словом — молодость при Вас и рабочая жизнь в Париже. Есть и успех нешуточный, заставляющий Вас идти и протискиваться дальше 2. Повторяю, чего же Вам больше? Денег, быть может? В Ваше время это не так страшно: пожалуй, не лучше ли? Уверяю, что если Вы пойдете так, как идете, вероятно, и с солдатчиной, с отсрочкой удастся. Знайте одно: что один рабочий сезон в Париже равен трем нашим, дорожите этим. Да Вы и без того времени не тратите. У нас, что же у нас? Скучно, право — не плохо, а скучно! Я разумею искусство — да и остальное тоже не весело. Это там, из Парижа, манит Вас русская тоска. Впрочем, и я люблю ее, но сама она тяжела. До свидания, жму Вам руку. Кланяюсь Елене Петровне 3. Жена моя тоже.
В. Серов.
_____________
1 Петр Петрович Кончаловский (1876—1956) — живописец.
2 Кончаловский жил тогда в Париже. Некоторые свои живописные работы он посылал в Москву, и Серов видел их.
3 Елена Петровна Кончаловская, в замужестве Ясиновская, сестра художника.
А. Ф. МАРКС 1 — СЕРОВУ
<21 февраля 1897 г. Петербург>
Милостивый государь Валентин Александрович!
По случаю имеющей открыться в скором времени XXV юбилейной передвижной выставки я предполагаю дать в журнале “Нива” целую серию снимков с наиболее интересных картин выставки. Но опыт прежних лет показал, что в то время, когда картины находятся уже на выставке, бывает очень трудно, а часто и совершенно невозможно сделать с них не только удачные, но хотя бы сколько-нибудь удовлетворительные снимки как вследствие недостаточного освещения, так и по другим причинам технического характера. Ввиду этого я позволяю себе покорнейше Вас не отказать прислать мне до открытия выставки фотографические снимки с предназначенных для выставки Ваших картин, дабы я мог выбрать из них подходящие для “Нивы”. Вместе с тем прошу Вас сообщить, на каких условиях Вы можете предоставить мне исключительное право воспроизведения Ваших картин в “Ниве” 2.
В ожидании любезного исполнения моей просьбы имею честь быть Вашим покорнейшим слугою А. Ф. Маркс.
ГТГ.
Письмо написано на печатном бланке редакции журнала “Нива”.
На письме надписи: С.-Петербург. 21 февраля 1897 г.. Его в<ысокоблагородию> В. А. Серову. Москва.
_____________
1 Адольф Федорович Маркс (1838—1904) — издатель распространенного в дореволюционное время журнала “Нива”, в приложении к которому выпускались крупными тиражами произведения классиков русской литературы.
2 Ответ Серова не сохранился. В журнале “Нива” репродукций с его портретов Е. В. Мусиной-Пушкиной и А. С. Карзинкиной не было.
СЕРОВ — Е. М. ХРУСЛОВУ 1
30 марта <1897 г.> Москва
Многоуважаемый Егор Моисеевич!
Прошу очень по окончании выставки в Питере отослать мой портрет гр. Мусиной-Пушкиной к ней на дом Литейная № — не помню, как раз против Кирочной, соб<ственный> дом гр. Елизавете Васильевне Мусиной-Пушкиной 2.
С уважением В. Серов.
ЦГАЛИ.
_______________
1 Егор Моисеевич Хруслов (1861—1913) — живописец, уполномоченный Товарищества по организации выставок с 1890 г., хранитель Третьяковской галереи в 1899—1913 гг.
2 Портрет графини Елизаветы Васильевны Мусиной-Пушкиной экспонировался на XXV передвижной выставке в Петербурге, состоявшейся 2 марта — 6 апреля 1897 г.
СЕРОВ — В. П. ЛОБОЙКОВУ
15 мая <18>97 г. <Москва>
Милостивый государь Валериян Порфирьевич!
Хорошо. Сделаю так, как желает великий князь Владимир Александрович. Исправленную акварель передам е<го> в<ысочеству> Павлу Александровичу1 и попрошу, на основании его письма, представить государю.
Готовый к услугам В. Серов.
ЦГИА.
_____________
1 Павел Александрович, вел. кн. (1860—1920) — дядя Николая II. В 1897 г. Серов исполнил его портрет. На Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Серову была присуждена за него большая почетная медаль.
С. П. ДЯГИЛЕВ 1— СЕРОВУ
<20 мая 1897 г. Петербург>
Милостивый государь!
Русское искусство находится в настоящий момент в том переходном положении, в которое история ставит всякое зарождающееся направление, когда принципы старого поколения сталкиваются и борются с вновь развивающимися молодыми требованиями. Явление это, так часто повторяющееся в истории искусства, вынуждает каждый раз прибегать к сплоченному и дружному протесту молодых сил против рутинных требований и взглядов старых отживающих авторитетов. Явление это наблюдается повсюду и выражается в таких блестящих и сильных протестах, каковы Мюнхенский Secession, Парижский Champ de Mars, Лондонский New Galery и прочее. Везде талантливая молодежь сплотилась вместе и основала новое дело на новых основаниях с новыми программами и целями.
У нас 25 лет тому назад группа художников выделялась в новое общество “передвижников”, и 17 лет тому назад образовалось особое акварельное общество 2. И то и другое не могли бодро выдержать столько лет на своих плечах. Они состарились и если бы не небольшая кучка молодых передвижников — и эта лучшая из наших выставок также обезличилась бы и пала, как выставки акварельные, академическая и все другие. А между тем искусство наше не только не пало, но, может быть, наоборот, есть группа рассыпанных по разным городам и выставкам молодых художников, которые, собранные вместе, могли бы доказать, что русское искусство существует, что оно свежо, оригинально и может внести много нового в историю искусств. Отчего наши дебюты на западе так были неудачны, и мы как школа представляемся Европе чем-то устаревшим и заснувшим на давно отживших традициях?
Именно оттого, что наше молодое течение, единственно интересное для Европы, не было с достаточной яркостью выделено и объединено 3. Мне кажется, что теперь настал наилучший момент для того, чтобы объединиться и как сплоченное целое занять место в жизни европейского искусства. В начале этого месяца я созвал у себя несколько молодых петербургских и московских художников и изложил им мой план основания нового общества для достижения намеченной цели. У меня было предложение остаться первый год в рамках акварели и пастели и затем уже перейти на масло, так чтобы переход не был сразу слишком резок. Тут же я представил предполагаемый список членов — учредителей общества.
Собрание, отнесясь крайне сочувственно к моей идее, просило меня лишь о том, чтобы начало этому делу было положено не непосредственным образованием общества и его уставами, выборами членов и прочее, а устройством первый год выставки по моей частной инициативе, мотивируя это тем, что одному лицу легче путем личного выбора и наблюдения дать новому делу известную окраску и общий тон 4. Выставка эта должна служить объединением разрозненных сил и основанием для создания нового общества. Как помещение выбрано было зало музея барона Штиглица 5, как время с 15 января по 15 февраля 1898 года. Затем предположено выставку перевести в Москву, а оттуда целиком отправить на Мюнхенскую выставку Secession, так как с устроителем ее Адольфом Паулюсом в данное время мною ведутся переговоры о русском отделе.
Итак, изложив все вышесказанное, обращаюсь к Вам, милостивый государь, с искреннею просьбою не отказать помочь мне в моих начинаниях и отозваться на наше новое дело. От результатов этой выставки много зависит судьба проектируемого общества, которое может только тогда образоваться и расцвести, когда будет ярко выражен дух единения и когда будет ясна сила общения единомыслящих. Желательно было бы оставаться в пределах живописи акварельной и пастельной, но в случае, если в мастерских найдутся масляные полотна, которые художники пожелали бы поместить на выставку, то и они могут быть приняты с благодарностью. В случае Вашего согласия на участие в выставке, позвольте мне осенью этого года посетить Ваше ателье и взять то, что нам обоим покажется подходящим к целям устраиваемой выставки.
Все предварительные расходы по выставке будут произведены мною, а чистый доход будет распределен в виде дивиденда между всеми выставляющими художниками. Не откажите, мил<остивый> гос<ударь>, дать мне в наиболее возможном скором времени ответ на высказанные предложения.
Примите уверения в моем искреннем почтении Сергей Дягилев,
С.Петербург, 45 Литейная
20 мая 1897 года.
ГТГ.
____________
1 Сергей Павлович Дягилев (1872—1929) — деятель искусства, многие начинания и свершения которого оказывают влияние и в наши дни. Серов и Дягилев были друзьями. В 1904 г. Серов начал портрет Дягилева, но не закончил его.
2 Речь идет об Обществе русских акварелистов, возникшем в 1880 г. Организаторами Общества были С. Ф. Александровский, А. К. Беггров, Альбер Н. Бенуа, Э. С. Вилье, Н. Н. Каразин, Л. О. Премацци и А. П. Соколов.
3 Имеется в виду выставка, устроенная мюнхенским Сецессионом в 1896 г, в которой наряду с Серовым участвовали Левитан, Переплетчиков и А. Васнецов.
4 Благоприятные условия для учреждения нового художественного общества возникли спустя два года.
5 Александр Людвигович Штиглиц (1814—1884) — крупный финансист, основавший в Петербурге в 1879 г. Центральное училище технического рисования.
СЕРОВ — А. П. ИЗВОЛЬСКОМУ 1
<28 мая 1897 г. Петербург>
Милостивый государь Александр Петрович!
Исполняя по заказу министерства императорского двора для коронационного альбома акварель, изображающую момент св<ятого> миропомазания, вынужденным нахожусь просить Ваше превосходительство, не найдете ли возможным доставить Вашу фотографическую карточку, так как Вы находились в числе лиц, участвовавших в этой церемонии. При сем считаю долгом объяснить, что их величества при осмотре моей работы изъявили желание, чтобы в изображенных в ней лицах было соблюдено более точное, портретное сходство.
Прилагаю при сем рисунок, по которому можно видеть Ваше положение, в каком мне необходимо иметь Ваше фотографическое изображение. Имея в виду срочность порученной мне работы, позволяю себе просить Вас прислать фотографию в возможно скором времени и адресовать на имя секретаря императорской Академии художеств Валерияна Порфирьевича Лобойкова, который передаст мне присланный портрет.
Примите уверения в совершенном почтении и преданности Вашего покорного слуги Валентина Александровича Серова
ЦГИА.
На копии письма надпись: Его превосходительству А. П. Извольскому. 28 мая 1897. С.-Петербург.
____________
1 Александр Петрович Извольский (1856—1919) — камергер, дипломат, государственный деятель царской России.
СЕРОВ — В. П. ЛОБОЙКОВУ
26 июня <18>97 г. < Москва>
Многоуважаемый Валериян Порфирьевич!
Препровождаю Вам акварель, до некоторой степени исправленную, не очень, впрочем,— больше не могу — будет, примут — так примут, а не примут — так не примут; во всяком случае она будет у Вас на сохранении. Благодарю Вас очень за все хлопоты по части г. Извольского: а он шутник надел ленту Римскую, которой у него в коронацию не было и сегодня с полдня разъезжал в Капитул орденов и министерство иностранных дел, чтобы узнать, что это за лента; очень рад, что ее, ленты, не нужно совсем.
Готовый к услугам с своей стороны В. Серов.
Думал быть у Вас, но Вас не было.
В случае, если обратится к Вам некий князь Урусов 1 и попросит посмотреть акварель — будьте так любезны показать ее ему — он несколько раз просил, все не заставал меня, он тоже участник церемонии, хотя он будет жестоко разочарован, ибо изображен мною совсем не авантажно.
ЦГИА.
___________
1 Юлий Дмитриевич Урусов, кн.,— действительный статский советник, обер-церемониймейстер, открывал 14 мая 1896 г. коронационное шествие.
В. П. ЛОБОЙКОВ — СЕРОВУ
<22 августа 1897 г. Петербург>
Милостивый государь Валентин Александрович!
Его императорское величество, августейший президент императорской Академии художеств соизволил утвердить к воспроизведению для художественного альбома св<ятого> коронования их императорских величеств исполненную Вами акварель “Св<ятое> миропомазание государя императора” 1. Уведомляя о сем, имею честь присовокупить, что причитающуюся Вам за означенное исполнение одну тысячу рублей, .переведенную по месту Вашего жительства, через С.-Петербургский Международный коммерческий банк Вы можете получить при помощи препровождаемого перевода за № 16790.
Примите уверение в совершенном почтении и преданности. В. Лобойков.
ЦГИА.
Письмо было отправлено на печатном бланке: М<инистерство> и<мператорского> д<вора> Императорской Академии художеств секретарь.
На копии надписи: Его высокоблагородию В. А. Серову, 22 августа 1897 г., 3293.
____________
1 В 1899 г. “Коронационный сборник”, где были воспроизведены работы Бенуа, В. Васнецова, К. Лебедева, В. Маковского, Репина, Рябушкина, Самокиша, Серова, А. Соколова и других, посвященные коронации, вышел в свет. Подлинники произведений художников были преподнесены в виде альбома Николаю II.
СЕРОВ — В. П. ЛОБОЙКОВУ
<3 сентября 1897 г. Москва>
М<илостивый> г<осударь>! Считаю долгом известить Вас, что письмо с чеком в тысячу руб. я получил.
Извещаю об этом только теперь, т. к. только 3 дня тому назад вернулся из путешествия 1.
Готовый к услугам В. Серов.
3 сентября 1897 Москва.
ЦГИА.
___________
1 Серов и К. Коровин совершили в 1897 г. поездку в Архангельск.
СЕРОВ — А. Е. ЛЬВОВУ 1
<4 сентября 1897 г. Москва>
Г. Директору Училища живописи, ваяния и зодчества
Художника Валентина Александровича Серова
Прошение.
Прошу исходатайствовать мне замещение вакации преподавателя натурного класса с предоставлением мне мастерской выбывшего преподавателя г. Савицкого и квартирных денег, взамен квартиры, которой я в нынешнем году воспользоваться не нахожу возможным 2 . Приложение: 3
Валентин Серов.
1897-го года сентября 4 дня.
ЦГИА.
Текст прошения написан делопроизводителем Училища и подписан Серовым.
_______________
1 Алексей Евгеньевич Львов, кн. (1850 — ?) — юрист, после двадцатидвухлетней службы в министерстве юстиции стал в 1892 г. секретарем Московского художественного общества, в 1894 г.— инспектором Училища живописи, ваяния и зодчества, а в 1896 г. его директором.
2 Приложение к этому прошению не обнаружено.
И. Е. РЕПИН - СЕРОВУ
<Сентябрь 1897 г. Петербург>
Милый Валентин,
поздравляю тебя, если это правда, что ты принял место в Уч<илище> ж<ивописи>, в<аяния> и зодчества. Прошу тебя (сейчас же просьба к сильной особе) — нельзя ли принять в число учеников, или вольнослушающих в вашей школе — г. Серпянского 1.
Всегда твой брудершафт И. Репин.
ГТГ.
А. Е. ЛЬВОВ — СЕРОВУ
<11 октября 1897 г. Москва>
Г. преподавателю натурного класса Училища живописи, ваяния и зодчества В. А. Серову
Канцелярия Училища живописи, ваяния и зодчества имеет честь уведомить Вас, что определением августейшего попечителя Училища1 11 октября с. г. Вы назначены преподавателем натурного класса Училища, считая срок такового назначения с 1 прошедшего сентября, с окладом жалования 800 руб. и квартирных денег — 400 р. в год и с предоставлением Вам мастерской, бывшей в распоряжении К. А. Савицкого.
Кн. Львов
ЦГАЛИ.
На письме надписи: 11 октября, 377
____________
1 “Августейшим попечителем Училища” являлся московский генерал-губернатор вел. Кн. Сергей Александрович.
К. М. БЫКОВСКИЙ 1, Д. В. ГРУШЕЦКИЙ — СЕРОВУ
Ноябрь 1897 г. <Москва>
Комитет Московского общества любителей художеств имеет честь покорнейше просить Вас не отказать принять участие в занятиях Присуждающей комиссии по конкурсу, имеющему быть 14-го декабря в 1 ч. дня в помещении общества. Ввиду необходимости полного состава членов Присуждающей комиссии в заседании 14 декабря, Комитет покорнейше просит Вас уведомить о Вашем решении относительно принятия Вами участия в занятиях означенной комиссии 2.
Председатель Общества < К. Быковский>
Секретарь <Д. Грушецкий>
ЦГАЛИ.
Письмо было отправлено на печатном бланке: Московское общество любителей художеств, состоящее под августейшим, покровительством государыни императрицы Марии Федоровны. На письме надписи: Валентину Александровичу Серову, 101.
________________
1 Константин Михайлович Быковский (1841—1906) — архитектор, преподаватель Училища живописи с 1870 г., академик архитектуры с 1881 г., председатель Московского архитектурного общества. Московского общества любителей художеств. В 1905 г. Серов и другие преподаватели Училища вступились за доброе имя Быковского.
2 Комиссия по присуждению премий за произведения, представленные на конкурс 1897 г., собралась 14 декабря под председательством С. И. Мамонтова.
Портрет С.П. Чоколова (В.А. Серов, 1887 г.) | Портрет М.А. Морозова | Портрет И.Е. Репина (В.А. Серов, 1892 г.) |