Валентин Серов
Главная > Переписка > Письма 1897


Письма 1897 года

СЕРОВ — И. И. ТОЛСТОМУ

<Январь 1897 г. Москва>

Ваше сиятельство,

спешу ответом, кажется, я немного запаздываю. Благодарю за лестное приглашение участвовать на Венецианской, Мюнхенской и Копенгагенской выставках, но у меня нет свободных вещей, все большие портреты у заказчика. Относительно запроса по поводу коронационного альбома, могу ответить, что картина начата. В феврале буду в Петербурге и акварель привезу.

Готовый к услугам В. Серов.

ЦГИА.

 

СЕРОВ, Г. Г. МЯСОЕДОВ, И. П. БОГДАНОВ И ДРУГИЕ —ПЕТЕРБУРГСКИМ ЧЛЕНАМ ТПХВ.

Москва 1897 г. 1 февраля

Петербургским членам Т-ва передвижных художественных выставок.

До нас дошли слухи о недоразумениях, возникших в среде петербургских сочленов, грозящих перейти на наше празднование XXV-летия жизни Товарищества. Мы, нижеподписавшиеся, думаем, что общее согласие и дружеское отношение между членами нам дороже всего и что все, что может нарушить это согласие, должно быть устранено, во всяком случае. Посему мы находим возможным послать приглашение лишь тем лицам, относительно которых, по нашему обычаю, существует общее согласие, а именно: В. М. Васнецову, И. Е. Репину, М. П. Клодту и К. Е. Маковскому.

Г. Мясоедов
И. Богданов
Ап. Васнецов
В.Поленов
К. Савицкий
А. Архипов
Э. Шанкс 1
В. Бакшеев 2
И. Левитан
С. Милорадович 3
Н. Неврев 4
Н. Бодаревский 5
И. Остроухов В. Серов
Н. Касаткин
А. Корин
М. Нестеров
В. Суриков
А. Степанов

ИРЛИ.
___________

1 Эмилия Львовна Шанкс (1857 —?) — живописец, член Товарищества передвижников с 1894 г.

2 Василий Николаевич Бакшеев (1862—1958) — живописец, член Товарищества передвижников с 1896 г., преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества в 1897—1918 гг. Действительный член Академии художеств с 1947 г. Народный художник СССР. Автор книги “Воспоминания” (М., 1961).

3 Сергей Дмитриевич Милорадович (1851—1942) — живописец, член Товарищества передвижников с 1894 г., преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества. Академик с 1909 г.

4 Николай Васильевич Неврев (1830—1904) — живописец, член Товарищества передвижников с 1881 г.. Преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества в 1887—1894 гг.

5 Николай Корнильевич Бодаревский (1850—1921) — живописец, член Товарищества передвижников с 1884 г. Академик с 1908 г.

 

СЕРОВ — П. П. КОНЧАЛОВСКОМУ 1

13 февраля 1897 г. <Москва>

Простите, Петя, что немножко долго не писал Вам, но дело в том, что не любитель я писать да и не умею, одно могу сказать — рад за Вас, а если хотите, так и завидую, что же Вам еще? Талант есть, свежесть, бодрость, энергия. Одним словом — молодость при Вас и рабочая жизнь в Париже. Есть и успех нешуточный, заставляющий Вас идти и протискиваться дальше 2. Повторяю, чего же Вам больше? Денег, быть может? В Ваше время это не так страшно: пожалуй, не лучше ли? Уверяю, что если Вы пойдете так, как идете, вероятно, и с солдатчиной, с отсрочкой удастся. Знайте одно: что один рабочий сезон в Париже равен трем нашим, дорожите этим. Да Вы и без того времени не тратите. У нас, что же у нас? Скучно, право — не плохо, а скучно! Я разумею искусство — да и остальное тоже не весело. Это там, из Парижа, манит Вас русская тоска. Впрочем, и я люблю ее, но сама она тяжела. До свидания, жму Вам руку. Кланяюсь Елене Петровне 3. Жена моя тоже.

В. Серов.
_____________

1 Петр Петрович Кончаловский (1876—1956) — живописец.

2 Кончаловский жил тогда в Париже. Некоторые свои живописные работы он посылал в Москву, и Серов видел их.

3 Елена Петровна Кончаловская, в замужестве Ясиновская, сестра художника.

 

А. Ф. МАРКС 1 — СЕРОВУ

<21 февраля 1897 г. Петербург>

Милостивый государь Валентин Александрович!

По случаю имеющей открыться в скором времени XXV юбилейной передвижной выставки я предполагаю дать в журнале “Нива” целую серию снимков с наиболее интересных картин выставки. Но опыт прежних лет показал, что в то время, когда картины находятся уже на выставке, бывает очень трудно, а часто и совершенно невозможно сделать с них не только удачные, но хотя бы сколько-нибудь удовлетворительные снимки как вследствие недостаточного освещения, так и по другим причинам технического характера. Ввиду этого я позволяю себе покорнейше Вас не отказать прислать мне до открытия выставки фотографические снимки с предназначенных для выставки Ваших картин, дабы я мог выбрать из них подходящие для “Нивы”. Вместе с тем прошу Вас сообщить, на каких условиях Вы можете предоставить мне исключительное право воспроизведения Ваших картин в “Ниве” 2.

В ожидании любезного исполнения моей просьбы имею честь быть Вашим покорнейшим слугою А. Ф. Маркс.

ГТГ.

Письмо написано на печатном бланке редакции журнала “Нива”.

На письме надписи: С.-Петербург. 21 февраля 1897 г.. Его в<ысокоблагородию> В. А. Серову. Москва.
_____________

1 Адольф Федорович Маркс (1838—1904) — издатель распространенного в дореволюционное время журнала “Нива”, в приложении к которому выпускались крупными тиражами произведения классиков русской литературы.

2 Ответ Серова не сохранился. В журнале “Нива” репродукций с его портретов Е. В. Мусиной-Пушкиной и А. С. Карзинкиной не было.

 

СЕРОВ — Е. М. ХРУСЛОВУ 1

30 марта <1897 г.> Москва

Многоуважаемый Егор Моисеевич!

Прошу очень по окончании выставки в Питере отослать мой портрет гр. Мусиной-Пушкиной к ней на дом Литейная № — не помню, как раз против Кирочной, соб<ственный> дом гр. Елизавете Васильевне Мусиной-Пушкиной 2.

С уважением В. Серов.

ЦГАЛИ.
_______________

1 Егор Моисеевич Хруслов (1861—1913) — живописец, уполномоченный Товарищества по организации выставок с 1890 г., хранитель Третьяковской галереи в 1899—1913 гг.

2 Портрет графини Елизаветы Васильевны Мусиной-Пушкиной экспонировался на XXV передвижной выставке в Петербурге, состоявшейся 2 марта — 6 апреля 1897 г.

 

СЕРОВ — В. П. ЛОБОЙКОВУ

15 мая <18>97 г. <Москва>

Милостивый государь Валериян Порфирьевич!

Хорошо. Сделаю так, как желает великий князь Владимир Александрович. Исправленную акварель передам е<го> в<ысочеству> Павлу Александровичу1 и попрошу, на основании его письма, представить государю.

Готовый к услугам В. Серов.

ЦГИА.
_____________

1 Павел Александрович, вел. кн. (1860—1920) — дядя Николая II. В 1897 г. Серов исполнил его портрет. На Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Серову была присуждена за него большая почетная медаль.

 

С. П. ДЯГИЛЕВ 1— СЕРОВУ

<20 мая 1897 г. Петербург>

Милостивый государь!

Русское искусство находится в настоящий момент в том переходном положении, в которое история ставит всякое зарождающееся направление, когда принципы старого поколения сталкиваются и борются с вновь развивающимися молодыми требованиями. Явление это, так часто повторяющееся в истории искусства, вынуждает каждый раз прибегать к сплоченному и дружному протесту молодых сил против рутинных требований и взглядов старых отживающих авторитетов. Явление это наблюдается повсюду и выражается в таких блестящих и сильных протестах, каковы Мюнхенский Secession, Парижский Champ de Mars, Лондонский New Galery и прочее. Везде талантливая молодежь сплотилась вместе и основала новое дело на новых основаниях с новыми программами и целями.

У нас 25 лет тому назад группа художников выделялась в новое общество “передвижников”, и 17 лет тому назад образовалось особое акварельное общество 2. И то и другое не могли бодро выдержать столько лет на своих плечах. Они состарились и если бы не небольшая кучка молодых передвижников — и эта лучшая из наших выставок также обезличилась бы и пала, как выставки акварельные, академическая и все другие. А между тем искусство наше не только не пало, но, может быть, наоборот, есть группа рассыпанных по разным городам и выставкам молодых художников, которые, собранные вместе, могли бы доказать, что русское искусство существует, что оно свежо, оригинально и может внести много нового в историю искусств. Отчего наши дебюты на западе так были неудачны, и мы как школа представляемся Европе чем-то устаревшим и заснувшим на давно отживших традициях?

Именно оттого, что наше молодое течение, единственно интересное для Европы, не было с достаточной яркостью выделено и объединено 3.
Мне кажется, что теперь настал наилучший момент для того, чтобы объединиться и как сплоченное целое занять место в жизни европейского искусства. В начале этого месяца я созвал у себя несколько молодых петербургских и московских художников и изложил им мой план основания нового общества для достижения намеченной цели. У меня было предложение остаться первый год в рамках акварели и пастели и затем уже перейти на масло, так чтобы переход не был сразу слишком резок. Тут же я представил предполагаемый список членов учредителей общества.

Собрание, отнесясь крайне сочувственно к моей идее, просило меня лишь о том, чтобы начало этому делу было положено не непосредственным образованием общества и его уставами, выборами членов и прочее, а устройством первый год выставки по моей частной инициативе, мотивируя это тем, что одному лицу легче путем личного выбора и наблюдения дать новому делу известную окраску и общий тон 4. Выставка эта должна служить объединением разрозненных сил и основанием для создания нового общества. Как помещение выбрано было зало музея барона Штиглица 5, как время с 15 января по 15 февраля 1898 года. Затем предположено выставку перевести в Москву, а оттуда целиком отправить на Мюнхенскую выставку Secession, так как с устроителем ее Адольфом Паулюсом в данное время мною ведутся переговоры о русском отделе.

Итак, изложив все вышесказанное, обращаюсь к Вам, милостивый государь, с искреннею просьбою не отказать помочь мне в моих начинаниях и отозваться на наше новое дело. От результатов этой выставки много зависит судьба проектируемого общества, которое может только тогда образоваться и расцвести, когда будет ярко выражен дух единения и когда будет ясна сила общения единомыслящих. Желательно было бы оставаться в пределах живописи акварельной и пастельной, но в случае, если в мастерских найдутся масляные полотна, которые художники пожелали бы поместить на выставку, то и они могут быть приняты с благодарностью. В случае Вашего согласия на участие в выставке, позвольте мне осенью этого года посетить Ваше ателье и взять то, что нам обоим покажется подходящим к целям устраиваемой выставки.

Все предварительные расходы по выставке будут произведены мною, а чистый доход будет распределен в виде дивиденда между всеми выставляющими художниками. Не откажите, мил<остивый> гос<ударь>, дать мне в наиболее возможном скором времени ответ на высказанные предложения.

Примите уверения в моем искреннем почтении Сергей Дягилев,

С.Петербург, 45 Литейная

20 мая 1897 года.

ГТГ.
____________

1 Сергей Павлович Дягилев (1872—1929) — деятель искусства, многие начинания и свершения которого оказывают влияние и в наши дни. Серов и Дягилев были друзьями. В 1904 г. Серов начал портрет Дягилева, но не закончил его.

2 Речь идет об Обществе русских акварелистов, возникшем в 1880 г. Организаторами Общества были С. Ф. Александровский, А. К. Беггров, Альбер Н. Бенуа, Э. С. Вилье, Н. Н. Каразин, Л. О. Премацци и А. П. Соколов.

3 Имеется в виду выставка, устроенная мюнхенским Сецессионом в 1896 г, в которой наряду с Серовым участвовали Левитан, Переплетчиков и А. Васнецов.

4 Благоприятные условия для учреждения нового художественного общества возникли спустя два года.

5 Александр Людвигович Штиглиц (1814—1884) — крупный финансист, основавший в Петербурге в 1879 г. Центральное училище технического рисования.

 

СЕРОВ — А. П. ИЗВОЛЬСКОМУ 1

<28 мая 1897 г. Петербург>

Милостивый государь Александр Петрович!

Исполняя по заказу министерства императорского двора для коронационного альбома акварель, изображающую момент св<ятого> миропомазания, вынужденным нахожусь просить Ваше превосходительство, не найдете ли возможным доставить Вашу фотографическую карточку, так как Вы находились в числе лиц, участвовавших в этой церемонии. При сем считаю долгом объяснить, что их величества при осмотре моей работы изъявили желание, чтобы в изображенных в ней лицах было соблюдено более точное, портретное сходство.

Прилагаю при сем рисунок, по которому можно видеть Ваше положение, в каком мне необходимо иметь Ваше фотографическое изображение. Имея в виду срочность порученной мне работы, позволяю себе просить Вас прислать фотографию в возможно скором времени и адресовать на имя секретаря императорской Академии художеств Валерияна Порфирьевича Лобойкова, который передаст мне присланный портрет.

Примите уверения в совершенном почтении и преданности Вашего покорного слуги Валентина Александровича Серова

ЦГИА.

На копии письма надпись: Его превосходительству А. П. Извольскому. 28 мая 1897. С.-Петербург.
____________

1 Александр Петрович Извольский (1856—1919) — камергер, дипломат, государственный деятель царской России.

 

СЕРОВ — В. П. ЛОБОЙКОВУ

26 июня <18>97 г. < Москва>

Многоуважаемый Валериян Порфирьевич!

Препровождаю Вам акварель, до некоторой степени исправленную, не очень, впрочем,— больше не могу — будет, примут — так примут, а не примут — так не примут; во всяком случае она будет у Вас на сохранении. Благодарю Вас очень за все хлопоты по части г. Извольского: а он шутник надел ленту Римскую, которой у него в коронацию не было и сегодня с полдня разъезжал в Капитул орденов и министерство иностранных дел, чтобы узнать, что это за лента; очень рад, что ее, ленты, не нужно совсем.

Готовый к услугам с своей стороны В. Серов.

Думал быть у Вас, но Вас не было.

В случае, если обратится к Вам некий князь Урусов 1 и попросит посмотреть акварель — будьте так любезны показать ее ему — он несколько раз просил, все не заставал меня, он тоже участник церемонии, хотя он будет жестоко разочарован, ибо изображен мною совсем не авантажно.

ЦГИА.
___________

1 Юлий Дмитриевич Урусов, кн.,— действительный статский советник, обер-церемониймейстер, открывал 14 мая 1896 г. коронационное шествие.

 

В. П. ЛОБОЙКОВ — СЕРОВУ

<22 августа 1897 г. Петербург>

Милостивый государь Валентин Александрович!

Его императорское величество, августейший президент императорской Академии художеств соизволил утвердить к воспроизведению для художественного альбома св<ятого> коронования их императорских величеств исполненную Вами акварель “Св<ятое> миропомазание государя императора” 1. Уведомляя о сем, имею честь присовокупить, что причитающуюся Вам за означенное исполнение одну тысячу рублей, .переведенную по месту Вашего жительства, через С.-Петербургский Международный коммерческий банк Вы можете получить при помощи препровождаемого перевода за № 16790.

Примите уверение в совершенном почтении и преданности. В. Лобойков.

ЦГИА.

Письмо было отправлено на печатном бланке: М<инистерство> и<мператорского> д<вора> Императорской Академии художеств секретарь.

На копии надписи: Его высокоблагородию В. А. Серову, 22 августа 1897 г., 3293.
____________

1 В 1899 г. “Коронационный сборник”, где были воспроизведены работы Бенуа, В. Васнецова, К. Лебедева, В. Маковского, Репина, Рябушкина, Самокиша, Серова, А. Соколова и других, посвященные коронации, вышел в свет. Подлинники произведений художников были преподнесены в виде альбома Николаю II.

 

СЕРОВ — В. П. ЛОБОЙКОВУ

<3 сентября 1897 г. Москва>

М<илостивый> г<осударь>! Считаю долгом известить Вас, что письмо с чеком в тысячу руб. я получил.

Извещаю об этом только теперь, т. к. только 3 дня тому назад вернулся из путешествия 1.

Готовый к услугам В. Серов.

3 сентября 1897 Москва.

ЦГИА.
___________

1 Серов и К. Коровин совершили в 1897 г. поездку в Архангельск.

 

СЕРОВ — А. Е. ЛЬВОВУ 1

<4 сентября 1897 г. Москва>

Г. Директору Училища живописи, ваяния и зодчества

Художника Валентина Александровича Серова

Прошение.

Прошу исходатайствовать мне замещение вакации преподавателя натурного класса с предоставлением мне мастерской выбывшего преподавателя г. Савицкого и квартирных денег, взамен квартиры, которой я в нынешнем году воспользоваться не нахожу возможным 2 . Приложение: 3

Валентин Серов.

1897-го года сентября 4 дня.

ЦГИА.

Текст прошения написан делопроизводителем Училища и подписан Серовым.
_______________

1 Алексей Евгеньевич Львов, кн. (1850 — ?) — юрист, после двадцатидвухлетней службы в министерстве юстиции стал в 1892 г. секретарем Московского художественного общества, в 1894 г.— инспектором Училища живописи, ваяния и зодчества, а в 1896 г. его директором.

2 Приложение к этому прошению не обнаружено.

 

И. Е. РЕПИН - СЕРОВУ

<Сентябрь 1897 г. Петербург>

Милый Валентин,

поздравляю тебя, если это правда, что ты принял место в Уч<илище> ж<ивописи>, в<аяния> и зодчества. Прошу тебя (сейчас же просьба к сильной особе) — нельзя ли принять в число учеников, или вольнослушающих в вашей школе — г. Серпянского 1.

Всегда твой брудершафт И. Репин.

ГТГ.

 

А. Е. ЛЬВОВ — СЕРОВУ

<11 октября 1897 г. Москва>

Г. преподавателю натурного класса Училища живописи, ваяния и зодчества В. А. Серову

Канцелярия Училища живописи, ваяния и зодчества имеет честь уведомить Вас, что определением августейшего попечителя Училища1 11 октября с. г. Вы назначены преподавателем натурного класса Училища, считая срок такового назначения с 1 прошедшего сентября, с окладом жалования 800 руб. и квартирных денег — 400 р. в год и с предоставлением Вам мастерской, бывшей в распоряжении К. А. Савицкого.

Кн. Львов

ЦГАЛИ.

На письме надписи: 11 октября, 377
____________

1 “Августейшим попечителем Училища” являлся московский генерал-губернатор вел. Кн. Сергей Александрович.

 

К. М. БЫКОВСКИЙ 1, Д. В. ГРУШЕЦКИЙ — СЕРОВУ

Ноябрь 1897 г. <Москва>

Комитет Московского общества любителей художеств имеет честь покорнейше просить Вас не отказать принять участие в занятиях Присуждающей комиссии по конкурсу, имеющему быть 14-го декабря в 1 ч. дня в помещении общества. Ввиду необходимости полного состава членов Присуждающей комиссии в заседании 14 декабря, Комитет покорнейше просит Вас уведомить о Вашем решении относительно принятия Вами участия в занятиях означенной комиссии 2.

Председатель Общества < К. Быковский>

Секретарь <Д. Грушецкий>

ЦГАЛИ.

Письмо было отправлено на печатном бланке: Московское общество любителей художеств, состоящее под августейшим, покровительством государыни императрицы Марии Федоровны. На письме надписи: Валентину Александровичу Серову, 101.
________________

1 Константин Михайлович Быковский (1841—1906) — архитектор, преподаватель Училища живописи с 1870 г., академик архитектуры с 1881 г., председатель Московского архитектурного общества. Московского общества любителей художеств. В 1905 г. Серов и другие преподаватели Училища вступились за доброе имя Быковского.

2 Комиссия по присуждению премий за произведения, представленные на конкурс 1897 г., собралась 14 декабря под председательством С. И. Мамонтова.


Портрет С.П. Чоколова (В.А. Серов, 1887 г.)

Портрет М.А. Морозова

Портрет И.Е. Репина (В.А. Серов, 1892 г.)





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Валентин Серов. Сайт художника.