Письма 1900 года
СЕРОВ. С. П. ДЯГИЛЕВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
<Телеграмма> 12 января 1900 г. Петербург.
Просим немедленно прислать письмо в редакцию 1.
Серов, Дягилев.
На телеграмме: Москва, Трубниковский п., Остроухову.
ГТГ.
____________
1 Серов и Дягилев просили Остроухова содействовать тому, чтобы его родственники Боткины дали портрет С. М. Боткиной на выставку журнала “Мир искусства”;
СЕРОВ — А. К. и А. Н. БЕНУА
15 января <1> 900 г. <Петербург>
Анна Карловна, Александр Никол<аевич>, приехала супруга моя и придем вместе обедать к Вам.
Ваш В.Серов
ГРМ. по автографу на визитной карточке Серова.
И. С. ОСТРОУХОВ — СЕРОВУ
19 января 1900 <г. Москва>
Дорогой Валентин Александрович,
по телефону сегодня положительно плохо было слышно: я слышал лишь отрывки фраз, из которых я понял, что Дягилев и ты настаиваете на выставке портрета С. М. Боткиной в Петербурге. Повторяю, сделать этого нельзя:
1) Это нарушает принятые мною обязательства.
2) Я должен буду изменить моему честному слову, данному Сергею Павловичу.
3) Расписка гр. Толстого о принятии и гарантии теряет силу.
4) П. П. Боткин положительно не дает этой вещи на выставку в Петербург, ссылаясь на меня.
Как видишь, достаточно одного из этих препятствий, чтобы убедить тебя и Дягилева.
Будь здоров. Твой И. Остроухов
ГТГ.
В. М. ГОЛИЦЫН — СЕРОВУ
<До 20 января 1900 г. Москва>
Московский городской голова, свидетельствуя свое совершенное почтение Валентину Александровичу, имеет честь покорнейше просить его пожаловать к нему в помещение Городской думы в четверг 20 сего января в 2 часа дня.
Центральный государственный архив Москвы.
Письмо было отправлено на печатном бланке: городской голова. На копии надпись: Его высокоблагородию В. А. Серову.
СЕРОВ — И. И. ТОЛСТОМУ
<20 января 1900 г. Петербург>
Его сиятельству г-ну вице-президенту императорской Академии художеств. Академика В. А. Серова.
Заявление
По дошедшим до меня сведениям портрет г-жи Боткиной моей работы предназначен в числе прочих моих работ к отсылке на Всемирную выставку 1900 г. в Париж. Спешу заявить Вашему сиятельству, что согласия своего выставить означенный портрет я не даю и прошу возвратить его собственнику или лицу, от которого он принят.
Академик В. А. Серов
СПб. Литейная 45 20 января 1900
ЦГИА. На автографе надписи: 20.1.1900 послана срочная телеграмма в Москву Остроухову, 20 января 1900 г. 268.
И.С. ОСТРОУХОВ — СЕРОВУ
<Телеграмма> <20 января 1900 г. Москва>
Твое несправедливое, противное уговорам желание, вынужден исполнить, нарушая желание собственников и данное мною слово. Твой поступок заставляет меня бесповоротно расстаться с тобою.
И. Остроухов
На телеграмме: Петербург. 45, Литейная. Редакция “Мира искусства” Серову
ГТГ.
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
<Телеграмма> 21 января <1900 г.>Петербург
Благодарю за телеграмму, никому портить отношения и нарушать желание собственников я не намерен, потому портрет не выставляю ни у Дягилева, ни в Париже.
Серов
На телеграмме: Москва, Трубниковский, Илье Семеновичу Остроухову ЦГАЛИ.
СЕРОВ — В. П. ЛОБОЙКОВУ
22 января <1900 г. Петербург>
Многоуважаемый Валериан Порфирьевич!
Ваше любезное сообщение о согласии И. С. Остроухова выставить портрет я получил. Благодарю и за инструкции, данные г-ну Визелю. Готовый к услугам
В. Серов
От И. С. Остроухова имею депешу.
ЦГИА. На автографе надпись: В дело; 24.1.1900 г., 24 января, 1900 г., 315.
СЕРОВ. — И. И. ТОЛСТОМУ
22 января 1900 <г. Петербург>
Многоуважаемый граф Иван Иванович!
От секретаря Вашего имею извещение о согласии И. С. Остроухова на выставление портрета г-жи Боткиной на выставке С. П. Дягилева на изложенных условиях. Но от него самого я имею депешу несколько другого содержания — приведу почти дословно: Противное уговорам (уговора не было) желание вынужден исполнить, нарушая желание собственников и данное им слово (Дягилеву, оказывается, было дано честное слово, что портрета этого на его выставке не будет ??????) нарушить.
Так как нарушать волю собственников я не намерен, считая, что собственник вправе не разрешить мне выставление принадлежащего ему произведения (хотя, обыкновенно, подобный отказ чем-нибудь мотивируется), то я и решил портрета не выставлять на выставке Дягилева. Но, с другой стороны, считаю, что собственник не вправе требовать выставление принадлежащего ему произведения моих рук без моего на то согласия, и я надеюсь, что собственник не будет настаивать (а уступит, как и я уступил) на своем желании выставить сей портрет на Всемирной выставке <в> Париже. Таким образом, я остаюсь при своем официальном заявлении.
Мне крайне досадно одно: я причиняю Вам столько неприятных хлопот — что делать, но я надеюсь, опять-таки, что Вам, граф, со свойственным Вам спокойствием легко удастся сия ампутация.
Готовый к услугам В. Серов
ЦГИА.
СЕРОВ — А. П. БОТКИНОЙ 1
1 февраля <1900 г. Петербург>
Многоуважаемая Александра Павловна,
простите, что пишу Вам на таком обрывке. Вчера получил уведомление о заседании Совета галереи 3 февраля, вечером у кн. Голицына. Собираюсь сегодня в Москву. Остроухова все нет и нет. У Вас имеется каталог с Вашими и моими отметками (окончательными), таким образом моего присутствия, пожалуй, и не нужно 2, а мне положительно становится неловко перед московским Училищем. Относительно Малявина Вы передадите Остроухову о нашем совместном настоятельном решении приобрести его <Малявина> “Девушку”, основываясь на словах И. С. Остроухова, что если Вы и я решили что-либо окончательно, то он присоединится. Не так ли?
Вчера был с А. Н. Бенуа у г-жи Семевской и осмотрели Боровиковского — ни ему, ни мне он не понравился, утверждать, что это несомненный Боровиковский — трудно, кроме того, в галерее есть Боровиковский, да еще какой!.. А того считаю лишним 3.
Быть может, встречу Вас у Голицына? Через неделю вернусь. Готовый к услугам
В. Серов
На конверте:
Здесь. ЕВБ Александре Павловне Боткиной,
Знаменская № 43
Почтовый штемпель: С. Петербург, 1.11.1900
ГТГ.
____________
1 Александра Павловна Боткина, старшая дочь П. М. Третьякова (1867—1957) — член Совета Третьяковской галереи в 1899—1912 гг.
2 При посещении выставок Серов, Боткина и Остроухов обычно делали на каталогах пометки о том, что можно было предложить Совету галереи приобрести и за какую сумму. О таком экземпляре каталога выставки журнала “Мир искусства” и идет речь.
3 В 1899 г. в Совет галереи обратилась А. В. Семевская, предложившая портрет Д. Ф. Фалеева, исполненный В. Л. Боровиковским. Этот портрет не был приобретен.
СЕРОВ — А. П. БОТКИНОЙ
Суббота 12 <февраля 1900 г. Петербург>
Многоуважаемая Александра Павловна,
представьте, я вызван на завтра к 2 ч. в Царское <Село> писать государя 1. Таким образом девочек Ваших придется мучить уж послезавтра, т. е. в понедельник 2.
В. Серов
ГТГ.
______________
1 Речь идет о портрете Николая II в тужурке.
2 Серов в то время работал над двойным портретом дочерей А. П. и С. С. Боткиных — Александры и Анастасии.
СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ
Суббота <19 февраля 1900 г. Петербург>
Лёлюшка маленькая, маленькая, крошечная и т. д. и т. д., как ты, бедняжка, доехала? Досада то, что я не потребовал от тебя, чтобы ты телеграфировала, когда приедешь — а теперь жди вот письма. Поспать, думаю, не пришлось совсем. Что у нас? Здесь все хорошо. Государь вчера сидел довольно долго, так думаю 3/4 часа. Приходила царица, поймала на месте преступления, так сказать, но объяснение было, что этот маленький портрет 1 делается в помощь тому — между прочим, царица по-русски заметила мне, что хорош шотландский портрет, а по-моему плох 2. Вчера подвинул много маленький портрет. Утром Михаил Ник<олаевич> был так любезен, что надел всю амуницию и простоял в позе тоже около часу 3, а затем был приглашен к завтраку и кушал промежду его сыновьями 4 — безобразие.
Вот что важней: в конце сеанса вчера я решил все-таки сказать государю, что мой долг заявить ему, как и все мы, художники — Васнецов, Репин, Поленов и т. д. сожалеем об участи С<аввы> Ив<ановича> Мамонтова, т. к. он был другом художников и поддерживал, как наприм<ер>, Васнецова в то время, когда над ним хохотали и т. д. На это государь быстро ответил и с удовольствием, что распоряжение им сделано уже. И так Савва Ив<анович>, значит, освобожден до суда от тюрьмы. Да, на мои слова, что в деле этом, как и вообще в коммерческих делах, я ничего не понимаю — он ответил — и я тоже ничего не понимаю — затем он заявил, что считает Третьякова и потом Мамонтова за людей, много сделавших для русского искусства. Я очень рад, что сделал, т. е. сказал, что у меня было на совести и рад за Сав<ву> Ив<ановича>, к которому он относится с добрым чувством. Простился до понедельника и тогда времени у него будет больше свободного — этот вопрос отложим.
Видел вчера Ратьковых 5, не успел я ей заявить, что ты в нее влюблена, как они оба, он и она, сказали мне, что у меня очаровательная жена и что они в восторге от тебя и что я никуда не гожусь как портретист — им нравился твой портрет у Третьякова, но теперь нет 6. Придется мне, правда, сделать твой портрет всерьез. Ну, целую тебя крепко. Приехал Левитан и Семеныч <Остроухов>. Едем покупать вещи в галерею. Жду письмеца. Твой, твой, а то чей же?
В. Серов
ГТГ.
___________
1 Имеется в виду портрет Николая II в тужурке, предназначавшийся в подарок царице, и потому сеансы проходили втайне от нее.
2 Речь идет о портрете царя в форме шотландского драгунского полка; находится ныне в Англии.
3 Михаил Николаевич, вел. кн. (1832—1909) — четвертый сын Николая I, государственный и военный деятель: генерал-фельдцейхмейстер (с 1852 г.), главный начальник военно-учебных заведений (с 1860 г.), генерал-фельдмаршал (с 1878 г.), председатель Государственного совета (в 1881—1905 гг.). Серов исполнил в 1900 г. два его портрета: один поясной — в тужурке, другой в рост — в парадной форме.
4 У вел. кн. Михаила Николаевича было шесть сыновей.
5 Ратьковы-Рожновы, Александр Николаевич (?— ок. 1940 г.) — крупный промышленник, и его жена Зинаида Владимировна, урожденная Философова (1871—1966).
6 Речь идет о портрете, более известном под названием “Летом”. Серов писал его в 1895 г. в Домотканове.
СЕРОВ — И. Е. ЦВЕТКОВУ
22 февраля 1900 г. С. Петербург
Многоуважаемый Иван Евмениевич!
Не найдете ли Вы возможным приехать сюда в Петербург. В данное время имеются три открытые выставки: 1) академическая, 2) петербургских художников и 3) в музее Штиглица, последняя на этой неделе в субботу закроется 1, и наконец почти открытая 4-я по счету, передвижная.
Как быть с приобретениями картин — не можем же мы двое — Александра Павловна <Боткина> и я — покупать. Илья Семенович Остроухов видел только две из выставок — академическую и Штиглица и часть (незначительную) передвижной, а затем уехал в Москву, не уведомив ни Александру Павловну, ни меня, будет ли он еще и когда, а между тем, разумеется, желательно видеть передвижную раньше других комиссий.
Кроме того, имеются на академической и у Штиглица вещи спорные, имеющие два голоса — Вашим голосом они будут разрешены. Итак, будем надеяться на Ваш приезд.
В. Серов ГТГ.
_____________
1 Речь идет о выставке журнала “Мир искусства”.
СЕРОВ, А. Н. БЕНУА, С. П. ДЯГИЛЕВ — А. П. РЯБУШКИНУ 1
<24 февраля 1900 г. Петербург>
Милостивый государь!
24 февраля сего года в редакции журнала “Мир искусства” состоялось собрание участников выставок журнала “Мир искусства”. На нем присутствовали следующие художники: Бакст Л.; Бенуа Александр; Билибин И. Браз И.; Вальтер И.; Васнецов Ап.; Досекин Н.; Лансере Е.; Левитан И. Малявин Ф.; Нестеров М.; Обер А.; Остроумова А.; Пурвит В.; Рушиц Ф. Светославский С.; Сомов К.; Серов В.; Ционглинский Я. и издатель-редактор журнала “Мир искусства” С. Дягилев.
Собрание выработало главные основания организации будущих выставок и избрало распорядительный комитет по устройству следующей (третьей) выставки в январе-феврале 1901 г. В состав этого комитета избраны художники В. Серов и Александр Бенуа. В качестве же третьего постоянного члена комитета, согласно выработанному положению, входит издатель-редактор журнала “Мир искусства”.
Собранием было постановлено просить Вас, милостивый государь, принять участие в предстоящей выставке присылкою на нее Ваших произведений. Условия участия при сем прилагаются. Комитет выставки 1901 г. покорнейше просит Вас не отказать в наискорейшем времени дать ответ по адресу Комитета на изложенное предложение.
Распорядительный комитет выставки журнала “Мир искусства” на 1901 г.:
художник В. Серов
художник Александр Бенуа
издатель-редактор журнала “Мир искусства” С. Дягилев
ГРМ.
_____________
1 Андрей Петрович Рябушкин (1861—1904) — живописец.
СЕРОВ — И. И. ТОЛСТОМУ
26 февраля 1900 г. <Петербург>
Многоуважаемый граф Иван Иванович!
В дополнение к последней нашей с Вами беседе сообщаю Вам, что считая себя совершенно удовлетворенным решением И. С. Остроухова возвратить портрет г-жи Боткиной 1 собственнику, не выставляя его в Париже, я в то же время готов присоединиться и к предложенному Вами компромиссу выставить этот портрет в будущем году на выставке журнала “Мир искусства”.
Ввиду этого, если бы И. С. Остроухов возобновил с Вами переговоры о портрете, очень прошу Вас передать, что я, с своей стороны, могу взять обратно свое заявление, поданное в Академию, лишь в том только случае, если собственник портрета пришлет мне на Ваше имя формальное разрешение на выставление портрета на любую выставку, включая и выставку от журнала “Мир искусства”, предположенную на будущий год в Петербурге, и, быть может, в Москве.
Готовый к услугам В. Серов
Простите, граф, за мою бесцеремонность по отношению к Вам, но я другого выхода не вижу, как поставить условием присылку разрешения на Ваше имя — иначе опять могут произойти недоразумения. Преданный Вам
В. Серов
ГПБ.
____________
1 Портрет С. М. Боткиной был отправлен на Всемирную выставку в Париже, а затем в 1901 г. экспонировался на выставке “Мир искусства”.
СЕРОВ, А. Н. БЕНУА, С. П. ДЯГИЛЕВ — С. В. МАЛЮТИНУ 1
3 марта 1900 г. <Петербург>
Милостивый государь Сергей Васильевич!
Комитет выставки 1901 года журнала “Мир искусства” имеет честь просить Вас сообщить по адресу комитета, желаете ли Вы примкнуть к числу постоянных участников выставки на основании прилагаемых при сем правил.
Распорядительный комитет выставки журнала “Мир искусства”
В. Серов, Александр Бенуа, Сергей Дягилев
ЦГАЛИ.
Письмо написано на бланке журнала “Мир искусства”.
__________
1 Сергей Васильевич Малютин (1859—1937) — живописец, график и педагог, работал в области театрально-декорационного и прикладного искусства. Участник выставок “Мир искусства”, “Союза русских художников”.
С. В. МАЛЮТИН — СЕРОВУ, А. Н. БЕНУА, С. П. ДЯГИЛЕВУ
13 марта 1900 г. Москва
В распорядительный комитет выставки журнала “Мир искусства”:
Согласно присланным мне (в печатном виде) правил выставок журнала “Мир искусства”, где уже я намечен постановлением собрания участников выставки 24. II. 1900 г. постоянным членом по второй категории,— я с удовольствием принимаю приглашение. При этом не могу не сказать, что правила выставок вполне рациональны и очень симпатичны.
<С. Малютин>
ЦГАЛИ.
СЕРОВ — К. А. СОМОВУ 1
20 марта < 1>900 г. <Петербург>
Многоуважаемый Константин Андреевич,
спешу ответить на письмо Ваше и вместе с тем и на вопросы: родился я в <18>65 году в С.-Петербурге. Пройдя в классической гимназии лишь первые 3 класса, я вышел с намереньем всецело <т. е.> отдаться искусству и, проработав у И. Е. Репина, у кот<орого> еще мальчиком 8—9 лет прорисовал в мастерской зиму в Париже, два года, поступил в Академию художеств 15—16 лет. Пробыв в натурном классе 2 года и получив мал<ую> сер<ебряную> медаль за этюд и окончив курсы науки в 84 году, ее покидаю 2. В Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова, учеником кот<орого> и был за все время моего пребывания в ней . С тех пор ни в каких школах и мастерских более не занимался, решил работать на свой собственный риск и страх. Вот и весь мой формулярный список или биография. На счет же последнего вопроса: какие произведения считаю главнейшими — не могу знать и сказать — ей-богу.
Ваш В. Серов
ЦГАЛИ.
_____________
1 Константин Андреевич Сомов (1869—1939) — живописец и график, один из ведущих участников “Мира искусства”. Академик с 1913 г. Умер во Франции, где жил с 1923 г.
2 В 1886 г. Серов был исключен из состава учеников Академии художеств.
СЕРОВ И ДРУГИЕ — А. Е. ЛЬВОВУ
<4 апреля 1900 г. Москва>
Г-ну директору Училища живописи, ваяния и зодчества
Заявление
Преподаватели живописи и скульптуры просят г-на директора внести на ближайший весенний Совет преподавателей обсуждение вопроса об устранении неудобств в классных помещениях живописи, рисования и скульптуры.
В. Серов
И. Левитан
А. Степанов
А. Архипов
Л. Пастернак
С. Волнухин
С.Милорадович
П. Касаткин
К. Горский
А. Корин
В. Бакшеев
4 апреля 1900 г.
ЦГАЛИ.
СЕРОВ И ДРУГИЕ — С. И. МАМОНТОВУ
9 апреля < 1>900 г. Москва
Христос Воскресе, дорогой Савва Иванович!
Все мы, твои друзья, помня светлые прошлые времена, когда нам жилось так дружно, сплоченно и радостно в художественной атмосфере приветливого родного кружка твоей семьи близ тебя,— все мы в эти тяжелые дни твоей невзгоды хотим хоть чем-нибудь выразить тебе наше участие. Твоя чуткая художественная душа отзывалась на наши творческие порывы, мы понимали друг друга без слов и работали дружно, каждый по-своему. Ты был нам другом и товарищем. Семья твоя была нам теплым пристанищем на нашем пути: там мы отдыхали и укреплялись силами. Эти художественные отдыхи около тебя были нашим праздником.
Сколько намечено и выполнено в нашем кружке художественных задач и какое разнообразие: поэзия, музыка, живопись, скульптура, архитектура и сценическое искусство чередовались. Прежде всего вспоминаются нам те чудные вечера в твоем доме, проводимые за чтением великих созданий поэзии: эти вечера были началом нашего художественного единения. Мы шли в твой дом, как к родному очагу, и он всегда был открытым для нас. Исполнение наших работ для многих из нас было значительно облегчено тем, что мастерские твои давали нам гостеприимный приют. В них работалось легко рядом с тобой, исполнявшим свои скульптуры. С тобой же вместе, с таким общим энтузиазмом и порывом, создавалась церковь в Абрамцеве.
Дальше мы перешли к сценическим постановкам, а ты — к первым опытам сценического творчества. Чудным воспоминанием остались для нас постановки в твоем доме сначала живых картин, потом твоих мистерий “Иосиф” и “Саул” и, наконец, “Двух миров” и “Снегурочки”, твоих сказок и комических пьес. То было уже началом твоей главной последующей художественной деятельности.
С домашней сцены художественная жизнь перешла на общественное поприще и ты, как прирожденный артист сцены, начал на ней создавать новый мир истинно прекрасного. Все интересующиеся и живущие действительно искусством приветствовали твой чудный почин. После “Снегурочки”, “Садко”, “Царя Грозного”, “Орфея” и других всем эстетически чутким людям уже трудно стало переносить шаблонные чудеса бутафорского искусства. Мир Художественного театра и есть лицо твоего действительного творчества. В этой сфере искусства у нас твоими усилиями сделано то, что делают призванные реформаторы в других сферах, и роль твоя для нашей русской сцены является неоспоримо общественной и должна быть закреплена за тобой Исторически.
Мы, художники, для которых без великого искусства нет жизни, провозглашаем тебе честь и славу за все хорошее, внесенное тобой в родное искусство, и крепко жмем тебе руку. Шлем тебе две книги: одна — всемирная, из нее ты не раз черпал вдохновение для своих работ, другая — сборник драгоценнейших самоцветных камней, извлеченных из глубин народного русского творчества. Прими их и цени не как дар, а как знак нашей искренней к тебе дружбы и сердечной привязанности. Молим бога, чтобы он помог тебе перенести дни скорби и испытаний и возвратиться скорей к новой жизни, к новой деятельности добра и блага.
Обнимаем тебя крепко.
Твои друзья: Виктор Васнецов, Василий Поленов, И. Репин, М. Антокольский, Н. Неврев, В. Суриков, Ап. Васнецов, Илья Остроухов, Валентин Серов, Н. Кузнецов, М. Врубель, Ал. Киселев, К. Коровин.
ЦГАЛИ; три черновика автографа хранятся в ГТГ.
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
<Телеграмма> 22 мая 1900 г. Петербург
Что с Левитаном? Пиши в Академию 1.
На телеграмме: Москва, Трубниковский, Остроухову
Серов
ГТГ.
___________
1О том, что у Левитана плохое здоровье, было известно, но знакомые не предполагали, что на этот раз художник не поправится. 22 июля 1900 г. Левитан скончался.
СЕРОВ — В. Н. ДУКШТУ 1
<26 мая 1900 г. Петербург>
М<илостивый> г<осударь>!
Покорнейше прошу выдать из моего месячного жалования ученику моего класса г-ну Магуле пятьдесят (50) руб. под расписку 2. Остальное прошу переслать в Петербург денежным пакетом (на дом) на имя профессора В. В. Матэ в импер<аторскую> Академию художеств. В случае же, если таковая выдача мне жалования невозможна почему-либо — прошу немедленно меня уведомить по тому же адресу, т. е. Академия художеств кв<артира> профессора Матэ. Одновременно с этим письмом пишу г-ну Магуле, чтобы он явился в канцелярию Училища для получения пятидесяти рублей.
Готовый к услугам В. Серов
26 мая 1900 г.
ЦГАЛИ.
__________
1 Виктор Николаевич Дукшт (1863—?) — делопроизводитель канцелярии Училища живописи, ваяния и зодчества в 1897—1918 гг., отставной штабс-капитан.
2 Герасим Афанасьевич Магула (1873—1923) —ученик Училища живописи в 1891— 1901 гг. Заведующий художественным отделом еженедельника “Лукоморье” с 1914 г. Сотрудник газеты “Новое время”. Участник Второго Всероссийского съезда художников в 1911—1912 гг.
В. Н. ДУКШТ — СЕРОВУ
<31 мая 1900 г. Москва>
Господину преподавателю Училища В. А. Серову.
Препровождая при сем 169 руб. 89 коп., канцелярия Училища имеет честь сообщить Вам, милостивый государь, что из причитающегося Вам за май месяц содержания —221 р. 99 к.— канцелярией удержано, согласно Вашему письму, 50 р. для выдачи учащемуся г. Магуле и 2 р. 10 к. за завтрак. Вместе с тем канцелярия Училища имеет честь покорнейше просить о высылке ей расписки на 221 р. 99 к. для приложения к списку на выдачу жалования за май месяц, присовокупляя, что расписка уч<еника> Магулы будет Вам доставлена.
Делопроизводитель В. Дукшт
ЦГАЛИ.
Письмо было отправлено на печатном бланке: Министерство императорского двора. Канцелярия Совета Московского художественного общества и состоящего при нем Училища живописи, ваяния и зодчества.
На копии надписи: 31 мая 1900 г., 1639.
СЕРОВ — А. А. МОСОЛОВУ 1
29 июня 1900 г. <Петербург>
Милостивый государь Александр Александрович!
Должен Вам заявить, что вчерашняя беседа Ваша со мной произвела на меня в высшей степени тяжелое впечатление благодаря замечанию Вашему, что я, пользуясь случаем, когда со мной не сговорились предварительно в цене — назначаю государю слишком высокую плату. Не знаю, имеете ли Вы право бросать мне в лицо подобное обвинение. Почему я назначаю столь высокую (по Вашему мнению) цену 2 — на то у меня есть свои соображения — хотя бы и то, весьма простое, что до сих пор они (цены) были низки (по моему мнению) и гораздо ниже цен иностранных художников, работавших двору, каковы Беккер 3 и Фламенг 4.
Во что мои работы обходятся мне самому я не ставлю на счет министерству, каковы, например: переезды из Москвы и жизнь в Петербурге, поездка в Копенгаген, когда писал портрет покойного государя Александра III, не ставлю в счет и повторение сего портрета акварелью взамен эскиза, впрочем, это была простая любезность (стоившая мне более месяца работы). Не желал бы я упоминать обо всем этом — Ваше замечание вынудило меня на то. Во всяком случае, сколько бы я ни спросил — сколько бы мне ни заплатили — не считаю Вас вправе делать мне вышеуказанное замечание и покорнейше просил бы Вас взять его обратно.
Академик В. Серов
ГТГ. Публикуется по копии автографа.
_____________
1 Александр Александрович Мосолов (1854—1939) — генерал-лейтенант, начальник канцелярии министерства императорского двора в 1900—1916 гг., затем посланник в Румынии в 1916—1917 гг.
2 За портрет Николая II в тужурке Серов назначил 4.000 рублей.
3 Карл Беккер, (1820—1900) — немецкий живописец, автор исторических и жанровых картин, профессор и президент Берлинской Академии искусств.
4 Франсуа Фламенг (1856—1923) — французский живописец и гравер.
А. А. БЕРЕНС 1 — СЕРОВУ
<19 августа 1900 г. Петербург>
Академику живописи
В. А. Серову
Хозяйственный отдел кабинета е<го> и<мператорского> в<еличества> отношением от 17 сего августа за № 8518 уведомил, что государю императору благоугодно было выразить всемилостивейшее соизволение на пожалование 80 Кабардинскому генерал-фельдмаршала князя Барятинского 2 полку портрета его императорского величества, причем заказ означенного портрета, поколенного размера, указано поручить Вам.
Ввиду сего хозяйственный отдел просит предварительно заказа портрета доставить в кабинет, для доклада министру императорского двора, сведения, какую цену желаете Вы получить за исполнение упомянутого портрета. Сообщая об изложенном, канцелярия и<мператорской> А<кадемии> х<удожеств> покорнейше просит не оставить уведомлением в возможно непродолжительном времени о цене портрета для ответа в кабинет е<го> и<мператорского> в<еличества>.
Секретарь А. Беренс
ЦГИА. по копии автографа.
Письмо было отправлено на печатном бланке: Министерство императорского двора. Императорской академии художеств канцелярия.
На копии надписи: 19 августа 1900 г., 2056.
___________
1 Аркадий Александрович Беренс — делопроизводитель-секретарь канцелярии Академии художеств, коллежский советник.
2 Александр Иванович Барятинский, кн. (1815—1879) — генерал-фельдмаршал, наместник Кавказа в 1856—1862 гг., коллекционер материалов французской буржуазной революции 1789 г., автографов французских и немецких писателей, масонских рукописей.
СЕРОВ — В. Н. ДУКШТУ
<22 августа 1900 г. Петербург>
М<илостивый> г<осударь>!
Не откажите уведомить — когда должны быть в сборе все г-да преподаватели в школе. Уведомьте либо письмом, либо телеграммой.
С.Петербург, импер<аторская> Академия художеств, кв<артира> проф<ессора > В. Матэ.
В. Серов
22 августа 1900.
ЦГАЛИ.
В. Н. ДУКШТ — СЕРОВУ
<23 августа 1900 г. Москва>
Господину преподавателю Училища В. А. Серову
Канцелярия Училища имеет честь уведомить Вас, милостивый государь, что на 28 августа назначен Совет преподавателей, экзамены начнутся 31 августа, начало занятий по всем отделам 15 сентября.
Делопроизводитель В. Дукшт
ЦГАЛИ. по копии писем. На копии надписи: 23 августа, 100.
СЕРОВ — И. И. ТОЛСТОМУ
<25 августа 1900 г. Петербург>
Его сиятельству господину вице-президенту императорской Академии художеств
Прошение
По поручению распорядительного комитета по устройству выставок журнала “Мир искусства” покорнейше прошу Ваше сиятельство предоставить для означенной выставки залы Академии художеств на время с 5 января по 15 февраля 1901 года. Вместе с тем имею честь добавить, что чистую прибыль, полученную от таковой выставки, устроенной в залах Академии художеств, комитет намерен предоставить в пользу нуждающихся учеников Высшего училища при императорской Академии художеств и просит Ваше сиятельство дать согласие на означенное пожертвование.
Академик В. Серов
Член распорядительного комитета по устройству выставок журнала “Мир искусства”.
СПБ Литейный, 45
25 августа 1900 г.
ЦГИА.
СЕРОВ — А. Я. АЛЕКСАНДРОВОЙ-ЛЕВЕНСОН 1
2 сентября <1900 г. Москва>
Многоуважаемая Анна Яковлевна,
вчера видел директора Строгановского училища Т. В. Глобу 2 и говорил о желании дочери Вашей поступить в училище. Как и что возможно устроить — Вы узнаете от г. директора лично. Думаю, что г. директора застанете в любой день утром.
Готовый к услугам В. Серов
ГПБ.
________
1 Анна Яковлевна Александрова-Левенсон (1856—1930) — пианистка.
2 Николай Васильевич Глоба (1863—?) — живописец, в 1896—1917 гг.— директор Строгановского училища. С 1925 г. жил в Париже.
1 | 2
 Портрет художника И.С. Остроухова |  Автопортрет (Серов В.А.) |  Главная |