Валентин Серов
Лучший Киа Optima доступен в Москве в лизинг.
Главная > Переписка > Письма 1896


Письма 1896 года

И. И. ТОЛСТОЙ 1 — СЕРОВУ

<14 февраля 1896 г. Петербург>.

Милостивый государь Валентин Александрович!

На императорскую Академию художеств возложено составление художественного альбома предстоящего св<ятого> коронования, подобного альбомам, изданным в 1856 и 1883 годах. Вследствие сего, августейший президент императорской Академии художеств изволил приказать обратиться к некоторым из гг. художников с предложением: не согласятся ли они принять участие в работах по составлению рисунков для карандашного альбома на условиях, выработанных в императорской Академии художеств, а именно с уплатой за рисунок акварелью по одной тысяче рублей и за рисунок, исполненный карандашом, пером или иным черным способом по 500 рублей за каждый.

При этом в виду необходимости присутствия гг. художников в Москве во время коронационных празднеств Академией возбуждено ходатайство об отводе казенного помещения тем из гг. художников, которые не имеют в Москве постоянного жительства. Сообщая об изложенном, имею честь, по поручению августейшего президента Академии, покорнейше просить Вас, милостивый государь, уведомить меня не позже 10 дней со времени получения настоящего извещения, не примете ли Вы на себя исполнение следующего сюжета предстоящего св<ятого> коронования:

1. Миропомазание государя императора акварель. К сему долгом считаю добавить, что коронационные альбомы 1856 и 1883 годов находятся в Академии художеств, на случай, если бы Вы пожелали с ними ознакомиться 2. Примите уверение в совершенном почтении и преданности.

Гр. И. Толстой.

ЦГИА.

Письмо было отправлено па печатном бланке: М<инистерство> и<мператорского> д<вора>. Императорской Академии художеств вице-президент. На копии надписи: Его высокородию В. А. Серову, 14 февраля 1896 г., 687.
___________

1 Иван Иванович Толстой, граф (1858—1916) — археолог и нумизмат, в 1889—1893 гг. конференц-секретарь Академии художеств, в 1893—1905 гг. ее вице-президент, в 1905—1906 гг. министр просвещения, в 1913—1915 гг. городской голова Петербурга. В 1900-х гг. Серов исполнил его портрет.

2 В связи с предстоявшим весной 1896 г. коронованием Николая II, которое предусматривалось отметить очень торжественно и пышно, была создана “комиссия по составлению художественного альбома” коронования.

 

СЕРОВ — Н. Ф. ФИНДЕЙЗЕНУ

15 февр<аля> 1896 г. <Петербург>

Милостивый государь Николай Федорович,

матушка моя, Валентина Семеновна, просила меня обратиться к Вам с просьбой прислать ей один печатный экземпляр писем А. Н. Серова 1. Со своей стороны прошу дать мне сведения: сколько экземпляров критик Серова А. Н. продалось за это время. Не откажите то и другое прислать с посланным, кот<орый> вручит это письмо.

Валентин Серов.

ГПБ.

Текст письма на бланке петербургской гостиницы Belle-vue, находившейся на Б. Морской, 3.
____________

1 Речь идет о книге “Письма Александра Николаевича Серова к его сестре С. Н. Дю-Тур (1845—1861 гг.), изданные Ник. Финдейзеном”. Спб., 1896.

 

СЕРОВ — И. И. ТОЛСТОМУ

<23 февраля 1896 г. Москва>

Ваше сиятельство милостивый государь граф Иван Иванович!

Предложенный мне сюжет для выполнения его акварелью: “Миропомазание Государя Императора” постараюсь исполнить. Примите уверения в совершенном почтении и преданности

Валентин Серов 23 февраля 1896 года.

ЦГИА.

 

СЕРОВ — Я. Л. БАРСКОВУ

<Январь февраль 1896 г. Москва>

Яков Лазаревич,

портрет и ответ относительно биографии отца пришлю завтра. Завтра приезжает моя матушка. Переговорю 1.

ГБЛ.
___________

1 Во втором номере журнала “Детский отдых” за 1896 г., с. 82—86, был напечатан биографический очерк “А. Н. Серов” в связи с двадцатипятилетием со дня смерти. Там же была помещена фотография композитора.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

Петербург 4 марта <1896 г.>

Любезный друг Илья Семенович!

Твоего поручения я не забыл и не забывал. Я только теперь не совсем тебя понимаю: хочешь ты масляный эскиз или рисунки, или то и другое?

Дело в том, что смотрели мы эскизы маслом, есть один, который мне очень нравится — в таком роде — везут арестанта два жандарма по грязному тракту; с большим настроением, вещь небольшая — 3/4 арш<ина> в длину. Только вот беда, эскизик-то дороговат для тебя, пожалуй,— 500 руб., меньше не хочет 1. Эскиз к “Не ждали”, кот<орый> и тебе, и мне так нравится, он и говорить и слышать об нем не хочет, будет его еще подканчивать, и цена ему будет уж далеко другая...2 Вот как тут быть и не знаю.

Решил тебе отписать и прошу ответить поскорее. Между прочим, тройка — арестант, эскиз этот будет выставлен на выставке эскизов, проектируемой здесь, в Академии, вместе с ученическими — ну это-то, пожалуй, еще не выгорит, во всяком случае сейчас он его тебе не отдаст. Рисунки, дело проще всегда можно выбрать. Так напиши. Кланяюсь тебе и Надежде Петровне <Остроуховой>.

Твой Антон

Застрял я здесь с портретами, не очень-то выходят, но все же в конце этой недели думаю быть назад, в Москву.

ГТГ.
_______________

1 Эскиз Репина “Под конвоем. По грязной дороге” (1876) был приобретен Остроуховым.

2 После 1917 г. Остроухову удалось заполучить эту работу.

 

И. И. ТОЛСТОЙ — СЕРОВУ

<7 марта 1896 г. Петербург>

Милостивый государь Валентин Александрович!

На основании утвержденных министром императорского двора правил для выдачи художникам билетов на допуск присутствовать на торжествах во время св<ятого> коронования необходимо представить, не позже 1-го апреля сего года, в канцелярию министра императорского двора и уделов, в пяти экземплярах фотографические карточки (кабинетного формата) лиц, имеющих присутствовать на этих торжествах.

Вследствие сего имею честь покорнейше просить Вас, милостивый государь, согласно означенным правилам, не отказать доставить в канцелярию Академии пять Ваших фотографических карточек не позже 25-го сего марта, дабы иметь возможность своевременно сделать распоряжение о получении упомянутых выше билетов 1.

Примите уверение в совершенном почтении Гр. И. Толстой

ЦГИА.

Письмо было отправлено на печатном бланке: М<инистерство> и<мператорского> д<вора>. Императорской Академии художеств вице-президент. На копии надписи: 7 марта 1896 г., 1119.
_________________

1 В “Списке художников, получивших установленные на время коронационного периода нагрудные значки и засвидетельствованные фотографические карточки” седьмым значится Серов. Эти нагрудные знаки и фотокарточки давали Серову право присутствовать на коронации “на правом клиросе или же в самом алтаре” Успенского собора.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<Около 10 марта 1896 г. Москва>

Илья Семенович,

меня, прости, поражает твое нетерпение. Не успел приехать, как ты шлешь за рисунками! Без них жить не можешь удивительно. Прости, у меня не совсем дома благополучно умерла одна наша знакомая родственница. Еще извини, рисунков я не привез. Рылись мы с Репиным и не дорылись. Вообще, это вещь довольно щекотливая, а вдруг ты будешь не доволен. На Пасхе, в конце будущей недели еду опять в Питер пересмотреть еще.

Пока до свиданья, увидимся. В. Серов.

ГТГ. Впервые напечатано: Серов. Переписка, с. 215, без указания даты и места написания.

 

И. И. ТОЛСТОЙ — СЕРОВУ

<11 марта 1896 г. Петербург>

Милостивый государь Валентин Александрович!

В дополнение к письму моему от 14 февраля с<его> г<ода> за № 687, прошу Вас уведомить меня, возможно скорее, не согласитесь ли Вы принять на себя исполнение еще одного рисунка для коронационного альбома, а именно: “Торжественный въезд в Москву” (акварель). К сему долгом считаю присовокупить, что в видах предоставления гг. художникам достаточного времени для работы, последним сроком представления рисунков назначено 1 мая 1897 г., причем присылка рисунков ранее этого срока весьма желательна для скорейшего начала работ по воспроизведению рисунков.

Что же касается вопросов технического характера о бумаге, о величине рисунков, о способах репродукции и проч., то за разъяснениями по этому предмету обратиться непосредственно к граверу Экспедиции Заготовления Госуд<арственных> Бумаг Николаю Игнатьевичу Франку 1. Сообщая о вышеизложенном, покорн<ейше> прошу Вас, М<илостивый> г<осударь>, не отказать в уведомлении меня о Вашем отношении относительно исполнения упомянутого выше сюжета 2.

Примите уверения в совершенном почтении и преданности Гр.И. Толстой

ЦГИА.

Письмо было отправлено на печатном бланке: М<инистерство> и<мператорского> д<вора>. Академии художеств вице-президент.

На копии надписи: Его высокоблагородию В. А. Серову, 11 марта 1896 г., 1191.
____________

1 Густав (а не Николай) Игнатьевич Франк (1859—?) — гравер, чех по происхождению. В 1890 г. он был приглашен в Россию для работы в Экспедиции заготовления государственных бумаг, где с тех пор и служил. Академик с 1899 г.

2 Это предложение было сделано Серову ввиду отказа Н. А. Касаткина. Для коронационного альбома он исполнил одну акварель “Миропомазание”.

 

И. Е. РЕПИН - СЕРОВУ

21 апр<еля 18>96<г. Петербург>

Ваше художественное превосходительство, милостивый государь Валентин Александрович!

Ваш табак, зубной порошок и сигарные ящики постараюсь привезти Вам, если не забуду (утешен этой заботливостью); но Вы ни словом не обмолвились о забытой Вами целой крахмальной рубахе! (огорчен). Привезу и ее. Насчет рисунков... Вот неудача! Боюсь забыть; всегда на сеансы торопишься... А выбирать самому, тоже так трудно, опасно и совестно. Да, пожалуй, и поздно уже. Мы выезжаем отсюда 1-го мая, кажется, целой компанией. Наши все здоровы, кланяются тебе и все еще поджидают к чаю, завтраку и обеду, по свежей памяти.

Состоящий в звании профессора императорской Академии художеств, искренне преданный Вам И. Репин.

Р. S. Кроме всего, я заметил еще в мастерской маленький кривой мастехинчик — это тоже, вероятно, Ваша собственность? Какая рассеянность! Вот что значит писать дамские портреты!!.. Ох-о-хох!

ГТГ.

 

Д. В. ГРУШЕЦКИЙ 1 — СЕРОВУ

<25 мая 1896 г. Москва>

<Валентин Александрович!>

Ее императорскому величеству государыне императрице Марии Федоровне 2 угодно принять членов Комитета Общества в воскресенье 26 мая в 10 ч. утра в Большом Кремлевском дворце. Собираться предположено в помещении Общества до 9 1/2 ч. утра. Состоящие на государственной службе имеют быть в мундирной парадной форме, не состоящие на таковой в черных фраках, белых галстуках и орденах.

<Секретарь Общества Д. Грушецкий>

ЦГАЛИ.

Письмо было отправлено на печатном бланке: Московское общество любителей художеств, состоящее под августейшим покровительством государыни императрицы Марии Федоровны. На копии надписи: 25 мая 1896 г., 63.
_______________

1 Дмитрий Всеволодович Грушецкий — секретарь и смотритель Московского общества любителей художеств в 1894—1902 гг.

2 Мария Федоровна (1847—1928) — жена Александра III.

 

СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ

2 июня 1896 г. Архангельское.

Лёлюшка,

ты уж начинаешь что-то сердиться — нехорошо, не сердись, прошу тебя, и жди меня не с нетерпением, а с терпением, я скоро буду, серьезно. Надо же мне кончить в соборе и как-нибудь выяснить с Юсуповым — теперь ли окончить портрет или же потом. 1-го июня я отправился к нему в Архангельское 1, старое екатерининское поместье, холодно-роскошное, охал долго и под солнцем и под дождем, но ничего не повредил в портрете. Да, за эти дни я сшил себе костюмчик серенький, вот он после дождя стал несколько жёванный, да. Ну-с, приехал, князя нет, скоро будет, раскупорили портрет, поставили в комнате, где ему висеть с другими императорами.

Потом приехал князь, я погулял по парку. Говорю, сколько успел сделать — сделал. Портрет понравился. Княгиня пришла, славная княгиня, ее все хвалят очень, да и правда, в ней есть что-то тонкое, хорошее. Она заявила, что мой портрет покойного царя вообще лучший из всех его портретов 2, я говорю, ну это потому, что остальные уж очень плохи —
смеется, кажется, она вообще понимающая. Просила как-нибудь зимой (приятное поручение) с фотографии написать ее папашу 3. Я попросту заявил, что это очень тяжелая и неприятная работа. Она соглашается и с этим. Да, мундир у меня оказался фантастическим, и мне пришлось там же его переправлять. Встретил там художника Крачковского.

Он состоит при Юсуповых в некотором роде, живет там рядом на даче. Тот самый, кот<орый> заявил, что я своими произведениями и в особенности твоим портретом доставляю им, художникам, большие радости 4. На следующий день должен был приехать туда государь на спектакль, там особый театр и бал во дворце. Когда я подправлял портрет, князь предложил отобедать с ними (не то, что Абрикосовы), накормив меня завтраком и чаем. Я отказался и сказал, что к вечеру хочу попасть к Мамонтовым в Подушкино, в 12 верстах оттуда 5... “А вот как, передайте ей вот эту карточку”. Карточка — приглашение на спектакль — ложа на 7—8 персон. С этой карточкой, пообедав у Крачковского, я отправился в Подушкино, где и пробыл до сегодня, утра. Да, но что я, на следующий день после всяких разговоров и волнений решили все-таки поехать на спектакль и поехали. М<ария> Ал<ександровна Мамонтова>, Таничка <Рачинская>, Параша <Мамонтова>, Григорий Ал<ексеевич Рачинский>, Барсков и я — на четверке в ландо в белых платьях и во фраках.

Но спектакль, правда, вещь любопытная. Сам театр старомодный, как на гравюрах, все по-домашнему, но очень чинно — ложа у нас была великолепная, вроде окна со стульями. Из нее (рядом со сценой боковая) сидящая царская фамилия была лучше, пожалуй, видна, чем сцена. На сцене пели со старанием оперу “Лалла Рук” — Мазини и Арнольдсон — и хорошо. Было очень красиво и стильно. Публика — ближайшие придворные, сравнительно немного. После театра фейерверк, должно быть, великолепный, но мы его из-за деревьев не видали, а подходить собственно поближе к самому дому не годилось, так как приглашение было посетить театр, затем уехали. Эти два дня я отдохнул. Ездил верхом, гулял. Сегодня работал в соборе, скоро кончу и, написав несколько маленьких этюдов с верблюда, поеду к тебе, супруга моя.

Поручения почти все сделаны, покупки пересылаю с Бяшковым 6, смешные они, они без меня тут спали, как я не пойму. Старуха предлагала белье что-то отказались, и без подушек. Целую всех крепко.

ГТГ.
__________________

1 Архангельское подмосковная усадьба князей Юсуповых. Художественный облик Архангельского сложился в конце XVIII и начале XIX века и включал в себя дворец, театр, церковь, многочисленные павильоны и различные служебные помещения. Эти постройки наряду с садом и лесными массивами паркового характера создавали единый художественный ансамбль. Сейчас Архангельское является музеем-усадьбой.

2 Эта фраза наводит на предположение, что Серов привез к Юсуповым исполненный им портрет Александра III. Возможно, что речь идет о повторении изображения царя с группового портрета “Александр III с семьей”. В литературе о Серове о существовании такой работы сведений нет.

3 Николай Борисович Юсупов, кн. (1827—1891) — гофмейстер.

4 Иосиф Евстафьевич Крачковский (1854—1914) — живописец, академик с 1884 г.

5 Подушкино село близ станции Барвиха Белорусской ж. д.

6 Владимир Михайлович Бяшков (1854—1916) — врач Бурашовской психиатрической колонии в Тверской губернии, затем директор Смоленской психиатрической лечебницы; был женат па двоюродной сестре Серова В. Я. Симонович.

 

В. П. ЛОБОЙКОВ 1 — СЕРОВУ

<14 июня 1896 г. Петербург>

Милостивый государь Валентин Александрович!

В дополнение к письму от 14-го минувшего февраля, по поводу возложенного на императорскую Академию художеств составления художественного альбома священного коронования, препровождая при сем один бланк с обозначением формата рисунков для означенного альбома, имею честь сообщить следующие данные для руководства при исполнении рисунков, сообщенные заведующим технической частью издания г. Франком.

1. Форматы, установленные для рисунков, составляют крайний размер, через который не должно переступать; в пределах же назначенного формата допускаются всевозможные вариации, насколько они вообще удобны для формата альбома.
2. Каждому художнику предоставляется исполнить оригинал той же величины, в какой он будет воспроизведен или в несколько большем формате.
3. Оригинал в красках было бы желательно иметь не в увеличенном виде, или в крайнем случае в незначительном увеличении <приблизительно на 1/4 или 1/3>.

Примите уверение в совершенном почтении и преданности. В.Лобойков

ЦГИА.

Письмо было отправлено на печатном бланке: М<инистерство> и<мператорского> д<вора>. Императорской Академии художеств секретарь.

На копии надписи: Его высокоблагородию В. А. Серову. 14 июня 1896 г., 2355.
_____________

1 Валериан Порфирьевич Лобойков (1861—1932) — конференц-секретарь Академии художеств с 1894 г.

 

И. Е. РЕПИН — СЕРОВУ

Акад<емия> худож<еств> 21 ноября 1896. <Петербург>

О, Антон!

Сколько бы ни писали мне умных назиданий, все это — как к стене горох. Трудно невоспитанному человеку перевоспитываться на второй полусотне лет. Уж, разумеется, его исправит только могила. И знаешь ли? — В душе моей даже нет раскаяния. Если бы ты за неделю раньше пришел ко мне с целью удержать меня от этой “бучи” и все будущее изрек передо мною — я все-таки сделал бы по-своему потому, что жить можно только своим темпераментом и своим умом, какой есть. Жаль, что ты не хочешь участвовать на выставке эскизов, она кажется будет очень интересна такой у нас еще не бывало1. Не приедешь ли ты взглянуть на французов и голландцев? 2 Приезжай, разумеется, прямо к нам, тут все тебе всегда рады.

Твой И. Репин.

Очень кланяемся Ольге Федоровне <Серовой>. И писать, и печатать не обещаю перестать нельзя, брат, все мы люди, все человеки.

ГТГ.
______________

1 Выставка была открыта в декабре 1896 г. На ней были произведения русских художников — А. и В. Васнецовых, Мясоедова, Пастернака, Поленова, Репина и других, а также иностранных — Прадилла и Тьеполо; всего — 154 живописных и 15 скульптурных работ.

2 Имеются в виду французская и голландская художественные выставки, состоявшиеся поздней осенью 1896 г.

 

И. И. ТОЛСТОЙ — СЕРОВУ

<17 декабря 1896 г. Петербург>

М<илостивый> г<осударь>!

В скором времени предстоит приступить к воспроизведению рисунков художественного альбома священного коронования благополучно царствующего императора. Вследствие сего имею честь покорнейше просить Вас не отказать сообщить мне не позже 1 января 1897 года, в каком положении находится работа Ваша по принятым Вами рисункам, когда рисунки будут готовы, и если у Вас имеются уже готовые или подготовленные рисунки, то не откажите прислать их мне, для ознакомления. При этом долгом считаю прибавить, что последним сроком доставки рисунков назначено 1-е мая 1897 г.

Примите уверение в совершенном почтении и преданности Граф И. Толстой.

ЦГИА.

Письмо было отправлено на печатном бланке: М<инистерство> и<мператорского> д<вора>. Императорской Академии художеств вице-президент. На копии надписи: 17 декабря 1896 г., 4008.

 

И. И. ТОЛСТОЙ — СЕРОВУ

<18 декабря 1896 г. Петербург>

Милостивый государь!

С 22 апреля по 31 октября 1897 г. нового стиля будет открыта в Венеции вторая международная художественная выставка. В императорскую Академию художеств поступило предложение об устройстве русского отдела на этой выставке, причем в условиях сказано, что если отдел будет организован Академиею, то произведения русских художников не подвергнутся местному жюри, и доставка произведений из Академии на выставку и обратно будет бесплатная.

Признавая, что участие выдающихся русских художников на этой выставке будет иметь полезное значение и для самих художников, имею честь обратиться к Вам с предложением, не желаете ли Вы послать на Венецианскую выставку хотя бы одно Ваше произведение. Если Вы не желаете послать что-либо из новых Ваших вещей, то можно послать из ранее написанных, бывших уже на выставках в России. Посылаемые Вами произведения не будут подвергаться экспертизе ни в Академии, ни в Венеции и должны лишь быть доставлены в Академию, откуда будут отправлены бесплатно на выставку и также доставлены обратно в Академию по окончании выставки.

Прошу Вас дать мне ответ на это письмо не позже, как через две недели после его получения, и, при ответе в случае согласия, доставить мне сведения, обозначенные в прилагаемых в двух экземплярах бланков. Произведения Ваши должны быть доставлены за Ваш счет в Академию, в ящике или без ящика по Вашему желанию, не позже 15 января 1897 г., чтобы успеть упаковать и отправить их вовремя.

Примите уверение в совершенном почтении и преданности Граф И. Толстой.

ЦГИА.

Письмо было отправлено на печатном бланке: Вице-президент. На копии надписи: 18 декабря 1896 г., 4045.

 

И. И. ТОЛСТОЙ — СЕРОВУ

<24 декабря 1896 г. Петербург>

Милостивый государь!

В 1897 году открываются Международные художественные выставки: в Мюнхене — с 1-го июня по конец октября и в Копенгагене — с 1-го мая по 31-ое октября нового стиля. В императорскую Академию художеств поступили предложения иностранных правительств об устройстве русских отделов на этих выставках с тем условием, что если отдел будет организован Академией, то произведения русских художников не будут подвергнуты местному жюри и доставка произведений из Академии на выставку и обратно будет бесплатная.

Признавая, что участие выдающихся русских художников на этой выставке будет иметь важное значение как для ознакомления Европы с русским искусством, так и для пользы самих художников, имею честь обратиться к Вам с предложением, не желаете ли Вы послать на Мюнхенскую и Копенгагенскую выставки хотя бы по одному Вашему произведению на каждую, из новых или ранее написанных Вами вещей, бывших уже на выставках в России, по Вашему усмотрению. Посылаемые Вами произведения не подлежат экспертизе ни в Академии, ни за границей.

В виду того, что срок доставки произведений на место назначен не позднее 15-го марта нового стиля, прошу Вас дать мне ответ на это письмо не позже 15-го января 1897 г. и в случае согласия доставить мне при ответе сведения о названии сюжета посылаемых Вами картин, размеры с рамой, цену для продажи, цену для страховки и Ваш последний адрес. Произведения Ваши должны быть доставлены за Ваш счет в Академию, в ящике или без ящика по Вашему желанию, не позже 1-го февраля 1897 года, чтобы успеть упаковать и отправить их вовремя. Упаковка и пересылка от Академии и обратно, бесплатная 1.

Примите уверение в совершенном почтении и преданности. Граф И. Толстой.

ЦГИА.

Письмо было отправлено на печатном бланке: М<инистерство> и<мператорского> д<вора>. Императорской Академии художеств вице-президент. На копии надписи: 24 декабря 1896 г., 4285.
_______________

1 Серов не участвовал на этих выставках.

 

КОМИССИЯ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ВЫСТАВКИ В СТОКГОЛЬМЕ В 1897 ГОДУ — СЕРОВУ

Стокгольм, декабрь 1896 г.

Милостивый государь!

В будущем году в Стокгольме откроется Всеобщая выставка изящных искусств и промышленности, находящаяся под высоким покровительством его королевского высочества королевского принца Швеции и Норвегии.

Отдел изящных искусств предназначен главным образом Швеции, Норвегии и Дании, но правительство его величества пожелало, чтобы на этой Выставке было представлено также ограниченное число специально приглашенных иностранных мастеров. Во время путешествия по Франции, Англии Бельгии и Германии Председатель комиссии изящных искусств имел возможность познакомиться со многими из приглашенных художников и получить уверения, что они согласятся участвовать на Выставке в Стокгольме. Ввиду этого Комиссия желала бы теперь получить окончательное согласие нескольких особо желательных мастеров и берет на себя смелость адресовать Вам с этой целью личное приглашение в надежде, что Вы ей вверите некоторые Ваши работы. Ваше любезное участие имело бы совершенно особое значение для художников и скандинавской публики.

Все издержки, связанные с транспортировкой сюда и обратно, будут сделаны за счет Выставки, которая застрахует произведения иностранных мастеров. Экспедитор города, где Вы живете, будет предоставлен в Ваше распоряжение, чтобы избавить Вас от какого-либо беспокойства. Наконец, Комиссар, г-н О. Бьорк 1, пришлет Вам все сведения, которые Вы пожелали бы иметь в дальнейшем. Мы надеемся, что это приглашение найдет у Вас благожелательный прием, и мы просим Вас соблаговолить принять уверения в нашем Высоком уважении 2.

Председатель комиссии изящных искусств, принц Швеции и Норвегии Густав 3.

Комиссия состоит также из господ:

Рихард Берг, художник 4,
Оскар Бьорк, Комиссар комиссии изящных искусств, художник Фердинанд Роберг, архитектор,
барон Густав Седестром, профессор Королевской Академии изящных искусств5,
Теодор Лундберг, скульптор 6,
граф Георг фон Раску, директор Королевской Академии изящных искусств,
Андерс Л. Цорн, художник 7,

С. А. Осбар, секретарь.

Адрес: Стокгольм

ГТГ.

Текст письма на печатном бланке: Всеобщая выставка изящных искусств и промышленности в Стокгольме 1897 г.

На письме имеется надпись: Господину Валентину Александровичу Серову
___________

1 Оскар Бьорк (Бьерк, 1860 —?) — шведский живописец.

2 Выставка в Стокгольме, проходившая под девизом “искусство и индустрия”, была открыта с 3<15> мая по 19 сентября <1 октября> 1897 г. Серов не принимал участия на выставке в Стокгольме в 1897 г.

3 С 1908 г. принц Густав стал королем Швеции Густавом V (1858—1950).

4 Рихард Берх (1858—1919) — шведский живописец.

5 Густав Седерстром (1845 —?) — шведский живописец, профессор с 1884 г. и директор Академии изящных искусств с 1899 г.

6 Теодор Лундберг (1852—1925) — шведский скульптор.

7 Андерс Цорн (1860—1920) — шведский живописец, график и скульптор.

 

СЕРОВ, Г. Г. МЯСОЕДОВ, Н. А. ЯРОШЕНКО И ДРУГИЕ —ТОВАРИЩЕСТВУ ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК

<Конец 1896 г. Москва>

Товарищество передвижных выставок в будущем 1897 г. достигает двадцатипятилетия своего существования.

Многие из его членов находят весьма желательным и даже необходимым ознаменовать это событие каким-либо празднеством. По мнению, высказанному инициатором этой мысли (Г. Г. Мясоедовым), следовало бы устроить публичный вечер, спектакль, на котором была бы изложена сжатая история Товарищества за этот период, иллюстрированная снимками картин передвижных выставок, отброшенными на экран с помощью электрического волшебного фонаря.

Эта история должна быть прочитана перед публикой как лекция, излагающая все выдающиеся моменты в развитии жизни Товарищества с краткой характеристикой его участников, причем параллельно с чтением на экране выступали бы наиболее интересные и характеризующие авторов произведения. При картинах умерших членов Товарищества желательно было бы представить их портреты.
Чтение это следовало бы разделить на две половины и в антракте для отдыха публики дать какое-нибудь оркестровое музыкальное произведение.

В заключение желательно было бы представить в качестве комического дивертисмента в виде подвижной живой картины легкие эскизы отношений публики и журнальной критики к выставкам Товарищества, причем отношения эти могут быть выражены в мелодраматической форме.

Г. Мясоедов 1.

На обороте:

Ярошенко 2 согласен с 1-й половиной.
Орлов 3 согласен с 1-й и 2-й пол.
Архипов согласен с 1-й и 2-й пол.
Лемох с 1-й и 2-й согл.
Дубовской 4 сочувствую 1-й и мало уясняю себе вторую сторону
Ендогуров 5сочувствую 1-й части: вторая же часть была бы очень хороша не при посторонних зрителях.
Не верю в юмор второй части, первая весьма поучительна. В. Серов 6.
<А.> Васнецов с первой половиной согласен, 2-я требует радикальной переработки.
Первая часть прекрасна, а что касается второй, то предполагаемый юмористический элемент не привлекателен. Левитан.

Соглашаюсь с первой частью программы, наполненной музыкой, живыми картинами чисто художественного содержания. К постановке картин желательно привлечь такие силы как В. Д. Поленов и в качестве бывшего члена В. М. Васнецова.
А. Корин 7, М. Нестеров, Н. Касаткин, Н. Богданов, Милорадович.
Согласен с 1-й половиной программы. В. Максимов 8.
Согласен с 1-й половиной. М. Клодт 9.
Согласен с обеими половинами предложения Г. Г. Мясоедова, но полагаю, что возможно дополнить и, в частности, видоизменить. К. Савицкий.
Согласен с 1-й половиной. Н. Куз<нецов> 10.
Согласен с предложением, но думаю, что увеселительный элемент в празднике должен быть выражен в другой форме. А. Киселев.
Согласен с 1-й половиной. А. Степанов.

ГБЛ.
_______________

1 Григорий Григорьевич Мясоедов (1835—1911) — живописец, один из организаторов Товарищества передвижных художественных выставок, академик с 1870 г., действительный член Академии художеств с 1893 г.
2 Николай Александрович Ярошенко (1846—1898) — живописец, член Товарищества передвижников с 1876 г., а впоследствии его руководитель.
3 Николай Васильевич Орлов (1863—1924) — живописец, член Товарищества передвижников с 1896 г.
4 Николай Никанорович Дубовской (1859—1918) — живописец, член Товарищества передвижников с 1886 г. и один из его руководителей. Академик с 1898 г.
5 Иван Иванович Ендогуров (1861—1898) — живописец, член Товарищества передвижников с 1895 г.
6 В течение двадцати пяти лет Серов экспонировал свои произведения на различных выставках, из них восемь лет участвовал на передвижных (правда, это было наряду с периодическими выставками МОЛХ). В 1899 г. Серов вышел из Товарищества передвижников.
7 Алексей Михайлович Корин (1865—1923) — живописец, член Товарищества передвижников с 1895 г., преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества в 1892—1918 гг.
8 Василий Максимович Максимов (1844—1911) — живописец, член Товарищества передвижников с 1874 г. Академик с 1878 г.
9 Михаил Петрович Клодт фон Юргенсбург (1835—1914) — живописец, один из учредителей Товарищества передвижников. Академик с 1867 г. Действительный член Академии с 1895г.
10 Николай Дмитриевич Кузнецов (1850—1929) — живописец, член Товарищества передвижников с 1883 г. Академик и действительный член Академии с 1895 г.


Мика Морозов (В.А. Серов, 1901 г.)

Саша Серов (В.А. Серов, 1897 г.)

Портрет Н.С. Лескова (В.А. Серов, 1894 г.)





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Валентин Серов. Сайт художника.