Страница четвертая
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
И. С. ОСТРОУХОВ — СЕРОВУ
13 августа <1902 г.> Москва.
Дорогой Валентин Александрович,
спасибо за письмо. Левицкие получены в отличном виде. Женский портрет превосходен; мне он представляется живописнее “Давии”.
С Мих<аилом> Алек<сан>дровичем <Врубелем>, как бы не сглазить, получше. Первое, он уже давно перестал буянить и, хотя целый ряд всевозможных странностей налицо, но уже менее ужасных, чем раньше. Второе, он стал чистоплотен, вежлив с окружающими. Наконец, он стал сознавать свое положение. Это очень хороший признак. Так, на днях, он самым разумным <образом> благодарил докторов, что они его поместили в лечебницу, а то, говорит, “я попал бы в участок или куда-нибудь хуже: ведь я болезненно, невольно воображал себя, сам не знаю почему, и главнокомандующим, и императором — стыдно вспомнить! Конечно, мне нужно было лечиться...” Давно не рисует...
Не так давно был консилиум, на который был приглашен и Сербский. Мнения разделились. Сербский один стоял за прогрессивный паралич, но и то, кажется, в пределах большой вероятности; остальные держались мнения, что имеют дело с преходящей маниакальной формой.
Будем думать лучшее. Пока же меня продолжает беспокоить только то (т. к. ни форма болезни, ни леченье ее от меня не зависят), что жена и сестра Врубеля продолжают искать добра от добра. По последним известиям, они хотят перевозить его в Берлин. Это будет большой неосторожностью; но я уже дальше вмешиваться в дело не считаю себя вправе. Из Мамонтовых никого не видал. А<натолий> И<ванович> безвыездно в Петербурге. Марья Александровна, Рачинские, Параша <Мамонтова> — в Рубанке у Наташи <Мамонтовой>. К Параше приехал итальянский “жених” 1. Марк, по газетным известиям, добился концессии и теперь хлопочет о переуступке ее. Но верного ничего не знаю. Мы пережили очень неважное лето и не столько по погоде, сколько по разным семейным неприятностям. Но об этом при свидании.
Страшно увлекаюсь все лето четырехручной игрой на фортепьяно. Буквально каждый вечер играем от 3 до 4 часов. Переиграны кипы, чуть ли не вся литература! А все от того, что у меня чудесная партнерша. Здорово, могу сказать, насобачился! Заходи зимой — куда твой Байрейт. (Кстати, в этом году все недовольны им...)
У нас был Александр Н. Бенуа, гостил немного в Поповке. Мы с ним ездили к Голицыным и Юсуповым. Его “История” имеет все же свою ценность — ценность искренности. Но, бог мой, чего он там ни наворотил! И как печально мало разобрался в явлениях... Ну, и об этом, если хочешь, при свидании. Когда в Москву? Пока — обнимаю тебя и кланяюсь Ольге Федоровне. Жена кланяется Вам обоим.
Твой И. Остроухов.
ГТГ
__________
1 Так близкие называли С. И. Мамонтова.
С. К. ЛЬВОВ 1— СЕРОВУ
<Август 1902 г. Париж>
Многоуважаемый Валентин Александрович!
Не зная больного, я не могу ничего сказать по поводу диагноза; это один из тех случаев, где оттенки в проявлениях болезни играют главную роль, и самое точное описание не позволяет высказать какое-нибудь определенное мнение. Скажу только, что история болезни В<рубеля> напоминает мне случай французского врача, которого я лечил лет 10 тому назад. То же прошлое, те же симптомы и те же разногласия врачей относительно диагноза. Врач этот выздоровел очень скоро. С тех пор практикует и даже не так давно лечил очень хорошо Машу <Симонович-Львову>.
По поводу переезда за границу надо помнить, что главную роль в лечении душевных болезней играет личность врача, а также опытность и преданность низшего медицинского персонала, с которым больной находится в постоянном соприкосновении; материальная обстановка, комфорт или роскошь стоят на втором плане, и очень простая, но гигиеническая обстановка приблизительно такая, к какой привык больной, совершенно достаточна. Я не видел лечебницы Савей-Могилевича, но в частных учреждениях такого рода при хорошей оплате обыкновенно комфорт бывает достаточный.
Я лично знаком с д<окторо>м Сербским, он гостил у нас несколько дней. Это хороший психиатр и очень добросовестный, симпатичный человек — ему можно верить, и, если Вы попросите каких-либо указаний насчет лечебницы, он Вам все точно расскажет. Лечение же он может вести так же хорошо, как всякий заграничный врач. Ввиду всего этого я думаю, что помещение больного в заграничную лечебницу полезного влияния на ход болезни иметь не может; а между тем резкая перемена, которой сопровождается такой переезд, всегда представляет некоторый риск во время острого периода заболевания.
В это время все ткани и клеточки мозга в ненормальном состоянии, и прикосновение к ним, как к живой ране — болезненно. Болезненно воспринимаются все внешние впечатления, которые deformes [уродливые (франц.)], ненормальны, комбинации между ними получаются самые страшные, неожиданные, как это бывает в снах и кошмарах. Неверные очертания образов, неправильные комбинации их с прибавкой чуждых элементов — галлюцинаций — придают действительности совсем особую, непонятную для нормальных людей окраску, и больной живет часто в самой дикой фантастической обстановке среди совсем особых, часто страшных существ.
Нельзя предвидеть, какое действие может произвести на больного в этом состоянии резкая перемена среды, нравов, привычек, чужой язык, чужие лица и чужие приемы. Чтобы свести риск на minimum, необходимо присутствие врача, знакомого больному, родных, постепенная перемена и т. д. Все это связано с очень большими расходами при сомнительном результате. Поездка за границу, в страну с теплым климатом, может быть очень полезна, когда наступит выздоровление и больной придет в сознание. Тогда жизнь в стране, где каждый день можно долго оставаться на воздухе, перемена обстановки, новые впечатления, отсутствие того, что напоминает о прошлом с его страданиями, дадут возможность жить тихой растительной жизнью, при которой все раны лучше залечиваются .
Я знаю также, что часто, когда болезнь затягивается, родные надеются на влияние того или другого врача, или какой-нибудь лечебницы, только надо им объяснить, что это не существенно. Излишне Вам говорить, что если бы поездка за границу все-таки была решена, то я буду очень рад сделать все возможное, чтобы помочь лечить, устроить больного и т. д. Жму Вашу руку
С.Львов.
У нас все благополучно и все кланяются.
ГРМ.
___________
1 Соломон Константинович (Киселевич) Львов (1855—1939) — врач-психиатр, муж двоюродной сестры Серова, М. Я. Симонович.
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
<Конец августа — начало сентября 1902 г. Москва>
Илья Семенович,
заходил к тебе, видел портрет — его нужно еще поработать. Если позволишь, завтра буду у тебя вечером.
В. Серов.
Приехал вчера.
ГТГ. Публикуется по автографу на визитной карточке Серова.
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
< Конец августа — начало сентября 1902 г. Москва>
Дорогой Илья Семенович,
прости, тебя задержал. Извини, пришли ко мне, и я не могу сегодня тебя рисовать. Зайду завтра к тебе в магазин условиться.
Твой В. Серов
ГТГ.
СЕРОВ, А. И. БЕНУА, С. П. ДЯГИЛЕВ — УЧАСТНИКАМ ВЫСТАВОК ЖУРНАЛА “МИР ИСКУССТВА”
<Сентябрь 1902 г. Петербург>
Комитет выставок журнала “Мир искусства” сим извещает, что им наняты помещения для означенных выставок в Петербурге — залы императорского Общества поощрения художеств (Б. Морская, 38) и в Москве — залы в доме Грачева (угол Столешникова пер. и Петровки). В Петербурге выставку предположено устроить с 13-го февраля по 26-ое марта 1903 г. В Москве — с 15-го ноября 1902 г. по 1-ое января 1903 г.
Экспонаты, предназначенные для петербургской выставки, просят доставлять в помещение императорского Общества поощрения художеств не позже 5 февраля 1903 г. Экспонаты же, предназначенные для московской выставки, просят доставить либо в Петербург по адресу: Рамочная фабрика Андерсона (Моховая, 14), не позже 4 ноября, либо непосредственно в Москву в помещение выставки, не позже 5-го ноября 1902 г.
Члены Комитета: В. Серов А. Бенуа С. Дягилев
СЕРОВ — А. Н. БЕНУА
<До 10 октября 1902 г. Москва>
Шура!
Ну, брат, вот, брат, комитетщик и делец, изволь, брат, действовать. В Москве для выставки “Мир искусства” помещение отыскано недурное, а кроме того, единственное: 4 зала — податель сего письма расскажет подробнее. Стоимость 2000 руб., причем цена одна. С 15 ноября по 1 февр<аля>, а, может, и дольше. Ответ нужен моментальный и категорический. Очень жаль, что Сергея Пав<ловича Дягилева> нет, приходится нам вдвоем решать.
Посылай мне телеграмму, да или нет. Переговори в Питере, с кем найдешь нужным. Философову я пишу тоже.
Ну, пока что до свиданья.
Б. Знаменский пер., д. Улановых.
Петергофский № твой не дурен1, есть и загадочная картинка одна, называется “а где редактор”? А он в Монплезире.
Тв<ой> В. Серов
ГРМ.
___________
1 Речь идет о № 7-8 журнала “Художественные сокровища России” за 1902 г. В нем была напечатана статья Бенуа “Петергоф в XVIII веке”.
СЕРОВ — М. Ф. ШЕМЯКИНУ 1
12 октября <1902 г.> Москва
Многоуважаемый Михаил Федорович!
Переговорил с преподавателем и князем <А. Е. Львовым> о деле Вашем. Никто ничего не имеет против поступления Вашего опять в Училище 2— наоборот, очень рады, но жаль, что Вы не подали прошения в срок (в августе), и теперь оказывается разрешить Вам быть в школе, т. е. вступить в нее среди учебного года, может лишь (по толкованию князя) один государь, как утвердитель устава,— ни больше ни меньше,— на высочайшее имя которого Вам нужно подать прошение, в чем Вам князь окажет полное свое содействие. Продлится эта история (по словам князя) недели полторы, а пока попробуйте, т<ак> сказать, ходить в класс, негласным образом.
В. Серов
Все же советую, если думаете поступать в Училище, поторопиться с прошением 3.
ЦГАЛИ.
____________
1 Михаил Федорович Шемякин (1875—1944) — живописец и педагог. Член ТПХВ с 1908г., участник выставок “Союза русских художников”, “Общества московских художников”; профессор Московского художественного института.
2 Шемякин занимался в Училище живописи в 1895—1899 гг.
3 21 сентября 1902 г. Шемякин просил дирекцию Училища разрешить ему после трехлетнего перерыва вновь “заниматься в мастерской гг. художников Серова и Коровина”.
СЕРОВ — Т. А. РАЧИНСКОЙ
<15 октября 1902 г. Москва>
Таничка!
Помнишь, ты упоминала, что тебе нужен преподаватель рисования в школе, где ты попечительница 1, и упоминала о двух моих учениках (т. е. окончивших у меня в классе) — Пырин<е> и Ульянов<е>. О Пырине не знаю, где и что он, Ульянов же преподает в гимназии 2. С своей стороны, я бы очень рекомендовал другого, тоже окончившего мой класс ученика, не меньше даровитого и твердого в рисунке, а именно Никифорова 3 — это очень милый и скромный человек, который никак не может выбиться из своей семьи и отцовского начала; должен писать грошовые иконы; он просил меня помочь ему, т. е. дать ему какое-нибудь место, которое дало бы ему, в свою очередь, возможность стать на собственные ноги в глазах отца, и избавиться от опостылевших икон.
В самом деле, Таничка, если это от тебя зависит, я бы просил тебя за него, повторяю, что это хороший живописец и рисовальщик, на которого положиться можно совершенно.
Ваш В. Серов.
15 октября 1902.
ЦГАЛИ.
_________________
1 Т. А. Рачинская была в то время попечительницей Мещанского 2-го городского начального женского училища Москвы.
2 С ноября 1901 г. Ульянов был учителем рисования в Мясницком казенном училище.
3 Семен Гаврилович Никифоров (1811—1912) — живописец. Член ТПХВ с 1905 г.
С. П. ДЯГИЛЕВ — СЕРОВУ
15 октября 1902 г. Петербург
Дорогой Валентин! Вот как обстоит дело 1. Лишь только я вернулся, как постарался всех растормошить. Дела идут, если и не совсем блестяще — напр<имер>, Сомов ни за что не согласен отложить свою выставку 2 — то все же ничего себе, и вещи, я думаю, в общем наберутся. На тебе лежат хлопоты о москвичах, т. е. ты, во-первых, дорогой друг, во что бы то ни стало должен съездить к Малявину в деревню — это три, четыре часа от Москвы (адрес: Рязанск. губ., ст. Пущино, сельцо Денежниково, подробнее можно узнать у Переплетчикова). Убеди его выставить что-нибудь новое — это обязательно,— затем также необходимо, чтобы он разрешил выставить следующие вещи: портрет Ники,. баронессы Вольф, Нестерова, девочку Боткину и мой. Это очень важно 3.
Затем на тебе лежит переговорить с 1) Виноградовым, 2) Пастернаком и 3) М. Мамонтовым. Необходимо вырвать их из когтей “36”! Затем на твоей ответственности молодежь: Петровичев, <П. В.> Кузнецов и Сапунов, они должны быть “наши”. Затем я чрезвычайно стою за приглашение Жуковского 4 и Чиркова 5, а потому убедительно прошу тебя зайти к ним и посмотреть, есть ли что-нибудь порядочное, и в таком случае пригласить обоих на выставку. Наконец, еще вопрос — Врубель и М. В. Якунчикова 6. Говорят, что вещи первого все собраны у Николая Карлов<ича> Мекк и лишь часть у жены Врубеля. Совершенно необходимо убедить Мекка дать вещи нам, и по общему мнению это можешь сделать лишь ты один!! Говорят также, будто вещи М. В. Якунчиковой собраны у ее отца В. И. Якунчикова, это предоставляю на твое усмотрение!! Свинья В. В. фон Мекк.
ГТГ. Публикуется по автографу на печатном бланке журнала “Мир искусства”.
___________
1В письме речь идет об устройстве выставки “Мира искусства” в конце 1902 г.
2 Имеется в виду выставка произведений К. А. Сомова, открывшаяся 26 января 1903 г. в помещении “Современного искусства” в Петербурге.
3 Кроме портретов баронессы Вольф и Нестерова, все остальные работы Малявина, упоминаемые Дягилевым, были на выставке “Мира искусства” в Москве в 1902 г. Помимо этого, Малявин дал на выставку “новое”, как просил Дягилев. То была картина “Три бабы”, впоследствии украсившая Национальный музей современного искусства в Париже.
4 Станислав Юлианович Жуковский (1873—1944) — живописец, член ТПХВ с 1904 г. На выставку “Мира искусства” Жуковский дал три произведения.
5 Александр Иннокентьевич Чирков (1876—1913) — живописец. На выставке “Мира искусства” работ Чиркова не было.
6 Мария Васильевна Якунчикова (1870—1902), в замужестве Вебер — живописец и офортист. В Государственном музее-усадьбе В. Д. Поленова хранится ее неоконченный портрет начатый Серовым в 1887 г.
СЕРОВ — П. Е. ЩЕРБОВУ 1
<Вторая половина октября 1902 г. Москва>
Вторник
Многоуважаемый Павел Егорович! Не найдете ли Вы возможность зайти ко мне — дети почти выправились совсем — необходимо с Вами переговорить относительно выставки “Мир искусства” в Москве. Вчера не удалось выяснить — можете ли Вы на ней участвовать, так как Остроухов и Первухин, так сказать, принадлежат к другому лагерю и мешали 2. Завтра утром или сегодня с 5 ч. до 11 ч. буду дома.
Ваш В. Серов.
Б. Знаменский пер., д. Улановых (Знаменка).
ЦГАЛИ.
__________
1 Павел Егорович (Георгиевич) Щербов (1866—1938) —карикатурист (псевдоним Old Judge), учредитель общества “36-ти” и “Союза русских художников”, помощник хранителя Гатчинского дворца-музея с 1919 г.
2 Серов выступает как член по устройству выставок “Мира искусства”, а Остроухов и Первухин состояли членами общества “36-ти”. На выставку “Мира искусства” в Москве в 1902 г. Щербов ничего не дал.
СЕРОВ — П. Е. ЩЕРБОВУ
<Вторая половина октября 1902 г. Москва>
Многоуважаемый Павел Егорович!
Бывают же такие случаи — служанка наша, отворявшая Вам дверь, сказала, что меня дома нет,— а я был дома, прошел со двора — сейчас же ее выслал в погоню за Вами, но Ваш след простыл — был страшно сердит и решил было завтра чем свет быть у Вас. Буду так же рад Вас видеть в 7 час. как и в 5.
В. Серов.
Прошу извинить мою прислугу, хотя я ругал ее шибко.
ЦГАЛИ.
СЕРОВ — Т. А. РАЧИНСКОЙ
<17 октября 1902 г. Москва>
Дорогая Таничка,
прошу, прими мои и Ольги Федоровны поздравления. Целую ручку и кланяемся супругу Вашему.
Антон Серов
На конверте:
Здесь
ЕВБ
Татьяне Анатольевне Рачинской
Дом Губернского правления, что у Иверских ворот
Почтовый штемпель: Москва 17. X. I902.
ЦГАЛИ.
СЕРОВ — А. П. РЯБУШКИНУ
<27 октября 1902 г. Москва>
Многоуважаемый Андрей Петрович!
На днях узнал, к моему большому огорчению, да и не к моему одному, что Вы будто бы решили порвать с выставкой журн<ала> “Мир искусства” и даете Ваши вещи на выставку “36-ти”. Уговаривать никого и ни в чем никогда не мог, а в данном случае и не считаю вправе, но выразить Вам свое действительное огорчение и сожалеть о том, что выставки “Мир искусства” будут лишены Ваших вещей — могу, т. к. ценю Вас как большого художника. Пишу Вам не как член комитета, а просто как художник, с кот<орым> Вы несколько раз подряд выставлялись. Очень обидно, но, может быть, Ваше решение еще не окончательно и бесповоротно? 1 На всякий случай пересылаю Вам письмо Ваше, кот<оторое> никому не показывал и показывать не хочу, исключая Вас самих — прочтите и сожгите.
Ну, будьте здоровы. В.Серов.
Москва Б. Знаменский пер. д. бр. Улановых
27 октября 1902 г.
ГРМ.
_________
1 Задолго до выставки “Мира искусства” в Москве Серов заручился согласием Рябушкина дать на нее свои произведения.
СЕРОВ — А. П. РЯБУШКИНУ
<Начало ноября 1902 г. Москва>
Глубокоуважаемый Андрей Петрович!
Никаких обязательств и уставов выставок “Мир искусства” не имеется (думал, что Вам это известно), а по сему — никакого посягательства на Вашу свободу нет и быть не может — посылайте, что решили послать: “Иоанна” и “Петра”. Будем ждать их в Петербург.
Ваш В. Серов
Жаль только — на московской выставке “Мир искусства” не будет Ваших вещей.
ГРМ.
СЕРОВ — А. Н. БЕНУА
<Телеграмма>
13 ноября 1902 г. Москва
Жена и я просим приехать с супругой.
Серов.
На телеграмме: Петербург, угол Офицерской и Морской. Бенуа.
ГРМ. Публикуется по тексту телеграммы.
СЕРОВ — И. Е. ЦВЕТКОВУ
15 ноября <1902 г. Москва>
Многоуважаемый Иван Евменьевич!
Извещаю Вас, что сегодня выставка картин журнала “Мир искусства” открывается в 1 час дня для публики. Александра Павловна <Боткина>, И. Остроухов извещаются и будут к 12 ч. для осмотра. Готовый к услугам
В. Серов.
Выставка — Угол Петровки и Столешникова, д. Грачева.
ГТГ.
СЕРОВ — М. М. БАГРИНОВСКОМУ 1
25 ноября 1902 г. Москва
Милостивый государь Михаил Михайлович!
Ученик Училища живописи, ваяния и зодчества Матвей Зайцев как талантливый живописец, заслуживает, по моему мнению, пособия 2. Готовый к услугам
В. Серов
ЦГАЛИ. Публикуется впервые.
_______________
1 Михаил Михайлович Багриновский (1860—1906) — юрист, прокурор, затем присяжный поверенный.
2 Матвей Маркович Зайцев (1880—?) — живописец, занимался в Училище в 1899 — 1907 гг. в мастерской Серова. Член ТПХВ с 1914 г..
СЕРОВ, М. Ф. АНДРЕЕВА 1 — А. П. ЧЕХОВУ
<Телеграмма>
4 декабря 1902 г. Москва
Сидим у Тестова 2 и гуртом радостно пьем здоровие дорогого Антона Павловича.
Шаляпины 3, Андреева, Горький, Серов, Коровин, Стюарт 4, Гримальди 5, Телешов 6, Серафимович 7, <И. А.> Тихомиров, Скирмунт 8, Симов 9, Марья Чехова 10, Кундасова 11, Бунин 12, Филитисы 13, Пятницкий 14, Пешкова 15, Ключевский 16, Скиталец 17, Крандиевский 18, Розенберг 19.
ГБЛ. Публикуется по тексту телеграммы. На телеграмме надпись рукой А. П. Чехова: Бенефис Шаляпина.
_____________
1 Мария Федоровна Андреева, урожденная Юрковская (1872—1953) — в замужестве Желябужская — актриса Московского Художественного театра, общественная деятельница, директор Дома ученых в 1931—1948 гг. Близкий друг М. Горького.
2 Московский ресторан.
3 Бенефис Шаляпина состоялся 3 декабря 1902 г. Шаляпин выступал в роли Мефистофеля в опере Ш. Гуно “Фауст” в Большом театре.
4 Возможно, Василий Дмитриевич Стюарт — приятель Шаляпина.
5 Генриетта Гримальди — итальянская артистка балета, выступала в Большом театре в 1901-1906 гг.
6 Николай Дмитриевич Телешов (1867—1957) — писатель, организатор литературного объединения “Среда”, после Октябрьской революции директор музея МХАТ.
7 Александр Серафимович Серафимович, настоящая фамилия Попов (1863—1949) — писатель.
8 Сергей Аполлонович Скирмунт (1863—1932) — книгоиздатель, владелец книжных магазинов в Москве и Петербурге, официальный редактор большевистской газеты “Борьба” в конце 1905 г.
9 Виктор Андреевич Симов (1858—1935) — театральный художник Московского художественного театра.
10 Мария Павловна Чехова (1863—1957) — преподавательница истории и географии, сестра А. П. Чехова. После смерти-брата целиком посвятила себя работе над его литературным наследием. Директор Дома-музея Чехова в Ялте с 1920 г.
11 Ольга Петровна Кундасова (? — 1943) —математик, близкая знакомая Чеховых.
12 Иван Алексеевич Бунин (1870—1953) — писатель.
13 Вероятно надворный советник Николай Степанович Филитис со своей семьей.
14 Константин Петрович Пятницкий (1864—1938) — педагог, переводчик, директор-распорядитель издательства “Знание”, в котором в 1900—1912 гг. М. Горький состоял пайщиком.
15 Екатерина Павловна Пешкова, урожденная Волжина (1876—1965) — жена М. Горького.
16 Василий Осипович Ключевский (1841—1911) — историк, преподаватель Училища живописи в 1898-1911 гг.
17 Степан Гаврилович Скиталец, настоящая фамилия Петров (1869—1941) — писатель.
18 Василий Афанасьевич Крандиевский, пайщик (совместно с С. А. Скирмунтом) книжного магазина “Труд” в Москве, член правления ссудо-сберегательной кассы служащих Московского губернского земства.
19 Исай Самойлович Розенберг (? — 1920) — сотрудник “Петербургской газеты”, писавший под псевдонимом “Петербургский обозреватель”; брат Л. С. Бакста.
Д. В. ФИЛОСОФОВ — СЕРОВУ
<10 декабря 1902 г. Петербург>
Дорогой Валентин Александрович!
Спасибо тебе за добрый отзыв о моей статье 1. Он пришелся как раз вовремя. Я знаю, что ты не комплиментщик, а потому особенно ценю твое мнение. Дело в том, что на меня опять большое гонение. Шура <Бенуа>, Бакст, Нурок опять шумят о пресловутом “скипидаре”. Поводом к тому послужил ответ Шуры мне (идет в № 11) 2, статья Сережи <Дягилева> о Шуриной книге (№ 11) 3 и, наконец, идея Сережи (неосуществившаяся после горячих споров) в будущем году дать в “Мир иск<усства>” роман Мережковского “Петр Великий” с иллюстрациями художников “М<ира> и<скусства>” после долгих и очень жарких дебатов — идея провалилась. Ее я не жалею, но каждый раз, при каждой идее приходится выслушивать много горьких истин. Так и теперь. Лично по моему адресу наговорено было много. Выяснилось, что я не только бесполезен в “М<ире> и<скусства> ”, но даже вреден. Что я не художник и нечего мне в искусство вмешиваться .
Может быть, это и верно, но выслушивать больно. Как-никак пятый год путаюсь с “М<иром> и<скусства>”. Пожертвовал ему много своих сил и даже денег, и вдруг — оказался ему вредным. Вместе с тем, обращаясь к последней моей статье об “Ипполите” 4,— должен по совести сказать, что она вся пропитана духом защиты искусства. Но о ней никто слова не сказал, и даже Бакст, за которого я публично заступился, рискуя поссориться с Коровиным, мне ни слова не сказал в благодарность 5, а вместе с тем моя статья произвела большое впечатление. Теляковский о ней много говорил Шуре. О Сережиной статье 6 уж и не говорю. Ты знаешь, что несмотря на то, что Черепнин 7 и Калафати 8 уже получили по 350 руб. за акт (т. е. в общей сложности 1500 р.!), их работу бросили в корзину, спешно выписали из Москвы костюмы, а часть заказали новые, словом, горячку запороли страшную.
Сцену же, “Парк”, к ужасу несчастного Блуменфельда 9 ведено не выпускать. Словом, Теляковский уверяет теперь, что Сережа все наврал. Смешно подумать, какое влияние все-таки имеет “Мир иск<усства> ”. Грабарьня 10 открывается не раньше самого конца месяца, и той дай бог. При сем посылаю тебе ряд интервью. Они еще подлили масла в огонь. Несчастный Бакст совсем уж обиделся. Интервью низкое. В “Мире искусства” думаю поместить ехидную о них заметку. Мечтаем о том, чтобы на Рождество поехать в Москву, осмотреть выставку вместе с <Н. А.> Ратьковым <-Рожновым>, но кажется это мечта!
Душевно твой Д. Философов 10 дек<абря> 02 г.
Венгеров 11 на меня страшно обиделся, принимая же во внимание, что у него работает Бакст — выходит опять осложнение. Интересный анекдот. Знаменитая композиторша Овербек 12, покорно исполняя приказание Зин<аиды> Ник<олаевны>13 , привезла на “Вечера совр<еменной> музыки” кучу объявлений о “Новом пути” 14 и передала их по невинности Нуроку!! Можешь себе представить, что с ним сделалось! Он чуть ее не прибил и сказал, что он просто запрещает в “его обществе” распространять этот журнал.
Д. Ф.
Еще у нас идет невероятный цензурный скандал с письмами Л. Толстого 15. Но всего не перескажешь.
ГТГ.
_____________
1 Философов напечатал в “Мире искусства” (1902, № 8, с. 114—121) статью “Современное искусство и колокольня св. Марка”, в которой утверждал первенствующее значение современного искусства в жизни общества.
2 Речь идет о статье Бенуа “Старое и современное искусство”, напечатанной в “Мире искусства”, 1902, № 11, с. 44—46. Бенуа, убежденный пассеист, обвинял Философова в “равнодушии к искусству” и призывал к сохранению всего прекрасного, вышедшего из рук человека.
3 Имеется в виду статья Дягилева “По поводу книги Бенуа “История русской живописи в XIX веке”, часть II”, появившаяся в “Мире искусства”, 1902, № 11, с. 39—44.
4 Статья о спектакле “Ипполит” напечатана в “Мире искусства”(1902, № 9 — 10, с. 8 — 11.)
5 По просьбе дирекции казенных театров Коровин исправил оформление Бакста.
6 Речь идет о статье С. П. Дягилева “В театре. 1. Балеты Делиба”.
7 Николай Николаевич Черепнин (1873—1945) — композитор и дирижер, ученик Н. А. Римского-Корсакова, профессор Петербургской консерватории. В 1909—1914 гг. один из директоров Русских сезонов в Париже, организованных Дягилевым.
8 Василий Павлович Калафати (1869—1942) — композитор и педагог, профессор Петербургской консерватории.
9 Феликс Михайлович Блуменфельд (1863—1931) — композитор и пианист, капельмейстер Мариинского театра в 1895—1918 гг., профессор Петербургской, Киевской и Московской консерваторий.
10 Имеется в виду выставка картин, мебели, ценных архитектурных интерьеров и прикладного искусства С. А. Щербатова и В. В. Мекка “Современное искусство”, художественным руководителем которого был И. Э. Грабарь.
11 Семен Афанасьевич Венгеров (1855—1920) — историк литературы и библиограф.
12 Баронесса Е. Овербек — автор музыки к трагедии Софокла “Эдип в Колоне”.
13 Зинаида Николаевна Гиппиус, в замужестве Мережковская (1867—1945) — поэтесса. После Октябрьской революции эмигрировала, вела антисоветскую пропаганду.
14 “Новый путь” — ежемесячный религиозно-философский журнал, выходивший в Петербурге в 1903—1904 гг. Гиппиус и Д. С. Мережковский были одними из его ведущих сотрудников. В 1904 г. Философов сменил П. П. Перцова на посту редактора.
15 История с “невероятным цензурным скандалом” по поводу писем Л. Н. Толстого такова. Духовная цензура, отказалась дать разрешение на публикацию писем Толстого, ссылаясь на то, что это вне ее компетенции, поскольку Толстой отлучен от церкви. Главное управление по делам печати также не захотело взять на себя ответственность. В журнале “Мир искусства” письма Толстого так и не были опубликованы.
ПИСЬМА 1903 ГОДА
СЕРОВ — А. П. БОТКИНОЙ
<9 января 1903 г. Москва>
Многоуважаемая Александра Павловна, тронут Вашим письмом. Ольга Федоровна благодарит. Она почти совсем оправилась от простуды.
Весьма рад, что выставка “неоконченных произведений гг. передвижников” по покупке затруднений не представляет. Надо надеяться, что с “Тристаном” было не лучше — тогда я могу окончательно успокоиться, хотя и жалею, что не поехал 2. Еще раз благодарю за письмо, кланяюсь Сергею Сергеевичу <Боткину>. Быть может, скоро встречу Вас здесь в Москве.
В.Серов. 9 января 1903 г. Москва
Адрес на конверте: С.-Петербург
ЕВБ
Александре Павловне Боткиной
Знаменская № 43
Почтовые штемпеля: Москва 9.1.1903
С.-Петербург 10.1.1903
ГТГ.
______________
1В начале января 1903 г. в Академии художеств открылась выставка эскизов и рисунков ТПХВ. Выражение “неоконченное произведение” было в то время в ходу в редакции “Мир искусства”.
2 Опера Р. Вагнера “Тристан и Изольда” была возобновлена в Мариинском театре специально для знаменитой Фелии Литвин (1861—1936) и Э. Ван-Дейка (1861—1923). В Мариинском театре спектакль состоялся 7 января 1903 г.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
Портрет С.М. Лукомской (В.А. Серов, 1900 г.) | Девочка с персиками (Серов В.А.) | Портрет Франческо Таманьо (В.А. Серов, 1891 г.) |