Валентин Серов
Главная > Переписка > Письма 1890


Письма 1890 года

И. Е. РЕПИН — СЕРОВУ

16 генв<аря 18>90 г. <Петербург>

Антон, Антон!

Наконец-то. Портрет твой — отца пошлю на “Передвижную”. Ни за что ручаться не могу. Сам там участвовать не буду ни в каком виде, разве зрителем выставки 1. Ты бы присылал из Москвы “Верушку” Мамонтову, да “Машу” <Якунчикову>, да еще кого ты писал на солнце 2. Попроси — Третьяков даст. А портрет — все-таки с фотографии, не особенно счастливо закончен — пожалуй, и не примут. Теперь они выставляют в Академии наук — зала маленькая, а вещь большая — все это такие резоны для отказа, что и обижаться нельзя. С. М. Драгомирова 3 уже с неделю как уехала. Сеансы прекратились. Твой этюд я подарил им, т. к. мне показалось, что ты этого желал в глубине души. Только ты извини, Антон, я немножко рукав на локте, грудь и правый рукав и руку правую (левая прекрасно была) потрогал, в том же роде как было не испортил. Они очень довольны. Повезли уже, вероятно, в Киев со всем скарбом.

Тебя мы тут сначала вспоминали на сеансах часто, а потом все реже и реже. С Любовицкой я как-то примирился, особенно с тех пор, как не вижу ее уже недели две. Они очень шикарно живут. Мать ее заядлая полька, безобразная рожа, кривлячка, но талантливая музыкантша 4. А Муся 5 довольно интеллигентна, при своей природной ограниченности. Они мне преподнесли княжну Имеретинскую 6, красавицу — будем после писать — теперь некогда. Теперь всех тут занимает академический скандал. Исеев оказывается таким мошенником и вором уши вянут?! 7

А Совет такая поголовная сволочь, что и говорить неприлично. Но сияет солнце, и, кажется, на академической улице будет праздник новый конференц-секретарь гр. Толстой прекрасный человек. И если его не слопают мерзавцы, то он может принести много пользы русскому искусству. Трудно вывести из Академии этих крепко вцепившихся клопов старого закала!

Ну прощай. Видишь, сколько я тебе всякой всячины написал не так как ты — телеграмму написал мне. А я бы еще больше написал, да знаю ты и этого не дочитаешь, заснешь, бросишь... “Не оборотист”?

И. Репин

Если будешь посылать вещи, то торопись. Времени мало.

ГТГ.
_____________

1 Репин в это время не был членом Товарищества передвижных художественных выставок.

2 Имеется в виду портрет М. Я. Симонович — “Девушка, освещенная солнцем”.

3 Софья Михайловна Драгомирова (1871— ? ), в замужестве Лукомская — дочь генерала М. И. Драгомирова, бывшего тогда командующим войсками Киевского военного округа. С Драгомировой Серов познакомился в мастерской Репина, незадолго до этого окончившего портрет Драгомирова и приступившего к работе над портретом его дочери. В 1900 г. Серов исполнил акварельный портрет Драгомировой, тогда уже Лукомской.

4 Речь идет о жене генерала В. А. Любовицкого, портрет которого Репин писал в 1889 г.

5 Мария Владимировна Любовицкая (1847—1893).

6 Анна Александровна Имеретинская, княгиня, ученица Чистякова в 1870-х гг., почетный вольный общник Академии художеств с 1890 г.

7 “Академический скандал” возник в связи с хищениями Исеева.

 

И. Е. РЕПИН — СЕРОВУ

29 генв<аря> 1890 г. <Петербург>

Это просто возмутительно, Антон! Сам ты сказал, что оставляешь этюд свой в полное мое распоряжение. И когда я спросил, что же с ним делать — ты ответил: “пожалуй, отдайте его хоть Драгомировым”. Еще я же тут пожалел, что он не кончен, и в таком виде его даже нельзя повесить на стену. А теперь жалеешь своего этюда и упрекаешь 1, что сам я, небось, свой изготовил если не Третьякову, то для Терещенко 2. Стыдись, Антон! Это слишком грубый упрек. Я его не заслужил... Я никогда не позволяю себе эксплуатировать кого бы то ни было. Если ты не шутишь — отвечай скорей,—то я сейчас же напишу Драгомировым — они из Киева пришлют тебе твой этюд. Я пошлю им свой, хотя они не выражали ни малейшего намека иметь что-нибудь за сеансы. Но раз дан этюд, то, конечно, неловко так их с носом оставить.

Да, уж мы лучше однажды навсегда прекратим всякие отношения во избежание недоразумений... Портрет твой послан. Я не писал тебе, что он плоховат. Я только старался взглянуть на него беспристрастным, даже придирчивым взглядом судей и публики вообще, чтобы тебе быть готовым ко всему. Может быть, я и ошибся, может быть портрет сразу будет принят на щит и ты будешь принят членом 3, могу ли я вперед знать. А писал тебе, что думал в ту минуту, когда вообразил себе передвижников перед твоим портретом. И все-таки очень жаль, что ничего другого ты не посылаешь. А это пустяки, что было выставлено в Москве — это ничего,— только бы в Питере не было выставлено. Отвечай поскорей. Ты меня ужасно разозлил!!!!!!

И. Репин.

ГТГ.
_______________

1 Репин отвечает на письмо Серова, которое не сохранилось.

2 Иван Николаевич Терещенко (1857—1903) —крупный киевский промышленник, коллекционер русской и западноевропейской живописи, меценат.

3 В члены Товарищества передвижных художественных выставок Серов был принят в 1894 г. Портрет А. Н. Серова экспонировался на XVIII передвижной выставке.

 

СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ

5 февраля 1890 г. <Москва>

Лёлюшка дорогая, как я тебя хочу видеть. Еще предстоит два сеанса: во вторник, и, должно быть, в среду окончательный. Уезжать, не кончив, было бы не совсем хорошо, да и денег не было бы. Портрет идет, если не вышел, недурен, т. е. похож и так вообще, немного сама живопись мне не особенно что-то, цвета не свободные. Всем нравится, начиная с самого Мазини 1 весьма милого в общежитии кавалера.

Предупредителен и любезен на удивление, подымает упавшие кисти (вроде Карла V и Тициана). Но что приятнее всего — это то, что он сидит аккуратно 2 часа самым старательным образом и когда его спрашивают, откуда у него терпение, он заявляет: отчего же бы не посидеть, если портрет хорош, если б ничего не выходило, он прогнал бы меня уже давно (мило, мне нравится). Оказывается, обо мне все-таки есть что-то за последнее время в “Русских в<едомостях>” и “Новом времени”— значит, знает. Уроки продолжаются. Хотят еще заниматься под моим руководством, поздновато немножко. Меккчиша2 не платит. Оказывается, что барыня сия весьма шальная и мелких долгов не платит. Хорошо, пожалуй, что портрет на даровщинку ей не написал.

Как-то ты, Лёлюшка? Хочу обнять тебя, девочка моя. Подождать необходимо денька 2—3. Купил тебе башмаки, не знаю, понравятся ли. Прощай, до свиданья, голубчик мой. Целую тебя и девочку 3.

Всем поклон. Твой В. Серов.

Чаю привезу непременно. Пришли телеграмму, скажи, заплачу, когда буду на Чуприяновке.

ГТГ.
___________

1 Анжело Мазини (1845—1926) —итальянский тенор, выступавший тогда в Частной опере.

2 Елизавета Михайловна фон Мекк, урожденная Попова (1861—1892) - жена В. К. фон Мекк.

3 Старшая дочь О. Ф. и В. А. Серовых — Ольга Валентиновна.

 

СЕРОВ — С. Ф. ТУЧКОВОЙ

<21 февраля 1890 г. Москва>

Просим Софью Федоровну с супругом пожаловать в мастерскую в 9 часов вечера.

Вторник — 21.1

ГТГ.
______________

1 Предположительно это приглашение на открытие мастерской

 

СЕРОВ — Н. А. МАМОНТОВОЙ 1

<21 февраля 1890 г. Москва>

Просим Наталью Анатольевну пожаловать в мастерскую в 9 часов вечера.

Вторник — 21.

ГТГ.
_______________

1 Наталья Анатольевна Мамонтова (1868—1906) —дочь А. И. и М. А. Мамонтовых, в замужестве Рачинская.

 

СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ

12 марта <1890 г. Москва>

Лёлюшка дорогая,

благополучно прибыл сюда. Жив и здоров. С удовольствием вспоминаю поездку к тебе. Такая ты милая была прелесть, а главное, здорова и свежа; не ожидал увидеть тебя такой славной. Да, деревня, молоко и, пожалуй, дитё, тебе впрок. А? Ну, а дитё все не дает тебе выспаться, бeдненькая, хорошая, дорогая моя.

Здесь новости: Стасов, говорят, написал о передвижной выставке, где уделяет мне чуть ли не целых три листа (так говорят) и всё разные дифирамбы. В “Северном вестнике”. Надо будет прочесть. Опасения мамы сбылись, именно Стасов, никто другой, пишет о портрете. Получил я с выставки иллюстрированный каталог, где помещен и портрет, с удивительно комично подрисованными ножками. У меня нога заходит за ногу, а там отдельно, презабавно. Мазини не пишу, он все просит подождать, не знаю почему, эти дни. Сейчас иду на урок. Пока работаю над эскизами. Киевский надо перерисовать поотчетливей и послать 1.

Были мы с Коровиным у Поленова, а он у нас в мастерской. Вот все, что об нем могу сказать. В будущую, или вернее, в ближайшую субботу начну Милушу, уже уговорились 2. Что Машина <Симонович> ссора с Варварой <Симонович>? Кончилась чем-нибудь? Или сошла на нет? Досадно, не могу достать денег на чай и калоши тебе. Ведь они нужны тебе поскорей. Авось, как-нибудь устрою. Какая милая Надя <Дервиз>, как она заботится о тебе. Спасибо ей большое.

Ну, прощай, дорогая моя. Целую тебя крепко, крепко, без конца, у тебя такие свежие щечки.

Крестница что? Кряхтит, да пыжится? Прощай. Твой В. Серов.

Поклон Наде, Маше.

ГТГ.
______________

1 Через несколько дней Серов послал эскиз “Рождество Христово” в Киев.

2 Портрет Л. А. Мамонтовой, датированный 1890 г., не известен.

 

СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ

<Около 20 марта 1890 г. Москва>

Лёлюшка милая,

как я рад, что ты чувствуешь себя хорошо. Судя по твоим письмам и маминому рассказу о тебе, ты хорошо высматриваешь. Девочка наша здравствует? Что же, знаешь, я бы с удовольствием на нее посмотрел бы и потрогал щечку. Спишь ли ты по ночам? Ведет она себя хорошо, не вопит по ночам, как тогда? Относительно крестин: я пригласил Дрюшу <А. С. Мамонтова>. Он очень польщен этим. Савва Ив<анович Мамонтов> говорит, что уж коли крестить, так крестить как следует, и чтоб Дрюша ехал бы к тебе в деревню. Что же, это очень мило. Дрюша хороший юноша. Спроси Дервиза, ничего, да, впрочем, конечно, ничего против иметь не может относительно приезда его на денек.

Я совершенно здоров. Кашель еще есть, но вздорный. Да! Получил я письмо, когда приехал сюда от г. Трембовельского. Помнишь, я тебе рассказывал, что вот какой-то господин непременно хочет, чтобы я его учил. Оказывается учить надо его дочь, на условия мои, т. е. по 5 руб<лей> за урок, он согласен. Я этим весьма горжусь, ибо своими произведениями прельстил и рекомендацией не обязан никому. Сегодня был первый урок. Девица заурядных способностей, но заниматься приятно. Желанье писать большое, ну и все-таки не с азов приходится начинать 1. У Мекк сегодня был, но не застал ее дома (швейцар врет, должно быть). Я напишу письмо.

Кончили мы с Врубелем, т. е. Врубель со мной, затея его, я помогал ему как простой или почти простой поденщик. Каков занавес, расскажет мама 2. Она вчера была в опере у Саввы Ив<ановича>. Здесь опять Прахов. Поздравил меня с такой хорошей вещью как портрет Серова на передвижной, говорит, что это отрадное явление на выставке теперешней. Я очень рад. Ну-с, еще приятное. Кузнецов купил у меня этюд, который он увез весной. Оказывается, Семеныч <Остроухов>, будучи должен Кузнецову, должен был передать мне 80 рублей за него, но почему-то мне об этом не сказал. Теперь я считаю, что с Семенычем расквитался —200 франков —80 руб. 3

Твой В. Серов. Пиши. Целую тебя. Кланяйся Дервизам.

ГТГ.
____________

1 Надежда Ивановна Трембовельская (1864—?) —дочь титулярного советника, вольная посетительница Училища живописи, ваяния и зодчества в 1889—1892 гг.

2 Занавес предназначался для Частной оперы Мамонтова. Долгое время считалось, что занавес сгорел во время пожара в Солодовниковском театре в 1898 г. Однако в конце 1912 г. он был обнаружен в сарае театра.

3 Речь идет об этюде “Молодой парень верхом”.

 

СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ

29 марта <1890 г. Москва>

Лёлюшка милая,

вчера получил от тебя письмо. Насчет Варвары <Симонович> я ничего не понимаю. Мальчика криворотого мне жаль, он, кажется, славный был. Ну-с, Мазини кончен и очень недурно кончен. По моему мнению и других также, это лучший из моих портретов. Чувствую, что сделал успехи: Он цельнее, гармоничнее, нет карикатуры ни в формах, пропорциях, ни в тонах. Жаль, что мне нельзя его выставить. На передвижной не имею права, я только экспонент, не член, которые могут беспрепятственно выставлять или приставлять всюду и всегда на всем протяжении путешествия выставки, так как у них вопрос может ли <быть> их работа не принята на выставку — устранен 1.

С Мазини тут вышел курьез не с портретом, а с оригиналом, впрочем, отчасти и с портретом. Он ведь должен был петь у Саввы Ив<ановича Мамонтова > 4 или 5 раз, как значилось в абонементе. Просидев первую половину поста в отеле с легкой простудой, он насилу решился петь, но спел все-таки “Фаворитку” два раза. На третий же раз назначено было “Риголетто”. Он является в 7 часов в театр, пробует голос, находит его не совсем хорошим, надевает пальто и уходит домой. Публика вся собралась и, ворча, разъехалась по домам. Савва Ив<анович> решил с ним покончить, так как с ним каши не сваришь, т. к. и до этого скандальчика постоянно назначались и отменялись по его милости спектакли. Одним словом, они поссорились. Кто прав, кто виноват не разберешь — оба вместе, вернее.

Портрет же мой Савве Ив<ановичу>, разумеется, теперь уже не нужен, и решено его продать какой-нибудь богатой психопатке, одержимой Мазинием. За это дело взялась Мария Александровна <Мамонтова> —
знаешь? Мать Миши и Юры. Теперь в ее магазине именно таковский люд, а из магазина она будет водить этих Фирсановых 2, Мекк 3, Хлудовых 4 и т. д. в залу к себе, где и выставлено мое прекрасное произведение. Если он таким образом не продастся, то решено выставить его в магазине Аванцо на Кузнецком мосту 5.
Выставка приехала. Надо будет сейчас же заняться рамой. Обивка вещь весьма возможная, я спрашивал. Эскиз для Костромы, большой, почти написан, скоро, значит, отправимся 6. А вот коли продам Мазини, сейчас к вам, денька на 2—3. Целую тебя, дорогая. Будь здорова. Скоро увидимся. Кланяйся всем.

Твой В. Серов.

ГТГ.
______________

1 В конце 1890 г. Серов экспонировал портрет Мазини на Х периодической выставке Московского общества любителей художеств. Перед выставкой Серов послал портрет Мазини на конкурс Общества, где ему была присуждена первая премия.

2 Павел Григорьевич Фирсанов (1828—1876 ) — крупный лесопромышленник, миллионер занимался скупкой антиквариата на Сухоревке.

3 Речь идет о Николае Карловиче фон Мекк.

4 Хлудовы богатейшие московские купцы, занимавшиеся хлопковой торговлей и хлопчато-бумажным производством. Один из них — Герасим Иванович Хлудов (1822—1885) — собирал картины преимущественно русской школы. В его собрании были такие произведения, как “Разборчивая невеста” Федотова и “Приезд станового на следствие” Перова.

5 Иван Иосифович Аванцо (?—1900) — комиссионер и торговец художественными принадлежностями и произведениями искусства.

6 Речь идет об эскизе картины “Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам) ” для церкви Космы и Дамиана в Костроме в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина. Эта совместная работа Серова и Коровина была громадных размеров: 81/2 аршин на 101/2; аршин.

 

СЕРОВ — А. С. МАМОНТОВУ

Москва 19-го июня <1890 г.>

Спасибо, Дрюша, за письмо, никак не ожидал получить его от тебя. Видишь ли, сейчас я в Москве. Из Костромы выехал две с половиной недели тому назад. Покончили мы с Константином картинищу нашу и, кажется, неплохо. Приезжал П. М. Третьяков и весьма, весьма одобрил, к нашему удивлению. Сразу она, кажется, делает довольно сильное впечатление. Обещались нам ее снять (хоть частями) — увидишь. Написал я там в Костроме два портрета (совсем портретчиком становлюсь). Вернувшись с заработков домой в деревню, к жене и на отдых, расхворался. Сначала жаба горловая, а потом нарыв в ухе с такой болью, что мое почтенье. Сегодня вот приехал сюда на поправление, отправляюсь к Степанову 1. Да, так что нахожусь несколько в удрученном настроении, вдобавок оглох изрядно. Жена и девочка моя процветают, крестницы своей теперь не узнаешь — белая, розовая, большая, плотная, вертится, хохочет своим беззубым ртом, славная девочка, я ею доволен. Буду жене писать, передам ей поклон и от тебя. Она будет рада очень.

Как-то ты поживаешь, а? Тоскуешь, я думаю, по своим. Елизавета Григорьевна <Мамонтова> с девочками. Вока <В. С. Мамонтов> уже уехал, едет в Питер повидать Сергея <Мамонтова>, кот<орый> едет на службу в Варшаву. Да, ты, вероятно, знаешь уже об этом. Елизаветы Григорьевны я не видел с отъезда в Кострому — очень хочется ее повидать. Что же ты в Киеве делаешь, работаешь в храме? Или пока в ожидании генерала 2 пишешь церкви с натуры? А меня ты, Дрюша, в Киев не зови. Ехать туда трудно очень. Одному ехать туда на месяц, а то, вернее, на два. Такое житье немножко надоело, пора нам жить, как говорится своим домком. Устраивать этот домок на время в Киеве, чтоб потом перебираться опять сюда — право, нет резону. Да, наконец, и заплатят тебе там 800 р., из кот<орых> 300 уйдет на краски (как это случилось с нашей картиной в Костроме). Да мне за портрет столько платят. Положим, не в этом дело. Будь я один, я бы, вероятно, приехал. Кстати, ты показывал мою спешную, несчастную кальку с эскиза Виктору Михайловичу <Васнецову>? Каковое есть его на то мнение?

Надеюсь, что ты уже сказал, что от этой работы я отказываюсь 3. Ну, до свиданья, дорогой, буду очень рад, если будешь писать мне. Планы мои таковы: пробуду здесь в Москве с неделю, затем в деревню Домотканово, а потом устраиваться в начале августа в Москве.

Домоткановский адрес: Тверь Бурашево В. Д. фон Дервиз, мне

Антон.

Виктору Михайловичу поклон.

ЦГАЛИ.
______________

1 Евгений Михайлович Степанов врач.

2 А. В. Прахов имел чин тайного советника, что по петровской “Табели о рангах” равнялось генерал-лейтенанту.

3 Спустя пять месяцев Серов вновь заговорил об участии в росписи Владимирского собора в Киеве; см. следующее письмо.

 

СЕРОВ — А. В. ПРАХОВУ 1

5 ноября <1890 г. Москва>

Многоуважаемый Адриан Викторович!

Послал я Вам свой эскиз “Рождества”. Как кажется, я с этим делом запоздал. Вы уже давно на меня махнули рукой, да и я тоже, окончательно решил больше его не делать, о чем и Вас просил Дрюшу <А. С. Мамонтова> уведомить. Теперь, увидев свой старый эскиз, мне захотелось просто так, для себя, его еще раз написать. Кое-кто его (последний) видел и посоветовал послать все-таки к Вам, что я и сделал. Очень бы желал знать мнение Ваше и Виктора Михайловича <Васнецова> относительно этого эскиза и, если он окажется не так плох, то, может быть, я еще не опоздал?

Просил бы очень написать мне в таком случае. В. Серов

Адрес мой Москва, Малый Гнездниковский пер., д. Крумбюгель.

ГТГ.
____________

1 Адриан Викторович Прахов (1846—1916) — историк искусства, профессор Петербургского и Киевского университетов. В 1884 г. он стал руководителем работ по внутренней отделке Владимирского собора в Киеве. 

 

ПИСЬМА 1891 ГОДА

 

СЕРОВ, К. КОРОВИН, С. В. ИВАНОВ И ДРУГИЕ

в Общее собрание Товарищества передвижных художественных выставок

<Начало февраля 1891 г. Москва>

В последние годы на передвижных выставках Товарищества число картин экспонентов все более и более возрастало. Качественная сторона всего вносимого экспонентами наиболее резко определялась тем, что само Товарищество, принимая их произведения на свои выставки, признает их способными возвысить художественный интерес последних. Таким образом, в основе огромного интереса и несомненной заслуги, которые Товарищество имеет в глазах общества за двадцать лет своего существования, лежит некоторая и притом все возрастающая доля участия и экспонентов. Отсюда естественное желание экспонентов стать более, чем пассивными наблюдателями судьбы своих картин, представленных на суд Товарищества.

Выражая это желание, мы, нижеподписавшиеся экспоненты, обращаемся в общее собрание Товарищества с следующим предложением: не найдет ли Товарищество своевременным допустить к баллотировке экспонентских картин членами и тех экспонентов, художественное направление которых, через их неоднократное участие на выставках, успело достаточно определиться.

<Серов, К. Коровин, С. Иванов, Л. Пастернак 1, Г. Ярцев 2, А. Архипов 3, И. Левитан, С. Виноградов, Е. Поленова 4, Н. Касаткин 5, А. Степанов 6, А. Головин 7, Н. Третьяков>.

ГТГ.
_____________

1 Леонид Осипович Пастернак (1862—1945) — живописец и график, особенно известный иллюстрациями к произведениям Л. Н. Толстого. Преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества в 1894—1918 гг. Академик с 1905 г. Отец поэта Б. Л. Пастернака. С 1921 г. жил за рубежом.

2 Григорий Федорович Ярцев (1858—1918) — живописец.

3 Абрам Ефимович Архипов (1862—1930) — живописец, преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества в 1894—1918 гг. Академик с 1898 г., действительный член Академии художеств с 1916 г. Народный художник РСФСР.

4 Елена Дмитриевна Поленова (1850—1898) — живописец, сестра В. Д. Поленова. Ее иллюстрации к русским сказкам и работы в прикладном искусстве на основе мотивов народного творчества имели большой успех.

5 Николай Александрович Касаткин (1859—1930) — живописец, преподаватель Училищ живописи, ваяния и зодчества в 1894—1918 гг. Академик с 1898 г. Действительный член Академии художеств с 1903 г. Народный художник РСФСР.

6 Алексей Степанович Степанов (1858—1923) — живописец. По мнению Нестерова, “Степанов был лучшим анималистом после Серова” (Нестеров, с. 141). Член Товарищества передвижников с 1891 г. Преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества в 1899—1918 гг. Академик с 1905 г.

7 Александр Яковлевич Головин (1863—1930) — живописец, театральный художник график. Народный артист РСФСР.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

31 марта <1891—1892 г. Москва>

Добрейший Илья Семенович!

С трудом нашел письмо с адресом Менка 1, но и то от 30 ноября прошлого года; быть может, он уже переменил квартиру с тех пор. Киев, Вознесенский спуск, дом № 6-й. За сим, желаю весело встретить праздник. Передай мое приветствие Надежде Петровне <Остроуховой>.

Твой знакомый В. Серов

На конверте: ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову Трубниковский, соб. дом от В. Серова.

ГТГ.
__________

1 Владимир Карлович Менк (1856—1920) — живописец, помогал В. М. Васнецову в росписи Владимирского собора в Киеве.


Портрет С.М. Лукомской (В.А. Серов, 1900 г.)

Девочка с персиками (Серов В.А.)

Портрет Франческо Таманьо (В.А. Серов, 1891 г.)





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Валентин Серов. Сайт художника.