Валентин Серов
Предлагаем купить диплом медицинского училища в нашей фирме, недорого.
Главная > Переписка > Письма 1907


Письма 1907 года

СЕРОВ — В. В. МАТЭ

10 янв<аря 1>907 г. Москва

Любезный друг Василий Васильевич!

С Новым годом всех вас поздравляем. Ну, что у вас в Академии делается? А? В газетах что-то темные слухи о выходе не то учеников всех, не то профессоров не разберешь. Что твой Глазунов? Отгравировал? За моим Глазуновым приходили? 1 Забыл я попросить Дмитрия Ивановича 2 его сфотографировать ну, да все равно. Будь добр, возьми к себе из мастерской картон большой (набросок натурщицы) и другой, серый, небольшой, который на подрамке. Заказал Турчанинову рамку? Какова выставка Нестерова? 3 Черкни вообще словечко.

Твой В. Серов

ГПБ.
___________

1 Александр Константинович Глазунов (1865—1936) — композитор, дирижер, директор Петербургской консерватории в 1905—1928 гг. В 1899 г. Серов исполнил литографированный портрет Глазунова, в 1902 г.— рисунок, изображающий Глазунова, Аренского и С. Боткина за карточным столом, а в 1906 г., в связи с исполнявшимся в конце января 1907 г. двадцатипятилетием музыкальной деятельности композитора,— его поколенный портрет.

2 Дмитрий Иванович Каргин (1880—1948) — инженер путей сообщения, при Советской власти — специалист в области инженерной графики, доктор технических наук. Зять Матэ. Автор мемуарных записей о Серове в 1905—1906 гг.

3 Имеется в виду выставка произведений М. В. Нестерова, открывшаяся в Петербурге 6 января 1907 г.

 

СЕРОВ И ДРУГИЕ — УЧЕНИКАМ АРХИТЕКТУРНОГО ОТДЕЛЕНИЯ УЧИЛИЩА ЖИВОПИСИ

<7 февраля 1907 г. Москва>

На представленную учащимися резолюцию совет преподавателей объявляет следующее:

Совет никогда не отказывался и теперь не отказывается обсуждать по существу заявления и жалобы учащихся, касающиеся прохождения ими курса в училище. В ответ же на требование учащихся удалить трех преподавателей совет повторяет, что предъявление подобных требований он считает недопустимым 1. 7 февраля 1907 года Львов, Н. Касаткин, А. Архипов, Пастернак, А. Степанов, В. Серов, С. Чефранов, А. Власов, В. Гиацинтов, Л. Браиловский, С. Соловьев, Курдюков 2 (и еще 6 неразборчивых подписей)

ЦГАЛИ.
___________

1 См. письмо Серова в Совет преподавателей училища живописи от 12 марта 1907 г..

2 Николай Сильвестрович Курдюков — преподаватель истории архитектуры в Училище живописи в 1898—1918 гг.

 

И. Е. РЕПИН — СЕРОВУ

14 февр<аля> 1907 г. Куоккала

Дорогой Валентин Александрович! Посылаю тебе присланную на мое имя просьбу к тебе из Лондона. Надеюсь, что ты ответишь по приложенному здесь адресу 1.

Всегда твой с дорогой душою И. Репин

ГТГ.
_____________

1О какой просьбе идет речь — установить не удалось.

Я. Е. ЖУКОВСКИЙ — СЕРОВУ

17 февраля 1907 г. С.-Петербург

Многоуважаемый Валентин Александрович!

Очень благодарю Вас за старания водворить “Пана” на подобающем ему месте: русском общественном музее. Ваши желания вполне совпадают с моими, и я по-прежнему готов уступить “Пана” Третьяковской галерее. Условия мои остаются прежние: цену за картину я нахожу возможным определить в 5000 рублей и полагаю, что цифра эта совсем не случайная, а отвечает всем обстоятельствам положения, и скорее низка, чем высока. По-прежнему я оставляю себе меньшую часть из вырученной суммы, а значительно большую (около 4/5) отдаю жене и сестре Михаила Александровича <Врубеля> 1.

В настоящее, однако, время имеется препятствие к передаче “Пана” музею. Картина эта была на выставке в Париже, Берлине, а теперь с моего разрешения Дягилев везет ее в Венецию 2. Весьма возможно, что если бы покупка картины Третьяковским музеем состоялась, Дягилев по просьбе совета музея и по моему заявлению вернул бы картину обратно, тем более, что выставка еще не открылась.

Як. Жуковский

ГТГ.
___________

1 15 ноября 1907 г. совет Третьяковской галереи приобрел “Пана” Врубеля.

2 Упоминается Русская художественная выставка, которую осенью 1906 г. Дягилев показывал в Осеннем салоне в Париже, а затем в Берлине и Венеции.

 

СЕРОВ — С. В. ИВАНОВУ 1

<1 марта 1907 г. Москва>

Многоуважаемый Сергей Васильевич!

Стоимость портрета Боровиковского (с княжон Гагариных) можно определить в 5000 руб., и лицо, предлагающее его в галерею, может вполне рассчитывать на эту сумму 2.

Готовый к услугам В. Серов

1 марта 907 г.

ЦГАЛИ.
__________________

1 Сергей Васильевич Иванов (1864—1910) — живописец, график, преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества в 1900—1910 гг., участник выставок ТПХВ и “Союза русских художников”.

2 Портрет княжон А. Г. и В. Г. Гагариных, исполненный Боровиковским в 1802 г., совет Третьяковской галереи приобрел у В. Ф. Костаревой 17 марта 1907г.

 

СЕРОВ — В. В. МАТЭ

<После 2 марта 1907 г. Москва>

Любезный друг Василий Васильевич!

Что же ты мне ничего не напишешь и не ответил на мое письмо, между прочим. Что в Академии у Вас? А Таврический-то дворец, и дворцовый строитель! Хорош сукин сын, Бруни — ему, оказывается, мало было времени, чтобы укрепить потолок, который еще прошлой весной внушал опасения, чего он не мог не знать. Обязан был знать. Мерзавец. Слава Богу еще, что потолку вздумалось свалиться вовремя. Хорошо бы проучить эту скотину. Все они такие тихие, положительные эти Бруни, черт их дери, квартирку себе там в Таврическом устраивал сей дворцовый архитектор, говорят, и недурную 1. Я невероятно зол — что за непростительное отношение, какая недобросовестность (как во всем и везде в России — отчего все и идет прахом). Когда же люди будут добросовестны, наконец? Ведь это ужасно. Да и вообще ужасов не оберешься. Как поживаешь, что поделываешь?

У Чекато спрашивал относительно гравюр — он ответил, что пока он продал не свыше той суммы, которую он будто бы тебе уплатил (кажется, 50 руб.). Спасибо за то, что заказал раму для портрета Турчанинова — он уже в раме. Вот на счет “Глазунова” меня интересует, взят ли он от тебя. Кланяюсь всем твоим. У нас все здоровы.

Твой Серов

У храма Спасителя, д. Голофтеева, кв. 31.

ГТГ.
________________

1 Александр Александрович Бруни (1860—1911) — архитектор, служил в петербургском дворцовом управлении. Брат Н. А. Бруни. В Таврическом дворце произошел обвал потолка рано утром в зале заседаний Государственной думы.

 

СЕРОВ И ДРУГИЕ — ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ АРХИТЕКТУРНОГО ОТДЕЛЕНИЯ УЧИЛИЩА ЖИВОПИСИ

<Около 10 марта 1907 г. Москва>

Мы, художники, собравшиеся в числе 11 человек, выражаем наш протест на индифферентное отношение гг. архитекторов к советскому собранию, назначенному для разрешения вопроса по архитектурному отделению 1, и — прождавши с 71/2 до 81/2 часов — оставляем собрание.

А. Архипов, Н. Касаткин, В. Серов, С. Иванов, Пастернак, А. Корин, К. Горский, А. Степанов, С. Милорадович, С. Волнухин, В. Бакшеев

ЦГАЛИ.

 

СЕРОВ — В СОВЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УЧИЛИЩА ЖИВОПИСИ

<12 марта 1907 г. Москва>

Соображения, кот<орые> мною вынесены из ряда советов по этому делу.

Совет <преподавателей> не сделал ошибки, постановив не закрывать училища, решив разобраться в этом все же из ряду вон выходящем случае. Раз не было со стороны совета единодушной поддержки данным трем преподавателям — значит в этом кроются какие-либо причины — и не преподавателям, причастным конфликту, указывать совету на эту якобы ошибку, как здесь было заявлено И. П. Машков<ым>, кот<орый> говор<ил>, что надо ставить вопрос ребром — хотят ученики работать — пусть работают, не хотят — закрыть училище. Смотреть на этот бойкот как лишь на модную по современному духу выходку не могу, недовольство учеников имеет право быть выраженным. Насколько оно справедливо — дело совета это решить. Затем как на одну из существенных причин недовольства со стороны учеников (а может, и сопреподавателей?) — это перемещение преподавателей, избранных советом на определенные места. Разумеется, как оно состоялось в архитектурном отделе — следовательно, оно было им одобрено, но тут имеет большое значение, насколько это одобрение было единодушно (кажется, прошло с трудом).

Теперь суждения относительно трех данных преподавателей со стороны преподавателей архит<ектурного> отдела. Мы имеем лишь два — Попова и Померанцева,— оба они дают самые положительные аттестации. Остальные от суждения уклоняются — “не желая (как они мотивируют) судить своих же товарищей”. Далее здесь было заявлено, что дело это — прежде чем идти в дальнейшую инстанцию, должно решить здесь. В этом деле, как и во всех делах преподавания училища, никаких (по существу не по уставу) инстанций признать не могу. Только совет и есть тот авторитет, компетенции которого мы все здесь присутствующие обязаны (нравственно) подчиняться.

Полагаю в силу этого, что совет вправе (по существу, опять-таки не по уставу) как выбирать в свою среду преподавателей, так и устранять. И в настоящее время он должен высказать свое окончательное суждение, т. е. считает ли совет каждого из трех бойкотируемых учениками преподавателей необходимыми училищу,— либо нет — путем баллотировки всем советом — другого выхода я не вижу 1. Могу прибавить лишь, что ввиду нашей несменяемости по уставу (по времени, и уставы меняются, так профессора Академии моего времени, избранные или утвержденные пожизненно, все же должны были уступить душу времени и уйти еще при жизни своей), таковая проверка будет небесполезна для училища. Могу сказать это по праву, т. к. мне было здесь на совете заявлено о предстоящем мне бойкоте и скажу, если он осуществится, то при желании оставаться в училище почту себя нравственно обязанным подвергнуться суду советному, т. е. баллотировке. Тогда только совет сможет потребовать от учеников беспрекословного подчинения. Я кончил.

ГТГ. Публикуется по черновому автографу.
________________

1В конце января 1907 г. общее собрание учащихся архитектурного отделения потребовало, чтобы совет преподавателей пересмотрел программу по архитектуре и уволил трех преподавателей архитектуры — 3. И. Иванова, И. П. Машкова и А. Ф. Мейснера.

 

СЕРОВ И ДРУГИЕ — В СОВЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УЧИЛИЩА ЖИВОПИСИ

<16 марта 1907 г. Москва>

В Совет гг. преподавателей

Имеем честь заявить, что желательно было бы рассмотреть назначенные стипендии учеников в одном из ближайших собраний Совета.

Преподаватели:
Пастернак
С. Милорадович
К. Горский
А. Васнецов
В. Серов

16.III.07

ЦГАЛИ.

 

В. П. ЛОБОЙКОВ — СЕРОВУ

<24 марта 1907 г. Петербург>

Милостивый государь Валентин Александрович!

Собрание и<мператорской> А<кадемии> х<удожеств> в заседании 19 марта с. г., обсуждая вопрос об исполнении офортного портрета скончавшегося действительного члена Академии профессора Д. И. Менделеева, постановило просить вас принять на себя исполнение этого портрета. По установившемуся порядку, наивысшая цена, которую императорская Академия художеств уплачивала за офортный портрет, была 600 рублей, за которые медная доска поступала в собственность Академии. В виду изложенного постановления Собрания и<мператорской> А<кадемии> х<удожеств> имею честь покорнейше просить вас, м<илостивый> г<осударь>, не отказать в уведомлении, согласны ли вы принять исполнение офортного портрета профессора Д. И. Менделеева 1.

Примите уверение в совершенном почтении и преданности. В. Лобойков

ЦГИА. Публикуется по копии автографа.

Письмо было отправлено на печатном бланке:
М<инистерство> и<мператорского> д<вора>.
Императорской Академии художеств секретарь.

На копии надписи: В. А. Серову, 24 марта 1907 г., 710.
_______________

1 Дмитрий Иванович Менделеев (1834—1907), прославившийся своими открытиями в области химии, интересовался также изобразительным искусством. В 1893 г. Академия художеств избрала его действительным членом. В1895 г. Академия художеств стала заказывать офортные портреты всех скончавшихся своих членов.

 

СЕРОВ — Г. Н. ФЕДОТОВОЙ

24 марта 1907 г. <Москва>

Глубокоуважаемая Гликерия Николаевна!

Не думайте, что, не отвечая на письмо Ваше, я не помнил о нем. Оно меня очень тронуло. Собирался было навестить Вас, но трудно мне выбраться было, да и попутчиков не было в то время, а теперь дороги плохи <...> Но я не теряю, как говорится, надежды съездить и взглянуть на Вас и на деревню Вашу. С удовольствием вспоминаю, сколь внимательно относились Вы к моей работе, с каким долготерпением выдерживали мои бесконечные просьбы-требования “повернуться туда — потом сюда”. Слышу: “Наташа 1, ау”. “Попка что?”

Портрет Ваш вернулся из путешествия с выставки в Париже и Берлине. В Париже в некоторых рецензиях при упоминании о Вашем портрете прибавлялось, что Вы — Режан 2 русского театра. Уж не знаю, понравится ли это Вам и насколько.

А пока, до свидания, Гликерия Николаевна, желаю здравствовать. А я слышал, что Вы на ногах и ходите с палочкой вот это лучше всего.

Ваш В. Серов

ГТГ.
____________

1 Наталия Николаевна Федотова, по сцене Васильева 2-я, артистка Малого театра в 1886—1906 гг., экономка Литературно-художественного кружка с 1909 г. Невестка Г. Н. Федотовой.

2 Габриель Режан (1856—1920) — французская драматическая артистка, неоднократно гастролировала в России.

 

СЕРОВ — А. Е. ЛЬВОВУ

<Январь март 1907 г. Москва>

Ваше сиятельство князь Алексей Евгеньевич!

Пишу Вам вследствие того, что на обращение мое к Степану Яковлевичу 1 по поводу угара в нашем классе он заявил, что это не его дело, что с этим нужно мне адресоваться к Вам, что я и делаю. После проведенных мною в классах 2-х часов у меня изрядно болела голова (между прочим, голова болит у меня только исключительно от дыма или угара). Сегодня натурщица и двое работавших вчера учеников жалуются на головную боль вчерашнюю и сегодняшнюю [классы я распустил (прим. Серова)]. Вообще хорошо бы избавиться от этой печки “Гелиос” — от нее остается какая-то кислота во рту. Не вредна ли она вообще?

Готовый к услугам В. Серов

ЦГАЛИ.
____________

1 Степан Яковлевич Тарицын (1867—?) — смотритель здания Училища живописи.

 

И. Е. РЕПИН — СЕРОВУ

4 апр<еля> 1907 г. <Петербург>

Дорогой Валентин Александрович,

Как же! Я следил даже за болезнью Павла Ивановича <Бларамберга> (по газетным изв<естиям>) и восхищался — как его несли опускать голос — выборов! 1 Очень тронут, что вспомнил о портрете, писанном с него мною. Но ведь есть еще твой портрет, который ты писал с него в Москве, и даже ты считал свой лучше моего; и, вероятно, ты прав. Надобно и твой выставить на устраиваемом Валентиной Семеновной <Серовой> вечере. Я очень порадовался за Юру <Репина>, что Илья Семенович <Остроухов> оценил его работу, да, там нечто есть. Вчера я распорядился, чтобы портр<ет> П<авла> Ив<ановича> отослали в Училище живописи на твое имя.

Твой И. Репин

Не соблаговолишь ли ты чем-нибудь отозваться на памятник В. В. Стасову? Если разрешишь, то я дам один из этюдов твоей кисти, находящийся у меня2. Составится лотерея или аукцион в свое время для пополнения суммы, недостающей на оборудование памятника на Алекс<андро>-Невск<ом> лаврском кладбище.

ГТГ.
____________

1 В начале февраля 1907 г. происходили выборы в Государственную думу.

2 Серов разрешил Репину воспользоваться одним из своих этюдов.

 

СЕРОВ — В. П. ЛОБОЙКОВУ

<8 апреля 1907 г. Москва>

Многоуважаемый Валерьян Порфирьевич! Весьма польщен постановлением совета императорской Академии художеств заказать мне исполнить портрет проф. Менделеева 1. Несколько недоумевая, почему не обратились к граверам специалистам, как В. В. Матэ либо стипендиату Беляшину 2 (Рундальцева не признаю 3), я, с своей стороны, должен сказать, что избегаю работать с фотографии, а посему от этой почетной работы отказываюсь 4.

Готовый к услугам

В. Серов

Москва, Волхонка, д. Голофтеева.

ЦГИА.
_____________

1 См. письмо В. П. Лобойкова Серову от 16 марта 1907 г..

2 Василий Васильевич Беляшин (1878—1928) — гравер, ученик Академии художеств в 1901—1906 гг. В 1907 г. Академия послала его пенсионером за границу.

3 Михаил Викторович Рундальцев (1871—1936) — гравер Академии с 1905 г. В 1921 г. выехал из Советской России.

4 Письмо Серова было зачитано 16 апреля 1907 г. на 113 собрании Академии художеств. Офортный портрет Менделеева все же был заказан Рундальцеву. 23 марта 1907 г., Академия решила впредь не изготовлять офортные портреты скончавшихся членов.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<11 апреля 1907 г. Москва>

Любезный друг Илья Семенович!

В настоящую минуту остался совершенно без средств к существованию — а по сему не можешь ли прислать мне небольшую совсем сумму денег, равную, скажем, стоимости неудачного рисунка с Ландовской 1. Пожалуйста, а потом попрошу тебя еще: в эту пятницу, т. е. послезавтра, концерт, посвященный П. И. Бларамбергу, состоит из его лишь произведений. Пойди, пожалуйста,— надо. В б<лагородном> Дворянском зале. От Жуковского получил, наконец, письмо. Пишет, что сделка пока не могла состояться, т. к. картина “Пан” не получена. Слышал я, что Отдел в Венеции выставлен, и “Пан”, значит, там 2.

Твой В. Серов

На конверте:
ЕВБ
Илье Семеновичу Остроухову
Трубников пер., соб. дом

от В. Серова

ГТГ.
___________

1 Остроухов послал некоторую сумму Серову и таким образом стал обладателем портретного рисунка польской пианистки и клавесинистки Ванды Ландовска, исполненного Серовым в 1907 г.

2 Речь идет о русском отделе Международной художественной выставки в Венеции. Этот отдел составила выставка русского искусства, ранее показанная Дягилевым в Париже и Берлине, см. письмо Л. С. Бакста Серову от 1 декабря 1906 г.

 

А. Н. БЕНУА — СЕРОВУ

18 апреля / 1 мая 1907 г. Париж

Мой адрес: 54 rue Notre-Dame des Champs Paris.

Дорогой Антон,

будь другом, похлопочи о том, чтобы мне заплатила галерея за мою “Купальщицу”, теперь же 1. До зареза нужны деньги, а тут предстоят колоссальные расходы по возвращению нашему в Россию. Я об этом писал два раза Александре Павловне <Боткиной>, но на первое письмо она ответила, не упомянув ни слова о деньгах, а на второе — вовсе не ответила. Если это Тебя затрудняет, то прости и пойми положение. К А<лександре> П<авловне> не хочу больше приставать, да и стыдно — сумма 1.500 франков. Здесь начинает собираться ?tat-major du g?neralissime Diaghilew [штаб генералиссимуса Дягилева (франц.)].

Самого его я застаю вчера в донельзя Потемкинском виде (и вот как ты должен его написать) — шелковом золотистом халате нараспашку и в кальсонах с горизонтальными полосками. Было уже около часу дня, но его светлость лишь изволила вылезать из кровати. Тут же черненький и немножко желтенький Валичка Нувель, с потрясающим мастерством завязывавший галстук. Поджидаем Вас. Приехал бы: тряхнули бы стариной: полно киснуть. Слышал, что собираешься с Бактэсом <Бакстом> в Элладу. Что ж, это дело, но не застревай там долго, высмотри свою “Навзикаю” и приезжай 2. Я только что из Испании. Ты, кажется, был там? Веласкес меня раздавил. Дорогой мой, да ведь это бог живописи. Многие мне и теперь дороже и милее его, но поистине — он в смысле кисти и краски самый совершенный, и все, чем нас кормят здесь (кроме Вены и Иннокентия X в Риме) за Веласкеса,— труха. Еще потрясен Эскуриалом 3. Даже изменил Версалю 4. И что же благородный пейзаж!

Где вы будете жить летом? Уже не собираться ли и нам в Финляндию? Мой первоначальный проект был поселиться в Петергофе или в Ораниенбауме, но страшат хулиганы и мушары [mouchards полицейские шпионы (франц.)]. Напиши мне в ответ два слова и, правда же, приезжай сюда. Я по тебе соскучился и хотя знаю, что тебе это все равно (вижу кислую физиономию и жест), все же считаю долгом сказать. Ольге Федоровне целую ручку и остаюсь Твой Тебя крепко любящий Александр Бенуа5.

Похлопочи!!

ГТГ.
_______________

1 Речь идет о картине Бенуа “Купание маркизы”, приобретенной советом Третьяковской галереи весной 1907 г.

2 Навзикая — дочь феакийского царя. По греческому преданию она нашла на морском берегу потерпевшего кораблекрушение Одиссея и привела его в дом отца. Этот сюжет давно привлекал внимание Серова. Известно несколько вариантов “Навзикаи”, исполненных в разной технике.

3 Эскуриал (Эскориал) — дворец-монастырь, резиденция испанских королей недалеко от Мадрида — строился с 1563 по 1584 г. Некоторые сооружения возводились в позднейшее время. Эскуриал — это целый комплекс архитектурных построек, представляющий собой большой храм, часовню, пантеон, апартаменты короля и свиты, монастырские сооружения. Его украшали лучшие художники Испании и Италии, например Тициан. В нем хранятся богатейшие художественные сокровища.

4 Версаль бывшая резиденция французских королей под Парижем. Знаменит дворцом и парком.

5 Бенуа был увлечен Версалем в течение многих лет. Версальский цикл Бенуа состоит из многочисленных и всевозможных видов Версаля и ряда исторических картин.

1 | 23 


Портрет В.В. Мусиной-Пушкиной (В.А. Серов, 1895 г.)

Портрет С.М. Боткиной (В.А. Серов, 1899 г.)

Портрет В.М. Голицина (В.А. Серов, 1906 г.)





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Валентин Серов. Сайт художника.