Страница пятая
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
А. Н. БЕНУА — СЕРОВУ
12 января 1903 г. <Петербург>
Дорогой Антонидзе!
Что с тобой? Как мне теперь выбраться? “C?tterd?mme-rung” [“Гибель богов” (нем.).] идет 19-го, к ней еще массу нужно сделать 1; “Грабарьня” открывается 18-го (уже цари приглашены к этому дню),— а у нас еще и наполовину не готова столовая, № 12 “Сокровищ” не выпущен и нужно готовить № 1 1903 г., который очевидно выйдет в 1904 г. 2; кроме этого, еще тысяча дел. Знаешь, я думаю, что с ума сойду. Итак, уж чуть было не нарисовал Валгаллу 3 на стене “Грабарьни”, чуть было не напечатал в “Сокровищах” статью, предназначенную в “Мир <искусства>”, чуть было не одел Брунгильду в самый рафинированный и современный костюм 4, а главное несколько раз чуть было не послал всех к черту.
Живем, что называется. Все бы хорошо, но денег не слишком много, а поэтому сообщи, не продалось ли что-нибудь еще у меня на выставке. Относительно “36-ти”, хотя Сережа <Дягилев> и говорил, что выставка дрянь, но все же даю тебе мое полное согласие на все приглашения, т. к., ей-богу, мне строгость опротивела. Отчего не дать жить и посредственному? Не люблю я только, когда посредственность задирает нос. (Это по адресу Виктора 5.) Был бы в седьмом небе, если б меня не выбрали. Ей-богу, я не гожусь в члены правления, т. е. я именно слишком гожусь в них, но в то же время сознаю свой грех и мне тошно. Вообще, не уйти ли куда-нибудь подальше? Относительно Рериха 6 посоветуй за это дело взяться Сереже , он играет международным... как мячиком (неудачное сравнение) и может его заставить спалить “Грабарьню” в случае надобности. Вообще, Грабарь ужасно плохой воин, а это жаль, т. к. правда было б не дурно, если б можно было немножко при случае осаживать нахала Сережу. Нурока он слопал с копытами, рогами и хвостом. Прямо Ваал. Да не Антихрист ли он уж, пожалуй! Надо дать эту идею Мережковскому 7.
Из твоих слов заключаю, что ты не совсем доволен статьей Сережи. Меня это сердечно радует — не потому, что статья написана о моей книге, а потому, что статья мерзкая по своей сути и глубоко оскорбила меня своим филистерством. Нахожу также более чем отвратительным и весь способ ведения борьбы с Теляковским 8. Ох, Сережа, не укатают тебя никакие горки. Что за мучительная, прямо фатальная фигура. Но, впрочем, ты ему все готов простить, и потому довольно.— Я с ним теперь в ладах и даже написал для “Мира <искусства> ” статью, но чувствую в глубине души, что разрыв на сей раз все же довольно серьезный и едва ли залечим. Нечего и говорить, что здесь не оскорбленное самолюбие. Я возмущен за Аполлона 9. В феврале думаю быть в Москве с женой и тогда непременно к Вам (уж простите!). Ольге Федоровне .мой сердечный поклон. Тебя целую.
Твой тебя любящий Шура Бенуа.
ГТГ.
_________
1 Бенуа готовил эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера “Гибель богов”, которую тогда ставили в Мариинском театре. Премьера состоялась 20 января 1903 г.
2 № 12 журнала “Художественные сокровища России” за 1902 г. был дозволен цензурой 13 марта 1903 г. и тогда же вышел в свет. Что касается № 1 журнала за 1903 г., то он был уже просмотрен цензурой 31 января 1903 г.
3 Валгалла — дворец бога Вотана в опере “Гибель богов”.
4 Брунгильда — дочь Вотана.
5 Речь идет о В. М. Васнецове.
6 Рерих стал во главе “Мира искусства” в 1911 г.
7 Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865—1941) — писатель. После Октябрьской революции эмигрировал, вел антисоветскую пропаганду. В конце 1902 г. в журнале “Мир искусства” была напечатана статья Мережковского “Христос и Антихрист”.
8 Дягилев написал несколько критических статей о постановках императорских театров.
9 Статья Бенуа “Врубель”, в которой А. Н. Бенуа защищал свою книгу“История русской живописи в XIX веке” (“Мир искусства”, 1903, № 10-11, с. 175-182).
СЕРОВ — А. П. БОТКИНОЙ
13 января 1903 <Москва>
Многоуважаемая Александра Павловна!
Как прикажете понимать Вашу телеграмму — это просто любезное приглашение или экстренное вытребование? Итак, если это приглашение, то я за него благодарю, разумеется, и очень. Если же нет — то прошу необходимых разъяснений: зачем и почему. Дело в том, что ведь 18<-го> Совет в Думе, на котором, по словам Ильи Сем<еновича Остроухова>,собираетесь быть и Вы 1. Того же числа Остроухов и я едем в Питер на открытие выставки на Морской Сомова, а кроме того, Сергей Павлович <Дягилев> собирался 15<-го> быть здесь и хорошо бы сделал, если бы приехал, хотя, пожалуй, обойдусь и без него с разбором выставки 2.
11 тысяч все же перебывало у нас, а убыток около 1000 р. (все-таки). Ваши вещи: “Девочки” 3 и “Париж” Коровина взял себе, отвезу Вам либо на квартиру в Москве, либо в Питер. “Демона” Врубеля доставят Вам тоже. Таким образом, верьте, я очень бы желал быть у Вас и повидаться там со всеми, но не выходит.
Преданный Вам В. Серов
P.S. “Тристан” был, оказывается, не плох. Жаль 4.
ГТГ.
__________
1 18 января 1903 г. Московская городская дума должна была обсуждать вопрос о деятельности Совета Третьяковской галереи в связи со сделанными им приобретениями.
2 Речь идет о выставке “Мира искусства”, состоявшейся в Москве 15 ноября 1902 — 1 января 1903 г.
3 Серов упоминает свое произведение “Девочки Боткины”.
4 См. письмо Серова А. П. Боткиной тот 9 января 1903 г.
С. П. ДЯГИЛЕВ — СЕРОВУ
13 января 1903 г.
Петербург Дорогой друг!
Посылаю тебе Андерсеновского человека, надеюсь и сам быть, но несколько позже, ибо простудился и сижу распухший и с больной головою. Не согласен с тобою, что, закрывши выставку 1 вчера, придется все вновь собирать для Петербурга, ну, да что поделаешь! Прошу тебя убедительно не забыть сказать кассирше, чтобы она составила точнейший список, что кому продано (особенно точно должны быть определены этюды Врубеля, а то их потом не разыщешь). Затем прошу тебя прислать мне с Андерсеновским человеком две акварели Врубеля: 1) “Демона” 2, купленного Щербатовым 3, лилового и 2) акв<арель> 4, купленную Вл. Вл. Мекк,— теперь я не помню точно, что она изображает — небольшая, дивная в красках, квадратная, кажется, какие-то лодки или чей-то поход, с золотом. Попроси Мекка одолжить мне на месяц. Хочу воспроизвести эти вещи в красках.
Относительно Малявинских “Баб” — пришли их в Петербург, а мы их здесь устроим. Его пастели лучше всего, если бы попридержал у Грабье или у Чекато 5. И я и Боткин хотели бы их у него купить, о чем попроси, пожалуйста, кассиршу ему написать и спросить у него цену; мне самому это сделать неловко; а до поры до времени пастели лучше попридержать в Москве. Боюсь также относительно вещей, принадлеж<ащих> Ми<хаилу> Абр<амовичу> Морозову, от него их потом не достанешь. Относительно Андерсеновских счетов — я ему уплатил при отправке 100 руб. Затем — прилагаю еще его три счета; один 28 руб. 30 коп.— надо принять за счет выставки — это мелочи, бывшие при отправке; два же других надо вычесть из сумм, уплаченных Баксту и Головину за картины.
Не знаю, поедет ли Бенуа в Москву? Он очень занят. “Грабарьня” открывается, говорят, 27-го янв<аря>, а, впрочем, черт его знает. О литографии сожалею. Прости, что не еду сейчас, но надо несколько дней, чтобы выздороветь.
Итак, до свидания, дорогой друг. Твой С. Дягилев.
Обер 6 на мои письма пока не ответил, как узнаю — телеграфирую.
ГТГ. Публикуется по автографу на бланке журнала “Мир искусства”, на котором указан адрес редакции: II. Фонтанка. С.-Петербург и ее телефон: 3248.
_________________
1 Дягилев имел в виду очередную пятую выставку “Мира искусства”. Она состоялась в Петербурге в залах Общества поощрения художеств с 13 февраля по 23 марта 1903 г.
2 Эскиз картины “Демон поверженный”, исполненный Врубелем в 1902 г., экспонировался на выставке “Мира искусства” в Петербурге в 1903 г.
3 Сергей Александрович Щербатов, кн. (около 1875—1962) — живописец и коллекционер, один из организаторов выставки “Современное искусство”, после смерти Серова — член Совета Третьяковской галереи. Автор воспоминаний “Художник в ушедшей России” (Нью-Йорк, 1955.)
4 В письме Дягилева речь идет об акварели Врубеля — “Корабли”, находившейся в собрании Алябьевой в Москве. Она была воспроизведена в “Мире искусства”, 1903, № 10—11, вклейка между с. 174, 175.
5 Вергилий Иванович Чекато — обрусевший итальянец, владелец магазина художественных принадлежностей, торговец картинами.
6 Артемий Лаврентьевич Обер (1843—1911) — скульптор-анималист, участник выставок “Мира искусства”.
А. П. БОТКИНА — СЕРОВУ
<Телеграмма>
17 января 1903 г. Петербург
Выставка Сомова откроется 26 1. Завтра буду.
Боткина
На телеграмме: Москва, Большой Знаменский пер., д. Улановых, Серову
ГТГ. Публикуется по тексту телеграммы. На ней — записка Серова Остроухову, см. следующее письмо 335.
___________
1 Речь идет о выставке произведений Сомова, устроенной в помещении “Современного искусства”.
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
<18 января 1903 г. Москва>
Сейчас был в Думе. Совета, оказывается, сегодня нет. Александра Павловна <Боткина>, должно быть, приехала.
В. Серов
На обороте: Илье Семеновичу Остроухову от В. Серова.
ГТГ. Написано на телеграмме Боткиной к Серову от 17 января 1903г.
СЕРОВ, С. П. ДЯГИЛЕВ, А. Н. БЕНУА — А. П. РЯБУШКИНУ
<Конец января 1903 г. Петербург>
Комитет выставки картин журнала “Мир искусства” уведомляет, что открытие означенной выставки последует в четверг 13 февраля в залах императорского Общества поощрения художеств (Б. Морская, 38). Экспонаты просят доставлять в помещение Общества от 4 до 9 февраля. Комитет особенно просит Вас прислать Вашу картину, бывшую на выставке “36” художников в Москве 1.
ГРМ. Первый абзац письма — машинопись, второй написан Дягилевым.
__________
1 Рябушкин дал согласие экспонировать на выставке “Мира искусства” картину “Хоровод”, которая раньше была на выставке “36-ти”.
СЕРОВ, С. П. ДЯГИЛЕВ — А. П. РЯБУШКИНУ
<Телеграмма>
3 февраля 1903 г. Петербург
Очень порадовали. Ждем обе картины 1.
Дягилев, Серов
На телеграмме: Любань имение Беляева Андрею Петровичу Рябушкину
ГРМ. Публикуется по тексту телеграммы.
___________
1 См. письмо Серова А. П. Рябушкину.
С. П. ДЯГИЛЕВ — СЕРОВУ
4 февраля 1903 г. Петербург
Дорогой Валентин,
прилагаю при сем список вещей художников, которые необходимо отправить в Петербург. Некоторые обозначены подробно, о некоторых лишь упоминаю1. Торопиться необходимо страшно, ибо великая княгиня 2, желает открыть 12, 13 или 14-го — наверно, день определит в скором времени. Отсюда ты усматриваешь, как мало времени!..
Приехать 3 тебе сюда по улажению дел в Москве и отправке их сюда, тоже не лишнее, как можно скорее, ибо у нас в общем все очень и очень неладно. Писать обо всем нечего, но, повторяю, твое присутствие и здесь очень необходимо, ибо я жду ряда невероятных скандалов. В воздухе такая гроза, что не продохнешь. Между прочим, Кутепов почти отказал одолжить картины, мотивы неизвестны 4. Отправляй все большой скоростью и ради бога торопись, когда назначат день — изменить уже нельзя!
Жму руку. Твой Дягилев.
Из списка сам усмотришь, что тебе делать и куда и зачем ехать. Итак, жду тебя и вещей!
ГТГ. Публикуется по автографу на бланке журнала “Мир искусства”.
__________
1 Список произведений художников, который Дягилев приложил к этому письму, не сохранился.
2 Речь идет о принцессе Евгении Максимилиановне Ольденбургской (1845—1925) — почетном председателе Общества поощрения художеств.
3 15 февраля 1903 г Серов уже присутствовал на собрании участников выставок “Мира искусства”, на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения.
4 Н. И. Кутепов не отказал Серову: на выставке “Мира искусства” в Петербурге в 1903 г. были два произведения (“Петр I на охоте” и “Выезд Екатерины II на соколиную охоту”), исполненные художником для издания Кутепова “Царская и императорская охота на Руси”.
СЕРОВ — А. П. РЯБУШКИНУ
<5 февраля 1903 г. Москва>
Многоуважаемый Андрей Петрович!
Вероятно, Вами получено извещение об открытии выставки “Мир искусств” в СПБурге 13 февр<аля> в доме Поощрения (д. № 36) 1. Согласно последнему письму Вашему — будем ожидать обещанных Вами вещей Ваших — картину же “Хоровод” отправляю в Петербург с транспортом.
Готовый к услугам В. Серов.
5 февраля 1903 Не обманите — присылайте 2.
ГРМ.
___________
1 Эта пятая выставка “Мира искусства” оказалась последней: 15 февраля, на третий день после открытия выставки, художественное объединение “Мир искусства” перестало существовать.
2 На выставку “Мира искусства” в 1903 г. Рябушкин дал “Хоровод”, “Анна Иоанновна”, “Петр I” и заставной лист к изданию “Царская охота” Кутепова.
Д. В. ФИЛОСОФОВ — СЕРОВУ
<После 20 февраля 1903 г. Петербург>
Дорогой Валентин Александрович,
ты, вероятно, получил телеграмму о Юсуповой. Такая же телеграмма послана и Мекку с просьбой о “Демоне” 1. Дело в том, что берлинский Сецессион 2 уж очень просит. Телеграммы, письма Либермана 3 так и скачут. Они прямо и совершенно откровенно говорят, что им крайне важно ко дню открытия 4 апр<еля> н<ового> ст<иля> иметь крупные русские вещи. Все, что дошлют потом, они выставят с благодарностью, а ко дню открытия они хотят иметь своим чередом хотя бы те вещи, которые предполагалось им послать в прошлом году.
Пишу это тебе в объяснение того, почему вдруг пошла такая спешка. К этому надо прибавить, что нынешний год особенно важный для Сецессиона. Из будущей “Хроники” “Мир иск<усства>” 4 ты узнаешь, что с большой берлинской выставкой идет скандал. Вильгельм лично впутался в ее дела, начал искоренять декадентство, и вообще, буря там идет ужасная. Как раз момент для Сецессиона отличиться. В случае, если получишь телеграмму “Убеди Мекка” — сходи к нему и, действительно, убеди. У нас тишина мертвая. Никого не видим. Шура <Бенуа> ни разу не был. Его дело с Обществом все еще тянется 5. Настроение удрученное и до крайности одинокое.
Слышатся серьезные обвинения и на тебя, что ты “подцыкивал” и “подзуживал” вместо того, чтобы успокаивать. Мое мнение такое. Все идет по законам природы, все правы, никого не надо обвинять eic, eic... Но из этого не следует, что к выполнению законов природы надо относиться равнодушно. Если у меня умирает “по законам природы” мать — я все-таки поплачу. А вот этого-то Сергею <Дягилеву> и не позволяли и обвиняют тебя, что ты тоже плакал. Зная Сергея, я вижу, что если б не ты, эта история могла бы кончиться крупной гадостью. Именно то чувство, что не он один, а и ты мучительно “переваривал” законы природы, его не привело к крайностям. Эти три дня, которые вы вместе так перестрадали — подбодрили его 6. Если же он был бы один, а все взывали, как Шура, к “историческому ходу” — он осатанел бы 7.
ГТГ.
___________
1 В. В. фон Мекк не дал “Демона” Врубеля на выставку в Берлин, а послал туда другую картину художника — “Лошади” (“Мир искусства”, 1903, № 7, с. 71).
2 Берлинский Сецессион — объединение немецких художников, возникшее в 1899 г, в противовес официальному академическому направлению.
3 Макс Либерман (1847—1935) — немецкий живописец. Председатель берлинского Сецессиона с 1899 г.
4 “Мир искусства”, 1903, № 7, с. 64.
5 “Дело” Бенуа с Обществом поощрения художеств заключалось в следующем. Возник инцидент, в результате которого Бенуа отказался редактировать журнал. Третий номер журнала “Мир искусства” за 1903 г. был последним, который вышел за его подписью.
6 Философов имеет в виду ликвидацию объединения “Мир искусства”.
7 Конец письма не сохранился.
СЕРОВ — А. П. БОТКИНОЙ
7 марта 1903 г. <Москва>
Многоуважаемая Александра Павловна!
Представьте — беспокоит меня картина Репина 1, что на передвижной — да. Вот уже несколько дней как я об ней размышляю. Хочу немножко поделиться этими самыми размышлениями, если позволите, а кроме того, результат этих размышлений оказался совершенно неожиданным для меня самого, а именно — не следует ли эту картину взять в галерею. Картина эта курьезная. Только в России, а в России, пожалуй, только у Репина могут явиться подобные вещи.
Вправе ли мы, вот что меня беспокоит, таковым произведениям отказывать в помещении во все же народной галерее. Боюсь, не впадаем ли мы в слишком узкий, скажу, аристократический подбор, не устраиваем ли мы комнат с приятно развешанными гармоническими картинами? Гармонии и теперь уже нет, ибо от многих вещей, нами приобретенных, нас несколько коробит; считаю, что это в порядке вещей — ведь не можем же мы покупать лишь то, что нам безусловно нравится — таких вещей нет, или есть, то это, по большей части, милые пустяки.
Условия приобретения все же будут преобладать, да и, скажу, должны, пожалуй, преобладать в галерее, какова Третьяковская. Картина Репина любопытна, в ней есть намек на переживаемую нами историческую минуту и, несмотря на всю эту аллегорию, Плеве 2, плохого студента, калькоманичность письма и т. д. и т. д.— в ней какая-то свежесть русская. Сказать же Вам, нравится она мне или нет — не могу — Репин — всегда Репин. Жаль, не могу сейчас посмотреть на нее еще раз — пойдите уж Вы за меня, а потолкуем здесь 16 ч<исла>. А Врубелевского “Пана” надо купить хотя бы за 3000 р.
Целую ручку В. Серов
Сергею Сергеевичу <Боткину> поклон.
На конверте: С-Петербург, ЕВБ Александре Павловне Боткиной. Знаменская, 43.
Почтовые штемпеля: Москва 8.III.1903
С.-Петербург 9.III.1903
ГТГ.
__________
1 Речь идет о картине Репина “Какой простор!”, тогда экспонировавшейся на XXXVI передвижной выставке в Петербурге. Третьяковская галерея не приобрела картину.
2 Вячеслав Константинович Плеве (1846—1904) — реакционный государственный деятель; директор Департамента полиции (1881—1884 гг.), товарищ министра внутренних дел (1885—1894 гг.) и министр (1902—1904 гг.). При Плеве получил распространение “полицейский социализм” (“зубатовщина”). Убит эсером Е. С. Сазоновым. Портрет Плеве работы Репина также был на XXXVI передвижной выставке.
СЕРОВ — Е. М. ХРУСЛОВУ
<12 апреля 1903 г. Москва>
Многоуважаемый Егор Моисеевич!
Будьте добры, отпишите г-ну Алфераки 1, чтобы он прислал свои цены, и продает ли он порознь своих Брюлловых, а кроме того, желательно было бы, чтобы Александра Пав<ловна> Боткина, будучи в Петербурге, осмотрела бы их — я напишу А<лександре> П<авловне..
Готов к услугам В. Серов
Картины, на мой взгляд, не слишком нужны 2. В целости ли доставлен Рерих? 3
ЦГАЛИ.
На письме надпись: получено 12 апреля.
_____________
1 Михаил Николаевич Алфераки (1852— ?) — камергер, уполномоченный Красного Креста во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг., цензор Главного управления по делам печати. Сын скрипача Н. Д. Алфераки (1815—1860), портрет которого К. П. Брюллов исполнил в 1842 г.
2 20 января 1903 г. М. Н. Алфераки в письме на имя Цветкова предложил Совету Третьяковской галереи приобрести три произведения К. П. Брюллова: “Святое дерево” (итальянский пейзаж с фигурами) и два больших медальона “Аврора” и “Феб” (ЦГАЛИ). Совет галереи 7 февраля 1903 г. поручил Боткиной и Серову осмотреть предлагаемые картины.
3 Вероятно, речь идет о картине Н. К. Рериха “Город строят”, которую Боткина, Остроухов и Серов приобрели 23 ноября 1902 г. для Третьяковской галереи.
СЕРОВ — В. Ф. НУВЕЛЮ
13 апреля <1903 г. Москва>
Валичка!
С праздником! Что же это ты совсем забыл меня — а я все полулежу, полусижу дома и, кажется, еще не скоро покончу с своими хрипами — скучная история. Будь другом — зайди днем как-нибудь — нужно спросить тебя, где и куда мне писать С. П. Дягилеву.
Твой В. Серов.
Александра Павл<овна Боткина> была здесь, искала Вас.
ЦГАЛИ.
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
16 апр<еля 1903 г. Москва>
Любезный друг Илья Семенович,
хоть бы заехал на секунду — вот застрял я с своей хрипотой. Надоело ужасно, хотя чувствую себя вообще лучше. Какова Елена Андреевна?! 1— Что скажете? Что означает “совсем неудачный ремонт”, “нецелесообразные правила” — каково — довольно решительно! 2.
Заезжай, пожалуйста, если можешь успеть.
Твой В. Серов
На конверте:
ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову, Трубниковский, соб. дом
от В. Серова
Почтовый штемпель: Москва 16.IV.1903
ГТГ.
____________
1 Елена Андреевна Третьякова, урожденная Матвеева — жена С. М. Третьякова.
2 15 апреля 1903 г. Е. А. Третьякова поместила в московских газетах открытое письмо гласным городской Думы, в котором критиковала неправильную, по ее мнению, организацию галереи (“Московские ведомости”, 1903, № 102, 15 апреля).
М. А. МОРОЗОВ 1— СЕРОВУ
17 апр<еля> 1903 г. <Москва>
Многоуважаемый Валентин Александрович!
Только в воскресенье узнал я, что Вы не совсем здоровы. Вчера заезжал к Вам справиться о здоровье; мне сказали, что Вам лучше, что Вы уже встали, что меня крайне обрадовало. Так как у меня есть убеждение, что лучшее средство вполне поправиться — это вино, я позволил себе послать Вам несколько бутылок вина, целебное свойство которого указывается самим его названием. Оно крайне легкое и его можно пить по две бутылки зараз, без всякого опьянения, что я и испытывал на себе.
Искренне Вам преданный остаюсь уважающий Вас М. Морозов.
ГТГ.
____________
1 Михаил Абрамович Морозов (1870—1903) — богатейший московский фабрикант, совладелец Тверской мануфактуры; коллекционер; автор нескольких исторических и литературных произведений, а также критических статей по вопросам русского искусства конца XIX— начала XX в.
Е. М. ХРУСЛОВ — СЕРОВУ
<20 апреля 1903 г. Москва>
Милостивый государь Валентин Александрович!
По распоряжению г. попечителя Городской художественной галереи П. и С. М. Третьяковых князя В. М. Голицына имею честь уведомить Вас, что совещание о размещении икон собрания П. М. Третьякова имеет быть в понедельник 21-го с. апреля в 1 <ч.> дня — в помещении галереи 1.
Хранитель галереи Е. Хруслов.
ЦГАЛИ. Публикуется по копии.
Письмо было отправлено на печатном бланке: Московская городская управа. Хранитель Московской городской художественной галереи П. и С. М. Третьяковых. На копии надписи: Его высокоблагородию Валентину Александровичу Серову, апреля 20-го дня 1903 г., 47.
_________________
1 Экспозиция икон была открыта в 1904 г.
В. В. МАТЭ — СЕРОВУ
21 апреля 1903 г. <Петербург>
Дорогой Валентин Александрович!
Только что с заседания. В Собрании Вас избрали в профессора Академии большинством голосов — 26, против 5 1. Поздравляю. Рубо 2 избран 16 голосами против 15. Касаткин отказался по неудобствам Петербурга, кажется, дети распределены по гимназиям и т. п. Самокиша 3 забаллотировали. Он получил всего 8 голосов.
Зачем, Валентин Александрович, хвораете? Это только допускается в Петербурге. Поправляйтесь скорее и приезжайте на наш прекрасный финский берег. Я думаю, что в нашей губернии незаметна разница обхода с нами финляндцев против прошлого года. Но вообще везде скверно. Погода стоит хорошая. Зелень распустилась. Пора ехать. Мы скоро уберемся в Териоки и будем поджидать Вас. А, пожалуй, Вы и раньше будете в Лаудорандо. А травлю по музею не прекращают, что за темнота в искусстве. Или же это зависть, недобросовестность! Я все же боюсь, что Вы все, наконец, обидитесь или надоест Вам слушать эту галиматью и уйдете. Нет, выдержите! Дело выше! А искусство поднимайся еще выше. Это должно Вас бодрить, бодрить и бодрить!!! Поправляйтесь же быстро, переезжайте и будем отдыхать и работать в Териоках. Жму крепко руку.
Ваш В. Матэ.
ГТГ.
_______________
1 Речь идет об избрании Серова преподавателем мастерской исторической живописи Репина; см. следующие письма.
2 Франц Алексеевич Рубо (1856—1928) — живописец, академик с 1908 г., действительный член Академии художеств с 1910 г., автор панорам “Оборона Севастополя” и “Бородино 1812” Рубо вел мастерскую до 1911 г.
3 Николай Семенович Самокиш (1860—1944) — живописец, академик с 1890 г., действительный член Академии художеств с 1913 г. Самокиш стал руководителем мастерской батальной живописи в 1912 г.
И. И. ТОЛСТОЙ — СЕРОВУ
<25 апреля 1903 г. Петербург>
М<илостивый> г<осударь> Валентин Александрович!
Собрание и<мператорской> А<кадемии> х<удожеств> 21-го апреля с. г. избрало Вас профессором-руководителем мастерской В<ысшего> х<удожественного> уч<илища> при Академии. Постановление это удостоилось одобрения е<го> и<мператорского> в<ысочества> авг<устейшего> президента Академии. Сообщая об изложенном, имею честь просить Вас, м<илостивый> г<осударь>, выразить согласие на принятие этой должности. Пр<имите> ув<ерения> в сов<ершеннейшем> почт<ении> и предан<ности>
Ваш покорн<ейший> слуга гр. И. Толстой
ЦГИА. Публикуется по копии письма.
Письмо было отправлено на печатном бланке: М<инистерство> и<мператорского> д<вора>, Императорской Академии художеств канцелярия. На копии надписи: Его высокоблагородию В. А. Серову, 25 апреля 1903 г., 1314.
СЕРОВ — И. И. ТОЛСТОМУ
<27 апреля 1903 г. Москва>
Милостивый государь граф Иван Иванович!
Спешу ответить на бумагу за № 1314.
Должность, на которую я имел честь быть избранным Собранием императорской Академии художеств 21 апреля сего года, к сожалению, принять на себя не могу. У меня нет причин покидать таковую же должность в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. Кроме того, есть опасения относительно здоровья моей семьи, которой жительство в Петербурге зимой воспрещено.
Готовый к услугам академик В. Серов
27 апреля 1903, Москва
ЦГИА. На письме надписи: Доложено Собранию 29 сентября 1903 г.
СЕРОВ — А. П. БОТКИНОЙ
29 апреля 1903 г. <Москва>
Многоуважаемая Александра Павловна,
хотел Вам писать, т. е. ответить на письмо Ваше раньше, но думал лучше переждать и написать о результатах аукциона 1. Решено нами ведь было идти до 3500 руб., но “Скифы” 2 ушли, как оказалось, в музей Александра III за 5 тысяч с чем-то. Только что получил сие известие по телефону от лица, который заменял на аукционе кого-либо из Совета. Итак, несмотря на хитрости, вещь ушла. Думаю, что если бы было решено нами идти и до 5—6 тысяч, музей шел бы, вероятно, и дальше. Все же хорошо, что не попала эта картина в совершенно неизвестные руки, как “Ковер-самолет”, кот<орый> пошел за 1918 руб. какому-то маклаку.
Илья Семенович <Остроухов> в отъезде, в Таволжанке 3. Рассказывал, как Вы натерпелись тогда на заседании комиссии 4, да и он тоже. Да, Иван Евменьев <Цветков> порядочная скотина, он же и председатель <Общества> любителей художеств, приятная фигура во всех отношениях. Как это до сих пор не найдется людей и случая, чтобы его осадить как-нибудь, как следует. Я почти выправился совсем. Хотел ехать, да холода задерживают — надо переждать. А мне, пожалуй, если доктор отпустит, придется съездить под Харьков, дорисовать Хрущевых 5.
Зилоти 6, говорят, уже сняли дачу в Териоках. Правда ли? Зовут меня в профессора, к Вам в Петербург,— а мы не едем — оно и лестно и неохота. Тут все же лучше, по крайней мере, тут преподаватели хоть и не профессора, но однолетки. Не так страшно.
Ваш В. Серов
Сергей Сергеевичу <Боткину> поклон.
ГТГ.
____________
1 Речь идет о втором аукционе вещей, принадлежавших С. И. Мамонтову.
2 “Скифы” В. М. Васнецова продавались на второй день аукциона; см.: “На мамонтовском аукционе”. — “Русское слово”, 1903, № 118, 30 апреля.
3 Таволжанка — имение Боткиных в Харьковской губернии.
4 Речь идет о заседании комиссии Московской думы, обсуждавшей деятельность Совета Третьяковской галереи.
5 В 1903 г. Серов исполнил два пастельных портрета жены профессора Харьковского университета К. Д. Хрущева и пастельный портрет дочери Хрущевых.
6 Зилоти Александр Ильич (1863—1943) — пианист, дирижер, устроитель симфонических и камерных концертов в Петербурге в 1903—1917 гг. Его жена Вера Павловна, урожденная Третьякова (1866—1940) — родная сестра А. П. Боткиной, член Совета галереи с 1912 г., автор воспоминаний “В доме Третьякова” (Нью-Йорк, 1954). В 1902 г. Серов исполнил ее портрет.
СЕРОВ — Ф. А. МАЛЯВИНУ 1
19 мая <1 июня> 1903 г. Териоки
Многоуважаемый Филипп Андреевич!
Только что получил Ваше письмо от 15 мая . Совершенно поражен и огорчен Вашим известием. Положительно в этот год на меня сыплются напасти. Одна картина К. А. Коровина пропала в московском транспорте — теперь другое несчастье... Но вот чего я совершенно не могу себе объяснить — почему портрет Дягилева оказался без стекла?! По закрытии выставки в Москве обе вещи Ваши — “Девочка Боткина” и портрет Дягилева — обе в стеклах были уложены при мне в нарочно для них сделанный ящик и отправлены ко мне на квартиру до поры до времени, т. к. тогда я не знал еще, куда их отправлять.
Стояли они у меня в одной из комнат (для сохранности) и из ящика не вынимались, ящик не вскрывался. Когда выяснилось, что ящик надо отправлять к Вам, я обратился к г-ну Чекато (магазин рам-картин в Газетном переулке),— его я знаю давно, и доверия, исключая незначительных пустяков, моего он не нарушал,— обратился к нему, чтобы он отправил ящик Вам. Прошло довольно долгое время, пока он (и то, после последней Вашей телеграммы), наконец, прислал людей.
По его предложению, решено было ящик взять к нему в магазин, там хорошенько упаковать и затем отправить. Некоторое время спустя после того, как ящик был взят, я узнал от г. Чекато, что вещи Вам отправлены, и я был совершенно спокоен до сей минуты. Если предположить, что по пути от моей квартиры в магазин одно стекло разбилось и повредило портрет, то как же было упаковывать и отправлять дальше, не известив меня, вот чего я не пойму со стороны г. Чекато, если это предположение верно. Одновременно с Вашим письмом пишу ему заказное — хочу спросить (жаль, что я не в Москве сейчас).
Еще предположение: не смог ли кто-либо на железной дороге, вскрыв ящик, вынуть стекло? Положительно не знаю, как объяснить отсутствие стекла. Разумеется, от выяснения причин исчезновения стекла легче не станет — портрет испорчен. Вы говорите — совершенно стерт — вот, что непоправимо. Приедет Сергей Павлович <Дягилев> на днях (сейчас он за границей), переговорю с ним. Но все же сначала хочу выяснить причины, каким образом могло это случиться. Теперь пишу Чекато, недели через три буду в Москве. Узнавши что-либо, напишу Вам. Вы не поверите, как меня это огорчает, а кроме того, досадно, что кому же вообще поручать отправление картин. Положительно надо все собственными руками укладывать и отправлять.
Адрес мой: Финляндская ж. д., ст. Териоки. Местечко Ино, соб. дача.
В. Серов
Неужели портреты получены только теперь? И в каком виде был ящик?
ГТГ.
_____________
1 Филипп Андреевич Малявин (1869—1940) — живописец, участник “Мира искусства” и “Союза русских художников”.
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
<23 мая/5 июня 1903 г.> Ино
Любезный друг Илья Семенович!
В день отъезда я был в галерее. Нашел, что развешены вещи в нашем отделе неплохо 1. Видел Егора Моисеевича <Хруслова> — и вот о нем-то и хочу тебе написать. Видел тут в Питере Александру Павловну <Боткину> и ей тоже о нем <Хруслове> говорил. Ему положительно необходим отпуск. Как человек в высшей степени деликатный об этом он и не просит, разумеется, но, видимо, ему очень тяжело. Да и правда — представить себе четыре года и ни одного дня отлучки — сильно довольно. На всех службах света, кажется, существуют такие или сякие отпуски.
Думаю, что и ты принципиально не против отпуска — вопрос лишь, как это возможно устроить. К сожалению, все работы по галерее со стороны управы не назначаются в определенный срок — вот в этом главное затруднение, а то можно было бы в один из перерывов работы дать возможность Хруслову съездить отдохнуть недели на две — на три. Ведь заболей он — ведь был бы на его месте временно посажен кто-либо. К сожалению, Черногубов 2, его помощник,— больше литератор, чем хозяйственный соглядатай, ему и по лестницам ходить трудновато — где ему кого-либо остановить или накричать, где нужно, как это делает Хруслов.
Ведь ожидать конца ремонтам и работам по галерее и ехать ему тогда — не представится никогда сего случая. Нельзя ли было бы добиться от управы, чтобы она точно назначила время 4-го покрытия потолка (это серьезная и ответственная работа в смысле хранителя — опять надо таскать картины и т. д. и т. д.), и до этого времени отпустить бы человека вздохнуть на воле хоть немножко.
Твой В. Серов.
Если не трудно, напиши мне. В Москве буду в июне, средине. В. князя не пишу (должно быть, дорого назначил, 5 тысяч, а меньше не желаю).
На конверте:
Москва, ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову. Контора чайного магазина П. Боткина Сей у Варварки против церкви Василия Блаженного, от В. Серова.
Почтовые штемпеля: Териоки, 5.VI.03; Москва 23.VI.03.
ГТГ.
__________
1 Имеется в виду зал, в котором размещались картины, приобретенные Советом галереи.
2 Николай Николаевич Черногубов (1873—1942) — помощник хранителя Третьяковской галереи (1902—1913) и ее хранитель после смерти Хруслова; затем научный сотрудник Киевского государственного музея русского искусства. Автор статей о А. А. Фете.
СЕРОВ — В СОВЕТ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
<9 июня 1903 г. Москва>
В Совет Третьяковской галереи.
Имею честь заявить, что виденный мной портрет работы В. Г. Перова (Кампиони) не считаю возможным (нужным) помещать в галерею. Это один из весьма посредственных, скорее плохих, портретов раб<оты> Перова 1.
В. Серов
9 июня 1903 г.
ЦГАЛИ.
_________
1 Василий Григорьевич Перов (1833—1882) — живописец, член-учредитель ТПХВ, преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества с 1871 г. 22 мая 1903 г. Совет Третьяковской галереи рассматривал вопрос о том, чтобы принять в дар портрет архитектора П. С. Кампиони, исполненный Перовым. Портрет Кампиони в галерею не поступил.
СЕРОВ — А. П. БОТКИНОЙ
16/<29> июня <1903 г. Ино>
Многоуважаемая Александра Павловна,
однако совершилось то, что я, признаться, никак не ожидал, т. е. Илью Семеновича Остроухова от галереи отстранят. Сие грустное событие есть акт большой несправедливости, ибо я считаю И<лью> С<еменовича> человеком, необходимым галерее, которого трудно заменить кем бы то ни было (несмотря на его подчас властный тон и т. д. и дипломатию, которая, однако же ни к чему в конце концов не привела). Все же никак не пойму, как это могло случиться — в чем причина? Ужели это интрига? Если не интрига, то что же — крайность направления в пресловутых покупках (ему лично приписываемых?!) 1.
Спрашивается, кто же его заместитель? г. Вишняков. Вы его не знаете? Я его не знаю. Его, кажется, кроме г-д гласных, его выбиравших, никто не знает. Вчера получил письмо от И<льи> С<еменовича> — он “умоляет” в видах самой галереи не вздумывать мне подавать в отставку. В вчерашнем № “Нового времени” оказывается, что Вы и я уже решили выйти, оскорбленные забаллотированием И<льи> С<еменовича> 2.
Что же! Если хотите, по этому поводу можно бы и выйти. Уходить все равно придется и, вероятно, очень скоро — ибо находиться в положении И. Е. Цветкова (до сей поры) и обучать исподволь его купно с его единомышленниками кн. Голицыным и г. Вишняковым так называемому декадентству (в этом, разумеется, обнаружится наше гражданское мужество в борьбе, так сказать),— более чем грустно, считаю прямо невозможным для себя — не знаю, как Вам. Быть может, наш совместный демонстративный выход оказал бы больше пользы галерее? Прошу Вас очень написать мне, по возможности скорее, к какому решению Вы пришли, что вообще думаете об этом горестном событии, не говорю об И <лье> С<еменовиче>, думаю — он совсем убит.
Только в субботу узнал об И<лье> С<еменовиче>.
Ваш В.Серов
ГТГ.
___________
1 10 июня 1903 г. истекал срок полномочий Остроухова как члена Совета Третьяковской галереи.
2 В газете “Новое время” (1903, № 9797, 14 июня) было напечатано следующее сообщение: “По слухам, члены Совета Третьяковской галереи г-жа Боткина и г. Серов, оскорбленные забаллотированием члена Совета г. Остроухова, а также не видя возможности успешно работать при новом составе Совета, решили уйти из Совета”; см. следующее письмо.
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
<16/29 июня 1903 г. Ино>
Дорогой Илья Семенович,
с горестью узнал вчера о происшедшем в Москве. Признаюсь, никак не ожидал. Я был совершенно уверен в твоем избрании. Не пойму, в чем тут дело — неужели г-ам гласным не известна твоя заботливость (истинная) по отношению к галерее? Что же это, интрига? или же покупки наши крайнего направления (по их мнению, исключительно твои) ? Да, чувствую — для тебя это горе. Спрашивается — что же теперь делать нам — Алекс<андре> Пав<ловне Боткиной> и мне? — не знаю.
Ты убедительно просишь в видах галереи — не выходить, но выйти придется во всяком случае, если не сейчас, то через некоторое (не слишком продолжительное время). Очевидно, г. Вишняков (о котором решительно никто и ничего не знал, за исключением гласных) будет действовать по вкусу Ивана Евмениевича <Цветкова> — быть же в положении, в коем сей последний находится все время своего пребывания в Совете — считаю невозможным, а в таком положении мы с Алекс<андрой> Павловной очутимся при первой же покупке.
Все это ты, конечно, знаешь сам. Но в чем ты видишь возможность борьбы и “все быть может к лучшему” — не знаю. Не лучше ли, быть может, в видах галереи нам обоим выйти именно теперь? Видел редакцию 1 и Матэ — все возмущены. Вообще за последнее время все рушится одно за другим — очень, очень не весело, наступила пора прозаическая. Я никогда не отличался так называемой жизнерадостностью — теперь же просто одно уныние и лень.
Твой В. Серов.
В конце июня буду в Москве. Жена просит передать тебе, что она очень опечалена.
На конверте:
Москва, ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову.
Чайный магазин П. Боткина Сей против Василия Блаженного, угол Варварки.
Почтовые штемпеля: Териоки 29.VI.03 Москва 18.VI.1903
ГТГ
_____________
1 Речь идет о редакции журнала “Мир искусства”.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
Портрет А.Н. Турчанинова (В.А. Серов, 1906 г.) | Композиционная схема портрета В.М. Голицына | Портрет А.Н. Турчанинова. Фрагмент (В.А. Серов, 1906 г.) |