Валентин Серов


Страница шестая

1 | 2345 | 6

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<28 июня/11 июля 1903 г. Ино>

Дорогой Илья Семенович,

если будешь в Питере, не сможешь ли ты заехать к нам в Финляндию? право, а? В Поповку я ехать не желаю, видеть г-д Гучковых очень неохота 1.

Твой В. Серов

Ехать на Териоки или Райвола, деревня Ино.

На конверте:
Москва, ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову. Магазин П. Боткина Сей у Василия Блаженного.
Почтовые штемпеля: Териоки 10.VII.03 Москва 29.VI.1903

ГТГ.
______________

1 Гучковы — московские купцы, старообрядцы. Особенную известность в начале века приобрели А. И. и Н. И. Гучковы, гласные Московской думы, игравшие роль в политической жизни дореволюционной России. После Октябрьской революции они принимали активное участие в организации интервенции против Советской власти.

 

СЕРОВ — В. Ф. НУВЕЛЮ

<До 29 июня/12 июля 1903 г. Ино>

Валичка,— извини, что не был у тебя еще,— но я заболел, честное слово,— вероятно, воспаление легкого на почве сапа — и не выхожу.

Твой В. Серов

Не выхожу лежу в постели.

ЦГАЛИ.

 

СЕРОВ — В. Ф. НУВЕЛЮ

29 июня

Валичка,

что же это вы с Бакстом меня надули? Все меня оставили — скоро я помру,— а я действительно чуть было вчера не помер. Сначала маленький жарок — стал измерять по градуснику — дальше — больше, сначала 38 и 5, потом 38 и 7, потом сразу 39 и 6, а потом я уже и не глядел, а приехал доктор — температура 40 и 2 — самочувствие плохое. Оказалась малярия римская (у Бакста было русское воспаление легких, а у меня римско-финляндская лихорадка). Если пишу не совсем складно, то в этом виной бывшая малярия (хотя, по мнению доктора Шапирова 1, мозговые центры совершенно в порядке).

Сегодня почти совсем оправился, но голова еще трещит. Ну, вот пока и все. Конечно, если б вчера приехали, то сначала б перепугались и слегка, ну, а потом ничего, познакомились бы с д. Шапировым, а сегодня и вовсе ничего. До свиданья. Может, пожалуете с Дмитр<ием> Владим<ировичем Философовым ?> Они обещались к нам. А что, вернулись они из Талашкина?

Тв<ой> В. Серов.

ЦГАЛИ.
____________

1 Борис Михайлович Шапиров (1851—1915) — врач, доктор медицины, член главного управления российского общества Красного Креста, медицинский инспектор отдельного корпуса пограничной стражи.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

29 июня

Дорогой Илья Семенович!

В надежде, что ты зайдешь в “Мир искусства”, пишу тебе на авось. Думал самому быть в Питере к твоему приезду. Но вчера вдруг заболел, по определению нашего соседа доктора Шапирова, чем-то вроде малярии, сегодня уже лучше, но вчера с температурой в 40 гр<адусов> было плохо. Таким образом, эти как раз дни придется пробыть тут. Может быть, найдешь время съездить к нам сюда?

Ольга Федоровна получила от своей знакомой (урожд<енной> княж<ны> Аргутинской) письмо, в котором говорится, что альбомы г-жи Смирновой из Тифлиса выписаны и пришли в СПетербург и находятся у самой г-жи Смирновой 1. Видеть ее лучше всего от 1 часу дня. Адрес: Сергиевска<я>, 50. Елизавета Михайловна Смирнова. Между прочим, полагая, что буду у нее я,— она, пожалуй, удивится — ну, да все равно, скажешь, что я заболел, но буду у нее непременно. Кланяемся тебе.

Твой В. Серов

Кстати, Дмитрий В<ладимирович Философов> (а, быть может, и сам Дягилев) собирался в этих числах быть у нас.

На конверте:
С. Петербург, Фонтанка, 11, кв. Сер. П. Дягилева, ред< акция> журн<ала> “Мир искусства” для Ильи Семеновича Остроухова (на случай, если они будут в С. Петербурге).
Почтовые штемпеля:
Териоки 13.VII.03;
С. Петербург 1.VII.03

ГТГ.
______________

1 В письме Серова речь идет об альбомах А. О. Смирновой (1810—1882), знакомой Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Жуковского.

 

СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ

<5 июля 1903 г. Москва> Суббота

Лёлюшка,

приехал хорошо и дешево — пассажирским 6 час.— 9 руб., 2 кл<асс>. В Питере видел Бенуа, Бакста, Нувеля — толковали об затее издать историю Петра В<еликого> с нашими иллюстрациями (по-моему, только историю и можно иллюстрировать). А хорошую б книгу можно было изготовить! Текст заказать хотя бы Бильбасову (как Екат<ерину> II) 1. Решено действовать 2. К Щербатову и Кассиреру в Берлин отписано. Уж очень трудно будет мне опять выканючивать вещи у собственников — не знаю, возможно ли что будет собрать. Эти сомнения написал в Берлин 3. Приехал в Москву — в Училище, в канцелярию — поздно, до 12 час. только (думал до 2 ч, почему и поехал пассажирским, и дорогой читал — разлюбезное это дело — читать в вагоне). Еду сейчас опять туда. Зашел по близости в дом Юсуповых, по телефону вызвал князя (Ф. Ф. Юсупова) — зовет в Архангельское, хотел выслать даже лошадей, но тут, вдруг, телефон оборвался и шабаш — так что еду туда на извозчике.

Сдается мне, что застряну у них — хотя посмотрим еще. От Лясковского, разумеется, длиннейшее и глупейшее письмо с разными заключениями — Репин да я только и есть портретисты, что заказы гонятся за мною, знает цену моего имени и т. д. и т. д. А все же извольте писать супругу-с, да-с, а, впрочем, если по фотографии “лицо моей жены почему-либо кажется Вам малоинтересным,— сказать мне это откровенно: в таком случае я не решусь Вас беспокоить” — ну, не угодно ли? 4 Вчера видел К. Коровина, сегодня буду у Соф<ьи> С<еменовны Коль>. Ребяткам кланяйся. Насчет лодки осторожней — пусть ездят от нас в Лаудоранду и только, на виду 5. Поеду сегодня же в Архангельское.

У Аннушки-резвушки не очень все в аккурате 6. Яша-Саша живут, как дома 7: в приезжей балалайки, на диване смятая подушка, сор и грязь, наверху тоже грязновато — (приехали мы невзначай); в передней развешаны на вешалке Яшины и Сашины штаны и т. д., доска моя с окна взята Яшей-Сашей наверх, в квартире ходят тараканы (по уверению Аннушки, “тараканштитов” совсем нет, что она 3 раза писала тараканщикам). Маленько поругал их и за Яшу-Сашу — ужасного все же ничего нет. А потеплей здесь в Москве. Коровин живет у себя подолгу в имении. Шаляпин там жил с неделю. Хорошо там. Надо будет съездить к нему. 9-го опять Федор там будет, почему-то желал меня очень видеть 8. Приемные экзамены начнутся у нас с 20 августа, 21, 22 и 23, а потом с 1-го сентября, .в сей промежуток съезжу к вам.

Сегодня же отправил тебе денег. Целую всех вас.

ГТГ.
______________

1 Василий Алексеевич Бильбасов (1838—1904) — либеральный историк и журналист, редактор газеты “Голос” (с 1871 г.), автор труда “История Екатерины II”, один том которого был сожжен цензурой.

2 Эта идея не была осуществлена.

3 Бруно-Пауль Кассирер (1871—1926) — немецкий торговец картин и коллекционер, собиравший и пропагандировавший произведения импрессионистов и современной французской живописи; организатор ряда художественных выставок и в их числе Берлинского сецессиона в 1903 г.

4 Валерий Николаевич Лясковский (1858—?) — коллекционер произведений русских художников. Жил в Орле. Портрет его жены Серов не писал.

5 Лаудоранда финская деревня вблизи дачи Серовых в Ино.

6 Аннушка домашняя работница Серовых.

7 Яша и Саша дети Аннушки.

8 Имение К. А. Коровина находилось по Ярославской железной дороге в трех верстах от станции Итларь, близ речки Нерли.

 

СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ

<6 июля 1903 г. Москва>

Лёлюшка,

что Сашина <Серова> нога? Изволь писать мне пока сюда в Москву. Вчера утром послал на имя Александра Гельстрем 1 150 руб. Был у Софьи Сем<еновны Коль> — она отлично выглядит и весьма, говорит, отдохнула за это время. Леоп<ольд> Иванович Коль> все в деревне. Потом поехал в Архангельское. Прием был весьма любезен как с его <Ф. Ф. Юсупова>, так и с ее <З. Н. Юсуповой> стороны. Она сейчас же с вопросом — “а вы не видали еще, что я сделала с вашим подарком” — пошла в свой кабинет и, пока я раздумывал, какой такой я ей делал подарок (собачку я рисовал, кажется) — вышла с большой рамой в руках, в которой вставлена фотография с портрета государя в тужурке (действительно, года два назад я ей подарил), и на ней внизу подпись Николая II (собственной его имп<ераторского> вел<ичества> рукой — я объявил, что я подавлен... Оказывается — придется их всех 4-х, т. е. его, опять ее и 2-х сыновей написать небольшого формата лица. Таким образом, это время не поеду к Лясковскому теперь, а может быть, если у меня разовьется алчность к деньгам,— то в сентябре (хотя почему-то мне все кажется, что там природа любопытная).

Но знаешь, Архангельское со статуями и выстриженными деревьями и с отличным видом на другую сторону реки Москвы все же очень и очень великолепно. После обеда уехал в Москву, хотя княгиня объявила, что комната для меня готова. Все, значит, обстоит хорошо, и завтра, вероятно, еду с пожитками и холстами. С меньшим сыном надо поторопиться, т. к. он едет на экзамены 9 августа 2. Оказывается, княгиня недовольна портретом Степанова 3 и уверяла, что мой лучше всех, т. е. голова, но что остальное все очень не хорошо 4.

Ну, будь здорова, целую всех, да, скажи, ты разрешила Яше Саше спать наверху, где детские. Пиши. Твой Серов.

Во время беседы княгиня, указывая на князя, сказала — “Вот кого надо написать вам”. Все соображения относительно моей навязчивости и неловкости исчезли. Кроме того, в свободное время с успехом можно заняться Петром В<еликим> и Екатериной . Архангельское того времени.

ГТГ.
_________

1 Работник на даче Серовых в Ино.

2 Граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон, князь Юсупов (1887—1967) благодаря знатному происхождению и колоссальному богатству занимал исключительное положение в привилегированных кругах царской России; был женат на племяннице Николая II; участник убийства Распутина. В 1902—1903 гг. Серов писал его портрет.

3 Клавдий Петрович Степанов (1854—1910) — живописец, академик с 1893 г. О портрете Юсуповой кисти Степанова ничего не известно.

4 Речь идет о портрете З. Н. Юсуповой, над которым Серов работал в 1900—1902 гг. на протяжении восьмидесяти сеансов. На выставках “Мира искусства” в Петербурге и в Москве в начале и конце 1902 г. портрет привлек всеобщее внимание, но отзывы были разного характера.

 

СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ

<После 6 июля 1903 г. Архангельское>

Ну, что же, конопатчики уже постукивают? так. Ну, а лес возят? ну, а Петр работает?1 и рабочих прислал? ну, а рамы делаются? Так, так. Ну, а вот лодочка, как лодочка поживает? Ну, и как в ней мальчики катаются? Хорошо ли — и слушаются ли они тебя — а? Так, ну хорошо, коли слушаются. Право, смотрю это я на комнату — все превосходно, электричество, красное дерево, умывальный сервиз — ну и что ж — ничего — так, точно я уже давно так тут живу и уже надоело — удивительное дело. Получил ли за тебя деньги Александр <Гельстрем> ? Да, между прочим. Князь Юсупов в разговоре о портретах изволил заметить, что об цене он не спрашивает — сколько я назначу, столько и заплатится — вот это так, по-княжески, одобряю — а все же много с него не возьму, пожалуй,— ну, там увидим. 

Не знаю, где мама, и Софья Сем<еновна Коль> не знает. Думал застать ее в Москве. Ну, будь здорова. Целую всех вас. Пусть мне ребята напишут что-нибудь про лодку, что ли.

Твой В. С. Пиши в Москву, я буду наезжать туда.

ГТГ.
——————

1 Петр — подрядчик, строивший дачу Серовых в Ино.

 

СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ

<6 августа 1903 г.> Среда.

Архангельское <Москва>.

Лёлюшка,

что у вас — не знаю, как добыть от тебя письма. Надо будет съездить в Москву. Приехал вчера только, а уж мне кажется, что я здесь давным-давно, так недели 1—1/2 — 2 — чудно. Пишем меньшого Юсупова. Князей самих сейчас нет — они уехали на маневры, где-то здесь не очень далеко — в субботу вернутся.

Здесь, так сказать, полное великолепие, но скучновато малость. С этим юношей мне нужно очень торопиться, ибо он едет на экзамен в Питер. Впрочем, я кажется тебе писал об этом. Жаль, мы не очень с княгиней сходимся во вкусах. Так, к примеру, какую куртку графчику надеть и то, что нравится ей, прямо ужасно — голубая венгерка — если ее написать, то тут же может стошнить. Странно. Вот приедут господа, посмотрят, что мы написали, уверен, придется не по вкусу — ну, что делать — мы ведь тоже немножко упрямы — да 1.

Оказывается, начиная с Екатерины, все цари перебывали здесь, в ознаменование чего здесь поставлены колонны с надписью в саду. Есть в саду же бюст Пушкина (неприятный, безвкусный), на пьедестале стихи, посвященные предку Юсуповых, где говорится о благородной праздности (недурно) сего предка 2. Со старшим ничего не надумаешь 3. А красиво там в хороший день, удивительно все же. Даль великолепная. Дни идут быстро, так же как и у тебя в Финляндии (спасибо за письма). А что погода у вас сейчас? Эти дни 3—4 отличные тут, а сегодня жара (я совсем отвык от жары).

Лясковскому отписал, что, мол, в августе не ждите, пожалуй, в сентябре, а там видно будет, может, и совсем не поеду. Мама здорова, хорошо выглядит — только должна носить очки. Рассказывала про Судосево и тамошние огорчения. Сейчас она с Кавказа. У Нади <Немчиновой-Жилинской> дети поправились. Была у Бларамбергов, он что-то прихварывает. Миша К<арловна> Бларамберг — цветет.

Ну, будь здорова. Целую тебя крепко. Искренно и горячо преданный (как ты подписываешься).

Оле <Серовой> и ребятам кланяюсь. В. Серов

ГТГ.
______________

1 На портрете младший Юсупов изображен в двубортной штатской куртке темно-серого цвета с приглушенным сиреневым оттенком.

2 Речь идет о кн. Николае Борисовиче Юсупове (1751—1831), екатерининском вельможе, коллекционере и любителе искусств, владельце Архангельского с 1810 г. В 1830 г., после посещения усадьбы, Пушкин написал послание “К вельможе”, в котором были такие строки:

Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины.
Книгохранилище, кумиры, и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине,
Что ими в праздности ты дышишь благородной.
Упоминаемый Серовым бюст поэта работы неизвестного скульптора был установлен в начале 1903 г.

3 Гр. Николай Феликсович Сумароков-Эльстон, кн. Юсупов (1883—1908) — старший сын З. Н. и Ф. Ф. Юсуповых, офицер. Был убит на дуэли.

 

СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ

Вторник. 12 ав<густа 1903 г. Архангельское>

Дорогая Лёлюшка,

собираюсь съездить в Москву за твоими письмами. Мама, вероятно, уже у вас они хотели поехать в воскресенье. Как поживаете? Хороша ли погода? Здесь прямо великолепная, тепло, хорошо. Чувствую себя хорошо, работаю порядочно. В воскресенье вернулись князья З. Н. и Ф. Ф. Юсуповы. Кажется, вообще довольны моей работой. Меньшого <Ф. Ф. Сумарокова-Эльстона> написал или, вернее, взял хорошо. Вчера начал князя по его желанию на коне (отличный араб бывшего султана). Князь скромен, хочет, чтобы портрет был скорее лошади, чем его самого вполне понимаю. Тоже неплохо, кажется.

А вот старший сын <Н. Ф. Сумароков-Эльстон> не дался, т. е. просто его сегодня же начну иначе. Оказывается, я совсем не могу писать казенных портретов скучно. Впрочем, сам виноват, надо было пообождать и присмотреться. С княгиней не знаю. Она очень не хочет позировать (она права — это скучно и надоело, я порядком ее мучил, этой зимой — Степанов). Князь настаивает — ну, там видно будет. Меньшой уехал в Питер на экзамены. В Москве распорядился насчет починки подоконников, перил, окон и обоев, хотя не смог еще их выбрать поеду теперь, сделаю.

Странно, думал, что здесь в Екатерининской обстановке буду думать больше о Петре I, впрочем, все же живые портреты не дают времени, а с ними надобно считаться. Целую тебя и всех ребят.

Твой В. С.

ГТГ.

 

СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ

Архангельское 22 <августа 1903 г.>

Лёлюшка милая,

не знаю, как и быть насчет своего приезда к вам. Думаю, уже ты достаточно знаешь мою систему работать, вернее, заканчивать портрет, а? Всегда кто-нибудь либо модель (большею частью), либо я должен уезжать, и таким образом произведения оканчиваются, Юсуповы остаются здесь в Архангельском до 7-го сентября. Надо написать 3 масляных портрета (а, может быть, и 4) и 2 пастелью. В течение сего времени будут 2 экзамена и заседание Совета Третьяковской галереи, на что уйдет у меня 3 дня. Поездка в Питер возьмет также дня 3—4. Таким образом, из 2-х недель до конца пребывания Юсуповых здесь у меня останется, пожалуй, недостаточно времени для того, чтобы окончить меньшого (он вернулся) и отца на лошади, и заново написать старшего, а также изловчиться набросать пастелью княгиню и (по просьбе княгини) князя.

Тут как раз все наезжают гости, которые мешают делу. Вчера я был в Москве, видел маму. Она очень довольна поездкой к вам. Между прочим, она предлагает съездить за вами. Что ты скажешь? Я мог бы дать ей денег, с которыми ты бы могла расплатиться там, а именно за лес Галкину 1 (можно будет отдать все) и Петру руб. 200, мясникам и т. д., я мог бы руб. 700—800 тебе предоставить их. Теперь что же у нас сделано? Полы поправлены, балкон тоже (мой)? Напиши-ка мне все это. На мой взгляд, нужно дом проконопатить и обшить, это главное, и рамы новые вставить. Крыльцо (подъезд) можно отложить, если ты хочешь уезжать 29.

Да спроси-ка Вас<илия> Васильев <ича> Матэ насчет состава, которым нужно тотчас же покрыть обшивку дома это важно. Когда вернется фрейлейн? Кроме того, вот еще что: на квартире у нас я распорядился, а хозяева согласны устроить в печах наверху (в детских) топки. Невозможно в самом деле морить детей холодом. Авось теплее будет. Пожалуй, к 29 августа сделать не поспеют не обождать ли вам с приездом, если погода сносная? Комната переклеена вся наверху и девичья внизу. Подоконники красятся, форточки исправлены но все это подсохнет не сразу. А какова погода у вас? Здесь недурная стоит. Был я у Трояновских, последние остатки от воспаления легкого прошли, исчезли. Чувствую себя хорошо.

Да, так вот изволь мне в точности написать, что сделано и что еще нужно сделать, а затем подсчитай, сколько мне тебе денег дать. С Майорами 2 расквитались, я думаю, уже? Аннушка маленько подобралась после моего разноса и теперь чистит ручки и все такое. Ну, вот тебе пока все мои размышления. Еще узнаю у Юсуповых, может быть, у них выйдут какие-нибудь дни, когда никто из них позировать не сможет, и тогда съездить к вам да, но арабский жеребец остается. Посмотрим еще, как за эти дни подвину работы. Старший уехал до вторника в Питер беда. До свиданья, голубчик. Олюшке поклон и мальчишкам в лодке тоже. Тутушку 3 в щечку.

Твой В. Серов

Искренне и горячо преданный. Да, насчет мамы напиши хочешь ли, чтобы она за вами приехала (она охотно поедет).

ГТГ.
___________

1 Галкин поставщик строительных материалов.

2 Майори финские крестьяне, у которых Серов купил участок земли.

3 Тутушка — младший сын художника Антон Валентинович Серов (1900—1942).

 

СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ

Архангельское <Между 23—26 августа 1903 г.>

Лёлюшка, дорогая,

ну, что же, все то же самое. Впрочем, в Москве получил письмо от Малявина 1. Оказывается, он не получил моего длиннейшего письма с объяснениями моими 2 и письмом от Чекато,— досадно. Но он все же глуп — спрашивает, не сам ли Дягилев уничтожил свой портрет — каков? Второе Удовольствие совершенно неожиданное было в магазине Дациаро — куда заехал за красками — вдруг входит Лясковский — меня не узнает — потом решительно подходит ко мне, он такой быстрый: “Какие глупости Вы обо мне думаете, зачем?” Я: “Зачем глупости мне пишете” (ей-богу). Он немного озадачился и спросил, действительно ли я свободен в сентябре. Что он мне еще напишет — ну, пусть пишет. Здесь работаем. Старший не выходит — бросил, а те два ничего.

Сегодня попробую вечером набросать княгиню пастелью и углем 3. Мне кажется, я знаю, как ее нужно сделать, а впрочем — не знаю — с живописью вперед не угадаешь. Как взять человека — это главное.

Ну, будь здорова, целую вас всех. Тутушку целую в тепленькую щечку. Скоро опять надо будет в Москву за твоими письмами. Сегодня было в школе какое-то собрание, я поленился, не поехал. До свиданья. Твой В. С.

Чувствую себя хорошо. Трояновского не застал.

ГТГ
____________

1 Письмо Малявина не сохранилось.

2 См. письмо Серова Ф. А. Малявину от 19 мая<1 июня> 1903 г.

3 Серов исполнил такой портрет З. И. Юсуповой. Портрет погиб во время Великой Отечественной войны.

 

СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ

Архангельское 27 августа <1903 г.>

Лёлюшка, дорогая, зачем так волнуешься по поводу ремонта и трат это всегда так бывает.

Главное — береги свое здоровье и детей, вот и все — остальное пустяки — деньги дело наживное. Ты вот меня просишь приехать хоть на один день (а этот день обойдется мне в четыре), вот денежки-то и того — их будет поменьше. Насчет балкона не понимаю, что такое там и что опасного. Ведь Петр находил, что все превосходно. Василий Вас<ильевич Матэ> что говорит? Мне досадно, что вам приходится тесниться и дышать пылью — если смазку потревожат — кажется мне, будет земля крошиться в нижний этаж. Так как фрейлейн еще нет, то мы решили с мамой, что она поедет за Олюшкой.

Дела мои идут хорошо. Два портрета почти готовы. Князь на коне и меньшой сын. Княгиня тоже идет, кажется, недурно. Сегодня приезжает старший — вот с ним трудно — тем более, что он очень неохотно позирует. Сейчас еду в Москву на заседание Совета Третьяковского. Если не найду от тебя письма, то мама сегодня же едет к вам. Целую и обнимаю всех вас и опять прошу тебя, не волнуйся ты и не расстраивай себя (да и меня тоже) из-за постройки не стоит. Крыльцо строят? Вот если бы погода у вас была бы такая, как здесь, было бы хорошо. Удивительный август.

Твой В. С. Третьего дня послал тебе сто руб. на имя Александра <Гельстрема>.

ГТГ.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

Архангельское 29 августа <1903 г.>

Дорогой Илья Семенович,

скучаете? Так. А мы здесь, под боком Поповки Вашей, веселимся у князей Юсуповых. Т. е. не так, чтоб уж очень веселимся,больше занимаемся портретной живописью. Пишем князя на арабском жеребце, очень великолепно выходит, сына младшего и самою княгиню (карандашами-с). Живем во дворце и все остальное прочее да.

27 были мы на заседании Совета, имели удовольствие познакомиться с г-м Вишняковым, ученик<ом> Киселева А. А. Он просил и меня любить его да жаловать!? Надеется сойтись со мной во вкусах — вообще заискивал, развеселый и разбитной, шустрый старикашка. Были представлены и демонстрированы объяснениями Иван<а> Евмен<ьевича Цветкова> (он все также величествен) комната с расположением там икон по планам профес<сора> Кондакова 1 и друг<их> (не помню) и с согласия В. Васнецова, кот<орый> обещается дать мотивы резьбы. Затем обсуждали вопрос о приобретении портрета Боровиковского собственность) Еремеевых. Портрет очень хорош — хотя и шаблонен, великолепной сохранности — просят 5000 — решено (князь <Голицын>, в особенности) идти до 3—31/2 тысяч 2. Алфераки просит за своего Брюллова (пейзаж, дерево) 7000 руб. Предложено ему понизить цифру.

По поводу Голяшкинской коллекции (Голицын еще ее не видел) Цветков считает необходимым приобрести “Собак” (Горбунова), (этакий дурень), говорит, что этот художник у нас не представлен совсем — и тем лучше — ужели всех художников нужно представлять. Кажется, он сдался 3. В коллекции этой, по-моему, до известной степени любопытен В. Васнецов (“Лавочка лубоч<ных> картин”) и, представь, “Головка” Зарянко 4. Пока отложено до осмотра кн. Голицыным. Ты, вероятно, знаешь, что отопление переделывается, теперь нефтяное будет. Покрытия 4-го не будет. Посмотрим зимой — не верится что-то, чтобы было тепло — опять пойдут пробы — как это скучно. Фасад делается понемногу. Вот тебе пока все по части галереи.

Каких же тебе худож<ественных> новостей сообщить. Вот, к примеру, А. Прахов, благосклонно принявший в свои руки журн<ал> “Худож<ественные> сокровища <России>”, выпустил тройной № 5 такого г<...>, на редкость5. Всю дрянь из жилых кабинетов Алекс<андра>III снял. Музей А<лександра> III с разных сторон. Нет, я думал, что все же будет лучше. Каких еще новостей — Богданов-Бельский 6 здесь по соседству пишет портрет в. к. Сергея Александровича). Еще! Что ж еще? А еще зимой этой приглашен я устроить свою сепаратную выставку в Берлине — да-с 7. Да, да — “Современное искусство” того-с — прикончилось, да. Ф<он> Мекк и Щербатов затевают какие-то выставки международные ? la Diaghileff, а помогать им никто, кажется, не хочет.

Будь здоров, пиши в Москву. Кланяюсь Надежде Петровне.

Твой В. Серов

На конверте:
Биарриц Biarritz (Basses Pyren?es)
H?tel Victoria
? Monsieur I. Ostroouchoff
Почтовые штемпеля:
Москва, 31.VIII.1903;
Biarritz, 19.9.03

ГТГ.
__________

1 Никодим Павлович Кондаков (1846—1925) — археолог и искусствовед, специализировавшийся в области древнерусского искусства; действительный член Академии художеств с 1893 г., член ее Совета с 1905 г.

2 В августе 1903 г. В. А. Еремеев предложил Третьяковской галерее приобрести “Портрет г-жи Скобеевой” работы Боровиковского. Совету галереи не удалось купить этот портрет. Он попал в частное собрание, из которого потом поступил в ГРМ.

3 Речь идет о картине “Семейство Дианы” Александра Кирилловича Горбунова (1855— 1912). Упомянутая картина входила в собрание С. Н. Голяшкина, которое тогда было выставлено для обозрения в помещении Московского общества любителей художеств.

4 Сергей Константинович Зарянко (1818—1870) — живописец, преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества с 1856 г., академик с 1843 г. В коллекции Голяшкина находилась “Головка девочки” работы Зарянко.

5 Речь идет о статье Прахова “Император Александр III как деятель русского художественного просвещения”, напечатанной в № 4—8 журнала “Художественные сокровища России”, редактором которого он тогда только что стал, заменив А. Н. Бенуа.

6 Николай Петрович Богданов-Бельский (1868—1945) — живописец, член ТПХВ. С 1921 г. жил в Латвии.

7 Приглашение не сохранилось. В 1903—1904 гг. выставки произведений Серова в Берлине не было.

 

СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ

Архангельское <30 августа 1903 г.> Суббота

Лёлюшка, дорогая,

вчера получил здесь твою телеграмму от 27. Надеюсь, что мама застала Олюшку <О. В. Серову> и фрейлейн, а то выйдет довольно глупо. После 27 в Москве еще не был. Оказывается, что я буду у вас раньше, чем предполагал. Юсуповы уезжают 3 сент<ября>, и к тому времени я окончу мои работы, т. е. меньшого сына, самого князя и рисунок с княгини. Старшего сына отложил до зимы, как-нибудь в Питере. Надо эти сработать хорошенько. Здесь все очень довольны (кажется) работами.

Завтра приезжают сюда великий князь <Сергей Александрович>, <вел. кн.> Елизавета Федоровна и греческая королева 1. Она приехала проведать своих внучат, которые живут у Елизаветы Федор <овны>,дети <вел. кн.> Павла <Александровича>, кушать чай и, разумеется, будут милостиво обозревать мои произведения. В Ильинском 2 пишет портрет Сергея Александровича Богданов-Бельский — кто лучше, значит. Самому мои труды мне трудно оценивать — что я сделал, но как будто ничего себе — все три вещи совершенно разные. Жаль, погода вот уже второй день как испортилась, а надо бы еще князя и лошадь написать хоть раз. Ну, а у вас что за погода? Ужели все время плохая? Да, так вот 4-го сент<ября> экзамен и 6 или 7 буду у вас.

Имею письмо от Кассирера, из Берлина — ответ на мое. Провоз и страховка на его счет. Не знаю, как приступить теперь к господам владельцам — попробуем. Что же с постройкой, как у вас? Главное, не волнуйся приедем, увидим. Был на заседании Совета Третьяк <овской галереи> — видел г. Вишнякова — веселенький старикашка. Что он заискивал у меня, просил любить его, да жаловать (?!) и что он надеется сойтись со мной во вкусах... Так-с... увидим. Цветков по-прежнему величествен.

Ну, будь здорова. Целую тебя и всех крепко. Твой В. Серов.

ГТГ.
______________

1 Греческая королева — вел. кн. Ольга Константиновна (1851—1926), жена Георга I.

2 Ильинское — имение вел. кн. Сергея Александровича на западе от Москвы.

 

СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ

Москва 4 сент<ября 1903 г.>

Лёлюшка,

прости, что за эти дни тебе ничего не писал, но, знаешь, у меня почти ни одной минуты свободной не было, а с другой стороны, мама была у нас.

Сегодня приехал из Архангельского (Юсуповы тоже сегодня уезжают) прямо на экзамен в Училище и оттуда уже домой к 6 часам и застаю изрядное общество. Во-первых, Олюшку <Серову>, бабушку <В. С. Серову>, Бларамбергов (они остановились у нас на несколько дней — в спальне). Кругликова1 и теперь Каменская 2, Наташа 3, Воронцова с братом, ожидаются еще девицы Врангель 4— здорово. На днях был тут Николай Симонович и заставил ванную комнату медом и воском — простоит сия прелесть недели 1 1/2, кажется. Наверху у детей отлично и совершенно чисто, печи готовы и, говорят, отлично топятся ну, вот и хорошо и не так неблагоразумно. Буду спать сегодня наверху. Валентина С<еменовна> и Олюшка доехали хорошо, а мама очень довольна, что съездила.

Ну-с, я, вроде, как бы окончил свои произведения, хотя, как всегда, я мог бы работать их, пожалуй, еще столько или полстолько. Заказчики довольны. Смех княгини немножко вышел. Пожалуй, удачнее всех князь на лошади, может быть, потому, что не так старался — это бывает. Высочайшие гости кушали чай и одобрили мои произведения. Перед их приездом, шутя, я спрашивал княгиню, что когда, мол, приезжает ревизионная комиссия (намекая на вел. князя), и вот Серг<ей> Алекс<андрович>, обращаясь ко мне, говорит, что ревизионная комиссия одобрила (княгиня изволила передать сию мою шутку). Греческая королева изъявила: “Рада познакомиться”, а засим, по желанию <вел. кн.> Елизаветы Ф<едоровны>, за чаем сидел по левую руку ее величества и изволили беседовать (о святом искусстве, разумеется) .

Чего же тебе еще? Завтра иду к князю за деньгами — вот это я не очень люблю, хотя и рад получить деньги, но какие, вот вопрос. Раз говорится, что мол, что назначите, то и заплатится,— тут-то и неловко. Он благодарил меня за свой портрет, да и те два ему нравятся. Завтра вечером Совет в Училище и, если не поспею уехать завтра, то послезавтра. Аннушке, я думаю, позволить оставить при себе Сашу. Приеду к вам, вероятно, к вечеру, т. к. нужно повидать дягилевцев и заплатить долги, т. е. отдать в банк 1000 руб., портному 150—200 р. Решил я вообще покончить с долгами — отдать за квартиру, за Олюшку, 200 р. <Э. А.>Беренсу, кое-что в худож<ественные> магазины, с собой взять 1500 руб., а остальное (тоже около 1500) отложить в банк. До скорого свиданья. Целую всех вас крепко.

Твой В. Серов.

Г. Лясковский что-то ничего не пишет, должно быть, обиделся ну, и черт с ним. Только что получил от тебя письмо.

ГТГ.
__________

1 График Елизавета Сергеевна Кругликова (1865—1941).

2 Оперная певица Мария Даниловна Каменская (1854—1925).

3 Наталья Александровна Рихтер, в замужестве Глебова, знакомая В. А. и О. Ф. Серовых с юношеских лет.

4 Очевидно, дочери художницы Елены Карловны Врангель (1837—1906), сестры М. К. Бларамберг.

 

И. С. ОСТРОУХОВ — СЕРОВУ

Биарриц H<?tel> Victoria

1903 г. <5> 18 сент<ября> н.с.

Дорогой Валентин Александрович,

очень благодарю тебя за письмо от 29 августа. Мы здесь третий день, с нами Александра Павловна <Боткина> и ее девочки. Погода райская. Градусов 35. Купаться мне позволили. И я очень счастлив. На днях corridas [ бой быков (исп.)] + c Мазантини. Радуюсь твоим успехам. Не понимаю только, что за сепаратную выставку предлагают тебе в Берлине.

Ведь вопрос о Голяшкинских картинах был решен, и это беззаконие, что его перерешают теперь. Ал<ександра> Пав<ловна> и я подали заявление, осмотрев картины, в том смысле, что приобретать ни одной не следует. Цветков остался один со своим предложением. Прочти это заявление. Оно у хранителей и мотивировано: “Собаки” Горбунова — вещь не художественная и не достойна быть в галерее. Остальные (Маковский, Васнецов и Размарицын 1) представлены лучшими вещами. “Лавочка” Васнецова слабее, того же периода, чем “С квартиры на квартиру” и “Чтение телеграммы”. Да, Павел Михайлович Третьяков), если бы нашел нужным купить их, мог это отлично сделать. А мы прежде всего, поскольку можем и знаем, должны справляться с его прошлым. Не подумай, что во мне говорит озлобление или другое дурное чувство, ей-богу, говорю это только в интересах галереи: ко всякому предложению Цветкова (и, конечно, Вишнякова, его alter eqo [ двойник (лат.)]) относись отрицательно и только по самом внимательном анализе, если найдешь нужным, соглашайся с ним — это прямой антихрист в деле П<авла> М<ихайловича>.

Смешно отсюда воображать, как беспомощный князинька <Голицын> будет решать вопрос быть Горбуновским псам в галерее или нет... Нет, опять я начинаю нервничать... Прости. Спроси, пожалуйста, у князя Юсупова, получил ли он мое письмо о реставрированном Арцыбашевым 2 портрете в<еликого> к<нязя> Павла Петровича 3. Я послал письмо в Архангельское за 2 дня до отъезда и не имею ответа. Надо теперь портрет этот взять и уплатить за реставрацию (длившуюся 8 месяцев) 200 руб. (двести).

Пока до свиданья. Пиши, пожалуйста, почаще и поподробнее сюда. Обнимаю тебя, целую ручки Ольге Федоровне. Над<ежда> Петр <овна Остроухова> и Ал<ександра> Павл<овна> кланяются вам.

Твой И. Остроухов.

ГТГ.
__________


1 Афанасий Прокопьевич Размарицын (1844—1917) — живописец. В Третьяковской галерее была его картина “Панихида” и рисунок “Этюд с натуры”. В собрании Голяшкина находилась картина Размарицына “Отставной солдат”.

2 Дмитрий Николаевич Арцыбашев — реставратор, в 1900—1911 гг. сотрудник Румянцевского музея.

3 Видимо, речь идет об исполненном Боровиковским эскизе портрета вел. кн. Павла Петровича в белом далматине.

 

СМОТРИТЕЛЬ ПОМЕЩЕНИЯ МОЛХ — СЕРОВУ

Сентября 1903 г. < Москва>

Милостивый государь Валентин Александрович!

При разборке в помещении Общества любителей художеств старых картин, принятых от различных лиц на комиссию для продажи, оказалась одна вещь “Пейзаж” (за № 151 по описи Общества) без обозначения чьей она работы. Некоторые художники уверяют, что эта вещь Вашей работы. Не будете ли Вы так любезны взглянуть ее (она у Федота) и черкнуть хотя на этой же записочке, Ваша вещь или нет 1.

С совершенным к Вам почтением смотритель Общества (подпись)

ЦГАЛИ. Публикуется по копии автографа.

 

З. Н. ЮСУПОВА 1 — СЕРОВУ

<Телеграмма> 19 октября 1903 г. Кореиз

Только что узнала о Вашей болезни 2. От души надеемся Вам лучше. Желаем скорее поправиться. Просим известия.

Княгиня Юсупова

На телеграмме:
Валентину Александровичу Серову. Антипьевский пер.,
д. Уланова

ГТГ. Публикуется по тексту телеграммы.
____________

1 Зинаида Николаевна Юсупова, кн. (1861—1939).

2 В начале октября 1903 г. Серов тяжело заболел. Операция показала, что у него было прободение желудка.

 

М. В. НЕСТЕРОВ 1 — СЕРОВУ

< Телеграмма> 28 октября 1903 г. Абастуман

Сердечно желаю Валентину Александровичу скорого и полного выздоровления.

Нестеров

На телеграмме:
Москва
Мясницкая. Школа живописи.
Прошу передать Серову.

ГТГ. Публикуется по тексту телеграммы.
____________

1 Михаил Васильевич Нестеров (1862—1942) — живописец

 

А. П. ЛАНГОВОЙ — СЕРОВУ

28 октября 1903 г. Москва

Многоуважаемый Валентин Александрович,

в ответ на Ваш запрос, справедливы ли слухи о том, что я вел переговоры с г-жею Голяшкиною 1 о продаже мне картины художника В. М. Васнецова “Книжная лавка” и что при этом цена за картину была назначена 2000 руб., могу сообщить Вам следующее:

В конце мая 1903 <г.> я обращался к г-же Голяшкиной с предложением продать мне картину художника Васнецова, и цена за картину была действительно назначена 2000 руб., но я должен прибавить, что, соглашаясь уступить мне картину за эту цену, г-жа Голяшкина заявила, что такую уступку делает лично для меня, в силу наших давнишних отношений, и что по оценке ее покойного мужа, С. Н. Голяшкина, стоимость картины определена значительно выше, а именно 3000 руб. 

С искренним уважением Ал. Ланговой

ЦГАЛИ.
_____________

1 Клеопатра Федоровна Голяшкина (? — 1911) — жена коллекционера С. Н. Голяшкина.

 

И. И. ТОЛСТОЙ — СЕРОВУ

<30 октября 1903 г. Петербург>

Милостивый государь Валентин Александрович!

Собрание императорской Академии художеств 27 октября сего года избрало вас, милостивый государь, в число действительных членов названной Академии. Постановление это, на основании § 17 действующего устава Академии, будет представлено на высочайшее государя императора утверждение. Уведомляя об изложенном, имею честь препроводить при сем высочайше утвержденный 15 октября 1893 г. устав Академии и журналы ее за 1901 и 1902 гг.

Примите уверение в совершенном почтении и преданности. Гр. И. Толстой

ЦГИА. Публикуется по копии письма.

Письмо было отправлено на печатном бланке: М<инистерство> и<мператорского> д<вора>. Императорской Академии художеств вице-президент.

На копии надписи: Его высокоблагородию В. А. Серову, 30 октября 1903 г., 2986.

 

СЕРОВ — В СОВЕТ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ

<10> ноября 1903 г. Москва

В Совет городской художественной галереи П. и С. М. Третьяковых.

Прошу внести в протокол ближайшего заседания Совета галереи нижеследующее мое заявление (полностью) 1. Приобретение из коллекции г-на Голяшкина картины В. Е. Маковского “Друзья-приятели” и картины Ю. Лемана “Рукодельница” 2считаю для галереи излишним.

Для принятой же в дар картины Карла Беккера “Прием императором Максимилианом венецианских послов” — места в галерее не может быть, ибо эта картина дурного пошлого вкуса; будучи помещенной среди картин истинного искусства Запада, собранных Сер<геем> Мих<айловичем> Третьяковым, она явится пятном в их ряду и нарушит благородство драгоценной коллекции.

Кроме того, считаю нужным заявить, что на августовском заседании Совета этого года на мой официальный запрос — как решено относительно приобретений из собрания г-на Голяшкина — мне было официально отвечено, что вопрос этот покончен в отрицательном смысле.

Член Совета галереи академик В. Серов
_____________

1 Заявление Серова от 10 ноября 1903 г было напечатано с протоколом заседания Совета от 27 мая 1904 г., в то время как обширнейшие замечания на него Цветкова были подробно изложены значительно раньше, в протоколе заседания Совета от 23 марта 1904 г.

2 Юрий Яковлевич Леман (1834—1901) — живописец. Член ТПХВ с 1881 г.

 

УЧЕНИКИ МАСТЕРСКОЙ И. Е. РЕПИНА — СЕРОВУ

<Телеграмма> 17 ноября 1903 г. Петербург

Глубокоуважаемый Валентин Александрович, шлем наше горячее пожелание полного и скорого выздоровления.

Ученики мастерской проф<ессора> Репина

На телеграмме:
Москва, Трубниковский пер., соб. дом Ильи Семеновича Остроухова. Передать Валентину Александровичу Серову.

ГТГ. Публикуется по тексту телеграммы.

 

УЧЕНИКИ МАСТЕРСКОЙ В. В. МАТЭ — СЕРОВУ

<Телеграмма> 18 ноября 1903 г. Петербург

Мастерская профессора Матэ шлет привет и пожелание скорейшего и полного выздоровления.

На телеграмме: Москва, Мясницкая, Училище живописи, Серову

ГТГ. Публикуется по тексту телеграммы.

 

УЧЕНИКИ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ (МОСКВИЧИ) — СЕРОВУ

<Телеграмма> <Около 20 ноября 1903 г.> Петербург

Москвичи, учащиеся в Академии художеств, шлют свое соболезнование дорогому профессору Валентину Александровичу Серову и пожелание скорейшего выздоровления.

На телеграмме:
Москва. Трубниковский пер., сб. дом Илье Семеновичу Остроухову

ГТГ. Публикуется по тексту телеграммы.

 

СЕРОВ — Н. К. ФОН МЕККУ1

<1903 г. Москва>

Многоуважаемый Николай Карлович!

Если возможно допустите осмотреть коллекцию Вашу художнику Ульянову Готовый к услугам

В. Серов

На конверте: Н. К. фон Мекк. Новинский бульвар, д. Князевой

ЦГАЛИ. Публикуется впервые.
______________

1 Николай Карлович фон Мекк (1863—1929) — крупный железнодорожный деятель, председатель правления Московско-Казанской ж. д., коллекционер произведений русских художников.
 

1 | 2345 | 6


Девочка с персиками (В.А. Серов, 1887 г.)

Портрет вел. княжны Ольги Александровны (В.А. Серов)

Портрет З.Н. Юсуповой. Фрагмент (В.А. Серов)





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Валентин Серов. Сайт художника.