Валентин Серов


Страница вторая

1 | 2 | 345 | 6

СЕРОВ — С. П. ДЯГИЛЕВУ

<Телеграмма>

<Конец декабря 1901 г. Москва>

В этом доме я больше не работаю 1.

В. Серов

 

С. П. ДЯГИЛЕВ — СЕРОВУ

2 января 1901 г. С.-Петербург

С Новым годом!

Как поживаешь и что новенького? Я думаю, что “неуверенность” Аполлинария <Васнецова>, Пастернака и других заключается главным образом в том, что они не знают, во 1-х, что мы у них возьмем и, во 2-х, будем ли мы впредь выступать с “Миром искусства” в Москве. Относительно первого — гм! Не пора ли разослать бланки с обозначением выбранных вещей? Относительно же второго — если увидишь Переплетчикова — потолкуй с ним, не могут ли они прислать нам какое-нибудь письмо с просьбой о том, чтобы мы оставили их Москву в покое. В принципе я ничего не имею против этого 1.

Когда закрываешь выставку? Это надо знать заранее, ибо нужно ведь выслать вам человека от Андерсона 2. Затем к тебе большая просьба. Не изготовишь ли нам для 1-го номера, т. е. чтобы иметь в Петербурге не позже 15-го января, eine lithographie [Литографию (нем.).], напр<имер>, быть может, одного из Ваших детей не изобразите ли или что-нибудь в этом роде. Очень бы надо было по различным соображениям. Исполните, если можете. А затем думаю навестить вас числа около 15-го. На письмо не поленись ответить.

Твой С. Дягилев.

ГТГ. Написано на печатном бланке редакции журнала “Мир искусства”.
_____________

1 Дягилев имеет в виду членов общества “36-ти”, возникшего в Москве осенью 1901 г. Туда входили художники, ранее участвовавшие в передвижных выставках (Архипов, Бакшеев, А. Васнецов, Пастернак, Остроухов и другие) и выставках “Мира искусства”.

2 Андерсон — владелец экспедиторской конторы в Петербурге.

 

ПИСЬМА 1902 ГОДА

 

СЕРОВ — М. П. РЯБУШИНСКОМУ 1

3 января 1902 г. Москва

За картины — “Прачки” и “Баба в телеге” восемьсот (800) руб. получил. В. Серов

ГТГ.
___________

1 Михаил Петрович Рябушинский — богатейший московский промышленник, один из трех членов правления банкирского дома Рябушинских.

 

СЕРОВ — А. П. БОТКИНОЙ

11 января 1902 г. <Москва>

Многоуважаемая Александра Павловна,

хочу подвести итоги что, по моему мнению, упущено по приобретению в галерею. Итак — ушли: “Бабы” Малявина, хотя должен оговориться, что вначале я не слишком на них настаивал. Старуха”, выставленная на “36”, не продается — сейчас имею от него письмо 1. Левитана — картина 2 куп<лена> Перцовым 3хмурое, серое тяжелое небо над огородными полям. Этюды, два, находящиеся у Вас 4. Сомова — версальская “Маркиза” (Ратьковы-Рожновы), синий “Портрет”, портрет сей в галереи продажен 5, и моя маленькая “Весна”. Врубеля — “Лошади” и “Царевна Лебедь”6.

К. Коровин — “Северная ночь” (этюд) на выставке “Мир искусства” в Академии художеств.
Рущиц 7 — “Церковный двор” на академической.
Теперь на выставке “36” я указывал и указываю на “Голицына” Трубецкого 8.
К. Коровина сарай с двумя девицами.
Иванов, эскиз “Бунт в деревне”, но он уже перепродан.
С. Коровин 9 — “Странники”, не продаются — были у Е. Гр. Мамонтовой.
Голубкиной “Голова старика”10.
Эскизы Головина — не все 11. “Пороховая башня” 12 А. Васнецова — продана раньше, к сожалению.

Вот пока все.

А. Бенуа — “Людовик XIV гуляющий”, еще.
Как быть с эскизами Головина не знаю. Остроухов, кажется, взял на себя переговоры с С. Т. Морозовым по этому поводу. Хорошо бы взглянуть, что делает Сомов, но, говорят, он никому не показывает. Опасаюсь теперешних “спотсмэнов” по части покупок на зло галерее — не шутя. Ну будьте здоровы. Быть может, заглянете к нам, будем рады Вас видеть.

В. Серов На конверте: ЕВБ

Александре Павловне Боткиной Б. Молчановка д. кн. Оболенской кв. П. М. Третьякова.

ГТГ.
__________

1 Это письмо Малявина не сохранилось. “Старуха” Малявина была тогда приобретена П. И. Харитоненко.

2 Речь идет о картине “Бурный день”, продававшейся на посмертной выставке Левитана в 1901 г.

3 Николай Николаевич Перцов (1855—?), инженер путей сообщения. В 1904 г. Серов исполнил портрет П. Н. Перцова.

4 В коллекции Боткиных Левитан был представлен этюдами “Осень. Солнечный день” и “Крутой берег. Река”.

5 Синий “Портретом” — это, очевидно, “Дама в голубом”.

6Лошади” —это произведение Врубеля под названием “К ночи”; картина поступила в Третьяковскую галерею в 1907 г. “Царевна Лебедь” находилась в то время в собрании М. А. Морозова; в 1911 г. вместе с другими картинами этого собрания была принесена в дар галерее.

7 Фердинанд Эдуардович Рущиц (1870—1936) — живописец. В галерее этот художник был представлен двумя картинами — “Ранней весной” (1896) и “Весна” (1897), которые были приобретены П. М. Третьяковым.

8 “Голицын” Трубецкого не был приобретен Третьяковской галереей.

9 Сергей Алексеевич Коровин (1858—1908) — живописец, преподаватель Училища живописи в 1888-1894 и 1898-1907 гг., брат К. А. Коровина.

10 Третьяковская галерея не приобрела “Голову старика” Голубкиной.

11 Имеются в виду эскизы декораций А. Я. Головина к опере Н. А. Римского-Корсакова “Псковитянка”. В 1910 г. в галерею поступило пять эскизов, подаренных Сергеем Т. Морозовым.

12 Точное название этого произведения А. Васнецова “Пороховая мельница и Серебрянские бани в Москве у Яузского моста”.

 

СЕРОВ — А. Н. БЕНУА

<После 15 января 1902 г. Москва>

Дорогой Шура,

весьма рад был получить от тебя письмецо. Правда, Сергей Пав<лович Дягилев> (а что же 3 пункт ни гу-гу!)1... собирается сюда? Когда он собирается, как бы нам не разъехаться. Относительно каталога выставки. Переплетчиков собирался со мной послать в Питер несколько экземпляров, но я не поехал и на выставку больше не заглядывал после 2. Помещение Дервиза не знаю — я как-то вообще к выставкам обравнодушел — хотя как члену комитета, хотя и подставному, его не следовало бы... Мекк просит меня извиниться перед тобой, но отчасти, вернее, он совсем, пожалуй, не виноват перед тобой — все время он ждал ответа от Соллогуба, но получил его уже после твоего отъезда. Дом сей к твоим услугам— даже просили спросить тебя, как ты пожелаешь видеть дом — в присутствии хозяев или без них — как тебе удобнее (высшая любезность), просят лишь известить за день или два до твоего приезда — чего же тебе еще?..

Видел вернувшегося Остроухова (он вообще не столь страшен, но ведь он все толкует об учреждении прочного общества и т. д. и т. д. на основании теперешнего успеха, так сказать). Ну, да это видно будет, а в этом году и не собирались сию именно выставку отправлять в Питер. Тут вопрос принципиальный, не люблю я принципов. Читал твою статью — мне очень нравится, и если бы не было передержек (грехи молодости), то было бы и совсем хорошо. Между прочим, Философов находит перенесение В. Васнецовым его Аленушек и Берендеев на стены храмов за явление положительное в живописи православия 3. Иногда и, правда, это мило — не перемиловидничать бы, вот беда, только и эта беда есть. Ну, будет. Письмо и телеграмма посланы тебе. Кланяемся всем вам. Относительно же выставки 7—8 с 1/2 молчу, ничего не говорю.

В. Серов

Об Федотове еще не читал 4.

ГРМ.
___________

1 Речь идет о знаменитом третьем пункте статьи 838 “Устава о службе гражданской”.

2 Имеется в виду каталог первой выставки “36-ти” в Москве.

3 Речь идет о статье Д. В. Философова “Иванов и Васнецов в оценке Александра Бенуа” (“Мир искусства”, 1910, № 10).

4 Статья Бенуа “Федотов” была напечатана в Мире искусства” 1901, № 11-12” 334-341

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<24 января 1902 г. Москва>

Любезный Илья Семенович,

у князя <Голицына> был, имел довольно продолжительную беседу. Во-первых, он всецело присоединяется к особому мнению Цветкова относительно покупки Боткина 1 и карикатуры 2, опасается заявления в Думу по этому поводу. Отвечать на статью “Новостей дня” не считает нужным и возможным от лица Совета 3. На всевозможные нападки газет Дума никогда не отвечает и, вероятно, с неудовольствием отнеслась бы к подобному полемизированию. Кроме того, оно невозможно в виду разногласия в самом Совете. Разумеется, каждый член Совета в отдельности может отвечать, но ведь не отвечали на Дягилевскую статью, столь же недоказательную, как и эта 4.

Я все-таки заявил, что следовало бы, пожалуй, собраться потолковать об этом, что возможно, Александра Пав<ловна Боткина> приедет. “А когда — сейчас же меня известите” — последние слова князя. Относительно вообще принципов при покупке картин сказал ему, что не схожусь с ним, князем, т. е. покупать по вкусу публики. Что вкусы вообще разные, что Лебедева5 по настоянию Цветкова покупать не могу , как, вероятно, не может покупать Цветков Ф. Боткина 6. Что тут судить могут действительно только гласные и, если заявление появится в Думе, вероятно, все мы уйдем. Что порт<рет> кн. Черкасского 7 художествен <ного> интереса иметь не может и т. д. и т. д.

Тв<ой> В. Серов

На конверте: ЕВБ
Илье Семеновичу Остроухову от В. С.

ГТГ.
_
_________

1 Федор Владимирович Боткин (1861—1905) — живописец, учившийся в Миланской академии, затем во Флоренции и Париже. В комментируемом письме речь идет о приобретении в галерею этюда Боткина “Портрет девушки”.

2 В конце января 1902 г. в периодической печати развернулась оживленная дискуссия вокруг покупки галереей этих произведений.

3 Упоминаемая статья — это интервью М. П. Боткина с сотрудником газеты “Новости дня” С. Л. Кугульским.

4 Имеется в виду статья Дягилева “О русских музеях”, напечатанная в “Мире искусства” (1901, № 10).

5 Клавдий Васильевич Лебедев (1858—1916) — живописец.

6 12 февраля 1907 г., т. е. когда Цветков уже не был в Совете галереи, Боткина и Серов предложили присоединить к имеющимся в галерее произведениям Ф. В. Боткина картину его “Вечер на берегу озера”. Совет галереи принял тогда это предложение.

7 Это произведение поступило в галерею: 26 марта 1901 г.

 

СЕРОВ — А. Н. БЕНУА

<29 января 1902 г. Москва>

Дорогой Шура,

у нас тут целая драма по поводу Третьяковской галереи, т. е. ее Совета.

Посылаю тебе все пока 3 нападки, вышедшие или изшедшие от М. П. Боткина (чудный дядя) 1. Весьма возможно, что дойдет до заявления в Думе и тогда — тогда будет уже разговор всерьез. Пока ругается только одна скверненькая газета “Новости дня”, но за ее ширмами действуют другие темные силы. Остроухов совсем заметался (галерея, действительно, наичувствительнейшая струна в его, так сказать, душе). Мне-то что, мне наплевать, я всегда, как эгоист, ухожу оттуда, где мне становится неприятным мое пребывание. Но тут дело все же не шуточное и придется бороться — т. к. считаю, что хотя наши покупки в галерее и не вполне достаточны, т. е. кое-что пропустили, но остальное все же можно было купить и даже следовало, и сомневаюсь, чтобы другой Совет или же один покупщик (как в этой газете рекомендуется, уже не Михаил ли Петрович?..) покупал лучше.

И в этом смысле, если со мной согласна редакция “Мир искусства”, следовало бы нас защитить, ибо, повторяю, за этой паршивой газетой скрываются темные силы власть имущие в Думе, Сергей Павлов <ич Дягилев> уехал, вероятно, а потому обращаюсь к тебе по сему поводу и просил бы поместить заметку в ближайшем номере, разумеется, если найдете сие нужным. Теперь послушай, почтенный сочлен Комитета выставок жур<нала> “Мир искусства”,— скажи, пожалуйста, что же, собственно, и как, собственно говоря,— никаких распоряжений от Сергея Пав<ловича>не получали относительно Москвы? — Положение наше становится странным... куда, например, по закрытии выставки “36”, что будет 3 февраля, девать картины Светославского, адресованные на “Мир искусства” и т. д. и т. д.

Чувствую, что помещения нет и нет —,а? Ну вот, я так и знал. Эх-ма — что же нам делать — будет ли выставка или не будет. Переплетчиков артельщик все сочиняет и сочиняет устав за уставом будущего “Союза художников”. Ответь мне поскорее, пожалуйста. В Питере буду 10 февраля.

Твой В. Серов

ГРМ
____________

1 М. П. Боткин приходился дядей Ф. В. Боткина, а также членам Совета Третьяковской галереи И. С. Остроухову (по жене) и А. П. Боткиной (по мужу), которых непосредственно задевало его интервью.

 

СЕРОВ — В. Ф. НУВЕЛЮ

1 февраля <1902 г. Москва>

Дорогой Валичка! Что же это вы такие-сякие ничего мне отвечать не хотите? Сегодня прочел в газете “Новости дня” (сволочь газета), что 3 пункт отменен. Правда ли? Если так, то слава богу. Сергей-то Павлович <Дягилев> где? Ну, там в загранице прочтет. А вот — что нам с выставкой “Мир искусства” делать — не знаю. Шура <Бенуа> тоже ничего мне не пишет. Кто сейчас заместо Совета галереи Третьякова? Все же-таки, кажется, общественное мнение скорее за нас, чем за Михаила Петровича <Боткина> <сукина сына> и его интервьюера (тоже сукина сына 1). Председатель наш голова к. Голицын тоже было грозил пальчиком и просил, чтобы мы, покупая, больше бы сообразовывались с вкусом публики — да-с...

Читал сегодня Кравченко об постановке “Дон Кихота” 2 — он, Кравченко, все же осел, ну да, это старая истина. Ну-с, а вам, дифисилям [difficile — несговорчивый, требовательный, разборчивый (франц.); здесь — привередник], как понравилось? Подозреваю, что не очень, а? На мой взгляд, недурно. Ну напишите что-нибудь, право, точно вымерли. Костя <Коровин> огорчен.

Академик

На счет портрета царского ответь послан ли он и т. д. В Шурином письме я писал тебе 3.
_____________

1 Интервьюировал М. П. Боткина журналист Семен Лазаревич Кегулихес, более известный под псевдонимом Кугульский (1862—1936).

2 20 января 1902 г. в Мариинском театре состоялся первый спектакль “Дон Кихота” с декорациями Коровина и Головина и с участием Карсавиной, Кшесинской и Преображенской.

3 Письмо Серова А. Н. Бенуа, в котором он излагал Нувелю свою просьбу, не сохранилось.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<До 10 февраля 1902 г. Москва>

Еще раз благодарю тебя за двойную любезность, Илья Семенович, за деньги 100 руб. и, второе, за билет. Ольга Федоровна просит тебя очень поблагодарить. Билеты назначаются ей, т. к. сам я собираюсь этим летом в Байрейт.

В. Серов.

С приездом Нарышкиной 1 расплачусь с тобой. Выписка из письма Бенуа, кот<орая> тебя интересовала: Дядя Michel <М. П. Боткин> известный прохвост. Его добронамеренный интервью — преподлейшая штучка. Надо будет как-нибудь исправить это и погладить вас, бедных членов Комиссии, по головке. Сережа <Дягилев> находил, что это вполне необходимо и поручил составление заметки нам, однако, т. к. он возвращается довольно скоро и весь сыр-бор (по мнению Остроухова) загорелся по его вине (если это можно назвать виной) 2, то пусть лучше он напишет. Все равно в № 2 успеет попасть”.

Письмо от Нувеля: “что касается с. с. Михаила Петр<овича> Боткина 3, то заметки о его подлости будут помещены в “Худ<ожественных> сокр<овищах> России” и в “Мире искусства”. Но для этого я хочу обождать приезда Сережи <Дягилева>, который, по всей вероятности, сам напишет эту заметку. Следующий № выйдет не раньше конца февраля. По поводу этой грязной истории у Сережи был Сер <гей> Сер<геевич> Боткин. На мой взгляд, вся эта история медного гроша не стоит. Мало ли что брешет такая сволочь, как М<ихаил> П<етрович>, и какой он в данном случае авторитет. Притом, насколько мне известно, пресса на вашей стороне”,— Нувель временно редактор.

На конверте: ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову от В. Серова.

ГТГ.
_____________

1 Александра Николаевна Нарышкина, урожденная Чичерина, кн. (1839—1918) — статс-дама.

2 Имеется в виду статья Дягилева “О русских музеях”.

3 Помимо ругательного смысла буквы “с. с.” можно расшифровать как статский советник (М. П. Боткин имел этот чин).

 

СЕРОВ — М. А. ВРУБЕЛЮ

<До 10 февраля 1902 г. Москва>

Михаил Александрович!

Демон” твой сильно исправился и лично мне нравится, но этого далеко не достаточно, чтобы вещь эту приобрести — для чего Остроухов и я были в Думе у князя Голицына — сейчас он <Голицын> занят комиссией по памятнику Гоголя 1. Сегодня же вечером Остроухов повидает его, дабы решить этот вопрос Советом. Свой голос я передал Остроухову, т. е. он его заявит на Совете.

В. Серов

PS. Хотя для тебя и безразлично мнение мое, т. е., вернее, критика моя, но все же скажу ноги не хороши еще.

ГРМ.
___________

1 21 февраля 1902 г. торжественно отмечалось пятидесятилетие со дня смерти Н. В. Гоголя. К этому событию в Москве был приурочен ряд мероприятий и, в частности, состоялся конкурс на памятник писателю.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<До 10 февраля 1902 г. Москва>

Любезный Илья Семенович,

на случай, если Совет по поводу Врубеля состоится — он должен состояться — прошу на нем заявить мой голос за приобретение “Демона” 1.

В. Серов.

На конверте: ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову от В. Серова.

ГТГ.
___________

1 В конце 1902 г. Совет галереи приобрел эскиз “Демона поверженного”. Сама картина поступила в Третьяковскую галерею в 1908 г.

 

СЕРОВ — В СОВЕТ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ

<18 февраля 1902 г. СПБ>

В Совет Московской городской художественной галереи бр<атьев> Третьяковых

Заявление

На заседании, имеющем быть 19 сего февраля 1902 г., голос свой передаю члену Совета Александре Павловне Боткиной.

Член Совета В. Серов ГТГ

 

СЕРОВ, А. Н. БЕНУА, С. П. ДЯГИЛЕВ — А. П. РЯБУШКИНУ

<Телеграмма>

24 февраля 1902 г. Петербург

Очень рассчитываем на Ваши вещи. Сообщите сколько высылаете 1.

Серов, Бенуа, Дягилев

ГРМ.

Публикуется по тексту телеграммы.
__________

1 На четвертой выставке картин журнала “Мир искусства” были два произведения Рябушкина: “Едут (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)” и “Пожалован шубой с царского плеча”.

 

И. С. ОСТРОУХОВ — СЕРОВУ

<25 февраля 1902 г. Петербург>

Любезный Валентин Александрович,

сегодня в 111/2 мы с Александрой Павловной <Боткиной> на выставке петербургских художников в Пассаже. В 2 в Академии, на весенней выставке. Если можешь, пожалуйста, приезжай. Сегодня вечером уезжаю в Москву.

Твой И. Остроухов

25/II — 902г.

ГТГ. Публикуется по автографу на визитной карточке Остроухова.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<Около 25 февраля 1902 г. Петербург>

Илья Семенович,

в каталоге я отметил вещи, на мой взгляд, недурные, кроме “Ворон” Рериха 1.

ГТГ. Публикуется по автографу па визитной карточке Серова.
____________

1 Картина “Зловещие”, как и другие работы Рериха на весенней выставке 1902 г., получила большое признание.

 

И. С. ОСТРОУХОВ — СЕРОВУ

26 февраля <1>902 г. <Москва>

Безусловно конфиденциально, кроме тебя, С. П. Дягилева и А. П. Боткиной.

Любезный Валентин Александрович!

Тороплюсь послать тебе это письмо ввиду того, что Врубель едет завтра или послезавтра в Петербург. Ты помнишь его последний визит ко мне, после приезда из Петербурга, на его вопрос: “Что “Демон” куплен?” я ответил роковым — “Нет”.— “Почему?”— “Извини меня, Михаил Александрович, но я могу сообщить тебе только это решение и не имею права сообщать все происходившее в закрытом заседании Совета”.—“В таком случае я с тобой не разговариваю...” И, не простясь, вышел в большом возбуждении. Сегодня я приехал в Москву. Бедный Врубель все время не выходил из головы... Вдруг перед обедом он приходит к нам и между нами произошел следующий разговор. Сообщаю его тебе и прошу сообщить Александре Павловне и Дягилеву, на понятный конец [здесь русифицированный французский оборот, следует читать: с целью] предупреждения. И, безусловно, между нами, как факт болезненности.

Я пришел к тебе на минутку, сказать тебе, что я глубоко извиняюсь опять за мой поступок; еще сказать тебе, что ты вел себя во всем деле со мною героем, истинным героем, что я обязан тебе, твоему, прямо говорю, геройству, что я исправил недостатки рисунка и пр<очее>. Теперь мы больше о “Демоне” говорить не будем. Я его продал Мекку и Тенишевой!.. Серов вел себя нехорошо (не стоит приводить подлинных выражений)...” — “Я очень рад за тебя и за успех твоего “Демона” и с своей стороны заявляю тебе, что ничего против тебя не имею, да и не имел за твои дерзости, т. к. приписывал их твоему болезненному состоянию...” — “Я озлился на тебя за то, что ты победил меня, но победил, как твердый настойчивый купец, мне не понравился твой купеческий тон”.—“Ах, послушай, Михаил Александрович, как ты плохо нас ценишь! Серов больше всех нас распинался за тебя, Александра Павловна и я грезили ввести тебя в галерею”.—“Ну, вопрос о “Демоне” кончен, еще раз прости меня...”—“Пойдем обедать, кто старое вспомнит...”

Сели наскоро обедать, т. к. в 6 1/2 было важное думское заседание. Говорили о том, о сем. Вдруг Михаил Александрович бледнеет и опять своим криком, с странным выражением в глазах, начинает: “Вы делаете преступление, не передо мной, перед всем искусством, что не приобретаете “Демона”... Это великое создание и т. д. Вы должны, Вы обязаны его приобрести, это стало известно всем, газеты меня облили грязью. Вы подтверждаете Вашим приговором эту грязь... Как Вы смеете, не спросись меня, торговать моего “Пана” у бедного родственника, чтобы кинуть мне ненужные 400—500 руб. Не смейте!.. “Демон” должен быть в галерее”...и пошел, и пошел. Я молчу, жена тревожится. Положение отчаянное... С резкостью я вдруг меняю тему разговора, Врубель также быстро переходит на спокойное лоно... Я поспешил в Думу и увез с собою жену. Перед самым выездом я устроил так, что Врубель дал мне слово посоветоваться с Ротом, которому я написал уже письмо 1. Оказалось, что, очевидно, под давлением домашних он уже лечится у каких-то мне неизвестных докторов душевных болезней и берет ежедневно 30-градусные ванны и принимал от сплошной бессонницы какие-то средства. Врубель везет “Демона” в Петербург на выставку “Мира искусства”.

Прошу мне верить, хотя я не специалист: Врубель болен. Это ужасно, но это для меня истина. Как он болен, временное ли или хроническое заболевание — не знаю. Устройте показать его специалисту, которого можете свести незаметно с ним в нашей компании. Быть может, вовремя принятыми тактично мерами его можно вылечить. Лечить его необходимо и неотложно. Не смейтесь надо мною и просто сожгите это письмо, дабы неосторожно оно не стало достоянием других лиц или, к великому ужасу, помилуй Бог, самого Михаила Александровича!.. Это я требую. Пишу это и для того, чтобы Вы знали, каким тоном Вам следует говорить с Врубелем и умно предостеречь других, чтобы не раздражать его по неосторожности...

А пока до свидания. Тороплюсь отправить на поезд это письмо. Александре Павловне сообщите содержание сегодня, если можно.

Ваш И. Остроухов

ГТГ.
___________

1 Владимир Карлович Рот (1848—1916) — невропатолог, профессор Московского университета в 1895—1911 гг., товарищ председателя общества невропатологии и психиатрии.

 

СЕРОВ, А. П. БОТКИНА — ОСТРОУХОВУ

<Телеграмма>

28 февраля 1902 г. Петербург

Интересная вещь Рериха может уйти. Как быть?

Серов. Боткина.

На телеграмме: Москва, Трубниковский пер., Илье Семеновичу Остроухову

ГТГ. Публикуется по тексту телеграммы

На телеграмме имеется пометка Остроухова: Что сей сон значит?

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<Телеграмма>

3 марта 1902 г. Петербург

Наш Совет идеален. Отличная картина Рериха упущена.

Серов

На телеграмме: Москва, Трубниковский переулок, Остроухову.

ГТГ. Публикуется по тексту телеграммы.

 

СЕРОВ — В. Д. ПОЛЕНОВУ

<Начало марта 1902 г. Москва>

Многоуважаемый Василий Дмитриевич!

Как мне говорил Константин Алексеевич Коровин, портрет его, написанный мною, находится у Вас; если это так, то не будете ли Вы так добры выдать его г-ну Грабье для отправки в Петербург 1.

В. Серов

ГТГ. Публикуется автографу на визитной карточке Серова.

На обороте имеется расписка: Портрет К. Л. Коровина, писанный В. Л. Серовым, взял для передачи Л. Л. Грабье. Дмитрий Назаров.
____________

1 Портрет Коровина (1891 г.) был на выставке “Мира искусства”, открывшейся в Петербурге 9 марта 1902 г.

 

СЕРОВ — А. П. РЯБУШКИНУ

15 марта <1902 г.>

Москва Любезный Андрей Петрович!

Вас, вероятно, уведомил С. П. Дягилев о приобретении картины Вашей (большой) музеем Александра III поздравляю...1 Теперь относительно вообще выставок “Мира искусства”. Возникновение так называемого “Союза 36”, в котором имеется лишь 18 подписей, из которых есть несколько сомнительных, как Врубель, Щербов, М. А. <Мамонтов>, Коровин С., да даже и Виноградов с Переплетчиковым (зачинщики “36”) — возможно, что и они примут участие и на будущих выставках “Мир искусства” — укрепило сию последнюю.

Решено во всяком случае ее продолжить в течение трех лет и везти ее в Москву. На этом же собрании, состоявшем из 13 человек,Бенуа и я избраны на год опять в комитет. Таким образом, все остается по-прежнему, но есть надежда, что выставка “Мир искусств” с привлечением некоторых новых и желательных сил впредь может быть и лучше (хотя она и сейчас не хуже других прочих).

В. Серов.

Да, да еще.

Должен еще предупредить Вас, что (как это ни неприятно) решено для покрытия расходов по выставке — не знаю, как будет с этой, прошлая была с убытком,— взимать проценты — 10 проц<ентов> или 5, не помню — я платил 10 с проданных на выставке вещей, как это принято повсюду. С покрытием убытков прошлых выставок прибыль пойдет на выставочный фонд — все это решение общего собрания.

ГРМ.
________

1 Речь идет о картине Рябушкина “Едут”.

1 | 2 | 345 | 6


Похищение Европы (Серов В.А.)

Семья Мамонтовых за обеденным столом (Серов В.А.)

Портрет А.Я. Симонович (А.В. Серов, 1880 г.)





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Валентин Серов. Сайт художника.