Валентин Серов
Играть в игровые автоматы бесплатно и без регистрации вулкан гладиатор boleznicvetov.ru!
Главная > Переписка > Письма 1905


Письма 1905 года

СЕРОВ — К. А. СОМОВУ

14 января <1>905. Москва

Многоуважаемый Константин Андреевич!

Должен оповестить Вас, что Третьяковские дела в Думе, назначенные на 8 января, отложены на конец этого месяца, и новый состав Совета будет избран лишь к середине февраля 1 почему и не считаю себя вправе удерживать Вас долее от продажи намеченной вещи Вашей. Да еще каков-то будет Совет?..

Кланяюсь Вам и извиняюсь В. Серов

ЦГАЛИ.
__________

1 В это время Московская городская дума пересматривала положение об управлении Третьяковской галереей и поэтому совет галереи бездействовал. Выборы нового попечителя и новых членов совета галереи состоялись в начале марта 1905 г.; см. письмо Серова и др. в Московскую думу от 26 февраля 1905 г.

 

СЕРОВ — И. Е. РЕПИНУ

20 января <1905 г.> Москва

Дорогой Илья Ефимович!

То, что пришлось видеть мне из окон Академии художеств 9 января, не забуду никогда — сдержанная, величественная, безоружная толпа, идущая навстречу кавалерийским атакам и ружейному прицелу — зрелище ужасное 1. То, что пришлось услышать после, было еще невероятнее по своему ужасу. Ужели же, если государь не пожелал выйти к рабочим и принять от них просьбу то это означало их избиение? Кем же предрешено это избиение? Никому и ничем не стереть этого пятна. Как главнокомандующий петербургскими войсками в этой безвинной крови повинен и президент Академии художеств — одного из высших институтов России 2. Не знаю, в этом сопоставлении есть что-то поистине чудовищное — не знаешь, куда деваться. Невольное чувство просто уйти — выйти из членов Академии, но выходить одному не имеет значения.

Что означает закрытие занятий в Академии с 17 января, быть может, что-либо уже предпринято в этом смысле или это забастовка учащихся? Мне кажется, что если бы такое имя, как Ваше, его не заменишь другим, подкрепленное другими какими-либо заявлениями или выходом из членов Академии, могло бы сделать многое. Ответьте мне, прошу Вас, Илья Ефимович, на мое глупое письмо. С своей стороны готов выходить хоть отовсюду (кажется, это единственное право российского обывателя).

Ваш В. Серов

Пишите либо в Училище ж<ивописи> в<аяния> и з<одчества> или Б. Знаменский, д. Улановых 3.

ИРЛИ.
______________

1 9 января 1905 г. Серов вместе с В. В. Матэ и И. Я. Гинцбургом наблюдал из окон Академии художеств за расстрелом рабочих.

2 Главнокомандующим Петербургским военным округом и войсками гвардии был вел. кн. Владимир Александрович, являвшийся также и президентом Академии художеств.

3 Обнаружить ответное письмо Репина не удалось. Неизвестно, было ли оно вообще. Что касается предложения Серова о выходе из Академии, то Репин его не поддержал.

 

А. Н. БЕНУА — СЕРОВУ

25 января 1905 г. <Петербург>

Дорогой друг,

Франк (пожалуйста! простите!) попросил меня узнать от Тебя, не предоставил бы Ты свои рисунки басен (если они готовы) для воспроизведения Экспедицией в книжках Народного чтения1. Если они не совсем готовы, то закончи их. Кое-что уже иллюстрировал (horribile dictu [страшно сказать (лат.)]) <А. С.> Степанов. На книжку требуется всего 6 рисунков, два в качестве заставки и концовки, а четыре als Vollbilden, verstanden? [в виде страничных, понятно? (нем.)]. Гонорарий за шесть рисунков (только право воспроизведения) пятьсот рублей. Посылаю Тебе сюжеты намеченных Экспедицией басен. Зачеркнутые взяты Степановым. Если бы часть остальных Тебе не подошла, то Ты можешь их заменить другими, разумеется, только не теми, которые зачеркнуты. Боюсь, что Ты ничего но поймешь из всего сказанного. Попроси Ольгу Федоровну <Серову> Тебе растолковать. Ответ дай немедленно и, прошу Тебя,утвердительный .

Выставка портретов в полном ходу 2. Спешу Тебя порадовать, мне Твой “Михаил Николаевич” не нравится. Ты ведь всегда жаловался, что я все Твое хвалю. Впрочем, быть может, что это все лицеприятие. Ведь я зол на Тебя, на Твою бестактную и дерзкую измену. А отца Василия <Матэ> я из ревности видеть не могу 3. Целую Тебя и низко кланяюсь Ольге Федоровне. Твой бедный друг Шура...

ГТГ.
_____________

1 Серов отклонил это предложение об иллюстрировании басен Крылова, переданное ему Бенуа.

2 Речь идет об Историко-художественной выставке русских портретов, устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге. Эта грандиозная выставка — на ней было около 2300 произведений — представляла в основном русское портретное искусство XVIII в.

3 П то время Серов, приезжая в Петербург, стал обычно останавливаться у В. П. Матэ.

 

СЕРОВ — А. Н. БЕНУА

<Первая половина февраля 1905 г. Москва>

Шура милый!

Ты едешь? Надолго? Это пренеприятно...— Ах ты, эмигрант... Не хочешь с нами кашу есть. Пожалуй, не без удовольствия будешь за утренним кофеем пробегать известия из России... да... Издали оно совсем великолепно. Ну, а пока ты еще несколько часов побудешь в Питере и успеешь прочитать сие воззвание, которое со временем будет препровождено в Питер для подписи господ художников, ты же, прочтя его теперь (в случае согласия, разумеется), распорядись относительно своей подписи — либо пришли ее письмом или телеграфом или поручи кому-либо подписать потом на самом листе, кот<орый> будет послан, повторяю, потом. Вот текст:

Мы, нижеподписавшиеся художники, выражаем Думе московской свое пожелание иметь попечителем галереи Павла и Сергея Мих<айловичей> Третьяковых — Илью Семеновича Остроухова — как человека истинно преданного интересам галереи и по пониманию искусства, как прошлого, так и настоящего, способного вести дело приобретения галереей по надлежащему пути истории русской живописи”.

Бумага эта подастся на совещание Думы — перед окончательными выборами в попечители 1. Ну, будь здоров, Шура. Кланяемся с женой тебе и Анне Карловне и деткам вашим и желаем всего хорошего, что в изобилии и за недорого имеется в заграницах. Никаких басен в Экспедиции рисовать не намерен, прости, что не отвечал. А что же с моим “Набором” 2 на открытке — не готов или как цензура!?!?!?

Обнимаю тебя твой В. Серов

До свиданья, ситуаэн [citoyen гражданин (франц.)] Бенуа.

ГРМ.
__________

1 Бенуа подписал это обращение художников в Московскую думу; см. письмо Серова и др. в московскую думу от 26 февраля 1905 г.

2 В 1904 г. Серов исполнил гуашь “Набор” (“Новобранец”). Это был отклик художника на непопулярную русско-японскую войну. Незатейливая композиция произведения привлекала Серова, и он продолжал ее разрабатывать спустя еще два года. Серовский “Набор” был воспроизведен в красках на почтовых открытках.

 

СЕРОВ — Д. В. ФИЛОСОФОВУ

<Первая половина февраля 1905 г. Москва>

Любезный, дорогой друг Дмитрий Владимирович!

Письмо, полученное вчера, передано. Пожалуй, скоро свидимся. Надо же видеть, черт возьми, портретную выставку, хотя более неудобного времени, кажется, нельзя и выбрать было. Все же ход событий чрезвычайный. Елизавета Федоровна тронула сердце всех молодец она. Я готов приложиться к ее башмаку 1. Готовим бумажку в Академию художеств о несовместимости, так сказать, 2-х постов в одном лице: командующий войсками 9 января и президент Академии художеств 2.

Желаю здравствовать,

Твой В. Серов

ГПБ.
_________

1 В первой половине февраля 1905 г. вел. кн. Елизавета Федоровна попыталась вызвать к себе симпатии, рассчитывая таким образом внести известное умиротворение среди населения Москвы, охваченного революционным брожением.

2 См. письмо Серова и В. Д. Поленова — в собрание Академии художеств от 18 февраля 1905 г.

 

СЕРОВ — В. В. МАТЭ

<Первая половина февраля 1905 г.>

Москва Дорогой Василий Васильевич!

Обращаюсь к тебе с важным нужным делом. Чтобы прекратить наконец разные издевательства с И. С. Остроуховым в Думе — а именно, наметить его единственным кандидатом, они, гласные, все же недовыбрали его попечителем Третьяковской галереи — мы, художники, решили вступиться за него, и вот подается в частное совещание, в печать он не пойдет, подписной лист. Будь добр, подписав его сам (если согласен, разумеется),— передай И. Е. Репину для подписи, В. А. Беклемишеву и П. П. Чистякову, пожалуйста. Если в это время будет у тебя Щербов, ему дай на подпись. Кроме того, еще попрошу тебя дать этот лист подписать Врубелю (Театральная площадь, позади консерватории, дом гр. Рибопьера) и Сомову — живет при отце на Екатерингофском канале, недалеко от Аларчина моста соб<ственный> дом. Будь добр, сделай это. Думаю, время, пожалуй, найдется — теперь общая забастовка. Да, вообще ход событий чрезвычайный. Да, итак, собравши подписи, сейчас же отправляй в Москву. Лист этот подается в заседание 26 сего февраля 1. Кланяюсь тебе и семейству твоему. Жена шлет поклон. Будь здоров.

Твой В. Серов

Б. Знаменский пер., д. Улановых.
Пошли заказным.

ГРМ.
_______________

1 В ответ на просьбу Серова все художники-петербуржцы, к которым он просил Матэ обратиться, поставили свои фамилии под “подписным листом” с ходатайством о назначении Остроухова попечителем Третьяковской галереи.

 

А. ФЕРЕКСЕЛЕТТИ — СЕРОВУ

3<16> февраля 1905 г. Венеция

Многоуважаемый господин Серов,

мы несколько раз имели честь приглашать Вас на наши международные художественные выставки, значение которых хорошо известно и оценено во всех странах. К сожалению, Вы ни разу не откликнулись на наши приглашения. Разрешите нам сделать еще одну попытку. Мы просим Вас соблаговолить принять участие одной или двумя крупными работами в нашей будущей выставке (22 апреля — 31 октября). Все издержки по транспорту принимаются на наш счет, и произведения будут освобождены от рассмотрения жюри.

Мы посылаем Вам отдельно бланк для заполнения с экземпляром нашего общего положения. Время нас торопит. Необходимо возможно скорее организовать пересылку. Ожидаем Ваш бланк с волнением и надеждой 1. Примите, дорогой метр, нашу самую сердечную благодарность.

Мэр Венеции, председатель выставки, генеральный секретарь, проф. А. Ферекселетти

ГТГ.
______________

1 Ответ Серова на это письмо организаторов VI Международной художественной выставки в Венеции в 1905 г. не известен.

 

СЕРОВ, В. Д. ПОЛЕНОВ — И. И. ТОЛСТОМУ

<18 февраля 1905 г. Москва>

Милостивый государь, граф Иван Иванович!

Посылаем при сем заявление, которое покорнейше просим Вас огласить в собрании Академии 1.

Примите уверение в нашем совершенном почтении
В.Поленов
В. Серов

18 февраля 1905

ЦГИА.
______________

1 См. следующее письмо.

 

СЕРОВ, В. Д. ПОЛЕНОВ — В СОБРАНИЕ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

<18 февраля 1905 г. Москва>

В Собрание императорской Академии художеств

Мрачно отразились в сердцах наших страшные события 9 января. Некоторые из нас были свидетелями, как на улицах Петербурга войска убивали беззащитных людей, и в памяти нашей запечатлена картина этого кровавого ужаса. Мы, художники, глубоко скорбим, что лицо, имеющее высшее руководительство над этими войсками, пролившими братскую кровь, в то же время стоит во главе Академии художеств, назначение которой вносить в жизнь идеи гуманности и высших идеалов.

В. Поленов
В. Серов 1

ЦГИА. На автографе надпись: “Доложено его высочеству 24 марта 1905 г.”.
___________

1 Никто из художников не решился поддержать этот протест Поленова и Серова.

 

В. М. ВАСНЕЦОВ — СЕРОВУ

21 фев<раля> 1905 г. <Москва>

Многоуважаемый Валентин Александрович,

по совести сказать, и я не знаю, кого бы другого можно указать более подходящего, по крайней мере, в настоящее время. Подписываю, хотя и не очень решительно 1.

Преданный Вам В. Васнецов P. S. Вы обещали в письме, что записка эта в печати не появится. В.

ГТГ.
________________

1 Речь идет о ходатайстве перед Московской думой о назначении Остроухова попечителем Третьяковской галереи.

 

В. В. МАТЭ — СЕРОВУ

22 февраля 1905 г. <Петербург>

Дорогой друг Валентин,

сейчас покончил с твоей бумагой 1. Рад, что все с удовольствием подписали, и довольно удачно всех заставил. Завтра, 23 февр<аля>, утром заказным посылаю, так бумага вернется к тебе вовремя и, конечно, желаю победы и успеха. Как же у нас трудно всякому доброму и важному делу. Везде помеха и интрига! Гал<ерея> и Остроухов одно дело. Что касается второй бумаги, то призадумался я 1. Я ее читал у Влад<имира> Алек<сандровича> Бек<лемишева>. Не проверив, насколько правда, как тут судить страшно. Он <вел. кн. Владимир Александрович> болен. Лежит, будто бы рак. Значит, крышка. Кроме того, придется раньше убраться, а потом нам написать. Не знаю затем, каково может быть после положение Ив<ана> Ив<ановича Толстого>. А, может, ты и В<асилий> Д<митриевич Поленов> правы? Быть может, только так и надо. Ясно и определенно высказаться. С другой стороны, мое личное к нему отношение. С Ильей Ефимовичем <Репиным> насчет этого не поговорили.

Сейчас из министерства от верховного совета (высочайше утвержденное совещание министров и председателей департ<аментов> Государст<венного> совета) получили бумагу по поводу скорейшего урегулирования и начала занятий в Академии. Как легко приказать, но как трудно — осуществить дело! Думаю, что и ты уже получил эту бумагу,— не стану обсуждать этот вопрос. Трудное наше положение. Что из всего выйдет? На днях бумага будет, у нас созван совет. Как бы еще не ухудшили все <...> В Училище Штиглица разосланы опросительные листки. Начало занятий назначено советом на первой неделе Вел<икого> поста. Жизнь у нас какая-то ненормальная, мертвенно, точно что-то таится.

Моих я отправил в Финляндию, сам отдохнул два дня. Что за рай! Спокойно, тихо, ни газет, ни разговоров о политике. Как там хорошо. Завтра думаю опять уехать на три дня, если только за эти дни не назначат заседания. Александр <Гельстрем> меня отвозил на Райволо. Вид лошади хороший. Привез бы и ты своих нынче пораньше. Ида <Матэ>, Маруся <Матэ> останутся до первой недели. Александр говорит у вас все в порядке, скоро начнем сеять цветы и овощи. Надеюсь, что будем живы и овощи с тобой есть! Вот она жизнь! Врубель тебе кланяется. Пишет портрет жены 2, пастель, большой превосходный, оригинальный, тонкий, красив по рисунку и композиции и небольшую композицию наподобие той первой раковины, но только лучше еще и больше фигура. Живет и работает, даже завидно.

Утро сейчас, солнце. Давно, давно его не было. Сердце радуется. Точно с лета я не помню солнечного дня. Мороз 15 градусов. Весело будет ехать домой от станции. Приезжайте скорее. Усердный мой поклон передай Ольге Федоровне. Жоконда” 3 вышла средственно. Опять перепортил к концу. Кроме того, она не кончена. Заказов никаких, работается отвратительно. Сплю уже по-старому, в четыре и 5-м часу просыпаюсь.

Целую тебя. Матэ

Щербов не был у меня.

ГТГ.
_______________

1 Речь идет о заявлении Поленова и Серова в Академию художеств.

2 Речь идет о портрете Н. И. Забелы-Врубель у камина (“После концерта”).

3 Матэ сообщает о работе над гравюрой с картины Леонардо да Винчи “Мона Лиза (Джиоконда)”.

 

СЕРОВ — В. В. МАТЭ

<Около 25 февраля 1905 г. Москва>

Любезный друг Василий Васильевич,

ну, спасибо тебе, что столь блестяще выполнил мою просьбу — это поручение было действительно серьезное. Надо надеяться, что хоть эти имена окажут надлежащее давление на наших гласных, кот<орым> до искусства никакого вообще дела нет. Еще раз спасибо. Скоро увидимся — числа 28 или 1 марта буду в Петербурге.

Твой В. Серов

Письмо твое получено.

ГТГ.

 

СЕРОВ И ДРУГИЕ — В МОСКОВСКУЮ ДУМУ.

<До 26 февраля 1905 г. Москва>

Мы нижеподписавшиеся, художники, выражаем Думе московской желание иметь попечителем галереи имени Павла и Сергея Мих<айловичей> Третьяковых Илью Семеновича Остроухова, как человека истинно преданного интересам галереи и по пониманию искусства, как прошлого, так и настоящего, способного вести дело приобретения галереей по надлежащему пути истории русской живописи 1.

Петербургский экземпляр заявления подписали:

П. Чистяков
Игорь Грабарь
В. Матэ
В. Беклемишев 
М.Врубель
К. Сомов 
И. Репин
А.Бенуа
Н. Клодт
Ф.Малявин
Досекин
Конст. Коровин

Московский экземпляр заявления подписали:

В. Переплетчиков
А. Степанов
В. Серов
В. Поленов
В. Васнецов
С. Иванов
А. Архипов
В. Бакшеев
Ап. Васнецов
Л. Пастернак
Н. Касаткин
А. Корин

ЦГАЛИ.
_____________

1 8 марта 1905 г. на состоявшихся выборах Дума избрала Остроухова попечителем Третьяковской галереи. Одновременно Остроухов автоматически становился также председателем комиссии по приобретению в галерею художественных произведений, находившихся вне Москвы, с правом решающего голоса в случае разделения мнений. Новый состав совета галереи впервые собрался 20 апреля 1905 г.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<28 февраля 1905 г. Москва>

От И. С. Остроухова получил тысячу (1000) руб. за портрет М. Н. Ермоловой 1 по заказу Литературно-художественного кружка.

В. Серов

28 февраля 1905 г.

ГТГ.
___________

1 30 января 1905 г. в России широко отмечалось тридцатипятилетие артистической деятельности Марии Николаевны Ермоловой (1853—1928).

 

СЕРОВ — В. Д. ПОЛЕНОВУ

3 м<арта 1905 г.> С. Петер<бург>

Глубокоуважаемый Василий Дмитриевич!

Как и можно было ожидать, бумага наша без всяких разговоров положена гр. Ив<аном> Ив<ановичем> Толстым под сукно (28-го было заседание) 1. Теперь я, в свою очередь, буду Вас спрашивать что делать? Полагаю — нужно выходить из членов Академии на том основании, что заявление наше в заседании Академии прочитано не было,— вот и все. Буду ждать извещения Вашего в ближайшем будущем. Как здоровье Ваше?

Ваш В. Серов

С. Петербург, Сергиевская, 81, кв. В. Д. фон Дервиз мне.

ГТГ.
_____________

1 Речь идет о заявлении Поленова и Серова в Академию художеств.

 

В. Д. ПОЛЕНОВ — СЕРОВУ

4 марта 1905 г. <Петербург>

Дорогой Валентин Александрович, посылая наше заявление в Академию художеств, мы почти наверняка знали, что Толстой его не сообщит собранию, потому я и послал копию Репину с просьбой познакомить товарищей, что он, вероятно, и сделал. Ведь наше заявление не было тайным; я думаю, большинство из членов Академии о нем знают.

Я бы с большим удовольствием вышел из теперешней Академии — так мне противны все эти анархические учреждения Петербурга, набитые прислужливыми молчалиными, под верховенством неограниченных держиморд. Но мне кажется, что наш гражданский долг теперь не позволяет нам уходить; надо стоять твердо, а если придется, так и нести последствия. Я нашу Академию от всей души люблю, все лучшее я получил от нее и поэтому искренно желал бы ей послужить; я все надеялся, что придет возможность это исполнить, да и теперь не теряю этой надежды: мы, наверное, дождемся лучших дней! Придет время и осуществятся, может быть, слова поэта: “Поверь, мой друг, взойдет она, заря пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна”1.

А уйти теперь — выйдет, мне кажется, что-то вроде бегства,— показали, мол, кулак, да и наутек. А что Толстой спрятал наше заявление, нарушил тем наше право не новость, он этим с успехом занимается вот уже двенадцать лет. Нашей отставкой мы его не образумим, а нанесем как бы обиду некоторым из товарищей, которые, наверное, и подписали бы наше заявление, если бы были в нашем положении.

Здоровье мое склеивается. До свидания. Твой В. Поленов

ГТГ. Публикуется по черновому автографу.
____________

1 Поленов несколько изменил строки стихотворения А. С. Пушкина “К Чаадаеву

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<После 8 марта 1905 г. Москва>

Илья Семенович!

К сожалению, ехать в Питер не могу, жалко, что не смогу видеть вещи во дворце. Голос свой (как члена совета галереи) передаю Александре Павловне (Боткиной).

В.С.

ГТГ. Публикуется по автографу на визитной карточке Серова.

 

СЕРОВ — И. И. Толстому

<10 марта 1905 г. Петербург>

Ваше сиятельство граф Иван Иванович!

Вследствие того, что заявление, поданное в Собрание Академии за подписью В. Д. Поленова и моей не было, или не могло быть, оглашено в Собрании Академии считаю себя обязанным выйти из состава членов Академии, о чем я довожу до сведения Вашего сиятельства, как вице-президента.

Валентин Серов

10 марта 1905 г.

ЦГИА.

На письме надписи: Совет <...> 14 марта 1905 г., ст. 6, полагаю доложить Собранию. Секретарь Лобойков. Доложено Собранию Академии 21 марта 1905 г., ст. 9, и принято к исполнению. Секретарь Лобойков. Ему же № 1043 24 марта 1905 г., Петербург, императорский двор № 1044 24 марта 1905 г.

 

СЕРОВ, С. П. ДЯГИЛЕВ - И. С. ОСТРОУХОВУ

<Телеграмма>

10 марта 1905 г. Петербург

Сердечно поздравляем, радуемся и надеемся 1.

Дягилев
Серов

Адрес на телеграмме: Москва, Трубниковский пер., Остроухову.

ЦГАЛИ. Публикуется по тексту телеграммы.
_____________

1 Телеграмма была послана Остроухову в связи с его избранием 8 марта 1905 г. попечителем Третьяковской галереи.

 

СЕРОВ — А. П. БОТКИНОЙ

11 марта 1905 г. Москва

Глубокоуважаемая Александра Павловна!

Ну, что же — мы можем поздравить друг друга — есть с чем. С новоизбранным (насилу) попечителем. Можно будет работать. Кроме того, еще одно мирное завоевание: Цветков и Вишняков уходят из совета — это единственно благородный до сих пор поступок с их стороны, и им и нам приятнее — не правда ли?! Итак, к новому совету (с 3 старыми <членами>) будем поджидать Вас. По делам приобретения найдется кое-что и из старого. Дягилевская выставка собственно не выставка, а государственная галерея чудная 1, не включая <произведения> современного отдела, который действует неприятно. Хороший, отличный Боровиковский.

Из новых Врубель (“Пан”) 2, Мусатов, Кустодиев и еще, быть может, кое-что? Выставок в этом году необыкновенно много и хороших, но вещей определенно необходимых — не знаю (впрочем, это ведь всегда так). Хотя “Две бабы” Малявина — их следовало бы купить (но они уже проданы кн. Щербатову за 9000 руб.— цены вообще повысились) 3. Вот и все, что имею сообщить более или менее веселого здесь на ближайшем востоке, остальное далеко не весело. Впрочем, 18 февраля еще ничего себе 4.

Ваш В. Серов

Хорошо ли в Крыму? Тепло ли хоть? Как здоровье дочери Вашей? Жена просит передать Вам свой поклон.

ГТГ.
_____________

1 Речь идет об Историко-художественной выставке русских портретов в 1905 г.

2 См. следующее письмо.

3 “Две бабы (Крестьянки)” Малявина были на выставке “Союза русских художников” в 1904 — 1905 гг.

4 18 февраля 1905 г. Николай II подписал три “высочайших” акта — указ, рескрипт и манифест, которые были рассчитаны на то, чтобы свести на нет революционное движение в стране. (Собрание узаконений, 1905, № 30, 18 февраля, с. 244).

 

Я. Е. ЖУКОВСКИЙ 1 — СЕРОВУ

<Телеграмма>

11 марта 1905 г. Петербург

Врубеля” увезли <в> Москву. Определяю цену 4500 из них 3700 <на> указанную цель 2.

Жуковский

Адрес на телеграмме: Москва, Большой Знаменский пер., д. Уланова, Валентину Александровичу Серову.

ГТГ.
____________

1 Яков Евгеньевич Жуковский статский советник, начальник отделения в министерстве финансов. Коллекционер. Родственник Врубеля.

2 Речь идет о произведении Врубеля “Пан”, которое Серов пытался приобрести для Третьяковской галереи.

 

СЕРОВ — П. Д. ЭТТИНГЕРУ 1

<11 марта 1905 г. Москва>

М<илостивый> г<осударь>!

Фотографический снимок с рисунка Изаи у меня имеется 2. Вопрос лишь — что за издание? Всегда застанете дома 51/2 — 6.

Готовый к услугам В. Серов

На обороте: Здесь, ЕВБ господину П. Д. Эттингер, Варсанофьевский пер., 7.
Почтовый штемпель: 11.3.1905. Москва.

ГМИИ. Публикуется по автографу на почтовой открытке.
____________

1 Павел Давидович Эттингер (1866—1948) — бухгалтер, служащий Московско-Рязанского банка в 1889 — 1911 гг. Коллекционер, искусствовед, сотрудник московских периодических изданий в 1900—1910 гг., автор критических статей по разным вопросам искусства.

2 Эжен Изаи (1858—1931) — бельгийский скрипач, композитор и дирижер, неоднократно гастролировал в России. В 1903 г. Серов исполнил карандашный рисунок Изаи, играющего на скрипке.

 

СЕРОВ — И. И. ТОЛСТОМУ

17 марта <1>905 г. г. Москва,

Б. Знаменский пер., д. бр. Улановых

Многоуважаемый граф Иван Иванович!

Прошу Вас будьте добры известить меня о получении Вами письма с уведомлением о выходе моем из состава членов Академии. Возможно, что для отставки недостаточно простого уведомления, быть может, нужны известные формальности, в таком случае не откажите указать их.

Готовый к услугам В. Серов

ЦГИА.

 

СЕРОВ — Д. И. ТОЛСТОМУ

<20 марта 1905 г. Москва>

Многоуважаемый граф Дмитрий Иванович!

С своей стороны я тоже очень доволен, что Вы довольны — и, согласно желанию Вашему, портрет Ф. Шаляпина по закрытии выставки “Союз” (27 марта) будет отправлен по почте в музей 1. Буду просить направить 400 руб. по моему адресу: Москва, Большой Знаменский пер., д. Уланова.

Готовый к услуг В. Серов

20 марта 905.

ЦГИА.
_____________

1 Имеется в виду акварельный портрет Шаляпина, исполненный Серовым в 1904 г. Портрет был на второй выставке “Союза русских художников”, состоявшейся в конце 1904 — начале 1905 г. в Петербурге, а затем в Москве. С последней он был приобретен Pyccким музеем.

 

И. И. ТОЛСТОЙ — СЕРОВУ

<24 марта 1905 г. Петербург>

Милостивый государь Валентин Александрович!

В ответ на письмо от 10 марта с. г. имею честь уведомить Вас, что заявление Ваше о выходе из состава действительных членов Академии доложено академическому собранию 21 марта с. г.1 и что о заявлении этом вместе с сим представлено г. министру императорского двора для исходатайствования всемилостивейшего государя императора соизволения на увольнение Вас из состава действительных членов Академии 2.

Примите уверение в совершенном почтении и преданности. Гр. И. Толстой

ЦГИА. Публикуется впервые по копии письма.

Письмо было отправлено на печатном бланке: М<инистерство> и <мператорского> д<вора>. Императорской Академии художеств вице-президент. На копии надписи: 24 марта 1905 г., 1043.
____________

1 См. письмо И. И. Толстого Серову от 12 мая1905 г.

 

В. В. СТАСОВ — СЕРОВУ

С.П.Б. импер. публ. б-ка 25 марта 1905

Валентин Александрович,

я с глубоким восхищением читал Ваше письмо к Илье Ефимовичу от 20 января 1, с таким же восторгом слушал рукопись Ильи Гинцбурга о Вашем пребывании 2, с ним вместе, в окнах и на кровле Академии 9-го и с еще большим восхищением читал в газетах о Вашем выходе из нашего Василеостровского Синедриона 3. Великая Вам честь и слава за Ваше гордое смелое, глубокое и непобедимое чувство правды и за Ваше омерзение к преступному и отвратительному. Честь и слава Вам. Ваше отечество должно гордиться Вами и, конечно, с удивлением и несравненным почитанием передаст Ваше имя потомству. Дай Бог, письмо поступило, навеки, в нашу библиотеку, как в несокрушимую гавань. Такие великие документы не должны никогда погибать. Их надо хранить в золоте и бриллиантах!

Но, кроме того, желаю нашему дорогому отечеству, чтоб то, что в тоске ужасе и несравненном отчаянии было набросано тогда в Вашу записную книжку, могло появиться в Ваших талантливых красках и линиях, на холсте. Кто знает? Может быть, то, что было рисовано с кровавым чувством горечи, негодования и ужаса, предстанет однажды в форме, родственной и могучей чудным картинам Льва Великого 4 из Севастопольской трагической истории.

Ваш искренний поклонник Владимир Стасов

Позвольте обнять Вас, мысленно, за 700 верст расстояния.

ИРЛИ.
______

1 См. письмо Серова И. Е. Репину от 20 января 1905 г.

2 Речь идет о записи И. Я. Гинцбурга, сделанной им тотчас после того, как он, Серов и Матэ были невольными свидетелями событий 9 января. В 1907 г. эта запись появилась в газете “Речь” (№ 7, 9 января).

3 Так Стасов часто называл Академию художеств.

4 Имеется в виду Л. Н. Толстой.

 

СЕРОВ И ДРУГИЕ — Н. А. РИМСКОМУ-КОРСАКОВУ

<31 марта 1905 г. Москва>

Николай Андреевич!

Свершилось нечто невероятное по своей бессмысленности, тупости и грубости. Из состава профессоров Петербургской консерватории противозаконно уволены Вы, Николай Андреевич Римский-Корсаков, слава родного искусства, лучшее украшение консерватории, которой вы отдали 34 года своей жизни, беззаветную любовь к делу, талант, прямую отзывчивую душу. Нет слов выразить негодование, охватившее всех нас при этой вести; еще сильнее возросло оно, когда выяснилось, что причиной, вызвавшей этот возмутительный акт произвола, было ваше открытое письмо, где вы сказали свое веское слово по поводу ненормального положения дел в Русском музыкальном обществе и консерватории. Но чем бы ни пытались оправдаться лица, осмелившиеся вас “уволить”, весь несмываемый позор этого поступка падет на них же. Ваше дорогое всей России имя стоит выше бессильных уколов со стороны смешных и жалких людей, не ведающих, что творят. Музыка не там, где заседают они, способные уволить Римского-Корсакова, а там, где Вы, наш общепризнанный глава, старый учитель и славный знаменосец. И мы верим, что недалек тот день, когда волна общественного самосознания вырвет судьбы родного искусства из рук непризнанных вершителей и вручит их Вам и подобным Вам: истинным художникам и истинным гражданам.

Вл. Держановский 1, Д.Шор 2,А. Симон 3, Семен Кругликов 4, И. Остроухов, В. Качалов 5, В. Серов, Николай Вильде 6, Николай Кочетов 7, М. Ипполитов-Иванов 8, Е. Богословский 9, Л. Николаев 10, В. Гольцев 11, К. С. Станиславский, Е. Кругликова, Е. Катуар 12, Н. Музиль 13, А. Дживелегов 14, Вл. Немирович-Данченко, Ник. Эфрос, Н. Тимковский 15, Вл. Каллаш 16, М. Мандельштам 17.

Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции.
_______________

1 Владимир Владимирович Держановский (1881—1942) — музыкальный деятель и критик (псевдоним Флорестан), редактор и издатель журнала “Музыка” (1910—1916), редактор журнала “Современная музыка” (1924—1928).

2 Давид Соломонович Шор — учитель музыки.

3 Антон Юльевич Симон (1851—1916) — композитор и пианист, профессор Московского музыкального училища Филармонического общества (с 1891 г.).

4 Семен Николаевич Кругликов (1851—1910) — музыкальный критик.

5 Василий Иванович Качалов, настоящая фамилия Шверубович (1975—1948) — артист МХТ. В 1908 г. Серов исполнил его карандашный портрет.

6 Николай Николаевич Вильде (? — 1918) — писатель.

7 Николай Разумникович Кочетов (1864—1925) — композитор и критик.

8 Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (1859—1935) — композитор и дирижер, профессор с 1893 г. и директор с 1905 г. Московской консерватории.

9 Евгений Васильевич Богословский преподаватель музыкально-драматического училища.

10 Леонид Владимирович Николаев (1878—1942) — пианист, композитор и педагог.

11 Виктор Александрович Гольцев (1850—1906) — критик и публицист, редактор с 1885 г. и издатель с 1905 г. журнала “Русская мысль”.

12 Георгий (Егор) Львович Катуар (1861—1926) — композитор, профессор Московской консерватории (с 1916 г.).

13 Николай Игнатьевич Музиль (1841—1906) — артист Малого театра.

14 Алексей Карпович Дживелегов (1875—1952) — искусствовед и литературовед, профессор Государственного института театрального искусства.

15 Николай Иванович Тимковский (1863—1922) — писатель и драматург.

16 Владимир Владимирович Каллаш (1866—1918) — историк литературы и педагог, секретарь Общества любителей российской словесности.

17 Михаил Львович Мандельштам — присяжный поверенный и журналист.

 

СЕРОВ, И. С. ОСТРОУХОВ — В КОМИССИЮ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО КРУЖКА 1.

<2 апреля 1905 г. Москва>

Записка о цензуре в области изобразительных искусств

В области искусств изобразительных мы находим нежелательной цензурную опеку, ее “педагогический гнет”. Цензура несомненно стесняет свободу художественного творчества: имея впереди возможный запрет, художник наш часто отказывается от трактовки сюжетов, свойственных данному настроению его художественной мысли, или трактует их не со всею искренностью. Для характеристики цензурной опеки последних 25 лет приводим несколько фактов. Среди ряда картин, снятых цензурой с публичных выставок, напоминаем следующие:

Ярошенко. “У острога”. Большое полотно, изображающее молодую девушку, стоящую у стен тюрьмы и с грустью смотрящую на высокие решетчатые окна. Прянишников 2. “У тихой пристани”. Жанровая картина: пожилой чиновник, после трудового дня, улегся на ночь в постель и перед сном читает ведомости; рядом его жена приготовляется ложиться спать. Заметим, что ничего сколько-нибудь нарушающего чувства приличия в этой картине нет.

Ге. “Что есть истина?” — Пилат вопрошает Христа.
Ге. “Синедрион”,—осудивший Христа, в торжественной процессии покидает судилище.
Ге. “Распятие”.

Репин. “Иоанн Грозный и сын его Иван”. Лучшая картина художника, бывшая на петербургской выставке Т-ва передвижников, удостоившаяся одобрения покойного государя Александра III, лично, ради этой картины, посетившего впервые передвижную выставку. В Москве, спустя месяц, эта же картина была запрещена цензурой и снята с выставки; равно была воспрещена и продажа фотографических снимков с нее. Верещагину не было разрешено выставить цикл его картин из евангельской истории. Поленову, долго изучавшему по источникам и на месте быт и условия жизни Палестины, цензура предложила снять с главы Христа шапочку (в большой картине его “Христос и грешница”, находящейся ныне в музее Александра III в С.-Петербурге), и только по исполнении этого условия разрешила публичную выставку картины. Между тем в Румянцевском музее выставлена совершенно беспрепятственно отдельная фигура Христа из этой картины в шапочке.

В Румянцевском же музее, получившем в дар все собрание К. Т. Солдатенкова 3, воспрещена была долгое время (до начала этого года) публичная выставка следующих картин собрания:

Перова. “Проповедь в сельской церкви” (1861 года, удостоенная 2-й золотой медали Академии художеств).
Перова. “Чаепитие в Мытищах”.

Маковского К. Е. Превосходный портрет, писанный с натуры, императора Александра II в гробу. Цензурные условия в особенности тяжелы для воспроизводительного искусства, призванного обслуживать широкие задачи в обществе. Мы не приводим здесь подтверждающих это положение фактов только потому, что их слишком много. Достаточно указать на один: репинский “Св. Николай Чудотворец, останавливающий казнь” запрещен к воспроизведению, тогда как оригинальная картина доступна всеобщему обозрению в петербургском музее Александра III. В заключение не можем не обратить внимания на суровый запрет художественно-юмористическим журналам касаться сюжетов, чуть выходящих за пределы дозволенного цензурой круга наблюдений жизни. Таковой запрет свел содержание наших художественно-юмористических журналов исключительно на пошлые и гривуазные темы.

И. Остроухов.
В. Серов.
_______________

1 6 февраля 1905 г. общее собрание членов Литературно-художественного кружка выбрало комиссию для изучения вопроса о профессиональных нуждах литераторов и художников. 22 февраля 1905 г. по докладу комиссии кружок единогласно принял заключения, в которых на первое место выдвигалась свобода творчества.).

2 Илларион Михайлович Прянишников (1840—1894) — живописец, один из учредителей ТПХВ, преподаватель Училища живописи с 1873 г.

3 Козьма Терентьевич Солдатенков (1818—1901) — директор товарищества мануфактур “Эмиль Циндель”, учредитель и член товарищества Кренгольмской мануфактуры и других торгово-промышленных предприятий. Солдатенков коллекционировал произведения русских и иностранных художников XIX в.

 

СЕРОВ И ДРУГИЕ — В ДИРЕКЦИЮ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО КРУЖКА

<2 апреля 1905 г. Москва

Комиссия имеет честь передать в Дирекцию Литературно-художественного кружка протоколы своих собраний и представленные в нее записки 1. Комиссия единогласно признала необходимость устранения предварительно и карательной цензуры и административно-полицейского вмешательства в область искусства. За проступки и преступления писателей, художников, издателей, устроителей и предпринимателей должна быть установлена исключительно судебная ответственность по закону 1. В. Гольцев, И. Остроухов, К. С. Алексеев (Станиславский), В. Каллаш, В. Серов, Сем. Кругликов, Влад. Ив. Немирович-Дaнченко, К. Тимирязев 2, Ю. Энгель 3, А. Дживелегов, Н. Тимковский.

Председатель комиссии В. Гольцев

Секретарь А. Дживелегов
____________

1 Эти выводы комиссия обсуждала с дирекцией Литературно-художественного кружка 25 апреля 1905 г. 1906, № 1, с. 155, 156).

2 Климент Аркадьевич Тимирязев (1843—1920) — физиолог.

3 Юлий Дмитриевич Энгель (1868—1927) — музыкальный критик, заведовал музыкальным отделом в газете “Русские ведомости” с 1898 г.
 

1 | 2


Портрет Е.П. Олив (В.А. Серов, 1909 г.)

Портрет Е.А. Балиной (В.А. Серов, 1911 г.)

Портрет А.К. Бенуа (В.А. Серов, 1908 г.)





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Валентин Серов. Сайт художника.