Валентин Серов
Главная > Переписка > Письма 1898


Письма 1898 года

СЕРОВ — П. М. ТРЕТЬЯКОВУ

11 февр<аля> 1898 г. Москва

Многоуважаемый Павел Михайлович,

переговаривал с Анатолием Ивановичем <Мамонтовым> относительно рисунка “Ворона 1”, он соглашается. Заплачено за него было — 35 руб., за каковую сумму я готов передать его Вам. Буду ждать ответа.

Готовый к услугам В. Серов

ГТГ.
__________

1 Третьяков вел речь об акварели Серова “Ворона и канарейка”, которую он мог видеть в Петербурге на выставке русских и финляндских художников в 1898 г. В ГТГ имеется два варианта “Вороны”. Они были предназначены для иллюстрирования сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка “Про воронушку — черную головушку и желтую птичку — канарейку”.

 

И. И. ТОЛСТОЙ — СЕРОВУ

<15 апреля 1898 г. Петербург>

М<илостивый> г<осударь> Валентин Александрович!

Собрание и <мператорской> А<кадемии> х<удожеств> в заседании 23 марта с/г. во внимание известности Вашей на художественном поприще постановило удостоить Вас звания академика по уставу Академии, высочайше утвержденному 15 октября 1893 г. Означенное постановление Собрания удостоилось утверждения е<го> и<мператорского> в<ысочества> августейшего президента Академии. Препровождая при сем диплом на присуждение Вам звания, имею честь покорнейше просить по получении такового не оставить уведомлением 1.

Примите уверение в совершенном почтении и преданности. Граф И. Толстой

ЦГИА.

Письмо было отправлено на печатном бланке: М<инистерство> и<мператорского> д<вора>. Императорской Академии художеств вице-президент.

На копии надписи: Его высокоблагородию В. А. Серову, 15 апреля 1898 г., 1272.
________________

1 23 февраля 1898 г. на заседании Собрания Академии художеств Матэ, Репин и Чистяков предложили присвоить Серову звание академика. Одновременно они назвали имена А. Е. Архипова, Н. Н. Дубовского, Н. А. Касаткина и И. И. Левитана. Санкт-Петербургская императорская Академия художеств постановлением своим 23 марта 1898 г. присвоила Валентину Александровичу Серову звание академика по уставу 15 октября 1893 г. с правами и преимуществами предписанными в установлениях Академии.

 

СЕРОВ — П. М. ТРЕТЬЯКОВУ

8 мая <1898 г. Москва>

Многоуважаемый Павел Михайлович,

написал я портрет Римского-Корсакова. Если у Вас найдется свободная минута, просил бы заехать ко мне как-нибудь (по утрам, это время, до 12 я дома) и взглянуть на него 1.

Уважающий Вас В. Серов

ГТГ.
_______________

1 Портрет Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844—1908) был приобретен П. М. Третьяковым. Публика увидела портрет Римского-Корсакова на передвижной выставке 1899 г.

 

СЕРОВ — Я. Л. БАРСКОВУ

<Май начало июня 1898 г. Москва>

Многоуважаемый Яков Лазаревич,

благодарю за книжку. Сказку прочту 1 и на днях явлюсь к Вам переговорить о той большой затее Вашей.

В. Серов.

ГБЛ.
____________

1 Речь идет о “Сказочке про воронушку — черную головушку и желтую птичку канарейку” Д. Н. Мамина-Сибиряка. В издании этой сказки (М., 1900) был репродуцирован рисунок Серова “Ворона и кот”, который не числится в списке работ художника.

 

СЕРОВ — П. М. ТРЕТЬЯКОВУ

8 июня <1898 г. Москва>

Многоуважаемый Павел Михайлович,

думал я, что обойдусь — не тревожа Вас с деньгами до осени, по крайней мере, и однако же вот приходится обратиться к Вам с просьбой — прислать добрую часть, если не всю сумму портрета Римск<ого>-Корсакова, т.е. 1000 руб. Как Вы думаете, Павел Михайлович, возможно ли это? Если да был бы я очень рад, т. к. деньги нужны на летний отъезд.

Уезжаем <в> среду, четверг.

Глубокоуважающий Вас
В. Серов

ГТГ.

 

СЕРОВ — И. Э. ГРАБАРЮ 1

16 ноября <1898 г.>

Москва Уважаемый Игорь Эммануилович!

Посылаю Вам объявление о конкурсе. Советую Вам поторопиться с отправлением на конкурс 2. Пошлите через агентство “Гергард и Гей” 3 (в Мюнхене есть агентура) на имя секретаря Общества Дмитрия Всеволодовича Грушецкого. Это самое лучшее и удобное, если он и будет знать имя Ваше, то только он один и беды в этом не будет. И так на вещи Вашей Вы напишите знак. Затем Вы пишите конверт с этим знаком и в конверт кладете свою карточку визитную или записку, что мол Вы — Вы. Письмо это Вы посылаете почтой — вот и всё. Относительно того, другого дела, сейчас ответить не могу. Толкуем с Голоушевым и Переплетчиковым. Горе в том, что у нас царит почти абсолютное равнодушие к подобным интересам.

Поклон колонии 4. Жму руку Вашу

В. Серов

На конверте:
Германия Мюнхен M?nchen Herr Igor Grabar
K?nigin Strasse, 105
Почтовые штемпеля: Москва 16. XI. 1898;
9. XI. 1898

ГТГ.

Письмо было отправлено на печатном бланке: Московское общество любителей художеств, состоящее под августейшим покровительством государыни императрицы Марии Федоровны.
_______________

1 Игорь Эммануилович Грабарь (1871—1960) — живописец, искусствовед, деятель русской культуры, внесший большой вклад в развитие музейного и реставрационного дела в стране.

2 Конкурс Московского общества любителей художеств.

3 “Гергард и Гей” — экспедиторская и комиссионерская контора в Москве.

4 В Мюнхене в то время, помимо Грабаря, находились Д. Н. Кардовский, А. Г. Явленский, М. В. Веревкина, С. А. Щербатов и др.

 

И. Э. ГРАБАРЬ — СЕРОВУ

<4> 16 ноября 1898 г. <Мюнхен>

...Распространился слух в Мюнхене, что я “нашел” и в некотором роде братьям Ван-Эйкам конкуренцию учинил 1. Пришел ко мне главный здешний красочный воротила и предлагает производство моих красок. Пока отклонил, потому что не имею в виду заниматься тайнами и секретами.

<...> Для большой книги не прочь бы поискать поддержку какого-нибудь учреждения и частных лиц, потому что работа этого стоит <...> Не в состоянии ли Вы устроить что-нибудь в этом роде в Московском училище. Это может быть официальным изданием. Дело в том, что книга распадается на две существенные части: первая — историческая: история всех техник в живописи, начиная с Египта до наших дней, разумеется, все по источникам латинским, староитальянским, немецким, голландским, испанским и т. д. Вторая — практическая. Это исследование всевозможных техник, какие предлагаются теперь разными спекулянтами, вроде Вибера..., Гергардта и др., разные казеины, акваленты, жидкое стекло, керосиновые краски... _______________

1 Губерт и Ян Ван-Эйки (ум. в 1426 и 1441 гг.) — нидерландские живописцы, уделявшие много внимания технике живописи.

 

В. Д. ПОЛЕНОВ 1, Д. В. ГРУШЕЦКИЙ — СЕРОВУ, А. Е. АРХИПОВУ, Я. Ф. ГАРТУНГУ И ДРУГИМ

16 декабря 1898 г. Москва

Комитет Московского Общества любителей художеств имеет честь покорнейше просить гг. членов Присуждающей комиссии по конкурсу, имеющему быть в Историческом музее в четверг 17 сего декабря в 1 час дня, заявить о своем присутствии на заседании, расписавшись на обратной его стороне.

Ис<полняющий> об<язанности> Председателя В. Поленов

Секретарь Д. Грушецкий

Члены комиссии:

1. Архипов Абрам Ефимович
2. Гартунг Яков Федорович
3. Голоушев Сергей Сергеевич
4. Левитан Исаак Ильич
5. Мамонтов Савва Иванович
6. Мосолов Николай Семенович
7. Поленов Василий Дмитриевич
8. Серов Валентин Александрович
9. Цветков Иван Евменьевич
10. Говоров Сергей Кузьмич
11. Коровин Константин Алексеевич
12. Трояновский Иван Иванович

быть не могу Гартунг
буду С. Голоушев
Сегодня получена телеграмма о болезни И.И.Левитана [пометка рукою секретаря]
Буду С. Мамонтов
буду Мосолов
В. Поленов
В. Серов буду 2
Если домашние обстоятельства позволят, то приеду И. Цветков 3
буду С. Говоров
буду К. Коровин
буду И. Трояновский 4

ЦГАЛИ.

Письмо было отправлено на бланке: Московское общество любителей художеств, состоящее под августейшим покровительством государыни императрицы Марии Федоровны. На копии надписи: 16 декабря 1896 г., 53.
____________

1 Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927) знал Серова с середины 1870-х гг.

2 Серов был тогда не только членом “присуждающей комиссии”, но и членом комитета Общества; его переизбрание состоялось 8 марта 1898 г.

3 Иван Евмениевич Цветков (1845—1917) — банковский деятель, коллекционер, с 1903 г.— действительный член Академии художеств. В 1909 г. свое собрание (300 картин и 1200 рисунков) Цветков принес в дар Москве. гг.

4 Иван Иванович Трояновский (1855—1928) — врач-терапевт, коллекционер. Один из организаторов общества “Свободная эстетика”.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<18 декабря 1898 г.> Пятница Москва

Любезный друг, Илья Семенович,

а знаешь мне приходится тебя беспокоить — нужны мне эти 100 <руб.> — прости меня, но у меня столько вообще, а теперь, перед праздниками в особенности, расходов — беда... Как хочешь, но пришли к завтрему, а?..

Твой В. Серов

Р. S. Ведь ты все ж таки известный коммерсант и меценат. Пречистенка, д. Борщовой, кв. 11. На конверте:

Здесь ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову

Контора чайной фирмы П. Боткина С<ынов>ей у Василия Блаженного.

Почтовый штемпель: Москва 18. XII. 1898

ГТГ.

 

СЕРОВ — П. И. ВЕЙНБЕРГУ 1

<1897—1898 г. Москва>

Милостивый государь, Петр Исаевич!

Ни матушка моя, ни я ничего не имеем против, чтобы Вы перепечатали “Письма о музыке”, переведенные моим отцом. От денег — 50 руб.— не отказываемся лишь потому, что предназначаем их, вернее, приложим их к суммам, имеющимся для напечатания оперы отца “Юдифь”. Если необходима указанная Вами форма условия — переписываю: Я, нижеподписавшийся, уступил П. И. Вейнбергу за пятьдесят руб. право перепечатать в редактируемом им издании сочинений Гейне, 1898 года,— “Письма о музыке” в переводе моего отца, А. Н. Серова, напечатанных в его же, Вейнберга, издании Гейне 1866 г. Деньги должны быть уплочены мне немедленно по выходе того тома, в кот<ором> этот перевод будет перепечатан 2.

Готовый к услугам В. Серов

ИРЛИ.
____________

1 Петр Исаевич Вейнберг (1831—1908) — поэт и переводчик, редактор “Театральной газеты”, в последние годы жизни — председатель Литературного фонда.

2 “Письма о музыке” Гейне, переведенные А. Н. Серовым, были напечатаны в IX томе шестнадцатитомного издания “Сочинения Генриха Гейне в переводе русских писателей под редакцией Петра Вейнберга” (СПб., 1866).


Портрет Н.Я. Дервиз с ребенком

Портрет В.А. Репиной (В.А. Серов, 1881 г.)

Портрет Н.Я. Симонович (В.А. Серов, 1880 г.)





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Валентин Серов. Сайт художника.