Капелла
(от латинского capella - уменьшительное от латинского сарра)
1) Капеллы характерны для англиканской и католической архитектур. Это небольшие помещения, предназначенные для молитв одного семейства знатного рода, а также для проведения церковных служб или хранения реликвий; домашние церкви в замках и дворцах для частных богослужений. Обычно размещались в боковых нефах храмов или вокруг хора – “венец капелл” в готической архитектуре. Могли быть построены во дворце или замке. Капелла употребляется не только в первоначальном смысле (придел церкви), но обозначает и то место у придела, где стоял певческий хор, а также и самый хор. Древнейшие капеллы всегда были певческими, самая древняя из них, папская, носит и теперь название капеллы. Старинные церковные сочинения всегда писались для одного хора без инструментального сопровождения, отсюда известное, до сих пор употребляемое название многоголосной вокальной музыки без сопровождения - a capella.
Строились также отдельно стоящие капеллы (например, Сикстинская капелла). На русский язык часто переводится словом «часовня», хотя это несколько некорректно, т.к. в часовне отсутствует алтарь и она не предназначена для совершения литургии, в то время, как капелла, как правило — полноценная церковь с алтарём (например, Сикстинская капелла, Мальтийская капелла, Рослинская капелла).
Наиболее известные капеллы:
-
-
Мальтийская капелла.
-
Рослинская капелла.
-
Палатинская капелла.
-
Капелла Скровеньи (Капелла дель Арена) в Падуе (по-итальянски Cappella degli Scrovegni) — небольшая церковь в Италии, Венето, прославившаяся благодаря фресковому циклу работы Джотто.
-
Капелла Сан-Джорджо (по-итальянски Oratorio di San Giorgio) — католическая капелла в городе Падуя (Италия), посвящена великомученику Георгию, пристройка к южному трансепту базилики Святого Антония.
-
Капелла Никколина (по-итальянски Capella Niccolina) — небольшое помещение (6,6 х 4 м.) в одном из старейших помещений Апостолического дворца, в башне папы Иннокентия III (XIII век), первоначально служила личной капеллой папы Николая V.
-
Капелла Бранкаччи (по-итальянски Cappella Brancacci) — часовня в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во
Флоренции, знаменитая своими стенными росписями
эпохи раннего
Ренессанса.
2) Хоровой исполнительский коллектив — с VIII в. означал состав духовных лиц при дворе (включая певчих) и место отправления церковной службы. С XV в. название «Капелла» закрепляется за церковным хором. С развитием инструментальной музыки «Капелла» обычно превращались в смешанные ансамбли из певцов и исполнителей на музыкальных инструментах при церквах и княжеских дворах. В «Капелле» служили И.С. Бах, Ф.Й. Гайдн и др. Крупнейшей русской «Капеллой» была Придворная певческая капелла (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга).
Пение a capella.
Исторически сложившаяся традиция православного пения a capella и преимущественно хоровой характер русского музыкального фольклора обусловили исключительное значение хоровой музыки в русской культуре. К высшим художественным достижениям доклассического периода относятся хоровые концерты, авторами которых являлись Д. Бортнянский, М. Березовский, С. Дегтярёв, А. Ведель.
3) Название оркестра особого состава — (военная капелла, джазовая капелла), а также традиционное наименование некоторых немецких симфонических оркестров (Дрезденская, Берлинская капелла и др.).
Главная апсида Палатинской капеллы.
|
Фреска в капелле Никколина.
|
Обручение св. Екатерины. М. да Безоццо. Фреска в капелле Бронкаччи.
|