Дрезденская картинная галерея
(от названия города Дрезден в Германии)
Cобрание европейской живописи 15-18 в. Трехэтажное здание картинной галереи с главными экспозиционными залами на втором этаже, "крыльями" по торцевым сторонам и центральным залом под куполом (начато в 1847 г. архитектором Г. Земпером, закончено придворным архитектором Крюгером к 1855 г.) входит в архитектурный комплекс дворца-резиденции саксонских курфюрстов Цвингер и театральной площади Дрездена. Своей всемирной славой музей обязан коллекции картин художников Италии и Нидерландов.
Первый меценат в семействе - курфюрст Фридрих III Мудрый (1486-1525 г.) - давал заказы и покровительствовал мастерам эпохи Возрождения Альбрехту Дюреру и Лукасу Кранаху Старшему. Его потомок курфюрст Август (1553-1586 г.) основал в 1560 г. придворную кунсткамеру (музей), которая считалась самой богатой в немецких землях. Помимо всевозможных редкостей там была коллекция картин.
Также, кунсткамера представляла собой универсальное собрание всякого рода редкостей и природных диковинок, изобретений механиков, драгоценной посуды, украшений, старинных монет, а также картин, которые составляли меньшую часть коллекций. Собирательская деятельность приняла особый размах в середине 17 в., когда были приобретены такие шедевры как "Еврейское кладбище" Я. ван Рейсдаля, произведения П.П. Рубенса, Паоло Веронезе и ряд других. Важнейший этап в истории коллекции наступил в годы правления Августа II Сильного (1670-1733 г.), короле Польском и курфюрсте Саксонском. Он поставил цель создания выдающейся коллекции, не уступающей тем, какие он видел в Италии и Франции.
Агенты Августа III, находившегося у власти тридцать лет с 1733 по 1763 г, среди которых были настоящие специалисты в области искусства, скупали все лучшее, что появлялось на аукционах Парижа, Рима, Амстердама, Праги и других городов Европы. Величайшей удачей Августа III было приобретение в 1745 г. в Италии у герцога Моденского д’Эсте коллекции, в которой насчитывалось приблизительно 100 картин (среди них "Святая ночь" Корреджо, "Динарий" кесаря Тициана, "Портрет Шарля де Солье" Г. Гольбейна Младшего, "Мадонна с семейством" Куччино П. Веронезе и др.)
В то же время было приобретено 288 картин из собрания Валленштейна (в том числе картины Вермера Дельфтского, Ван Дейка, Ф. Хальса); из императорского собрания в Праге серия притч Д. Фети, картины П.П. Рубенса, Валантена и др. В Париже были куплены "Автопортрет Рембрандта с Саскией на коленях", "Саския с гвоздикой". Почти все картины Рембрандта поступили в коллекцию в это время. По поручению короля Саксонии граф Франческо Альгаротти стал приобретать произведения Ф. Тьеполо, Пьяцетти. Он же и приобрел знаменитую «Шоколадницу» Лиотара.
Только в 1742 Август III купил 700 картин. Вершиной его собирательской деятельности была покупка в 1754 г. в монастыре Святого Сикста в Пьяченце "Сикстинской мадонны" Рафаэля Санти.
С начала семилетней войны (1756-1763 г.) собирательство коллекций прервалось на 100 лет. Во время войны часть картин была размещена в разных замках и дворцах, некоторые из этих произведений были повреждены.
Картинная галерея в Дрездене заслуженно считается одной из важнейших сокровищниц произведений живописи мира. Ансамбль Цвингер представляет собой прямоугольный двор, образованный шестью двухэтажными павильонами и соединяющими их одноэтажными галереями. Особым изяществом отличаются расположенные напротив друг друга "Павильон на валу" и "Павильон с колокольчиками", получивший такое название из-за часов с боем. Они буквально тонут в пышном декоративном убранстве. Нижние этажи этих павильонов украшены полуфигурами атлантов, а на карнизах второго этажа можно увидеть множество статуй, декоративных ваз и цветочных гирлянд. В былые времена здесь размещались коллекции гравюр и фарфора, кунсткамера и библиотека. Во внутреннем дворе проводились парады и всевозможные представления. Жемчужиной дворца Цвингер, бесспорно, является Картинная галерея, которая также носит название "Галерея старых мастеров". К ее зданию ведет красная ковровая дорожка.
Официальной датой основания Дрезденской картинной галереи считается 1772 год. Часть коллекции - это те экспонаты, что были спасены солдатами Советской Армии во времена Второй мировой войны. В 1955 году правительство СССР передало спасенные произведения искусства немецкому народу. Так они снова обрели достойный кров в восстановленной в 1955 году галерее, которая стала жертвой англо-американской бомбардировки в ночь на 13 февраля 1945 года, как почти все другие ценные в культурно-историческом отношении дрезденские постройки.
Иосиф у колодца. А. Эльсхеймер. Дрезденская картинная галерея.
|
Портрет Шарля де Солье. Ханс Хольбейн Гольбейн Младший. Ок. 1534-35 г. Дерево, темпера. Дрезденская картинная галерея.
|
Возвращение Дианы с охоты. Питер Пауль Рубенс. 1615 г. Холст, масло. Дрезденская Картинная Галерея.
|