Дюссельдорфская школа
(от названия города Дюссельдорф в Германии)
Наиболее влиятельная из местных школ немецкой живописи 19 в. Сложилась в связи с основанием (1819 г.) Академии художеств в Дюссельдорфе. Её первый директор П. Корнелиус стремился придать ей далёкое от жизни направление в духе академизма и реакционного романтизма.
Академия создана в 1773 г. как Академия живописи, архитектуры и скульптуры при пфальцграфе Нойбургском на базе школы живописи, основанной в 1762 г. Ламбертом Краге.
Во время наполеоновских войн значительная часть коллекции академии была перевезена в Мюнхен. Бурное развитие академия получила после присоединения Дюссельдорфа к Пруссии в 1815 году, став королевской академией художеств. В середине XIX века академия получила мировую известность, начала принимать учеников из разных стран. В ней образовалась «дюссельдорфская школа» живописи.
При директоре В. Шадове (1826-1859 г.) в Дюссельдорфская школа выделились различные течения: романтические темы немецкого средневековья трактовались то в поверхностно-иллюстративном (К.Ф. Зон, Т. Хильдебрандт), то в идеализированном героическом (А. Регель), то в оппозиционном антикатолическом (К.Ф. Лессинг) духе; развивались реалистический пейзаж (И.В. Ширмер, О. Ахенбах) и бытовой жанр, приобретший в годы Революции 1848-1849 г. при поддержке Ф. Энгельса острую социально-критическую направленность (посвящённые рабочему классу картины И.П. Хазенклевера, К. Хюбнера).
После революции эта направленность ослабла; жанристы Дюссельдорфской школы (Л. Кнаус, Б. Вотье) внимательно изучали крестьянский быт, изображая в несколько идиллическом духе его патриархальный уклад.
Корнелиус (Cornelius) Петер фон (1783-1867 г.), немецкий живописец. Учился в Академии художеств в Дюссельдорфе (с 1795 г.); в 1809-1811 г. работал во Франкфурте-на-Майне, в 1811-1819 г. - в Риме, где входил в общество назарейцев, в 1819-1821 г. - при мюнхенском дворе. С 1821 г. Корнелиус - директор дюссельдорфской, с 1825 г. - мюнхенской, с 1841 г. - берлинской Академии художеств. Один из главных мастеров немецкого романтизма, Корнелиус обращался к художественному опыту итальянского и немецкого Возрождения, писал в линейно-графической манере не лишенные театрализованного пафоса исторические, библейские, аллегорические сцены (фреска "Страшный Суд", 1830-1839 г., Людвигскирхе, Мюнхен).
Фридрих Вильгельм Шадов (1788-1862 г.), живописец и педагог, сын Иоганна Готфрида Шадова. Учился в Берлине, с 1810 г. - в Риме, где примкнул к обществу назарейцев; с 1819 г. профессор берлинской Академии художеств, затем работал в Дюссельдорфе, где стал директором местной Академии художеств (1826-1859 г.) и одним из основателей дюссельдорфской школы. Живописные произведения Фридриха Вильгельма Шадова выдержаны в духе романтизма (фрески из дома Бартольди в Риме "Плач Иакова об Иосифе" и "Иосиф разгадывает сны в темнице", 1816-1817 г., ныне в Национальной галерее, Берлин). Среди его учеников - К.Ф. Лессинг, А. Ретель, А. Фейербах, И.П. Хазенклевер, К.В. Хюбнер и другие.
Вестфальская водяная мельница. Ахенбах. Дюссельдорфская школа. 1863 г. Холст, масло.
|
Страшный Суд. Корнелиус. Фреска. 1830-1839 г.
|
Иосиф узнанный его братьями. Корнелиус. Фреска. 1815-1818 г.
|