Валентин Серов


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Исторический жанр

Колонна Траяна (Рим)Зачатки исторического жанра известны с глубокой древности, когда воспоминания о реальных переселениях или войнах племён соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. В Древнем Египте и Месопотамии исторические события воплощались либо в условных символических композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством и т.д.), либо в циклах полулегендарных сцен, повествующих главным образом о подвигах правителя или его войска (рельефы или росписи на темы битв, походов, путешествий). В Древней Греции представления о пережитых событиях, как правило, облекались в мифологические образы. С распадом мифологических устоев мировоззрения стало возможным и драматическое изображение недавнего события с реальными героями (сцена битвы Александра Македонского с Дарием, 3-4 в. до н.э.). Связь древнеримских исторических рельефов с идеями могущества государства проявилась в композициях прославляющих военных триумфаторов и в документальных повествовательных фризах (колонна Траяна в Риме), где роль символических и мифологических фигур незначительна.

В средневековой Европе, где господствовал теологический взгляд на историю, религиозные сюжеты рассматривались как исторические, а реальные события изображались редко и условно (так называемый ковёр из Байё, около 1080 г.; миниатюры в исторических хрониках). С ростом национального самосознания связаны исторические сюжеты в русских иконах («Битва Суздальцев с Новгородцами», 15 в.; «Церковь воинствующая», 1552 г.) и миниатюрах («Кёнигсбергская летопись», конец 15 в.; «Лицевой летописный свод», 2-я половина 16 в.). Чаще изображения историко-батального и историко-бытового характера встречаются в искусстве Азии. В Китае ещё в эпоху Хань с яркими подробностями изображались битвы и походы (рельефы, гробницы семьи, 147—163 г.). Черты исторической действительности отражаются в средневековых росписях и рельефах Индии, Индонезии, Бирмы, Камбоджи.

Смерть Германика (Н. Пуссен)Собственно исторический жанр начал складываться в эпоху Возрождения в Европе. В Италии фрески на темы актуальных событий были уже в 14 веке средством пропаганды общественных идей.

В 15 — начале 16 в. создавались многофигурные композиции с изображением битв (Паоло Уччелло), торжественных событий современной жизни (Мелоццо да Форли, Джентиле Беллини, Пинтуриккьо). Андреа Мантенья и Пьеро делла Франческа обращались к прошлому (в основном античному) как к героическому идеалу, образцу для современности. Во Франции миниатюры Ж. Фуке, С. Мармиона свидетельствовали о пробуждении интереса к достоверному воплощению исторических событий. В 16 в. итальянские художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан прославили человека как героя истории, представляя исторические сюжеты в идеальном, вневременном плане. В картинах Якопо Тинторетто впервые героем стала людская масса с её драматическими судьбами. Известны и анонимные картины 16 века с острыми политическими сюжетами («Казнь Савонаролы»).

Сдача Бреды (Д. Веласкес)В 17—18 в. академизм выдвинул исторический жанр на первый план, понимая его как «высокий» жанр, включающий религиозные, мифологические и исторические сюжеты. Оформился и тип многофигурной торжественной по своему строю исторической картины. Помпезные историко-аллегорические композиции представляли монархов в облике античных полководцев, для искусства 18 в. характерны и эффектные декоративные решения исторических тем. Широко распространялись гравюры исторического содержания. Прогрессивные искания, наметившие будущие пути Исторического жанра, связаны с творчеством крупнейших художников 17 в.: Н. Пуссен (Франция) создал полные пафоса образы благородных античных героев («Смерть Германика», 1626—1627 г.); Д. Веласкес (Испания) с глубокой исторической объективностью представил конфликт противоборствующих сил — феодальной Испании и буржуазной Голландии («Сдача Бреды», 1634 г.). П.П. Рубенс свободно соединял историческую реальность с фантазией и аллегорией (циклы «История Константина», «История Марии Медичи», около 1622—1625 г.). Рембрандт (Голландия) воплотил воспоминания о героике нидерландской революции в сцене выступления стрелков в поход («Ночной дозор», 1642 г.) и в легендарном драматическом эпизоде освободительной борьбы батавов («Заговор Юлия Цивилиса», 1661 г.). В России исторический жанр начал развиваться в 1-й половине 18 века, с появлением русского светского искусства и исторической науки; сочетанием патриотической патетики, торжественной праздничности и документальной точности отмечены гравюры А.Ф. Зубова (изображения битв и празднеств Петра I), батальные картины, приписываемые И.Н. Никитину, рельефы для Триумфального столпа памяти Петра I и Северной войны, исполненные при участии Б.К. Растрелли, мозаика мастерской М.В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762—1764 г.).

Заговор Юлия Цивилиса (Харменс ван Рейн Рембрандт)
Заговор Юлия Цивилиса.
Харменс ван Рейн Рембрандт.

Полтавская баталия (М.В. Ломоносов)
Полтавская баталия.
М.В. Ломоносов.

Покорение Сибири Ермаком (В. Суриков)
Покорение Сибири Ермаком. В. Суриков.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Валентин Серов. Сайт художника.