Национальный художественный музей Республики Саха
Крупнейшее художественное собрание на севере-востоке Сибири. В музейном фонде все виды и жанры изобразительного искусства, произведения зарубежных, русских и российских мастеров XVI-XX столетий, широкая панорама искусства Якутии XVIII - начала XXI веков. Основой собрания музея стали 27 живописных произведений из фондов Государственной Третьяковской галереи, переданных в дар республике в далеком 1928 году. Эта небольшая коллекция представляла подбор характерных образцов русской живописи второй половины XIX – начала XX века.
Среди картин можно отметить небольшой пейзаж «Поздняя осень» И.И. Левитана с автографом его брата, подтверждающим авторскую принадлежность кисти знаменитого художника; этюды В.Д. Поленова из палестинской серии; широко и свободно написанный натюрморт «Букет» (1908 г.) К.А. Коровина, в котором нашли отражение характерные черты «русского импрессионизма» и два портрета - привлекательные женские образы - «Дама в черном» (1864 г.) К.Е. Маковского и «Портрет Елены Снегиревой» (1897 г.) В.Е. Маковского, происходящий из Цветковской галереи.
Идея открытия картинной галереи в Якутске принадлежит научно-исследовательскому обществу «Саха кэскилэ», объединившему энтузиастов-краеведов, художников и исследователей. Творческая деятельность общества была чрезвычайно активной: в 1925 году был предложен проект открытия Картинной галереи, в 1926 г. – организована выставка изобразительного искусства, в 1927 г. - вопрос о галерее был рассмотрен правительством Якутской АССР.
Председатель ЯЦИК СНК ЯАССР М.К. Аммосов через посредство КЯР (Комиссия Академии наук СССР по изучению производительных сил ЯАССР) вел переговоры с музейным отделом Наркомпроса РСФСР о безвозмездной передаче произведений русской и западноевропейской классики в будущую картинную галерею. Комиссия Якутской республики сочла необходимым привлечь к работе по комплектованию музея хранителя Иркутской художественной галереи, живописца Б.И. Лебединского, который увлеченно принялся за сбор и приобретение картин у сибирских художников, а также сам написал для Якутской галереи пейзаж-панно "Река Лена при впадении в нее Алдана" (1928 г.)
Статус самостоятельного учреждения картинный зал получил в 1946 году и тогда же приказом Управления по делам искусств СНК ЯАССР он был преобразован в Якутский музей изобразительных искусств.
Но еще в самый разгар Великой Отечественной войны, в сентябре 1943 года, Управление по делам искусств при СНК РСФСР приняло постановление о развитии разных видов искусств в ЯАССР и, в частности, о необходимости открытия художественного музея. Эта идея была реализована при непосредственном участии председателя якутского Союза художников, народного художника Якутии Петра Петровича Романова (1902 – 1952 г.)
В становлении музея большое значение сыграла деятельность Льва Михайловича Габышева (1923–1975 г.), художника, ставшего его директором с 1952-ого по 1975-ый годы.
Яркой страницей в истории музейного дела в республике стала безвозмездная передача в 1962 году более 250 произведений западноевропейского искусства ХVI-ХIХ веков из семейного собрания известного якутского ученого, доктора экономических наук, профессора Михаила Федоровича Габышева (1902-1958 г.)
В составе дара можно отметить итальянских мастеров - Никколо Реньери (около 1590-1667 г.), Джованни Баттиста Питтони (1687-1767 г.), голландских художников - Александра Адриансена (1587-1661 г.), Фредерико де Мушерона (1633-1686 г.), превосходные портреты неизвестного фламандского мастера первой четверти ХVII века. На основе картин из коллекции М.Ф. Габышева в 1970 году, в бывшем здании Якутского уездного казначейства, построенного в 1909 году, был открыт филиал – «Музей западноевропейского искусства», преобразованный в 1995 году в «Галерею зарубежного искусства имени профессора М.Ф. Габышева».
Коллекция русского искусства, положив начало Якутскому художественному музею, продолжала расти и в последующие годы. Живопись удачно дополнили гравюры, рисунки, акварели художников ХVIII-ХIХ веков А.Г. Ухтомского, М.И. Махаева, Н.Г. Чернецова, И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.А. Серова и многих других.
Следует также отметить такие работы русских мастеров: «Сумерки» (1883 г.) И.И. Шишкина, «Лунная ночь» А.И. Куинджи, «Портрет молодой грузинки», возможно исполненный М.А. Врубелем, а также полотно И.К. Айвазовского «Героиня Баболина...» (1880 г.)
С самого начала истории музея стал развиваться второй по величине отдел искусства ХХ века. В нем представлены произведения П.П. Кончаловского, А.М. Корина, Г.Г. Ряжского, А.П. Остроумовой-Лебедевой, В.А. Фаворского, А.Т. Матвеева. В.П. Беляева, С.А. Лучишкина, Д.И. Митрохина и современных мастеров Г.М. Коржева, П.П. Оссовского, Т.Г. Назаренко, Н.И. Нестеровой, О.К. Комова, В.Х. Думаняна.
Раздел русского искусства включает в себя коллекцию народного искусства – российские промыслы - холмогорскую кость, дымковскую и филимоновскую игрушку, архангельских щепных птиц, лаковую миниатюру, роспись по шелку, фарфор и т.д.
В последние годы были сформированы такие разделы собрания как сибирская иконопись (где особенно ценно для нас наличие икон местных мастеров), книжная иллюстрация, плакат, сценография. Новые поступления позволили выделить в самостоятельные разделы декоративно-прикладного искусства резьбу по дереву, шитье, вышивку по ткани и меху ювелирное искусство. Ныне якутский музей владеет добротной коллекцией декоративно-прикладного искусства северных народов, представляющей большую художественную ценность.
Сумерки. И.И. Шишкин. 1883 г.
|
Рыбак. Э.И. Пахомов. 1991 г.
|
Пояс наборный мужской. В.У. Николай. Мельхиор, кожа, ткань. Литье, ковка, гравировка.
|