Septentrionalis modern. Pictoris
СЕВЕРНЫЙ МОДЕРН — течение в искусстве конца XIX— начала XX в. в странах Скандинавии и на севере России — в Петербурге (иногда под северным модерном понимают искусство исключительно скандинавских государств).
Наиболее известны иллюстрации Галлен-Каллелы к финскому эпосу «Калевала» (1891). Искусство этого финского художника оказалось близким стилизаторским устремлениям части петербургского кружка художников «Мир искусства», возглавляемого А. Н. Бенуа. Член объединения С. П. Дягилев, угадав «готовность России принять искусство северных художников», устроил в январе 1898 г. в Петербурге, в музее Училища технического рисования барона Штиглица, совместную выставку «русских и финляндских художников».
На выставку приехал шведский живописец, скульптор и гравер Андерс Цорн (1860—1920). Его произведения, в особенности офорты, выполненные свободным, артистичным штрихом, вызвали у петербургских художников восторженные отклики. Однако русские открывали «собственный север». В 1894 г. С. И. Мамонтов организовал экспедицию художников по изучению природы, быта и народного творчества Русского Севера. В экспедиции участвовали живописцы К. А. Коровин и В. А. Серов. Этих художников позднее называли «северными импрессионистами».
Коровинские северные пейзажи стали открытием русской живописи. В петербургской графике А. П. Остроумова-Лебедева создавала собственную поэзию. В начале XX в. стало ясно, что жанр лирического северного пейзажа в произведениях этих художников не уступает лирической поэзии «серебряного века». САМЫЙ знаменитый из архитекторов петербургского северного модерна - Федор Иванович (Фредрик) Лидваль (1870—1945), швед, родившийся в Петербурге. Лидваль — автор здания гостиницы «Астория» на Исаакиевской площади, в котором сочетаются черты северного модерна и Неоклассицизма, зданий банков и жилых домов, представляющих собой вполне оригинальный классический «лидвалевский» стиль. В отличие от шведского и финского вариантов петербургский северный модерн классичнее, в нем чаще появляются «итальянизмы», мотивы венецианских палаццо и даже элементы палладианства. Декоративные мотивы — рога изобилия, гирлянды, картуши, грифоны, камни украшают маскароны. Характерная деталь: маска Гермеса, древнегреческого бога торговли, становится похожей на скандинавского бога Одина, которого также изображали в крылатом шлеме, но бородатым.
Цорн Андерс-Леонгард. Волны Лапландии. 1887г.
|
Три прекрасные дамы. Андерс Цорн.
|
Аксели Галлен-Каллела. Ковка Сампо.
|