Валентин Серов
Главная > О творчестве > Портрет - картина


Новый портрет

2«Я считаю, что только два сносных (портрета) в жизни и написал — этот да еще "под деревом", — говорил художник по поводу своего прославленного шедевра «Девочка с персиками». Знаменитая категоричность Серова в данном случае имела под собой глубокие основания.

«... С этого момента сразу и окончательно определились дальнейшие искания <...>. Этот портрет, являющийся одной из лучших картин, когда-либо написанных русским художником, произвел впечатление настоящего откровения в тогдашних художественных кругах Москвы, никто не хотел верить, что автору его, никому до того не известному Серову, еще недавно только минуло двадцать два года», — писал Игорь Эммануилович Грабарь.

Между тем именно «молодость» — в каком-то особом чувстве первозданной свежести бытия до сих пор остается главным отличием этого величайшего из серовских произведений, залогом его неувядающей притягательной силы.

Необычным в этом холсте было все: и напоенный светом и воздухом интерьер с окном в сад, и тонкость цветовых соотношений, и смелая фрагментарность переднего плана (стол с персиками), и главное — еле сдерживаемая живость смуглой непоседливой девочки, ее устремленный на зрителя проницательный внимательный взгляд. Достигнутый в холсте «эффект присутствия» вовлекает зрителя в немой диалог. В солнечном свечении красок, живописной импровизации, динамике пространственных планов, свободном взаимопроникновении жанров — портрета, интерьера, пейзажа и натюрморта — тихое событие предметов, человека, природы воспринимается как cобытие.

Именно как Событие новая работа Серова и была воспринята его современниками. «В начале 1890-х годов на выставке появился серовский портрет Веруши Мамонтовой. Он произвел сенсацию. Этот портрет до сих пор имеет значение выдающееся, тогда же он был положительно откровением», — свидетельствовал известный художник А.Я. Головин. И сегодня этот холст воспринимается нами как великое откровение, посетившее 22-летнего художника в усадьбе Мамонтовых Абрамцево, веха в развитии русского искусства, во многом определившая его направление вплоть до сегодняшнего дня.

«Дух... дома», — так назовут жители другого «дворянского гнезда», Домотканова, героиню одноименного серовского полотна Надежду Яковлевну Дервиз. Это определение в полной мере можно отнести и к любимице абрамцевского сообщества, дочери Саввы Ивановича Мамонтова Вере Саввишне Мамонтовой.

Даже на стене Третьяковской галереи ее изображение воспринимается нами как своего рода «гений места», свидетель абрамцевского содружества — одного из самых судьбонос- уважение, — сообщал Серов жене в 1888 году. — Писал я ее больше месяца и замучил ее, бедную, до смерти — уж очень мне хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности». В этом, на первый взгляд, парадоксальном высказывании — ключ ко всему творческому мышлению Серова, его подходу к созданию художественного образа. Подходу, не всегда до конца принимавшемуся даже его учениками, но всегда становившемуся залогом рождения очередного шедевра, будь то монументальная композиция или маленький «мгновенный» этюд.

Достаточно взглянуть на «Девочку с персиками», чтобы понять, какой грандиозный шаг был проделан совсем юным художником для создания на этот раз уже собственно живописного — самостоятельного станкового полотна. Можно суверенностью сказать: никогда еще в русской живописи после Александра Иванова сочность насыщенного рефлексами цвета, гармония ритмических и свето-теневых отношений не сочетали в композиции такой пронзительной непосредственности выхваченного фрагмента реальности и внутренней монументальной значительности. Фрагмента сиюминутного и вместе с тем как бы вбирающего в себя весомость нетленной вечности бытия.

Судьба подарила Вере Саввишне Мамонтовой не слишком длинную и не вполне безмятежную жизнь, однако ее образ по-прежнему погружает нас в радушную атмосферу Абрамцева, заставляя вновь и вновь переживать хрупкое «равновесие» остановленного мгновения — счастливого «мига», таящего в себе единство глубоко личного, камерного, «уютного» (пользуясь языком самого Серова) и открытого, масштабного — «эпохального».


Баба с лошадью (Серов В.А.)

Схемы тонального решения портретов Ф.Ф. Юсупова, В.М. Голицына и А.В. Касьянова

Портрет Николая II (Серов В.А.)





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Валентин Серов. Сайт художника.