Валентин Серов


Страница вторая


1 | 2
3 | 4

СЕРОВ — М. С. ЦЕТЛИН

<Около 10 февраля 1911 г. Петербург>

Многоуважаемая Мария Самойловна!

Тронут, что Вы меня решили не забывать. Относительно отправки портрета Вашего в Рим я распорядился, чтобы Вам послали из Академии наставления и бланки, если решите его посылать. Если же, что всего проще, захватить его с собой, когда Михаил Осипович <Цетлин> поедет в Рим и отдаст заведующему русским отделом г-ну Беренштаму.

Вот относительно себя ничего пока не могу сказать, откуда, куда и как и когда я попаду сам в Рим, и не поручусь, что попаду на поезд, в кот<ором> Вы поедете, хотя, разумеется, ничего против не буду иметь как сопутствовать.

Гот<овый> к услуг<ам> В. Серов

Поклон Михаилу Осиповичу.

На конверте:
Франция
Mme Zetline
“H?tel Celtic”
Rue Balzac
Paris

Почтовый штемпель: 25 f?vr. 11.

Частное собрание, США.

 

СЕРОВ — М. С. ЦЕТЛИН

19 февр<аля 1>911 г. Москва

Многоуважаемая Мария Самойловна!

Вчера получил Ваш подарок — зеркало, преотличное зеркало и с инициалами — что за роскошь. Очень Вам, “значить”,— благодарен. Если Вы до сих пор меня не изволили забыть, то теперь, с своей стороны, Вас уже мне ни в каком случае не забыть. Если же вдруг забуду, то зеркало всегда мне будет укоризной... Когда же Вы собираетесь в Москву?

Сейчас я в Москве; через неделю еду ненадолго в Петербург, потом опять в Москву, а затем и в Рим. Попробую зайти к родителям Михаила Осиповича <Цетлина> от них разузнаю. О Вас имею некоторые сведения от кузины Нины <Симонович-Ефимовой>, которая у Вас бывает по субботам.

Поклон Михаилу Осиповичу.

Готовый к услугам В. Серов

Частное собрание, США.

 

СЕРОВ — Д. И. ТОЛСТОМУ

24 февр<аля 1>911 г. Москва

Ваше сиятельство!

По поводу моих акварелей “Царской охоты” я вспомнил, что ведь они были лет 5 или 4 тому назад выставлены у Дягилева на выставках в Париже, а потом в Венеции. Впрочем, насчет Венеции не уверен. Будьте добры, граф, переговорить с ним, я ему пишу сейчас — когда и кем были возвращены после выставки эти вещи, которые были взяты, сколько помню, из Царского Села.

27—28 февр<аля> Дягилев уезжает. Думаю его еще застать в Петербурге, куда еду 27 февр<аля>. Римские вещи отсюда отправляю: 1) “Ив. Морозова”, 2) “М. Морозова”, 3) “Южина и Ленского”, 4) “Таманьо” привезу с собой. По приезде в Петербург решится (27 <февраля> заседание присяжных поверенных) относительно “Турчанинова”1. “Кн<ягиню> Орлову” можно перенести в Академию, в ящике, о кот<ором> просил г-н Визель.

Готовый к услугам В. Серов

ЦГИА.
________________

1 27 февраля 1911 г. совет петербургских присяжных поверенных отказался удовлетворить просьбу Серова, ссылаясь на то, что “портрет может быть попорчен в дороге или вообще пострадать”. (Художник В. А. Серов перед судом адвокатов.— Петербургская газета, 1911, № 71, 14 марта). Серов смог экспонировать портрет Турчанинова на Всемирную выставку в Рим, только после обращения в общее собрание присяжных поверенных, которому Д. И. Толстой гарантировал сохранность произведения.

 

СЕРОВ — И. С. ЕФИМОВУ

2 марта <1911 г.> С. Петербург

Дорогой Иван Семенович,

очень рад и благодарю за сообщение из Stuttgart'a, надеюсь и гнутых зверей пристроили?1 Спасибо и Ниночке <Симонович-Ефимовой> за письмецо. Пусть она, между прочим, не волнуется по поводу рамы. Рама давно получена г-дами Кусевицкими. А теперь имею Вам сообщить следующее. Не знаю, будете ли Вы помогать Баксту, он в Париже и в той же гостинице — r Bourgogne, 7 — зайдите к нему. Но я решил писать с Вами персидский занавес для “Шехеразады”. Первая часть ее играется при закрытом занавесе, который и надлежит нам расписать. Эскиз, в принципе принятый дирекцией, мною разрабатывается, так сказать <...> Теперь работу эту я распределяю так: в начале нашего апреля думаю быть в Париже, и к этому времени должно уже иметься помещение. Занавес 24 на 16 аршин (Меерсон что-то мне писала о свободном помещении потолкуйте еще с Бакстом).

Хорошо, если бы Вы за это время слегка попробовали бы эти клеевые краски и как ими владеть. Затем, давши Вам эскиз и указания, я бы уехал в Рим, где мне нужно быть к 15 апреля (нашего стиля), чтобы развесить свои вещи в отделе. Пробывши в Риме недели 2, возвращаюсь в Париж и дописываю с Вами занавес, кот<орый> должен быть готов к концу мая. Спектакль в Париже 10 июня заграничного. Ну, вот-с, что Вы на это скажете? Да: мастерская, холст, краски — все казенное. За написание занавеса Вы 350 руб. получите, если обойдетесь без чертежника, а возьмете чертежника <— на> 100 руб. меньше, т.е. 250 (казенная у Дягилева цена). Итак, согласны Вы? Буду просить Вас сейчас же на это письмо ответить в Москву. Думаю я прокатить и Ольгу Федоровну <Серову>, но вот не знаю, как ее и Антошу <Серова> отправить домой, т. к. я остаюсь работать (занавес в Париже, а может и в Лондоне). Жду письма.

Ваш В. Серов

Когда Ниночка и Аделаида Семеновна <Симонович> думали ехать в Россию?

ГТГ.
__________

1 “Гнутые звери” — небольшие скульптуры, исполненные Ефимовым.

 

СЕРОВ — Э. О. ВИЗЕЛЮ

16 марта <1>911 г. Москва

Многоуважаемый Эмилий Оскарович!

Порядка ради имею сообщить Вам, что портрет г-жи Цетлин доставлен владельцами в Рим г-ну Беренштаму. Таким образом, имеется все, что наметил выставить. Надеюсь, “Турчанинова” выдали Вам без затруднений1.

Готовый к услугам В. Серов

ГПБ.
__________

1 Э. О. Визель был членом комитета по устройству русского отдела на Всемирной выставке в Риме в 1911 г.

 

СЕРОВ — М. С. ЦЕТЛИН

16 марта <1>911 г. Москва

Затрудняюсь начать письма с осмысленного обращения, пишу просто Мария Самойловна! Во-первых, благодарю за доставление портрета в Рим самими владельцами;
2) за самое письмо;
3) за зеркало каждый раз, разумеется.
В Рим едем с женой в конце этого месяца через Париж, где, надеюсь, увижусь с Вами. Если же нет, то в Риме мы будем за неделю до открытия русского павильона, т. е. к 20 апреля (заграничного) — остановимся H?tel d'ltatie на via Quattro Fontene рядом с palazzo Barberini.

Кланяюсь Вам и Михаилу Осиповичу <Цетлину>.

В. Серов

А каков оказался Рим?

Частное собрание, США.

 

В. П. ЛОБОЙКОВ — СЕРОВУ

<26 марта 1911 г. Петербург>

Милостивый государь Валентин Александрович.

Присяжный поверенный Ледницкий1 обратился в императорскую Академию художеств с прошением об утверждении за советом присяжных поверенных окружной Московской судебной палаты права художественной собственности на портрет покойного присяжного поверенного С. А. Муромцева, исполненный Вами по заказу названного совета. Канцелярия и<мператорской> А<кадемии> х<удожеств> в отношении от 16 марта с. г. за № 1109 сообщила, что согласно закону (п. 28, прил. ст. 420, т. 10 свода законов) правом художественной собственности пользуется только автор произведения, а потому Академия может утвердить право художественной собственности только за автором-художником, который может затем передать его, кому пожелает.

Вследствие сего, препровождая при сем копию с прошения г. Ледницкого от 22 сего марта2, имею честь покорнейше просить Вас в возможно непродолжительном времени не отказать в сообщении нам, не встречается ли с Вашей стороны препятствий к утверждению за советом присяжных поверенных окружной Московской судебной палаты права художественной собственности на упомянутый портрет3.

Примите уверения В. Лобойков

ЦГИА. Публикуется по копии автографа. Письмо было отправлено на бланке секретаря императорской Академии художеств. На копии надписи: Его высокородию В. А. Серову. Москва. Ваганьковский пер., д. 9, 26 марта 1911 г., 1244.

__________________

1 Александр Робертович Ледницкий (1866—1934) — присяжный поверенный, член I Государственной думы. Посланник Польши в России в 1918 г.

2 В упоминаемом прошении А. Р. Ледницкий доказывал, что в соответствии с законами “заказчик имеет, несомненно, право художественной собственности на исполненные по его заказу работы, а следовательно, должен пользоваться для защиты своего права и правом его утверждения” (ЦГИА).

3 См. письмо Серова В. П. Лобойкову от <11> 24 апреля 1911 г.

 

СЕРОВ — Э. О. ВИЗЕЛЮ

<Начало апреля 1911 г. Петербург>

Многоуважаемый Эмилий Оскарович!

Для каталога были сделаны 3 снимка: с “Орловой” и “Рубинштейн” и с одной головы той же “Рубинштейн”. За негатив этой головы и 12 снимков уплачу я после того, как негатив и 12 снимков будут мне пересланы. Теперь я совершенно не желаю, чтобы фотографии с “Орловой” и “Рубинштейн” были вообще в обращении, а потому буду просить, по напечатании их в каталоге, эти 2 негатива либо уничтожить, либо переслать мне до 5 июня нов<ого> ст<иля>, H?tel du Quai Voltaire, Quai Voltaire, Paris.

В. Серов

ГПБ.

 

СЕРОВЫ — О. В. СЕРОВОЙ

<Около 5/18 апреля 1911 г. Париж>

Олюшка!

Благополучно доехали вчера в город Париж, хотя ночь спать уж не пришлось, т. к. спальных мест II класса не имеется вообще. Фланировали с Ефимовыми по Парижу. Сегодня едем в Maison Blanche там пока хорошо с Жакотом <Львовым>. Аделаида Семеновна <Симонович> и Ефимовы ничего, молодцом. Квартирка у них ну-ну... Что у вас там Мама обладает замечательным аппетитом, чувствует себя хорошо. Видели нашу Chapelle. Ну, спешим, в музей нужно. До свиданья, пока. Воображаю, как мальчишки были довольны, возвратившись домой и спровадив родителей, найти в шкапу красного дерева нетронутую корзину пирожных. Ваши родители О. и В. Мама и я просим Сашу <Серова> не есть так много булок. Затем до свиданья.

ГТГ.

 

СЕРОВ — С. П. ДЯГИЛЕВУ

<Около 6/19 апреля 1911 г. Париж>

Милый друг Сергей Павлович!

К 1 мая нового стиля освобождается хорошая большая мастерская (где работали Яремич и Анисфельд в позапрошлом году). Будь добр, сейчас распорядись и напиши Астрюку1, чтоб он это устроил,времени с 1 мая по 1 июня будет как раз достаточно для написания занавеса, над эскизом которого продолжаю работать. Завтра еду с женой в Рим, где пробуду до 1 мая и где надеюсь с тобой свидеться. Желаю продолжит<ельных> успехов, читал телеграммы генерала Безобразова2

До свидания, кланяйся Шуре <А. Н. Бенуа>.

Бакст работает, как два вола. Итак, немедленно распорядись.

Твой В. С.

ГТГ (отдел графики). Публикуется по черновому автографу.
________________

1 Габриель Астрюк (1864—1938) — французский музыкальный критик и театральный деятель, немало сделавший для пропаганды во Франции русской музыки. В 1909—1911 гг. помогал С. П. Дягилеву в устройстве Русских сезонов в Париже.

2 Николай Михайлович Безобразов (1843—1912) — член совета министерства торговли и промышленности в 1906 — 1910 гг., тайный советник; считался знатоком балета. В последние годы жизни Безобразов интересовался Русскими сезонами и помещал корреспонденции в петербургских газетах об их успехах.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<9>/22 апреля <1>911 г. Рим

Любезный друг Илья Семенович!

Будь добр мне написать сюда, на когда ты хотел иметь помещение в H?tel Hassler. Записочку, на кот<орой> отметил твой заказ, я забыл в Москве. Помню, что на сентябрь, как будто, но не уверен. Тепленько здесь. Выставка, т. е. наш отдел, еще далеко не готов открытие назначено на 28 нашего апреля, т. е. 15 мая, не знаю, управятся ли. Но павильон лучший, по-моему 1. Такие банальные гадости кругом расположились на вилле Боргезе, где стоят еще прежние соседство невыгодное, да и вообще не слишком подходит выставочность к Риму. Произведений еще никаких не видал, но говорят, что очень так себе. Король нашел себе отличное занятие торжественно открывать интернациональные павильоны по времени их готовности. Прекрасно времяпрепровождение, и я имел уже счастье его видеть.

А засим поздравляю Вас и Надежду Петровну <Остроухову> с праздником2.

В. Серов

Ольга Федоровна <Серова> тоже отлично гуляет по загранице и тоже, разумеется, кланяется и поздравляет.

На конверте:
? M-eur Ostroouchoff
Moscou
ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову
Трубниковский пер., соб. дом
Москва
Почтовые штемпеля: Roma 22.4.11
Москва 13.IV.1911

ГТГ. Письмо было отправлено на бланке: H?tel d'Italie.
_______________

1 Павильон русского отдела Всемирной выставки в Риме, устроенной в ознаменование пятидесятилетия объединения Италии, был построен по проекту архитектора В. А. Щуко.

2 Имеется в виду Пасха.

 

СЕРОВ — В. П. ЛОБОЙКОВУ

<11>/24 апреля 1911 г. Рим

Многоуважаемый Валериан Порфирьевич!

В ответ на запрос канцелярии Академии художеств имею честь сообщить нижеследующее: ничего не имею против представления совету присяжных поверенных Московского округа прав художественной собственности на портрет С. А. Муромцева на следующих условиях:
1) Как член комитета по увековечению памяти покойного С. А. Муромцева (комитета, состоящего главным образом из членов того же совета присяжных поверенных) я обязан требовать, чтобы доход с продажи снимков с портрета шел бы на ту же цель, т. е. на увековечение памяти С. А. Муромцева. Кроме того, 2) Совет присяжных поверенных должен разрешить помещение воспроизведения этого портрета в имеющихся быть моих монографиях, если составители найдут такое помещение желательным1.

Готовый к услугам. В. Серов

ЦГИА
___________

1 20 марта 1911 г. был принят закон об авторском праве, согласно которому “для охраны прав художественной собственности не требуется регистрации художественных произведений в и<мператорской> А<кадемии>х<удожеств> (письмо Академии художеств от 29 января 1916 г. за № 225.— ЦГИА).

 

СЕРОВ — И. С. ЕФИМОВУ

1e <12>25 av Roma

Дорогой Иван Семенович!

Простите, что Вам пришлось раза два съездить к Фигнер по моим, собственно, делам1. Письма <восторженного> от Мар<ии> Самойл<овны Цетлин> пока еще нет. Весьма рад, даже завидно, что Вы лепите с Бурделем2. Ненадолго это совсем великолепно. Ну, а насчет занавеси, т. е. мастерской? Надо бы потревожить Бакста, спросить, есть ли какие распоряжения от господина Дягилева пора. Павильон российский совместно с испанским не готов — так и следует — отсталые нации... Выставка вообще так себе, кажется. Пока видел не все. Да Рим сам стал как-то похуже глупое веселье ему не к лицу, а кроме того, современный итальяшка провел ради удобства повсюду трамваи, всё истрамваено (как Париж изавтомобилен).

Черт бы ее драл, эту цивилизацию с трамваями, кинематографами, граммофонами, автомобилями излишняя торопня. Ну, как же — в этом отеле, еще в прошлом году, на чудном дереве перед окном сидели птички и так хорошо пели под журчание и бульканье фонтана во дворе palazzo Barberini, а теперь — беспрерывно по 2 колеям, по хорошей благородной узкой римской улице Четырех фонтанов гудит, свистит на заворотах, звонит эта сволочь (удобство — грош) с 6 1/2 утра до 12 1/2 и так всюду.

Ваш В. С. Пишите сюда, пока не отменю.

Спасибо Ниночке <Симонович-Ефимовой> за посылки Антоше <Серову>.

На конверте:
M-eur Efimoff. Rue Cortot
(Monmartre)
Paris
Почтовые штемпеля:
Roma 25 av. 11
Paris 27.IV.11

ГТГ. Письмо было отправлено на бланке: H?tel d'ltalie.
________________

1 Вера Николаевна Фигнер (1852—1942) — видная революционерка-народница. В 1883 г. она была арестована и заключена в Петропавловскую, а затем в Шлиссельбургскую крепость. Только после 1905 г. Фигнер была выпущена на свободу. Серов познакомился с Фигнер в конце 1910 г. на вилле Цетлиных в Биаррице. В 1911 г. он исполнил рисунок Фигнер, который находился в собрании Цетлиных.

2 Антуан Бурдель (1861—1929) — французский скульптор.

 

СЕРОВ — О. В. СЕРОВОЙ

<15>/28 апреля 1911 г. Рим

Милая Олюшка,

ну, как ты справляешься со своим хозяйством? Бедненькая, бросили мы все на твои маленькие плечи. Что здоровье твое и желудок? Ты ничего не пишешь о своем здоровье. Как мальчики (парни) поживают между собой — тихо ли? Благопристойно ли? Господин репетитор — что и как? Как насчет занятиев вообще? Как бы не того — не оставили бы наших молодцов, каждого в своем классе. Можно ведь и с репетитором остаться — бывают такие случаи и не в одной Одессе... Что Наташечка <Серова> милая сердитенькая?

Мамаша не пропускает ни одно дите, а кроме того, заглядывается на священников всех ряс и возрастов, всегда ахает и останавливается — сильное производят на нее впечатление — готова всех их купить что ли, не знаю. Живем хорошо. Выставка так себе, кажется, напрасная. Да, да, пусть мальчики, как приходят из гимназии, переодеваются это просит мамаша, и я со своей стороны присоединяюсь и готов то же самое требовать, ибо сие весьма рационально. Думаю в Сашином <Серова> руководстве по легкой атлетике это тоже рекомендуется. Здесь в Риме заявилась Софья Оскаровна да, Саша знает ее. Пусть мальчики (просит мама) вытирают ноги, когда приходят, а то пыль, и не объедаются пасхой.

Обнимаю В. С.

ГТГ.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<18 апреля> 1 мая <1>911 г. Рим

Илья Семенович!

Что же ты мне ничего не напишешь относительно своего приезда сюда осенью, на какое время взять № в H?tel Hassler? Если ты сию же минуту напишешь, то я еще получу здесь твое письмо. Отдел наш открывается 13 мая. Репин уже развесил свои вещи: “Какой простор”, “17 октября” и портреты — не особенно приятно. Кажется, я тебе писал, что эти интернациональные выставки... впрочем, могу повторить это еще несколько раз. А Рим все портится и портится, и прав А. Бенуа, кот<орый> мне сюда писал, что через 30 лет порядочному человеку житья совсем не будет. Завтра он приезжает сюда из Monte-Carlo. Алекс<андра> Пав<ловна Боткина> там еще, т. е. в Monte-Carlo. На этом пока и до свиданья.

M-me Nordmann тоже здесь имеется '.

Твой В. С.

Поклон итальяночке, лучше ее пока здесь никого не встретил 2. Mes compliments. [Мои поздравления (франц.).]

На конверте:
M-eur Ostroouchoff
Moscou Russie
ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову
Трубниковский переулок, соб. дом
Москва
Почтовые штемпеля:
Roma 1 mag. 11
Москва 23.4.11

ГТГ. Письмо отправлено на бланке: H?tel d'ltalie.
____________

1 Речь идет о Н. Б. Нордман-Северовой.

2 Серов говорит о преподавательнице итальянского языка, у которой Остроухов брал уроки.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<29 апреля> 11 m 1911 г. Roma

Дорогой Илья Семенович!

Вот что имею тебе сообщить относительно H?tel Hassler: три комнаты с балконом и окнами, выходящими на площадь с видом на Рим, заказаны, но за 14 дней до приезда просят телеграфировать — задатка не берут. Стоимость пансьона за двоих, 3 комнаты — 65 fr, за 2 комнаты — 55 fr. Ванны при комнате нет (это отель еще в прежнем стиле), но таковая имеется в том же этаже. Если встретишь К. С. Станиславского, спроси его — он там жил этой зимой. Место дивное. Лично я ненавижу современный пошиб, Palace h?tel'ей, кот<орые> теперь распложаются неимоверно. Скоро весь Рим покроется ими — нет отдыха от удобств.

Послезавтра открытие российского павильона с королем, королевой, <великой княгиней> Мар<ией> Пав<ловной> и т. д. и т. д. Павильон вышел очень не дурен, но тесноват и немножко убог внутри, сравнительно с окружающими нациями, но не пошло. У нас с Репиным отведено по спальному купе. Но все же я доволен и выставился хорошо не много, но, пожалуй, лучшие вещи за последнее время, ну, да ведь ты же увидишь... Послезавтра начинается и балет в театре Constanzi, вся компания здесь1 — и синодальный хор, одним словом “Россия” ?ber alles [превыше всего (нем.)].

Твой В. Серов

Боже, какие ты делаешь успехи в итальянском языке... Жена и я кланяемся. Если вздумаешь писать, пиши H?tel du Quai Voltaire, Paris — куда еду на днях. Заедем еще во Флоренцию. Портретную выставку не особенно хвалят.

Ну, будь здоров.

На конверте:
M-eur I. Ostroouchoff
Moscou Russie
ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову
Москва
Трубниковский пер., соб. дом
Почтовые штемпеля:
Roma 12.5.11.
Москва 3.V.1911

ГТГ.
_______________

1 Речь идет о спектаклях Русского сезона в Риме, устроенных там Дягилевым.

 

СЕРОВ — М. К. МОРОЗОВОЙ 1

<29 апреля>/lе 11 m <1>911. Roma

Многоуважаемая Маргарита Кирилловна!

Благодарю Вас очень за портрет Михаила Абрамовича <Морозова>. Вы всегда были добры ко мне, чего я никогда не забываю. Портрет доставлен в порядке и хорошо мной поставлен в моем апартаменте в русском павильоне (очень недурном, сравнительно с другими). Своей собственной выставкой, т. е. тем, что выставил и как,— доволен. Комната невелика, вещей немного, но довольно солидные, и нет элемента магазинности, чем страдают все вообще выставки и здешние интернациональные в особенности,— разумеется, за исключением исключений. А к Риму — если Вы его знаете — выставка сама не к лицу. Относительно аккомпаньятора не писал (каюсь), ибо при Дягилеве давным-давно оказался Щербачев2.

Готовый к услугам В. Серов

Жена очень Вам кланяется.

На конверте:
A M-me М. Morosoff
Moscou Russie
ЕВБ Маргарите Кирилловне Морозовой
Москва, угол Знаменки и Знаменского переулка
Почтовые штемпеля:
Roma 11.5.11
Москва 3.5.11 ГПБ.

Письмо отправлено на бланке: H?tel d'ltalie.
______________

1 Маргарита Кирилловна Морозова, урожденная Мамонтова (1873—1958) —пианистка, действительный член московского отделения Русского музыкального общества, а в 1907—1911 гг. и член его дирекции. Жена М. А. Морозова. Серов исполнил портреты ее мужа, сына и незадолго до своей смерти начал писать портрет самой Морозовой. После кончины Серова Морозова приняла участие в материальном обеспечении его семьи.

2 Возможно, речь идет о Николае Владимировиче Щербачеве (1853—?) — пианисте и композиторе.


1 | 2
3 | 4


Портрет А.М. Стааль (В.А. Серов, 1910 г.)

Портрет Г.Л. Гиршман (В.А. Серов, 1911 г.)

Портрет Г.Н. Федотовой (В.А. Серов, 1905 г.)





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Валентин Серов. Сайт художника.