Страница четвертая
1 | 2 | 3 | 4
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
<8 / 21 ноября 1910 г.> Biarritz
Илья Семенович,
будь добр, по получении этого письма распорядись относительно Тархова. Напиши или телеграфируй в Петербург Сергею Констант<иновичу> Маковскому в редакцию “Аполлон”, где имеется выставка Тархова, о задержании (как было условлено между нами) его картины из цикла “Tendresse maternelle”. Он все ко мне пристает, но он прав, картина, т. е. этюд хорош — материнство есть 1. Вчера вернулся из Испании. Льва Толстого нет, оказывается. А все-таки человек этот большой и много мучился, за что многое простится в его барстве. Побег его не шутка.
Твой В. Серов.
Где и что и как его хоронить будут — наверное, воля его известна 2. Духовенство, полиция, полиция, духовенство, кинематографы... Не знаю — что лучше — Эскориал? Тоже и католическая смерть не плоха. Что другое, а хоронят у нас в России преотлично и любят.
ГТГ.
____________
1 Картину Тархова “Материнство” совет галереи приобрел 30 декабря 1910 г. Одновременно совет купил и другую его картину — “Парижский бульвар”.
2 См. письмо Серова О. Ф. Серовой от середины/конца ноября 1910 г.
СЕРОВ — М. П. РЯБУШИНСКОМУ
14<27> ноября 1910 г. Biarritz
Многоуважаемый Михаил Павлович!
Обращаюсь к Вам с просьбой. Этой весной будет выставка в Риме. На выставке этой решил принять участие и ставлю довольно много своих вещей, т. к. мне предоставлено отдельное помещение в отделе. В числе намеченных произведений я желал бы иметь и принадлежащий Вам этюд “Баба в телеге”. Если Вы ничего не будете иметь против и разрешите мне ее взять — буду Вам очень признателен. В случае же, если не пожелаете,— то буду просить Вас дать письменный отказ лицу (от уполномоченного моего К. А. Лемерсье 1 — магазина Аванца), которое явится за картиной для отправки ее в С.-Петербург в Академию художеств (срок доставки декабрь) 2.
Готовый к услугам В. Серов
ГТГ.
_______________
1 Карл Августович Лемерсье (1870—1912) — служащий художественного магазина Аванцо, затем с 1909 г. владелец выставочного зала в Москве, более известного под названием “галерея Лемерсье”.
2 См. письмо Серова М. П. Рябушинскому от <1> /14 декабря 1910 г.
СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ
<Середина / конец ноября 1910 г.>
Двадцать не знаю какого ноября, Биарриц
Лёлюшка!
Да и погода же здесь — все время ветер, хмуро, волны, как у нас в Финляндии плохая погода в августе (скажем). Наскучило — в особенности шум ветра. Ясных дней было за все время может быть 4—5. Но все же тепло, а главное светло, с 8 до 5. У нас-то в Рассее много темнее. А мне придется все же торопиться с возвращением. Надо писать Орлову. Ее здесь нет. Незадолго до моего приезда они уехали на побывку в Париж, а потом, оказывается, уехали совсем в Петербург. От <Д. И.> Толстого имею письмо, надо торопиться с отправкой в Рим. Конечно, Орлову можно будет отправить и попозже, но все же надо ее сделать. План мой таков — окончить здесь, быть может, через неделю ехать в Париж, потом к Антоше <Серову> и в Питер (это и скорее, чем в Москву, между прочим) дописать Орлову и домой. Ну, да там еще видно будет. Спасибо за присылку газет, хотя и “Русские ведомости” и “Речь” здесь получаются.
Рад я, что Лев Толстой закончил свою жизнь именно так, и надеюсь, что похоронят его на том холме, кот<орый> был ему дорог по детству. Рад я, что и духовенства не будет, т. к. оно его от церкви отлучило — прекрасно. А мне жаль все-таки Софью Андр<еевну Толстую>, так она и не застала живым, т. е. в памяти. Ну, до свиданья. Твой В. С.
Живу здесь, как в Сестрорецке. Только почище. На счет денег распоряжусь, чтобы тебе принесли из конторы Цетлин в Москве, думаю я, они у тебя на исходе.
ГТГ.
СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ
(Середина / конец ноября 1910 г. Биарриц)
Да, кажется, я больше не выдержу близости океана — он меня сломил и душу издергал — надо бежать. Портрет тоже (вечная история) не слушается, а от него зависит отъезд Цетлинов и мой — беда. Хотя они, собственно, бездельники, но у нее дочь (от первого мужа) трехлетняя, и она по ней тоскует — дочь в Париже,— но все в зависимости от того, как выйдет у меня нос или глаз и т. д., а я все (как всегда) ищу и меняю. Слава Богу, хоть эти два дня море спокойно и нет ветра. Думаю я, не застраховаться ли, благо здесь бывает агент одной берлинской компании. Если возможно будет здесь же дать себя осмотреть врачам (что мне как резаному не особенно желательно), то и ладно.
Ведь это надо будет сделать — не думаю, чтобы я прожил больше 10— 15 лет. Здесь еще Нарышкина, рисую рисунок с нее (одну голову). Орлова, оказывается, еще в Париже. Ты мне все говоришь, что я счастливый и тем, и другим, и третьим — верь мне — не чувствую я его и не ощущаю. Странно, у меня ото всего болит душа. Легко я стал расстраиваться.
Ну, до свиданья. Обнимаю всех вас. Твой В. Серов Пиши, Париж.
ГТГ.
СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ
Среда. Биарриц
< 17/30 ноября 1910 г.>
Лёлюшка, опять ужаснейшая буря — море кипит, на душе у меня скверно. Кончаю портрет, что мне всегда мучительно.
Писать не стоит. Но верь мне — тебя я не забываю. На днях, значит, едем в Париж. Как получишь это, напиши в Париж, т. к. из Парижа еду в Питер. Обнимаю всех. Спасибо за газеты. Счастлив, что вы все здоровы. Деньги — 1000 руб. тебе, вероятно, прислали.
ГТГ.
СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ
Понедельник. Биарриц
<23 ноября / 5 декабря 1910 г.>
Лёлюшка, ну, кажется, справился я, наконец, с портретом. Сам успокоился более или менее и завтра еду в Париж. Нарышкину не буду рисовать — довольно, в другой раз.
Но сегодня что за море, удивление, красота, но довольно и с ним. Твой В. С.
ГТГ.
СЕРОВ - О. Ф. СЕРОВОЙ
<26 ноября> /8 d?c 1910 г. Paris
Лёлюшка милая,
вчера вернулся из Биаррица. Портрет ничего себе — не слишком хорош, но и не плох все-таки. Завтра еду, наконец, к Антоше <Серову>. Он, поди, совсем обносился и оборвался. Что-то его нога и хождение? Через неделю еду в Петербург — Орлова уже там, необходимо ее писать теперь же, а то и перед ней неловко, да и посылать нужно. Еще Каменская там же. А к Рождеству домой — не тужите. Поручения постараюсь исполнить. Пиши к В. В. Матэ. У Львовых нехорошо, и Маша <Симонович-Львова> и Жакот тяжело 1. Вернувшись от Антоши, поеду к ним. Ефимовы здравствуют. Обнимаю.
На конверте:
М-me О. Seroff
Moscow Russie
ЕВБ Ольге Федоровне Серовой
Ваганьковский пер., д. № 9, Клюкина
Москва
Почтовый штемпель:
Москва 28.XI.1910.
ГТГ.
________________
1 Жакот — младший сын М. Я. и С. К. Львовых, страдал припадками эпилепсии, умер в возрасте восемнадцати лет.
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
<26 ноября> /8 dec901 г. Paris
Дорогой Илья Семенович!
Очень рад, что покупаешь Ге — портрет! 1 Да, на счет Врубеля тоже рад, что он тебя беспокоит, вещь эта все же значительная — не купить ли ее, лишней никогда не будет <...> 2 Прошу тебя об одном — будь добр, переговори с Софьей Михайловной Боткиной: по моему поручению г-н Лемерсье был у нее, но она заявила, что на такое далекое расстояние (в Рим) портрета она дать не может — если поближе, то согласна — что сие означает? Что делать, Рим в Риме, а не в Серпухове, глупо, уговори ее, прошу. Вчера вернулся из Биарриц, через неделю еду в Россию. В Петербурге остановлюсь у В. В. Матэ. А океан меня все-таки разбил — все бури, бури, кипит вода и пена, долго трудно вынести dicht am Ufer [у самого берега
До свиданья, пока. Кроме портрета, кот<орый> тоже меня измучил (как всегда, впрочем), ничего в Биарриц не писал. Тронут, что купил вороных.
Твой В. Серов
На конверте:
M-eur. I. Ostroouchoff
Moskow Russie
ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову
Трубниковский пер., соб. дом
Москва
Почтовые штемпеля:
Paris 17.12.10
Москва 28.XI.1910
ГТГ.
____________
1 Речь идет о портрете Н. И. Петрункевич работы Н. Н. Ге.
2 Остроухов хотел приобрести для Третьяковской галереи картину “Витязь (Богатырь)” Врубеля. Эта работа находится в ГРМ.
СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ
<27 ноября> / 9 d 1910 г. <Берк>
Лёлюшка!
Ну что же, дела идут хорошо. Только что был Менар 1. Он очень доволен и, показав мне Антошину <Серова> ногу, сказал, что к моему приезду (к концу февраля) он будет совершенно здоров, т. е. нога. Действительно, нога совершенно сухая. Боли при надавливании спереди нет совсем. Сзади есть еще небольшая опухоль, с которой Менар не знает как быть в том смысле — делать ли прокол или не стоит, настолько она невелика. Но возможно, что он опять проколет, как уже делал все это там же 2 раза. Таким образом, операции, как видишь, не предвидится — и то хорошо.
Температуру меряют — нормальная, при мне сейчас ставили после обеда - 36,6. Самочувствие отличное, даже слишком — он так вертится — продрал все локти и коленки, порвал (в комнате) башмаки. Вообще, им довольны. Лопочет и рубит по-французски, как капусту. Его спросишь по-русски — отвечает по-французски — а ты еще просишь, чтобы он тебе писал по-русски — а он не может, он и письма плохо разбирает. М<адмуазе>ль довольна его занятиями — да и правда, вообще, он молодец — не кисляй и не скучает. Немножко он похудел, хотя ест хорошо. Менар говорит, что это от моря.
Комната у него хорошая, уход за ним тоже. Женщина, кот<орая> его моет утром и вечером, солидная и хорошая. Можешь вообще спокоиться. Все, что нужно, я ему купил — и белья и платья — все. Ну, до свиданья. Завтра в Париж. Придется тебе писать ему по-французски-с.
ГТГ. Публикуется по автографу на печатном бланке: Villa de la Sant? Berck.
_________________
1 Менар — профессор, специалист по лечению костного туберкулеза, сотрудник санатория в Берке.
СЕРОВ — ВИРЖИНУА 1
<27 ноября / 9 декабря 1910 г. Берк>
Мадмуазель Виржинуа, я совершенно забыл оплатить Ваши уроки с Антоном. 20 фр<анков>, которые я Вам дал сегодня,— предназначены Вам.
В. Серов
ГТГ. Публикуется в переводе с чернового автографа на французском языке.
____________
1 Очевидно, именно эта дама упоминается в предыдущем письме.
КАНЦЕЛЯРИЯ МОСКОВСКОГО ОКРУЖНОГО СУДА — СЕРОВУ
29 ноября 1910 г. Москва
Академику живописи Валентину Александровичу Серову, проживающему по Ваганьковскому переулку 1 Тверской части, дом № 9.
По распоряжению товарища председателя на основании 556 ст<атьи> Уст<ава> угол<овного> судопр<оизводства> препровождается к Вам копия с обвинительного акта, коим обвиняетесь Вы по 282 ст<атье> Ул<ожения>, и список лиц, вызываемых в суд по Вашему делу; при этом объявляется Вам, что в 7-дневный срок со дня получения этой повестки Вы обязаны довести до сведения суда, избрали ли Вы кого-либо защитником по своему делу и не желаете ли, чтобы какие-либо другие лица, сверх указанных в представленном Вам списке, были допрошены в качестве свидетелей. В заявлении своем о вызове свидетелей Вы должны указать их звание, место жительства, а также в подтверждение каких именно обстоятельств Вы на них ссылаетесь 1.
Секретарь (подпись)
Помощник секретаря (подпись)
ГТГ. Текст письма напечатан на бланке канцелярии Московского окружного суда. На нем надпись: Ноября 29 дня 1910 года, 22145.
______________
1 См. письма Серова В. П. Строеву от 14 октября 1910 г. и И. С. Остроухову от 14 октября 1910 г..
СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ
<1/14 decembre 1910 г.> Paris
Лёлюшка,
получила ли ты мое извещение из Берка о том, что Антоша <Серов> поправился совсем? На всякий случай пишу еще и еще (а вдруг письмо из Берка пропало), нога зажила, и он ходит, как все люди, на двух одинаковых ногах — вот радость. Купил ему башмаки 2 пары (на радостях), костюм, расплатился (около 1 000 fr.), дал на чай и уехал. В субботу еду в Петербург. Хорошо здесь в Париже после Биаррица. У Львовых печально — мальчик плох, но хуже всего то, что это перейдет в хроническое (у него постоянно припадки) состояние, кот<орое> приведет его к идиотизму, он уже и теперь не говорит, бедный — уж лучше бы умер, а между тем они именно и живут, организмы крепкие. Ждем сюда Машу <Симонович-Львову>, ее развлечь или отвлечь немного. Да, это тяжело. Обнимаю. Твой В. С.
На конверте:
M-me О. Seroff
Moskou Russie
ЕВБ Ольге Федоровне Серовой
Москва
Ваганьковский пер., д. № 9, Клюкина
Почтовые штемпеля:
Paris 14.12.10
Москва 4.XII.1910
ГТГ.
СЕРОВ — М. П. РЯБУШИНСКОМУ
<1>/14 декабря 1910 г. Paris
Многоуважаемый Михаил Павлович!
Еще раз убедительнейше буду просить Вас отпустить на выставку в Рим “Бабу в телеге” 1. Она будет застрахована возможно наилучшим образом, о чем я озабочусь лично в Петербурге, куда еду на этих днях. Сообщите лишь размер страхования г-ну Лемерсье, которому Вы отказали в выдаче картины на первый раз.
Готовый к услугам В. Серов
ГТГ
____________
1 См. письмо Серова М. П. Рябушинскому от 14<27> ноября 1910 г. Картина “Баба в телеге” была на Международной выставке в Риме.
П. Д. АНТИПОВА — СЕРОВУ
<Начало декабря 1910 г. Ярославль>
Многоуважаемый Валентин Александрович!
Позвольте обратиться к Вам с просьбой как к члену комиссии, заведующей Третьяковской галереей. Могу ли я оставить по духовному завещанию (а, может быть, предоставить и раньше) в дар Третьяковской галерее портрет моего мужа Алексея Ивановича Антипова1, работы И. Е. Репина масляными красками, и мой портрет акварельный миньятюр на кости (1868 года), работы известного тогда в Петербурге художника Раулова 2, портрет, который, как кажется, был одной из последних работ его перед смертью.
Просьба моя к Вам — сообщить мне, по возможности скорее — могу ли я рассчитывать, что эти портреты будут приняты в дар Третьяк<овской> галереей, чтобы в случае отрицательного с Вашей стороны ответа, я могла своевременно распорядиться ими иначе 3. Очень меня обяжете.
С искренним уважением Пр. Антипова
г. Ярославль
Наб<ережная> Волги, 21
Праск<овья> Дмитр<иевна> Антипова
ЦГАЛИ.
______________
1 Прасковья Дмитриевна Антипова — директриса Ярославской женской гимназии. В 1890 г. Серов исполнил портрет Антиповой.
2 Иван Петрович Раулов (1828—1869) — живописец, академик.
3 4/7 декабря 1910 г. Остроухов уведомил Антипову, что галерея с благодарностью принимает портреты, принесенные ею в дар.
СЕРОВ — М. С. ЦЕТЛИН 1
9 д<екабря 1>910 г. СП<етер>бург
Многоуважаемая Мария Самойловна!
Ну вот — “значит” — письмо Вы мне написали, как и следовало того ожидать. Вот, что Вас не оказалось на вокзале — было для меня большой неожиданностью. Спасибо за Ваше ласковое письмо — Вы приглашаете в Биарриц, не знаю, когда и как я туда смогу попасть. Во всяком случае, я так же искренне, как Вы предлагаете,— благодарю Вас за это приглашение. Здесь в Петербурге такая темнота — такая, что я еду в Москву — писать невозможно. Михаилу Осиповичу поклон, собираюсь ему писать.
Желаю Вам всего лучшего В. Серов
На конверте:
M-me Zetline
H?tel Celtic
rue Balzac
Paris
Почтовый штемпель: Paris 26 dec. 10
Частное собрание, США.
________________
1 Мария Самойловна Цетлин, урожденная Тумаркина (1882—1976) — доктор философии, член партии эсеров. В 1905 г. была арестована и с 1908 г. жила за границей. После 1917 г. вместе с мужем М. О. Цетлиным вернулась в Россию. В 1920 г. Цетлины выехали за границу. В Париже при они участвовали в выходе журнала “Современные записки”. После поражения Франции во второй мировой войне Цетлины переехали в США. Там М. С. Цетлин издавала журнал “Опыты”. В октябре — ноябре 1910 г. в Биаррице Серов исполненил портрет М. С. Цетлин. Тогда же он сделал рисунок с нее и В. Н. Фигнер.
СЕРОВ — М. О. ЦЕТЛИНУ 1
14 д<екабря 1>910 г. Москва
Многоуважаемый Михаил Осипович!
Как видите, я в Москве — дома. Думал поработать в Петербурге, но оказалось, что с Орловой можно и не так торопиться, а, кроме того, там такая тьма — невероятная — дневного света (да и то какого!) имеется лишь полтора часа. От Вашего отца получил любезное письмо и деньги 1200 руб. Таким образом, мною получено все. Раздумывая иногда о портрете Марии Самойловны <Цетлин>2, кажется — я решаю — если Вы оба не будете иметь ничего против — поставить его в Риме. Кланяюсь Вам и Марии Самойловне. Если Мария Самойловна вдруг вздумает мне написать — то буду просить ставить твердые знаки, я консерватор и реакционер.
Итак, на мое предложение поставить портрет в Риме буду просить ответа. Ваганьковский переулок, д. № 9, Клюкина. К Вашим родителям зайду, если не сегодня, то завтра.
Готовый к услугам В. Серов В начале января еду опять в Петербург — Академию.
Частное собрание, США.
____________
1 Михаил Осипович Цетлин (1882—1945) — поэт и прозаик, эмигрант; основатель и редактор “Нового журнала”, издающегося в Нью-Йорке.
2 Осип Сергеевич Цетлин (1856—1933) — московский купец.
СЕРОВ — И. Э. ГРАБАРЮ
15 дек<абря 1910 г.> Москва
Многоуважаемый Игорь Эммануилович!
Вернувшись в Питер, у Матэ я видел фотографию с портрета супругов Грузенберг. Фотографию да и самый портрет считаю неудачным (и весьма). Очень прошу не помещать его в моей монографии 1. Был в Мадриде и держусь Вашего мнения — Гойя дилетант, но гениальный.
Всего хорошего В. Серов
На открытке:
Здесь, Пятницкая, Овчинников переулок,
контора бр<атьев> Мещериных для Игоря Эммануиловича Грабаря <Дугино>
Почтовый штемпель: Москва (неразб.) 1910 г.
ГТГ. Публикуется по автографу на почтовой открытке.
_____________
1 Грабарь все-таки поместил в монографии портрет Грузенбергов (с. 211).
СЕРОВ — М. В. ДОБУЖИНСКОМУ
<Телеграмма>
20 декабря <1910 г.> Москва
Предполагаю поставить портрет Муромцева, Стахов <ич> а, госпожи Грюнберг.
Серов
На телеграмме:
СПб., Дровяной пер., д. 4. Добужинскому
Собрание Г. И. Чугунова, Ленинград. Публикуется по тексту телеграммы.
_____________
1 Эта телеграмма — ответ на несохранившееся обращение к Серову Добужинского. Он был в то время членом комитета общества “Мир искусства” и его секретарем. В обращении он спрашивал, что Серов намерен дать на выставку “Мир искусства”. Портреты Муромцева и Грюнберг были на этой выставке, состоявшейся в Петербурге с 29 декабря 1910 г. по 6 февраля 1911 г.
СЕРОВ — В. В. и И. Р. МАТЭ
31 дек<абря> 1910 г. Москва
Дорогой Василий Васильевич, Ида Романовна!
С праздником! С Новым годом! Жена и дети, и гости, которые случаются, все благодарят за чернослив — преотличнейший. Спасибо. Привез его твой племянник Вася, он же сообщил, что ты спрашиваешь относительно рамы на портрет Олив (овальный). Рамы никакой делать не нужно, так пусть в закантовке и останется. Взял ли Визель, я ему писал, ящик с Рубинштейн и этот портрет Олив? 1 Взял ли Бродский картину “9 января” для Горького 2. Ну, да скоро увидимся.
Твой В. Серов
Пока все здравствуем более или менее.
ГТГ.
______________
1 Речь идет об отправке этих произведений Серова на Всемирную выставку в Риме в 1911 г.
2 Картина “9 января” — это темпера “Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?” была исполнена Серовым в 1905 г. для журнала “Жупел”, в котором он и Горький тогда сотрудничали. Серов подарил Горькому это произведение. Ныне оно находится в ГРМ.
СЕРОВ — Д. И. ТОЛСТОМУ
<Вторая половина декабря 1910 г.— начало января 1911 г. Москва>
Многоуважаемый граф Дмитрий Иванович!
Благодарю Вас за Ваше внимание и тревогу за меня или за мои вещи. Могу сообщить Вам одно приятное обстоятельство. Гиршман 1 решил мне отпустить портрет Таманьо, но под большим секретом — об этом не должны знать другие художники, кот<орым> он отказал. Насчет “Южина и Ленского” еще не переговаривал. Относительно этого портрета есть опасения, так как это темпера, но все же попытаюсь.
От председателя присяжных поверенных получил письмо — отказ, на кот<орый> пишу возражение, но надежда еще есть — говорю о порт<рете> Турчанинова. Итак, наверное, будут: 1) “Орлова”, 2) “Рубинштейн”, 3) “Акимова”, 4) “Олив”, 5) “Цетлин”, 6) “Таманьо”, 7) “Морозов”, 8) “Финлян<дский> двор”, 9) “Лошади”, 10) “Голова женская”, 11) “Баба в телеге”, 12) “Собака”. Спорны: “Боткина” 2, “Южин и Ленский”, “Турчанинов”. В случае неудачи можно будет заменить. Есть сухой портрет Романова (чинов<ника> министерства финансов) — вообще не слишком тревожьтесь 3.
Готовый к услугам В. Серов
Сомов вообще не ставит.
ГРМ.
__________
1 Владимир Осипович Гиршман (1867—1936) — коллекционер современной русской живописи; московский фабрикант. В 1911 г. Серов исполнил его портрет.
2 Портрет С. М. Боткиной на Всемирной выставке в Риме не экспонировался.
3 Портрет П. М Романова был отправлен на Всемирную выставку в Риме, но не был показан.
СЕРОВ — И. Э. ГРАБАРЮ
<1909—1910 гг. Москва>
Многоуважаемый Игорь Эммануилович!
Будьте добры распорядиться, чтобы мне на этих же днях (поскорее) прислали этюд натурщицы — не правда ли?!!! Сами знаете — известно, собственники...
Ваш В. Серов
На открытке:
ЕВБ Игорю Эммануиловичу Грабарю
Филипповский пер., д. Шиловой, кв. доктора Ив. И. Трояновского
От В. Серова
ГТГ. Публикуется по автографу на почтовой открытке. На ней Грабарь дважды пометил: 1907 г.
СЕРОВ — М. В. МЕЩЕРИНУ 1
<1910 г. Москва>
Милостивый государь!
Будьте добры, сообщите г. Грабарю, что завтра, в воскресенье, могу быть у доктора Трояновского вечером в 8—9 часов.
В. Серов
На конверте:
ЕВБ Михаилу Васильевичу Мещерину
для передачи И. Э. Грабарю
ГТГ. На автографе имеется пометка Грабаря: 1910 г.?
___________
1 Михаил Васильевич Мещерин — сын основателя Даниловской мануфактуры и брат художника Н. В. Мещерина. Впоследствии тесть Грабаря.
И. С. ЕФИМОВ — СЕРОВУ
<1910 г. Штутгарт>
Многоуважаемый Валентин Александрович,
один свой кошмар, зверей бумажных я продал и, кроме того, получил интересный, зверский заказ. И то, и другое сейчас же, через несколько часов после появления с Аделаидой Семеновной <Симонович> в Stuttgart 1. А вот близнецов своих еще пока никуда не определил, хотя были предложения 2. Низкий поклон Ольге Федоровне <Серовой>
Уважающий Вас Ив. Ефимов
ГТГ.
____________
1 Речь идет об альбоме по вырезанию, в основу которого был положен принцип симметрии. Этим объясняется, почему Ефимовы назвали его изданием “близнецов”. Альбом “Jumeaux — d?coupage. Creation des artistes russes Ivan et Nine Efimov” был выпущен в 1910 г. в Эпинале (Франция).
Н. Я. СИМОНОВИЧ—ЕФИМОВА 1 — СЕРОВУ
<1910 г. Париж>
Дорогой Тоша!
Теперь я поняла, как тебе нравится Веронез. В Лондоне я его поняла, и мне он был приятнее всей галереи (где Генсборо, Рейнольдс, Дюрер, Гольбейн, Тициан, Рафаэль...). “Vision de St. H?l?ne” [“Видение святой Елены” (франц.).] удивительная вещь. Может быть, ты забыл какая? Женщина, похожая на Надю <Дервиз>, мою сестру, заснула у окна. За окном гладкий свет, желтоватый, как сейчас после захода солнца, 2 ангела спускаются с дерев<янным> крестом.
Мы, кажется, все описали кому-нибудь, что видели в Лондоне, только осталось написать про нищих — художников, которые по воскресным дням рисуют пастелью на плитах тротуаров (которые, как в Петербурге). Прохожие проходят, смотрят и дают им 2,5 копеек или ничего не дают, или не смотрят и дают. И из дома они приносят на бумажках, на холстах, те хуже. Намалевано невообразимо, но иногда и ничего себе, по-детски. А плиты все разных форматов и величин, так что выбирай по сюжету любой “размер”! С утра у них нарисовано 2, 3, а к вечеру целый ряд; они часто калеки и, сидя на полу, точно от скуки, кругом себя наизусть рисуют int?rieur'ы, пейзажи, цветы. А в понедельник все начисто смыто, что точно и не было. Я удивилась, что Ив. С. <Ефимов> им не позавидовал. Ведь им “не возить своих произведений” и “зарабатывают”...
Хорошо было в Лондоне. А все-таки, т. е. и смотря на поразительную старину, и у них современный художественный вкус ужасный, хуже французов. Они теперь строят мраморный грандиозный памятник Виктории, подумай — перед Букингэмским дворцом. Такая чудесная площадь, и всю, вероятно, испортят. Он еще в лесах, но мраморные нимфы уже плавают на барельефах кругом фонтанов 2. Два гигантских красных ковра гераниума по обе стороны этой площади удивительно подчеркивают, что дворец черный и что город весь серо-черный, и что ходят два солдата таких же красных, как они, на страже. На головах у них целые тибетские медведи. А Вестминстер! Теперь, по возвращении во Францию, “старинные замки” кажутся мне игрушечными, такие они серенькие. А те, что старее, то чернее, и есть неф в Вестминстерской церкви, как чернила. У-ди-ви-тель-но!..
Ты спрашиваешь про зверей наших и “близнецов”? Так вот “ах”!! я знаю, как об том написать: сообщаю тебе из нашей из дали, что в Лондоне их тоже не издали. А тебе казалось издали, что мы их уже издали?!.. Фу, как глупо; но само напрашивается так написать. Теперь, верно, получится скоро известие оттуда об издании, что их и без нас издали...
Я рисую. До свидания, спасибо за письмо. Нина
ГТГ.
_____________
1 Нина Яковлевна Симонович-Ефимова (1877—1948) — живописец. Основательница вместе с И. С. Ефимовым первого советского кукольного театра. Двоюродная сестра Серова. Автор книги “Воспоминания о Валентине Александровиче Серове” (Л., 1964).
2 Речь идет о памятнике работы скульптора Т. Брока, открытого 3 мая 1911 г. в десятую годовщину со дня смерти королевы Виктории.
Ю. И. РЕПИН 1 — СЕРОВУ
<Конец декабря 1910 г. Петербург>
Многоуважаемый Валентин Александрович!
С новым 1911 годом. Вы очень интересны; Вы Наполеон. Преклоняющийся пред Вашим талантом и пред Вами и возмущающийся невежеством окружающих Вас 2.
Юрий Репин
Не мог найти творений Ваших в воспроизведении, это возмутительно, они желают нажиться на Вас потом.
ГТГ.
____________
1 Юрий Ильич Репин (1877—1955) — живописец, член ТПХВ. Сын И. Е. Репина.
2 Негодование Ю. И. Репина было вызвано, тем, что некоторые современники отрицательно восприняли портрет Иды Рубинштейн.
1 | 2 | 3 | 4
Портрет Анджело Мазини (В.А. Серов, 1890 г.) | Портрет С.И. Мамонтова (В.А. Серов, 1887 г.) | Портрет В.И. Сурикова (В.А. Серов, конец 1890-х г.) |