Страница третья
1 | 2 | 3 | 4
СЕРОВ — А. П. БОТКИНОЙ
5 октября 1910 г. Москва
Многоуважаемая Александра Павловна!
Благодарю Вас за извещение, что эскиз, мне нужный, оказался у Вас в доме. Мне очень совестно, но тем не менее буду просить Вас, чтобы Вы просили Федора переслать этот эскиз сюда в Москву.
Простите за беспокойство Ваш В. Серов
Хороши вещи Якунчиковой в галерее 1. “Лебедь” Врубеля — тоже хорош 2. 4 дня назад Муромцев был у Ильи Семеновича <Остроухова>, а теперь в гробу 3.
ГТГ.
______________
1 Серов имеет в виду произведения М. В. Якунчиковой, приобретенные в 1910 г.
2 “Лебедь” Врубеля поступил в галерею 8 сентября 1910 г. в дар от семьи Мещериных.
3 Сергей Андреевич Муромцев (1850—1910) — юрист, профессор Московского университета, председатель первой Государственной думы. В 1910 г. Серов исполнил портрет Муромцева.
Н. А. ТАРХОВ — СЕРОВУ
<5> / 18 октября 1910 г.
Orsay (Seine et Oise) 31 rue Loz?re
Многоуважаемый Валентин Александрович! Только на несколько слов я побеспокою Вас... Картины мои, которые должны фигурировать на выставке моей у С. К. Маковского 1 в СПБ, отправлены и уже в СПБ <С.-Петербурге>. Выставка откроется 15 октября (русский стиль), так что приблизительно через десять дней 2. Я считаю необходимым долгом оповестить Вас об этом и напомнить о Вашем любезном содействии, которое изволили мне обещать. Очень прошу Вас сделать все от Вас зависящее, что касается приобретения в Третьяковскую галерею.
“Картина “Tendresse maternelle” [“Материнская нежность” (франц.). Картина Тархова более известна под названием “Материнство”.], которую Вы нашли достойной Вашего внимания и с которой жена моя не хотела расставаться,— тоже будет фигурировать там. Без сомнения, это одна из самых удачных моих работ! И более характерная тому, что я делаю... Я за нее назначил тысячу рублей, и она лишь продается мною на условии попасть на видное место, и в частные руки я продать отказываюсь. По воспоминаниям с моим семейством. Прошу извинения за эти подробности, которые здесь даю Вам, и позвольте надеяться еще раз на Ваше радушное содействие 3.
Примите уверения в моем глубоком уважении и преданности Н. Тархов
ГТГ.
__________
1 Сергей Константинович Маковский (1877—1962) — поэт, художественный критик и деятель культуры. Основатель и редактор журнала “Аполлон” (1909—1917).
2 Выставка Тархова открылась не 15, а 21 октября 1910 г. О ней см. статьи С. Маковского “Н. А. Тархов” и Н. Киселева “Выставка Тархова” (Аполлон, 1910, № 12).
3 См. письмо Серова И. С. Остроухову от 8/21 ноября 1910 г.
СЕРОВ — Д. И. ТОЛСТОМУ
11 октября <1>910 г. Москва
Многоуважаемый граф Дмитрий Иванович!
Письмо Ваше получил — благодарю Вас 1. Итак “Союз” распался... Полагаю — будет справедливым и помещение, отведенное под “Союз” в Риме, расколоть надвое. С моей стороны я могу потесниться и отдать петербургской группе часть своего пространства — и будет хорошо. Выставлять думаю следующие вещи:
1) Портрет кн. Орловой (СПБург), холст, 3 арш<ина> ширины.
2) ” г-жи Рубинштейн (Париж), 3 арш<ина> ширины.
3) ” г-жи Акимовой 2 (Москва), 1 арш<ин> ширины.
4) ” певца Таманьо (Москва, Гиршм<ан>), 1 арш<ин> ширины.
5) — ” — Южина — Ленского 3 (Москва), 3 аршина ширины.
6) — ” — Олив 4 (Петерб<ург>), 1 арш<.ин).
7) — ” — г-на М. Морозова (Москва), 1 /ч арш<ина>.
8) — ” — г-на Ив. Морозова (Москва), 1 1/2 арш<ина>.
9) — ” — г-жи Боткиной (Москва) был на Всемирной выст<авке> в Париже, цыганского типа, в желт<ом> платье, 21/2 арш<ина>.
10) “Голова женщины” (СПБ, собственность) гр. Д. И. Толстого).
11) “Баба в телеге” (Москва), 1 арш<ин>.
12) “Лошади на море” (СПБ., соб<ственность> гр. Д. И. Толстого), 1 арш<ин>.
13) “Корова, финл<яндский> двор” 5 (СПБ., соб<ственность> Голенищева-Кутузова 6), 2 арш<ина>.
+ “Петр”,+ “Елизавета”, + “Екатерина” на охоте, акварели, соб<ственность>Кутеповой и несколько рисунков к басням Крылова. Крестики означают спорность, т. е. возможен отказ владельцев. На этих днях еду в Биарриц на месяц.
Адрес: Biarritz Villa “Les mouettes” Zetlin [Биарриц, вилла “Ле муэт” (“Чайки”), Цетлин (франц.).] — мне.
Готовый к услугам В. Серов
ГРМ.
___________
1 Письмо Д. И. Толстого не сохранилось.
2 Портрет Марии Николаевны Акимовой (Акимян) Серов исполнил в 1908 г.
3 Речь идет о двойном портрете выдающихся мастеров Малого театра Александра Ивановича Южина (1857—1927) и Александра Павловича Ленского (1847—1908), законченном Серовым в начале 1908 г.
4 Портрет Елены Павловны Олив, урожденной Харитоненко, исполнен в 1909 г.
5 Серов исполнил “Корову” (нынешнее название — “Финляндский дворик”) в 1902 г. Голенищев-Кутузов удовлетворил просьбу Серова и Толстого и дал “Корову” на Всемирную выставку в Риме. В 1913 г. картину купила Третьяковская галерея за три тысячи рублей.
6 Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов, граф (1848—1913) — поэт, почетный академик по разряду изящной словесности с 1900 г.; тайный советник, гофмейстер; управляющий дворянским и крестьянским поземельными банками в 1889—1895 гг., управляющий канцелярией императрицы Марии Федоровны. Дальний родственник М. П. Мусоргского и потомок М. И. Кутузова.
СЕРОВ — В. П. СТРОЕВУ 1
14 октября 1910 г. Москва
Господину приставу 1-го участка Тверской части Милостивый государь!
Перед каждой выдачей мне свидетельства на выезд за границу Вы требуете меня к себе в участок для совершенно ненужных разговоров, ибо бумаги у меня в порядке. Скорее у Вас в канцелярии непорядок: так, года 2 назад мой паспорт пропал у канцеляриста, затем этой осенью жена моя не была прописана, т. е. на свидетельстве, выданном С.-Петербургским градоначальником жене моей, штемпеля Вашего участка на марке не имеется.
В прошлом году таковой штемпель был на нем проставлен. Ваш помощник вчера ничего разъяснить мне по этому поводу не мог — говорил лишь, что этим оказывалась любезность, нежелание тревожить супруги моей, а что бумага градоначальника для Вашего участка значения не имеет. Вообще все какие-то одолжения. Свидетельство Вы выдаете тоже как одолжение. В Петербурге через дворника мне беспрекословно выдавалось свидетельство на выезд за границу. Здесь же, в Москве, где я живу почти 20 лет, Вы меня беспокоите приглашением на личные разговоры. Весной мне опять, вероятно, придется брать у Вас свидетельство на выезд за границу и, если Вы мне его в тот же день через посланного не выдадите,— то я направляюсь к г-ну Андрианову 2 и спрошу, обязаны ли все обыватели Вашего околотка являться к Вам в участок и лично у Вас испрашивать эти свидетельства. Если же мне делается исключение, то на каком основании. Если Вам угодно получать вообще какие-либо разъяснения — то с своей стороны прошу Вас являться ко мне на дом.
Академик В. Серов
ГТГ. Публикуется по копии автографа.
________________
1 Василий Петрович Строев — капитан полиции, пристав 1-го участка Тверской части.
2 Александр Александрович Андрианов (1861— ?) — военный юрист, градоначальник Москвы с февраля 1908 г.
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
14 окт<ября 1>910 г. Москва
Илья Семенович,
если тебе не трудно, переговори как-нибудь на досуге с г. Андриановым, о приставе 1-го участка Тверской части, которому я написал довольно сердитое, но справедливое письмо, за которое он привлекает меня к суду за оскорбление властей чуть ли не по 129 ст<атье>. В суд, так в суд, а все-таки пусть градоначальник затребует и прочтет мое письмо 1. Все готово, еду завтра — до свиданья.
А что если вдруг на границе — стоп, по распоряжению пристава 1-го участка Тверской части выезд запрещен — вот тебе и Мадрид. Adieu [прощай (франц.)].
В. С.
На конверте:
Здесь
ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову
Трубниковский пер., соб. дом
Почтовый штемпель:
Москва 15.10.10
ГТГ.
_____________
1 В следующие два дня почти все петербургские и московские газеты сообщили о привлечении Серова к судебной ответственности за оскорбление пристава.
СЕРОВ — С. А. ВИНОГРАДОВУ 1
<До второй половины октября 1910 г. Москва>
Многоуважаемый Сергей Арсентьевич!
Как Вы думаете, не невозможно ли бы было к выставке “Союз” в Киеве к г-ну Филиппову портрет Е. П. Олив и на выставку в Одессу? Ваше мнение? 2 А после рассчитываю послать в Рим.
Ваш В. С.
Публикуется по тексту, напечатанному в журнале “Известия Литературно-художественного кружка”, М., 1915, февраль, с. 50.
________________
1 Сергей Арсеньевич Виноградов (1869—1938) — живописец, член ТПХВ, “36” и “Союза русских художников”.
2 Выставка, устроенная Филипповым, находилась в Одессе почти два месяца. Только в феврале 1911 г. она была перевезена в Киев. Кроме Серова, в ней приняли участие Рерих, А. Васнецов, Бродский, Переплетчиков и другие художники. Портрет Е. П. Олив не удалось получить на эту выставку, и Серов дал другую свою работу — портрет Н. С. Познякова.
СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ
Понедельник <18 / 31 октября 1910 г. Париж>
Приехал вчера — да, действительно, можно сказать, удобно этак-то ездить, что говорить. Париж тот же самый, точно из него не уезжал — и люди все те же. Иван Семенович <Ефимов>, Меерсон 1, Бакст, Дягилев, Нижинский 2 (из Венеции), Рубинштейн (из Африки, убила льва)... В среду еду в Биарриц. Надо всего закупить, а завтра праздник всех святых — видишь ли, французы для удобства всех святых сгребли в один день, чтобы уж за один раз с ними развязаться. Да вот, задал свое литературное письмо, а почерк у меня выходит странный.
Пойду завтра по салонам (Осенний открыт) и в Лувр. Буду ждать в Биаррице от вас письма. Ниночка <Симонович-Ефимова> оказывается тоже еще там под Биаррицем (в 4-х верстах), заеду к ней сейчас же по приезде. У Львовых стало полегче. Маша <Симонович-Львова> отошла, а то было совсем слегла. Аделаида Семеновна <Симонович> тоже ничего.
Ну, вот пока и все. Обнимаю всех. Твой В. С. Иван Сем<енович> просит тебе кланяться. Пусть Н. В. Досекин напишет мне в Париж толком, что делать с его сундуком.
Бакст развелся (честное слово). Сам государь подписал. Видел свою нарисов<анную> Рубинштейн3 — не так хорошо, как думал, но ничего, т. е. хороша голова .
ГТГ.
_________
1 Очевидно, речь идет об Ольге Маркусовне Меерсон (1878 — ?) — художнице, занимавшейся на правах вольной посетительницы в Училище живописи, ваяния и зодчества с 1891 г.
2 Вацлав Фомич Нижинский (1890—1950) — выдающийся артист балета, хореограф. В 1908—1911 гг. был в труппе Мариинского театра. Всемирную известность Нижинский получил, участвуя в Русских сезонах. Из-за тяжелого душевного заболевания перестал выступать в 1917 г. В Ленинградском государственном театральном музее хранится карандашная зарисовка Нижинского, исполненная Серовым.
3 Вероятно, речь идет о профильном рисунке Иды Рубинштейн, исполненном Серовым в 1910 г. на первой стадии работы над ее портретом (находится в частном собрании во Франции).
СЕРОВ — И. А. МОРОЗОВУ
<20 октября / 2 ноября 1910 г.> Paris
Многоуважаемый Иван Абрамович!
Простите, что пишу карандашом,— еду сегодня в Биарриц, спешу. Был вчера в Салоне — мне очень понравился один француз — Chabaud — под большим черным холстом (2 старухи) есть его другая вещь, внизу: площадь городка (солнце, черные тени), отличная, сильная, черная — рекомендовал бы купить, если Вам понравится. Некоторыми художниками он тоже, и весьма, был отмечен 1. Очень неплох наш московский Матисс — Машков — серьезно. Его фрукты весьма бодро и звонко написаны 2. Сам Матисс не нравится — это фонарь 3, а мальчишки гадость просто-напросто 4.
В. Серов.
ГМИИ.
_____________
1 Огюст Шабо (1882—1955) — французский живописец.
2 И.А. Морозов приобрел картины Шабо и Машкова.
3 Это слово обязано суждению, высказанному Ш. Бодлером. Он утверждал, что “идея прогресса смешна и что она служит признаком упадка <...> Эта идея есть “фонарь”, распространяющий мрак на все вопросы знания, и кто хочет видеть ясно в истории, тот прежде всего должен загасить этот коварный светильник”.
4 Речь идет о двух панно Матисса “Танец” и “Музыка”.
СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ
<21 октября / 3 ноября 1910 г. Биарриц>
Ну-с, вот-с мы и в Биаррице. Сегодня изволил прибыть <сегодня четверг>. Да, океан здесь ничего себе — такие волны, что мое почтенье... Вилла стоит у самого моря, в бурю может захлестнуть. Отвели мне отличную комнату на море — гудит — я люблю. Здесь сейчас (и слава Богу) — только молодые. Она <М. С. Цетлин> ничего — писать можно. Но нужно выискать еще. А тепло здесь и влажно, хорошо — как-никак юг. Уже ездил (на автомобиле) по дороге к Пиренеям — нравятся мне эти горы, вообще местность приятная. В городе пустовато. Большинство разъехалось, но живут еще, да и жить можно. Орлова, кажется, здесь, я как будто ее встретил — завтра пойду к ней. <...> А вот комарики (мустики) слегка летают. Оказывается, надо спать под пологом кисейным — вот это не люблю, а иначе вся физиономия будет в волдырях, кусаются ядовитее, чем их братья — наши комары — на этом пока и прощайте. В. С.
Ванну возьму рядом с комнатой — вообще как в H?tel'e дорогом.
ГТГ.
СЕРОВ — А. Н. БЕНУА
<Около 21 октября / 3 ноября 1910 г. Биарриц>
Biarritz
Villa “Les mouettes” Zetlin — мне
Дорогой Шура,
видишь, куда меня моя абсолютная свобода заносит. Впрочем, это весьма просто — на всех частях света живут дураки, которым нужны, извольте видеть портреты. А мне ganz wurstig [безразлично (нем.)]— в Москве ли, Биаррице, в Риме и т. д., и т. д. Вот Chapelle в Париже правительство отнимает — это вот досадно. В январе все должны (целый Вавилон) покинуть этот обетованный квартал.
Ну-с, к делу. Из письма к Баксту Остроумовой <-Лебедевой> явствует, что будет иметься выставка петербургской группы под прежним именем “Мир искусства”. Что же — отлично. Но мне не нравятся две вещи: 1) что участники будут бессрочными, и 2) лица, подписавшие тебе бумагу, исключаются. Думаю иначе и полагаю — важна не этическая сторона, а сторона художественная, и таких художников, как Коровин, Малютин, скульптор Коненков 1, игнорировать не следует. Оказывается, выставка эта затевается ан-гран [en grand — на широкую ногу (франц.)] — чуть ли не 60 человек участников?!?!?! Я-то думал — будет небольшой заленхен из нас полустаричков без фейерверков молодежи.
Здоровеннейшие волны сейчас кипят в океане — живу у одних богачей на вилле — как в наилучшем h?tel'e, комфорт до отупения. Ну, будь здоров. Через месяц, 1 1/2 буду в Питере. А Дягилев все-таки хочет предоставить тебе один балет 2, впрочем, ты его, пожалуй, уже видел.
Твой В. Серов
Если не лень, черкни словечко — да, как решили с Римом > Я <Д. И.> Толстому предложил разделить союзное помещение, а я бы потеснился.
ГТГ.
____________
1 Сергей Тимофеевич Коненков (1874—1971) — скульптор. Лауреат Ленинской премии, народный художник СССР, Герой Социалистического Труда. 239 На выставке “Мира искусства” в 1911 г. произведений Коненкова, Коровина и Малютина не было.
2 Речь идет о балете “Петрушка”, который в декорациях и костюмах Бенуа был показан в Русском сезоне в 1911 г.
СЕРОВ —О. Ф. СЕРОВОЙ
Понедельник
<26 октября / 7 ноября 1910 г. Биарриц>
Утро, день живописца Серова в Биаррице.
Встает часов в 7 1/2—8, ванна, бреется, открывается дверь на балкон и море. Звонок служанке-немке — подается кофе, пишутся письма и прогулка по пляжу, часов в 10, до завтрака в 1 ч.— занимается священным искусством. После обеда, т. е. завтрака — опять священное искусство, но слегка, и до 3-х — 3 1/z — чай, затем подается автомобиль. Возвращение часов в 6—7. В 8 обед. В 9 в Казино на музыку и игру в лошадки. Сам Хессин играет и, кажется, порядочно. Я только 100 fr.— это можно. (Да, да, да, Лёлюшка, о ужас, я играю в рулетку. Решил 100 фр. проиграть и вот не могу. Выиграл 40 fr.). В 11 игра прекращается и домой — чай и спать. Что скажете? Ведь не плохо. Вот погода, наконец, стала, кажется, хорошая, а то эти 4 дня все время буря — и какая — с громом, молнией, дождем, ветром, черт знает, что было прошлой ночью, не мог спать.
Сегодня хорошо. Океан зеленый и веселый. Работаю пока легко сравнительно, не знаю, что будет дальше. Чувствую себя отлично. Кофе (и ты не пьешь ли > пью l 1/2 чашки только утром. Курю весьма умеренно и без сигар. В четверг еду в Мадрид, так как Цетлины едут в Париж на 4 дня — вот и хорошо. Уж раз был в Испании, в пограничном Сан-Себастьяне на автомобиле. Орловой нет, оказывается, должна скоро быть. Твое письмо, спасибо, получил и пересланное Цетлин. Обнимаю всех. Твой В. С.
Поздравляю Олю <Серову> с первым заработком и всех вас с билетами Кусевицкого 1. Есть ли вести от Вал<ентины> Сем<еновны> <Серовой?> Был в Париже в почтовой конторе. Все в порядке относительно денег Cornu 2, но я ей шлю телеграмму.
ГТГ.
___________________
1 Сергей Александрович Кусевицкий (1874—1951) — контрабасист, дирижер и музыкальный деятель. В 1920 г. уехал за границу. С 1924 г. возглавил Бостонский симфонический оркестр. Во время второй мировой войны был президентом музыкальной секции национального совета американо-советской дружбы. С 1909 г. в Москве Кусевицкий устраивал симфонические концерты.
2 Корню — заведующая санаторием в Берке, где лечился сын Серова Антон.
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
<27 октября / 8 ноября 1910 г.> Biarritz
А здесь преотлично — право. Хороший край. Эти дни все время буря — гром, молнии, ветер отчаянный, волны, дождь... Но сегодня великолепно. Живу я как Эдуард VII, не хуже 1. Утром ванная, гуляю, пишу, а в 3 часа меня увозят в автомобиле. В San-Sebastian и Fuentarrabia был, последние очень милы и Карла V уважаю 2. В среду вечером еду в Мадрид до вторника. Кое-что успею посмотреть. Во всем, разумеется, следую твоим советам: Толедо — Эскориал, а здесь, в казино, с 9 до 11 — в маленькие лошадки.
Твой В. С.
А “Союз”-то того... в дураках. Не забудь в Питере Тархова 3.
На обороте:
M-eur Ostroouchoff
Moscow Russie
ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову
Москва, Трубниковский пер., соб. дом
Почтовые штемпеля:
Biarritz 9.11.10
Москва 1.11.10
ГТГ. Публикуется по автографу на почтовой открытке.
________________
1 Эдуард VII (1841—1910) — английский король.
2 Карл V (1500—1558) — император Священной Римской империи и король Испании.
3 См. письма: Н. А. Тархова Серову от <5> / 18 октября 1910 г. и Серова И. С. Остроухову от 8 / 21 ноября 1910 г..
СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ
<29 октября / 10 ноября 1910 г. Мадрид>
Привет из Мадрида дрита-дрита.
В. С.
На открытке:
M-me О. Seroff
Moscow Russie
ЕВБ Ольге Федоровне Серовой
Ваганьковский пер.
Москва Почтовый штемпель: Москва 5.11.10
ГТГ. Публикуется по автографу на почтовой открытке.
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
<31 октября / 12 ноября 1910 г.) Madrid
Ну что же, Илья Семенович, Мадрид — так себе. Оно, конечно, Веласкец, да вот еще видел сегодня бой быков (хорошо быки всаживают рога в лошадей, а то и в людей — одному матадору в ногу да через себя перекинул — превесело, а из лошадей кровь, как из кранов) — бойня, в сущности. Гойя тоже так себе и даже очень так себе — это геньяльный дилетант. Порой — изумителен el Greco. Вчера был в Толедо — великолепно. Арабская часть, т. е. что осталось от них, мне нравится — умели жить.
Ну, а христьяннейшее средневековье по всей Европе одно и то же. Orvietto, Sienna — все то же самое, привкус слегка другой — вот и все. Завтра еду в Эскориал и назад в Биарриц. В. С. Кто хорош везде и всюду — это Тицьян, повыше самого Веласкеца. Восхитителен дом, в кот<ором> жил Сервантес в Толедо,— совершенно из “Дон Кихота”.
На конверте с бланком отеля:
M-eur Ostroouchoff
Moscow Russie
ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову
Трубниковский пер., соб. дом
Москва
Почтовый штемпель:
Москва 7.11.10
ГТГ. Публикуется по автографу на бланке гостиницы: Grand H?tel de la Paix.
СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ
<1 / 14 ноября 1910 г.>
Леля, сегодня еще пробуду тут, а завтра еду назад в Биарриц. Ездил в Толедо, чем весьма доволен.
Хорош здесь музей, ну, разумеется, Веласкес... об этом и говорить не стоит — он совсем не так черен, как кажется на фотографиях — все написано на легком масле, не особенно задумавшись. Хороши здесь и другие: Тициан, всегда он верен себе и прекрасен, именно прекрасен. Мантенья, Дюрер, Рафаэль. Знаменитейший Гойя оказался много жиже и слабей. Был в театре, видел короля напротив в ложе ганц [ganz — совсем (нем.)] просто. Да-да, также видел и бой быков вчера — неохота есть мясо. Мне кажется. Толстой должен стоять за них, как убедительное внушение к переходу в вегетарианство. Настоящая бойня — крови фонтаны. Интересно, но не знаю, пошел ли бы я опять. Ну, до свиданья.
Еще нужно загородный знаменитейший дворец Эскориял видеть. Про Филиппа II слышала? Ну, так вот, должна знать и Эскориял. Как все вы поживаете? А здесь вроде Москвы, кто в короткой шубе, кто в летнем костюме, не разберешь, да и правда, то тепло, то холодно — у моря лучше. Сам Мадрид не важен.
Твой В. С.
ГТГ. Публикуется по автографу на бланке гостиницы: Grand H?tel de la Paix.
И. С. ЕФИМОВ — СЕРОВУ
<8> / 21 ноября <1910 г. Париж>
Многоуважаемый Валентин Александрович,
очень жалею, что Вы не приедете писать портрет здесь. И устроились бы тут хорошо: у Фидлера комната освобождается и Нина (Симонович-Ефимова) со чадом 1 переезжает. (Сейчас она в M Bl). Львовы, может быть, сегодня приедут. Я совсем было уехал в Лондон, уж и денег английских купил. “Эсквайр”, который с нашими вещами там носится, пишет что-то непонятное и противоречивое, между прочим, что в Германии уже появились подобные вещи. Надо это выяснить. Но пока поездку отложил, ищу новых путей к издателям, потому что дело, по-видимому, в путях воздействия; так же, как если бы Вы и Касаткин не заставили Сытина 2 отнестись внимательно к “Детскому саду”, то и он до сих пор висел бы у нас на шее в числе прочих украшений 3. Поздравьте нас с новорожденной мыслью остаться до весны в Париже. Меерсон была больна, ей предстоит операция слепой кишки.
Уважающий Вас Ив. Ефимов.
ГТГ.
_______________
1 Адриан Иванович Ефимов (род. в 1907 г.) — кандидат геолого-минералогических наук, автор ряда научных работ по мерзлотоведению и нескольких статей по искусству.
2 Иван Дмитриевич Сытин (1851—1934) — издатель.
3 Речь идет о книге А. С. Симонович “Детский сад. Практическое руководство для детских садовниц” (М., 1907). Н. Я. Симонович-Ефимова и И. С. Ефимов написали в ней главы “Рисование” и “Лепка”, а также исполнили рисунки.
1 | 2 | 3 | 4
Портрет Е.С. Карзинкиной (В.А. Серов, 1906 г.) | Портрет А.М. Стааль (В.А. Серов, 1910 г.) | Портрет Г.Л. Гиршман (В.А. Серов, 1911 г.) |