Страница вторая
1 | 2 | 3 | 4
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
<Конец апреля 1910 г.> Москва
Любезный Илья Семенович,
сейчас еду со скорым в Питер. Приеду в Москву 9 июня. Куплен ли на совете <галереи> Тархов? 1 На совете не мог быть, т. к. был в отъезде. Всего хорошего.
В. Серов
На конгрессе, следовательно, не буду.
ГТГ.
____________
1 Николай Александрович Тархов (1871 — 1903) — живописец. С конца 1890-х г.г. жил и работал во Франции. См. письмо Н. А. Тархова Серову от 5/18 октября 1910 г.
В. П. ЛОБОЙКОВ — СЕРОВУ
<3 мая 1910 г. Петербург>
Милостивый государь Валентин Александрович!
Собрание и<мператорской> А<кадемии х<удожеств>, рассмотрев в заседании 26 апреля с. г. ходатайство о разрешении устройства выставки художественных произведений М. А. Врубеля в залах и<мператорской> А<кадемии> х<удожеств> в течение зимы 1910—1911 гг. 1, постановило предоставить залы Ак<адемии> для указанной цели с 15 сен<тября> по 15 окт<ября> 1910 г. или в другое, свободное от выставок, время 2.
Примите и проч<ее> В. Лобойков
ЦГИА. Публикуется по копии автографа, адресованного В. В. Матэ. На копии имеется пометка рукой делопроизводителя канцелярии Академии художеств о том, что точно такое же письмо было отправлено 3 мая 1910 г. Серову за № 1813.
____________
1 См, письмо Серова и В. В. Матэ в совет Академии художеств от 5 апреля 1910 г.
2 Посмертная выставка Врубеля так и не была организована.
И. Н. КНЕБЕЛЬ 1 — СЕРОВУ
7 мая 1910 г. <Москва>
Многоуважаемый Валентин Александрович,
только что возвратился из-за границы и нашел Ваше письмо. Очень жалко, что оно не попало до моего отъезда за границу, тогда я скорее бы мог что-нибудь устроить для г. Ефимова, так как виделся со многими издателями, а при личных переговорах гораздо легче что-либо устроить. В июле я опять поеду за границу и буду на съезде в Амстердаме, в Брюсселе — на выставке, затем проеду в Париж и Лондон. Если г. Ефимов желает, то я мог бы тогда поговорить с различными издателями 2. Но для этого желательно было бы иметь образцы, но небольших размеров, чтобы я мог показать их и даже дать кому-либо. Если же он пожелает переговорить сам, то может это сделать от моего имени, побывав в нижепоименованных фирмах:
212
G. Loewensohn, F?rth <...>
Wetzel & Naumann, Leipzig
E. Nister, N?rnberg
J. F. Schreiber, Esslingen
F. L?we's Verlag, Stuttgart
E. Straefer's Verlag, N?rnberg
Raffel Tuck & C°, London
Leipziger Lehrmittelanstalt, Leipzig
E. Schols, Jithoor. Anstalt, Naing
M?ller — Troebelhaus, Dresden
Писать во все эти фирмы не имеет смысла, если даже г. Ефимов и обратится к кому-либо из поименованных лиц, ему достаточно сказать, что порекомендовал обратиться туда — я. Во всяком случае, я буду очень рад быть Вам полезным и с удовольствием сделаю, что могу.
С глубоким уважением преданный Вам И. Кнебель
На конверте:
Франция Paris
33, Boulevard des Invalides
atelier Chapelle
Monsieur V. Seroff
Г-ну В. Серову
Почтовый штемпель: Paris 23 mai 1910
ГТГ. Письмо на бланке издательства Гросман и Кнебель.
________________
1 Иосиф Николаевич Кнебель (1854—1926) — московский книгоиздатель. Выпустил ряд изданий о выдающихся мастерах русского искусства и, в частности, многотомную “Историю русского искусства” Грабаря и его монографию о Серове.
2 См. письма И. С. Ефимова Серову от 8/21 ноября 1910 г. и от 1910 г. из Штутгарта, а также письмо Н. Я. Симонович-Ефимовой Серову от 1910 г. из Парижа.
СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ
<4 мая>/17m 1910 Roma
Лёлюшка!
Пишу из h?tel d'ltalie, где мы с тобой жили. Все так же хорош Рим — все так же летают ласточки и шумит фонтан в саду дворца Барберини.
Целую В. С.
На открытке:
Moscou Russie
Москва
Ольге Федоровне Серовой
Ваганьковский пер., д. 9, Клюкина
Почтовые штемпеля: 17.5.10
Москва 9.5.1910
ГТГ. Публикуется по автографу.
СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ
<7> /20 м<ая 1910 > Рим
Лёлюшка,
а хорошая вещь телеграф — честное слово. Вчера днем получил от тебя письмо от 30 апр<еля>, пересланное Ефимовым из Парижа, где ты пишешь, что от Орлова денег все еще нет. А вечером имел уже от тебя телеграфный ответ, что деньги есть — превосходно. Письма мои ты теперь уже тоже, вероятно, имеешь, где все об Антоше <Серове> и Олюшке <Серовой> сказано. Живу здесь в Риме барином, можно сказать. Зовешь меня скорее домой, так ведь и без того буду скоро — в первых числах июня должен я быть в Петербурге. Вчера меня катали вечером по Риму — недурен ночью Колизей. Сегодня еду в один дворец, где имеется и скот — быки. Разумеется, картина моя продолжает быть секретом 1. Пиши в Париж. А приятно утром купить хорошую свежую душистую розу и с ней ехать на извозчике в Ватикан, что ли, или Farnesin'y.
Целую вас всех, твой В. С.
ГТГ.
_________
1 По всей вероятности, Серов имел в виду картину “Похищение Европы”.
СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ
<8> /21 м<ая 1910 г> Рим
Милая Олюшка, спасибо за письмецо. Но больше сюда не пиши — скоро уезжаю к морю, а там и в Париж. Напиши в Париж, 33, Boulevard des Invalides. Ну, как поживаешь — не очень соскучилась? А чувствуешь себя как? Получше? Светопреставления, как у вас, в Берне, здесь не было — стоит ровная хорошая погода (тепло) — может быть, потом будет конец свету — подождем, увидим. Комету вот все никак не увидать1. А Рим великолепен. Про брошку не забыл — присматриваю помаленьку. Я и маме хочу купить какую-нибудь висюльку. А ювелирные вещи (подражание прежним) очень недурны. Видаю здесь часто княгиню Ливен — она и ее больная сестра живут здесь всю зиму. Ну, всего тебе хорошего. Обнимаю тебя и Антошку <Серова>. Снимайтесь и пошлите маме — она, верно, ждет.
Твой В. С.
ГТГ.
_______________
1 Речь идет о комете Галлея.
СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ
<около 20 мая / 2 июня 1910 г.> Paris
Лёлюшка!
Что же это до сих пор нет от тебя извещения, что ты в Финляндии? Последнее твое письмо от 14 мая (получил его на днях) из Москвы. Пора бы мне уже иметь письмо из Финляндии. Ни от кого не имею писем.
Орлова ничего не отвечает, а между тем от нее зависит мой отъезд. Писал из Рима ему и ей и теперь отсюда еще. Г-жа Каменская, впрочем, написала — не могу ли я отложить портрет до осени 1. Да, да, ты не знаешь — “Союз <русских художников> ” ведь уже не существует — я почему-то рад. История вкратце такова: Бенуа написал еще весной статью, ругал “Союз”, назвал Пастернака, Архипова, Виноградова, Васнецова, Клодта, Переплетчикова и т. д. — балластом 2. Эти союзники обиделись (это еще при мне) и собирались послать ему <Бенуа> выговор. Признаться, я думал, что они не будут такими болванами и этого не сделают, а они подписали такую коллективную бумагу и послали. Разумеется, Бенуа моментально вышел из “Союза” 3, а петербургские союзники (очень остроумно) взяли да и исключили всех подписавшихся из “Союза”. Кого больше, неизвестно, но, кажется, большинство за Петербургом, и москвичи оказались в дураках, да еще в каких! — а не генеральствуй.
Во всяком случае, “Союз” распался и, вероятно, будет что-нибудь другое, а публике-то он пришелся как раз по вкусу. Иванов, Досекин подписали тоже — дураки. Был здесь на русском балете 4 — хорошо и очень, хотя есть и уступки публике — не знаю, насколько необходимые. Бакст молодец — отличные постановки. Французы-художники его поздравляют. Понемножку работаю. Хорошо здесь в Chapelle. Живем втроем — Ив. С. <Ефимов>, Ниночка <Симонович-Ефимова> и я, у всех есть свое помещение. Сад, птички поют — очень хорошо 5.
Ну, до свиданья — целую тебя и сыновей, и Наташку <Шулюн> 6 — твой В . С.
Как доехали, что и как у вас?
ГТГ.
_______________
1 Портрет Лидии Николаевны Каменской, жены члена Государственного совета И. Г. Каменского, Серов так и не кончил.
2 Серов имел в виду статью Бенуа “Выставки. “Союз” (Речь, 1910, № 76, 19 марта
3 Инцидент с Бенуа послужил лишь поводом к расколу “Союза” и отнюдь не являлся его причиной. Вскоре отколовшиеся петербуржцы возродили “Мир искусства”. Экспонентом этого общества стал Серов.
4 Речь идет о спектаклях, устроенных Дягилевым.
5 La Chapelle — здание бывшего парижского монастыря, помещения которого сдавались в наем. Недоступное монашеское жилище во времена борьбы с конгрегацией превратилось в ателье русских художников. В этом монастыре Серов работал в 1910 г. над портретом Иды Рубинштейн.
6 Наталья Валентиновна Серова (1908—1950) — в замужестве Горлова, младшая дочь Серова. В детстве она звала отца “шулюн” за его шутки и игры с ней.
СЕРОВ — О. В. СЕРОВОЙ
<9> /22 juin <1910 г> Paris
Олюшка,
вот тебе паспорт 1. На листе наверху над орлом нужно тебе подписать, где написано “подпись предъявительницы”, свою фамилию; и на другом листе по-французски “Signature du porteur” [Подпись предъявителя (фран.).].
Если осенью будешь возвращаться с Антошей <Серовым>, то тебе придется заявиться в посольстве Rue Grenelle, 79, к консулу, где тебе дадут бумагу для Антоши. Ну, это, разумеется, еще не скоро. Предварительно мне надо будет в Петербург, откуда я брал осенью (когда ехал с Антошей) заграничный паспорт, его добыть и послать сюда в посольство, на основании коего дадут Антоше свидетельство. Как бы и за него на границе не потребовали 15 руб. (досадно платить за молокососа). Еду в понедельник — до свиданья. Антошу целую. Пишу маме. Твой В. С. Поклон.
Вот Ниночкин <Симонович-Ефимовой> адрес, куда они едут дней через 5: Pension de M-me Poulain. St. Cast (C?te du Nord). А вот адрес Львовых на всякий случай: Neuilly sur Marne S. et O. (Maison Blanche). Ехать нужно от Porte Vencenne трам<вай> Villa Evrard. Туда надо тебе будет съездить <вобще>, может быть, с Антошей перед отъездом?! Г. Фидлер 2, в квартире которого ты играла на рояле, сказал, что ему сказал сосед (какой-то доктор), понимающий в музыке (по мнению Фидлера), что ты очень хорошо играешь. Разумеется, родительскому сердцу приятно.
А я застрял и еду через 3—4 дня в воскресенье — просят помочь в балете 3— целую тебя еще раз.
ГТГ.
_____________
1 Летом 1910 г. О. В. Серова ездила в город Берк в Нормандии, где в то время находился на излечении ее брат Антон.
2 Фидлер — русский эмигрант, проживавший в Париже.
3 Серов имеет в виду балетные спектакли Русских сезонов Дягилева.
СЕРОВ — И. А. МОРОЗОВУ
<30 июня> / 12 juille 910 Paris
Многоуважаемый Иван Абрамович!
Вчера видел две статуи Майоля 1, кот<орые> Вам сделаны. Очень хорошо, но одна с фруктами великолепна — это настоящая скульптура и самобытная и совершенная 2.
Готов к услугам В. Серов
ГМИИ.
_____________
1 Аристид Майоль (1861—1944) — французский скульптор.
2 Речь идет о статуе “Флора”, поступившей в собрание Морозова в 1912 г.
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
26 июля <8 августа I> 1910 г. Ино
Любезный друг Илья Семенович!
Рад был получить от тебя письмо. Я тоже не так давно из Европы — недели 2 1/2 и тоже доволен своим там пребыванием. Был в Риме, Сиенне, Орвиетто. Рассмотрел получше, чем тогда с вами, Геную — картинки во дворцах там очень и очень недурные. Был и на знаменитом кладбище — какая гадость!
Остальное время прожил в Париже у себя в Chapelle — преотлично. Утром и днем работа, а вечером в неизменный балет в Op?ra. Вообще балет был удачный. Ты пишешь, что увлекся штраусовской “Саломеей” — не знаю, я видел это в Op?ra — мне не понравилось в сравнении с текстом Уайльда, кот<орого> очень люблю 1; музыка мне показалась лишней. Видел, значит, Дягилева, Бакста, Бенуа. Он все еще не оправился от раны, кот<орую> он сам себе причинил, стеклом сильно порезал правую руку, кот<орую> лечит электричеством, понемножку движение пальцев восстанавливается. Рассказал он мне об инциденте с “Союзом”. Не думал я, что наши московские умники решатся на такой дурацкий шаг. Ну, что ж, это поведет к распаду “Союза”, что я, в сущности, и приветствую, но куда направятся московские члены — не знаю; своей выставки им не открыть — на “Московское товарищество”? (не всех примут), к передвижникам?! Петербуржцы, вероятно, учредят что-либо свое в Петербурге, а, впрочем, это все мои личные размышления. Но что глупо, то глупо.
К. Коровин молодец — мне ругал составителей бумаги, а сам подписался (он верен себе). Хорош тоже Иванов зачеркнутый, как все нелепо. Итак, что же, я опять избран в совет. Почему ты пишешь на четырехлетие — всегда было 3 года. Какого рода будет ревизионная комиссия, что за осмотр в хозяйственном и художественном отношении (как было в газете)? Надо понимать в смысле мытья картин, а не приобретения, надеюсь, — иначе <...> 2
Что Александра Павловна <Боткина>, видаешь ли ее? В августе она собиралась быть тут и у нас. Какая мерзость здесь опять — нескончаемая холера и препорядочная. А до сих пор в Амстердаме ты еще не был? Странно. Скажи, как понравились Passions [страсти (франц.)] в Обераммергау — хорошо? 3
Если не лень, напиши сюда — твой В. Серов.
Иван Иванович <Трояновский>, говорят, поправился — правда ли? Говорил Грабарь. Привет Надежде Петровне <Остроуховой>. А тут в Музей Александра III поступают хорошие вещи: Венецьянов “Голова крестьянской девочки”. Портрет Крылова работы Оленина — очень жаль, что не попал в Третьяковскую галерею 4, куда он был обещан г-жой Олениной. Читая введение к “Истории живописи” Грабаря, подумал — отчего бы не навести справки относительно портрета Ге — г-жи Петрункевич? Может быть, в галерею его бы и продали — вещь отличная, и я ее отлично помню — что скажешь? 5
На конверте:
Москва ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову
Трубниковский пер., соб. дом
Почтовые штемпеля:
Териоки 10.VIII.10
Москва 30.VII.1910
ГТГ.
_____________
1 Текст О. Уайльда для оперы “Соломея” австрийского композитора Рихарда Штрауса (1864—1949) был переработан Г. фон Гофмансталем.
2 Речь идет о комиссии, созданной 18 мая 1910 г. Московской думой для “исследования состояния” Третьяковской галереи ввиду заявлений гласных Думы Ф. В. Васильева и И. С. Кузнецова.
3 Обераммергау — местечко в Баварии близ Мюнхена, где раз в десять лет в летние месяцы тамошние жители разыгрывают “Страсти Господни”. Представления происходят под открытым небом.
4 Петр Алексеевич Оленин (1793—1868) — инженер-полковник, впоследствии генерал-майор в отставке. Почетный вольный общник Академии художеств с 1827 г. Видимо, Серов имел в виду портрет И. А. Крылова, известный под названием “Крылов с книгами Эзопа и Лафонтена”. Оленин исполнил его в 1825 г. цветными карандашами.
5 Остроухов подхватил предложение Серова, и в том же 1910 г. “Портрет Н. И. Петрункевич” поступил в галерею.
О. К. ОРЛОВА 1 — СЕРОВУ
Стрельна 28 <июля> августа 1910 г.
Милый Валентин Александрович,
во-первых, очень, очень благодарю Вас за чудную мартышку — она меня так насмешила, и я, право, очень тронута, что Вы меня вспомнили и привезли на память милую игрушку в компанию медведей. Потом, ради Бога, простите, что так долго не отвечала! Но по приезде домой меня совсем затормошили, и прямо не было свободной минуты. К тому же весь дом в городе в таком виде, что прямо негде сидеть. В среду, 4 августа, еду за границу, но до тех пор очень хотелось бы Вас повидать и поговорить. Если Вы свободны или в пятницу, или в субботу, пожайлуста, приезжайте к нам завтракать.
Есть поезд из города в 12 ч. 40 м. Буду очень рада Вас видеть. Пока шлю искренний привет. Ольга Орлова
ГТГ.
____________
1 Ольга Константиновна Орлова, княгиня, урожденная Белосельская-Белозерская (1872— 1923). В 1909 г. Серов сделал несколько зарисовок Орловой и приступил к работе над ее портретом, который закончил в 1911 г.
МИНИСТР НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ИТАЛИИ — СЕРОВУ
Рим <31 июля> / 12 августа 1910 г.
Вашей милости известно большое историческое и художественное значение коллекции автопортретов выдающихся художников, которой имеет счастье обладать галерея Уффици во Флоренции. В настоящее время министерство намерено расширить эту коллекцию автопортретами ныне живущих больших художников с тем, чтобы вместе с наиболее выдающимися мастерами прошлого они смогли продолжить благородную традицию, сложившуюся в одной из самых знаменитых галерей Италии. С этой целью я обратился к известнейшим художникам Италии и Европы с предложением прислать их автопортреты в дар исторической коллекции Флоренции. С истинным удовлетворением могу констатировать, что важность задуманного министерством дела убедила уже многих художников благосклонно принять мое предложение, и ныне немалое число автопортретов вошло в эту чудесную коллекцию.
Преисполненный тех же чувств, я надеюсь, что и Вы соблаговолите прислать свой портрет в Королевскую галерею Флоренции, что, помимо оказания большой и приятной услуги министерству, послужило бы росту интереса и значения флорентийской коллекции, которая обогатилась бы новым проявлением Вашего искусства 1.
Министр <подпись>
ГРМ.
____________
1 Серов не исполнил эту просьбу.
СЕРОВ — В. В. МАТЭ
<Июль — август 1910 г. Ино>
Дорогой Василий Васильевич,
мы с Ольгой Федоровной <Серовой> решили ехать сегодня вечером в Питер (нет у нас кухарки, черт бы их всех подрал). Говорят, и ты собираешься, кажется. Вот хорошо бы вместе и ехать — заехал бы и взял нас с собой. Если же не едешь, то скажи Юре <Серову>, и мы поедем одни. Хорошо бы ночевать было бы у тебя в Академии, но наверно ли найдем мы ключ у Пунэ 1. Не дашь ли ты свой маленький? Пунэ не на даче? Ну, всего хорошего. Такая жара, что это время с места не двигался, только купался.
Твой В. Серов
Поклон Иде Романовне <Матэ>, разумеется. Хорошие поезда с Тюрсева в 8 ч. 35 или 10 ч. 08 вечера.
ГТГ.
___________
1 Пунэ — служащий Академии художеств, сотрудник Матэ.
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
6 / <19> августа <1>910 г. Ино
Дорогой Илья Семенович!
Только что прочел в “Речи”, что умер С. В. Иванов — ох, правда ли это? 1 Что было с ним? Еще ведь такой молодой?! Не знаю, насколько он вообще был болезнен? Случайность? Раненько что-то <...> Жаль мне его. Все-таки недурной человек и недурной художник. Что-то затаенное и печальное как будто в нем сидело, несмотря на энергию и бравость. Не знаю — не знаю. Будь добр, напиши мне, в чем дело. Есть еще известие в той же сегодняшней “Речи”, что Станиславский серьезно — нет, не серьезно, а опасно заболел. Это еще что? Как печально все это! Будь другом, напиши.
Сегодня послал телеграмму на письмо от Ugo Ojetti 2 — что жду его завтра. Отказать ему мне не хотелось, а с другой стороны, я не знаю, что мы будем делать с ним и его супругой? Языками владеем мы плохо, как тебе известно, — да и вообще о чем беседовать? А знаешь ли ты, между прочим, о книжке, вышедшей из Пенат? 3 Г-жа Северова выпустила свои воспоминания (под редакцией Репина, очевидно, на сей раз), прочти — найдешь там и себя 4. Слегка просмотрел эту книгу, и мне очень захотелось просто задрать юбки этой бабе и высечь, больше ничего — немножко грубо, но что делать! Говорят, она сама и сам Илья Ефимович <Репин> весьма довольны этим литературным произведением (со слов Леонида Андреева).
До свиданья. Твой В. Серов
Увидишь Ив<ана> Ив<ановича> Трояновского — кланяйся ему и скажи, что скоро ему напишу.
Александра Пав<ловна Боткина> скоро должна быть тут.
На конверте:
Москва
ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову
Трубниковский пер., соб. дом
Почтовые штемпеля:
Териоки 20.VIII.10
Москва. 9.VIII.1910
ГТГ.
__________
1 С. В. Иванов скончался 3 августа 1910 г. в возрасте сорока шести лет.
2 Уго Ойетти (1871—1946) — итальянский писатель и художественный критик.
3 Пенаты —дача Репина в Куоккала (Финляндия).
4 Наталья Борисовна Нордман-Северова (1863—1914) — писательница; вторая жена Репина. Серов имел в виду книгу Нордман-Северовой “Интимные страницы” (СПб., 1910).
СЕРОВ — К. А. СОМОВУ
6 / <19> августа <1>910 г. Ино
Многоуважаемый Константин Андреевич!
Да, придется мне отказаться от предложенного Вами предложения — совершенно не знаю, что бы я мог сделать. А кроме того, есть еще другая трудность — известная стильность исполнения, а Вы знаете, какой я стилист.
Ваш В. Серов
ЦГАЛИ.
Г. В. и М. В. СЕРОВЫ — СЕРОВЫМ
<2 сентября 1910 г. Москва>
Любезные родители!
Шлем вам привет из Москвы. Благодарим за письма, которые вы прислали нам. Живем мы недурно, даже сносно. Отчего вы не едете, а? Низ квартиры убран и вымыт, а верх грязен, так как сами убираем его. В школу начали ходить, экзамены я и Миша сдали благополучно. Мне было легко, кроме математики. В Москве погода очень хорошая, тепло и даже жарко, ни разу не было дождя.
Любезные сыновья.
2 сентября 910 г.
На обороте:
Ст<анция> Териоки, дер<евня> Ино, дача Серова
Папе и маме
от Юры и Миши (очень нужное)
Почтовые штемпеля:
Москва 2.9.10
Териоки 16.IX.10
ЦГАЛИ.
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
8 сентября 1910 г. Сестрорецк
Любезный друг Илья Семенович!
Будь, правда, другом — одолжи мне 200—300 руб. (это не то, что 1000 руб., кот<орые> я у тебя просил года 3 назад и которых у тебя не оказалось). На этот же раз — если у тебя и теперь не окажется 300—200 руб. — то я просто-напросто выхожу из комитета <Третьяковской галереи> — ничего другого мне не остается.
Семью свою отправил вчера в Москву — денег же жене дал немного, почему и буду просить передать деньги ей. Сам я надеюсь быть в Москве через неделю. Застрял и завяз я тут в Сестрорецке с одним портретом, не выходит проклятый 1. Везет мне на евреев в последнее время. Не хочешь дать так — то хоть под залог министерской итальянской бумаги (меня просят оказать честь национальному музею в Уффици и сделать свой autoritratto [автопортрет (итал.)]).
Твой В. Серов
Дашь денег, то, разумеется, всего тебе хорошего (приеду — отдам петитом [от франц. petit — маленький]).
На конверте:
Москва заказное
ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову
Трубниковский пер., соб. дом
Почтовые штемпеля:
Сестрорецк 8.9.10
Москва 9.9.10
ГТГ.
______________
1 В то время Серов работал над двойным портретом адвоката Оскара Осиповича Грузенберга (1866—1940) и его жены Розы Гавриловны.
СЕРОВ — Д. И. ТОЛСТОМУ
8 сентября <1>910 г. Сестрорецк
Многоуважаемый граф Дмитрий Иванович!
Читал и даже два раза в газетах, что будто бы мне отводится чуть ли не целый зал на выставке в Риме . Очень рад и благодарен, если это действительно так, хотя зала мне не нужно — несмотря на то, что я решил выставить свои работы возможно полнее и лучше, но все же больше 12 №№ не наберу. Раньше зимой, когда мне это было предложено (отдельное помещение), я колебался ввиду известной связанности по отношению к “Союзу”. Теперь же, после Вам, вероятно, известных событий в “Союзе” (выход из состава А. Н. Бенуа), который поведут к его распаду, он, “Союз”, так сказать, как бы не существует, — я бы даже настаивал на отдельном месте, так как вешать свои работы в ряду картин, посылаемых Академией, я не намерен.
Между прочим, это нежелание быть выставленным среди картин от Академии служит главным мотивом для отказа в участии в Риме многих художников, выставлявшихся в “Союзе”. На этот счет хочу Вам, граф, сделать одно предложение: не послать ли Вам Ваше личное приглашение, вроде того, которое было Вами послано Малявину, мне и еще кому, не помню, и таким художникам, как Бакст, Бенуа, Билибин, Головин, Грабарь, Добужинский, Коровин, Крымов, Кустодиев, Лансере, Малютин, Остроумова, Петров-Водкин, Рерих, Сапунов, Сомов, Стеллецкий, Яремич, Щербов, Юон — не участникам “Союза”.
В этом приглашении были бы указаны лица, Вами одновременно приглашенные. Таким образом, могла бы составиться группа, которой Вы смогли бы предоставить определенное место, т. е. место “Союза” в отделе. Мне кажется, на такое Ваше приглашение откликнутся — пока же особого сочувствия к выставке в Риме не встречаю от лиц, участие которых необходимо. Если же участие “Союза” состоится, приглашение Ваше не может повредить.
Готовый к услугам В. Серов
Р. S. Письмо это (список) составляет секрет изобретателя. Вспомнил, что ведь Суриков тоже в “Союзе”.
ГРМ.
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
Суббота. 18 сентября 1910 г. Сестрорецк
Дорогой Илья Семенович,
спасибо тебе за услугу. Жена писала, что ты был у нас и вручил ей целых 300 руб.— превосходно. Как видишь, я все еще тут — ох, трудно мне дается работа, и упорным трудом,— нет, чтобы так — взять да спеть. Твой дальний родственник, парижская знаменитость (не шутя) — Leon Bakst 1 обратился ко мне на этих днях с просьбой как можно скорее заказать для него фотографию с его картины в галерее “Элизиум” довольно, как он говорит, приличного размера. Будь добр, позвони Фишеру — закажи ему и поторопи 2.
Всего самого лучшего, до скорого свиданья; на этой неделе буду в Москве. Твой В. Серов
У меня отвратительное перо и бумага — пожайлуста, не подумай, что у меня прогрессивный паралич.
На конверте:
Москва
ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову
Трубниковский пер., соб. дом
Почтовые штемпеля:
Сестрорецк 18.9.10
Москва 19.IX.1910
ГТГ.
_____________
1 Бакст был женат на Л. П. Третьяковой (в первом замужестве Гриценко), родной сестрой А. П. Боткиной. Жена Остроухова — Н. П. Остроухова доводилась двоюродной сестрой С. С. Боткину, мужу А. П. Боткиной.
2 Карл Андреевич Фишер — московский фотограф, основатель и председатель фотографического общества.
СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ
Пятница, какого сентября — не знаю.
<24 сентября 1910 г.> Сестрорецк
Лёлюшка!
Вчера был в городе. В ведомстве импер<атрицы> Марии мне сказали, что нужно тебе как опекунше написать заявление или прошение в ведомство в IV (четвертую) экспедицию, чтобы тебе выслали две копии со свидетельств — тебе вышлют. Сегодня решил окончить здесь и завтра покидаю Сестрорецк (1 '/2 месяца — не шутка). В воскресенье, т. е. послезавтра, пожалуй, съезжу на дачу — думал и сговорился с Сашей <Серовым> и В. В. <Матэ>, но отменил, погода была очень плоха. Сейчас недурно, не знаю, каково будет в воскресенье. Да, а потом в Москву, хочется в Москву, на Воздвиженку, на противный Арбат и т. д., и т. д.
Написал тут письмо в защиту Дягилева в газету, поместил Валичка <Нувель> в “Речи” — весьма великолепное и веское письмо, да-с 1. Да, а как у мальчиков в гимназии? Ладно ли? Ну, что еще — портрет все-таки, хотя и грязен, но то, что я хотел изобразить, пожалуй, и изобразил,— провинция, хутор чувствуется в ее лице и смехе, а, впрочем, не могу знать — после виднее будет 2. Как поживаете? Матэ в городе.
А Бенуа вернулся, но я его еще не видал. Читаю тут Толстого и Д'Аннунцио — неглупый и хороший мастер, но однообразен 3. До свиданья. Твой В. С. Объятия.
ГТГ.
___________
1 См. письмо Серова в редакцию газеты “Речь”.
2 Речь идет о портрете О. О. и Р. Г. Грузенбергов.
3 Габриеле Д'Аннунцио (1863—1938) — итальянский писатель.
СЕРОВ — А. П. БОТКИНОЙ
1 октября 1910 г. Москва
Многоуважаемая Александра Павловна!
Будьте так добры, спросите Федора Вашего 1 — не оставил ли я (не в последний свой приезд, а раньше) свою картину-эскиз — Петр, едущий в финляндской таратайке (гуашь на картоне)? Напишите, если Вам не трудно 2.
Желаю Вам всего хорошего Ваш В. Серов
ГТГ.
__________
1 Федор Александрович Алексеев (1867—1931) — служащий в доме А. П. и С. С. Боткиных в Петербурге.
2 См. следующее письмо
1 | 2 | 3 | 4
Портрет Ф.Ф. Юсупова. Фрагмент (В.А. Серов, 1903 г.) | Портрет Ф.Ф. Юсупова. Фрагмент (В.А. Серов, 1903 г.) | Портрет Ф.Ф. Юсупова (В.А. Серов, 1903 г.) |