Валентин Серов


Страница вторая

1 | 23 | 4

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<Конец апреля 1910 г.> Москва

Любезный Илья Семенович,

сейчас еду со скорым в Питер. Приеду в Москву 9 июня. Куплен ли на совете <галереи> Тархов? 1 На совете не мог быть, т. к. был в отъезде. Всего хорошего.

В. Серов

На конгрессе, следовательно, не буду.

ГТГ.
____________

1 Николай Александрович Тархов (1871 — 1903) — живописец. С конца 1890-х г.г. жил и работал во Франции. См. письмо Н. А. Тархова Серову от 5/18 октября 1910 г.

 

В. П. ЛОБОЙКОВ — СЕРОВУ

<3 мая 1910 г. Петербург>

Милостивый государь Валентин Александрович!

Собрание и<мператорской> А<кадемии х<удожеств>, рассмотрев в заседании 26 апреля с. г. ходатайство о разрешении устройства выставки художественных произведений М. А. Врубеля в залах и<мператорской> А<кадемии> х<удожеств> в течение зимы 1910—1911 гг. 1, постановило предоставить залы Ак<адемии> для указанной цели с 15 сен<тября> по 15 окт<ября> 1910 г. или в другое, свободное от выставок, время 2.

Примите и проч<ее> В. Лобойков

ЦГИА. Публикуется по копии автографа, адресованного В. В. Матэ. На копии имеется пометка рукой делопроизводителя канцелярии Академии художеств о том, что точно такое же письмо было отправлено 3 мая 1910 г. Серову за № 1813.
____________

1 См, письмо Серова и В. В. Матэ в совет Академии художеств от 5 апреля 1910 г.

2 Посмертная выставка Врубеля так и не была организована.

 

И. Н. КНЕБЕЛЬ 1СЕРОВУ

7 мая 1910 г. <Москва>

Многоуважаемый Валентин Александрович,

только что возвратился из-за границы и нашел Ваше письмо. Очень жалко, что оно не попало до моего отъезда за границу, тогда я скорее бы мог что-нибудь устроить для г. Ефимова, так как виделся со многими издателями, а при личных переговорах гораздо легче что-либо устроить. В июле я опять поеду за границу и буду на съезде в Амстердаме, в Брюсселе на выставке, затем проеду в Париж и Лондон. Если г. Ефимов желает, то я мог бы тогда поговорить с различными издателями 2. Но для этого желательно было бы иметь образцы, но небольших размеров, чтобы я мог показать их и даже дать кому-либо. Если же он пожелает переговорить сам, то может это сделать от моего имени, побывав в нижепоименованных фирмах:

212
G. Loewensohn, F?rth <...>
Wetzel & Naumann, Leipzig
E. Nister, N?rnberg
J. F. Schreiber, Esslingen
F. L?we's Verlag, Stuttgart
E. Straefer's Verlag, N?rnberg
Raffel Tuck & C°, London
Leipziger Lehrmittelanstalt, Leipzig
E. Schols, Jithoor. Anstalt, Naing
M?ller — Troebelhaus, Dresden

Писать во все эти фирмы не имеет смысла, если даже г. Ефимов и обратится к кому-либо из поименованных лиц, ему достаточно сказать, что порекомендовал обратиться туда — я. Во всяком случае, я буду очень рад быть Вам полезным и с удовольствием сделаю, что могу.

С глубоким уважением преданный Вам И. Кнебель

На конверте:
Франция Paris
33, Boulevard des Invalides
atelier Chapelle
Monsieur V. Seroff
Г-ну В. Серову
Почтовый штемпель: Paris 23 mai 1910

ГТГ. Письмо на бланке издательства Гросман и Кнебель.
________________

1 Иосиф Николаевич Кнебель (1854—1926) — московский книгоиздатель. Выпустил ряд изданий о выдающихся мастерах русского искусства и, в частности, многотомную “Историю русского искусства” Грабаря и его монографию о Серове.

2 См. письма И. С. Ефимова Серову от 8/21 ноября 1910 г. и от 1910 г. из Штутгарта, а также письмо Н. Я. Симонович-Ефимовой Серову от 1910 г. из Парижа.

СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ

<4 мая>/17m 1910 Roma

Лёлюшка!

Пишу из h?tel d'ltalie, где мы с тобой жили. Все так же хорош Рим все так же летают ласточки и шумит фонтан в саду дворца Барберини.

Целую В. С.

На открытке:
Moscou Russie
Москва
Ольге Федоровне Серовой
Ваганьковский пер., д. 9, Клюкина
Почтовые штемпеля: 17.5.10
Москва 9.5.1910

ГТГ. Публикуется по автографу.

 

СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ

<7> /20 м<ая 1910 > Рим

Лёлюшка,

а хорошая вещь телеграф — честное слово. Вчера днем получил от тебя письмо от 30 апр<еля>, пересланное Ефимовым из Парижа, где ты пишешь, что от Орлова денег все еще нет. А вечером имел уже от тебя телеграфный ответ, что деньги есть — превосходно. Письма мои ты теперь уже тоже, вероятно, имеешь, где все об Антоше <Серове> и Олюшке <Серовой> сказано. Живу здесь в Риме барином, можно сказать. Зовешь меня скорее домой, так ведь и без того буду скоро в первых числах июня должен я быть в Петербурге. Вчера меня катали вечером по Риму — недурен ночью Колизей. Сегодня еду в один дворец, где имеется и скот — быки. Разумеется, картина моя продолжает быть секретом 1. Пиши в Париж. А приятно утром купить хорошую свежую душистую розу и с ней ехать на извозчике в Ватикан, что ли, или Farnesin'y.

Целую вас всех, твой В. С.

ГТГ.
_________

1 По всей вероятности, Серов имел в виду картину “Похищение Европы”.


СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ

<8> /21 м<ая 1910 г> Рим

Милая Олюшка, спасибо за письмецо. Но больше сюда не пиши — скоро уезжаю к морю, а там и в Париж. Напиши в Париж, 33, Boulevard des Invalides. Ну, как поживаешь — не очень соскучилась? А чувствуешь себя как? Получше? Светопреставления, как у вас, в Берне, здесь не было — стоит ровная хорошая погода (тепло) — может быть, потом будет конец свету — подождем, увидим. Комету вот все никак не увидать1. А Рим великолепен. Про брошку не забыл — присматриваю помаленьку. Я и маме хочу купить какую-нибудь висюльку. А ювелирные вещи (подражание прежним) очень недурны. Видаю здесь часто княгиню Ливен — она и ее больная сестра живут здесь всю зиму. Ну, всего тебе хорошего. Обнимаю тебя и Антошку <Серова>. Снимайтесь и пошлите маме — она, верно, ждет.

Твой В. С.

ГТГ.
_______________

1 Речь идет о комете Галлея.

 

СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ

<около 20 мая / 2 июня 1910 г.> Paris

Лёлюшка!

Что же это до сих пор нет от тебя извещения, что ты в Финляндии? Последнее твое письмо от 14 мая (получил его на днях) из Москвы. Пора бы мне уже иметь письмо из Финляндии. Ни от кого не имею писем.

Орлова ничего не отвечает, а между тем от нее зависит мой отъезд. Писал из Рима ему и ей и теперь отсюда еще. Г-жа Каменская, впрочем, написала — не могу ли я отложить портрет до осени 1. Да, да, ты не знаешь — “Союз <русских художников> ” ведь уже не существует — я почему-то рад. История вкратце такова: Бенуа написал еще весной статью, ругал “Союз”, назвал Пастернака, Архипова, Виноградова, Васнецова, Клодта, Переплетчикова и т. д. — балластом 2. Эти союзники обиделись (это еще при мне) и собирались послать ему <Бенуа> выговор. Признаться, я думал, что они не будут такими болванами и этого не сделают, а они подписали такую коллективную бумагу и послали. Разумеется, Бенуа моментально вышел из “Союза” 3, а петербургские союзники (очень остроумно) взяли да и исключили всех подписавшихся из “Союза”. Кого больше, неизвестно, но, кажется, большинство за Петербургом, и москвичи оказались в дураках, да еще в каких! — а не генеральствуй.

Во всяком случае, “Союз” распался и, вероятно, будет что-нибудь другое, а публике-то он пришелся как раз по вкусу. Иванов, Досекин подписали тоже дураки. Был здесь на русском балете 4 — хорошо и очень, хотя есть и уступки публике — не знаю, насколько необходимые. Бакст молодец — отличные постановки. Французы-художники его поздравляют. Понемножку работаю. Хорошо здесь в Chapelle. Живем втроем — Ив. С. <Ефимов>, Ниночка <Симонович-Ефимова> и я, у всех есть свое помещение. Сад, птички поют — очень хорошо 5.

Ну, до свиданья — целую тебя и сыновей, и Наташку <Шулюн> 6твой В . С.

Как доехали, что и как у вас?

ГТГ.
_______________

1 Портрет Лидии Николаевны Каменской, жены члена Государственного совета И. Г. Каменского, Серов так и не кончил.

2 Серов имел в виду статью Бенуа “Выставки. “Союз” (Речь, 1910, № 76, 19 марта

3 Инцидент с Бенуа послужил лишь поводом к расколу “Союза” и отнюдь не являлся его причиной. Вскоре отколовшиеся петербуржцы возродили “Мир искусства”. Экспонентом этого общества стал Серов.

4 Речь идет о спектаклях, устроенных Дягилевым.

5 La Chapelle здание бывшего парижского монастыря, помещения которого сдавались в наем. Недоступное монашеское жилище во времена борьбы с конгрегацией превратилось в ателье русских художников. В этом монастыре Серов работал в 1910 г. над портретом Иды Рубинштейн.

6 Наталья Валентиновна Серова (1908—1950) — в замужестве Горлова, младшая дочь Серова. В детстве она звала отца “шулюн” за его шутки и игры с ней.

 

СЕРОВ — О. В. СЕРОВОЙ

<9> /22 juin <1910 г> Paris

Олюшка,

вот тебе паспорт 1. На листе наверху над орлом нужно тебе подписать, где написано “подпись предъявительницы”, свою фамилию; и на другом листе по-французски “Signature du porteur” [Подпись предъявителя (фран.).].

Если осенью будешь возвращаться с Антошей <Серовым>, то тебе придется заявиться в посольстве Rue Grenelle, 79, к консулу, где тебе дадут бумагу для Антоши. Ну, это, разумеется, еще не скоро. Предварительно мне надо будет в Петербург, откуда я брал осенью (когда ехал с Антошей) заграничный паспорт, его добыть и послать сюда в посольство, на основании коего дадут Антоше свидетельство. Как бы и за него на границе не потребовали 15 руб. (досадно платить за молокососа). Еду в понедельник до свиданья. Антошу целую. Пишу маме. Твой В. С. Поклон.

Вот Ниночкин <Симонович-Ефимовой> адрес, куда они едут дней через 5: Pension de M-me Poulain. St. Cast (C?te du Nord). А вот адрес Львовых на всякий случай: Neuilly sur Marne S. et O. (Maison Blanche). Ехать нужно от Porte Vencenne трам<вай> Villa Evrard. Туда надо тебе будет съездить <вобще>, может быть, с Антошей перед отъездом?! Г. Фидлер 2, в квартире которого ты играла на рояле, сказал, что ему сказал сосед (какой-то доктор), понимающий в музыке (по мнению Фидлера), что ты очень хорошо играешь. Разумеется, родительскому сердцу приятно.

А я застрял и еду через 3—4 дня в воскресенье — просят помочь в балете 3целую тебя еще раз.

ГТГ.
_____________

1 Летом 1910 г. О. В. Серова ездила в город Берк в Нормандии, где в то время находился на излечении ее брат Антон.

2 Фидлер русский эмигрант, проживавший в Париже.

3 Серов имеет в виду балетные спектакли Русских сезонов Дягилева.

 

СЕРОВ — И. А. МОРОЗОВУ

<30 июня> / 12 juille 910 Paris

Многоуважаемый Иван Абрамович!

Вчера видел две статуи Майоля 1, кот<орые> Вам сделаны. Очень хорошо, но одна с фруктами великолепна это настоящая скульптура и самобытная и совершенная 2.

Готов к услугам В. Серов

ГМИИ.
_____________

1 Аристид Майоль (1861—1944) — французский скульптор.

2 Речь идет о статуе “Флора”, поступившей в собрание Морозова в 1912 г.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

26 июля <8 августа I> 1910 г. Ино

Любезный друг Илья Семенович!

Рад был получить от тебя письмо. Я тоже не так давно из Европы — недели 2 1/2 и тоже доволен своим там пребыванием. Был в Риме, Сиенне, Орвиетто. Рассмотрел получше, чем тогда с вами, Геную — картинки во дворцах там очень и очень недурные. Был и на знаменитом кладбище — какая гадость!

Остальное время прожил в Париже у себя в Chapelle — преотлично. Утром и днем работа, а вечером в неизменный балет в Op?ra. Вообще балет был удачный. Ты пишешь, что увлекся штраусовской “Саломеей” — не знаю, я видел это в Op?ra — мне не понравилось в сравнении с текстом Уайльда, кот<орого> очень люблю 1; музыка мне показалась лишней. Видел, значит, Дягилева, Бакста, Бенуа. Он все еще не оправился от раны, кот<орую> он сам себе причинил, стеклом сильно порезал правую руку, кот<орую> лечит электричеством, понемножку движение пальцев восстанавливается. Рассказал он мне об инциденте с “Союзом”. Не думал я, что наши московские умники решатся на такой дурацкий шаг. Ну, что ж, это поведет к распаду “Союза”, что я, в сущности, и приветствую, но куда направятся московские члены — не знаю; своей выставки им не открыть — на “Московское товарищество”? (не всех примут), к передвижникам?! Петербуржцы, вероятно, учредят что-либо свое в Петербурге, а, впрочем, это все мои личные размышления. Но что глупо, то глупо.

К. Коровин молодец — мне ругал составителей бумаги, а сам подписался (он верен себе). Хорош тоже Иванов зачеркнутый, как все нелепо. Итак, что же, я опять избран в совет. Почему ты пишешь на четырехлетие — всегда было 3 года. Какого рода будет ревизионная комиссия, что за осмотр в хозяйственном и художественном отношении (как было в газете)? Надо понимать в смысле мытья картин, а не приобретения, надеюсь, — иначе <...> 2

Что Александра Павловна <Боткина>, видаешь ли ее? В августе она собиралась быть тут и у нас. Какая мерзость здесь опять нескончаемая холера и препорядочная. А до сих пор в Амстердаме ты еще не был? Странно. Скажи, как понравились Passions [страсти (франц.)] в Обераммергау хорошо? 3

Если не лень, напиши сюда
твой В. Серов.

Иван Иванович <Трояновский>, говорят, поправился правда ли? Говорил Грабарь. Привет Надежде Петровне <Остроуховой>. А тут в Музей Александра III поступают хорошие вещи: Венецьянов “Голова крестьянской девочки”. Портрет Крылова работы Оленина — очень жаль, что не попал в Третьяковскую галерею 4, куда он был обещан г-жой Олениной. Читая введение к “Истории живописи” Грабаря, подумал — отчего бы не навести справки относительно портрета Ге — г-жи Петрункевич? Может быть, в галерею его бы и продали — вещь отличная, и я ее отлично помню — что скажешь? 5

На конверте:
Москва ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову
Трубниковский пер., соб. дом
Почтовые штемпеля:
Териоки 10.VIII.10
Москва 30.VII.1910

ГТГ.
_____________

1 Текст О. Уайльда для оперы “Соломея” австрийского композитора Рихарда Штрауса (1864—1949) был переработан Г. фон Гофмансталем.

2 Речь идет о комиссии, созданной 18 мая 1910 г. Московской думой для “исследования состояния” Третьяковской галереи ввиду заявлений гласных Думы Ф. В. Васильева и И. С. Кузнецова.

3 Обераммергау — местечко в Баварии близ Мюнхена, где раз в десять лет в летние месяцы тамошние жители разыгрывают “Страсти Господни”. Представления происходят под открытым небом.

4 Петр Алексеевич Оленин (1793—1868) — инженер-полковник, впоследствии генерал-майор в отставке. Почетный вольный общник Академии художеств с 1827 г. Видимо, Серов имел в виду портрет И. А. Крылова, известный под названием “Крылов с книгами Эзопа и Лафонтена”. Оленин исполнил его в 1825 г. цветными карандашами.

5 Остроухов подхватил предложение Серова, и в том же 1910 г. “Портрет Н. И. Петрункевич” поступил в галерею.

 

О. К. ОРЛОВА 1 — СЕРОВУ

Стрельна 28 <июля> августа 1910 г.

Милый Валентин Александрович,

во-первых, очень, очень благодарю Вас за чудную мартышку она меня так насмешила, и я, право, очень тронута, что Вы меня вспомнили и привезли на память милую игрушку в компанию медведей. Потом, ради Бога, простите, что так долго не отвечала! Но по приезде домой меня совсем затормошили, и прямо не было свободной минуты. К тому же весь дом в городе в таком виде, что прямо негде сидеть. В среду, 4 августа, еду за границу, но до тех пор очень хотелось бы Вас повидать и поговорить. Если Вы свободны или в пятницу, или в субботу, пожайлуста, приезжайте к нам завтракать.

Есть поезд из города в 12 ч. 40 м. Буду очень рада Вас видеть. Пока шлю искренний привет. Ольга Орлова

ГТГ.
____________

1 Ольга Константиновна Орлова, княгиня, урожденная Белосельская-Белозерская (1872— 1923). В 1909 г. Серов сделал несколько зарисовок Орловой и приступил к работе над ее портретом, который закончил в 1911 г.

 

МИНИСТР НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ИТАЛИИ — СЕРОВУ

Рим <31 июля> / 12 августа 1910 г.

Вашей милости известно большое историческое и художественное значение коллекции автопортретов выдающихся художников, которой имеет счастье обладать галерея Уффици во Флоренции. В настоящее время министерство намерено расширить эту коллекцию автопортретами ныне живущих больших художников с тем, чтобы вместе с наиболее выдающимися мастерами прошлого они смогли продолжить благородную традицию, сложившуюся в одной из самых знаменитых галерей Италии. С этой целью я обратился к известнейшим художникам Италии и Европы с предложением прислать их автопортреты в дар исторической коллекции Флоренции. С истинным удовлетворением могу констатировать, что важность задуманного министерством дела убедила уже многих художников благосклонно принять мое предложение, и ныне немалое число автопортретов вошло в эту чудесную коллекцию.

Преисполненный тех же чувств, я надеюсь, что и Вы соблаговолите прислать свой портрет в Королевскую галерею Флоренции, что, помимо оказания большой и приятной услуги министерству, послужило бы росту интереса и значения флорентийской коллекции, которая обогатилась бы новым проявлением Вашего искусства 1.

Министр <подпись>

ГРМ.
____________

1 Серов не исполнил эту просьбу.

 

СЕРОВ — В. В. МАТЭ

<Июль август 1910 г. Ино>

Дорогой Василий Васильевич,

мы с Ольгой Федоровной <Серовой> решили ехать сегодня вечером в Питер (нет у нас кухарки, черт бы их всех подрал). Говорят, и ты собираешься, кажется. Вот хорошо бы вместе и ехать заехал бы и взял нас с собой. Если же не едешь, то скажи Юре <Серову>, и мы поедем одни. Хорошо бы ночевать было бы у тебя в Академии, но наверно ли найдем мы ключ у Пунэ 1. Не дашь ли ты свой маленький? Пунэ не на даче? Ну, всего хорошего. Такая жара, что это время с места не двигался, только купался.

Твой В. Серов

Поклон Иде Романовне <Матэ>, разумеется. Хорошие поезда с Тюрсева в 8 ч. 35 или 10 ч. 08 вечера.

ГТГ.
___________

1 Пунэ — служащий Академии художеств, сотрудник Матэ.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

6 / <19> августа <1>910 г. Ино

Дорогой Илья Семенович!

Только что прочел в “Речи”, что умер С. В. Иванов — ох, правда ли это? 1 Что было с ним? Еще ведь такой молодой?! Не знаю, насколько он вообще был болезнен? Случайность? Раненько что-то <...> Жаль мне его. Все-таки недурной человек и недурной художник. Что-то затаенное и печальное как будто в нем сидело, несмотря на энергию и бравость. Не знаю не знаю. Будь добр, напиши мне, в чем дело. Есть еще известие в той же сегодняшней “Речи”, что Станиславский серьезно — нет, не серьезно, а опасно заболел. Это еще что? Как печально все это! Будь другом, напиши.

Сегодня послал телеграмму на письмо от Ugo Ojetti 2 — что жду его завтра. Отказать ему мне не хотелось, а с другой стороны, я не знаю, что мы будем делать с ним и его супругой? Языками владеем мы плохо, как тебе известно, — да и вообще о чем беседовать? А знаешь ли ты, между прочим, о книжке, вышедшей из Пенат? 3 Г-жа Северова выпустила свои воспоминания (под редакцией Репина, очевидно, на сей раз), прочти найдешь там и себя 4. Слегка просмотрел эту книгу, и мне очень захотелось просто задрать юбки этой бабе и высечь, больше ничего немножко грубо, но что делать! Говорят, она сама и сам Илья Ефимович <Репин> весьма довольны этим литературным произведением (со слов Леонида Андреева).

До свиданья. Твой В. Серов

Увидишь Ив<ана> Ив<ановича> Трояновского кланяйся ему и скажи, что скоро ему напишу.

Александра Пав<ловна Боткина> скоро должна быть тут.

На конверте:
Москва
ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову
Трубниковский пер., соб. дом
Почтовые штемпеля:
Териоки 20.VIII.10
Москва. 9.VIII.1910

ГТГ.
__________

1 С. В. Иванов скончался 3 августа 1910 г. в возрасте сорока шести лет.

2 Уго Ойетти (1871—1946) — итальянский писатель и художественный критик.

3 Пенаты дача Репина в Куоккала (Финляндия).

4 Наталья Борисовна Нордман-Северова (1863—1914) — писательница; вторая жена Репина. Серов имел в виду книгу Нордман-Северовой “Интимные страницы” (СПб., 1910).

 

СЕРОВ — К. А. СОМОВУ

6 / <19> августа <1>910 г. Ино

Многоуважаемый Константин Андреевич!

Да, придется мне отказаться от предложенного Вами предложения — совершенно не знаю, что бы я мог сделать. А кроме того, есть еще другая трудность — известная стильность исполнения, а Вы знаете, какой я стилист.

Ваш В. Серов

ЦГАЛИ.

 

Г. В. и М. В. СЕРОВЫ — СЕРОВЫМ

<2 сентября 1910 г. Москва>

Любезные родители!

Шлем вам привет из Москвы. Благодарим за письма, которые вы прислали нам. Живем мы недурно, даже сносно. Отчего вы не едете, а? Низ квартиры убран и вымыт, а верх грязен, так как сами убираем его. В школу начали ходить, экзамены я и Миша сдали благополучно. Мне было легко, кроме математики. В Москве погода очень хорошая, тепло и даже жарко, ни разу не было дождя.

Любезные сыновья.

2 сентября 910 г.

На обороте:
Ст<анция> Териоки, дер<евня> Ино, дача Серова
Папе и маме
от Юры и Миши (очень нужное)
Почтовые штемпеля:
Москва 2.9.10
Териоки 16.IX.10

ЦГАЛИ.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

8 сентября 1910 г. Сестрорецк

Любезный друг Илья Семенович!

Будь, правда, другом — одолжи мне 200—300 руб. (это не то, что 1000 руб., кот<орые> я у тебя просил года 3 назад и которых у тебя не оказалось). На этот же раз — если у тебя и теперь не окажется 300—200 руб. — то я просто-напросто выхожу из комитета <Третьяковской галереи> — ничего другого мне не остается.

Семью свою отправил вчера в Москву — денег же жене дал немного, почему и буду просить передать деньги ей. Сам я надеюсь быть в Москве через неделю. Застрял и завяз я тут в Сестрорецке с одним портретом, не выходит проклятый 1. Везет мне на евреев в последнее время. Не хочешь дать так — то хоть под залог министерской итальянской бумаги (меня просят оказать честь национальному музею в Уффици и сделать свой autoritratto [автопортрет (итал.)]).

Твой В. Серов

Дашь денег, то, разумеется, всего тебе хорошего (приеду — отдам петитом [от франц. petit — маленький]).

На конверте:
Москва заказное
ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову
Трубниковский пер., соб. дом
Почтовые штемпеля:
Сестрорецк 8.9.10
Москва 9.9.10

ГТГ.
______________

1 В то время Серов работал над двойным портретом адвоката Оскара Осиповича Грузенберга (1866—1940) и его жены Розы Гавриловны.

 

СЕРОВ — Д. И. ТОЛСТОМУ

8 сентября <1>910 г. Сестрорецк

Многоуважаемый граф Дмитрий Иванович!

Читал и даже два раза в газетах, что будто бы мне отводится чуть ли не целый зал на выставке в Риме . Очень рад и благодарен, если это действительно так, хотя зала мне не нужно — несмотря на то, что я решил выставить свои работы возможно полнее и лучше, но все же больше 12 №№ не наберу. Раньше зимой, когда мне это было предложено (отдельное помещение), я колебался ввиду известной связанности по отношению к “Союзу”. Теперь же, после Вам, вероятно, известных событий в “Союзе” (выход из состава А. Н. Бенуа), который поведут к его распаду, он, “Союз”, так сказать, как бы не существует, — я бы даже настаивал на отдельном месте, так как вешать свои работы в ряду картин, посылаемых Академией, я не намерен.

Между прочим, это нежелание быть выставленным среди картин от Академии служит главным мотивом для отказа в участии в Риме многих художников, выставлявшихся в “Союзе”. На этот счет хочу Вам, граф, сделать одно предложение: не послать ли Вам Ваше личное приглашение, вроде того, которое было Вами послано Малявину, мне и еще кому, не помню, и таким художникам, как Бакст, Бенуа, Билибин, Головин, Грабарь, Добужинский, Коровин, Крымов, Кустодиев, Лансере, Малютин, Остроумова, Петров-Водкин, Рерих, Сапунов, Сомов, Стеллецкий, Яремич, Щербов, Юон — не участникам “Союза”.

В этом приглашении были бы указаны лица, Вами одновременно приглашенные. Таким образом, могла бы составиться группа, которой Вы смогли бы предоставить определенное место, т. е. место “Союза” в отделе. Мне кажется, на такое Ваше приглашение откликнутся — пока же особого сочувствия к выставке в Риме не встречаю от лиц, участие которых необходимо. Если же участие “Союза” состоится, приглашение Ваше не может повредить.

Готовый к услугам В. Серов

Р. S. Письмо это (список) составляет секрет изобретателя. Вспомнил, что ведь Суриков тоже в “Союзе”.

ГРМ.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

Суббота. 18 сентября 1910 г. Сестрорецк

Дорогой Илья Семенович,

спасибо тебе за услугу. Жена писала, что ты был у нас и вручил ей целых 300 руб.— превосходно. Как видишь, я все еще тут — ох, трудно мне дается работа, и упорным трудом,— нет, чтобы так — взять да спеть. Твой дальний родственник, парижская знаменитость (не шутя) — Leon Bakst 1 обратился ко мне на этих днях с просьбой как можно скорее заказать для него фотографию с его картины в галерее “Элизиум” довольно, как он говорит, приличного размера. Будь добр, позвони Фишеру — закажи ему и поторопи 2.

Всего самого лучшего, до скорого свиданья; на этой неделе буду в Москве. Твой В. Серов

У меня отвратительное перо и бумага пожайлуста, не подумай, что у меня прогрессивный паралич.

На конверте:
Москва
ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову
Трубниковский пер., соб. дом
Почтовые штемпеля:
Сестрорецк 18.9.10
Москва 19.IX.1910

ГТГ.
_____________

1 Бакст был женат на Л. П. Третьяковой (в первом замужестве Гриценко), родной сестрой А. П. Боткиной. Жена Остроухова Н. П. Остроухова доводилась двоюродной сестрой С. С. Боткину, мужу А. П. Боткиной.

2 Карл Андреевич Фишер — московский фотограф, основатель и председатель фотографического общества.

 

СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ

Пятница, какого сентября не знаю.

<24 сентября 1910 г.> Сестрорецк

Лёлюшка!

Вчера был в городе. В ведомстве импер<атрицы> Марии мне сказали, что нужно тебе как опекунше написать заявление или прошение в ведомство в IV (четвертую) экспедицию, чтобы тебе выслали две копии со свидетельств тебе вышлют. Сегодня решил окончить здесь и завтра покидаю Сестрорецк (1 '/2 месяца не шутка). В воскресенье, т. е. послезавтра, пожалуй, съезжу на дачу думал и сговорился с Сашей <Серовым> и В. В. <Матэ>, но отменил, погода была очень плоха. Сейчас недурно, не знаю, каково будет в воскресенье. Да, а потом в Москву, хочется в Москву, на Воздвиженку, на противный Арбат и т. д., и т. д.

Написал тут письмо в защиту Дягилева в газету, поместил Валичка <Нувель> в “Речи” — весьма великолепное и веское письмо, да-с 1. Да, а как у мальчиков в гимназии? Ладно ли? Ну, что еще — портрет все-таки, хотя и грязен, но то, что я хотел изобразить, пожалуй, и изобразил,— провинция, хутор чувствуется в ее лице и смехе, а, впрочем, не могу знать — после виднее будет 2. Как поживаете? Матэ в городе.

А Бенуа вернулся, но я его еще не видал. Читаю тут Толстого и Д'Аннунцио неглупый и хороший мастер, но однообразен 3. До свиданья. Твой В. С. Объятия.

ГТГ.
___________

1 См. письмо Серова в редакцию газеты “Речь”.

2 Речь идет о портрете О. О. и Р. Г. Грузенбергов.

3 Габриеле Д'Аннунцио (1863—1938) — итальянский писатель.

 

СЕРОВ — А. П. БОТКИНОЙ

1 октября 1910 г. Москва

Многоуважаемая Александра Павловна!

Будьте так добры, спросите Федора Вашего 1 — не оставил ли я (не в последний свой приезд, а раньше) свою картину-эскиз — Петр, едущий в финляндской таратайке (гуашь на картоне)? Напишите, если Вам не трудно 2.

Желаю Вам всего хорошего Ваш В. Серов

ГТГ.
__________

1 Федор Александрович Алексеев (1867—1931) — служащий в доме А. П. и С. С. Боткиных в Петербурге.

2 См. следующее письмо

1 | 23 | 4


Портрет Ф.Ф. Юсупова. Фрагмент (В.А. Серов, 1903 г.)

Портрет Ф.Ф. Юсупова. Фрагмент (В.А. Серов, 1903 г.)

Портрет Ф.Ф. Юсупова (В.А. Серов, 1903 г.)





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Валентин Серов. Сайт художника.