Страница вторая
1 | 2
СЕРОВ И ДРУГИЕ — В МОСКОВСКУЮ ДУМУ
<1 апреля 1909 г. Москва>
Вследствие постановления Московской городской думы в заседании 17 сего марта, сообщенного мне при отношении г. московского городского головы от 19 марта, за № 598-м, имею честь сообщить следующее заключение совета городской художественной галереи П. и С. М. Третьяковых по вопросу, возбужденному гг. гласными городской думы Н. А. Тюляевым 1 и П. П. Щаповым 2. Ведение дела галереи основывается на “Положении о городской художественной галерее П. и С. М. Третьяковых”, утвержденном Московской городской думой в собраниях 6 и 21 сентября и 26 октября 1904 года. Согласно § 18 этого положения, “приобретаемые и жертвуемые произведения искусства поступают в галерею не иначе, как по одобрении их советом, который постановляет об их принятии при убеждении в том, что принимаемое произведение представляет художественные достоинства, отвечающие значению городской художественной галереи, как хранилища, возможно полно отражающего поступательное движение русского искусства”.
Организационная комиссия по пересмотру прежнего (1899 года) положения об управлении Третьяковской галереей, выработавшая новое, ныне действующее положение, сопроводила свой проект обширной справкой городской Думе, в которой, между прочим, подробно развила мотивы, легшие в основание вышеприведенного § 18 положения <...>:
“Городское управление не может требовать ни от совета, ни от отдельных его членов подробного отчета по поводу каждого отдельного произведения, почему именно это произведение принято ими в галерею: но при наличности предлагаемой редакции § 18 городская Дума имеет право сохранить уверенность в том, что излишний субъективизм был устранен при приобретении того или другого произведения, ибо, ввиду § 18, каждый член совета, подавший свой голос за принятие данного произведения в галерею, по чести и совести ручается пред Думою в том, что он действовал в добросовестном убеждении, что принятое в галерею произведение представляет художественное достоинство, отвечающее значению городской художественной галереи, как хранилища, возможно полно отражающего поступательное движение русского искусства. Такая формула, разумеется, не закрывает возможности различных суждений по поводу одного и того же предмета; но хотя в известной мере каждый ценитель будет по-своему понимать и “художественность” и “поступательный” характер произведения, существенно важным представляется то, что, по силе своего разумения, он при пополнении галереи будет руководствоваться именно этими, а не какими-либо иными более случайными, хотя бы и почтенными, соображениями”.
Спор о художественном значении произведений, приобретаемых в галерею, возможен всегда, и эта возможность не была бы устранена, как полагают авторы внесенного в городскую Думу предложения, тем, что совет представлял бы Думе подробно мотивированные сообщения о делаемых им приобретениях. Авторам предложения не понятны мотивы последних приобретений совета; но совет не уверен в том, что и после его “подробно мотивированного сообщения” мотивы его станут понятны всем, кто расходится с советом в том или ином понимании искусства, его истории, задач и значения.
К формуле условий приобретения художественных произведений, положенной в основании § 18 положения могут быть сведены все “сообщения” совета о приобретениях, и взгляд совета на художественное значение и достоинства вводимых им в галерею новых произведений искусства достаточно ясно определяется самим фактом приобретения их в галерею. “Подробно мотивированные сообщения”, не устраняя присущей вопросам искусства “спорности”, по необходимости разрослись бы в целые статьи по истории искусства, или, обратно, превратились бы в совершенно формальные отписки. Первое свыше всякой меры затруднило бы совет галереи; второе же следует признать ниже достоинства совета как органа, которому вверено руководство гордостью Москвы, Третьяковской галереей.
На основании вышеизложенного совет городской художественной галереи находит, что требование делать о всех приобретениях “подробно мотивированные сообщения, по возможности с изложением взглядов совета на художественное значение и достоинства приобретаемых произведений искусства” представляется безусловно неприемлемым” 3
Попечитель галереи И. Остроухов
Члены совета А. Боткина
В. Серов А. Карзинкин
ЦГАЛИ. На первой странице оригинала имеется приписка карандашом, сделанная Остроуховым: Послана 1 апреля 1909 г.
_____________
1 Николай Алексеевич Тюляев — суконный фабрикант, домовладелец. В 1916 г. был кандидатом в совет Третьяковской галереи (см.: Русские ведомости, 1916, № 218, 22 сентября).
2 Петр Петрович Щапов — купец первой гильдии, владелец бумаготкацкой фабрики.
3 Дума сочла ответ совета галереи на заявление Тюляева и Щапова достаточным и избавила его от необходимости подробно составлять мотивированные сообщения о приобретениях галереи.
СЕРОВ — Н. П. УЛЬЯНОВУ
<2 апреля 1909 г. Москва>
Многоуважаемый Николай Павлович!
Зайдите ко мне сегодня между 7 и 8 вечера не позже — вернее в 7 1/2. На пару слов — имеется работа руб. на 800 — 900.
Готовый к услугам В. Серов
2 апреля 909.
На обороте:
Спешно
Воздвиженка
“Новая библиотека” М. С. Глаголевой
ЕВБ Николаю Павловичу Ульянову
от В. Серова
ЦГАЛИ.
Л. С. БАКСТ — СЕРОВУ
<До 22 апреля 1909 г. Петербург>
Любезный друг,
А. Бенуа, Бакст, Билибин, Добужинский, Сомов, Лансере и др<угие> вышли из состава редколлегии “Золотого руна”1, послав каждый от себя краткий отказ <Н. П.> Рябушинскому от дальнейшего участия. Считаю своею обязанностью сообщить тебе вышесказанное.
Твой Л. Бакст
ГТГ.
————————
1 Журнал “Золотое руно” за 1909 г. под псевдонимом “М. Л.” художник М. Ф. Ларионов напечатал статью “Итоги петербургского сезона”, в которой отрицательно отозвался о работах большинства мирискусников на выставке “Салон”. В результате бывшие мирискусники вышли из редакции “Золотого руна”.
СЕРОВ — С. П. ДЯГИЛЕВУ, А. Н. БЕНУА
<Телеграмма>
14 мая 1909 г. Кореиз
Приветствую вас и “Армиду” 1.
Серов
На телеграмме:
Paris, Rue de la Paix. H?tel Holland. Diaghileff. Benois.
ГРМ. Публикуется в переводе с текста телеграммы на французском языке.
——————
1 Первый спектакль балета “Павильон Армиды” —состоялся 18 мая 1909 г. Он открывал устроенный С. П. Дягилевым Русский сезон в Париже в 1909 г.
СЕРОВ — М. П. РЯБУШИНСКОМУ
20 мая 1909 г. Крым. Кастрополь
Многоуважаемый Михаил Павлович!
Картина, о которой Вы спрашиваете,— “Линейка”, написана мной, вероятно, в 92—93 году 1. Отвечаю Вам на Ваше письмо потому столь поздно, т. к. только недавно его сюда получил.
Готовый к услугам В. Серов
ГТГ.
___________
1 “Линейка из Москвы в Кузьминки” исполнена в 1892 г.
СЕРОВ — Ф. Ф. ЮСУПОВУ 1
<Телеграмма>
2 июня 1909 г. Москва
Не мог вчера ехать с Вами, буду свободен завтра 2.
Серов
На телеграмме:
Архангельское, князю Юсупову
ЦГАДА
____________
1 Князь Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон, старший (1856—1928) — кадровый военный. Был женат на З. Н. Юсуповой, благодаря которой и сделал блестящую карьеру. Адъютант московского генерал-губернатора в 1886—1904 гг., генерал-майор с 1905 г., командир кавалергардского полка, затем генерал-адъютант и московский генерал-губернатор в 1914— 1915 гг.
2 В записной книжке Ф. Ф. Юсупова имеется пометка от 3 июня 1909 г.: “Приехал Серов” (ЦГАДА). Через два месяца и Юсупов сделал запись 29 июля 1909 г.: “Серов начал мой портрет для полка” (ЦГАДА). Портрет находится в собрании Юсуповых, во Франции.
СЕРОВ — Н. К. РЕРИХУ 1
<25 мая>/6 июня <1>909 г. Финляндия дер<евня> Ино
Многоуважаемый Николай Константинович!
Напишите мне — не забыли ли Вы о моем поручении, на кот<орое> Вы так охотно и любезно согласились. Говорю о выписке темперных красок. Возможно, что среди всевозможных дел и хлопот, кот<орых> весной всегда так много, Вы и забыли — это бывает. Заходил к Вам на квартиру, но сторожа не могли мне сказать. Беда в том, что начавши писать кн<ягиню> Орлову — хотелось бы и продолжать ими и дальше (они очень удобны), а красок-то и нет. Быть может, если это возможно и если они у Вас в квартире имеются, хотя бы и не в большом количестве — ссудить ими меня? А, быть может, краски выписаны и скоро придут? А если придут — то куда, и как мне их получить? Будьте добры, черкните мне.
Поздравляю Вас с успехом декораций Ваших в Париже — они и мне (эскизы) очень понравились 2. Вообще в Париже идет, или уже прошло, очень успешно — жалею, что не удалось съездить в Париж — был этот месяц в Крыму и как раз около куинджинского места — хорошее место — вполне просторное, с хорошим ручьем. Ну-с, будьте здоровы. Кланяюсь супруге Вашей и напишите мне по следующему адресу: Финляндская ж. д., ст<анция> Териоки, деревня Ино, соб<ственная> дача.
Всего хорошего В. Серов
ГТГ.
————————
1 Николай Константинович Рерих (1874—1947) — живописец, театральный художник, археолог, искусствовед, писатель.
2 К Русскому сезону 1909 г. Рерих исполнил декорацию и костюмы для балета “Половецкий стан” из оперы “Князь Игорь”.
СЕРОВ — А. А. ВРУБЕЛЬ
13 июня <1909 г. Петербург>
Многоуважаемая Анна Александровна,
был сегодня в канцелярии Академии — решили так: ежемесячно сама Академия будет посылать от себя деньги доктору Бари 1. Забыл передать Вам просьбу Вас<илия> Вас<ильевича> Матэ прислать ему в Академию портрет Михаила Александровича <Врубеля> — он очень хочет награвировать его.
В. Серов
На конверте:
Петербург, Лесной, Старо-Парголовское шоссе, д. 53.
ЕВБ Анне Александровне Врубель.
Почтовый штемпель: Петербург, 13 июня 1909 г.
ГРМ.
———————
1 См. письмо Серова В. В. Матэ в совет Академии художеств от 28 апреля 1908 г. и А. А. Врубель от конца апреля 1908 г.
СЕРОВ — В КАНЦЕЛЯРИЮ УЧИЛИЩА ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА
<Телеграмма>
16 августа 1909 г. Петербург
Сын мой поступает <в> политехникум. Необходимы документы. Очень прошу выслать немедленно. Срок подачи 20 августа 1. Потемкинская, 9, квартира Боткина.
Серов
На телеграмме:
Москва. Канцелярия Училища живописи, ваяния и зодчества. Мясницкая.
ЦГАЛИ. Публикуется по тексту телеграммы.
————————
1 В Политехнический институт в Петербурге поступал (а затем там и учился) старший сын Серова — Александр.
В. Е. ГИАЦИНТОВ — СЕРОВУ
<Телеграмма>
16 августа 1909 г. Москва
Документов ваших в канцелярии не имеется 1.
Гиацинтов
На телеграмме:
Петербург. Потемкинская, 9, квартира Боткина, Серову
ЦГАЛИ. Публикуется по тексту телеграммы.
СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ
<Около 2/15 сентября 1909 г. Берлин>
Вход в Зоологический сад 1, в кот<орый> мы не пошли с Антошей <Серовым> — он отличный спутник и все соседи им довольны 2.
Ваш В. Серов
На открытке:
Finland
Terioki Ino
Frau 0. Serow
О. Ф. Серовой соб<ственная> дача
Почтовый штемпель: Териоки 18.IX.09
ГТГ. Публикуется по автографу на открытке.
————————
1 На открытке фотография входа в Зоологический сад в Берлине.
2 В связи с болезнью сына Антона Серов повез его во Францию. Там Серов устроил его в лечебницу и в конце ноябри — начале декабря 1909 г. вернулся в Россию.
А. Е. ЛЬВОВ — СЕРОВУ
<24 сентября 1909 г. Москва>
Милостивый государь Валентин Александрович!
Совет преподавателей училища по произведенной в заседании 18 сего сентября баллотировке избрал Вас кандидатом на должность преподавателя портретно-жанрового класса училища, вследствие этого до представления Вас к утверждению в этой должности имею честь покорнейше просить Вас не отказать в уведомлении, согласны ли Вы занять означенную должность. Примите уверения в совершенном моем уважении и истинной преданности.
Кн<язь> Львов
ЦГАЛИ. Публикуется по копии автографа. На копии надписи: Его высокоблагородию В. А. Серову, 359.
СЕРОВ — А. Е. ЛЬВОВУ
<9/22 октября 1909 г. Париж>
Г<осподи>ну директору Училища живописи, ваяния и зодчества
Ваше сиятельство князь Алексей Евгеньевич!
Имею честь покорнейше просить не отказать принять к сведению до представления меня к утверждению в должности преподавателя портретно-жанрового класса, что занять означенную должность я не согласен 1. Примите уверение в совершенном моем уважении и истинной преданности.
В. Серов
22 окт<ября> 909
ЦГАЛИ. Публикуется по автографу на бланке: H?tel du Quai Voltaire, Paris.
СЕРОВ — И. А. МОРОЗОВУ 1
<31 октября>/12 nov 1909 г. Paris
Многоуважаемый Иван Абрамович!
Ежегодно об эту пору приходится мне обращаться к Вам за временной помощью. Денег, оставленных семье (как всегда, впрочем, бывает), вдруг не хватило. Писал в Ливадию кн<язю> Орлову 2, просил выдать, т. е. выслать жене часть стоимости почти оконченного портрета княгини, но до сих пор ответа нет, что меня беспокоит. Прошу Вас очень, Иван Абрамович, не отказать и на сей раз в моей просьбе и послать жене моей Ольге Федоровне 600 руб. (Ваганьковский переул<ок>, дом Клюкина). Алексей Викулович <Морозов>, кажется, остался доволен своим изображением — не плохо, но и не слишком хорошо. В конце нашего ноября буду в Москве и увижу Вас. Вы так неожиданно исчезли из Парижа. Буду еще просить Вас написать мне два слова — не затруднил ли я Вас своей просьбой.
Готовый к услугам В. Серов
33, Boulevard des Invalides, atelier Chapelle (я нанял часовню — черт возьми).
ГМИИ.
_____________
1 Иван Абрамович Морозов (1871—1921) — московский фабрикант, коллекционер новейшей французской живописи. В 1910 г. Серов исполнил портрет
И. А. Морозова.
2 Владимир Николаевич Орлов, князь (1868—1928) — флигель-адъютант, генерал-майор, начальник военно-походной канцелярии Николая II в 1906—1915 гг., затем помощник кавказского наместника. Портрет О. К. Орловой, его жены, Серов окончил в начале 1911 г.
СЕРОВ — И. А. ЩЕРБИНЕ
<Октябрь 1909 г. Москва>
М<илостивый> г<осударь> Иван Аверьянович!
Картина, Вами присланная, по моему мнению и других членов совета галереи, не Врубеля. Несколько удивлен, что М. В. Нестеров рекомендовал послать ее сюда. Будьте любезны сообщить хранителю галереи Третьяковской Николаю Николаевичу Черногубову, куда направить картину.
В. Серов
ЦГАЛИ.
СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ
<7>/20 nov г. Paris
Лёлюшка,
огорчил я тебя, должно быть, своим письмом — ну, что делать, если разберешься, увидишь, что я прав. А все-таки ты мне пиши — не правда ли? Ну, печка у нас наконец поставлена и топится. Да, да прохладно становится, вроде как у нас,— и снежок перепадал. Купил фуфайку и теплые башмаки и теперь хорошо. От “Союза” письмо, даже два получил. Но ни Орлов, ни Морозов, ни Матэ — никто не отвечает, нехорошо что-то. Ты, значит, без денег? Ведь без денег жить никак невозможно, это я знаю. Если тебе до получения этого письма никто не пришлет — телеграфируй, я как-нибудь иначе устрою. Из Лионского кредита имею извещение, что ты взяла 1000 руб. Взяла ли ты расписку от Е. А. Хессин 1 — это нужно мне, ты не пишешь об расписке.
Около недели не был у Львовых — надо съездить, если он сам к нам не заглянет. Мы ему дали одну из комнат на хорах. Он может у нас останавливаться. Вероятно, он получил уже ответ на запрос относительно Антошиных зубов. Работаю и смотрю достаточно. Матисс 2, хотя и чувствую в нем талант и благородство,— но все же радости не дает,— и странно, все другое зато делается чем-то скучным — тут можно попризадуматься.
Раза два был у Стаалей, а так нигде не бываю. Бывал, завтракал одно время у Ниночки <Симонович-Ефимовой>. Но как-то зашел у нас с Ниной разговор о лошадях, и я со своим фамильярным тоном указал на одну характерную вещь во французских тяжеловозах и прибавил: “Ну, вот, учи вас тут”,— а она: “Ну, уж на счет лошадей меня ты не учи” — а, каково? а мой престиж лошадиный? — я вызвал ее на дуэль,— а именно послезавтра мы должны в присутствии Ив<ана> Сем<еновича Ефимова> — судьи — нарисовать в час времени группу здешних лошадей — готовлюсь. Твой В. С.
Да, да, авторитет наш пал. Обнимаю все семейство по очереди.
ГТГ.
——————
1 Елизавета Александровна Шарпантье (1879—1950) — артистка балета Большого театра в 1896—1902 гг., жена А. Б. Хессина.
2 Анри Матисс (1862—1954) — французский живописец.
СЕРОВ — Н. В. ДРИЗЕНУ
<24 ноября> /9 д<екабря> 1909 г. Париж
Многоуважаемый барон Дризен (простите, что не знаю имени Вашего и отчества).
К сожалению, на Ваш отказ прислать мне 2 книжки “Ежегодника”, в кот<орых> были помещены мои рисунки 1, вынужден ответить тоже отказом и разрешения на помещение “Павловой” 2 в “Ежегоднике” дать не могу.
Готовый к услугам В. Серов
ГЦТМ.
———————
1 См. письмо Серова Н. В. Дризену от февраля-марта 1909 г.
2 Анна Павловна (Матвеевна) Павлова (1882—1931) — выдающаяся балерина. Серов исполнил афишу с изображением Павловой в связи с ее участием в Русском сезоне в Париже в 1909 г.
СЕРОВ — В. В. МАТЭ
<27 ноября> /9 д<екабря 1>909 г. .<Париж>
Дорогой Василий Васильевич!
Как живешь? Недели 3 или 4 назад писал тебе и просил тебя на случай, если ты богат, послать денег в Москву. Должно быть, тебе нельзя было, а, кроме того, я все устроил — денег не нужно. Слышал я, что имение-то у тебя отобрали и весьма решительно, а заплатить не заплатили, и канитель, вероятно, будет долгая — а берег испортят. Где же ты летом думаешь быть? Скоро собираюсь в Россию домой. Антоше <Серову> лучше, и нога заживает. Доктор надеется месяца через 2—3 будет здорова. Недурно. Рад я очень. Лихорадки у него давно нет. Самочувствие отличное. Немножко худ. Это, говорит доктор, от моря. В училище, в Москве, верно знаешь, выбран Кустодиев — это правильно 1. Что в Академии у вас? А хорошо бы, вспоминаю иногда, подать заявление в совет об субсидии Врубелю. Что он и как он?
Ну, будь здоров. Кланяйся Иде Романовне <Матэ>.
Твой В. Серов
Сашу <Серова> видаешь ли? Недели через 1 1/2—2 собираюсь домой, а потом в Питер.
ГТГ.
_____________
1 22 ноября 1909 г. Кустодиев отказался стать преподавателем училища. Серов в то время был в Париже и этого не знал.
СЕРОВ — И. А. МОРОЗОВУ
<28 ноября> /10 д<екабря 1>909 г. Paris
Многоуважаемый Иван Абрамович!
Запоздал с ответом на Ваш запрос относительно Мане по вине этого плута и враля Vollard'a 1. Был у него в магазине: то его не заставал, то барышня не могла точно сказать, когда он будет. Написал ему записку, но он не счел нужным ответить. После уж он слегка извинялся и врал мне на все лады. У него только одна картина Мане — взятая из того отеля, в кот<орый> мы с Вами ездили (хозяйка была больна — и этого Мане не видали), и взята она Волларом на промен (следовательно, владелец не слишком им дорожит) на Сезанна.
Вещь, на мой взгляд, неинтересная, как и телеграфировал Вам. Представляет она из себя быстро, спешно написанный этюд парижской улицы в какой-то политический праздник Июльской революции — при солнце с массой национальных флагов. Общий тон неприятный. Вообще этюд для Мане не слишком характерный и неудачный 2 (на мой взгляд, повторяю).
Всего хорошего, до скорого свидания. Готовый к услугам В. Серов
ГМИИ.
——————–
1 Амбруаз Воллар (1868—1939) — торговец картинами, коллекционер, издатель.
2 Морозов не приобрел это произведение; ныне оно в частном собрании в Нью-Йорке.
СЕРОВ — И. И. ТРОЯНОВСКОМУ
<Октябрь — первая половина декабря 1909 г. Париж>
<...> Кланяюсь Вам и могу Вам сообщить, что здесь в Париже (не угодно ли на конце е, а не “ять”, а?! Не только по-французски, но и по-русски плох), да, так вот, здесь, в Париже, превосходно, отличный город, ну, чрезвычайно доволен, что могу в нем пожить (ведь в школу не нужно,— и то хорошо)...
Публикуется по: Эфрос. Из писем Серова.
СЕРОВ — В. В. МАТЭ
21 д<екабря 1909 г.> Москва
Любезный друг Василий Васильевич!
Получил я от конторы Гергардт и Гей эту бумагу, кот<орую> тебе и пересылаю, т. е. никакого касательства к отправке картин в Мюнхен не имел 1. Если отправляла Академия, то она и должна доставить картины обратно владельцам. Если же заставят платить тебя, то, разумеется, эти 10 руб. я верну тебе. Почему эта бумага прислана мне — не знаю. Что же ты ничего о себе не написал мне в Париж? Хорош друг. Ну, всего лучшего. В конце января, вероятно, буду в Петербурге. Кланяюсь Иде Романовне <Матэ>.
Твой В. Серов Москва, Ваганьковский пер., д <ом> Клюкина.
Дома у нас пока все обстоит благополучно. Антоша <Серов> поправляется. Есть надежда, что обойдется без операции.
ГТГ.
_____________
1 “Бумага”, о которой говорится в письме, не сохранилась. Скорей всего, в ней шла речь о возвращении картин с Международной выставки в Мюнхене, состоявшейся в мае — августе 1909 г. Серов дал на эту выставку портрет Нобеля и акварель “Борзая Филу” (по каталогу “Собака”), принадлежавшую Матэ.
СЕРОВ — Н. П. и И. С. ОСТРОУХОВЫМ
<1897-1909 гг. Москва>
Многоуважаемые Надежда Петровна, Илья Семенович.
Сейчас вспомнил — в четверг обедать у Вас не смогу: у меня училищный совет в 7 час. вечера. Спасибо на санатории. Сегодня уж буду на дому.
В. С.
ГТГ.
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
< 1897-1909 гг. Москва>
Дорогой Илья Семенович.
Благодарю за приглашение, но быть у тебя сегодня не сможем. В училище совет. Зайду завтра.
Твой В. С.
ГТГ.
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
< 1899—1903 или 1905—1909 гг. Москва>
Любезный друг Илья Семенович!
Завтра в школе экзамены (3-й день работы). Могу заехать от часу до 2-х в Метрополь. Передвижную помню.
Твой В. Серов
ГТГ.
1 | 2
Портрет художника И.С. Остроухова | Автопортрет (Серов В.А.) | Главная |