Страница третья
1 | 2 | 3
СЕРОВ — В СОВЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УЧИЛИЩА ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА
<Телеграмма>
<18 августа> 1908 г. Петербург
Очень прошу совет обсудить просьбу Голубкиной допустить экзамену, дать возможность работать 1.
Серов.
На телеграмме:
Москва, Училище живописи и зодчества.
ГТГ. Публикуется по тексту телеграммы.
__________________
1 А. С. Голубкина — вольная посетительница Училища живописи ваяния и зодчества, художница, скульптор. В 1907 г. А. С. Голубкина была арестована и предана суду за распространение прокламаций РСДРП.
3 августа 1908 г. А. С. Голубкина подала на имя директора училища А. Е. Львова заявление с просьбой разрешить ей заниматься в училище рисованием и скульптурой. 8 августа Львов отказал ей в этом.
5 сентября 1908 г. совет преподавателей постановил ходатайствовать перед Николаем II о разрешении Голубкиной заниматься в училище (после полученной телеграммы Серова). 9 октября попечитель училища, московский генерал-губернатор С. К. Гершельман согласился возбудить такое ходатайство, но после наведения справок о Голубкиной в полицейском управлении 19 октября отказал, ссылаясь на ее неблагонадежность.
И. Я. БИЛИБИН 1 — СЕРОВУ
27 авг<уста 1908 г. Лыкошино>
Дорогой Валентин Александрович!
Я послал на имя А. А. Карзинкина еще две акварели [т. е. кроме приобретенных галереей (прим. И. Я. Билибина)] к “Золотому петушку” 2. Вы писали мне, что придется подождать с решением этого вопроса, кажется, до октября. Сейчас я хочу написать Вам лишь об условиях, если в таковых окажется только надобность. Весною, когда Вы отбирали мои вещи, у меня была общая сумма для всей серии и затем цены для каждой вещи, если бы галерея решила взять отдельными вещами, как оно и вышло. Теперь я решительно затрудняюсь назначить цены за эти две. Думаю, что не будет слишком неправильно, если я назначу нечто среднее, а именно: по 150 р. за каждую из двух оставшихся акварелей или 275 за обе.
Во всяком случае, я был бы Вам очень благодарен, если бы Вы сообщили мне Ваше мнение 3. Весною же Вы говорили мне, что, насколько я помню, А. П. Боткина желала приобрести одну из небольших концовок к “Петушку” (я помню какую). Как мне теперь быть с этим? Т. е. могу ли я ей эту вещь поставить? В Петербурге <Мытнинская наб., 11> я буду с 10 сент<ября>, а пока мой адрес: Ник<олаевская> ж. д., ст<анция> Лыкошино.
Преданный Вам И. Билибин
ЦГАЛИ.
____________
1 Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) — график, театральный художник, педагог.
2 Серия Билибина “Золотой петушок” приобреталась советом Третьяковской галереи в течение 1908 г. 28 июля 1908 г. совет галереи решил приобрести акварели за назначенную И. Билибиным цену.
3 См. письмо И. Я. Билибина Серову от 13 ноября 1908 г.
СЕРОВ — Д. В. СТАСОВУ
30 августа <1>908 г. Москва
Многоуважаемый Дмитрий Васильевич!
Художник И. Э. Грабарь, пишущий книгу о русском искусстве, просит разрешить ему сфотографировать портрет, имеющийся у вас, отца Вашего архитектора Стасова 1. С своей стороны тоже присоединяюсь к его просьбе — да, кажется, об этом с Вами уже беседовали. Письма Влад<имира> Вас<ильевича> Стасова ко мне я разыскал все и вскорости либо привезу, либо пришлю.
Готовый к углугам В. Серов
Здоровье супруги Вашей 2, как слышал — хорошо. Ваганьковский пер., д. Клюкина 3.
ИРЛИ.
________________
1 Речь идет о портрете архитектора Василия Петровича Стасова (1789—1849), исполненного А. Г. Варнеком.
2 Поликсена Степановна Стасова, урожденная Кузнецова (1839—1918) — общественная деятельница.
3 На этом доме укреплена мраморная доска с надписью: “В этом доме жил и умер художник Валентин Александрович Серов”.
СЕРОВ — И. Э. ГРАБАРЮ
<Начало сентября 1908 г. Москва>
Многоуважаемый Игорь Эммануилович,
что мог по Вашему поручению — сделал: фотографии — “Елизавету”, государя, Морозова, и нашел еще “Екатерину” (из кутеповской), отдал Шереру и Набгольцу 1 (если хотите, поместите, нет — не нужно). Письма Стасову, Романову и в лютеровскую церковь написал и отдал Кнебелю.
В. Серов
ГТГ. Публикуется по автографу на визитной карточке Серова.
_______________
1 Известная тогда в Москве фототипия “Шерер, Набгольц и К°”.
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
<Конец августа — начало сентября 1908 г. Москва>
Любезный друг Илья Семенович,
пожалуй, сегодня не придется у тебя побывать — сегодня приехал и с утра был на экзамене в школе до сих пор, и вечером необходимо ехать опять туда же на лекцию Ключевского — вернее, завтра.
Твой В. Серов
ГТГ.
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
<Конец августа — начало сентября 1908 г. Москва>
Илья Семенович,
при всем желании явиться на твой зов не могу — устал, с поезда (ночью плохо спал) прямо в школу на экзамен — устал — пусть извинит меня Павел Егорович <Щербов> и прошу его зайти, если можно, завтра утром до 12 или же в понедельник к обеду.
Твой В. Серов
ЦГАЛИ. Публикуется по автографу на визитной карточке Серова.
СЕРОВЫ — О. В. СЕРОВОЙ
5 сентя<бря 1908 г. Москва>
Поздравляем Вас, Олюшка, Вас приняли на курсы. Сейчас была Лена 1, которая тоже, разумеется, принята, а, кроме того, она выдержала только что в филармонию.
Родители
Неужели вы еще не получили 90 руб., которые я перевел неделю назад?
В. С.
На обороте:
Крым Балаклава
Ее превосходительству Валентине Семеновне Серовой
для Ольги Валентиновны Серовой
Почтовые штемпели:
Москва 5.9.08
Балаклава 8.IX. 1908
ГТГ. Публикуется по автографу на открытке.
________________
1 Елена Петровна Львова (ум. в 1959 г.) — подруга О. В. Серовой.
СЕРОВ — В МОСКОВСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО
<17 сентября 1908 г. Москва>
Заявление
В портретный класс необходимо некоторое количество (10) коротких мольбертов (подставок) по имеющимся в натур<ном> классе и в портретном образцам; несколько просил бы сделать пониже.
В. Серов 17 сент<ября 1>908
ЦГАЛИ. На автографе надписи: по 1 р. 60 коп. за шт<уку>, оплачено.
СЕРОВ — В МОСКОВСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО
<17 сентября 1908 г. Москва>
Заявление
В портретную мастерскую необходимы деревянные ящики — 5 штук — следующего размера:
2 * 1/2 аршина квадрат<ная> крышка, 1/4 аршина высотой. Таковых два гладких белых некрашеных;
2* верх 11/4 арш<ина> длин<ы), 1/2 арш<ина> ширины, 1/4 арш<ина> высоты. Один некрашеный, другой коричневый, крашеный;
1 * верх 3/4 арш<ина> длин<ы>, 1 арш<ин> ширины. Краш<еный> корич<невый>.
Кроме этих, нужны ящики точно по образцу уже имеющихся в натурном классе. И таковых несколько, т. к. число их ограниченное.
В. Серов
ЦГАЛИ. На автографе надписи: по 1 р. 25 к. и по 1 р. 50 к., оплачено.
СЕРОВ — Д. В. СТАСОВУ
<Сентябрь 1908 г. Москва>
Многоуважаемый Дмитрий Васильевич!
Мне казалось, что я отослал Вам уже обещанные письма В. В. Стасова ко мне, как вдруг нашел их в столе — спешу доставить их Вам 1.
ИРЛИ. Публикуется по автографу на визитной карточке Серова.
_____________
1 См. письмо Серова Д. В. Стасову от 30 августа 1908 г.
СЕРОВ — П. П. ЧИСТЯКОВУ
2 октября <1>908 г. Москва
Дорогой Павел Петрович!
Недавно узнал, что Вы — заместитель мастерской И. Е. Репина. От души радуюсь Вашему желанию учить. Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы — чему только и можно учить... Буду думать, что и ученики (достойные) поймут Вас и оценят.
Ваш В. Серов
ГТГ.
СЕРОВ — Н. Е. ЭФРОСУ
10 октября 1908 г. <Москва>
Многоуважаемый Николай Ефимович! 1
Нарисовал Качалова и Москвина, но не особенно ими доволен (рисунками, разумеется). Если не удастся сделать другие — дам Вам эти 2. Буду просить Вас записать меня на раут 14 3. Уезжаю в деревню; приеду к 14, тогда же внесу и следуемые деньги.
Готовый к услугам В. Серов
ГЦТМ.
_______________
1 Николай Ефимович Эфрос (1867—1923) — журналист, театральный критик и историк театра. Эфросу принадлежат мемуарные записки о художнике.
2 14 октября 1908 г. исполнилось 10 лет со дня основания Московского художественного театра. Эфрос и Серов были членами комитета Литературно-художественного кружка по организации чествования театра; см. письмо Серова, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова и др. в редакцию газеты “Раннее утро”.
3 В связи с юбилеем Московского Художественного театра Литературно-художественным кружком устраивался раут. Но из-за смерти артиста А. П. Ленского, умершего накануне, раута был отменен.
СЕРОВ — В. А. ТЕЛЯКОВСКОМУ 1
9 ноября 1908 г. <Петербург>
Многоуважаемый Владимир Аркадьевич!
Я очень огорчен постановкой “Юдифи” — не могу не сказать Вам этого. Может быть, публика, как Вы говорите, и будет довольна (в чем сомневаюсь), но не в этом дело — меня огорчает не то. Когда я работал над эскизами, я думал, что такие художники, как К. А. Коровин, Клодт, поймут меня, т. е. эскизы с полунамека и, поняв эти намеки,— разовьют картины в нечто большее, чем самые эскизы, и тут я жестоко ошибся. Декорации вышли грубыми и смешными, без той небольшой доли благородства, которая все же имеется в эскизах. Может быть, я и тут ошибаюсь?
Непонимание местами дошло до абсурда: принять беседку Юдифи (2-й акт) за рощу пиний с ручьем и мельничным колесом на месте двери и окон, намеченных в доме Юдифи, при всей эскизности моей работы — все же нельзя. Беседка эта, между прочим, теперь переделывается Головиным, но что из этого получится, неизвестно ни мне, ни К. А. Коровину, который увидел декорацию эту лишь вчера. Все это мне настолько тяжело, что видеть самый спектакль завтра — не в силах.
Готовый к услугам В. Серов
Буду просить Вас разрешить мне и дать выставить мои эскизы здесь в Петербурге 2.
Москва, Ваганьковский переулок, д. Клюкина.
ГЦТМ.
_______________
1 Владимир Аркадьевич Теляковский (1861—1924) — управляющий московской конторой императорских театров (1898—1901), директор императорских театров (1901—1917). Дягилев.
2 Эскизы декораций Серова к “Юдифи” экспонировались на выставке “Салон” в 1909 г.
И. Я. БИЛИБИН — СЕРОВУ
13 ноября 1908 г. <Петербург>
Многоуважаемый Валентин Александрович!
Вчера получил Ваше письмо, которое меня очень обрадовало 1, так как теперь “Петушок”, являющийся моей любимой серией, будет в галерее и не будет разрознен. В прошлому году, когда приобретали у меня мои вещи для галереи 2, я предложил Вам приобрести “Петушка” или всего целиком или же в розницу. Вы совещались с А. П. Боткиной и остановились на последнем, т. е. приобрести вещи поштучно и по следующей цене:
1. Поход ц<аря> Дадона (двойная) — 300 р.
2. и 3 .Две отдельные акварели — по 200 р.
4. Обложка — 100 р.
5. Виньетка— 35 р.
_________________
Итого — 835 р.
Из этой суммы я, по Вашей просьбе, скинул 35 р., так что вышло ровно 800 р.
Вы пишете мне, что совет не берет мелких заголовков. Из мелких Третьяковск<ой> галереей была приобретена весной 1908 г. только одна вещь, находящаяся сейчас в Москве. Я не знаю, как мне исключить стоимость ее, потому что, как видно из вышесказанного, стоимость ее (35 р.) была уже и так мною скинута при прошлогодней покупке. Две акварели, которые галерея решила приобрести теперь, я оцениваю, как и другие подобные, по 200 р. каждую, но ввиду приобретения галереей и остальных вещей, я готов уступить их за 300 р. обе 3.
Преданный Вам И. Билибин
СПб., Мытнинская наб., 11, Ив. Як. Билибин.
ЦГАЛИ.
__________
1 Две упоминаемые акварели Билибина совет Третьяковской галереи приобрел 1 декабря 1908 г.
СЕРОВ — А. П. БОТКИНОЙ
16 ноября 1908 г. <Москва>
Многоуважаемая Александра Павловна,
кажется, перед отъездом упоминал Вам об академической выставке. Были ли Вы? Обратили ли внимание на небольшие вещи Бродского? С моих слов, председатель наш принципиально считает желательным приобретение Бродского 1. Таким образом, если бы Вы опробировали его овальную голову на фоне веток — можно было бы и купить, если не слишком дорого. Что скажете? А не нравится — не надо 2. Слышал о случившимся случае. Мне нисколько не жаль Михаила Петровича <Боткина> — ибо я не терплю фальшивых людей. Врангеля не знаю (не слишком симпатизирую) 3, но происшествие безобразное 4. От “Юдифи” я еще не совсем оправился.
Поклон Сергею Сергеевичу <Боткину>.
Пилюли ел, но они, должно быть, действительны для другой оперы. Будете в Москве — надеюсь, зайдете к нам в Ваганьковский переулок, д. Клюкина.
Всегда готовый к услугам В. Серов
ГТГ.
______________
1 Исаак Израилевич Бродский (1884—1939) — живописец, график и педагог. Директор Всероссийской Академии художеств (1934—1939). Серов заметил дарование Бродского еще в 1906 г.
2 В 1908 г. совет Третьяковской галереи не приобрел работ Бродского.
3 Николай Николаевич Врангель, барон (1880—1915) —историк русского искусства и художественный деятель. Устроитель ряда выставок в начале 1900-х гг., в том числе выставки русской портретной живописи за 150 лет (1700—1850) в 1902 г. Редактор (совместно с С. К. Маковским) журнала “Аполлон”. Секретарь Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.
4 Речь идет об инциденте между Врангелем и Боткиным на выставке произведений старых мастеров, которую устраивал Врангель от имени журнала “Старые годы” в помещении Общества поощрения художеств. Боткин был директором Общества.
Г. Л. ГИРШМАН 1 — СЕРОВУ
<ноябрь 1908 г. Париж>
Послала вам карточку (в Москве никто не получил такой), но забыла написать адрес. Вероятно, не получили. Эту карточку никому не посылала 2.
ЕВБ В. А. Серову
Ваганьковский пер., д. Клюкина
Почтовый штемпель: Paris XI. 1908
На обороте:
Посылаю искренний привет. Г. Л. Гиршман
ГТГ. Публикуется по автографу на открытке.
______________
1 Генриетта Леопольдовна Гиршман (1885—1970) — жена коллекционера В. О. Гиршмана, была хорошо известна в художественно-артистических кругах Москвы. Серов исполнил несколько портретов Г. Л. Гиршман.
2 На открытке — фотография Вандомской площади в Париже.
П. П. ЧИСТЯКОВ — СЕРОВУ
<10 декабря 1908 г. Петербург>
Дорогой многоуважаемый Валентин Александрович,
получил хорошее и разу<мное> письмо Ваше 1; оно было кстати, и некоторые опытные люди советовали вместо ответа лающим псам в маленьких газетах напечатать его. Я нашел, что это неделикатно относительно Вас. Лучше оставлю его внукам. У меня есть еще два таких хороших диплома — от Г. И. Семирадского 2 и В. М. Васнецова и их оставлю внукам. И так как сам я почти что 20 лет не брал кистей в руки (как говорится) и защитить себя делом не могу, то хорошие и похвальные свидетельства от талантливых и опытных мастеров для меня дороги и в настоящем, и в будущем!
Душевно преданный и искренне любящий Вас Ваш П. Чистяков
Письмо было написано на 3-й день по получении Вашего; но я захворал — и теперь хвораю.
10 дек. 1908 г.
ГТГ.
________________
1 См. письмо Серова П. П. Чистякову от 2 октября 1908 г..
2 Генрих Ипполитович Семирадский (1843—1902) — живописец.
Н. М. ЕЖОВ 1 — СЕРОВУ
20 декабря 1908 г. <Москва>
Многоуважаемый Валентин Александрович!
Позвольте от имени Комитета <Московского общества любителей художеств> просить Вас не отказать в присылке на 28 периодическую выставку, открывающуюся 1 февраля 1909 г. Ваших художественных произведений, за что заранее приносим Вам глубокую благодарность 2. Прилагаю печатное воззвание, касающееся образования капитала для постройки памятника П. М. Третьякову 3, и прошу Вас от имени комитета присоединиться к идее передвижников.
Примите уверение в глубоком почтении и преданности.
Секретарь общества <Н. Ежов>
ЦГАЛИ. Публикуется по копии автографа.
_____________
1 Николай Михайлович Ежов (1862—1942) — журналист, сотрудник газеты “Новое время” с 1896 г.
2 Серов не принял участия в 28-й передвижной выставке.
3 Текст воззвания не обнаружен.
1 | 2 | 3
Портрет Г.Н. Федотовой (В.А. Серов, 1905 г.) | Портрет композитора Н.А. Римского-Корсакова (Серов В.А.) | Портрет артистки М.Н. Ермоловой. Фрагмент (В.А. Серов, 1905 г.) |