Страница вторая
1 | 2 | 3
СЕРОВ — А. Е. ЛЬВОВУ
<9 апреля 1908 г. Москва>
Заявление
Покорнейше прошу оставшиеся от найма моделей за учебный год 1907— 1908 деньги (кажется, 50 с чем-то руб.) перенести на будущий учебный 1908—1909 год ввиду открывшегося вечерового класса 1.
Академик В. Серов
9 апреля 1908
ЦГАЛИ.
_________
1 См. письмо А. Е. Львова и В. Н. Дукшта Серову от 1 мая 1908 г..
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
<Телеграмма>
23 апреля 1908 г. Петербург
Щербову необходимы деньги. Высылай скорее 1.
Серов
На телеграмме:
Москва, Трубниковский пер.
Остроухову.
ГТГ. Публикуется по тексту телеграммы.
___________
1 Речь идет о деньгах за картину Щербова “Ярмарка XX века”, приобретенную в январе 1908 г. советом Третьяковской галереи.
СЕРОВ — А.А. ВРУБЕЛЬ 1
<До 28 апреля 1908 г. Петербург>
Многоуважаемая Анна Александровна!
Очень бы хотел повидать Вас и переговорить об Михаиле Александровиче <Врубеле>. Будьте добры, сообщите мне Ваш адрес и когда бы я мог быть у Вас — в любой вечер (днем занят).
Готовый к услугам В. Серов
ГРМ.
_____________
1 Анна Александровна Врубель (1855 — 1928) — выпускница Бестужевских курсов, преподаватель средней школы. Сестра М. А. Врубеля.
СЕРОВ, В. В. МАТЭ — В СОВЕТ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
<28 апреля 1908 г. Петербург>
В совет императорской Академии художеств.
Положение больного художника М. А. Врубеля, вернее, его материальная необеспеченность, заставляет нас, нижеподписавшихся, обратиться в собрание Академии с предложением — не найдет ли оно возможным выдавать М. А. Врубелю пособие, которое, будучи приложено к 49 руб., ежемесячно им получаемым из императорского Общества поощрения художеств, и составило бы необходимую сумму, вносимую за него в лечебницу, а именно 75 руб. теперь и 100 руб. летом. Жена и сестра М. А. Врубеля, имеющие о нем попечение, люди необеспеченные 1.
В. Серов, В. Матэ
28 апреля 1908 г.
ЦГИА.
На письме надписи: Совет 28 апр<еля> 1908 г. постановил передать в комитет имп<ератора> Александра III и Согласен на назначение пособия по 26 руб. в месяц на четыре летних месяца. П. Брюллов.
____________
1 Совет Академии художеств передал заявление Серова и Матэ в комитет Александра III, который оказывал материальную помощь художникам и их семьям.
СЕРОВ — А. А. ВРУБЕЛЬ
<Конец апреля 1908 г. Петербург>
Многоуважаемая Анна Александровна!
Очень извиняюсь перед Вами, что до сих пор не ответил на Ваши письма. Собирался писать, а потом решил лучше Вас повидать, но тут были разные обстоятельства, кот<орые> задержали меня в Москве и здесь. От В. В. Матэ узнаю, что Вы переехали в Лесное, а потому приходится писать Вам. Как Вам уже сообщил В. В. Матэ, Академия ассигновала небольшую ежемесячную сумму 1, каковую по Вашему указанию отнесу доктору Бари 2. Затем в Москве говорил я с некоторыми членами “Союза <русских художников>” об учреждении какого-либо капитала имени Михаила Александровича или иным способом добыть недостающую сумму для ежемесячного обеспеченного существования Михаила Александровича, но до осени ничего устроить невозможно, т. к. этот вопрос будет поднят на общем собрании “Союза <русских художников>”, а теперь все в разъезде 3.
Затем имею сообщить Вам следующее.
Михаил Павлович Рябушинский (не “Золотое руно” — другой, брат) делает у себя коллекцию современных русских художников, очень желал бы иметь работу Михаила Александровича. Он хотел просить Вас выслать ему в Москву, т. к. сам не имеет возможности приехать в Петербург — неоконченную вещь “Демон”, кот<орая> была выставлена этой зимой на выставке “Нового общества” на Невском. В Ваших интересах советовал бы Вам это сделать, если со стороны М. П. Рябушинского будет Вам запрос, т. е. послать картину. Вы можете быть вполне спокойны, что на случай, если он ее не возьмет,— вещь будет Вам возвращена в полной сохранности 4.
Готовый к услугам В. Серов
ГРМ.
________________
1 Адольф Эдмонтович Бари — врач, заведующий лечебницей нервных и душевнобольных в Петербурге, гласный городской Думы. В этой лечебнице Бари находился на излечении М. А. Врубель.
2 Этот запрос М. П. Рябушинский послал А. А. Врубель 28 мая 1908 г. (ГРМ). А. А. Врубель послала неоконченного “Демона” (1899) М. П. Рябушинскому, в собрании которого эта картина после находилась.
А. Е. ЛЬВОВ, В. Н. ДУКШТ — СЕРОВУ
<1 мая 1908 г. Москва>
Г. преподавателю училища В. А. Серову
Совет Московского художественного общества имеет честь сообщить Вам, милостивый государь, что за неимением средств он не находит возможным увеличить ассигновку на наем натурщиков для портретно-жанрового класса на 1908—1909 уч<ебный> г. присоединением к ней остатка от 1907—1908 уч<ебного> г. 1
За председателя совета кн. Львов
Делопроизводитель В. Дукшт
ЦГАЛИ, Публикуется по копии автографа. На копии подписи: мая 1 дня 8 г., 1978.
____________
1 См. письмо Серова А. Е.Львову от 9 апреля 1908 г..
СЕРОВ — С. С. БОТКИНУ
8 мая <1>908 г. <Москва>
Дорогой Сергей Сергеевич!
Вероятно, Вы мне не откажете в моей просьбе? Не будете ли Вы столь добры — не дадите ли Вы предъявителю сего письма г-ну Филиппову или посланному от него лицу лошадку темную мою на выставку в Вене в помещении “Сецессиона”, где будет русская выставка, устраиваемая г. Филипповым1. Вся петербургская компания, отчасти и из Москвы, кажется, там участвует (спросите Бакста) 2. Осенью картина будет возвращена. Пожалуйста — застрахуйте.
Ваш В. Серов
Не знаю, как обозвать сие произведение, в особенности по-немецки:
“Der graue Tag” [“Серый день” (нем.).] что ли, “Der Herbst” — “Am Herbst” [“Осень” — “Осенью” (нем.).]. Или просто этюд — на Ваше усмотрение 3.
ГТГ.
___________
1 Алексей Иванович Филиппов — редактор-издатель журнала “В мире искусств”, выходившего в Киеве в 1908—1909 гг.; устроитель нескольких выставок современных русских художников. В 1910—1911 гг. Филиппов устроил выставку картин в Одессе — Киеве — Харькове, на которой Серов экспонировал портрет Н. С. Познякова.
2 6/19 ноября 1908 г в Вене состоялась Выставка современных русских художников, которую устраивал Филиппов. На ней было около двухсот произведений почти тридцати художников: Анисфельда, Бакста, Билибина, Браза, А. Васнецова, Добужинского, Н. Досекина, Кустодиева и других. На этой выставке были представлены картины Серова — “Лошадь у сарая”, “Портрет Н. С. Познякова”, “Пруд”.
3 Картина известна теперь под названием “Лошадь у сарая” (1905).
СЕРОВ — Н. П. УЛЬЯНОВУ
26 мая <1>908 г. <Москва>
Многоуважаемый Николай Павлович!
Так я и не получал ответа от г-жи Андреевской — очень мило... 1 Есть еще Вам одно предложение. Не смогли бы Вы изобразить нечто графическое, а именно:
Нужно исполнить что-либо на две темы: 1) “Как хороши, как свежи были розы”, 2) “Лазурное царство” из стихотворений в прозе Тургенева. На темы эти написана музыка симфоническая композитором, недавно умершим П. Ив. Бларамбергом. Вдова его издает труды мужа 2 и вот обратилась ко мне с просьбой, как ей это сделать. Посоветовал ей поместить рисунки не на обертке, а на следующем отдельном листе и не слишком большие, хотя это на усмотрение художника. И так желательно, чтобы попробовали бы Вы — формат издания обыкновенный, нотный.
Будьте добры, напишите мне сюда в Москву — можете ли Вы и желаете ли Вы себя на это потратить? Рисунки нужны будут в конце июля. Что за это уплатят — надумайте сами 3.
В. Серов Передайте поклон Обнинским от меня 4.
ЦГАЛИ.
________________
1 По-видимому, упоминается Вера Константиновна Андреевская, жена генерала, портрет которой Серов исполнил в 1909 г.
2 Письмо М. К. Бларамберг. В комитет, занимавшийся изданием сочинений П. И. Бларамберга, входили А. К. и Л. А. Врангель, В. С. Серова, А. Б. Хессин и С. Н. Кругликов (Русские ведомости, 1908, № 171, 24 июля).
3 См. письмо Серова Н. П. Ульянову от 16 июня 1908 г.
4 Упоминаемые Серовым Обнинские — это Обнинский Виктор Петрович и его жена Клеопатра Александровна. Виктор Петрович Обнинский (1867—1916) — сын известного в то время судебного деятеля и публициста П. Н. Обнинского. Принимал деятельное участие в земских съездах 1904—1905 гг. В 1906 г. избран в I Государственную думу от кадетской партии. Был специалистом по аграрному вопросу. Его жена Клеопатра Александровна Обнинская (1880—1928), урожденная Салова, владелица имения Турлики Малоярославского уезда. Известны рисунки Серова, сделанные с Обнинских, особенно рисунок “К. А. Обнинская с зайчиком в руках” (1904).
СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ
<31 мая 1908 г. Петербург>
Любезный Илья Семенович!
Забыл тебе сказать — говорят, что Мекк продает “Демона” Врубеля 1. Не знаю, какова его цена и какова будет цена для галереи — принципиально я за приобретение этой вещи, хотя бы она и несколько потемнела. О “Пане” толковали, что потемнел, почернел, а, по-моему, совсем не изменился.
Твой В. Серов
А Гоголя-то откроют в апреле 2 — этак лучше... Остановился я у С. С. Боткина.
ГТГ.
_________________
1 Картину Врубеля “Демон поверженный” совет Третьяковской галереи приобрел 28 июня 1908 г. у В. В. Фон-Мекка за 8 000 рублей.
2 Торжества в Москве по случаю столетия со дня рождения Н. В. Гоголя и открытия ему памятника работы Н. А. Андреева состоялись 26—28 апреля 1909 г. Остроухов был членом комиссии Московской думы по их организации.
СЕРОВ — Н. П. УЛЬЯНОВУ
16 июня <1>908 г. <Москва>
Многоуважаемый Николай Павлович!
Рисунки к партитуре Бларамберга должны быть отдельными на отдельных листах в величину, какую Вы сами найдете лучшей. Думаю, что нужно исполнить их пером — тогда воспроизведение может быть точным и не дорогим 1. Если Вы полагаете быть в Москве — не зайдете ли Вы к Мине Карловне Бларамберг в гостиницу “Княжий двор”, тогда и о цене сговоритесь (в пределах, Вам указанных).
В. Серов
Стоимость большого рисунка в 100 рублей считаю справедливой, поменьше — можно немножко дешевле.
ЦГАЛИ.
______________
1 Н. П. Ульянов согласился иллюстрировать сочинения П. И. Бларамберга и исполнил два рисунка пером. Они были воспроизведены в издании: П. Бларамберг. Музыкальные картины для оркестра. Мечты: 1. Лазурное царство. 2. Как хороши, как свежи были розы — стихотворения в прозе Тургенева. Собственность автора. Рисунки Н. П. Ульянова. М., (б/г).
СЕРОВ — З. Н. и Ф. Ф. ЮСУПОВЫМ
<Телеграмма>
<25 июня 1908 г. Москва>
Примите мое соболезнование в постигшем вас горе 1.
Серов
На телеграмме:
СПб., Мойка, княгине князю Юсуповым
ЦГАДА. Публикуется по тексту телеграммы.
________________
1 Телеграмма послана в связи со смертью Н. Ф. Сумарокова-Эльстона, сына Юсуповых, убитого на дуэли 22 июня 1908 г.
СЕРОВ — В КОМИТЕТ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ ХУДОЖЕСТВ
<27 июня 1908 г. Москва>
В комитет Общества любителей художеств
Владимир Иванович Шагин как художник и бывший мой ученик вполне заслуживает поддержки со стороны общества 1, о коей со своей стороны я даже бы просил, если это возможно.
Академик В. Серов
ЦГАЛИ. На автографе надпись: 27 июня 1908 г.
_______________
1 Комитет МОЛХ отклонил ходатайства Серова и Пастернака “за неимением средств” (ЦГАЛИ).
СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ
1 и 2 июля <1908 г. Москва>
Ну, вот, Лёлюшка, дождались тепла. Ох, жарко сегодня — как вам известно, я небольшой любитель жары, да еще в городе, да еще в Москве. Все вылезло, выползло на улицу — все бабы с детьми или беременные сидят на подоконниках, в подворотнях, на тротуарах, и все это лущит семечки — что-то невероятное. Сядешь на извозчищье сиденье — в семячках, на подножках семячки, на трамвае весь пол в семячках (семячки через “е” было написал, уж очень жарко), бульвары, скамьи — все засыпано семячками. Скоро вся Москва будет засыпана этой дрянью. На бульваре видел няньку, у нее дитя спало — оно было засыпано семячками.
Ну-с, в квартире завтра будет все готово, и послезавтра можно будет переезжать. До сих пор, как я тебе писал, в городе было совершенно хорошо — ну, а теперь — того, становится тяжеленько — пора собираться уезжать. Всего хорошего-с, думаю, что и у вас теперь тепло. Все здесь обстоит благополучно. Матрена 1 все такая де бестолковая, грязнуха (жить бы ей в свинарке, а не то что в новой квартире за печкой — воображаю, что у ней там образуется со временем). Черных тараканов стало поменьше, но зато желтенькие прусачки стали посмелее. Попугайчики здоровы и веселы. Квартиру, кажется, хочет кто-то взять. Кланяюсь, до свиданья. Твой В. С. Ох, жарко. Громадная лунища около храма Христа Спасителя. Ложусь спать.
Всего лучше это, разумеется, что ты здорова. Поклон бабушке и детям. 2 июля. Только что был управляющий — квартиру сдали 233 руб., получил, причем пришлось пожертвовать на школу Голофтеева 33 р.2 — ну и отлично. Но жара сегодня — кажется, 40 град<усов>. Пусть Нобель уезжает куда ему угодно, портретов больше сейчас писать не желаю 3.
ГТГ.
______________
1 Матрена — домашняя работница Серовых.
2 Николай Кононович Голофтеев — домовладелец, у которого Серовы снимали квартиру № 31 у храма Христа Спасителя до осени 1908 г. Голофтеев был основателем и попечителем школы для рукоделия.
3 Эммануил Людвигович Нобель (1859—1932) — крупный нефтепромышленник. Племянник А. Нобеля, учредителя Нобелевских премий. В 1909 г. Серов все же исполнил портрет Э. Л. Нобеля.
И. С. ЕФИМОВ 1 — СЕРОВУ
30 июля 1908 г. <Отрадное>
Нам в голову не приходило решиться звать Вас, многоуважаемый Валентин Александрович, и всерьез надеяться, что Вы приедете, хотя помню раз я выразил эту мысль в довольно робкой форме, чуть ли не так: “Вы, конечно, ведь к нам не поедете...” Теперь не хочу выбирать выражений — они слабы, чтобы выразить, как рады будем, когда Вы соберетесь исполнить свое намерение. Сесть надо на Рязанском (против Николаевского) вокзала в 4 ч. 30 м. дня, в 10 часов утра пересадка в Грязях и через 11/2 часа Липецк; телеграфировать надо из Москвы: “Трубетчино, Доставить Отрадное 2, Ефимову”, о дне приезда, и мы пришлем лошадь к дневному поезду. Вы, ради Бога, приезжайте.
Уважающий Вас Ив. Ефимов
Нина в своем письме слишком много раз написала, что “жаль — прошло время того-то и т. д.” Это может произвести неверное и нежелательное впечатление — осень-то именно здесь лучше всего. Итак, по этому поводу готова сорваться еще одна просьба о приезде.
ГТГ.
_______________
1 Иван Семенович Ефимов (1878—1959) — скульптор и график. Народный художник РСФСР. Ученик Серова. Был женат на двоюродной сестре художника — Н. Я. Симонович. В 1955 г. Ефимов написал краткие воспоминания о Серове “Художник большого сердца”.
2 Отрадное — усадьба в Тамбовской губернии, принадлежавшая Ефимову.
И. Е. РЕПИН — СЕРОВУ
7 августа 1908 г. Финляндская ж. д., ст. Куоккала
Дорогой Валентин Александрович!
Участие мое в комитете о Л. Н. Толстом довольно второстепенное — по специальным вопросам 1. Теперь до приезда Мих<аила> Алекс<андровича> Стаховича 2, кажется, ничего особого не было. Главный председатель ком<итета> Мак<сим> Макс<имович> Ковалевский 3 (Моховая, 32).
С искренним желанием тебе всего лучшего твой Илья Репин
ГТГ.
_____________
1 В 1908 г. отмечалось восьмидесятилетие со дня рождения Л. Н. Толстого. Репин был товарищем председателя Комитета почина по чествованию великого писателя.
2 Михаил Александрович Стахович (1881—1923) — помещик Орловской губернии, в 1895— 1907 гг. губернский предводитель дворянства. Один из организаторов партии “Союз 17 октября”, депутат I и II Государственных дум, член Государственного совета. При Временном правительстве — генерал-губернатор Финляндии.
3 Максим Максимович Ковалевский (1851—1916) —историк, этнограф, академик, либеральный политический деятель.
СЕРОВ — О. В. СЕРОВОЙ
8 августа 1908 г. <Москва>
Вот что, Олюшка,
оказывается, ты не совсем принята и, может быть, и не будешь принята 1.
Дело в том, что имеется два списка: один принятых уже и другой, о которых возбуждено ходатайство перед министром народн<ого> просвещения, в каковом ты находишься. Был я у директора курсов, дабы узнать, как и когда вопрос о кандидатках будет выяснен. По его словам, подано ходатайство в смысле расширения комплекта вообще и тогда, если ходатайство это будет уважено, то, разумеется, ты будешь принята наравне со всем списком целиком (он немногим меньше списка принятых). Если вопрос о комплекте не пройдет, то есть еще возможность быть принятой вследствие вакансий, которые всегда перед началом занятий обнаруживаются (за невзнос платы и т. д.). Каким образом тут будет происходить выбор, он еще сказать не может, ибо еще не решен способ.
Со своей стороны ходатайствовать, т. е. просить, значит, как ты нам с мамой советовала (“похлопотать”), не считаю себя вправе и удивляюсь, что, желая заниматься с подругой, ты готова идти на унижение. Никогда я о себе и о своих детях не хлопотал и хлопотать не буду 2. В смысле занятий совместных — я им не очень доверяю, т. е. мне кажется, если бы ты действительно хотела бы заниматься научно, могла бы и одна и одной даже вернее — ну, там видно будет. Раньше 14 сент<ября> во всяком случае (по словам директора) министерский ответ не ожидается. Отчего бабушка <В. С. Серова> ничего не пишет? От Соф<ьи> Семеновны <Коль>, которая уехала в Петербург на месяц, узнали, что она, бабушка, как будто скучает в Балаклаве и тяготеет уже к Домотканову. Ну, а ты как? Нравится ли тебе в Крыму?
У нас сезон начался учебный. Саша <Серов>, Юра <Серов> и я ходим по своим школам. Дома же происходит беспрерывное усовершенствование (вероятно, до бесконечности), но квартира хорошая, и мама, кажется, собирается кланяться мне за нее в ноги. Да, твой хлопотун В. Серов был три раза на курсах.
ГТГ.
_____________
1 Ольга Валентиновна Серова (1890—1946), старшая дочь художника, поступала тогда на историко-литературное отделение высших женских курсов; см. письмо Серовых О. В. Серовой от 5 сентября 1908 г.
2 Однако в ЦГАЛИ хранится визитная карточка художника, на которой он написал: “Подательница этой карточки — моя дочь. В. Серов”
СЕРОВ — И. И. ТРОЯНОВСКОМУ
<Около 15 августа 1908 г. Ино>
Дорогой. Иван Иванович!
Спасибо за приветствие. Что же касается требований И. Э. Грабаря, то, к сожалению, в настоящую минуту я ничего почти поделать не могу 1.
1) Новой фотографии с портрета m Гиршман не сделано.
2) Фотографий с охот кутеповских у меня не имеется. Кутепов сам уже помер, заведует продолжением сего издания (“Царская охота”) его вдова — где она, что она, я не знаю 2 и думаю, что она снимать с оригиналов не дозволит. Воспроизведения же в книге довольно плохи.
3) Фотографии с Юсупова (с собакой) у меня нет.
4) Портрет Коровина находится у Ив<ана> Абр<амовича> Морозова, и, разумеется, он (надеюсь) ничего не будет иметь против (Пречистенка, соб<ственный> дом) — не уехал ли он только за границу?
5) Рисунок Репина с меня (в молодости 14—15 лет), кажется, собственность кн. Тенишевой.
6) Портрет П. Трубецкого увезен им в Италию и подарен его матери.
7) Литографий у меня нет.
* Офорты “Волы” у Матэ есть.
Фотографии с портрета Мих<аила> Абр<амовича> Морозова достать можно.
* Царя в шотланд<ском мундире> фотографий нет. В тужурке есть.
* Александр III датский есть.
Кутеповского издания нет — оно стоит 50 руб. том (благодарю покорно). Кутепов же не догадался подарить. Да и иметь эту дрянь не особенно хотелось. Насчет того, будет ли иметь вдова Кутепова претензии за переснятие с издания — не знаю, думаю, что можно переснять, наплевать (вот снимки плохи).
* Вспомнил, фотография с “Елизаветы” у меня есть — могу дать. Числа 20—23—24 прибуду в Москву и все, что обозначено *, принесу Вам. Желаю Вам всего хорошего.
Кланяюсь очень Виктору Петровичу <Обнинскому>. Думаю, ему теперь легко — вот тем, кто гуляет на полной свободе, потруднее — совестно.
Ваш В. Серов
“Петра Великого” 3 забыл — не делал.
На конверте:
ЕВБ Михаилу Васильевичу Мещерину для передачи И. Э. Грабарю.
ГТГ.
__________________
1 Упоминаемые фотографии с произведений Серова требовались Грабарю для работы над его монографией о Серове. Грабарь задумал ее еще в 1906 г., после русской выставки в Париже в Осеннем салоне. Монография И. Э. Грабаря “Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество” (М., Изд. И. Кнебель) вышла в свет лишь в 1914 г.
2 Елена Андреевна Кутепова — жена Н. И. Кутепова.
3 Серов упоминает свою темперу “Петр I” (1907).
1 | 2 | 3
Саша Серов (В.А. Серов, 1897 г.) | Портрет Н.С. Лескова (В.А. Серов, 1894 г.) | Портрет С.М. Лукомской (В.А. Серов, 1900 г.) |