Валентин Серов


Страница третья

1 | 2 | 3

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

14 августа <1>907 г. <Петербург>

Любезный друг Илья Семенович!

Напрасно так на меня гневаешься. Извини, во-первых, что тебя обеспокоил своей просьбой — ссудить меня деньгами, не знал, что ты еще не на ногах <...> — лет на 5 вперед. Но тут виноват Дягилев — он насплетничал, что ты богат теперь, и, если до сих пор (по твоим будто бы словам) мог тратить 40 тысяч, то теперь сможешь в 3 раза больше <...> Не во всем, оказывается, можно верить С. П. Дягилеву.

Думаю, и оценка его Мейссонье не ошибочна ли? На мой взгляд, акварель стоит дороже 400 руб. Мне кажется, я имею право это мнение иметь и его тебе высказать — не правда ли? Меня смущает лишь одно — это беспардонная забывчивость (или что-либо другое) В. В. <Матэ>, который, как ты говоришь, заявил тебе об уплоченных им за акварель 300 руб.— мне же говорил, что он “сам, кажется, заплатил дороже”, т. е. дороже 400 руб.— вот тут и разбери. Сейчас они на Кавказе. Когда увижусь, спрошу его об этом,— а пока имей в виду, что ни ссориться с тобой, ни ссорить тебя с В<асилием> В<асильевичем> у меня не было желанья. А затем могу тебе сообщить — матушку мою Валент<ину> Семеновну постигло нечто вроде удара (1-го), отнялась рука, правая сторона. Затронут язык и нога.

Понемногу оправляется но рука, должно быть, еще не скоро вернется. Случилось ровно неделю назад.

Будь здоров. Твой В. Серов

На днях должен быть в Москве, отыскать квартиру, а затем опять сюда в Питер. Увидишь Ивана Ивановича <Трояновского> передай ему это известие.

На конверте:
Москва
ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову
Трубниковский пер., соб. дом
Почтовые штемпеля:
С.-Петербург 15.8.07
Москва 16.VIII.1907.

ГТГ.

 

СЕРОВ — НЕИЗВЕСТНОМУ

<Лето 1907 г. Ино>

М<илостивый> г<осударь>!

При всей патриархальности здешних нравов я все же не могу не сообщить вам, что избранное Вами перед самой дачей место для купанья (без всякого костюма) несколько смущает обитательниц моей дачи.

Готовый к услугам В. Серов

ГТГ. Публикуется по автографу на оборотной стороне письма А. Кампфа Серову от <4>/17 мая 1907 г.

 

В. Д. МИЛИОТИ 1 — СЕРОВУ

6 сентября 1907 г. Москва

Многоуважаемый Валентин Александрович!

По поручению Николая Павловича <Рябушинского> посылаю 250 рублей в счет гонорара. Николай Павлович извиняется, что не мог Вам сейчас лично ответить.

С искренним почтением В. Милиоти

Р. S. Не откажите дать расписку в получении для конторы.

ГТГ. Публикуется по автографу на печатном бланке журнала “Золотое руно”.
___________________

1 Василий Дмитриевич Милиоти (1875—1943) — живописец, член “Голубой розы”, активныq сотрудник журнала “Золотое руно”.

 

СЕРОВ И ДРУГИЕ — В ДИРЕКЦИЮ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО КРУЖКА

<3 октября 1907 г. Москва>

В дирекцию Литературно-художественного кружка Художественной комиссии общества “Свободная эстетика” 1

Заявление

Имея в виду устроить ретроспективную выставку рисунков русских художников восемнадцатого и девятнадцатого века, находящихся в руках частных владельцев и потому для публики недоступных, Художественная комиссия общества “Свободная эстетика” обращается к дирекции Литературно-художественного кружка с просьбой: оказать обществу “Свободная эстетика” денежную помощь в размере одной тысячи рублей и дать помещение для этой выставки, при условии предоставления бесплатного для членов Литературно-художественного кружка права посещения означенной выставки.

Комитет общества “Свободная эстетика” надеется, что дирекция Литературно-художественного кружка при рассмотрении этого ходатайства примет во внимание и оценит все художественное значение подобной выставки для публики и особенно для художников, тем более, что такие выставки до сего времени еще не имели места в России.

Члены Художественной комиссии:

Леонид Пастернак
Константин Юон
Василий Переплетчиков
Иван Трояновский
Ник. Милиоти
В. Серов

ГБЛ.

 

КАРЛ КЁППИНГ 1— СЕРОВУ

13/26 октября 1907 г. Берлин

Милый Серов!

Я хотел Вам написать еще год тому назад, побывав на выставке русского искусства, организованной у торговца художественными произведениями Шульте, и увидев там Ваши произведения, по большей части мне еще незнакомые. Я хотел сказать Вам, как они понравились мне, а также и другим берлинским художникам, как большие портреты, так и маленькие вещи, особенно три восхитительные гуаши, изображающие исторические охотничьи выезды 2. Хотя я с большим запозданием выражаю свою радость по поводу Вашей выставки, но это происходит от всего сердца.

Но мое письмо имеет и другую цель. Вы были так любезны, пообещав нам, т. е. Королевской Академии искусств, в своей телеграмме от 9 сентября, на выставку, которую мы у себя устраиваем в наших выставочных залах, несколько картин. Мы поручили поэтому экспедитору московской конторы Герхард и Гей прийти к Вам, чтобы взять картины, но нам сообщили, что Вы ему ответили, что ничего не можете дать. Мы были поражены, и я думаю, что может быть недоразумение произошло потому, что Вы считаете экспедитора недостаточно авторитетным, а может быть, у Вас появилось сомнение из-за Вашей принадлежности к берлинскому “Сецессиону”. Я повторяю Вам то, что Вам, вероятно, уже писал наш секретарь, что Академия в наилучших отношениях с “Сецессионом” и что члены “Сецессиона” входят в Академию и выставляются у нас. Нам было бы очень жаль лишиться Вас из числа представителей иностранного искусства (кроме Вас, только Бенар 3 и Сарджент).

Поэтому я как председатель выставки прошу Вас не отказывать нам в своем участии. Чем больше Ваших картин Вы нам пошлете, тем приятнее это будет для нас. Экспедитор конторы Герхард и Гей еще раз придет к Вам, и мы настоятельно просим Вас дать ему картины. Вам уже ранее было сообщено, что расходы по транспорту и страхованию несем мы. Только просим очень поторопиться, так как выставка открывается в середине ноября по новому стилю. Может быть, Вы будете так любезны написать мне несколько слов. Шлю сердечный привет Вам и прошу передать его Вашей матушке.

Дружески Вам преданный Кёппинг

ГТГ. Публикуется полностью в переводе с автографа на немецком языке.
______________

1 Карл Кёппинг (1848—1914) — немецкий гравер, офортист, работал в керамике и художественном стекле. Он был первым художником, дававшим уроки Серову в 1873—1874 гг.

2 Речь идет о произведениях “Император Петр II с цесаревною Елизаветою Петровною выезжают верхом из села Измайлова на псовую охоту”, “Петр 1 на псовой охоте” и “Выезд Екатерины 11 на соколиную охоту”, которые Серов представил на Русскую художественную выставку, устроенную Дягилевым в Париже в 1906 г. и затем перевезенную им в Берлин и Венецию.

3 Альбер Бенар (1849—1934) — французский живописец и график.

 

СЕРОВ — М. П. РЯБУШИНСКОМУ

16 октября 1907 г. <Москва>

Многоуважаемый Михаил Павлович!

Благодарю за любезность — присылку картины “Баба в телеге” 1. Выставка в Берлине окончится в половине января (нового стиля). Картина застрахована будет в 1500 мар<ок>.

Готовый к услугам В. Серов

ГТГ.
______________

1 См. письмо Серова М. П. Рябушинскому от 8 ноября 1907 г..

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<До 4 ноября 1907 г. Москва>

Любезный Илья Семенович!

Разумеется, надо послать Репину телеграмму ну, а с Поленовым как? Ведь ему тоже что-то исполнилось. Нужно бы тоже приветствовать 1. Эскиз еще не поправлен.

В. Серов

ГТГ. Публикуется по автографу на визитной карточке Серова.
_____________

1 Совет Третьяковской галереи послал приветствия Репину и Поленову в связи с тридцатипятилетием их деятельности.

 

СЕРОВ — М. П. РЯБУШИНСКОМУ

8 ноября 1907 г. <Москва>

Милостивый государь Михаил Павлович!

Очень извиняюсь перед Вами, что доставил Вам хлопоты по поводу картины моей, которую Вы так любезно разрешили мне отправить на выставку в Берлин. К сожалению, другие собственники моих работ оказались далеко не столь любезными и отказали в моей просьбе, т.е. вещей не дали, вследствие чего я вынужден совсем не выставлять на этот раз на сей выставке в Берлине, что выяснилось на этих днях. Бабу в телеге” возвращаю. Извиняюсь и еще раз благодарю Вас за любезность по отношению ко мне.

Готовый к услугам В. Серов

ГТГ.

 

УЧЕНИКИ МАСТЕРСКОЙ И. Е. РЕПИНА — СЕРОВУ

10 ноября 1907 года. <Петербург>

Ученики мастерской профессора-руководителя И. Е. Репина на общем собрании, громадным большинством голосов, постановили: послать депутацию к Вам, глубокоуважаемый Валентин Александрович, с искреннейшей просьбой принять руководительство мастерской, несущей все свои симпатии к Вашему высокому таланту и большому педагогическому опыту. И то, и другое дает нам право надеяться, что для мастерской Ваше руководство будет лучшим залогом успеха в совместной работе на пользу родного искусства. Наша любовь и симпатии к Вам будут лучшим вознаграждением за Вашу деятельность.

Шестьдесят человек с замиранием сердца ждут Вашего доброго согласия 1.

С глубоким уважением, за мастерскуюстароста мастерской П. П. Карягин 2.

ГТГ.
_______________

1 Учащиеся не ограничились посылкой письма, а направили к Серову в Москву депутацию: И. М. Грабовского и А. И. Савинова. Серов растрогался и согласился принять руководство мастерской.

2 Петр Павлович Карягин (1875— ?) — ученик Академии художеств в 1903—1910 гг.

 

Б. М. КУСТОДИЕВ — СЕРОВУ

12 ноября 1907 г. Петербург

Многоуважаемый Валентин Александрович,

из Экспедиции заг<отовления> гос<ударственных> бумаг обратились ко мне сегодня с просьбой узнать, что им делать с картиной “Ярмарка”, которая считается купленной Третьяковской галереей 1. Оказывается, она еще у них, и они ничего не получили из Москвы по поводу нее. Весной, при встрече с г-ном Остроуховым здесь, в Петербурге, я передал ему просьбу Экспедиции прислать бумагу такого содержания: “В Экспедицию заг<отовления> государственных бумаг, Заведующ<ему> худ<ожественной> частью Густаву Игнатьевичу Франку. По предложению худ<ожника> Кустодиева, Московская худ<ожественная> галерея желала бы приобрести картину “Ярмарка”, исполненную худ<ожником> Кустодиевым для “Народных изданий” Экспедиции, за сумму пятьсот (500) рублей, каковые деньги будут высланы... тогда-то”.

Конечно, все это нужно для тамошних чиновников, так как они должны иметь оправдательный документ этой покупки, почему и просят прислать бумагу подобного содержания. Картина по получении ее будет выслана немедленно. Об этом я говорил и г-ну Остроухову и писал Ал<ександре> Павл<овне> Боткиной. Дальнейшая судьба этой злосчастной картины была не известна до сегодняшнего дня, когда мне прислали опять узнать, что же им делать с ней. И вот, я бы очень Вас просил, Валентин Александрович, не будете ли Вы так любезны подвинуть несколько это дело, которое почему-то оказалось таким сложным. Буду очень Вам благодарен за ответ 2.

Мой адрес: Екатерингофский, 105, кв. 29.
Адрес экспедиции: Экспедиция заготовительных государственных бумаг — Фонтанка.

Искренне преданный Вам Б. Кустодиев

ГТГ.
_______________

1 Борис Михайлович Кустодиев (1878—1927) — художник. В начале 1907 г. Кустодиев обратился с предложением купить для Третьяковской галереи свою “Ярмарку”. Совет галереи поручил Серову уведомить Кустодиева о решении приобрести его картину, но оформление покупки “Ярмарки” не было тогда сделано.

2 15 ноября 1907 г. совет галереи приобрел “Ярмарку” у Экспедиции заготовления государственных бумаг за 505 р. 99 к. (ЦГАЛИ).

 

В. В. МАТЭ — СЕРОВУ

12 ноября 1907 г. <Петербург>

Дорогой Валентин,

и опять я тот же твой неотвязчивый, назойливый друг. Поделись своим дорогим временем, своим талантом и умением в искусстве с Москвой и Петербургом. Возьми тяжелую обузу на себя! Спасибо скажет тебе человечество впоследствии. Почему-то я верю, что ты своим гением и умом много сделаешь и у нас в Академии. Возьми мастерскую!

Мне в особенности жаль, что Илья Ефимович <Репин> ушел от нас. Ведь ты знаешь, как я его люблю. Он всегда меня поддерживал во взглядах на искусство. Бывало, всегда с ним посоветуюсь обо всем в тяжелую минуту. Прошлым воскресеньем с Беклемишевым и еще несколькими знакомыми у него обедали в Куоккала. При чтении адресов и приветствия от нашей коллегии он сказал, чтобы мы передали всем, что он никакой злобы из Академии не уносит с собой, что он совсем примирился и думает, что Академия, пожалуй, и такой должна быть, и что он не всегда, быть может, бывал прав в своих суждениях. А главное, что он уже думает — пора и себе самому принадлежать, а затем, что и не выгодно оставаться, два дня из недели надо вычеркнуть. Все же Илья Ефимович это бремя носил пятнадцать лет. Спасибо ему. Выглядит он очень бодро и свеж в лице. Показал нам свою большую картину “Запорожцы на Днепре”. Тонко написана картина, уже идет к концу. Пейзаж — вода превосходная. Из фигур не рассмотрел, очень уж было темно, и при лампе не видно было 1.

Читал нам отрывки из своих воспоминаний детства. Красиво написал. Думаю, будут читать с удовольствием, очень образно и художественно, местами очень сильно. Вернемся к тебе. Я очень порадовался, когда мне жена сообщила, что ты купил рядом со своим именьем еще кусок от Соколовского 2. Хорошо, одобряю! Славно! Если б ты знал, как было хорошо нынче осенью у нас в Финляндии. Я недавно ездил с вечера, проспал одну ночь у себя. О, эта таинственная тихая ночь! Будешь у нас, станем чаще ездить, уж очень хорошо. Встретил Александра <Гельстрема>. У нас все в порядке. Живут они хорошо. Осень очень теплая, лишь недавно начали морозы, но без снега. Я не помню такой осени.

Когда я с Кавказа вернулся, я шибко запоздал, почему пришлось мимо Вас проскакать. Запоздал не по своей воле, а пароход был задержан карантином южнее нас. И на Кавказе хорошо. Вам следует одно лето у меня провести, когда надоест в Териоках. Привел все имение в полный порядок, и комиссия недавно была на участке, принимать его. Осталась вполне удовлетворенной, по сообщению дворника. Сам по сию пору не получил еще никаких сведений из министерства 3. Как поживаете все, дорогие друзья? Давно ничего не слышу про Вас, да и сам виноват, ни разу не мог написать. Да, сам понимаешь, как все запущено у меня за время отсутствия. Теперь кончили все и в Академии и скоро опять напишу. Наши все здоровы. Дмитрий Иванович <Каргин> — преподавателем, кроме министерства, в политехникуме. Занят не много. Маруся № 2-я хороша, молодец. Часто у нас гостит по целым дням 4, нам же очень скучно без них.

Привет и поклон Ольге Федоровне, детям. Тебя целую. Твой Матэ

Прошу ответа. 26-го выборы. Здесь уж очень интригуют за молодого Куликова5, совсем необразованный человек.

ГТГ.
_______________

1 Имеется в виду картина И. Е. Репина “Черноморская вольница” (1909).

2 В районе Териоки имелись дачи художников. Вероятно, речь идет о приобретении земли у художника Александра Васильевича Соколовского.

3 В начале 1900-х гг. министерство земледелия выделило Матэ на Кавказе, около Сочи, несколько десятин земли.

4 Речь идет о внучке Матэ.

5 Иван Семенович Куликов (1875—1941) — живописец, ученик Репина. Куликов являлся кандидатом на место профессора в мастерскую Репина. Выборы должны были состояться 25 ноября 1907 г., но потом были перенесены на 17 марта 1908 г. Его кандидатура была забаллотирована на выборах.

 

УЧЕНИКИ МАСТЕРСКОЙ И. Е. РЕПИНА — СЕРОВУ

<Телеграмма>

13 ноября 1907 г. Петербург

Глубокоуважаемый Валентин Александрович, чувство живейшей радости охватило нас при получении известия о вашем согласии. Искренне благодарим1.

Ученики мастерской.

Адрес на телеграмме:
Москва. Училище живописи
Валентину Александровичу Серову

ГТГ. Публикуется по тексту телеграммы.
______________

1 Cогласившись преподавать в Высшем художественном училище Серов поставил рядом условий. Ректор училища В. А. Беклемишев так их изложил:

“1) В. А. Серов поступает руководителем мастерской по вольному найму;
2) Ведет только свою мастерскую;
3) Участвует только на экзаменах, где обсуждаются работы его мастерской, т.е. отчетные по мастерским и выпускные на соискание звания и присуждения звания;
4) Пользуется неограниченным правом принимать или не принимать учащихся в мастерскую;
5) Пользуется правом по истечении двухгодичного периода с момента поступления в мастерскую представлять к удалению тех, кого удалить найдет полезным и необходимым” (Серов в воспоминаниях... Т. 1, с. 465).

 

СЕРОВ — С. П. ЩУРОВУ 1

<Осень 1907 г. Москва>

Многоуважаемый Сергей Петрович!

Хотел попросить Вас помочь мне: имеется ли в музее что-либо по Ассирии и Палестине издание с рисунками либо фотографиями М<алой> Азии? Зайду еще как-нибудь на днях. Необходимо для постановки оп<еры> “Юдифь” 2.

Гот<овый> к услугам В. Серов

ГТГ. Публикуется по автографу на визитной карточке; на ее лицевой стороне Серов приписал: “Художник, д<ом> Голофтеева”.
_______________

1 Сергей Петрович Щуров — хранитель отдела изящных искусств и классической древности в Публичном и Румянцевском музеях в Москве.

2 Спустя год опера “Юдифь” была поставлена в Мариинском театре; см. письмо Серова В. А. Теляковскому от 9 ноября 1908 г.

 

УЧЕНИКИ МАСТЕРСКОЙ И. Е. РЕПИНА — СЕРОВУ

<18 декабря 1907 г. Петербург>

Глубокоуважаемый Валентин Александрович!

Собрание Академии 17 декабря сочло невозможным, чтобы вы стали нашим руководителем, потому что вы выразили намерение ограничить свои отношения к Академии нашею мастерской, теми учениками, которые хотят иметь вас своим учителем и первые сделали шаги к осуществлению этого.

Мы не знаем, чем руководствовалось большинство собрания Академии при решении вопроса. Мы знаем только, что оно не руководствовалось ни интересами мастерской, объединяющей нас, ни интересами Высшего художественного училища, которое, имея вас в числе профессоров-руководителей, могло бы гордиться этим, ни интересами искусства, одним из превосходнейших служителей которого являетесь вы наш желаемый учитель.

Мы теперь хотим выразить вам, что относимся с полным негодованием к решению академического собрания, оскорбительному не для нас одних, но и для всякого, кому дороги интересы искусства. Мы надеемся, что преграды, воздвигаемые этими людьми, не помешают нам все-таки приобрести в вашем лице желаемого руководителя, и, выражая вам глубокую благодарность за ваше согласие принять мастерскую, мы заявляем, что намерены неустанно прилагать усилия к этому 1.

Ученики мастерской, бывшей Репина

Публикуется по тексту, напечатанному в заметке “Около искусства” в газете “Биржевые ведомости”, 1907, № 10269, 24 декабря.
_____________

1 17 декабря 1907 г. собрание Академии отвергло условия Серова. Это вызвало негодование общественности, особенно были недовольны ученики мастерской Репина.

 

СЕРОВ — В. В. МАТЭ

25 дек<абря> 1907 г. <Москва>

С праздником, милейший друг Василий Васильевич. Иду Романовну <Матэ> поздравляю тоже. Чуть-чуть было не попал в Академию, но, к моему счастью, дело это расстроилось. Трудновато было бы мне, т.е. немножко беспокойно, если бы Академия утвердила мои условия — ну, а не может — тем лучше. Не могу же я быть двойным профессором — ведь не доппельткюммель [В буквальном смысле doppelt Kummel—двойной тмин (нем.), название крепкой тминной водки.] я в самом деле. Беклемишеву я уже отписал о моей невозможности быть полным руководителем в Академии и принять профессуру без всяких разговоров, как он пишет. Извини, что до сих пор тебе не отвечал на твои два письма. А условий своих никогда не беру назад, почему и не телеграфировал на твое с Сергеем Сергеевичем <Боткиным> предложение. Либо Академия, либо Московская школа, одно из двух — если брать руководство полностью. Но в сущности (не по уставу) Академия могла бы принять мои условия, ну, это уж ее дело — я же доволен. Кого же вы возьмете? 1 Ну будь здоров. Как поживаешь?

Твой В. Серов

ГТГ.
___________

1 Руководителем мастерской стал П. П.Чистяков.

 

СЕРОВ — Н.П. УЛЬЯНОВУ

<1906-1907 гг. Москва>

Николай Павлович,

Зинаида Григорьевна Морозова сообщила, что раньше 11 час. не может приехать. Надо ждать.

В. Серов

На обороте:
Крестовоздвиженский пер., у Лисснера
Маст<ерская> Н. П. Ульянова.

ЦГАЛИ. Публикуется по автографу на визитной карточке Серова.

 

СЕРОВ — А. П. ЛАНГОВОМУ

<1906-1907 гг. Москва>

Многоуважаемый Алексей Петрович!

Имею предложить Вам нижеследующее: пейзаж мой, который Вы у меня видели, масляными красками, изображающий мельничную плотину, по которой идет телега, налево, на воде утки, в осеннюю пору решил отдать на дело благотворительности пострадавшим от теперешних репрессий, стоимость определяю в триста (300) руб. Считаю долгом известить Вас об этом первого. Если почему-либо самый этюд и стоимость его не подойдет оповестите меня, т. к. спешу картину эту сбыть в виду надобности в деньгах 1. Картина находится не у меня, а у г-жи Л. В. Лепешкиной 2 Селезневская улица, д<ом> Крашенниникова.

Готовый к услугам В. Серов

ГТГ.
______________

1 Речь идет о пейзаже “На плотине у мельницы”, который Серов написал в 1891 г. А. П. Ланговой не приобрел это произведение.

2 Лидия Владимировна Лепешкина (1862—?) — участница I съезда художников и любителей художеств, член кружка имени князя С.И. Шаховского, занимавшегося благотворительностью.
 

1 | 2 | 3


Мика Морозов (В.А. Серов, 1901 г.)

Портрет Ф.И. Шаляпина (В.А. Серов)

Портрет А.Н. Турчанинова (В.А. Серов, 1906 г.)





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Валентин Серов. Сайт художника.