Валентин Серов


Страница вторая

1 | 2

СЕРОВ — Я. И. БУТОВИЧУ 1

<18 сентября 1906 г. Москва>

Многоуважаемый Яков Иванович!

Обдумав хорошенько предложение Ваше, решил, что могу им воспользоваться лишь на нижеследующем условии. Так как оставить Москву на продолжительный срок я не могу, а написать три портрета будет мне немножко трудно за это время (с 23 сент<ября> по 10 октября), то я могу обещать исполнить два портрета и третий в виде наброска, если успею. При этом я все же настаиваю, хотя Вы и нашли это дорогим, на своей цене, т. е. по тысяче руб. за портрет [ Сколько помню, я писал не менее тысячи руб. (прим. Серова).]; набросок определяю в 500 руб. Таким образом, если Вы согласны на эти условия — телеграфируйте, и я постараюсь числа 20—21 выехать.

Готовый к услугам академик В. Серов

18 сент<ября> 1906 г. Москва
у храма Спасителя
дом Голофтеева, кв. 31.

ЦГАЛИ.
_____________

1 Яков Иванович Бутович (1880—1937) — коннозаводчик, коллекционировал изображения лошадей. В имении Бутовича в Прилепах Тульской губернии работали многие художники. После Октябрьской революции был директором музея в Прилепах. Ныне собрание Бутовича — в Московском музее коневодства.

 

СЕРОВ — В. В. МАТЭ

22 сент<ября> 1906 г. <Москва>

Любезный друг Василий Васильевич,

итак, наш план жительства на Ино зимой рушится, как тебе известно, и из прежней помещичьей квартиры перебрались (какой это ужас, переезд) на другую городскую квартиру — ничего не поделаешь 1. А теперь экстренно пишу тебе вот по какому случаю. Только что получил письмо от Грюнбергов —спрашивают, не отдам ли я нашу лошадь ихним зимним жильцам. Отвечаю им, что лошадь обещана тебе и в случае твоего отказа ничего не буду иметь против продать им. Цена лошади 125 руб. (половина уплаченного за Арку 250 <рублей> три года назад). Вот решай. Лошадь мне не нужна, а если нужна, то другая, побольше. Будь добр, свое решение сообщи Грюнбергам и мне, т. к. они просят ответить немедленно. Как поживаешь вообще? Надо полагать, в Академии занимаются — у нас в училище работают, но положение пока выжидательное. Кланяемся всем вам.

Твой В. Серов

У храма Спасителя, д. Голофтеева, кв. 31.

ГТГ.
_______________

1 Серов переезжал на новую квартиру в начале сентября, о чем сообщал Хруслову в письме Остроухову от 11 сентября 1906 г.

 

СЕРОВ — В МОСКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ХУДОЖЕСТВ

<27 сентября 1906 г. Москва>

М<илостивый> г<осударь>!

Считаю г-на Риттенберга — ученика Училища живописи, ваяния и зодчества моего класса — заслуживающим поддержки со стороны общества 1.

В. Серов

27 сент<ября 1>906

ЦГАЛИ.
________________

1 Борис Федорович Риттенберг (1878—1939) — художник, участник XXV выставки картин учеников училища и XXXIX передвижной выставки в 1911 г.


СЕРОВ — Я. И. БУТОВИЧУ

28 сентября <1(906 г.) Москва>

Многоуважаемый Яков Иванович!

Будучи согласен на условия Ваши, буду надеяться, что, быть может, этой весной или на Пасху, и если вам это будет удобным, мне удастся воспользоваться Вашим приглашением. Теперь же, в виду тревожного положения в школе, уехать из Москвы неудобно.

Готовый к услугам В. Серов.

ЦГАЛИ.

 

СЕРОВ — А. Е. ЛЬВОВУ

<30 сентября 1906 г. Москва>

Ваше сиятельство князь Алексей Евгеньевич!

Обращаюсь к Вам как председателю совета преподавателей и прошу передать на обсуждение совета нижеследующие вопросы:

1)О нежелательности иметь на стенах Училища живописи, ваяния и зодчества вывески, каковые имеются по Юшкову переулку.

2) О нежелательности иметь развешанными на стенах училища в одном из классов пожертвованные картины плохого качества.

3) О нежелательности (или желательности) получать училищу газеты: “Московские ведомости” и “Новое время”.

4) О выраженном желании со стороны некоторых преподавателей посещать в дни экзаменов портретную мастерскую и класс изучения животных.

Готовый к услугам В. Серов

30 сентября 1906 г.

5) Вопрос о категориях на экзаменах предложение Н. А. Касаткина на прошлом экзамене.

ЦГАЛИ.

 

СЕРОВ — В. В. МАТЭ

<Около 30 сентября 1906 г. Москва>

Любезный друг Василий Васильевич!

Арку, значит, берешь — ну и отлично. Деньги не высылай, пожалуйста. Относительно портрета Турчанинова — что же, я не прочь написать 1. Только ведь меньше 1000 руб. я не берусь. Не правда ли? Будь добр, когда поедешь на Ино, скажи Александру, чтобы он, что нужно по хозяйству, окончил работать на лошади, а затем и бери ее себе. Только ведь тебе конюшню надо устроить, а? Пока что до свидания. Кланяюсь твоим

Твой В. Серов

ГТГ.
____________

1 Александр Николаевич Турчанинов (1838—1907), юрист, председатель совета присяжных поверенных в Петербурге.

 

СЕРОВ — В. В. МАТЭ

<Около 12 октября 1906 г. Москва>

Любезный друг Василий Васильевич,

вот что: будь добр, узнай, пожалуйста, нужно писать этого самого Турчанинова или нет. С 20 октября по 25 ноября свободен от дежурства в школе и могу приехать в Питер — напиши. Стасов-то — да, но ведь он был старше моего отца <...> Послушай, ты слишком добр, оказывается, ты предлагаешь решительно всех в академики. Что тебе за охота — ты и за Савинского, и за Ционглинского, и за Творожникова 1, и за Бруни (этого уж совсем не пойму). Скоро никаких художников, окромя академиков, не будет совсем 2— одни академики и шабаш . Малявина, я понимаю, но остальные — не стоит. Поклон общий. Да, еще ты спрашивал — напишу ли какую-то барышню, можно и барышню, только почему же 800 руб. именно — у меня prix fixe [твердая цена (франц.)]. Ну, да все равно, а не рожа ли?

Твой В. Серов

ГТГ.
___________

1 Иван Иванович Творожников (1848—1919) — живописец.

2 Несколько позже Академия художеств действительно присвоила звание академика упоминаемым Серовым художникам — И. А. Бруни, В. Е. Савинскому, И. И. Творожникову, а также Р. Р. Баху и П. С. Ксидиасу. Забаллотированными оказались А. Н. Бенуа, К. А. Коровин, Д. Н. Кардовский, П. П. Трубецкой.

 

СЕРОВ — О. Ф. СЕРОВОЙ

8—13 ноября 1906 г. Петербург

Лёлюшка,

спасибо за присылку письма молодчина Антоша <Серов>. Юру <Серова> и Олюшку <Серову> поблагодари. Улучу время, напишу им. Очень опечалило известие, что Глаголев умер. Как-то без него обойдется теперь училище, душой которого собственно и был Алекс<андр> Николаевич, грустно. Пусть Саша <Серов> напишет мне, что было в школе как отнеслись к смерти директора, которого не могли не почитать 1. Пожалуйста, передай посылаемый рисунок Микельанжело г-ам Ефимовым. Иван Семенович все спорил и убеждал меня, что это Рафаэль — и теперь проиграл пари. Затем посмотри у меня на столе или в столе среди валяющихся бумажек, а то в старом бумажнике, листок, на котором обозначены числа экзаменов в школе нашей. Если не найдешь, то постарайся узнать, можешь позвонить в канцелярию училища и спросить — когда будет ближайший экзамен по искусству, и напиши мне, если же найдешь бумажку — перешли.

В Финляндию еду с Вас<илием> Вас<ильевичем Матэ> во вторник. Одеться найдется во что, и шубы пересылать не стоит. У меня есть фуфайка, да и морозов нет. Пошли Юрку к Коровину, можно застать утром, либо в шесть вечера он знает, в домике Курикиной. Пусть спросит от моего имени, когда Шаляпин приезжает в Петербург и где остановится. Если не удастся достать так билет (чтоб ей, Харитоновне 2, пусто было), придется обратиться к Федор, но только сам я ей записки дать не могу. Саша <Коль>, оказывается, вернулся из Европы скорее, чем предполагал.

Ах, пригласил меня граф Мусин-Пушкин 3 обедать, приезжаю и что же, он (так занят и рассеян) забыл или перепутал день (а было условлено, что он мне в случае чего телефонирует), и обеда у них никакого нет, т. к. они уезжают сами на обед. Я наскандалил полушутя, полусерьезно и, если сам граф не приедет ко мне с извинением, то и совсем не пойду и деньги за портрет попрошу прислать перед отъездом, шутки шутками, а обед обедом, да-с. Обнимаю всех вас.

В. Серов

Выставка едет в Берлин, а потом в Венецию по приглашению 4.

ГТГ.
_______________

1 Александр Николаевич Глаголев (1853—1906) — педагог-математик, заведующий торговыми классами Московского общества распространения коммерческого образования, директор мужского и женского коммерческих училищ Москвы (в мужском училище занимался старший сын Серова — Александр), автор научных работ и многих распространенных в то время учебников по математике.

2 Крестная мать ф. И. Шаляпина.

3 Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин, граф (1868—?) — действительный статский советник, гласный Петербургской думы церемониймейстер, член Государственного совета с 1911 г.

4 Серов имел в виду Русскую художественную выставку в Осеннем салоне в Париже, которую затем Дягилев показал в Берлине и Венеции.

 

Г. Н. ФЕДОТОВА 1 — СЕРОВУ

15 ноября 1906 г. Федоровка 2

Дорогой мой Валентин Александрович!

Очень я соскучилась по Вас. Так мы хорошо с Вами проводили время и вдруг расстались. Неужели навсегда? Так Вы мне и представляетесь на низкой табуреточке, из-за которой была такая сильная трагедия у старой нянюшки. Доставьте же мне удовольствие снова повидать Вас и послушать Ваши тихие речи. Сговоритесь как-нибудь с моим Сашенькой 3 и непременно приезжайте. Смотрите же не обижайте отказом любящую Вас убогую старушку Гликерию Федотову

Очень хочется узнать, каких красавиц и красавцев Вы теперь пишете и каково Ваше душевное настроение.

ГТГ.
______________

1 Гликерия Николаевна Федотова (1846—1925) — артистка и педагог. С 1863 г. и до конца жизни состояла в труппе Малого театра. В 1905 г. Серов исполнил ее портрет.

2 Федоровка усадьба в Тульской губернии, близ Каширы. Здесь весной 1906 г. поселилась Федотова после случившегося с нею паралича ног.

3 Александр Александрович Федотов (1863—1909) — артист Малого театра, режиссер, преподаватель училища Филармонического общества. Сын Г. Н. Федотовой.

 

СЕРОВ — В КАНЦЕЛЯРИЮ УЧИЛИЩА ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА

<Телеграмма>

26 ноября 1906 г. Петербург

Прошу задержать натурщиц и учеников. Еду курьерским.

Серов

На телеграмме:
Москва, Мясницкая
Училище живописи, канцелярия.

ЦГАЛИ. Публикуется по тексту телеграммы.

 

СЕРОВ — УЧЕНИКАМ УЧИЛИЩА ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА

<30 ноября 1906 г. Москва>

Господа ученики!

К несчастью, не могу сегодня быть в школе простужен и опасаюсь выходить. Надеюсь на днях оправиться. Сегодня оканчивает позировать одна из натурщиц. Пусть либо Туржанский 1, или Леблан 2 будут так добры отправиться в канцелярию с ней и на основании этой записки моей, думаю, что ей выдадут деньги3. Если она все три дня была, то ей следует (по 2 руб. за сеанс) — 6 руб. Г-ну Капитонову предоставляю поставить или посадить в позу самим, на срок не больше недели. Прошу делать рисунки.

В. Серов

30 ноября 906

ГТГ.
____________

1 Леонард (Леонид) Викторович Туржанский (1875—1945) — живописец, ученик Училища живописи в 1898—1909 гг., у Серова занимался с 1904 г.

2 Михаил Варфоломеевич Леблан (1875—1940) — живописец, преподаватель, ученик Училища живописи в 1893—1907 гг.

3 Мастерская Серова была единственной в училище, где позировали обнаженные натурщицы.

 

Л. С. БАКСТ 1 — СЕРОВУ

24, Кирочная 1 декабря 1906 г. <Петербург>

Дорогой Валентин,

мне кажется, я должен тебе написать о твоем портрете Карзинкиной 2, потому что, наверно, все дошло до тебя не совсем как было, и потом нужно знать и обстановку этого “случая”. Во-первых, Сережа <Дягилев> сообщил Шуре Бенуа и мне в Париж, что от тебя было письмо, где ты просишь для твоей пользы не выставлять вещи, которые бы могли тебе повредить и что этим тебе окажем мы, т. е. Сережа, Шура и я, услугу друзей (настоящих). Портрету этому предшествовали слова Сережи и всех художников, а главное “молодых”, а их ведь мы именно боимся, как огня, и почитаем не по мере, что это лучший и самый “новый” твой портрет. Но как только он появился на выставке 3, Шура возроптал на то, что ты сделал смазливую живопись, не достойную большого мастера и компрометирующую тебя, и настоятельно требовал ее снятия 4.

Здесь только я первый раз его увидел, и он сразу произвел (до сих пор и производит) двойное впечатление. Молодые Кузнецов и Судейкин 5, Явленский 6, Яремич 7 и Шервашидзе 8, болтавшиеся возле, тоже ворчали на портрет, говоря, что в Москве он все-таки был гораздо красивее 9. Очень неприятная манера трактовки губ, рук, глаз, застывшая живопись <...> а в то же время какой-то (для меня только известный) “поворот” в твоей работе, который обещает какие-то совершенства в этой области, начало (но не доведенное) “эмали”, стремления к уничтожению ненужных “мелочей”, наконец, отличная синяя накидка. Я и смотрю на этот портрет как на неудачный опыт в новой и интересной области; так как я знаю тебя упрямым и настойчивым, то ты, наверное, через 2—3 портрета и добьешься, чего ищешь; но рядом с твоими другими, в своем “роде” совершенными по манере портретами этот казался точно “усталым”.

Говорят, ты считаешь себя “старым” — это смешно; если бы ты был теперь на парижской выставке, ты бы сразу отлично понял бы, в чем сила и почему все воротят нос в сторону от Сарджента 10, Цорна и даже Вистлера! Жалко, что ты не видел. Хотел бы с тобою об этом обменяться мыслям как говорят между собою “маляры”, а не художники — “высокий народ” Попробуй носить целый год голубой или красный галстук, как он тебе ни нравится — все же захочешь лилового или серого или с крапинками! A вот что Малявин оказался “старым” и старее многих, что было и очевидно и <...> неожиданно. А на самого разгогенистого и разноцветного Явленского французы-художники спокойно говорили: “C'est notre salon” [
это наш салон (франц.)] и даже не останавливались перед ним. Вот и разбери!

В общем все немного сбиты, стащили старых идолов с пьедесталов, новых не решаются поставить и бродят вокруг чего-то, что чувствуют, а нащупать не могут! Но по чести скажу, что наши молодые, за исключением даровитых —Кузнецова, Ларионова 11 и, пожалуй, Луговской 12 да Анисфельда 13не важны. Все эти Милиоти, Судейкины, Уткины 14, Араповы 15, Гончаровы 16 все это ....... А от некоторых даже тошнит, например, от Милиоти. Кажется, Ларионов даровитее всех, нет? Будь здоров, дорогой, если приедешь, то отель 24, Кирочная и берлинские (настоящие гаванны) trabucos [сорт сигар (исп.)] к твоим услугам, твой

Лев Бакст

ГТГ.
____________

1 Лев Самойлович Бакст, настоящая фамилия Розенберг (1866—1924) — театральный художник, живописец, график, педагог, активный участник “Мира искусства”, близкий друг Серова.

2 Речь идет о портрете Елизаветы Сергеевны Карзинкиной, рожденной Ячменевой, который Серов исполнил в 1905 г.

3 Имеется в виду Русская художественная выставка, организованная Дягилевым в Осеннем салоне в Париже в 1906 г. Она открылась 2/15 октября.

4 По решению друзей Серова, портрет Е. С. Карзинкиной не был показан на выставке.

5 Сергей Юрьевич Судейкин (1883—1946) — живописец, театральный художник.

6 Алексей Георгиевич Явленский (1867—1941) — живописец.

7 Степан Петрович Яремич (1869—1939) — живописец, график, искусствовед и музейный деятель, активный участник “Мира искусства”. Автор книги “В. А. Серов. Рисунки” (Л., 1936).

8 Александр Константинович Шервашидзе, князь (1867—1968) — живописец, театральный художник, художественный критик.

9 Портрет Е. С. Карзинкиной можно было видеть в Москве весной 1906 г. на выставке Союза русских художников

10 Джон Сарджент (1856—1925) — американский живописец.

11 Михаил Федорович Ларионов (1881—1964) —ученик Училища живописи в 1898— 1910 гг., живописец, график, театральный художник, член “Бубнового валета”, организатор “Ослиного хвоста” (вместе с Н. С. Гончаровой).

12 Татьяна Андреевна Луговская (1876—1960) — живописец. Ее произведения были на выставках “Мира искусства” и “Союза русских художников”. Жена Ю. П. Дягилева, брата С. П. Дягилева.

13 Борис (Бер) Израилевич Анисфельд (1879—1973) — ученик Академии художеств в 1900—1909 гг., живописец, театральный художник.

14 Петр Саввич Уткин (1875—1934) — живописец, участник выставок “Голубая роза”, “Золотое руно” и других.

15 Анатолий Афанасьевич Арапов (1876—1949) — ученик Училища живописи в 1897— 1908 гг., живописец, театральный художник, участник выставок “Голубая роза”, “Золотое руно”, “Мир искусства”.

16 Наталья Сергеевна Гончарова (1881—1962) — живописец, театральный художник, участница “Бубнового валета”, “Ослиного хвоста”, “Мишень” и других художественных объединений.

 

С. С. БОТКИН — СЕРОВУ

Потемкинская, 9, 5 декабря 1906 г. <Петербург>

Дорогой Валентин Александрович,

конечно, присылайте мне на хранение решительно все, что Вы захотите; для меня истинное удовольствие сделать Вам что-нибудь приятное, а, кроме того, Вы знаете, с какой пиететностью я отношусь к каждой Вашей черточке. Набросок углем с Турчанинова водворен в моем кабинете.

Искренне Вас уважающий С. Боткин

ГТГ.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<Ноябрь декабрь 1906 г. Москва>

Любезный Илья Семенович!

Обещал быть у тебя сегодня вечером перед отъездом, но не приходится. Насчет галереи — был в Питере, в Академии, у Лагорио 1 — здесь на Леонардо да Винчи, в Историческом. На академической интересен

1) Савинов 2.

На Леонардовской

2) рисунок № 202 Ноаковского 3 и

3) Кустодиева № 187 этюд Романова-Борисоглебска 4.

Предлагаю на просмотр совета рисунок Врубеля “Дон Жуан” 5. Ко мне обращалась одна дама с головкой (с фотографией) Рачковского, и я должен был направить ее в совет. Разумеется, я не за ее приобретение. Вот и все пока.

Твой В. Серов

ГБЛ.
_______________

1 Лев Феликсович Лагорио (1827—1905) — живописец, почетный член Академии художеств. В конце 1906 г. состоялась посмертная выставка Лагорио.

2 Александр Иванович Савинов (1881—1942) — живописец и педагог. После Октябрьской революции — профессор бывшей Академии художеств.

3 Станислав-Витольд Владиславович Ноаковский (1867—1928) — архитектор-художник, преподаватель Строгановского училища с 1899 г., академик с 1914 г. В конце 1918 г. выехал в Польшу, профессор Академии художеств в Кракове с 1923 г.

4 Вторая акварельная выставке общества имени Леонардо да Винчи состоялась в Москве в конце 1906 г.

5 Эту работу Врубеля совет Третьяковской галереи приобрел у К. А. Коровина.

 

СЕРОВ И ДРУГИЕ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<1897—1906 гг. Москва>

Многоуважаемый Илья Семенович!

Очень Вас просим, устройте сына нашего швейцара Шемолохина по чайному делу, чем премного нас обяжете.

Уважающие Вас

Очень прошу Н. Касаткин
Очень прошу Архипов
В. Серов
Александр Мжедлов 1

ГТГ.
___________

1 Александр Захарович Мжедлов (1849— ок. 1911 г.) — надзиратель, а затем инспектор Училища живописи в 1876—1906 гг.


1 | 2


Портрет Гиршман (Серов В.А.)

Кафедральный собор Андрея Первозванного в Запорожье

Портрет Николая II (Серов В.А.)





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Валентин Серов. Сайт художника.