Валентин Серов


Страница вторая

1 | 2

В. Э. БОРИСОВ-МУСАТОВ 1 — СЕРОВУ

< Апрель 1905 г. Москва>

Многоуважаемый Валентин Александрович,

извиняюсь очень перед Вами, что так поздно посылаю Вам ответ на Ваш запрос относительно “Призра<ков>”. Я все как-то колебался и теперь только окончательно решил, что из объявленной на выставке “Союза” цены за картину “Призраки” могу уступить для Третьяковской галереи 500 рублей. Картина находится в квартире Андрея Акимовича Шемшурина 2 — № 47, Кузнецкий мост, Пассаж Джамгаровых, где ее можно видеть, предупредив накануне меня по адресу: Машков пер. по Мясницкой, д. Крумбюгель, кв. Е. К. Виллиам для Мусатова. После 3 мая я уеду в деревню, но адрес остается.

С искренним к Вам почтением Мусатов.

Я только что вернулся из Петербурга, где провел несколько дней на портретной выставке 3. Я очень жалею, что ложный слух о ее раннем закрытии заставил меня торопиться и не позволил мне этого сделать летом, когда есть более свободного времени. И жаль, что нет фотографии с лучших вещей. Современный отдел, по-моему, мог бы быть представлен несравненно лучше, и это очень жаль, ибо те Рослены 4 и Левицкие все равно никогда бы не пропали.

Вам преданный Мусатов

Всю эту коллекцию следовало бы целиком оставить в Таврическом, и это был бы величайший музей в Европе портретной живописи. За это произведение Дягилев гениален, и историческое имя его стало бы бессмертным. Его значение как-то мало понимают, и мне его сердечно жаль, что он остался как-то один.

ГТГ.
________

1 Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870—1905) — живописец.

2 Андрей Акимович Шемшурин (1872—1939) — московский купец, интересовавшийся искусством и литературой. Автор очерков об артистке О. В. Гзовской, художнике В. И. Денисове и брошюр о поэзии В. Я. Брюсова. Почетный член-корреспондент Румянцевского музея; в 1920-х гг. сотрудник отдела рукописей этого музея.

3 Имеется в виду Историко-художественная выставка русских портретов, устроенная Дягилевым в 1905 г.

4 Александр Рослен (1718—1793) — шведский живописец, в 1776—1778 гг. жил и работал в России. За это время Рослен написал большое количество портретов русских высокопоставленных лиц.

 

СЕРОВ И ДРУГИЕ — НИКОЛАЮ II

<Конец апреля — начало мая 1905 г. Петербург — Москва>

Резолюция художников

Все население России, задыхаясь в тисках бюрократического произвола, доведшего нашу родину до полного разорения и способствовавшего целому ряду поражений нашей армии более, чем усилиями внешних врагов, ждет не дождется того единственного выхода из невыносимого положения, который давно уже настоятельно рекомендуется лучшими органами общественной мысли и который признан и санкционирован верховной властью в высочайшем рескрипте от 18 февраля. Медлительность подготовительной работы по призыву свободно избранных представителей от народа к участию в законодательном и административном обновлении России ослабляет веру большинства в рациональное осуществление этой реформы. Раздаются новые голоса разнородных групп интеллигенции, взывающие к скорейшему исполнению монаршей воли.

Можем ли мы, художники, оставаться в настоящее время безучастными свидетелями всего происходящего вокруг нас, игнорируя трагическую картину действительности и замыкаясь от жизни лишь в технических задачах искусства, единственной области, свободной от репрессий цензурного усмотрения? Нет, мы, как художники, по натуре своей воспринимая впечатления от жизни во всех ее разнообразных проявлениях, с особенной ясностью видим всю силу бедствий, переживаемых родиной, и глубоко чувствуем опасность, грозящую нам еще неизмеримо большими бедствиями, если администрация будет затягивать дело реформы и ограничится репрессиями. Поэтому и мы присоединяем наш горячий голос к общему хору нашей искренней и мужественной интеллигенции, видящей мирный исход из гибельного современного положения только в немедленном и полном обновлении нашего государственного строя путем призыва к законодательной и административной работе свободно выбранных представителей от всего народа. Осуществление же этой задачи возможно лишь при полной свободе совести, слова и печати, свободе союзов и собраний и неприкосновенности личности1.

Н. Алексомати 2, Н. Андреев 3, А. Архипов, А. Афанасьев 4, А. Адамсон 5, В. Бакшеев, В. Беклемишев, А. Блазнов 6, Н. Бодаревский , Г. Бобровский 7, Я. Борченко 8, Р. Браиловская, Л. Браиловский 10, Н. Богданов-Бельский, П. Брюллов, Е. Буковецкий 11, Л. Бургардт , В. Быстренин 13, В. Бялыницкий-Бируля 14, Н. Бажин, И. Богданов, А. Брускетти 15, А. Васнецов, А. Вахрамеев 16, Э. Визель 17, Е. Волков 18, С. Волнухин, Н. Верхотуров 19, А. Вальтер 20, А. Векшинский, П. Геллер 21, Н. Герардов22, К. Горский, И. Горюшкин-Сорокопудов23, И. Грабарь, А. Денисов-Уральский, Н. Дубовской, Ф. Дмоховский, С. Дудин 24, С. Девяткин 25, М. Диллон, С. Жуковский, М. Зощенко, Е. Зарудная-Кавос 26, М. Зайцев, М. Игнатьев, Е. Иваницкий, У. Иванов, Н. Касаткин, Д. Кардовский 27, А. Киселев, В. Куровский, Н. Кузнецов, И. Козаков, А. Корин, А. Клодт, М.Клодт, Н. Клодт, В. Комаров,Я. Калениченко, К. Крыжицкий 28, В. Маковский, П. Мясоедов 29, И. Матушенко, Я. Минченков 30, М. Малышев, С. Малютин, В. Милиоти, В. Матэ, А. Моравов 31, И. Малинин, В. Максимов, М. Маймон, С. Милорадович, Н. Мещерин, О. Мунц, П. Нилус 32, Д. Николаев, С. Никифоров, И. Остроухов, Е. Петрококино, В. Поярков 33, И. Пасс, К. Первухин, Л. Пастернак, В. Поленов, А. Рылов, И. Репин, В. Разводовский, А. Скалон 34, М. Сухоровский 35, В. Серов, С. Светославский, А. Стаборовский, В. Степанов, А. Степанов, В. Суслов, А. Тимус, Л. Туржанский, Н. Ульянов, М. Фармаковский, И.Федоров, М.Хейлик 36, А.Хотулев 37, Я. Ционглинский, Н. Цириготти, Н. Шатилов, Т. Шинкаренко 38, Г. Шварц, А. Шильдер 39, Б. Эдуардс, А. Эберлинг 40, К. Юон.
_______________

1 После опубликования этой резолюции художников правительство закрыло газету “Право”.
2 Николай Харлампиевич Алексомати (1848—1917) — живописец; член Товарищества южнорусских художников.
3 Николай Андреевич Андреев (1873—1932) — скульптор и график.
4 Алексей Федорович Афанасьев (1850—1920) — живописец и график.
5 Амандус (Аманд) Иванович Адамсон (1855—1929) — скульптор.
6 Александр Петрович Блазнов (1865—?) — живописец.
7 Григорий Михайлович Бобровский (1873—1942) — живописец.
8 Яков Ефимович Борченко (1869—1938) — скульптор и живописец; член Товарищества южнорусских художников.
9 Римма Никитична Браиловская (1877—1959) — живописец.
10 Леонид Михайлович Браиловский (1867—1937) — архитектор, декоратор и живописец. В 1935 г. вместе с Р. Браиловской открыл в Ватикане музей древнего русского зодчества и живописи.
11 Евгений Осипович (Иосифович) Буковецкий (1866—1948) — живописец.
12 Лев Осипович Бургардт (1850—1906) — живописец.
13 Валентин Иванович Быстренин (1872—1944) — гравер.
14 Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872—1957) — живописец и график.
15 Алиса Яковлевна Брускетти-Митрохина (1872—1942) — скульптор.
16 Александр Иванович Вахрамеев (1874—1926) — живописец и график.
17 Эмиль Оскарович Визель (1866—1943) — живописец и график.
18 Ефим Ефимович Волков (1844—1920) — живописец.
19 Николай Иванович Верхотуров (1863—1944) — живописец.
20 Анатолий Осипович Вальтер (1870—? ) — живописец.
21 Петр Исаакович Геллер (1862—1933) — живописец.
22 Николай Николаевич Герардов (1873—1919) — гравер.
23 Иван Силыч (Силович) Горюшкин-Сорокопудов (1873—1954) — живописец, педагог.
24 Самуил Мартынович Дудин (1863—1929) — живописец и этнограф.
25 Сергей Ефремович Девяткин (1870—после 1940 г.) — живописец.
26 Екатерина Сергеевна Зарудная-Кавос (1862—1917) — живописец и гравер.
27 Дмитрий Николаевич Кардовский (1866—1943) — живописец, график, театральный художник, педагог.
28 Константин Яковлевич Крыжицкий (1858—1911) — живописец.
29 Петр Евгеньевич Мясоедов (1867—1913) — живописец и педагог, с 1899 г. преподавал в натурных классах Высшего художественного училища.
30 Яков Данилович Минченков (1871—1938) — живописец и педагог, автор книги “Воспоминания о передвижниках”.
31 Александр Викторович Моравов (1878—1951) — живописец.
32 Петр Александрович Нилус (1869—1943) — живописец, художественный критик, писатель.
33 Владимир Александрович Поярков (1869—? ) — живописец.
34 Александр Васильевич Скалон (1874—1942) — живописец.
35 Марцелий Гаврилович Сухоровский (? —1908) — живописец.
36 Максим Ильич Хейлик (1874— ?) — живописец.
37 Аникита Петрович Хотулев (1871—1942) — живописец и педагог.
38 Тимофей Павлович Шинкаренко (1865— ?) — живописец.
39 Андрей Николаевич Шильдер (1861—1919) — живописец, гравер и театральный художник.
40 Альфред Рудольфович Эберлинг (1872—1951) — живописец и педагог.

 

И. И. ТОЛСТОЙ — СЕРОВУ

<12 мая 1905 г. Петербург>

Милостивый государь Валентин Александрович!

Министр императорского двора отношением от 8 мая с. г. № 3842 уведомил, что в 30 день апреля с. г. последовало высочайшее государя императора соизволение на увольнение вас, согласно Вашей просьбе, из состава действительных членов императорской Академии. Об изложенном имею честь доложить Вам, милостивый государь, вследствие ходатайства Вашего от 10 марта с. г. и прошу принять уверения в совершенном почтении и преданности .

Гр. И.Толстой

ЦГИА. Публикуется по копии письма.

Письмо было отправлено на печатном бланке: “М<инистерство> и<мператорского> д<вора>. Императорской Академии художеств вице-президент”.

На копии надписи: Его высокоблагородию В. А. Серову, 12 мая 1905 г., 1520.

 

СЕРОВ — Г. И. ЧУЛКОВУ 1

Май 1905 г. Москва

Многоуважаемый Георгий Иванович!

Тронут Вашей любезностью присылкой Метерлинка в Вашем переводе 2. Благодарю Вас за эту изящную книгу. Между прочим, будьте добры, напишите имя и вещь того автора, о кот<ором> Вы говорили, кот<орого> теперь переводите и которого имелось в виду поставить в новом театре “Студия” у Станиславского 3. Станиславского я вскоре буду вообще видеть и следовало бы поговорить о той, переводимой Вами вещи.

Готовый к услугам В. Серов

ГТГ.
_____________

1 Георгий Иванович Чулков (1879—1939) — поэт, драматург, теоретик литературы и переводчик.

2 Морис Метерлинк (1862—1949) — бельгийский драматург и поэт. Речь идет о его книге “Двенадцать песен” с рисунками Шарля Дудлэ (СПб., 1905).

3 “Студия” была организована молодыми актерами Художественного театра под руководством К. С. Станиславского и В. Э. Мейерхольда. К постановке на сцене студии были намечены пьесы “Смерть Тентанжиля” М. Метерлинка, “Ганнеле” Г. Гауптмана и др. Студия просуществовала несколько месяцев.

 

СЕРОВ — Н. Ф. ФИНДЕЙЗЕНУ

<Около 7/20 июля 1905 г.> д. Ино. Финляндия

Многоуважаемый Николай Федорович!

На днях только получил письмо Ваше, адресованное в Москву. Месяц назад матушка моя сообщила мне о желании Вашем поместить портрет А. Н. Серова, еще неиспользованный в печати. Таковой портрет нашелся у тетушки моей. А<лександр> Н<иколаевич> снят в рост, в меховой шапке и шубе небольшая карточка, очень схожая и характерная. Охотно ее отдают с тем, разумеется, чтобы была возвращена в целости, т. к. карточка редкая. Полагая, что понадобится она Вам не раньше осени, я спрятал ее к себе в стол письменный, в Москве. Я написал уже матери, живущей у нас на квартире в настоящее время, и просил ее найти фотографию и привезти. Вал<ентина> С<еменовна> собиралась приехать, сюда в Финляндию с 22 июля. Сообщил ей также о желании Вашем отпечатать в журнале Вашем 1 “Рождественскую песнь” А. Н. Серова,— думаю, что В<алентина> С<еменовна> ничего против иметь не будет, а тем более я — во всяком случае, ответ ее сообщу Вам немедленно.

Я так невежлив до сих пор не благодарил Вас за присылку Вашей книги об А. Н. Серове 2. Не так давно удалось ее прочесть, т. к. ее у меня вскоре взяли. Должен Вам выразить признательность за доброе и беспристрастное в ней отношение к А. Н. Серову. Говорю это потому, что на недоброжелательство можно было наткнуться в печати о нем — намекалось, например, на продажность А<лександра> Н<иколаевича>,— чему ни матушка моя, ни я (хотя отца я не мог знать) не можем верить, это не похоже на А<лександра> Н<иколаевича>, и купить его нельзя было. С оценкой Вашей, как критика и как композитора, не могу не согласиться. Критики его, если взять в расчет время (или его не брать даже) и по сей час живы, ярки и очень метки, за исключением ошибок, правда, довольно крупных, и могут читаться и не музыкантами. Несколько его больших разборов, как Моцартов “Дон-Жуан”, можно назвать классическими.

В чистой музыке вклад его, пожалуй, невелик, но как оперных дел мастер он опять-таки жизненен и искренен, а посему и живуч, несмотря на многие музыкальные и немузыкальные банальности, а несколько моментов и картин по духу найдены, и в этом смысле есть прямо ценные вещи: ария ассириян (антракт 3—4 акта), песнь одалисок, песнь Вагоа в “Юдифи”, которую ставлю выше песни индуса в “Садко”, Перун, женский хор — прощание с княгиней в “Рогнеде”, хор девушек, дразнящих Петра, картина масляницы, кое-что из фраз Еремки — во “Вражьей силе”,— вот мое мнение, и оно схоже с Вашим. Вообще полагаю, что книга Ваша — лучшая из биографий А. Н. Серова.

Непонятным является расторжение столь долгой и великолепной дружбы В. В. Стасова с А<лександром> Н<иколаевичем>, т. е. не объяснено, почему произошло расхождение. Для матушки моей и для меня это тайна до сих пор. А затем в книге Вашей имеется одна несправедливость, на которую не могу не указать. В конце, где идет перечень кем и что сделано было в память А. Н. Серова,— работа, ради того же, со стороны вдовы его — В<алентины> С<еменовны> несколько умалена. Не знаю точно, в чем заключалось участие В<алентины> С<еменовны> в окончании оперы “Вражья сила”, но оно было. При постановке памятника, знаю, что лишь исключительно благодаря настоянию В<алентины> С<еменовны> он получил тот все же приличный вид, кот<орый> Вы называете даже изящным. Желание правоведов было поставить часового с лампадкой... Возможно, Вы могли не знать об этом. Об труде и энергии, положенной В<алентиной> С<еменовной> на дело издания критик А. Н. Серова,— Вы не могли не знать, одной инициативы и царских денег немножко мало. Об инициативе же и работе В<алентины> С<еменовны> по печатанию партитуры оперы “Юдифь” не упоминается совсем. Между тем корректура велась ею всю зиму в Лейпциге. Надо надеяться, что когда-нибудь В<алентина> С<еменовна> получит вообще должную оценку.

Позвольте еще раз поблагодарить Вас за написание биографии отца и за присылку ее мне.

Готовый к услугам В. Серов Териоки, дер. Ино, соб. дача.

ГПБ.
___________

 

1 Финдейзен издавал не журнал, как пишет Серов, а “Русскую музыкальную газету”. Фотография А. Н. Серова была помещена там в “№ 4-5 от 29 января 1906 г. В качестве приложения к этому номеру была напечатана “Рождественская песнь” А. Н. Серова.

2 Речь идет о книге Финдейзена “Александр Николаевич Серов. Его жизнь и музыкальная деятельность”, СПб., 1904.

 

СЕРОВ — Н. Ф. ФИНДЕЙЗЕНУ

<13> 26 июля 1905 г. <Ино>

Многоуважаемый Николай Федорович!

Препровождаю Вам фотографическую карточку А. Н. Серова. Буду просить Вас оповестить меня о ее получении.

Готовый к услугам В. Серов

По окончании воспроизведения буду ожидать ее возвращения.

26 июля 1905
Финляндия, д. Ино.

ГПБ.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<13/26 июля 1905 г. Ино>

Любезный друг Илья Семенович,

напиши-ка мне что-нибудь про Москву, про думские дела вообще (в газетах не найти) и о Третьяковской галерее. Так ведь я и не знаю — приобретена ли картина Перова (“Трапеза”) 1. С своей стороны должен покаяться — до сих пор не был по поручению совета у частного владельца одного — правда, не внушающего доверия (в Петербурге) 2. Всегда помнил об этом здесь в Финляндии — как приеду в Питер забываю, адрес же остается тоже почему-то в Финляндии. Видел Сергея Павловича <Дягилева>, вернувшегося и видавшего тебя, но ничего про тебя не могшего сообщить.

Итак, буду ждать от тебя письма. Твой В. Серов

У нас все хорошо, все здоровы. Затевается журнал юмористический, собирались тут,но ведь цензура все равно все похерит 3.

На конверте:
Москва. ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову
Трубниковский пер., соб. дом
Почтовые штемпеля:
Териоки 26.VII.05
Москва 15.7.05

ГТГ.
____________

1 Картина В. Г. Перова “Трапеза” была приобретена Русским музеем. См. письмо Серова И. С. Остроухову от 7<20> августа 1905 г.

2 По поручению совета Третьяковской галереи от 20 апреля 1905 г. Серов должен был осмотреть у генерала С. Козлова портрет кн. Паскевича-Эриванского работы К. Копиевского (Известия Московской думы, 1905, май, с. 33).

3 Идея организации сатирического издания в конце 1905 г. воплотилась в “Жупеле” — еженедельном журнале политической и художественной сатиры. В нем принимали участие М. Горький, Б. И. Анисфельд, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, Д. Н. Кардовский, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, Серов и другие.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<27 июля/8 августа 1905 г. Ино>

Дорогой Илья Семенович,

благодарю за письмецо. Признаюсь, по твоей способности легко писать длинные письма — ожидал письма более полного, так сказать, и точного. Так, например, спрашивал Вас, что решено относительно картины Перова “Трапеза”? — ответа нет. И так спрашиваю вторично — приобретена она или нет? Земцев уже притягивают к суду — теперь очередь за городскими <...> а затем за профессорами ввиду чего, кажется, Илья Е<фимович> Репин собирается покидать союз профессоров. На мой взгляд, Ил<ья> Е<фимович> ни больше ни меньше, как просто наше “Новое время” . Совет 2 <галереи> решил ты собрать во второй половине августа перед отъездом своим за границу — если так, придется мне приехать. Заказ написать Федотову за 2000 руб. на сей раз поясной, хотя и дороже,— беру (Ермолову—Федотову—Федотову—Ермолову—все как следует) 3. Постараюсь передать ее свиной глазок. Все мы здоровы и тебе кланяемся.

Твой В. Серов

На конверте:
Москва ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову
Трубниковский пер., соб. дом
Почтовые штемпеля:
Териоки 8.VIII.05
Москва 28.7.05

ГТГ.
______________

1 Петербургская газета “Новое время” была официозом правительственных кругов.

2 Совет Третьяковской галереи состоялся 22 августа 1905 г.

3 По заказу Литературно-художественного кружка Серов исполнил сначала портрет М. Н. Ермоловой, затем — Г. Н. Федотовой.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

7/<20> августа <1>905 г. <Ино>

Дорогой Илья Семенович,

благодарю за письмо. В Москву должен приехать 20—22, по делам школы — экзамены приемные. Очень жаль, что тебя не застану уже. На совете <галереи>, таким образом, быть не смогу. Нельзя ли относительно Мусатовских вещей сделать так, чтобы мне их по приезде видеть, без чего все же я не могу дать своего голоса, хотя бы принципиально и был бы вполне на стороне Вашей, т. е. твоей и Александры Павловны <Боткиной>. Относительно Перова — не знаю. Как тебе я говорил, считаю ее вполне вещью музейной, причем прибавлю, что мне, пожалуй, безразлично, где eй быть — у нас ли или у Алекс<андра> III, но в общественном учреждении 1. Надолго ли едете за границу? Кланяемся Вам обоим — bon voyage!.. [счастливого пути (франц.)]

Твой В. Серов

Не нужно ли кого еще писать, черт возьми, а то плохо.

На конверте:
Москва. ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову
Трубниковский пер., соб. дом
Почтовые штемпеля:
Териоки 18.VIII.05
Москва 8.8.05

ГТГ.
________________

1 См. письмо Серова И. С. Остроухову от 13/26 июля 1905 г.

 

СЕРОВ — П. Е. ЩЕРБОВУ

15 октября <1905 г.>

Москва Любезный друг Павел Егорович!

Был у меня тут на Москве один петербургский господин — Николай Николаевич Перцов — и просил меня тебе написать — что не зайдешь ли ты к нему в Петербурге, когда ты туда из Гатчины наезжаешь, дабы ему с тобой потолковать. Он затевает газету 1 и хочет тебя привлечь как рисовальщика. Господин он ничего себе и порядочный любитель художества; кажется, у него имеются хорошие вещи. Как живешь?

Твой В. Серов

Когда же я побываю у Вас в Гатчине?

Адрес Никол<ая> Никол<аевича> Перцова
Театральная площадь, д. 8, кв. 6.
Телеф<он> 5411.

ЦГАЛИ.
__________

1 В 1905—1906 гг. Н. Н. Перцов издавал в Петербурге газету “Слово”. Политическое направление этой газеты возмущало Серова; см. письмо Серова А. Н. Бенуа от 11 декабря 1905 г.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<30 сентября или 24 октября 1905 г. Москва>

Дорогой Илья Семенович,

поздравляем Надежду Петровну, сожалеем, что завтракать у Вас не можем: имеются гости. Отправляюсь к 3 ч. к Ермоловой и перед тем заеду к Вам. Ольга Федоровна просит поздравить Надежду Петровну 1.

Твой В. С.

На обороте:
ЕВБ Илье Семеновичу Остроухову от В. С.

ГТГ.
_____________

1 30 сентября 1905 г. были именины Н. П. Остроуховой, а 24 октября — день ее рождения. Последняя дата была знаменательной, так как Н. П. Остроуховой исполнялось тогда пятьдесят лет.

 

СЕРОВ И ДРУГИЕ — С. Ю. ВИТТЕ 1

<24 октября 1905 г. Москва>

Совет преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества в экстренном заседании 24 сего октября постановил, ввиду целого ряда свидетельств о том, что полицейские чины возбуждают толпу против учащихся, обратиться к вашему сиятельству с просьбой принять меры к устранению возможности такой преступной деятельности полиции 2. Председатель совета, директор училища кн. Львов, инспектор Гиацинтов, члены совета, преподаватели: Архипов, Серов, Касаткин, Модестов 3, барон Клодт, Степанов, А. Васнецов, Волнухин, Пастернак, С.Иванов, Быковский, Браиловский, Соловьев 4, Машков 5, Власов 6, Егоров, Пичета, Дейнега 7, Иванцов, К. Коровин, З. Иванов, Мейснер, Васильев, Чефранов 8.

Публикуется по: Русские ведомости, 1905, № 280, 25 октября.
________________

1 Сергей Юльевич Витте (1849—1915) — государственный деятель России, в октябре 1905 — апреле 1906 г. председатель комитета министров. В 1904 г. Серов писал, но не закончил его портрет.

2 Учащиеся Училища живописи приняли активное участие во всеобщей стачке в октябре 1905 г. С согласия совета преподавателей (в него входил и Серов) они устроили в училище столовую для забастовщиков и лазарет. 19 октября на Мясницкой улице, где находилось училище, проходила демонстрация, которую разогнали драгуны. После этих событий возникла реальная угроза безопасности учащихся. 21 октября 1905 г. совет преподавателей обратился в городскую Думу с просьбой “употребить немедленно все зависящие от нее средства к устранению такого ненормального положения” (Русские ведомости, 1905, № 277, 22 октября).

3 Николай Александрович Модестов священник.

4 Сергей Устинович Соловьев преподаватель архитектуры в училище с 1888 по 1912 г

5 Иван Павлович Машков (1867—1945) — архитектор и историк архитектуры, преподаватель перспективы в училище в 1895—1907 гг.; после Октябрьской революции — профессор Московского архитектурного института, главный архитектор Москвы.

6 Алексей Константинович Власов — преподаватель математики в училище в 1897— 1917 гг.

7 Валериан Аверкиевич Дейнега преподаватель.

8 Сергей Васильевич Чефранов — преподаватель географии.

 

СЕРОВ И ДРУГИЕ — А. Е. ЛЬВОВУ

<10 ноября 1905 г. Москва>

Г. Председателю совета преподавателей

Заявление

Ввиду того, что по вопросу о закрытии училища совет <преподавателей> в данный момент отказался высказать свое мнение, мы, нижеподписавшиеся, покорнейше просим назначить для обсуждения этого вопроса новое заседание в субботу 12 или понедельник 14 сего ноября 1.

Быковский. А. Попов 2, А. Власов, В. Пичета 3, В. Серов, Н. Клодт, С. Иванов, В. Бакшеев, М.Иванцов 4.

ЦГАЛИ.
_____________

1 См. Протокол заседания совета преподавателей от 19 ноября 1905 г.

2 Алексей Протогенович Попов преподаватель архитектуры в Училище живописи в 1866-1909 гг.

3 Владимир Иванович Пичета (1878—1947) — преподаватель русского языка в Училище живописи, историк, славяновед, академик.

4 Михаил Александрович Иванцов — преподаватель всеобщей и русской истории в Училище живописи в 1898—1918 гг.

 

СЕРОВ — И. Э. ГРАБАРЮ

12 ноября <1>905 г. <Москва>

Многоуважаемый Игорь Эммануилович! Не можете ли Вы приехать завтра же в Москву?

Сюда из Петербурга приехал издатель журнала “Вопросы жизни” 1 Г. Чулков. Заручившись хорошими именами литературными и художниками, открывает новый журнал 2. Наметил Вас как желательного сотрудника, хотел бы переговорить с Вам и как с редактором издаваемого г. Кнебелем журнала.

Готовый к услугам В. Серов

Нужно бы переговорить, приезжайте, если можете. Поклон Николаю Васильевичу 3.

На конверте:
ЕВБ
Игорю Эммануиловичу
Грабарю
от В. Серова
Экстренное

ГТГ.
________________

1 “Вопросы жизни” — литературный, философский и политический журнал, выходивший в 1905 г. Это был единственный петербургский журнал, где печатались символисты. В нем сотрудничали Блок, Брюсов, Андрей Белый, Ремезов, Сологуб и другие.

2 Речь идет о журнале, который предполагалось выпускать под названием “Факелы”. Журнал не увидел свет. Вместо него в течение трех лет выпускался одноименный литературный альманах-ежегодник. Никаких работ Серова в нем не было.

3 Николай Васильевич Мещерин (1864—1916) — живописец.

 

А. Н. БЕНУА — СЕРОВУ

<21 ноября>/4 декабря 1905 г. <Париж>

Дорогой Антон,

будь другом, пойди к Чекато и заставь его мне выслать 100 р., которые он получил за мою акварель от Мекка (кажется). Мне писал об этом Грабарь, и я уже писал о том Чекато, но последний не откликается. Заставь, умоляю. Мне очень нужны деньги. Что-то Вы поделываете? Что бедная Ольга Федоровна? Бунтует у Вас прислуга? Дети еще не забастовали? Говорят, ты хотел мне писать о “Жупеле”? Напрасно не написал, ибо получить от тебя весть было бы для меня большим праздником. Но не думаю, чтобы тебе удалось меня соблазнить “Жупелом”. Странное дело. Это было всегда моей мечтой издавать Simplicissimus 1 в России, вот теперь эта мечта сбывается, я как-то не могу получить к этому настоящего живого отношения. Ты, говорят, сделал великолепную вещь 2. Но Вам реалистам (gesundertes Realismus! [здоровый реализм (нем.)]) легко. Поглядели в окошко на то, как казаки лупят нагайками — вот и готов сюжет.

А я вот в окошко вижу лишь опрятный дворик с дождиком, вьющийся плющ, елку, да из-за крыш шпиль соседней церкви. И тем нет. Хотел сделать шествие патриотов, но оказывается Лансере уже делает два таких шествия 3, а в “Зрителе” их миллион 4. Но это все вздор. Главное же, что нет у меня, сидя здесь, ни настоящего материала, ни настроения. Глядя издали на спектакль, трудно заразиться необходимым для сатиры духом партийности. Отсюда вижу, как ты говоришь: это нехорошо. И правда это нехорошо, но что поделаешь. Насильно не настроишься. Вот приеду в январе в Петербург и тогда, быть может, заражусь. А быть может, и первый номер “Жупела”
заразит? А что журнал Грабаря? Ведь, пожалуй, с ним лучше подождать. Вероятно, он и отложил его. Или нет? Собираюсь все же на днях выслать статью, в которой я выступаю против индивидуализма5. Довольно отсебятины и шатанья. Нужна школа и дисциплина.

Целую Тебя, друг (хотя Ты и не любишь, чтобы Тебя целовали), и прошу Тебя передать мой сердечный привет Твоей жене.

Искренне преданный Тебе Александр Бенуа

Р. S. Чекато не забудь.

ГТГ.
____________

1 “Simplicissimus” — прогрессивный иллюстрированный сатирический журнал, выходивший в Мюнхене с 1896 г. Несмотря на запрещение царской цензуры, журнал был хорошо известен в России.

2 Бенуа имел в виду произведение Серова “Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?

3 Сатирический рисунок Е. Е. Лансере “Радость на земле основных законов ради” изображает шествие членов черносотенного “Союза русского народа”. Рисунок был воспроизведен в журнале “Адская почта” (1906, № 1).

4Зритель” — еженедельный журнал политической сатиры, который выпускал в Петербурге Ю. К. Арцыбушев в июне — декабре 1905 г.

5 Эта статья Бенуа под названием “Художественные ереси” была напечатана в журнале “Золотое руно”, 1906, № 2, с. 80—88.

 

Ф. И. ШАЛЯПИН — СЕРОВУ

<4 октября — 26 ноября 1905 г Москва.>

Милый мой Антон!

Сейчас сижу, подобно сычу, и мигаю расширенными глазами не токмо сто, но и пяти<руб.> сейчас прислать не могу, ибо остался вследствие забастовок без гроша. Дело в том, что, подав прошение в контору об авансе, остался с носом, банки же закрыты, и прямо скажу, хоть матушку репку пой. Однако завтра еду по городу доставать денег вообще и сто рублей уж, конечно, притараню тебе самолично, а может, и больше. Не заедешь ли сегодня вечером к Максиму <Горькому>, я заеду за тобой через час или полтора.

Твой Федор

ГТГ.

 

СЕРОВ — В МОСКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ХУДОЖЕСТВ

<28 ноября 1905 г. Москва

В Общество любителей художеств.>

М<илостивый> г<осударь>!

Очень прошу, если возможно, помочь вдове художника В. П. Комарова Марье Павловне.

Пока Общество любителей художеств является единственным, откуда возможно получить помощь лицам, близко стоявшим к погибшим художникам.

Академик В. Серов

28 ноября 1905 г.

ЦГАЛИ.

 

СЕРОВ — А. Н. БЕНУА

<После 11 декабря 1905 г. Москва>

Милый друг Шура,

не так давно получил твое письмо и был у Чекато. Дело в том, что В. В. ф<он> Мекк приезжал с Дальнего Востока на побывку в Москву и, взяв твою акварель и не заплатив за нее,— уехал опять назад в Маньчжурию — таким образом, надо ждать его возвращения <...> 1 Об делах, творящихся в России вообще и в Москве у нас в частности,вероятно, уже знаешь.

Да — непонятное для меня вооруженное восстание, расчет на переход войск — все это оказалось совершенно не подготовленным, а в результате изрядное количество погибших, израненных лиц (больше любопытной публики), сожженных домов, фабрик. Войска оказались в деле подавления вполне на высоте своей задачи и стреляли из орудий по толпе и домам во все и вся гранатами, шрапнелью, пулеметами (шимоз не было), затем доблестные расстрелы, теперь обыски и тюрьмы для выясненья зачинщиков и т. д. и т. д., все как следует. В одном, пожалуй, были правы наши крайние партии — что не следует очень доверять манифесту 17 октября. Кавказ отрезан, и что там — неизвестно, Лифляндия и Курляндия и т. д. и т. д. Единственный отрадный пункт — это Финляндия (ловко подстроили и устроили, право) 2.

Теперь Дума государственная, кот<орую> хотят устроить в три дня без переговоров 3. Ах да, не пиши ты в этой газете “Слово” 4, она сволочь просто и взывала к походу на Финляндию (дура) заодно с “Нов<ым> врем<енем>”. Просил я (подписавшись) г. Перцова не присылать и избавить меня от его газеты, так нет же и по сию пору все получаю. Да, да, газеты у нас, премило, все запрещены или под судом, даже “Русские вед<омости>” —только “Нов<ое> вр<емя>”, “Слово” да “Молва” (“Русь”) и больше ничего. Масса зато плохих сатирических журналов с посредственным грубым остроумием и плохими очень рисунками — еще “Зритель” и “Жупел” приличнее. Впрочем, “Жупел” вышел только № 1 — а затем и закрыто-с. Собираешься в Россию? Что же, пожалуй, сейчас тихо сравнительно, если будет опять что, то не так скоро.

Твой В. Серов

Анне Карловне мой поклон.

ГРМ.
_______________

1 См. письмо А. Н. Бенуа Серову от <21 ноября> / 4 декабря 1905 г.

2 Слова Серова о Финляндии объясняются тем, что царское правительство было вынуждено 22 октября 1905 г. издать манифест о гражданских и политических правах финского народа и автономии Финляндии.

3 11 декабря 1905 г. был опубликован закон о выборах в Государственную думу, который предоставлял помещикам и капиталистам громадное большинство в будущей Думе.

4 “Слово” — ежедневная газета, выходившая в Петербурге в 1904—1909 гг. Бенуа сотрудничал с этой газетой. Статьи за его подписью встречаются в “Слове” в 1906—1907 гг.

 

СЕРОВ — В. Ф. НУВЕЛЮ

<После 11 декабря 1905 г. Москва>

Валичка!

Ну, напиши-ка мне что-нибудь веселенькое право... А то скучно; газет нет, что делать вообще, не знаешь. Целы ли все вы? Дима <Философов> что? Ты что? Вообще где вы, что вы? Будь добр, напиши-ка мне хоть записочку. Как-то жутко и жить-то на свете, т. е. у нас, в Рассеи.

На Москве пока тихо.

Твой В. Серов

ЦГАЛИ.

1 | 2


Портрет С.П. Дягилева (В.А. Серов, 1904 г.)

Набережная Архангельска (1912 г.)

Портрет Ф.Ф. Юсупова. Фрагмент (В.А. Серов, 1903 г.)





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Валентин Серов. Сайт художника.