Валентин Серов


Страница вторая

1 | 2

И. И. ТОЛСТОЙ — СЕРОВУ

<25 сентября 1900 г. Петербург>

Милостивый государь Валентин Александрович!

По приказанию министра императорского двора, кабинет его императорского величества, отношением от 21 сего сентября за № 9576 просит меня передать Вам, что исполнение портрета государя императора, поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка поручается Вам за заявленную Вами цену 4000 рублей, причем заказ этот должен быть исполнен в возможно непродолжительном времени. Сообщая об изложенном, прошу Вас уведомить меня, к какому сроку Вы предполагаете окончить работу.

Примите <уверения в совершенном почтении и преданности> гр. И. Толстой

ЦГИА. по копии письма.

Письмо было отправлено на печатном бланке: Министерство императорского двора. Императорской Академии художеств вице-президент.

На копии подписи: 25 сентября 1900 г., 2208.

 

В. С. ФЕДОРОВ 1 — СЕРОВУ

<Конец сентября 1900 г. Петербург>

М<илостивый> г<осударь> Валентин Александрович! По поручению канцелярии м<инистерства> и<мператорского> д<вора> имею честь уведомить, что просьба Ваша о предоставлении Вам возможности воспроизвести снимки с мундира его императорского величества 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барытинского полка и других предметов обмундирования, необходимых для написания заказанного Вам портрета государя императора, а так же об отводе Вам в Зимнем дворце для исполнения работы по упомянутому заказу помещения сообщена канцелярии м<инистерства> и<мператорского> д<вора>, куда соблаговолите обратиться за дальнейшими указаниями.

Пользуясь случаем, прошу принять уверение в совершенном моем почтении и преданности Федоров

ЦГИА. по копии письма.

Письмо было отправлено на печатном бланке: М<инистерства> и<мператорского> д<вора>. И. д. заведующего хозяйственным отделом.

На копии надписи: Его высокоблагородию В. А. Серову, 9721.
____________

1 Коллежский советник Венедикт Саввич Федоров в то время исполнял обязанности заведующего хозяйственным отделом кабинета его императорского величества.

 

СЕРОВ — В. В. МАТЭ 1

Среда 4 октября <1900 г. Москва>

Любезный Василий Васильевич,

очень Вам благодарен за Ваше внимание к моим просьбам. Представьте, я решил все-таки напоследок повидать, что собрано по искусству в Париже и ехать туда, заехав в Петербург и Териоки. Буду у Вас в воскресенье. Теперь все (500 руб. у меня есть на проезд в Париж) свои деньги я роздал. Затрудню ли я Вас, если возьму у Вас 200 руб. Рад, что нашлись те 100 руб. Ну, будьте здоровы. До свидания.

В. Серов

Семье поклон. И если Вам — помимо меня, т. е. стройки, нужно быть в Териоках — так съездим вместе 2. Весьма возможно, что едем с Ольгой Федоровной <Серовой>.

Относительно платы за работу Кутепову я не спрашивал, меня интересовало, в полную ли собственность переходили к нему оригиналы, но не понимаю, почему Илья Ефимович <Репин> делает из этого секрет.

ГТГ.
___________

1 Василий Васильевич Матэ (1856—1917) — гравер, действительный член Академии художеств с 1890 г., профессор с 1894 г.; друг Серова. В 1899 г. Серов исполнил офортный портрет Матэ.

2 В то время Серов по совету Матэ приобрел земельный участок на берегу Финского залива рядом с дачами Матэ и Л. Т. Андреева и начал там строительство дачи.

 

СЕРОВ — И. С. ОСТРОУХОВУ

<Телеграмма> <9>21 октября 1900 г. Париж

Je te prie m'esp?dier cinq cents francs par Hoskier 1.

Seroff

[Прошу тебя выслать мне пятьсот франков через Оскиер. (франц.)

Серов]

На телеграмме: Москва, Трубников<ский> пер. Илья Остроухов

ГТГ.

 

И. И. ТОЛСТОЙ, В. П. ЛОБОЙКОВ — СЕРОВУ

<12 октября 1900 г. Петербург>

Члену распорядительного комитета по устройству выставок журнала “Мир искусства” академику В. А. Серову

В ответ на прошение от 25 августа с. г., о предоставлении для вышеупомянутой выставки зал и<мператорской> А<кадемии> х<удожеств> с 5 января по 15 февраля 1901 г., имею честь уведомить, что по рассмотрении этого ходатайства в Совете Академии, залы Академии предоставляются для выставки “Мира искусств”, но с некоторым изменением срока, а именно с 5 января по 4 февраля 1901 г. ввиду того, что весенняя выставка, которая открывается на первой неделе Великого поста (начало поста 11 февраля) должна иметь по крайней мере одну неделю, для ее подготовления, на что и предполагается предоставить время с 11 февраля.

Не встречая препятствий к исполнению Вашего предложения о том, чтобы чистая прибыль от Вашей выставки была предоставлена в пользу нуждающихся учеников В<ысшего> х<удожественного> у<чилища>, считаю долгом предупредить, что на основании ст. 2 высочайше утвержденного 23 февраля 1895 г. положения о благотворительном капитале императора Александра III, в означенный капитал должны быть внесены 5 % с платы за входные билеты на Вашу выставку.

Вице-президент гофмейстер дв<ора> е<го> и<мператорского> в<еличества> гр. И. Толстой Секретарь В. Лобойков

ЦГИА. по копии.

Письмо было отправлено на печатном бланке: Министерство императорского двора. Императорской Академии художеств вице-президент.

На копии надписи: 12 октября 1900 г., 2390.

[Прошу тебя выслать мне пятьсот франков через Оскиер. (франц.)

Серов]

 

ЛАТУ ЭНЕ — СЕРОВУ

<Октябрь 1900 г. Париж>

Милостивый государь!

Имею честь сообщить вам, что я приобрел исключительное право на воспроизведение официальной медали, предназначенной для экспонентов Всемирной выставки в Париже 1900 г., и что только мне разрешено предоставлять ее награжденным по следующим ценам:
медаль с позолотой высшего качества. .............. 100 фр.
с прочной позолотой. ................. 75 фр.
посеребреная. .................... 60 фр.
бронзовая ...................... 50 фр.

Я также могу предложить по этим ценам обе отдельные стороны медалей в футлярах или на винтах. Я имею также возможность предоставлять специальные жетоны членам жюри, внеконкурсным участникам выставки, сотрудникам и лицам, удостоенным Большой награды или почетного отзыва. Для порядка и с тем, чтобы избежать опоздания, я прошу гг. экспонентов сопроводить свои заказы соответствующей суммой. Заказы выполняются тотчас по их получении. В ожидании вашего ответа, примите, милостивый государь, мои почтительные приветствия.

Лату Эне

ГТГ. с текста письма-проспекта. Проспект был напечатан па бланке:

Exposition Universelle de Paris 1900. Lathoud Ain?. 50, avenue Bosguet. Paris.

 

СЕРОВ — А. П. ЧЕХОВУ 1

1900 2 XI <Москва>

Многоуважаемый Антон Павлович!

Простите сегодня к 9 ч. должен быть в школе <т. е. Училище живописи>. Позвольте зайти завтра.

Ваш В. С.

ГБЛ. Публикуется по автографу на визитной карточке Серова. Так же как и три следующие письма.
____________

1 Антон Павлович Чехов (1860—1904) — русский писатель.

 

СЕРОВ — А. П. ЧЕХОВУ

1900 1 XI <Москва>

Многоуважаемый Антон Павлович!

Нужно быть сегодня в школе позвольте быть у вас завтра к 10 час. аккуратно.1

Ваш В.Серов

ГБЛ. Публикуется по автографу на визитной карточке Серова.
___________

1 Дата проставлена Чеховым.

 

А. П. ЧЕХОВ — СЕРОВУ

15 ноября 1900 Москва

Многоуважаемый Валентин Александрович, все эти дни мне нездоровится, голова болит очень, и потому до сих пор я не был у Вас. Простите, пожалуйста. Если я теперь, в ноябре, не сумею побывать у Вас, то не разрешите ли Вы мне побывать у Вас весной, в начале апреля, когда я, по всей вероятности, опять буду в Москве? И тогда бы я отдал Вам сколько угодно времени, хотя бы три недели 1. Желаю Вам всего хорошего. Очень рад, что судьба доставила мне случай познакомиться с Вами это было моим давнишним желанием. Крепко жму руку.

Искренно преданный А. Чехов

На конверте:
Его высокоблагородию Валентину Александровичу Серову.
Б. Знаменский пер. д. бр. Улановых.

ЦГАЛИ.

 

СЕРОВ — А. П. ЧЕХОВУ

<16 ноября 1900 г. Москва>

Многоуважаемый Антон Павлович!

Получил я ваше письмо и решил просто с карандашом и бумагой придти к 10 часам утра,быть может, вы сможете уделить мне часа 11/2.Надеюсь.

В. Серов 1

ГБЛ. Публикуется по автографу на визитной карточке Серова. Имеется пометка Чехова:

1900 XI
___________

1 Пребывание Чехова в Москве было непродолжительным, и Серов не успел закончить портрет. После смерти писателя он подарил его М. П. Чеховой. Портрет датирован 1902 г.

 

СЕРОВ — В. В. МАТЭ

16 ноября <1900 г.> Москва

Любезный Василий Васильевич,

пробовал эти дни нарисовать что-либо для юбилейной книги Ю. С. Грюнберга. Пробовал два раза ничего не вышло. Решил послать один из офортов басен “Лев и лисица”. Мне кажется, что она может выйти цинкографией и даже без сетки.

В. Серов

ГТГ.

 

А. Е. ЛЬВОВ — СЕРОВУ

<20 ноября 1900 г. Москва>

Милостивый государь Валентин Александрович!

Совет Московского художественного общества в заседании своем 18 с<его> ноября, выслушав доклад мой о пожертвовании Вами 52 р. 50 к. в пользу недостаточных учащихся вверенного мне Училища, постановил выразить Вам свою благодарность, о чем считаю приятным для себя долгом Вас уведомить. Примите, милостивый государь, уверения в совершенном моем уважении я преданности.

Кн. Львов

ЦГАЛИ. Полностью по копии письма.

На копии надписи: Его высокоблагородию В. А. Серову, 672.

 

СЕРОВ — А. Н. БЕНУА

Вторник <21 ноября 1900 г. Москва>

Любезный друг Шура,

наконец-то, я имею разгадку загадочной телеграммы. Знаешь, приятно получить часов в 5 ночи телеграмму: “Не предпринимай ничего, считай мое письмо неполученным” — письма-то ведь никакого еще нет — только сегодня получил его. Это все пустяки, разумеется, но что же вы или мы решили или решим в защиту уважаемого редактора “Мир искусства”? Интересно бы знать. Между прочим, от Чехова: он мне сообщил, что Суворин 1 с Бурениным сейчас здесь, в Москве. Не пойти ли и мне, в свой черед, колотить его — чем только не знаю — цилиндра у меня нет.

Вы думаете, что Буренин 2 этим фельетоном не ограничится? А то так, в сущности, на него откликаться, да еще в такой торжественной форме (за подписью всех нас), пожалуй, не стоит много чести. Были мы тут с Переплетчиковым (какая длинная фамилия однако) в новом консерваторском здании. Очень и очень недурной зал и весьма и весьма пригоден для нашей выставки. Разумеется, в украшениях не без лепной роскоши, ну да сравнительно ее не так уж много, а, главное, хороший верхний свет и, кроме того, есть еще две боковые длинные комнаты с боковым светом, кот<орые> можно использовать — антре [Антре — от французского entree — вход.] прямо великолепно. Морозов 3 (один из директоров) обещал со своей стороны сделать все возможное, чтобы зал был наш.

Редакционный академик

А что Академия? Напишите. Жена кланяется тебе и семейству. Поклон всем.

ГРМ.
_________

1 Алексей Сергеевич Суворин (1834—1911) — журналист, драматург, издатель реакционной газеты “Новое время”.

2 Виктор Петрович Буренин (1841—1926) — поэт-сатирик, драматург и критик, с 1876г. сотрудник и член редакции газеты “Новое время”, известный своими постоянными нападками на многих крупных деятелей литературы и искусства.

3 Имеется в виду М. А. Морозов, который был казначеем Московской консерватории.

 

СЕРОВ — С. П. ДЯГИЛЕВУ

Среда <29 ноября 1900 г. Москва>

Дорогой Сергей Павлович,

что у вас делается? С Вольфами история длинная, кажется 1, судя по рассказу Михаила Анатольевича < Мамонтова>. Говорят недурная, т. е. интересная статья есть в “России” — иду сегодня к Остроухову, прочесть 2, а кстати и относительно Левитана. Между прочим Мекк, С. Т. Морозов и, кажется, Трояновский дают свои картины Левитана на посмертную выставку с тем условием, чтобы 20% входной платы причитались сестре 3 Исаака Ильича, кот<орой> он помогал всю жизнь, она в большой нужде. Не знаю, как прикажешь — объявить это ему, т. е. Адольфу <Левитану> мне или тебе написать. По-видимому, сей Адольф не из приятных личностей.

Чехов обещал и подтвердил свое обещание написать о Левитане. Знакомый Коровина сообщил ему, будто бы он слышал от Тенишева4 в Париже — что все панно 5 проданы , но как, кому и куда — неизвестно. Между прочим, Тенишев будто бы заявил так — “Ну, а вот на Коровине я нажил”. Эти панно необходимы на выставку. Надо бы узнать как-нибудь обстоятельнее. Голубкина слепила великолепный камин 6 — серьезно — я ангажировал его на выставку. Она сердится на тебя, что она не была спрошена о помещении ее вещей в журнале. Относительно зала — Морозов еще не был у меня, а между тем, сам я опасаюсь отправляться к Сафонову 7.

Не пойму — зал как будто обещан Gervex'y 8, а между тем, я знаю, насколько желает Сафонов хотя бы несколько последних симфонических концертов перенести в новый зал — время как раз то, кот<орое> мы просили. Получил “Россию” и “Новости...”, и что за друг у нас Кравченко 9. А Стасов-то, Стасов! Чего он не наворотил, вот брехун старый. Откуда взялись А. Васнецов и Поленов?????! 10 За Апполинария я рад, его прямо-таки с Нестеровым сажают в “Мир искусства” и оттуда не выпускают. Положение их в этом году будет все же довольно критическое. Ходят слухи, что Нестеров выставит (не у нас, не на передвижной), а здесь, в Москве, на периодической — мило. Запроси-ка его.

Да, шуму-то, шуму — смех один. Что-то было на заседании в понедельник, не напишите ли мне. Ведь отменить формальную нам данную бумагу с подписью гр. И. И. Толстого мне, кажется, нельзя. Не потребуют же ее... обратно... ведь ни за что не отдадим — нет?? Презабавная история. Можно опять пойти и к Владимиру 11. Хороши ревнители действительного искусства действительные члены Академии. Черт возьми, ведь можно им бросить назад и чин академика, коли на то пошло.

Пока академик еще В. Серов.

Насчет чинов хорошо имеется у Стасова в статье.

ГТГ.
____________

1 Вольфы книгоиздатели и владельцы книжных магазинов в Петербурге.
2 В газете “Россия” (1900, № 572, 26 ноября) в разделе “Художественная хроника” была напечатана статья Н. И. Кравченко по вопросу устройства выставки “Мира искусств” в помещении Академии художеств.
3 Имеется в виду старшая сестра Левитана Тереза Ильинична, в замужестве Бирчанская, имевшая двенадцать детей.
4 Вячеслав Николаевич Тенишев, кн. (1843—1903) — инженер путей сообщения, крупный промышленный и банковский деятель. Генеральный комиссар русского отдела на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Муж М. К. Тенишевой.
5 Речь идет о панно К. Коровина “Северное сияние”, “Ловля трески”, “Кит”, экспонировавшихся на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. На выставке “Мир искусства” было также панно “На севере” совместной работы К. Коровина и Н. Досекина.
6 На выставке “Мира искусства” в 1901 г. камин А. С. Голубкиной был.
7 Василий Ильич Сафонов (1852—1918) — пианист, дирижер, директор Московской консерватории с 1889 г.
8 Анри Жервекс (1852—1929) — французский исторический живописец. По поручению своего правительства исполнил картину “Панорама коронации Николая II”, на которой изобразил момент возложения царем на себя короны.
9 Николай Иванович Кравченко (1867—1941) — критик и художник. Кравченко автор нескольких статей о Серове и кратких воспоминаний о встречах с ним.
10 По поводу разрешения Академии художеств устроить выставку “Мира искусства” в ее помещении Стасов выступил со статьей “Шахматный ход декадентов” (“Новости и биржевая газета”, 1900, №№ 327 и 336, 25 ноября и 4 декабря).
11 Речь идет о президенте Академии художеств вел. кн. Владимире Александровиче.

 

Д. В. ФИЛОСОФОВ 1— СЕРОВУ

СПб 30 ноября <1900 г.>

Дорогой Валентин Александрович,

так как наши почтенные и обремененные занятиями руководители худож<ественного> мира, редакторы 2 двух русских художественных журналов и прочая, и прочая, и прочая... едва ли соберутся тебе написать, то пишу я, один из присных. Письмо твое было внимательно прочтено всей редакцией, за исключением одно<го> Вальтера Нувеля, который вот уже с неделю лежит в инфлуэнце. После прочтения постановлено: благодарить и послать телеграмму (надеюсь, что ты ее получишь ночью, хотя она послана в 4 ч. дня!). Коровина адрес Сережа <Дягилев> забыл. <Русский>музей выразил желание иметь панно, а Тенишев или м<инистерство) ф<инан>сов подарило их ему. Знает все это Сережа от Тенишева, к которому он ездил подлизываться. Прошение велик. кн. 3 уже послано в Грецию. Тенишев обнадежил.

Теперь самое интересное, скандал в Академии. Заседание было 27-го и длилось с 8 до 1 ч. Первый говорил Позен 4, о том что он сторонник всего нового, но есть “новое и новое”. Чуму пускать в Академию нельзя. Словом — зри статью этой сволочи Стасова, которому я публично при публике и служащих не подал руки. Считаю его подлецом. Вся его цена, в моих глазах, была в том, что он держался твердо своих убеждений и потому ненавидел нас. Теперь же из бессильной злобы он для того, чтоб нам напакостить, отступился от всех своих убеждений и начал спасать Академию и заниматься доносами, что, мол, начальство смотри в оба. Хотел поссорить нас с <И. И.> Толстым. После этого — цены старику нет никакой, и чтобы раз навсегда с ним разделаться, я решил прибегнуть к вышеупомянутой экстренной мере, черт с ним. Но к делу.

Позену возражал Толстой и сказал, что из слов Позена он заключает, что Академия отвечает за достоинство устраиваемых в ее стенах выстав<ок>. Но он с своей стороны думает, что Академия ничего общего, напр<имер>, с такой выставкой, как акварельная, иметь не может. После этого говорил Беклемишев 5 на ту тему, что без общего Собр<ания> Толстой не имел права отдавать залу под выставку. Прежде совет отдавал залы без об<щего> Собр<ания> только тем, кто уже в предыдущие годы имели разрешение, т. е., на повторные выставки. На это Толстой возразил, что он жалеет, что прежде дело было так, что он с этим не согласен и что вообще он считает, что ему, как вице-президенту, по уставу, принадлежит право сдавать залы не только без общего Собр<ания>, но даже и без Совета и что впредь он так и будет поступать.

На это говорил Куинджи:
“Мы ожидали, что Вы перед нами извинитесь, а Вы вдруг нас еще больше обидели. Впрочем, с своей стороны, я за “Мир искусства”, не забудьте, господа, что со временем участники выставок “М<ира> и<скусства>” будут сидеть здесь, на наших местах!” Куинджи играл двойств<енную> роль. Говорят, он редактировал протест, а вместе с тем он же обругал протестантов. После него говорил Репин. Он сказал очень теплую и прочувственную речь за “М<ир> и<скусства>”, кончил так: “Я особенно понимаю и близко чувствую все, что происходит в “М<ире> и<скусства> ”, так на меня самого плевали в течение всей моей жизни”. Замечательно, что И<лья> Е<фимович> был один из первых “плюнувших” в “Мир иск<усства>” 6.

В заключение И. И. Толстой сказал, что он предупрежд<ал> Собрание, что все эти прения, длившиеся около 3-х часов, происходили в Собрании 60 чел<овек> и что понятно будут всем известны. Он считает нужным отметить этот факт. Сведения эти имеются от Лобойкова и от Альб<ерта> Бенуа 7. Таким обр<азом>, победа полная. Лобойков сказал, что он будет писать протокол, в котором будет “in extenso” [в извлечении (лат.)] протест и “оправдание” Совета и все речи. Все это будет пропечатано в “М<ире> и<скусства> ” с разрешения графа <Толстого> 8. Дa, забыл сказать, что в своем “оправдании” граф заявил, что отдал он залы “Миру иск<усства>” с разрешения Владимира . Молодец Владимир! Ну как не поздравить после этого его 14 февр<аля> в день его юбилея (25 лет президентства). Таким образом, залы за нами. Ждем тебя с нетерпением, надо уж очень энергично действовать, а пока обнимаю тебя. Привет всем .твоим, Ольге Федоровне и деткам.

Твой Д. Философов

Жива ли “умирающая свинья?” Да, вышла ли первая часть книжки Шуры, “История русс<кой> живописи”. Издание Левитана готово. Все дело за Чеховым и переплетом.

ГТГ.
______________

1 Дмитрий Владимирович Философов (1872—1940) — критик и публицист, один из основных сотрудников журнала “Мир искусства”. После 1905 г. Философов занял реакционные политические позиции. Эмигрант. В 1899 г. Серов исполнил его литографированный портрет.

2 Речь идет о С. П. Дягилеве, редакторе “Мира искусства”, и А. Н. Бенуа, редакторе “Художественных сокровищ России”.

3 Георгий Михайлович, вел. кн. (1863—1919) — генерал-лейтенант, генерал-адъютант, управляющий Русским музеем с 1897 г. В 1901 г. Серов исполнил его портрет (ныне в Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева).

4 Леонид Владимирович Позен (1849—1921) — скульптор, член Товарищества передвижников с 1894 г., действительный член Академии художеств с 1895г.

5 Владимир Александрович Беклемишев (1861—1920) — скульптор, действительный член Академии художеств с 1893 г., ректор Высшего художественного училища в 1900—1903 и 1906— 1911 гг.

6 Имеется в виду письмо Репина “По адресу “Мира искусства” (“Нива”, ежемесячное литературное приложение, 1899, № 15, 10 апреля), в котором он, возмущенный направлением журнала, объявил о своем выходе из числа его сотрудников.

7 Альбер (Альберт) Николаевич Бенуа (1852—1936) — акварелист, действительный член Академии художеств с 1894 г., председатель Общества акварелистов. Брат Александра Бенуа.

8 Протокол заседания Собрания Академии художеств от 27 ноября 1900 г. был напечатан в журнале “Мир искусства”, 1900, № 23-24, с. 244—248.

 

СЕРОВ — С. В. МАЛЮТИНУ

<Февраль ноябрь 1900 г. Москва>

Сергей Васильевич!

Имею Вам передать два счета по поручению С. П. Дягилева от рамовщиков в Петербурге — деньги как-нибудь почтой Вам придется послать Дягилеву — Литейная, 45.

ЦГАЛИ. Публикуется по автографу на визитной карточке Серова.

 

СЕРОВ — А. Н. БЕНУА

1 декабря <1900 г. Москва>

Ну-с, дорогой устроитель-совратитель — не дают нам консерваторского зала, там предположены репетиции. Думаю все-таки немножко порасспросить, не штуки ли это какие-нибудь опять, и предоставлен ли зал Жервексу. Да! Да! Ну что же, черт возьми. Академия с действительными ее членами? Дайте же знать — ведь любопытно. Здорово — дадут зал — скандал (старосте 1 на руку), не дадут зал — еще пуще скандал (старосте на руку), вот нам, пожалуй, плохо. Хотя Стасов и пишет, что зал и помещений и в Питере и в Москве сколько угодно, что, мол, нет, нам Академия-с нужна — а на самом-то деле их как будто нет совсем.

Телеграмму твою, как всегда, разумеется, получил я около 5 часов утра, и как я не был рад еще новому шагу декадентов — но проклял твою систематическую систему (приемов что ли) посылать телеграмму между 9—11 ч. вечера. Умоляю переменить часы отправления. Ну, хорошо,панно-то Коровинские все-таки будут на выставке? Узнал от Остроухова Мих<аил> Пет<рович> Боткин 2 похвалялся, что он тишайший, нижайший, сладчайший виновник недопущения или изгнания наших выставок у Штиглица.

Начинаю думать, что мы все герои нас гонят... Между прочим, меня интересует в Академии, на открытии, полковая музыка будет или нет.

Академик В. Серов

Р. S. Был у В. М. Васнецова, видел у него проект раскраски кремлевского дворца великолепно, право. Если это утвердят (а тут и у Васнецова есть враги), будет одно веселье и на Кремль можно будет смотреть, не потупляя глаз перед дворцом 3. Впрочем, кажется, я уже писал об этом.

Спасибо Философову за присылку газет.

ГРМ.
__________________

1 Под “старостой” Серов имеет в виду С. П. Дягилева. Это слово в отношении Дягилева ввел В. В. Стасов в статье “Нищие духом”, в которой он назвал Дягилева “декадентским старостой”.

2 Михаил Петрович Боткин (1839—1914) — живописец, писал портреты, жанровые и историко-библейские картины. Академик с 1863 г. Действительный член Академии художеств с 1893 г. и ее почетный член с 1912 г. Директор музея Общества поощрения художеств с 1896 г. Коллекционер. Автор книги “Александр Андреевич Иванов, его жизнь и переписка” (СПб., 1880).

3 Спустя полгода в “Правительственном вестнике” (1901, № 117, 1 июня) появилась заметка о том, что “мысль об орнаментальной раскраске кремлевских дворцов в Москве в русском стиле” принята.

 

СЕРОВ — А. П. ЧЕХОВУ

<После 21 декабря 1900 г. Москва>

Многоуважаемый Антон Павлович,

имею печальное извещение — будто Вы отказываетесь писать об Левитане — умоляем не отказывать нам в нашей справедливой просьбе — несколько слов воспоминаний об Исааке Ильиче необходимы для издания его труда и никому другому, как Вам, надлежит это сделать.

В. Серов

Нужен для издания тоже портрет Исаака Ильича, над которым я бьюсь сейчас. Искать и сделать по фотографиям живое лицо — тяжелый, неприятный труд. Но нужно, нужно сделать все возможное в память такого художника, как И. И. Левитан — таких у нас не очень много 2.

ГБЛ. Публикуется по автографу на визитной карточке Серова. На автографе имеется пометка Чехова: 1900, XII.

 

СЕРОВ — Н. П. УЛЬЯНОВУ 1

<29 декабря 1900 г. Москва>

Многоуважаемый Ульянов (простите, я так спешу, что боюсь ошибиться в имени и отечество). Еду сейчас в Питер. Быть может, приеду к началу занятий, а быть может, несколько позже. Надеюсь, что Вы сумеете устроить модели по-старому и без меня. Заказчику портрета с фотографии я написал, но ответа пока еще нет.

Ваш В. Серов

29 декабря.

На конверте: Г-ну Ульянову, ученику старшего класса от В. Серова.

ЦГАЛИ.
______________

1 Николай Павлович Ульянов (1875—1949) — живописец, театральный художник, график; ученик Серова в 1899—1903 гг.

 

В. В. фон МЕКК 1— СЕРОВУ

30 декабря 1900 <г. Заваловка>

Многоуважаемый Валентин Александрович!

Очень сожалею я, что не удалось мне уговорить Анну Львовну отдать на выставку панно А. Васнецова 2. Не будете ли Вы так добры сообщить мне, где и когда будет посмертная выставка произведений И. И. Левитана. До какого числа продолжится выставка “Мира искусства”? Будет ли она в Москве? 3 Мне бы очень хотелось попасть на нее. Еще одна большая просьба у меня к Вам, только боюсь затруднить ею Вас. Во всяком случае, если будет неудобно или невозможно, то я надеюсь, что Вы, не стесняясь, оставите без внимания мою просьбу. Дело в том, что Третьяковская галерея обещала мне в январе 1901 года выплатить оставшиеся 4.000 руб. за “Аленушку” 4.

Если Совет Третьяковской галереи располагает теперь деньгами, то не найдете ли возможным, не вручая этих денег мне, передать С. П. Дягилеву одну тысячу рублей от моего имени. Если понадобится расписка от меня в получении этих денег, то я мог бы письмом доставить ее Вам, для передачи Совету. Прошу Вас об этом, т. к. из деревни вернусь в Москву после 15-го янв<аря>, а Сергею Павловичу эти деньги могут понадобиться раньше.

Простите за беспокойство. Искренне преданный и уважающий Вас

В. фон Мекк

Мой адрес:
Киевский уезд
д. Фасова
им. Заваловка

ГТГ.
____________

1 Владимир Владимирович фон Мекк (1877—1932) — коллекционер и меценат, участвовал в некоторых мероприятиях “Мира искусства”, в том числе выпуске издания, посвященного Левитану, и в предприятии “Современное искусство”. В 1901 г. Серов исполнил портрет Мекка.

2 Анна Львовна фон Мекк, урожденная Давыдова (1864—1942) — жена железнодорожного деятеля Н. К. фон Мекка. Племянница П. И. Чайковского.

3 Выставка “Мира искусства”, состоявшаяся весной 1901 г. в залах Академии художеств, не была перевезена в Москву.

4 Картина В. М. Васнецова “Аленушка” была куплена у Мекка Советом Третьяковской галереи 27 апреля 1900 г.
 

1 | 2


Портрет Ф.Ф. Юсупова. Фрагмент (В.А. Серов, 1903 г.)

Схемы пространственного расположения фигур в портретах М.Я. Львовой и С.М. Боткиной

Портрет З.Н. Юсуповой. Фрагмент (В.А. Серов)





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Валентин Серов. Сайт художника.