Париж.
После смерти отца (Валентину тогда было шесть лет) для Серова началась жизнь скитальца. Валентина Семеновна, страстно увлеченная музыкой и общественной деятельностью, не хотела бросать ни того, ни другого. Но обнаружив серьезное пристрастие маленького сына к рисованию, она в 1874 году направилась в Париж, где тогда жил Репин - художник, которого она близко знала - уже прославившийся к тому времени картиной Бурлаки на Волге. Серова решено было отдать в обучение к Репину. В Париже юный Серов оказался фактически предоставленным самому себе. Занятия с Репиным и самостоятельное рисование были единственным его развлечением. Постепенно Серов становился замкнутым и угрюмым - черты характера, сохранившиеся в нем на всю жизнь.
Примечательно, что будучи в Париже, Репин ни словом не обмолвился о возможности и необходимости обучения у старых великих мастеров европейской живописи. "Натура, натура и еще раз натура", - говорил Репин, для которого "правда жизни" была единственно верным путем в живописи. Серов молчал, а думал о своем.
В 1900 году Серов участвовал во Всемирной выставке в Париже где получил Grand Prix за портрет Павла Александровича. Павел Александрович "хорошо танцевал, пользовался успехом у женщин и был очень интересен… Беззаботная жизнь удовлетворяла, и великий князь Павел никогда не занимал ответственного поста", - писал о нем один из членов императорского дома. В портрете чопорная поза великого князя натянута и скованна - он застыл, выдерживая эту позу с чрезмерным старанием, точно не уверенный в том, правильно ли он это делает. Фигуру князя обрамляет свободно развернутый в пространстве корпус лошади. Ее морда обращена к зрителю, а стоящие торчком "чуткие" уши придают ей выражение пристальной, настороженной внимательности. Лошадь деликатно переминается с ноги на ногу, словно в нетерпеливом ожидании и недоумении относительно непонятной задержки своего хозяина, почему-то надолго впавшего в остолбенение.
Серов совершал поездки в Париж также в 1906 и 1909 годах. В 1909 году по заказу Дягилева был исполнен рисунок для афиши балетных спектаклей Русских сезонов в Париже, изображающий балерину Анну Павлову в роли Сильфиды, а в 1911 - занавес к балету Шехеразада.
Портрет Н.С. Познякова (В.А. Серов, 1908 г.) | Портрет Иды Рубинштейн. Фрагмент (В.А. Серов, 1910 г.) | Портрет кн. О.К. Орловой (В.А. Серов, 1911 г.) |