Сецессион
(от лат. secessio — отделение, отход, обособление)
Название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца 19 – начала 20 века, которые представили новые направления в искусстве и образовавшихся на почве оппозиции официально признанному академизму. Наиболее известны «Мюнхенский сецессион», «Берлинский сецессион» и «Венский сецессион».
Мюнхенский сецессион, основанный в 1892 г. Ф. фон Штуком и руководимый с 1899 г. Ф. фон Уде, объединял, главным образом, представителей немецкого варианта стиля «модерн» — югендстиля. Одним из ведущих мастеров «Мюнхенского Сецессиона» с 1893 г. стал график, дизайнер и архитектор П. Беренс.
Берлинский сецессион, созданный в 1899 г., объединял в основном художников немецкого импрессионизма (первый президент общества — М. Либерман). 19 мая 1899 года в небольшом здании на улице Кантштрассе в берлинском районе Шарлоттенбург открылась выставка из 330 произведений живописи и графики и 50 скульптур. В 1905 году Берлинский сецессион переехал в новое здание на Курфюрстендамм 208, где в настоящее время размещается Театр на Курфюрстендамм. В 1909 году в Берлинском сецессионе состояло 97 членов.
В 1910 году в Сецессионе произошёл раскол, когда его жюри отвергло работы 27 художников, преимущественно экспрессионистов. По инициативе Георга Тапперта, Генриха Рихтера-Берлина и других, в частности Макса Пехштейна, была образована новая художественная группа — Новый сецессион. Её первая выставка открылась в мае 1910 года под названием «Отказники Берлинского сецессиона 1910». Пехштейн был назначен президентом, Тапперт — председателем.
После своего резкого письма, в котором Эмиль Нольде выступил против президента Макса Либермана, Нольде был исключён из Сецессиона, а спустя некоторое время Либерман и его ближайшие соратники сложили свои административные полномочия. Преемником Либермана на посту президента стал Ловис Коринт. В декабре 1912 года Пауль Кассирер был назначен председателем. Летняя выставка 1913 года стала последним успехом Сецессиона. Из-за того, что ряду картин было отказано в участии в выставке, их авторы организовали собственную выставку, что вызвало очередной раскол в Берлинском сецессионе. После того, как они отказались выйти из Сецессиона, о своём выходе из него заявили Слефогт, Либерман, Кассирер и ещё около 40 художников.
В марте 1914 года художники, покинувшие Берлинский сецессион, организовали Свободный сецессион, почётным президентом которого был назначен Макс Либерман. Берлинский сецессион просуществовал до 1933 года. Его последним президентом был майенский художник Эмиль ван Хаут.
Венский сецессион основан 3 апреля 1897 г. Густавом Климтом, Коломаном Мозером, Йозефом Хофманом, Йозефом Марией Ольбрихом, Максом Курцвайлем, Эрнстом Штёром, Вильгельмом Листом и другими художниками, порвавшими с господствовавшим в венском Доме художников консерватизмом и традиционными понятиями в искусстве, ориентированными на историзм. Примером для них стали Берлинский и Мюнхенский сецессионы. Первая выставка Венского сецессиона состоялась в 1898 году.
В том же 1898 г. Ольбрихом, учеником Отто Вагнера, на предоставленном городом земельном участке на улице Винцайле недалеко от площади Карлсплац и рынка Нашмаркт был возведён выставочный павильон, который венцы также сокращённо называют «Сецессионом». К значительным заслугам художественной группы относят её выставочную политику, благодаря которой венской публике стали известны французские импрессионисты. Особую известность получила 14 выставка Сецессиона 1902 г., которая была посвящена Людвигу ван Бетховену. Выставка была организована Йозефом Хофманом. В центре размещалась статуя Бетховена работы Макса Клингера, которую окружал «Бетховенский фриз» Климта. 14 июня 1905 года из-за разногласий во взглядах на искусство Густав Климт покинул Венский сецессион вместе с некоторыми другими художниками (например, Карлом Моллем).
Венский сецессион сгруппировал представителей австрийского «модерна», который получил название «сецессионстиль» («стиль Сецессион»). Ядром «Венского сецессиона» стал журнал «Вер сакрум» (основан в 1898 г.), бывший также органом австрийского литературного символизма (эссе Г. фон Гофмансталя, стихи Р.М. Рильке).
Характерные черты «сецессионстиля»: для живописи — мозаичная многоцветность и изощрённая орнаментальность (Климт); для графики — геометрическая ясность рисунка при его общей свободной декоративности (Климт, К. Мозер, И.М. Ольбрих, И. Хофман); для архитектуры — чёткость объёмов, ритмическая упорядоченность членений, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений (О. Вагнер, Ольбрих, Хофман).
Характерной особенностью «сецессионстиля» (включая и декоративно-прикладное искусство) являлось тяготение его мастеров к прямолинейной орнаментике, сохранявшей геометрическую жёсткость даже в самых сложных комбинациях; отсюда «сецессионстиль» иногда называют «стилем квадрата». Деятельность «Венского Сецессиона» во многом приводила как к утверждению и расширению положительных принципов модерна - в книжной графике, архитектуре, так и к распространению его упаднических тенденций (в изобразительном искусстве — склонность к претенциозной символике, болезненной эротике, произвольное искажение форм предметного мира).
Фриз Бетховена. Фрагмент. Г. Климт. 1902 г.
|
Хоровод роз. Ф. фон Штук.
|
Здание Берлинского сецессиона.
|