Картон
(от итальянского cartone, от carta — бумага)
1) Твердый толстый листовой или лентообразный материал. Основное отличие бумаги от картона заключается в количестве слоев. Картон вырабатывают из грубых волокнистых материалов (бурой древесиной массы, полуцеллюлозы, сульфатной целлюлозы, макулатуры). В зависимости от назначения и физико-механических свойств различают картоны тарные, полиграфические, обувные, строительные, электроизоляционные, прокладочные, текстильные и др. Начало картонного производства относят к середине XVI в., когда зародилось книгопечатание и для сохранения напечатанных текстов изготавливали своеобразные обложки, путем склеивания нескольких листов бумаги вместе.
Производство картона.
Картон - это материал, изготовляемый из волокон древесины. Основными полуфабрикатами являются целлюлоза (белая, бурая), химическая древесная масса и макулатура. Целлюлозу производят из древесины различных пород путем механического и химического воздействия на нее. При механическом воздействии получают короткие волокна низкого качества; химическое воздействие (кислоты) позволяет получать более качественную длинноволокнистую целлюлозу. Полученный продукт называется бумажной массой, из которой после сушки вырабатывают различные типы бумаги.
Качество картона определяется физическими, химическими и механическими показателями. К физическим свойствам относятся: масса, объемная масса, толщина, воздухопроницаемость (пористость), просвет, прозрачность, лоск, гладкость, цвет, оттенок, влажность и влагопрочность; к химическим - зольность, кислотность и щелочность, род и степень проклейки; к механическим - упругость, удлинение в момент разрыва, сопротивление разрыву при растяжении, излому при перегибе, устойчивость к раздиранию и скручиванию.
Типы и виды картона.
Классифицировать картон по типам достаточно проблематично, так как нет единого критерия типологизации. Потому, следует иметь ввиду многие факторы, как то: основные виды картона, основные сферы его применения, места производства и многое другое. Принято считать, что основными видами картона являются тарный, коробочный, гофрированный и плоский склеенный.
Гофрированный картон занимает 75% от общего производства картона в России. Гофрокартон бывает двух, трех, пяти и семислойный. Из этих видов картона изготавливается различная гофротара: картонные коробки для техники и посуды, гофроящики, в которых можно транспортировать даже автомобили. Такое широкое применение картон получил, благодаря тому, что продукция из него прочная, экологически чистая и недорогая.
Тонкий картон с плотностью от 200 до 400 г/м2 (хром-эрзац) часто используется как самостоятельно, так и в сочетании с другими упаковочными материалами. Это трехслойный коробочный картон, как правило, двухсторонний. Наибольшее распространение тонкий картон, обладающий высокой жесткостью, имеет в производстве складных коробок. При производстве тонкого картона, помимо первичного волокнистого материала (целлюлоза), используют вторичное сырье, красящие вещества, пигменты, склеивающие материалы (каустическая сода, квасцы и т.д.), крахмал для придания более качественного внешнего вида поверхности. Картон с плотностью от 401 до 1200 г/м2 предназначен, прежде всего, для изготовления ящиков с клеевым креплением боковых стенок или с применением металлических скрепок.
2) Картон в живописи — рисунок углём или карандашом (или в два карандаша — белый и чёрный), сделанный на бумаге или на грунтованном холсте, с которого уже пишется картина красками. Первоначально подобные рисунки делались исключительно для фресок, толстая бумага, на которой делался рисунок, проколотая по его контуру, накладывалась на грунт, подготовленный для фресковой живописи, и посыпалась угольным порошком по проколу, и таким образом на грунте получался слабый чёрный контур. Фресковая живопись писалась сразу без поправок, поэтому нанесение готового, совершенно обдуманного контура было необходимо.
Законченные картоны часто имеют ценность картин, за исключением красок; таковы картоны Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля (картоны к «Афинской школе» хранятся в Милане), Андреа Мантеньи, Джулио Романо и др. Нередко знаменитые художники исполняли картоны для тканых ковров-картин; известны семь картонов Рафаэля из «Деяний апостольских», исполненные им для фламандских ткачей (хранятся в Кенсингтонском музее в Лондоне), четыре картона Мантеньи.
Из картонов XIX в. можно упомянуть работы Фридриха Овербека, Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда, П.Й. Корнелиуса («Разрушение Трои», «Страшный Суд» и др.), Вильгельма фон Каульбаха («Разрушение Иерусалима», «Битвы гуннов» и др.), Энгра — для живописи на стекле в усыпальнице Орлеанского дома. В России по картонам выполнена живопись в Исаакиевском соборе (не сохранились). Иногда картоны создают одни художники, а картины по ним — другие. Так, Петер Йозеф Корнелиус отдавал некоторые картоны почти в полное распоряжение своих учеников.
Картон в бобинах.
|
Ивы. Я.В. Марченко. Этюд на картоне.
|
Страшный суд. П.Й. Корнелиус. Фреска с картона.
|