Усадьба Кусково в Подмосковье
Уникальным художественным ансамблем эпохи «русского барокко» стала подмосковная усадьба Кусково, в 1740-х гг. — владение графа Петра Борисовича Шереметева (1713— 1788), елизаветинского вельможи, сына знаменитого фельдмаршала Б. П. Шереметева, сподвижника Петра Великого. Один из самых богатых людей России того времени, граф Шереметев задумал создать не традиционную усадьбу, а «увеселительный дом», с парком «регулярного стиля», наподобие французских.
Главные постройки размещались вокруг большого пруда и канала. Парк рассекали аллеи по «лучевому принципу», типичному для ландшафтной архитектуры эпохи Барокко. По пруду скользили гребные и парусные суда, В зеркале воды отражались огни фонарей и праздничные фейерверки. На берегу малого пруда в 1749 г. из красного кирпича с отделкой небольших деталей белым камнем возвели Голландский домик. Похожий домик построен в 1760-х гг. К. И. Бланком в Вороново, подмосковной усадьбе графов Воронцовых.
С 1761 г. архитектор Бланк работал в Кусково, его считают причастным к сооружению и «кусковского» домика. В иной версии, идея сооружения принадлежит Ю. И. Кологривову, «художественному агенту» Пeтpa I, который с 1727 г. жил в Москве и работал как архитектор для Шереметевых (непосредственно руководил строительными работами в Кусково с 1740-х гг. до своей кончины в 1755 г.). С 1755 г. строительство осуществлял крепостной архитектор Шереметевых Федор Семенович Аргунов, ранее помогавший С. И. Чевакинскому, в частности на строительстве «Фонтанного дома» Шереметевых в Петербурге.
Вокруг Голландского домика был распланирован «голландский садик», внутри находилась коллекция картин, стены интеръеров сплошь облицованы кафеллем — расписными плитками синим кобальтом по белому фону, «под Голландию». Симметрично Голландскому относительно центральной оси парка расположен Итальянский домик. Игра в экзотику дополнялась деревянной беседкой Пагоденбург (нем. Pagodenburg) — сооружение в «китайском стиле», с резными орнаментами, рокайлями и статуями, вопреки названию, мало напоминающее пагоду (не сохранилось).
На пруду гости катались на «китайских лодках», созданных крепостным архитектором А. Ф. Мироновым, вероятно, по английским рисункам архитектора У. Чемберса. В Итальянском домике хранилась коллекция картин итальянских живописцев. По оси центрального партера возвели деревянный обелиск (1768), установленный в честь посещения усадьбы императрицей Екатериной II, и колонну со статуей Минервы (1779). В 1755 г. Аргунов построил павильон Грот, схожий с елизаветинским рококо аналогичных построек Растрелли и Чевакинского в Царском Селе под Петербургом. Интерьеры павильона (оформленные позднее) воссоздавали фантастическое подводное царство Нептуна.
В 1761—1762 гг. по проекту Аргунова возвели одно из самых оригинальных сооружений — Оранжерею с застекленными галереями, отчасти напоминающую постройки Сан-Суси. Главное здание усадьбы — деревянный дворец — построен в стиле Классицизма в 1769 — 1775 гг. (проект был заказан французскому архитектору Ш. де Вайи, но строил здание Бланк по проекту Аргунова).
Кусково называли архитектурным маскарадом, гуляющие по парку могли неожиданно оказаться то в Голландии, то в Китае, то в Италии, то во Франции (множество шутейных парковых павильонов не сохранилось). Панораму дополняли Зеленый театр, «Турецкий киоск» (малый театр), шомьер (хижина), готическая руина, «философский домик», «Храм тишины», зеленый Лабиринт, трельяж... Поэт М. М. Херасков, свидетель времени расцвета усадьбы, называл ее «Новыми Афинами». Мы же относим ее к эпохе «русского барокко».
Особенности возникновения и исторического развития искусства «русского барокко» во всех многообразных проявлениях стали причиной того, что в 1760-х гг. его произведения не отрицались, а перерабатывались и, соответственно эстетике иного времени, плавно и бесконфликтно усваивались искусством русского классицизма второй половины XVIII в. В этом заключается одна из основных особенностей развития художественных стилей в России.
Усадьба Кусково.
|
Усадьба Кусково. Манежная площадь.
|
Кусково, усадьба-музей Шереметевых.
|