Неоидеализм
Течение в немецком искусстве, созданное эстетиком К. Фидлером, скульптором Адольфом фон Хильдербрандом и живописцем Хансом фон Маре в 1860 – 1880-х годах; к нему относят также некоторых художников, идейно и стилистически близких неоидеализму (Ансельм Фейербах и других).
Противопоставляя себя академизму, натурализму и эклектизму, представители неоидеализма провозглашали следование извечным идеалам красоты, возрождение пластической ясности, безмятежности и монументальности классического искусства. Искусство рассматривалось как возможность преодоления «хаоса», а формотворчество – как отражение специфической «формы видения» художника. Основные положения неоидеализма тесно смыкаются с принципами неоклассицизма.
Маре (Marees) Ханс фон.
(24 декабря 1837 г., Эльберфельд, Северный Рейн-Вестфалия - 5 июня 1887 г., Рим)
Немецкий живописец. Учился у К. Штеффека в Берлине (1854-1855 г.). В 1864-1870 г. и с 1873 г. жил в Италии. Под влиянием искусства итальянского Возрождения обратился к монументально-декоративной живописи, добиваясь жизненной конкретности изображаемого (фрески Зоологической станции в Неаполе, 1873-1874 г.)
Разделяя эстетические взгляды А. Хильдебранда и К. Фидлера, Маре стремился в аллегорических образах воплотить мечту о «золотом веке» человечества, добивался выразительности чисто пластических элементов своих произведений («Золотой век», 2 варианта, 1879-1885 г., Новая галерея, Мюнхен). Его поздние сюиты-триптихи на мифологические темы отличаются ясным распределением основных масс, мерной ритмикой форм, известной звучностью колорита; плоскостностью композиции и контурной линеарностью они предвосхищают живопись «модерна». Вместе с тем тяготение к абстрактному, построенному на ассоциациях с классическим искусством, художественному идеалу вносит в произведения Маре элемент холодной отвлечённости («Суд Париса», 1880-1881 г., Национальная галерея, Берлин; «Геспериды», 1884-1887 г., Новая галерея, Мюнхен).
Хильдебранд, Гильдебранд (Hildebrand) Адольф фон.
(6 октября 1847 г., Марбург, Гессен, - 18 января 1921 г., Мюнхен)
Немецкий скульптор и теоретик искусства. Учился в Художественной школе в Нюрнберге (1864-1866 г.) и в Мюнхене (1866-1867 г.)
С 1867 г. попеременно жил в Италии и Германии. Художественно-теоретические взгляды Хильдебранда, сложившиеся в общении с Х. фон Маре и К. Фидлером, во многом обусловили основные черты его произведений - внутреннюю замкнутость, некоторую холодность образов, пластическую ясность, компактность и известную статичность форм, лаконизм, и архитектоническую чёткость композиции («Адам», 1878 г., Музей изобразительных искусств, Лейпциг; «Юноша», оба - мрамор).
Идеалистические концепции Хильдебранда, абсолютизировавшие в искусстве основные закономерности взаимодействия форм и пространственных представлений, были развиты в немецком искусствознании конца 19 - начала 20 в. (Г. Вёльфлин, А. Ригль).
Фейербах (Feuerbach) Ансельм (живописец).
(12 сентября 1829 г., Шпейер, 4 января 1880 г., Венеция)
Немецкий живописец. Внук А. Фейербаха, племянник Л. Фейербаха. Учился в академии художеств в Дюссельдорфе (1845-1848 г.), Мюнхене (1848-1850 г.), Париже (1851-1854 г.)
С 1855 г. жил в основном в Италии (в 1857-1873 г. в Риме, с 1876 г. в Венеции). Испытал влияние Г. Курбе, П.П. Рубенса, итальянских мастеров 16 в. Стремясь возродить монументальное искусство в духе эпохи Возрождения, создавал огромные полотна на темы античных легенд, отмеченные величавой идеальностью и вместе с тем жизненной весомостью образов, плавной ритмикой форм, декоративизмом тональной цветовой гаммы («Ифигения», 1862 г., Музей земли Гессен, Дармштадт; «Пир Платона», 1869 г., Кунстхалле, Карлсруэ).
Бюст Арнольда Бёклина. Адольф фон Хильдебранд. 1897 г.
|
Автопортрет с Францем Ленбахом. Ханс фон Маре. 1864 г.
|
Юношеский автопортрет. Ансельм Фейербах. 1846 г.
|