Technica Series (Сериальная техника)
СЕРИАЛЬНОСТЬ (франц. serie, от лат. Series — «ряд, вереница, цепь») — проявление вариантности композиционного мышления. Потребность в серии — создании ряда последовательных композиций на одну тему или сюжет — возникает у художника в связи с ограниченностью выразительных средств и потребностью в развитии, а также по причине динамичности, экспрессивности мышления.
Композиции монументальных росписей, мозаик, витражей обычно обозначают словом цикл, поскольку их последовательность, связность, размер и расположение элементов обусловлены архитектурой, т. е. не автономными (внутренними), а внешними факторами. В ряде случаев сериальность является следствием ограниченности творческого метода, художественного направления, течения или стиля либо, напротив, настойчивыми поисками художника в одном направлении (напр. сезаннизм).
Возвращение художника спустя определенное время к прежней теме, любимым образам или мотивам не следует называть сериальностью, поскольку в данном случае определяющим является не повторение и вариация («тема с вариациями»), а преодоление старого и открытие иного решения темы. В особых ситуациях серии могут создаваться искусственно, по какому-либо произвольно взятому признаку, например при организации экспозиции временных выставок в музеях. Такова выставка «Красный цвет в русском искусстве» в Русском музее в Петербурге (1997).
В искусстве авангарда понятие сериальности выхолощено формализмом, а в массовой культуре доведено до карикатурности. В ином значении термин «серийная техника» используют в культуре модернизма. Композитор А. Шёнберг (1874-1951) вместо традиционного темперированного музыкального ряда ввел серию из двенадцати разных звуков, которую использовал вместо одного звука определённой тональности. Другая концепция серийности изложена в книге «Эксперимент со временем» (1920) английского философа Дж. У. Данна. В книге «Серийное мироздание» (1930), оказавшей влияние на писателя X. Л. Борхеса, философ приводит пример: «художник и картина».
Некий художник задумал изобразить на картине мир. Он нарисовал панорамный пейзаж, но, чтобы превратить его в пространственную целостность, ему пришлось нарисовать на картине себя, пишущего эту картину... Тогда стало не хватать изображения художника, рисующего художника, пишущего данную картину, и так до бесконечности... Подобные идеи получили распространение в модернистской литературе и кинематографе названием «текст в тексте». Сюжетом романа или сценарием фильма становятся не придуманные автором события и линия персонажей, а сам процесс написания романа или съемки фильма. Это усложняет традиционные представления о реальности.
Однако к поразительному искусству, несмотря остроумие примера «художник и картина», подобные концепции не применимы, поскольку смысл изобразительного творчества основывается не на привнесении автора внутрь изобразительного (концептуального) пространства-времени, а, напротив, в вынесении точки зрения художника и зрителя за пределы этого пространства. Понятие сериальной техники следует также отличать от мультипликации (лат. Multiplication — «возрастание, умножение»), которую применяют в киноискусстве, и от тиражирования — механического размножения произведений, например при отливке скульптур из бронзы или гипса. Тиражирование оттисков в печатной графике имеет иной смысл.
|
Фрагмент картины Питера Брейгеля “Семь смертных грехов“.
|
|