Образ Сатаны в искусстве
Греческие богословы и Отцы Церкви полагали, что Ангелы были сотворены задолго до материального мира и, следовательно, падение Люцифера произошло до появления человека. Позднее сложились представления об искушении человека дьяволом, который выступает в качестве клеветника на человека перед Богом и на Бога перед человеком. В иудейской демонологии Сатану отождествляют с духом огня Самаэлем («Отпадшим от Бога»), которому даже приписывают плотскую связь с Евой и зачатие Каина. Сумма цифровых значений букв еврейского алфавита в имени «Сатана» дает 364 — число дней в году без одного, поэтому существует поверье, что только над одним днем в году Сатана не властен. На основе древних верований складывались представления о Сатанайле (др.-евр. S'atan — «Противник» и Е1 — «Бог») как сыне Элохима и брате (злом двойнике) Иисуса Христа. В обыденных верованиях Сатану рассматривают в роли обычного завистника людям, без устали искушающего святых отшельников, пустынников, христианских подвижников.
Поскольку в новозаветных текстах не дано описание дьявола, то средневековая фантазия наделяла Сатану самыми невероятными чертами. Так, на фресках «Триумф смерти» в пизанском Кампосанто (конец XIV— начало XV в.) Сатана представлен в виде монстра огромных размеров, с рогами на голове и чудовищными отростками, наподобие змей, на теле зеленого цвета. У Сатаны драконий хвост, перепончатые, как у летучей мыши, крылья, когти на руках и ногах. В его страшной пасти видны тела пожираемых грешников.
Таким образом, Сатана в изобразительном искусстве является гротескным образом миксантропического существа, т. е. со смешанными человеческими и звериными чертами. Предполагают, что отчасти подобный образ сложился в результате борьбы с языческими представлениями о темных силах и лесных божествах - сатирах, силенах.
Изображение Сатаны.
|
Михаэль Пахер. Отец церкви Августин и Сатана.
|
Изображение Сатаны.
|