Новгородский музей-заповедник
Новгородский музей основан в 1865 году в связи с празднованием тысячелетия российской государственности и является одним из старейших музеев России. С 1917 по 1940 г. ему постепенно были переданы все архитектурные, исторические и художественные памятники города. Во время Великой Отечественной войны его коллекции были частично уничтожены, частично - увезены в Германию, а архитектурные сооружения - разрушены.
В послевоенные годы Новгородский музей был создан заново, пройдя путь от Областного краеведческого до имеющего федеральный статус Новгородского государственного объединенного музея-заповедника, включенного в Свод особенно ценных объектов культурного наследия народов Р.Ф.
Сформированная заново археологическая, нумизматическая, иконописная, ювелирная, книжная и другие коллекции уникальны не только сами по себе, но и возможностью вместе с грандиозным архитектурным и монументально-живописным комплексом XI-XIX в. (в оперативном управлении музея находится 95 памятников зодчества) проследить взаимосвязанность и непрерывность исторического и художественного развития Великого Новгорода на протяжении целого тысячелетия. Фонды музея насчитывают более 400 000 единиц хранения основного фонда.
Новгородское музейное объединение - едва ли не единственная в России музейная структура, полностью сохранившая за собою все имеющиеся до 1991 г. филиалы в городах Боровичи, Чудово, Валдае, Старой Руссе, Великом Новгороде. Это объединение имеет 36 экспозиций и стационарных выставок, половина которых за последние 10 лет были или кардинально перестроены (все экспозиции музея-усадьбы А.В. Суворова, музея колоколов в Валдае, музея Северо-западного фронта в старой Руссе, Дом-музей Ф.М. Достоевского в Старой Руссе, церковь Спаса на Ильине в Великом Новгороде) или созданы заново: экспозиции Музея изобразительных искусств (Дворянское собрание); лицевого и орнаментального шитья XII-XVII в. (Иоанновский корпус); стационарные выставки "Спасенные фрески" (гридница на Ярославовом Дворище), выставки в архитектурных памятниках собора Рождества Богородицы Антониева монастыря, церквях Федора Стратилата на Ручью, Рождества Христова на кладбище в Великом Новгороде, Музей уездного города в Валдае, "История сельскохозяйственной школы имени Н.А. Некрасова" в Чудове.
История Присутственных мест (основного здания музея).
Основные экспозиции Новгородского государственного объединённого музея-заповедника размещаются в здании Присутственных мест в Кремле и центральный вход в него «охраняют» чугунные львы, привезённые в Новгород из разрушенной в годы Великой Отечественной войны усадьбы графа Аракчеева – Грузино (близ Чудово).
Присутственные места (здесь с XVIII века размещались городские органы управления) возводились в 1783-1786 годах по проекту губернского архитектора Василия Семёновича Поливанова. До В.С. Поливанова в Новгороде не было собственных архитекторов, и проектированием занимались приглашенные из Москвы и Петербурга зодчие.
В начале XIX века в этом здании размещалось уездное казначейство, уголовный и гражданский суды, казённая палата, приказ общественного призрения, губернская чертёжная и другие организации. Подвалы были заняты винными складами.
Здание присутственных мест неоднократно ремонтировалось, менялись находившиеся в нем учреждения. Здесь получив назначение на должность советника губернского управления, недолгое время работал Александр Иванович Герцен, отбывавший ссылку в Новгороде в 1841-1842 годах.
Разрушенное в годы Великой Отечественной войны здание Присутственных мест было восстановлено и использовалось под жильё до передачи его Новгородскому музею в 1950 году. В 1957 году в здании открылась первая музейная экспозиция. С тех пор не раз проводились реэкспозиции существующих и открывались новые экспозиции.
Экспозиция музея.
Сегодня в этом здании на первом этаже находится экспозиция «История Новгорода и Новгородской земли с древнейших времён до XVII века», на втором – экспозиция «Русская икона XI-XIX в. в собрании Новгородского музея», «Древнерусское резное дерево» и выставка «Золотая кладовая Великого Новгорода. Ювелирное искусство VI-XIX в. из фондов Новгородского музея-заповедника».
Экспонаты восьми залов исторической экспозиции дают яркое и верное представление о средневековом Новгороде. Среди них документы, предметы быта, детали костюма, образцы вооружения, печати, монеты, словом – вещи, которые принадлежали нашим предкам. А благодаря уникальной находке археологов – берестяной грамоте, мы узнаём имена, живших на этой земле до нас, их беды и радости, заботы и занятия. История становится ближе и понятнее. И появляется чувство гордости за талантливых, мастеровых, отважных и предприимчивых наших предков и, как следствие, чувство ответственности за их наследие – Новгородскую землю.
На первом этаже музея – экспозиция «История Новгорода и Новгородского края с древнейших времен и до наших дней». Здесь среди множества уникальных экспонатов можно увидеть свинцовые актовые печати ХI-ХV веков, коллекцию древнерусских музыкальных инструментов, знаменитые подлинные новгородские берестяные грамоты.
Пергамен, тонко выделанная телячья кожа, на котором писали книги в Средние века, был чрезвычайно дорогим материалом. Березовая кора, береста, не стоила ничего. Не нужны были и чернила. Буквы процарапывались на бересте специальным заостренным металлическим или костяным стержнем - стилом.
Берестяные грамоты, в большинстве своем, - примеры деловой переписки. В них можно прочесть о денежных операциях, земельных отношениях, судебных исках. Вместе с берестяными грамотами для переписки использовали восковые таблички, хорошо известные в мировой культуре с античных времен и называвшиеся церами или табулами. В деревянной дощечке делалось углубление, заливался воск, по которому писали стилом. Заостренное с одного конца стило с противоположной стороны имело лопаточку, при помощи которой стиралось написанное по воску. Послав церу в другой конец города, можно было получить ответ на той же табличке. Найденные в Новгороде церы нередко украшены резьбой.
На втором этаже музея разместилось великолепное собрание новгородских икон. В числе мировых шедевров - иконы «Петр и Павел» (ХI в.), «Никола Липный» (ХIII в.), «Борис и Глеб» (ХIV в.), «Битва новгородцев с суздальцами» (ХV в.). Недаром, пока искусствоведы ещё не взялись за изучение икон, все самые красивые и добротные из них называли «новгородскими», независимо от места их изготовления.
Собрание картин российских живописцев ХVIII-ХХ в. (Ф.С. Рокотова, К.П. Брюллова, И.К. Айвазовского, И.Е. Репина, Н.К. Рериха, А. Бенуа, К. Коровина, К. Петрова-Водкина) тоже расположено на втором этаже.