Назарейцы
(по-немецки Nazarener, от названия города Nazareth в Галилее, где прошли детство и юность Христа)
Прозвище группы немецких и австрийских художников религиозно-романтического направления, входивших в "Союз Святого Луки". Союз был образован в 1809 г. в Вене по образцу средневековых гильдий, находившихся под покровительством этого святого, по преданию, исполнившего с натуры первое изображение Богоматери.
Будучи учениками Венской академии художеств, назарейцы организовали первое в художественной жизни 19 в. выступление против академических программ и принципов, темой картин выбирая не мифологические, как в академии, а исторические или религиозные сюжеты.
Разочаровавшись в принципах классицизма, интернационального по духу, а потому, по их мнению, неспособного решать проблемы возрождения искусства, назарейцы обратились к наследию средних веков и раннего Возрождения. В средневековье им виделось воплощение идеалов духовности, братства, единства, средним векам приписывали утраченные религиозность и мораль, а "Союз Св. Луки" боролся прежде всего с "безнравственностью" живописи нового времени. В творчестве назарейцев отражались религиозно-патриархальные идеи и стилистические особенности итальянской и немецкой живописи 14-15 в. (Перуджино, ранний Рафаэль, Дюрер, Гольбейн, Кранах).
Картины назарейцев Иоганна Фридриха Овербека (1789-1869 г.) и Петера фон Корнелиуса (1783-1867 г.) имели прямые параллели в искусстве прошлого: «Торжество религии в искусстве» Овербека (1840 г.) подражает Афинской школе Рафаэля, «Всадники Апокалипсиса» Корнелиуса (1843 г.) - одноименной гравюре Дюрера. Назарейцы тяготели к крупным монументальным формам, высокие идеалы художники пытались воплотить с помощью техники фрески.
Постепенно определялся стиль, общий для назарейцев: строгая композиция, подчеркнутый контур, яркие краски, хотя в целом стилистика их живописи мало отличалась от традиционной академической. Поэтому многие из бывших назарейцев к середине 19 в. заняли ведущие должности в академиях художеств, их искусство становилось все более консервативным, "академическим" в традиционном понимании этого слова (В. Каульбах, К. Пилотти и другие), однако их творчество сильно повлияло на историческую живопись 19 в.
История их "Союза Святого Луки" началась со встречи двух учеников Венской академии художеств — Овербека и Франца Пфорра (1788-1812 г.), учившихся у профессора Фюгера. Их не удовлетворяла академия, в них жил дух романтизма, они восхищались работами Дюрера и итальянских художников эпохи проторенессанса, находившихся в императорском собрании картин в Бельведере. Знакомство с живописью итальянских примитивов (художников 13-14 в.) изменило манеру письма, технику рисунка и тематику их работ. Вместо сюжетов на мифологические темы Пфорр начал отдавать предпочтение историческим сюжетам, а Овербек - религиозным.
Летом 1808 г. к Овербеку и Пфорру присоединились четыре других студента Венской академии: швейцарцы Людвиг Фогель (1788-1897 г.) и Иоган Конрад Готтингер, австриец Йозеф Зюттер и Йозеф Винтергерст (1783-1867 г.) из Швабии. Шесть будущих художников вместе работали над натурой, обсуждали картины, исполненные в новой манере письма, а 10 июля 1809 г., в годовщину своей первой встречи, поклялись хранить верность истине, возрождать пришедшее в упадок искусство и бороться против академической манеры письма. Своему союзу они дали имя евангелиста Луки, патрона средневековых живописцев, а Овербек нарисовал эмблему, которая с тех пор помещалась на обороте их холстов: св. Лука под аркой, в центре которой буква "W" - "Wahrheit" - истина.
Окончательное формирование группы назарейцев произошло в 1810 г, после того как Овербек был исключен из Венской академии "за неспособность" (на деле, за нежелание следовать царившему в академии классическому направлению). После этого Овербек, Пфорр, Зуттер, Готтингер и Фогель поселились в Риме (в то время занятом наполеоновскими войсками), где к ним примкнули другие немецкие художники - Шефер, братья Фейты, Ю. Шнорр фон Карольсфельд, Петер фон Корнелиус, сын известного берлинского скульптора Вильгельм фон Шадов (1788-1862 г.), а также итальянец Джованни Коломбо и другие.
В 1813 г. все члены союза, протестанты, перешли в католицизм.
Члены "Союза Святого Луки" стремились к возрождению истинно христианского искусства. Из религиозных соображений они отказались от изучения строения человеческого тела по трупам и не работали с обнаженной женской натурой. Рисовали и занимались живописью они только в кельях, считая, что художник должен не слепо копировать натуру, а изображать собственные чувства. Группа подражала жизни художественных артелей и религиозных братств средневековья. Это выражалось и во внешнем облике членов.
В 1812 г. в Альбано близ Рима умер Пфорр, пользовавшийся огромным влиянием на своих друзей. После его смерти художники больше не возвращались в Сан-Исидоро.
В истории искусства творчество и особенно идейно-нравственные концепции назарейцев оказали воздействие на английских прерафаэлитов (братство основано в 1848 г.), а в России - на раннее творчества А.А. Иванова. Впечатление от картины Овербека Въезд Христа в Иерусалим (1824 г.), возможно, отразилось в его картине Явление Христа народу.
Обручение Марии. Рафаэль. 1504 г. Милан. Галерея Брера.
|
Передача ключей св. Петру. Перуджино. 1481 г. Ватикан. Сикстинская капелла.
|
Аполлон и Марсий. Перуджино. Варварская галерея.
|