Деисус
(от греческого — прошение, моление; деисис)
Икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, святых отцов, мучеников и прочих. Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. В послеиконоборческую эпоху икона Деисус помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма, а затем, уже на русской почве, превратился в деисусный чин высокого иконостаса.
Самостоятельная иконографическая композиция, построенная по типу деисуса, называется «Предста Царица одесную Тебе» или более коротко «Предста Царица». В ней Христос восседает на троне в образе Царя царей, справа (одесную) от Него (слева по отношению к зрителю) стоящая в рост Богородица в царских одеждах, с другой стороны — Иоанн Предтеча. С XII—XIV в. на Балканах образ Христа — Царя царей в композиции "Предста Царица" совмещается с другим иконографическим типом — Архиерей Великий.
В домашнем иконостасе — наборе семейных молельных икон, занимающих красный угол помещения — повторяются принципы храмового иконостаса, однако, образ Иоанна Предтечи часто заменяется иконой Николая Мирликийского (Николы Чудотворца), наиболее почитаемого в России святого. «Ангельский деисус» — название иконографической композиции, включающей Христа Эммануила и двух архангелов — Михаила и Гавриила. Существует достаточно спорное мнение, что данная композиция представляет собой символическое изображение Троицы.
Иконография «Деисуса» чрезвычайно распространена в ориентировавшемся на Византию православном мире. Посередине изображен Спаситель с каноническими чертами Христа-Вседержителя (Пантократора), справа от него в молитвенной позе помещена Богородица, слева — Иоанн Предтеча. Это так называемый «малый деисус»; со временем деисусный ряд расширился за счет архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, воинов-великомучеников Георгия и Дмитрия Солунского, а также византийских святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. В русские Деисусы включались наиболее чтимые отечественные святые. В Деисусе нашло зримое воплощение одна из основных целей Земной Церкви — посредническое заступничество избранных святых за людской род перед Царем Небесным. На рубеже XIV—XV веков в Древней Руси из деисусного ряда вырос высокий иконостас — стена из икон, отделившая алтарную часть от прихожан.
Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча — самый ранний из дошедших до нашего времени из времен Киевской Руси. До того как эта икона попала в Третьяковскую галерею, она находилась в Успенском соборе Московского Кремля, где была помещена над гробницей митрополита Филиппа. По мнению В.Н. Лазарева, икона могла быть перенесена в кафедральный собор из Владимира в 1518 году, когда в Москву переносили многие местночтимые образа, в том числе и «Спас Эммануил с архангелами» (Конец XII в. ГТГ). О.С. Попова допускает, что «„Деисус“ возник, как и „Успение“, в Новгороде, ибо тип и образ Христа в них очень похож. Однако это предположение совсем не обязательно, — отмечает исследовательница, — так как общий в них образ просто может восходить к одному византийскому оригиналу. Так или иначе, в Новгороде или другом русском княжестве, но „Деисус“ создан на Руси в начале XIII в. В нем мало специфически русской выразительности и каких-либо особых местных примет стиля. Его письмо близко той живописи, что покрыла стены Студеницкой церкви». Известно, что церковь Богородицы (1208—1209 г.) в Студенице (Сербия) была расписана греческими фрескистами, очевидно, из константинопольских монастырских мастерских.
«Деисус» по смысловому содержанию связан с алтарной частью храма, потому вполне возможно, что икона в начальный период своего существования находилась в алтарном пространстве и, не исключено, возвышалась на архитраве алтарной преграды. В оплечном «Деисусе» из Третьяковской галереи Спас выписан фронтально. На нем красно-коричневый хитон с черной обводкой по вороту и черной разделкой складок. Его лик отмечен скрытой, углубленной выразительностью. Изображение Спаса имеет значительные повреждения. В некоторых местах утрачен красочный слой вместе с левкасом до доски. По всему лику видны тонировочные пятна.
Лучше всего сохранился лик Богоматери. Ее образ, созданный на этой иконе, занимает особое место во всей древнерусской иконописи: ему нет аналогов среди сохранившихся домонгольских памятниках. О.С. Попова находит, что «самое близкое ему изображение — настолпная фреска „Богоматерь Студеницкая“». Особенно выразителен лик Предтечи — пророка, аскета, изможденного пустынника — с нервным изломом нахмуренных бровей и взлохмаченными волосами. Его напряженно-углубленный взгляд не столько взывает с мольбой к Спасителю, сколько направлен вглубь самого себя. Обострение физиогномики черт и одновременная скрытость приемов письма усиливают выразительность образа. Это один из характерных иконных типов комниновского периода, который к началу XIII века уже выглядел старомодным.
Трехчастный Деисус со святыми на полях. Икона монастыря св. Екатерины.
|
Деисус Преображение. Монастырь св. Екатерины.
|
Деисус. Икона из Русского музея.
|