Фреска
(от итальянского fresco — свежий)
Техника настенной росписи водяными, реже — казеиново-известковыми красками по сырой или сухой штукатурке, а также живописное произведение, выполненное в этой технике. Фреска может быть выполнена двумя способами: а секко (от итальянского a secco — по сухому), т.е. написана по сухой штукатурке, и в технике аффреско (аль фреско), когда водяные краски наносятся на сырую штукатурку — такая фреска, без последующих исправлений темперой, наиболее сложна в исполнении, поскольку требует быстрого завершения работы. С момента высыхания влажного грунта, живопись превращалась в неотъемлемую часть стены.
Роспись а секко, далеко не столь долговечная, имеет тенденцию трескаться и осыпаться. "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи (в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие, 1495—1497 г.) — наиболее известный пример того, как великое произведение разрушается по той причине, что мастер не использовал в качестве грунта сырую штукатурку. Художники средневековья мешали красящие порошкообразные пигменты с яичным белком или казеином, но с 16 века чаще всего в качестве эмульгатора использовалась вода. Итальянский художник Ченнино Ченнини (около 1370 г. — около 1440 г.) детально описал технику фрески в своем Трактате о живописи (1437 г.). Работая в технике аффреско, художник использует картоны в размер росписи, частями перенося с картона на стену ровно такую часть изображения, которую можно написать, пока штукатурка еще влажная.
Самые древние фрески сохранились в Египте и Фивах и относятся к периоду Нового царства (1555—1090 до н.э.). Греки в Микенах и Тиринфе и критяне в росписях Кносского дворца применяли наравне с а секко технику аффреско. В период античности, во время классического и эллинистического этапов развития искусства фреска по-прежнему пользовалась популярностью и позже использовалась для росписи катакомб первыми христианами. Прекрасные фрески времён античности были сохранены в разрушенных строениях Геркуланума и Помпеи.
В последующие столетия техника чистой фрески (т.е. живописи по сырой штукатурке и без применения каких-либо иных связующих, кроме воды) использовалась мало. Во Франции и Германии сохранились романские фрески XI в., что говорит о продолжении существования этой традиции. Искусство фресковой живописи не было совершенно забыто, но сильно понизилось и в техническом, и в художественном отношении, как можно о том заключить по немногим остаткам стенной росписи в церквях, дошедших до нас от начальной поры средневековой эпохи.
Только в XIII и XIV столетиях, в Италии, эта отрасль искусства улучшилась и снова вошла в большое употребление, благодаря Чимабуе, Джотто, Гадди и другим флорентийским и сиенским мастерам, внесшим в нее величественность стиля и распространившим через своих многочисленных учеников любовь к ней и знакомство с нею по всему Апеннинскому полуострову. Римские архитектурные формы, которым отдавали предпочтение в Италии, хорошо подходили для фресковой росписи. К этому времени произошел поворот к лучшему и в Германии, доказательством чего служат любопытные фрески в брауншвейгском соборе, в кельнских церквах св. Гереона, св. Урсулы, св. Куниберта и в других местах.
В те времена фресками было принято расписывать церковные паперти, фасады домов и стены надворных монастырских галерей. Эти фрески носили назидательный характер - например, картина-аллегория "Пляски Смерти". Но самая цветущая пора фресковой живописи настала в Италии XVI столетия, когда живописцы этой страны, в особенности из числа принадлежавших флорентийской, римской и ломбардской школам, поощряемые папами, владетельными особами и вельможами, один перед другим старались выказывать свои способности и знания в обширных, монументальных работах, заказываемых их покровителями.
В эпоху Ренессанса такие мастера, как Мазаччо, А. Мантенья, Л. Синьорелли, Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи, украшали церкви и дворцы фресками, выполненными с такой виртуозностью, что, казалось, исчезала сама плоскость потолка или стены, на которых они были написаны. Но блестящее состояние фресковой живописи быстро сменилось ее упадком. Последователи Микеланджело, не наделенные его гениальностью и неспособные проникнуться его духом, стремились подражать ему, но переносили в свое мастерство только его недостатки и породили тот вычурный стиль, который известен под названием барокко.
Однако, нельзя сказать, чтобы фрески эпохи барокко были совсем лишены достоинств — многие из них отличаются большой, хотя и чисто внешней эффектностью, а в отношении техники — весьма развитым мастерством, державшимся хороших старых традиций, забытых или пренебреженных новейшим искусством. Р. Менгс, в середине XVIII столетия, пытался возбудить остывший интерес к фресковой живописи и возвратить ей свойственный ей характер серьезности и величия, но его старания остались почти безо всякого результата: вместо нее для декоративных работ прибегали к живописи масляной или а-секко.
Хотя фресковая живопись пользуется популярностью по всему миру, до сих пор её становление связывают в основном с Италией. Замечательным исключением стало творчество мексиканских живописцев-монументалистов XIX—XX в.: Д. Риверы, Х. Ороско и Д. Сикейроса, которые в своих плоскостных композициях с угловатым рисунком воплотили национальные индейские мотивы.
Фреска на колонне в церкви Иоанна Златоуста. 1911 г.
|
Римская фреска. 40—30 г. до н.э.
|
Введение Богородицы во храм. Джотто.
|