Этнос
(по-гречески ethnos — группа, племя, народ)
Группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общим языком, культурой и самосознанием. Понятие «этнос» как категория, обобщающая признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества, разрабатывалось преимущественно в российской, советской и постсоветской этнографии.
Основы теории этноса были заложены в 1920-х годах С.М. Широкогоровым. Он рассматривал этнос как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал «единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни». В 1960-е — 1980-е года концепция Широкогорова была развита советскими этнографами. Наиболее последовательной ее марксистской интерпретацией стала теория Ю.В. Бромлея. Он предлагал различать этникосы (этнос в узком значении слова) как совокупности людей, объединенных общим языком, культурой и самосознанием, и этносоциальные организмы — ЭСО (этнос в широком значении слова) как этнос, сопряженные с территориально-политическими общностями. В зависимости от принадлежности к определенной общественно-экономической формации этносоциальные организмы выступают в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической).
Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация этнических процессов — изменений этноса, проинтерпретированная применительно к различным эпохам прогресса человечества. В работах представителей другого теоретического направления А.С. Арутюнова и Н.Н. Чебоксарова этнос был рассмотрен в контексте теории коммуникации. Этносы представлялись как ареалы повышенной плотности информации. Особое внимание было обращено на межпоколенную трансляцию информации, обеспечивающую преемственность и стабильность этнической системы во времени. Стадиальные типы этнических общностей — племена, народности и нации рассматривались как три разных типа информационной плотности. Концепция Арутюнова и Чебоксарова стала наиболее продуктивным в инструментальном и прикладном отношении вариантом теории этноса.
Последовательно немарксистский подход к феномену этноса отличает работы Л. Гумилева. В них этносы представлены как элементы этносферы — особой биосоциальной реальности, развивающейся по своим уникальным законам. Этнос, по Гумилеву, может пребывать в "персистентном" (цикличном) и "динамичном" состоянии. Переход в последнее обусловлен своего рода мутациями — пассионарными толчками.
По Гумилеву, этнос проходит ряд стадий развития и, подобно живому организму, умирает. Благодаря откровенному нонконформизму концепция Гумилева приобрела необычайную популярность, особенно за пределами профессиональной аудитории. При всех различиях концепции этносы имеют ряд общих недостатков. Опора на понятия, объем которых сам по себе является предметом дискуссии (язык, культура, территория), делает построение теории и самого определения этнос крайне затрудненным.
Понятие «этнос» отражает в полной степени лишь свойства этнических общностей индустриальной эпохи — наций. По отношению к донациональным стадиям развития, с характерными для них культурно-лингвистической вариативностью и неэтническими формами самосознания, понятие «этнос» оказалось непродуктивным (например, категория «народность»). В зарубежной социально-культурной антропологии понятие «этнос» употребляется сравнительно редко, а построение его теории не считается актуальным. Более употребительным является понятие «этничность», отражающее принадлежность к определенной нации или этнической группе.
Этнос Камчатки.
|
Русский этнос.
|
Китайский этнос.
|