Валентин Серов


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Миниатюра


(по-французски miniature; по-итальянски miniatura, от латинского minium - киноварь, сурик, которыми в древности расцвечивались рукописные книги)

Портрет Кристины Бойе (Ж.Б. Изабе, 19 в.) 1) В изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения небольших размеров, отличающиеся тонкостью исполнения, а также искусство их создания.

Основными видами миниатюры являются: книжная, портретная и лаковая.

Книжная миниатюра
- выполненные от руки рисунки, цветные иллюстрации, а также другие элементы оформления (инициалы, заставки, концовки и т.д.) в рукописных книгах. Для расцвечивания книги старые мастера обычно пользовались гуашью, акварелью и клеевыми красками. Книжная миниатюра существовала уже в Древнем Египте, а также в античной культуре. В Европе и на Востоке (Индия, Персия) она достигла своего расцвета в средние века; однако появление в Европе в середине XV в. книгопечатания постепенно свело ее на нет. В Древней Руси ранняя книжная миниатюра XI в. развивалась под воздействием византийской традиции, затем - под влиянием иконописи и фресковой живописи. В конце XV в. в миниатюру проникают светские сюжеты. В России книжная миниатюра как род книжного искусства существовала вплоть до XX в.

Портретная миниатюра - разновидность маленького портрета – от полутора до двадцати сантиметров, живописного, рельефного или резного. Портрет может быть в виде картины или в виде медальона, находиться на табакерке, перстне, часах и пр. Может быть написан на пергаменте, слоновой кости, бумаге, пергаменте, реже - в технике эмали, на фарфоре керамическими красками, маслом на металле. В качестве самостоятельного жанра портретная миниатюра появляется в Европе в эпоху Возрождения (конец XV - начало XVI в.) и достигает расцвета в XVIII в. В России первые портретные миниатюры, выполненные на эмали, появились в начале XVIII в. и получили столь большое распространение в обществе, что в 1779 г. был открыт класс миниатюрной живописи в Петербургской Академии художеств. Такие выдающиеся художники, как Г.И. Скородумов, В.Л. Боровиковский, Н.И. Аргунов, Ф.П. Толстой, И.И. Теребенев, К.П. Брюллов, О.А. Кипренский, П.Ф. Соколов, отдали дань портретной миниатюре. В середине XIX в. портретная миниатюра исчезает в своем классическом виде, вытесняемая дагерротипами и фотографией. В дальнейшем, на рубеже XIX и XX в., к ней обращались мастера объединения "Мир искусства", однако лишь в качестве стилизации.

Книга миниатюрЛаковая миниатюра - изображения небольших размеров, выполненные по лаковой поверхности. Это могут быть самостоятельные пластины, но чаще такие изображения украшают функциональные предметы - посуду, декоративные вазы, шкатулки, ювелирные изделия и т.д. Основой для нанесения лака служат дерево, папье-маше, реже - металл. Процедура нанесения лака довольно длительная. Ей предшествует специальное грунтование, зависящее от основы, затем начинается многократное покрытие лаком, сушка и полирование поверхности, нанесение специальными красками изображения. Родиной лаковой живописи является Китай (II тыс. до н.э.). В Европе восточные лаки стали известны в XV в., а собственное производство появляется в XVII-XVIII в. (в Германии, Франции, Англии). Расцвет лаковой миниатюры в России приходится на начало XIX в., когда появляются мастерские лаковой живописи в Петербурге, Москве, Подмосковье (Федоскино, Жостово), на Урале. В 1920-х — 1930-х г. на основе традиционных центров народного искусства возникли новые - Палех, Мстёра, Холуй, где продолжает успешно развиваться миниатюрная живопись - пейзажи, исторические портреты, бытовые и сказочные композиции, выполненные темперными красками на лаковых изделиях.

2) По аналогии с произведениями живописи — в литературе, театре, музыке, цирке, на эстраде - жанр "малых форм", небольшое по размеру произведение (рассказ, пьеса, водевиль, интермедия, скетч, разговорная, хореографическая, вокальная или музыкальная сценка, эстрадная или клоунская реприза и т.д.). На миниатюрах строится репертуар театров миниатюр.

В литературе, например, характерной чертой служат ее небольшие размеры: 5-10 страниц — предел, редко превышаемый. Миниатюрность, помимо небольших размеров, предполагает сохранение между составляющими частями тех же самых пропорций, какие существуют в соответствующем большом предмете. В применении к литературе, миниатюрой может быть названа вещь, охватывающая, по объему своих образов или же идей, такую же широкую область, какую охватывает крупное литературное произведение, а не ограничивающаяся одним каким-либо моментом, выхваченным из жизни, вне его общежизненного смысла. Небольшие размеры миниатюры влекут за собою и другие ее чисто-формальные особенности, которыми она отличается от крупного по объему произведения. Среди них на первом месте — тщательность отделки. Здесь — полная аналогия с миниатюрой живописной, которая требовала острого глаза и уверенной руки.

Мастер Сите-де-Дам (Кристина Пизанская, 15 в.)
Мастер Сите-де-Дам. Кристина
Пизанская. Пергамент. Начало 15 в.

Диана, отдыхающая после охоты. (Й. Вернер, 1663 г.)
Диана, отдыхающая после охоты.
Йозеф Вернер. Гуашь. 1663 г.

Христос с апостолами (1340 г.)
Христос с апостолами.
Миниатюра из Сийского Евангелия. 1340 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Валентин Серов. Сайт художника.