Валентин Серов


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Румянцевский музей


(от имени графа Н.П. Румянцева)

Московское здание музея Крупное собрание книг, монет, рукописей, других этнографических и исторических материалов в Петербурге, а затем и Москве. Возник как частная коллекция, которую при жизни собрал, а частью унаследовал русский граф и дипломат Н.П. Румянцев (1754—1826 г.). После кончины графа в Петербурге 15 марта 1826 года Румянцевский музей был передан в ведение Российского государства.

В 1831—1861 году экспонаты музея был открыты для публичного обозрения всеми желающими в Румянцевском дворце в Петербурге. В 1861 году, несмотря на многочисленные протесты петербургской интеллигенции, музей был переведён в Москву, где он вошёл в состав так называемого «Московского публичного музеума и Румянцевского музеума». Собрание периодически пополнялось за счёт приобретения коллекций частных лиц.

Румянцевский музей в период своего существования - уникальный пример собирания культурного наследия на основе частной инициативы коллекционеров, дарителей, меценатов, в число которых вошли государственные деятели, члены императорской семьи, деятели культуры, представители различных сословий российского общества.

Благодаря "высочайшему почину" музей до революции не знал недостатка в подарках и пожертвованиях. Среди дарителей - члены императорской семьи, графиня Уварова, наследники архитектора Н. Львова, братья Мухановы, академик гравюры Н. Мосолов, В. Трофимович, И. Свешников и многие другие. Академия художеств подарила ко дню "второго рождения" музея работы художников Д.Г. Левицкого, К.П. Брюллова, Н.П. Зайервида. Несколько картин были переданы музею немецкими художниками: Вильмеером ("Дети в лесу"), Майером из Бремена ("Дети у ручья"). Берлинский профессор Шредер прислал картину "Мария Стюарт принимает причастие перед казнью".

Румянцевский музей был центром художественной жизни Москвы ХIХ в., обладая известными собраниями картин русской и западноевропейской живописи, графики, лубочной картинки, коллекциями христианских и русских древностей, скульптурных слепков и фотографий с древних памятников. На выставке были представлены уникальные экспонаты из Афонских экспедиций П.И. Севастьянова, собрания Л.К. Зубалова, А.С. Уварова, К.Т. Солдатенкова, Н.И. Подклюшникова, М.П. Фабрициуса, а также картины из коллекции Федора Ивановича Прянишникова, первого собирателя русской живописи, которая в 1867 году была приобретена для музея. Среди 172 картин этой коллекции работы И.К. Айвазовского, В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова, А.Г. Венецианова, О.А. Кипренского, Д.Г. Левицкого, П.А. Федотова.

Петербургское здание музеяВ июле 1862 книжный фонд Румянцевского музея был реорганизован в библиотеку. В Москве Румянцевский музей разместили в доме Пашкова, который был возведен в 1780-х г. российским архитектором В.И. Баженовым. Музей подразделялся на три отдела — живописный, гравюрный и т.н. Дашковский музей, в который вошли собрания русских путешественников, в частности, Крузенштерна и Лисянского. В 1924 году, уже при советской власти, здание музея и его библиотека были переданы созданной на её основе Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина.

Во время реорганизации Румянцевского музея его уникальные экспонаты пополнили коллекции ведущих музеев России: Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Иркутска, Владимира, Ростова Великого, Иванова, а ряд произведений впоследствии оказались за её пределами: в Киеве, Феодосии, Ялте, Гомеле, Ташкенте и других городах. Полотна Рембрандта и многих других европейских художников были переданы в ГМИИ им. А.С. Пушкина, собрание отечественной живописи — в Третьяковскую галерею, а экспонаты Дашковского музея — в Музей народов СССР.

Все этнографические коллекции, и собранные графом Румянцевым, и те, которые появились уже в Москве, ныне хранятся в Санкт-Петербурге. Экспонаты из отдела народов России попали туда только в 1940-х годах, а до этого они находились в “Этнопарке” (так называлась бывшая “Мамонова дача” на Воробьевых горах). После ликвидации “Этнопарка” особняк был передан Институту химической физики, ныне носящему имя его основателя академика Н.Н. Семенова. Долгоруковская коллекция и драгоценности из отдела древностей поступили в Гохран и в Музейный фонд. В Музей фарфора было передано несметное количество коллекционных изделий в 69 ящиках и 21 металлическая витрина. Часть фарфора была сдана в музейный фонд — 24 наименования, в том числе изделия из мейсенского фарфора.

Портрет Н.П. Румянцева (Дж. Доу)
Портрет
Н.П. Румянцева.
Дж. Доу.

Библиотека Румянцевского музея
Библиотека Румянцевского музея.

Дети, бегущие от грозы
Дети, бегущие
от грозы.
К.Е. Маковский.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Валентин Серов. Сайт художника.