Неоклассицизм
Художественные явления, происходившие в последней трети 19 – 20 веке, характеризующиеся возрождением традиций античности, эпохи Возрождения и классицизма. Второе значение термина – обозначение эпохи классицизма во второй половине 18 – первой трети 19 века, в отличии от искусства классицизма 17 – первой половины 18 века.
В изобразительном искусстве понятие "неоклассицизма" включает гораздо более широкий круг явлений, чем в архитектуре, и применяется по отношению к более разнородным художественным течениям. Здесь особенно остро выразилось желание противопоставить внутреннюю гармонию классических образов трагической дисгармонии современной жизни, идейному и стилистическому брожению в искусстве.
Некоторые предвосхищающие неоклассицизм моменты ощутимы уже в творчестве прерафаэлитов (с середины 19 в.). Однако впервые о неоклассицизме как об относительно целостном явлении можно говорить применительно к так называемому неоидеализму, окончательно сложившемуся к концу 1870-х г. в Германии.
Полемизируя как с академической эклектикой и натурализмом, так и с реализмом, следуя "вечным" идеалам красоты, "неоидеалисты" (живописцы А. Фейербах и Х. фон Маре, скульптор А. Хильдебранд и другие) стремились возродить (хотя это нередко осуществлялось в отвлеченно-рассудочной форме) монументальность и пластичную чёткость классического искусства. В области эстетики это стремление обосновывалось в сочинениях К. Фидлера, считавшего задачей искусства преодоление "хаоса" действительности, формотворчество как выражение особой "формы видения" художника.
Большое распространение неоклассицизм получил в конце 19 — начале 20 в., явившись одной из разновидностей реакции на импрессионизм. Он сочетал в общем русле определённые позднеакадемические тенденции, в той или иной степени программное следование принципам античного искусства (причём не столько периода классики, сколько архаики), реже - искусства Возрождения (опять-таки не столько Высокого, сколько Раннего) и классицизма, а также имел соприкосновение (порой очень близкое) со стилистикой "модерна". Термин "неоклассицизм" в разной мере применим к творчеству или к отдельным сторонам творчества таких мастеров конца 19 — 1-й половины 20 в., как скульптор Э. А. Бурдель во Франции, К. Миллес в Швеции, Г. Вигеланн в Норвегии, французский скульптор А. Майоль, К. Нильсен в Дании, И. Мештрович в Югославии, Ф. Мессина в Италии, французы М. Дени и П. Пюви де Шаванн, швейцарец Ф. Ходлер, в России – А. Т. Матвеев, С. Т. Коненков, Л. С. Бакст., А. Е. Яковлев, С. Д. Меркуров, В.А. Серов.
Причастность к неоклассицизму обнаруживают и течения в изобразительном искусстве 1920-х — 1930-х г., возникшие как реакция соответственно на экспрессионизм, футуризм, кубизм: "новая вещественность" в Германии (А. Канольдт и др.), оказавшая в 1930-е г. влияние на регионализм в США (Г. Вуд и др.); претерпевшая в 1920-е г. эволюцию "метафизическая живопись" в Италии (Дж. Де Кирико, Ф. Казорати и др.): "неоэнгризм" П. Пикассо во Франции, отличавшийся от перечисленных течений своей гуманистически-идиллической тональностью и в большей мере повлиявший на характер неоклассицизма других европейских школ. Так же, как и в области архитектуры, арсенал художественных средств неоклассицизма использовался официальным искусством фашистских режимов для создания ложномонументальных, безжизненно-холодных либо напыщенно-патетических образов, воплощающих культ государственной мощи и "героя-сверхчеловека" (живописцы А. Фуни, М. Сирони и др. в Италии, скульптор А. Брекер и др. в Германии).
В архитектуре выделяются три периода наиболее широкого распространения неоклассических течений, связанных большей частью с традициями классицизма: первый, начавшийся около 1910 г. и в ряде стран продолжавшийся до середины 1920-х г.; второй, захвативший в основном 1930-е г.; третий, зародившийся в конце 1950-х г.
В первый период лаконизм и логичность организации классической формы выдвигались в противовес формальному произволу и избытку декора в архитектуре эклектики и "модерна". В ряде стран неоклассицизм этого времени использовал конструктивные приёмы, выработанные "модерном", и содержал в себе определённые рационалистические тенденции (О. Перре и Т. Гарнье во Франции, П. Беренс в Германии, О. Вагнер и А. Лоз в Австрии, Г. Асплунд в Швеции и др.).
В русской архитектуре 1910-х г. неоклассицизм получил более ретроспективную окраску, преобладающим здесь было стремление утвердить основные принципы архитектурной классики (И.А. Фомин, И.В. Жолтовский, В.А. Щуко и др.); в те же годы к стилизации классических мотивов обратились и представители русского "модерна" (Ф.О. Шехтель, Ф.И. Лидваль и др.).
В США и Великобритании неоклассицизм 1910-х — 1920-х г. развивался преимущественно в официальной архитектуре, отличаясь парадной представительностью и подчёркнутой монументальностью (например, памятник А. Линкольну в Вашингтоне, 1914—1922 г., архитектор Г. Бэкон).
В 1930-е г. средства неоклассицизма широко использовались в архитектуре Италии и Германии для создания преувеличенно монументальных, подавляющих человека сооружений, служивших целям пропаганды фашистской идеологии (Университетский городок в Риме, 1930—1935 г., архитектор М. Пьячентини; Дом искусства в Мюнхене, 1933—1937 г., архитектор П.Л. Трост; Имперская канцелярия в Берлине, 1938 г., архитектор А. Шпеер, разрушена в 1945 г.). В этих постройках неоклассицизм был приведён к подчинённым строгой симметрии, застывшим, огрубленным формам.
Для этого направления характерны сочетание некоторых композиционных приёмов классицизма с формами, диктуемыми современными конструкциями, имитация дорогих материалов, нередко - введение в постройки за пределами США элементов, внешне ассоциирующихся с местной архитектурной традицией (посольства США: в Дели, 1958 г., архитектор Э. Стоун, Лондоне, 1960 г.. архитектор Э. Сааринен, Афинах, 1957—1961 г., архитектор В. Гропиус, и др.).
Наиболее значительное сооружение неоклассического направления в официальной и коммерческой архитектуре США - Линкольн-сентер в Нью-Йорке (1960-е г., архитекторы Ф. Джонсон, У. Харрисон, М. Абрамовиц, Э. Сааринен), здания которого образуют чёткое и симметричное обрамление прямоугольной площади. Принципы неоклассицизма нашли также известное отражение в советской архитектуре во 2-й половине 1930-х - начале 1950-х г.
Мария Луиза Парма. Менгс Антон Рафаэль. 1765 г.
|
Наполеон на Святом Бернарде. Жак Луи Давид. 1800 г.
|
Царица ангелов. Вильям Бугро. 1900 г.
|