Semantica ars (Семантика искусства)
СЕМАНТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (от греч. semantikos — «обозначающий»; sema — «знак, знамение») — раздел искусствознания, в котором изучают соотношение смысла и значения, содержания искусства и формы изображения, а также отношения изобразительных форм между собой.
Таким образом, семантика изобразительного искусства призвана разрешить основную проблему герменевтики: насколько правильно данное изображение передает действительность или оно искажает ее, насколько оно истинно или обманчиво. Древнегреческий бог Гермес — вестник, посланник богов, передающий людям их волю, а также хитроумный изобретатель. Отсюда название области древних эзотерических знаний (греч. hermeneutikos— «истолковывающий, разъясняющий»).
Согласно герметическим учениям, смысл творчества предопределен Божественным Творением, он не может быть создан, но может приоткрываться сознанию человека в состоянии творческого аффекта, вдохновении. Значение (содержательность) изображения как знака возникает в результате мысленного соотнесения смысла творчества (его абсолютной ценности) с контекстом творческого процесса (конкретными задачами изображения, функциями произведения искусства, материальными условиями).
Несоответствие значения характеризует авангардистские и формалистические произведения; корреспонденция (от лат. согredpondere «отвечать, устанавливать отношения смысла и значения знака присуща реалистическому искусству. Отсюда два ключевых понятия семиотики искусства - «лемма и икона» («посылка и изображение»; греч. lemma— «взятка, прибыль»; ekon — «изображение, образ»).
Смысл творчества дает посылку – импульс, вдохновение, которое корреспондирует с абсолютной ценностью творчества; изображение связано с материальной формой и является средством коммуникации — связи художника и зрителя. Потому немаловажно, насколько такое изображение существенно и в то же самое время, понятно, доступно для восприятия. Точки зрения художника и зрителя могут значительно различаться. Это различие усиливается с исторической дистанцией между творцом и зрителем.
Отсюда, к примеру, трудность понимания архаических форм искусства, средневековых произведений живописи, скульптуры. Так возникает еще одно понятие - язык художественного произведения. Художник может говорить на «иностранном», непонятном зрителю диалекте, и тогда зритель вынужден его изучить. Дополнительную трудность представляет соотношение субъективного и объективного в художественном образе.