Диорама
(от греческого dia - через, сквозь и horama - вид, зрелище)
Лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина-декорация больших размеров с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Изображает здания, пейзажи или батальные сцены с переменным освещением. Диораму относят к массовому зрелищному искусству, в котором иллюзия присутствия зрителя в природном пространстве достигается синтезом художественных и технических средств.
Диорамы рассчитаны на искусственное освещение и часто располагаются в специальных павильонах. Огромную роль в экспонировании диорамы играют оборудование экспозиционного зала и конструкция смотровой площадки, а также свет и звук (музыкальное и дикторское сопровождение). Большинство диорам посвящено историческим сражениям. Наиболее широко диорама применяется в музейной практике как особый способ подачи документального материала, подкрепленный образной эмоциональностью.
Для усиления иллюзии рама диорамы составляется предметами, среди которых находится зритель, например для этого служат столбы, перила и крыша настоящей беседки или павильона расположенные так, что зритель, даже переходя с места на место, не может видеть краев картины. Диорама занимает одну только сторону, или все пространство, окружающее павильон, представляя собой в последнем случае внутреннюю поверхность цилиндра, которого верх и низ скрыты от зрителя.
Такая декорация с круговым горизонтом часто называется панорамой, но существенной особенностью диорамы является переменное освещение. Первая диорама была создана во Франции в 1822 году Луи Жаком Дагером, знаменитым изобретателем фотографии. Сложные механизмы и изощренная игра света вместе с зеркалами и пологом размерами 22х14 м. диорамы Дагера и Бутона держали в напряжении зрителей, перед которыми каждые 15 минут менялись сюжеты: горы, развалины готических замков, итальянские пейзажи.
Перемена освещения в диораме производится при помощи цветных стекол, находящихся в крыше здания, в котором находится картина; но кроме того картина освещается насквозь с задней ее стороны. Для достижения этой цели картина пишется достаточно прозрачными красками на тонкой материи и даже на двух ее сторонах, что позволяет, при сквозном освещении, вводить и новые красочные тона и даже новые предметы или же только усиливать одни из них и ослаблять другие.
В Берлине диорама была позднее устроена известным декоратором Грониусом, откуда в 1851 г. она была переведена в Петербург; у нас она была известна под названием панорамы Палермо. Посетители входили внутрь круглого здания и по лестнице поднимались в павильон, из которого открывался во все стороны вид на Палермо и его окрестности.
Павильон находился как бы внутри монастырского здания, двор которого был выстлан каменными плитами; вблизи видна была колокольня (все - живопись), с которой, при наступлении сумеречного освещения неслись звуки колокола, призывавшие к вечерней молитве, что способствовало усиленно иллюзии, производимой прекрасно написанной декорацией.
Первая советская диорама «Взятие Ростова», посвященная событиям Гражданской войны, была создана в 1929 году Митрофаном Борисовичем Грековым. Диорама была утрачена в годы Великой Отечественной войны. В создании диорам принимали участие М.И. Авилов, В.К. Быляницкий-Бируля, Г.Н. Горелов, Б.В. Иогансон, А.А. Лабас, А.В. Моравов, А.А. Пластов, Г.К. Савицкий, В.С. Сварог, П.П. Соколов-Скаля, а также члены Студии военных художников имени М.Б. Грекова, образованной в 1934 году. В 1977 году Е.И. Дешалыт создал самую большую в мире передвижную диораму «Панорама Москвы», которая с успехом экспонировалась в Филадельфии (США), Софии (Болгария), Лондоне и Турции, а с 1980 года до начала перестройки — на ВДНХ в Москве.
В настоящее время наиболее типичными являются диорамы с набитыми чучелами животных и птиц и имитацией растений для реалистичного представления среды их обитания в природных условиях. Обычно их можно видеть в большинстве крупных городов в краеведческих музеях и музеях природы.
Блокада Ленинграда. Фрагмент диорамы.
|
Курская битва. Фрагмент диорамы.
|
Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 года. Фрагмент диорамы.
|